Научная статья на тему 'Моральные кодексы как феномен культуры'

Моральные кодексы как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1237
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС / МОРАЛЬНАЯ КОДИФИКАЦИЯ / MORALITY / THE MORAL CODES / THE MORAL CODIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черепанова Мария Владимировна, Этштейн Мэри Зольевна

В статье рассмотрены роль и значение моральных кодексов в жизни общества, раскрыт механизм функционирования этого культурного феномена; охарактеризованы типовые структурные элементы кодексов; представлена история становления и развития моральных кодексов, позволяющая выделить его характерные черты, точнее определить природу и место в организации межличностных отношений; проанализированы современные образцы моральной кодификации. Цель данного исследования сформулировать фундаментальные положения для научно обоснованной кодификации современных нравственных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moral codes as a cultural phenomenon

The article deals with the function and meaning of moral codes in social life, the mechanism of this working cultural phenomenon is shown; here is the characteristic of standard structural components of the codes; the historical formation and development of the moral codes is revealed to find out the main features of the phenomenon more specifically to define the nature and area in the interpersonal attitudes organization; the modern standards of the moral codification is explored. The aim of this research is to formulate the fundamental requirements towards the science-based codification of the modern moral communications.

Текст научной работы на тему «Моральные кодексы как феномен культуры»

2012 Культурология и искусствоведение № 1(5)

УДК 101.1: 316

М.В. Черепанова, М.З. Этштейн МОРАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены роль и значение моральных кодексов в жизни общества, раскрыт механизм функционирования этого культурного феномена; охарактеризованы типовые структурные элементы кодексов; представлена история становления и развития моральных кодексов, позволяющая выделить его характерные черты, точнее определить природу и место в организации межличностных отношений; проанализированы современные образцы моральной кодификации. Цель данного исследования -сформулировать фундаментальные положения для научно обоснованной кодификации современных нравственных коммуникаций.

Ключевые слова: мораль, моральный кодекс, моральная кодификация.

В современной ситуации культурного плюрализма важно найти координаты, на основе которых выстроится эффективное межличностное взаимодействие. Одним из возможных способов неформальной социальной регуляции являются моральные кодексы. Новые моральные своды - компромисс между жесткой моральной директивой и полной свободой действий, что выражается в попытке синтеза достижений классической и постклассической культуры. При этом образуется пространство для проявления творческих инициатив и не нарушаются границы общеморальных принципов. Неизменная иерархическая структура задает интенциональность поведению, а вариативность осуществления моральных установок способствует лучшему их укоренению. Этот подход видится особенно продуктивным в «эпоху перемен», когда возникает необходимость в скорейшей культурной адаптации без полного разрыва с традициями.

В то же время многие современные моральные кодексы лишены прочного фундаментального основания - теоретической базы. Создатели их зачастую имеют неверное представление об их сущности, что препятствует успешному внедрению в жизнь. Только глубокое осмысление позволяет выстроить методологическую основу создания кодексов, проследить особенности функционирования, выработанные в ходе многовекового развития. Созидательный потенциал моральных кодексов можно в полной мере реализовать лишь с учетом осознания их структурной и историко-культурной специфики.

Моральный кодекс - сложное образование, в составе которого выделяются принципы, абстрагирующие в себе наиболее существенные черты всего прескриптивного содержания морали; ценности - объекты и явления, выступающие как значимые в жизни общества и отдельных групп, особое место среди которых занимает идея о должном - идеал, а также нормы, выступающие культурным механизмом закрепления и контроля в отношении реализации определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных нужд людей или поддержания совместности их существования. Данная структура не была присуща моральным кодексам изначально: в

ходе исторического развития они претерпели значительные изменения как морфологического, так и функционального характера. Краткое ретроспективное рассмотрение моральных кодексов является необходимой ступенью на пути к пониманию их сущности. Это связано с тем, что новые образцы моральной кодификации во многом наследуют традиции прежних эпох, видоизменяя и актуализируя их в рамках современности.

