Научная статья на тему 'Морфофункциональное состояние школьников и его зависимость от организации физического воспитания'

Морфофункциональное состояние школьников и его зависимость от организации физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РИСК / HEALTH / ANTHROPOMETRIC INDICES / FUNCTIONAL INDICES / CHILDREN OF SCHOOL AGE / PHYSICAL TRAINING / RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гозак Светлана Викторовна, Елизарова Елена Тарасовна

В статье отображены особенности морфофункциональных показателей школьников, обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях с разным уровнем организации физического воспитания. Установлено влияние фактора «организация физического воспитания» на осанку, физическую работоспособность, силовые качества, функционирование кардиореспираторной системы детей, адаптационно-резервные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morphofunctional condition of schoolchildren and its dependence from the organization of physical education

Peculiarities of morphofunctional indices of schoolchildren, studying at the secondary educational institutions with different levels of the organization of physical training, are reflected in the article. We determined an effect of the factor of physical training organization on physical development, posture, physical working capacity, strength qualities, functioning of cardio-respiratory system of the children.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональное состояние школьников и его зависимость от организации физического воспитания»

IVh

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК Б1Б-092-053.2/.5:79Б/799

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И ЕГО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С.В. Гозак, Е.Т. Елизарова,

ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева НАМНУ», г. Киев

Гозак Светлана Викторовна - e-mail: svitlana_gozak@mail.ru

В статье отображены особенности морфофункциональных показателей школьников, обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях с разным уровнем организации физического воспитания. Установлено влияние фактора «организация физического воспитания» на осанку, физическую работоспособность, силовые качества, функционирование кардиореспираторной системы детей, адаптационно-резервные возможности.

Ключевые слова: здоровье, антропометрические показатели, функциональные показатели,

дети школьного возраста, физическое воспитание, риск.

Peculiarities of morphofunctional indices of schoolchildren, studying at the secondary educational institutions with different levels of the organization of physical training, are reflected in the article. We determined an effect of the factor of physical training organization on physical development, posture, physical working capacity, strength qualities, functioning of cardio-respiratory system of the children.

Key words: health, anthropometric indices, functional indices, children of school age, physical training, risk.

Введение

Физическое воспитание в общеобразовательных учебных учреждениях (ОУУ) является неотъемлемой частью учебного процесса. К основным задачам эффективной реализации программ физического воспитания в учебном заведении относится поддержка на высоком уровне умственной работоспособности, обеспечение гармоничности физического и психологического развития, профилактика и коррекция неблагоприятного воздействия школьных факторов, укрепление здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Организация физического воспитания в ОУУ без учета состояния здоровья, возрастно-половых и индивидуальных особенностей ребенка приводит к возрастанию количества морфофункциональных отклонений, уровня и продолжительности заболеваний, развития хронической патологии и не способствует развитию мотивации к систематическим физическим занятиям. Поскольку в последние годы существует устойчивая тенденция к снижению уровня физической подготовленности современных детей и подростков, а также ухудшение состояния их здоровья [1], оптимизация физического воспитания в ОУУ является одной из актуальных задач профилактической медицины.

Цель исследования: установить особенности морфофункционального состояния школьников в зависимости от организации физического воспитания в школе.

Материалы и методы

Проведено изучение морфофункциональных особенностей у 416 детей (238 мальчиков и 178 девочек) младшего, среднего и старшего школьного возраста в трех ОУУ г. Сумы.

Нарушение осанки определяли при помощи плечевого индекса (ПИ) [2]. Мышечную силу ведущей кисти оценивали при помощи кистевого динамометра, рассчитывали силовой индекс как отношение величины мышечной силы к массе тела [2].

Функциональные возможности детей были оценены при помощи индекса Руфье (ИРФ) с оценкой по методике Л.В. Квашниной [3] и индекса Скибинского (ИС) с оценкой по методике, разработанной Федерацией спортивной медицины и НИИ педиатрии РАМН [4].

