Научная статья на тему 'Морфофункциональная характеристика детей предшкольного возраста'

Морфофункциональная характеристика детей предшкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / КАРДИОРЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / CHILDREN / WARM VASCULAR SYSTEM / WORKING CAPACITY / READINESS TO THE TEACHING

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Бакиева Н. З.

Представлены результаты сравнительного исследования антропометрических и функциональных показателей, готовности к обучению детей предшкольного возраста в условиях г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Бакиева Н. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTIC OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The data of the comparative research of anthropometrical and functional indicators, readiness to the teaching of the preschool age children in Tyumen are presented.

Текст научной работы на тему «Морфофункциональная характеристика детей предшкольного возраста»

Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №2, 2011 том 13

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Бакиева Н.З.

Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии, г. Тюмень

Аннотация: Представлены результаты сравнительного исследования антропометрических и функциональных показателей, готовности к обучению детей предшкольного возраста в условиях г. Тюмени.

Ключевые слова: дети, кардиореспираторная система, физическая работоспособность, готовность к обучению.

В связи с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детского населения РФ, особого внимания требуют дети предшкольного возраста, находящиеся на критическом этапе морфофункциональных перестроек организма в неблагоприятных климатоэкологических условиях Западной Сибири [1]. Готовность к обучению связана с формированием необходимого уровня морфофункционального и психофизиологического развития ребенка, при котором требования обучения не ведут к нарушению здоровья. Так как воздействие на ход процессов роста и развития детей могут оказывать многие факторы [2], то по рекомендациям ВОЗ необходимо проведение антропометрических измерений через каждые 10 лет, а в условиях интенсивности миграционных процессов - через 5 лет. Поэтому тема исследования является актуальной. Анализ основных антропометрических показателей детей 6, 6,5 и 7 лет, характеризующих уровень физического развития, выявил половые различия по ОГК: мальчики по этому признаку больше девочек. По ДТ и МТ достоверных различий в этом возрасте не обнаружено. Интегральный показатель системы внешнего дыхания - ЖЕЛ у мальчиков выше, чем у девочек (достоверными различия становятся к 7 годам), но у детей обоего пола значения ниже по сравнению с должными. Показатели деятельности системы кровообращения обследованных детей - ЧСС уменьшалась, уровень АД постепенно повышался с возрастом. Полового диморфизма по этим показателям не наблюдалось. Увеличение МОК после физической нагрузки происходило не экономично: в основном за счет роста ЧСС, а не СОК, что связано с усилением расходования резервных возможностей сердечной мышцы. Оценка состояния вегетативной регуляции функций выявила смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии, что указывает на напряжение в деятельности сердечнососудистой системы. Интегральный показатель кардиореспираторной системы - физическая работоспособность у девочек выше, чем у мальчиков.

Литература:

1. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: Монография. - Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2006. - 240 с.

2. Соловьев В.С., Елифанов А.В., Панин С.В. и др. Социально-физиологические и популяционные исследования адаптационных свойств человека // Вестник Тюменского государственного университета. -2009. - № 3. - С. 150-154.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

THE MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTIC OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Bakieva N.Z.

Tyumen state university. The chair of age physiology. Tyumen. 625051. Proezd 9 Maja,5.

Summary: The data of the comparative research of anthropometrical and functional indicators, readiness to the teaching of the preschool age children in Tyumen are presented.

Key words: children, warm vascular system, working capacity, readiness to the teaching.

Материалы XII международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2011

Стр. [201]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.