Фундирование социальных взаимодействий посредством моральных кодексов характерно прежде всего для традиционных типов культуры. Так, первые образцы моральной кодификации, созданные в Древнем мире, отличаются аморфностью (слияние права - морали - религии), каузальностью и консерватизмом; они носят всеобщий характер. С ростом общественной дифференциации и закреплением ее в жесткой форме они становятся отражением мировидения определенной социальной группы. Происходит постепенный отказ от «технических» регламентаций поведения в пользу ключевого понятия «корпоративной чести». Переход от ситуационного мышления к представлению о единых принципах жизни - важнейшее событие в истории моральной кодификации - случается в эпоху Средневековья. Для закрытого общества с низкой степенью социальной мобильности кодекс является важнейшим способом регуляции, так как триедино воплощает всю историю: содержание его обусловлено прошлым, определяет настоящее и ориентирует человека на будущее.

В эпоху Нового времени рушатся границы сословий, начинается процесс атомизации общества. Отношения между людьми выстраиваются на основе новой рациональности и целесообразности. Возникает концепт законодательной нормативной кодификации, призванной обеспечить справедливость в рамках функционирования государственной системы, и качественно иная структура общества. Ключевым термином для ее обозначения становится «корпоративность». Но если прежде под корпорацией понималась стабильная вертикальная иерархическая структура, теперь это динамичное и сетевое образование. Провозглашая исчерпанность традиции, ХХ в. в очередной раз являет ее повторяемость в ином ключе. Вновь возникает необходимость обращения к различным формам моральной кодификации.

Моральные устремления в современной жизни должны сообразовываться с меняющимися условиями, все большей специализацией общественных ин-статутов, принимать новые формы, образовывать новые конгломераты, позволяющие им оставаться востребованными и не терять своего значения. В основе каждого кодекса должны лежать общие моральные установки. Какими бы специфичными не были нравственные требования к представителям той или иной социальной группы, они всегда будут иметь соответствующий аналог в общечеловеческой морали. Только в этом случае люди, призванные его исполнять, смогут придерживаться одинакового образа мыслей и находить правильный выход из проблемных ситуаций. Это позволит избежать излишней детализации документа, сводящей его к изложению механически выученных правил. Одним из обязательных пунктов, отличающих современный кодекс от исторических предшественников, является положение о необходимости постоянной его модификации. Принятие кодекса - лишь отправная точка для его дальнейшего обсуждения и усовершенствования. Наличие по-

добного документа служит основой для выработки каждым человеком собственных моральных принципов, сообразующихся с интересами социума. Рассмотрим два примера из практики современной отечественной кодификации, противоречащих вышеизложенным тезисам.

Первый пример - Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [1] (далее Кодекс). Данный документ состоит из десяти статей, определяющих общие положения (предмет, цель и сферу действия Кодекса); в него включены также основные принципы и правила, которых должны придерживаться служащие, в том числе требования к антикоррупционному поведению; собственно этические правила и, наконец, санкции, связанные с ответственностью за нарушение Кодекса. Анализ Кодекса позволяет выделить ряд его характерных черт.

Во-первых, несмотря на то, что Кодекс назван этическим, собственно вопросам морали в нем посвящено только две статьи, не затрагивающие основополагающих основ человеческого поведения. Зато закреплен, например, запрет на «курение во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами». Возможных причин для такого упущения две. Первая - составители Кодекса автоматически приравнивают личную мораль служащего к общечеловеческой, не сомневаясь в высоте и силе их нравственных принципов, помогающих нести службу. Позиция довольно спорная: в свое время на Руси одними из лучших «государевых людей» были опричники, которые безупречно несли свою службу, но, мягко говоря, не обладали высокоморальными качествами. Вторая причина кроется в понимании профессиональной морали как некой изолированной и абсолютизированной сферы. Это вызывает негативное отношение к Кодексу, так как данный документ воспринимается обществом как очередная попытка госаппарата возвысить себя над электоратом.