При этом для удобства изложения материала группы детей, которые относятся к группе риска и имеют уровень индексов СИ, ИРФ и ИС «низкий» и «ниже среднего», объединили в одну группу «низкий уровень», а группу детей с уровнями индексов «выше среднего» и «высокий» объединили в группу «высокий уровень».

Определение уровня адаптационно-резервных возможностей (АРВ) проводили при помощи разработанной нами методики [5]. При этом критически низкий уровень АРВ трактовали как срыв адаптации, низкий - как неудовлетворительную адаптацию, средний - напряжение механизмов адаптации, высокий - удовлетворительную адаптацию. Дети с критически низким и низким уровнем АРВ имеют высокий риск развития заболеваний.

В этих же ОУУ была проведена оценка соответствия гигиеническим требованиям организации физического воспитания (ОФВ) по критериям - количество и квалификация преподавателей физкультуры, количество уроков физкультуры в неделю, использование элементов лечебной физической культуры, качество медико-педагогического

контроля за физическим воспитанием. Уровень ОФВ оценивали как низкий при значении показателя меньше 1,71 балла, средний - от 1,72 до 1,94 баллов и высокий - больше 1,94 балла.

Обработка данных, систематизация материала и первичная математическая обработка были выполнены с помощью таблиц Microsoft EXCEL 2010. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета STATISTICA 8.0. В статье приведены значения критерия Пирсона (х2) и коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rS). Для вероятностной оценки рассчитывали относительный риск (RR), этиологическую фракцию (EF) [6]. Доверительный интервал (ДИ) для RR определяли по формуле [7].

Д1{ЯК) = exp(ln RR ± 1.96о-(1пЯЯ))

Результаты и их обсуждение

В результате проведенного исследования выявлено, что в двух обследованных ОУУ организация физического воспитания соответствует высокому уровню и составляет 1,98+0,01 и 2,18+0,02 балла, а в третьем - низкому (1,62+0,01 балла). На основе этих данных были сформированы две группы исследования: дети, обучающиеся в ОУУ с высоким (ОФВ-,) и низким (ОФВ2) уровнями ОФВ.

Выявлено влияние фактора «уровень ОФВ» на формирование осанки (rS=0,17, p=0,002), мышечную силу ведущей кисти (rS=0,25, p=0,000), толерантность к физической нагрузке (rS=0,12, p=0,037), уровень функциональных возможностей кардиореспираторной системы (rS=0,20, p=0,001) и адаптационно-резервные возможности (rS=0,16, p=0,004).

Среди обследованных детей доля школьников, у которых выявлены нарушения осанки (сутулость), составляет 22,7+1,1%. Различия между группами, обучающимися в ОФВ! и ОФВ2, статистически значимы (х2=9,8, p=0,002). В ОФВ2 доля школьников с сутулостью составляет 34,4+2,1%, в ОФВ! - 18,2+1,2% (таблица 1).

ТАБЛИЦА 1.

Особенности осанки детей школьного возраста г. Сумы, %

Уровень ОФВ n/% Оценка плечевого индекса

Сутулость Нормальная осанка

Низкий п 31 59

% 34,4±2,1 65,6±2,1

Высокий n 43 193

% 18,2±1,2 81,8±1,2

Обе группы n 74 252

% 22,7±1,1 77,3±1,1

ТАБЛИЦА 2.

Характеристика мышечной силы ведущей кисти детей школьного возраста г. Сумы, %

Уровень ОФВ n/% Оценка силового индекса

низкий средний высокий

Низкий n 62 14 14

% 68,9±2,1 15,6±1,6 15,5+1,6

Высокий n 101 43 93

% 42,6±1,5 18,1±1,2 39,3+1,5

Обе группы n 163 57 107

% 49,9±1,3 17,4±1,0 32,7+1,2

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Оценка силового индекса показала, что в общей группе исследования низкий уровень мышечной силы имеют около 50,0% детей. Среди детей, которые обучаются в ОФВ2 и ОФВт низкий уровень СИ выявлен у 68,9+2,1% и 42,6+1,5% детей соответственно (таблица 2). Доля детей с высоким уровнем СИ в ОФВ1 в 1,62 раза выше, чем в ОФВ2. Статистические различия между показателями значимы (х2=21,7, р=0,000).

