КРУГЛЫЙ СТОЛ
В выверке текстов приняли участие ученики Х. Паасонена - академики П. Равила и К. Хейккила.
К мордовской музыке Вяйсянен подходил как к развитому синкретическому искусству, в котором важное значение имеют не только напевы и поэтические тексты песен, но и все другие связанные с ними компоненты культуры, исторически сложившиеся в одну художественную традицию. Фонографная звукозапись Вяйсянена дополняется множеством фотографий, запечатлевших формы бытования песен.
Вяйсянен впервые отметил разнообразие жанровых и стилевых видов мордовских песен, наличие развитых традиций одиночного и хорового пения, формы взаимосвязи
текста песен с их напевами. Публикация Вяйсянена познакомила зарубежных исследователей с самобытной музыкой мордовского народа. Она прочно вошла в мировую фольклористику, дала возможность познакомиться с фольклором мордвы начала XX в., сопоставить его с песенным и инструментальным творчеством народа последующих периодов развития.
Научное наследие Вяйсянена изучается в вузах, используется в композиторском и исполнительском творчестве. Его учениками являются известные ученые И. Колехмайнен, Х. Лайтинен, Т. Лейсиё, И. Саастамойнен. В Финляндии основано этномузыкологи-ческое общество, которому присвоено имя А. Вяйсянена (руководитель Х.-Л. Питкянен).
Поступила 28.04.2014
МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: способы и методы фиксации
Л. В. КИНЯКИНА,
старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Устный способ бытования произведений музыкального фольклора предопределяет большое значение эмпирических форм научной работы: собирания и фиксации музыкально-фольклорных текстов, достоверных сведений об условиях их функционирования. Перевод музыкальных образцов в тот или иной вид фиксированной записи - нотной, фонографической, аудиовизуальной - является первой и обязательной ступенью научного познания.
До начала XX в. записи произведений мордовской музыки осуществлялись слуховым методом, не отражающим в полной мере всех элементов хоровой многоголосной фактуры напевов. Данный метод использовали А. М. Шёгрен, Р. Ф. Учаев,
М. Е. Евсевьев, Л. П. Кирюков, К. Д. Промп-тов и др.
Подлинный переворот в технике звукозаписи произошел с изобретением фонографа, а затем магнитофона. Впервые для записи мордовских народных песен фонограф применил М. Е. Евсевьев (19081910), а вслед за ним - А. О. Вяйсянен, Р. Лах, Д. В. Бубрих, Н. М. Греховодов, М. В. Учватов. Запись песен на магнитную ленту осуществляли Г. И. Сураев-Королев, М. И. Чувашев, В. И. Данилова, а также Л. Викар, Г. Берецки. Этот способ звукозаписи дал исследователям возможность фиксировать и многократно воспроизводить музыкальный материал для более тщательного выявления деталей звучания.
© Кинякина Л. В., 2014
Финно-угорский мир. 2014. № 2
В 70-е гг. ХХ в. начинается качественно новый этап в собирании и изучении мордовского музыкального фольклора. Появляются новейшие методы фиксации музыкального материала, важнейшим из которых стал метод многоканальной (многомикрофонной) звукозаписи с последующими аналитическими партитурными транскрипциями. Разработанный Е. В. Гиппиусом метод позволил с высокой научной достоверностью «зафиксировать особенности структуры многоголосного напева, мелодического развития голосовых партий и их традиционных форм варьирования в процессе интонирования типового напева» [1, 102]. Первые звукозаписи мордовской народной музыки, сделанные данным способом, относятся к 1974 г. и принадлежат Н. И. Бояркину и Л. Б. Бояркиной.
В последнее время в полевых исследованиях используются цифровая аппаратура, многоканальные портативные студии,
а также аудиовизуальные средства фиксации, применение которых особенно важно для записи традиционных песенных и инструментальных образцов, обрядовых действ.
Таким образом, появление современных методов и способов звукозаписи позволяет широкому кругу любителей и профессионалов познакомиться с аутентичным фольклором. Обращаясь к звуковому оригиналу и его нотной расшифровке, можно получить представление об исполнительской манере и штрихах, мелодике и ритмике, тембровых свойствах песни или инструментального наигрыша.
Поступила 28.04.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бояркина, Л. Б. Хоровая культура Мордовии : фольклор, традиции, современность : энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина ; под ред. Н. И. Бояркина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 272 с.
ПРОБЛЕМА СТИЛЯ ХОРОВЫХ ОБРАБОТОК НАРОДНЫХ ПЕСЕН Г. Г. ВДОВИНА
Н. П. ТРЕГУЛОВА,
старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В истории развития профессиональных музыкальных традиций Мордовии творчество Г. Г. Вдовина занимает особое место. С именем композитора связаны становление национального музыкального стиля и появление первых в Мордовии жанров хорового концерта, хоровой баллады, а также претворение в музыке диалоговых взаимосвязей финно-угорских и славянских культур.
Проблема стиля в хоровом творчестве Вдовина - одна из сложных и недостаточно изученных, между тем она очень важна для певческих коллективов, реализующих в ходе исполнительского процесса художественные замыслы композитора.
Авторский почерк Вдовина сформировался в процессе освоения многих художе-
ственных явлений, среди которых можно выделить национальную (мокшанскую, эрзянскую) культуру, отечественное и зарубежное музыкальное искусство. Его хоровые обработки мордовских народных песен отличают впечатляющая экспрессия музыкального высказывания, мастерство эмоционально-смыслового, интонационно-мелодического развития. Бережно сохраняя первозданную красоту фольклорного источника, композитор развивает его художественный потенциал, обновляет традиционную лексику и художественную форму.
Проявлением творческой инициативы Вдовина стало обращение к музыкальному фольклору финно-угров России и зарубежья. В середине 1990-х гг. он создает
© Трегулова Н. П., 2014