Во-вторых, лейтмотив документа - борьба с коррупцией: пандемия ее прочно захватила госструктуры и изживается с большим трудом. В этой области внедрением этического кодекса дело не ограничивается: одновременно активно вносятся поправки в законодательство, ужесточающие ответственность за подобные нарушения. Но очевидно, что взятки и казнокрадство - это не порождение, а лишь симптом нового времени и закономерность, присущая российскому чиновничеству на протяжении долгих лет, а надежда на то, что одним созданием Кодекса удастся разрубить этот гордиев узел, вряд ли является оправданной.

В-третьих, Кодекс состоит из норм, включает лишь один пласт, присущий таким сводам. В нем отражены технические регламентации, но не воссоздана та идейная ценностная составляющая, которая бы выделяла, в лучшем смысле этого слова, данную группу людей из общей массы. А ведь общеизвестно, что «всякий esprit de corps (корпоративный дух), всякая идея корпоративной чести есть показатель того, что за эмпирической связью людей стоит идея -святыня, которой они служат и которая есть глубочайшая связующая и животворящая сила этого союза» [2. С. 511].

В-четвертых, в Кодексе четко прописана ответственность за невыполнение указанных в нем требований вплоть до уголовной ответственности. Этот

пункт исключает свободу выбора индивида, а следовательно, саму возможность осуществления моральной регуляции.

Представленный Кодекс можно охарактеризовать как этико-правовой комплекс. Фактически он находится на границе моральной и юридической сфер регулирования, так как во многом дублирует принятые на федеральном уровне акты, в частности Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом неизбежен вопрос о целесообразности его внедрения в условиях существования аналогичных законодательно закрепленных инструкций.

Характерная черта существующей в нашей стране традиции теоретического осмысления вопросов морали и права и практического их внедрения -доминирование моральных принципов, в том числе и в служебной деятельности. Профессионализм всегда отождествлялся с высокими нравственными качествами личности. Подобная позиция неизменно приводила к росту самоуважения лиц, занимающих определенные должности, и повышению их авторитета в обществе. Понимание этого необходимо донести и до современных госслужащих: этому могла бы способствовать несколько иная редакция изданного Кодекса.

Второй пример современного этапа развития моральных кодексов - «городские» кодексы, задача которых - обеспечить переходный этап в становлении новой модели нравственности, задать координаты межличностных коммуникаций. Разработка их ведется в Санкт-Петербурге, Москве, Томске, Липецке, Нижнем Новгороде, Анапе и других городах России. На первый взгляд их появление свидетельствует о совершении очередного витка истории, когда на смену постмодерну с его вседозволенностью приходит «неоклассика», с единой для всех системой ценностных ориентиров. Однако детальное рассмотрение свидетельствует об обратном. Прибавляясь к уже существующим, такие кодексы не всегда соответствуют своей функции, противоречат единству целого. Так, уничтожив прошлое, культура рождает загадочных химер современности, нареченных новыми патриархами философии симулякрами. Последние бывают достаточно убедительны и вполне «каноничны» по своему исполнению. Они опираются на респектабельную родословную моральных кодексов, но суть их совершенно иная. Об этом свидетельствуют несколько факторов, характеризующих «городские» кодексы.

В первую очередь наличие формы без содержания. Создание кодексов невозможно без четкого понимания их сущности, без методологической основы написания. Иначе неизбежна мозаичность форм и неоднозначность восприятия. Кодексы превращаются в подробную техническую инструкцию по «формированию стереотипов положительного поведения» или же в изложение интересов его авторов, противоречащее принципу всеобщности. Так, к примеру, создан проект Кодекса томича [3], который разработан одной из природоохранных организаций Томской области. В нем описаны правила взаимоотношения человека с окружающей средой, но не отражена историкокультурная специфика города.

