Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №2, 2011 том 13
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Бакиева Н.З.
Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень
Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования антропометрических и функциональных показателей, готовности к обучению детей предшкольного возраста в условиях г. Тюмени.
Ключевые слова: дети, кардиореспираторная система, физическая работоспособность, готовность к обучению.
В связи с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детского населения РФ, особого внимания требуют дети предшкольного возраста, находящиеся на критическом этапе морфофункциональных перестроек организма в неблагоприятных климатоэкологических условиях Западной Сибири [1]. Готовность к обучению связана с формированием необходимого уровня морфофункционального и психофизиологического развития ребенка, при котором требования обучения не ведут к нарушению здоровья. Так как воздействие на ход процессов роста и развития детей могут оказывать многие факторы [2], то по рекомендациям ВОЗ необходимо проведение антропометрических измерений через каждые 10 лет, а в условиях интенсивности миграционных процессов - через 5 лет. Поэтому тема исследования является актуальной. Анализ основных антропометрических показателей детей 6, 6,5 и 7 лет, характеризующих уровень физического развития, выявил половые различия по ОГК: мальчики по этому признаку больше девочек. По ДТ и МТ достоверных различий в этом возрасте не обнаружено. Интегральный показатель системы внешнего дыхания - ЖЕЛ у мальчиков выше, чем у девочек (достоверными различия становятся к 7 годам), но у детей обоего пола значения ниже по сравнению с должными. Показатели деятельности системы кровообращения обследованных детей - ЧСС уменьшалась, уровень АД постепенно повышался с возрастом. Полового диморфизма по этим показателям не наблюдалось. Увеличение МОК после физической нагрузки происходило не экономично: в основном за счет роста ЧСС, а не СОК, что связано с усилением расходования резервных возможностей сердечной мышцы. Оценка состояния вегетативной регуляции функций выявила смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии, что указывает на напряжение в деятельности сердечнососудистой системы. Интегральный показатель кардиореспираторной системы - физическая работоспособность у девочек выше, чем у мальчиков.
Литература:
1. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: Монография. - Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2006. - 240 с.
2. Соловьев В.С., Елифанов А.В., Панин С.В. и др. Социально-физиологические и популяционные исследования адаптационных свойств человека // Вестник Тюменского государственного университета. -2009. - № 3. - С. 150-154.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
THE MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTIC OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Bakieva N.Z.
Tyumen state university. The chair of age physiology. Tyumen. 625051. Proezd 9 Maja,5.
Summary: The data of the comparative research of anthropometrical and functional indicators, readiness to the teaching of the preschool age children in Tyumen are presented.
Key words: children, warm vascular system, working capacity, readiness to the teaching.
Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011
Стр. [201]