Изучение особенностей толерантности к физическим нагрузкам на примере оценки индекса Руфье показало, что в обследованной когорте доля школьников с низким уровнем ИРФ составляет 38,8+1,3%, со средним - 37,0+1,3%, с высоким - 24,2+1,1% (таблица 3). Выявлены достоверные различия между градациями показателей учеников ОУУ с разным уровнем ОФВ (х2=8,9, р=0,012). Доля детей с низким уровнем ИРФ в 1,2 раза выше, а с высоким - в 2,1 раза ниже в ОФВ2, чем в ОФВГ

ТАБЛИЦА 3.

Характеристика физической работоспособности детей школьного возраста г. Сумы, %

В обследованной когорте школьников доля детей с низким уровнем ИС составляет 70,2+1,2%, со средним -24,5+1,1%, с высоким - 5,3+0,6%. Выявлены достоверные различия между обследованными ОУУ по градациям показателя ИС (х2=13,0, р=0,001). Доли детей с низким уровнем функциональных возможностей кардиореспира-торной системы в ОФВ2 и ОФВт составляет соответственно 84,5+1,6% и 64,6+1,5%, с высоким - 2,2+0,7% и 6,5+0,8% (таблица 5).

ТАБЛИЦА 4.

Характеристика функциональных возможностей кардио-респираторной системы детей школьного возраста г. Сумы, %

В результате проведенного исследования в когорте обследованных школьников выявлено 14,5+0,9% детей с критически низким уровнем АРВ, 19,7+1,0% - с низким уровнем АРВ, 49,1+1,3% и 16,7+1,0% детей имеют средний и высокий уровень АРВ соответственно (таблица 5).

Установлены различия градаций показателя АРВ у детей, обучающихся в ОУУ с низким и высоким уровнем ОФВ (х2=10,6, р=0,014). Доля детей, которые относятся к группе риска, в ОФВ2 составляет 44,5+2,2%, в ОФВ-, - 30,3+1,5%. Доля детей с высоким уровнем АРВ в ОФВ-, выше в 2,6 раз, чем в ОФВ2.

ТАБЛИЦА 5.

Характеристика адаптационно-резервных возможностей детей школьного возраста г. Сумы, %

Уровень ОФВ п/% Уровень адаптационно-резервных возможностей

низкий низкий средний высокий

Низкий п 16 24 43 7

% 17,8+1,7 26,7+2,0 47,8+2,2 7,7+1,2

Высокий п 31 40 116 47

% 13,2+1,1 17,1+1,2 49,6+1,6 20,1+1,3

Обе группы п 47 64 159 54

% 14,5+0,9 19,7+1,0 49,1+1,3 16,7+1,0

Были рассчитаны вероятности ухудшения или улучшения морфофункциональных особенностей организма детей в зависимости от влияния фактора «ОФВ». Оценка полученных результатов позволила выявить высокую вероятность причинно-следственных связей влияния фактора ОФВ на формирование осанки, мышечную силу, толерантность к физическим нагрузкам и уровень адаптационно-резервных возможностей (таблица 6).

ТАБЛИЦА 6.

Вероятность изменения морфофункциональных показателей организма школьников при разных уровнях организации физического воспитания

Показатель RR ДИ EF, % P

Вероятность ухудшения морфофункциональных показателей организма школьников при низком уровне организации физического воспитания

Осанка 1,89 1,28-2,80 47,1 0,002

Мышечная сила 1,62 1,32-1,98 38,3 0

Толерантность к физическим нагрузкам 1,17 0,88-1,56 14,5 0,291

Функционирование кардиореспираторной системы 1,31 1,15-1,49 23,7 0

Адаптационно-резервные возможности 1,47 1,08-1,98 32 0,013

Вероятность улучшения морфофункциональных показателей организма школьников при высоком уровне организации физического воспитания