Во-вторых, для «городских» кодексов характерно мультиплицирование и тиражирование без отражения территориальной специфики. Часто они обезличены и с успехом могут быть отнесены к любому месту. Стремление ока-

заться в авангарде культурной жизни страны становится первоочередным. Создание кодекса превращается в дань моде. Это сказывается на качестве разрабатываемых документов: пункты, включаемые в состав кодексов, вызывают множество нареканий. Например, прописанная в проекте Кодекса липчанина «необходимость не выходить на улицы города в спортивной одежде, а также парандже и другой нетрадиционной национальной одежде и разговаривать в общественных местах только на русском языке» [4] противоречит не только праву любого человека на культурную самоидентификацию, но и здравому смыслу. В «городских» кодексах встречается немало недоразумений, способных вызвать очень серьезные последствия - вплоть до разжигания межнациональной вражды. Поэтому необходим очень серьезный многоаспектный анализ создаваемых документов.

В-третьих, очевидно отсутствие адекватных мер по внедрению кодексов в жизнь. Прежде моральные кодексы были направлены на закрепление сложившихся в повседневной жизни норм и правил. Теперь же многие из них стали той платформой, на которой эти правила должны вырабатываться. Произошла ошибка. Следствие стало причиной, цель - средством. Неудачи практической реализации кодексов обусловлены именно этим переворотом, вызвавшим подмену оснований. Кодекс может служить лишь дополнительной мотивацией для человека, в сознании которого закреплены определенные нравственные нормы, но самостоятельно не способствует их выработке. Процесс морально-нравственного воспитания не может свершиться в одночасье. Чтобы он произошел, нужны последовательные выверенные действия. Без них создание подобных уложений никоим образом не скажется на повышении морального уровня населения.

Существование наряду с общегородскими сводами поведения профессиональных, корпоративных, национальных кодексов приводит к путанице. При отсутствии в обществе объективных критериев добра и зла, высоких идеалов, четкой иерархической структуры ценностей человеку трудно определить, какая часть его жизни является приоритетной, каких правил ему следует придерживаться в первую очередь. Например, трудноразрешим конфликт национальных интересов и местной специфики. Такая ситуация подталкивает к полному отказу от выполнения регламентаций.

Незнание исторической сути и философских обоснований феномена кодификации приводит к тому, что изначально очень специализированные и узконаправленные кодексы (ориентированные на конкретную профессиональную или сословную группу) пытаются превратить в своды, детерминирующие поведение всех жителей города. При этом не учитывается специфика многих составляющих (национально-культурных, возрастных, профессиональных особенностей). Зачастую в «городских» кодексах намечается тенденция к унификации населения по одному основанию. Например, принятый в 2010 г. Кодекс киевлянина [5] гласит, что «киевляне преимущественно являются христианами», «киевлянин исправно посещает храм», тем самым обозначается приоритет православной веры над другими, что может быть неоднозначно воспринято представителями других конфессий, проживающими в городе. В данной связи, наиболее правильным видится отказ от практики такой регламентации, дискредитирующей само существование кодексов.

Таким образом, с одной стороны, создание и внедрение в жизнь морально-этических кодексов - это положительный фактор, так как само явление кодификации является неизменным атрибутом культурного развития общества. С другой же стороны, неумелое и необоснованное претворение кодексов в жизнь может свести на нет весь их прогрессивный потенциал, превратить в пустые декларации, лишенные творческого ядра, повлечь за собой необратимые последствия. Подобное противоречие должно быть преодолено путем изначально глубокого теоретического изучения данного феномена как части современной культуры, учета многовекового опыта составления и внедрения кодексов, обязательного обоснования декларируемых положений, исходя из общеморальных принципов.

Литература

1. О проекте Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации. ИКЬ: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/employment/16 (дата обращения: 12.04.2011).

2. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. 511 с.

3. Кодекс томича [Электронный ресурс] // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области. иЯЬ: http://duma.tomsk.ru/page/14588/ (дата обращения: 9.08.2011).

4. «Кодекс липчанина» депутаты вернули на доработку [Электронный ресурс] // Липецкий информационно-справочный портал. ИЯЬ: http://gorod48.ru/associations/news-39048.html (дата обращения: 09.08.2011).

5. Браткова А. Кодекс киевлянина выдадут с паспортом [Электронный ресурс] // Сегодня-Киев. иКЬ: http://www.segodnya.ua/news/14163398.html (дата обращения: 01.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.