Осанка 1,23 1,06-1,47 18,7 0,007

Мышечная сила 2,52 1,52-4,19 60,3 0

Толерантность к физическим нагрузкам 2,13 1,21-3,75 53,1 0,009

Функционирование кардиореспираторной системы 2,91 0,68- 12,47 65,6 0,15

Адаптационно-резервные возможности 2,59 1,21-5,49 61,4 0,014

Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшее влияние низкий уровень ОФВ оказывает на вероятность нарушения осанки с потенциальным влиянием фактора 47,1%, снижение мышечной силы и уровня адаптационно-резервных возможностей с вероятным воздействием фактора 38,3% и 32,0% соответственно. Также при низком уровне ОФВ отмечено снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы с потенциальным влиянием фактора 23,7%.

При высоком уровне ОФВ у школьников повышается уровень физической работоспособности и адаптационнорезервных возможностей с вероятным влиянием фактора 53,1-61,4%, а также возрастает мышечная сила с вероятным влиянием фактора 60,3%.

Выводы

1. Установлено влияние фактора «уровень организации физического воспитания» на формирование осанки (г5=0,17, р=0,002), мышечную силу (г5=0,25, р=0,000), толерантность к физической нагрузке (г5=0,12, р=0,037), уровень функциональных возможностей кардио-

Уровень ОФВ п/% Уровень физической работоспособности

низкий средний высокий

Низкий п 39 39 12

% 43,4+2,2 43,3+2,2 13,3+1,5

Высокий п 86 80 66

% 37,1+1,6 34,5+1,5 28,4+1,5

Обе группы п 125 119 78

% 38,8+1,3 37,0+1,3 24,2+1,1

Уровень ОФВ п/% Оценка индекса Скибинского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

низкий средний высокий

Низкий п 76 12 2

% 84,5+1,6 13,3+1,5 2,2+0,7

Высокий п 150 67 15

% 64,6+1,5 28,9+1,5 6,5+0,8

Обе группы п 226 79 17

% 70,2+1,2 24,5+1,1 5,3+0,6

респираторной системы (,5=0,20, р=0,001), адаптационнорезервные возможности (г5=0,16, р=0,004).

2. У детей, обучающихся в общеобразовательных учебных учреждениях с низким уровнем организации физического воспитания, выше вероятность нарушения осанки ^=1,89, ДИ 1,28-2,80, ЕР=47,1%), снижения мышечной силы Ш=1,62, ДИ 1,32-1,98, ЕР=38,3%), уровня адаптационно-резервных возможностей ^=1,47, ДИ 1,08-1,98, ЕР=32,0%). При высоком уровне организации физического воспитания у школьников повышается уровень физичес-кой работоспособности ^=2,13, ДИ 1,213,75, ЕР=53,1%), адаптационно-резервных возможностей ^=2,59, ДИ 1,21-5,49, ЕР=61,4%), возрастает мышечная сила ^=2,52, ДИ 1,52-4,19, ЕР=60,3%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в

сфере здоровьесбережения детей). М.: Издательство Просвещение 2011. 142 с.

2. Абросимова Л.И., Карасик В.Е., Белякова И.П. и др. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников:

Методические рекомендации. М. 1990. 51 с.

3. Квашніна Л.В., Полька Н.С., Калиниченко І.О., Маковкіна Ю.А. Оцінка адаптаційних і функціонально-резервних можливостей організму дітей шкільного віку: метод. рекомендації. Київ. 2010. 15 с.

4. Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / под ред. В.С. Беляева. М.: Педагогический институт физической культуры ГОУ ВПО МГПУ, 2011. 96 с.

5. Полька Н.С., Гозак С.В., Єлізарова О.Т. та ін. Скринінгова оцінка адаптаційно-резервних можливостей дітей шкільного віку: метод. рек. (№ 10.13/101.13). Київ. 2013. 22 с.

6. Ласт Д. Эпидемиологический словарь / под ред. Джона М. Ласта. М.: Глобус, 2009. 316 с.

7. Антомонов М.Ю. Математическая обработка и анализ медикобиологических данных. Київ: Украинская военно-медицинская академия, 2006. 558 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.