Научная статья на тему 'МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ'

МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / РУСЬ / ТРАДИЦИЯ / ЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елдин Михаил Александрович, Малоземов Сергей Иванович

Цель. Провести комплексный анализ перспектив формирования имперской традиции россиян как системы политической морали полиэтнического общества. Византия и балканские страны оказались предшественниками в указанном опыте формирования традиций. В российской спе-цифике она проявилась на основе её практической реализации в толерантном отношении человека к другим людям. Процедура и методы. В работе рассматриваются идеи взаимосвязи российской имперской традиции и духовного наследия Балкан. Утвердившись с принятием христианства, имперская традиция проявилась в нравственных поучениях мыслителей Средневековой Руси, в светских направлениях общественной мысли XVIII - первой половины XIX вв., в христианских, метафизических и идеалистических учениях о нравственности второй половины XIX - начала XX вв., в неортодоксальной советской этической мысли, в этике русского зарубежья и в современном светском контексте социального бытия. В российской этической мысли традиционно преимущественное внимание уделялось практическому аспекту идеи гуманизма, путям претворения её в жизнь. В ходе исследования применялись цивилизационный и формационный подходы, системно-структурный, сравнительно-исторический, диалектический и компаративный методы. Результаты. Определены ключевые компоненты социально-политической концепции отечественных истоков имперской традиции. В указанном плане отмечено, что произведения мыслителей Средневековой Руси выражали призыв к активной заботе о благе другого человека, деятельному человеколюбию, рассматривавшемуся как основа благочестия. Освещены вопросы сущности человеческой ценности, величия разума, совершенствования духа. Сделан вывод о том, что балканско-византийская традиция для россиян оказалась истоковой в формировании теоретических и практических концепций религиозной идентичности и моральной базы бытия культур. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет получить представление о моральных и политических основах имперских традиций Балканского полуострова и России. Значительным вкладом российской этической мысли в теоретическую разработку проблемы духовного единства российского общества явился глубокий анализ путей практического воплощения идеи человека как высшей ценности в отношении к другим людям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND POLITICAL FOUNDATIONS OF THE IMPERIAL TRADITIONS OF THE BALKAN PENINSULA AND RUSSIA

Aim. To conduct a comprehensive analysis of the prospects for the formation of the imperial tradition of Russians as a system of political morality of a multi-ethnic society. Byzantium and the Balkan countries turned out to be the predecessors in this experience of tradition formation. In the Russian specifics, it manifested itself on the basis of its practical implementation in the tolerant attitude of a person to other people. Methodology. The article discusses the ideas of the relationship between the Russian imperial tradition and the spiritual heritage of the Balkans. Having established itself with the adoption of Christianity, the imperial tradition manifested itself in the moral teachings of thinkers of the Medieval Russia, in the secular directions of social thought of the XVIII - first half of the XIX centuries, in Christian, metaphysical and idealistic teachings on morality of the second half of the XIX - early XX centuries, in the unorthodox Soviet ethical thought, in the ethics of the Russian diaspora and in the modern secular context of social existence. In Russian ethical thought, traditionally, primary attention has been paid to the practical aspect of the idea of humanism, ways of implementing it. The study used civilizational and formational approaches, system-structural, comparative-historical, dialectical and comparative methods. Results. The key components of the socio-political concept of the domestic origins of the imperial tradition are identified. In this plan, it is noted that the works of thinkers of the Medieval Russia expressed a call for active concern for the welfare of another person, active philanthropy, which was considered as the basis of piety. The questions of the essence of human value, the greatness of the mind, the perfection of the spirit are highlighted. It is concluded that the Balkan-Byzantine tradition for Russians turned out to be the source in the formation of theoretical and practical concepts of religious identity and the moral basis of the existence of cultures. Research implications. The conducted research allows us to get an idea of the moral and political foundations of the imperial traditions of the Balkan Peninsula and Russia. A deep analysis of the ways of practical implementation of the idea of man as the highest value in relation to other people has become a significant contribution of Russian ethical thought to the theoretical development of the problem of the spiritual unity of the Russian society.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 1(1-924.64)(471-0+571)

Б01: 10.18384/2310-7227-2022-1-6-15

МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ

Елдин М. А., Малоземов С. И.

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68, Республика Мордовия, Российская Федерация Аннотация

Цель. Провести комплексный анализ перспектив формирования имперской традиции россиян как системы политической морали полиэтнического общества. Византия и балканские страны оказались предшественниками в указанном опыте формирования традиций. В российской специфике она проявилась на основе её практической реализации в толерантном отношении человека к другим людям.

Процедура и методы. В работе рассматриваются идеи взаимосвязи российской имперской традиции и духовного наследия Балкан. Утвердившись с принятием христианства, имперская традиция проявилась в нравственных поучениях мыслителей Средневековой Руси, в светских направлениях общественной мысли XVIII - первой половины XIX вв., в христианских, метафизических и идеалистических учениях о нравственности второй половины XIX - начала XX вв., в неортодоксальной советской этической мысли, в этике русского зарубежья и в современном светском контексте социального бытия. В российской этической мысли традиционно преимущественное внимание уделялось практическому аспекту идеи гуманизма, путям претворения её в жизнь. В ходе исследования применялись цивилизационный и формационный подходы, системно-структурный, сравнительно-исторический, диалектический и компаративный методы. Результаты. Определены ключевые компоненты социально-политической концепции отечественных истоков имперской традиции. В указанном плане отмечено, что произведения мыслителей Средневековой Руси выражали призыв к активной заботе о благе другого человека, деятельному человеколюбию, рассматривавшемуся как основа благочестия. Освещены вопросы сущности человеческой ценности, величия разума, совершенствования духа. Сделан вывод о том, что балкан-ско-византийская традиция для россиян оказалась истоковой в формировании теоретических и практических концепций религиозной идентичности и моральной базы бытия культур. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет получить представление о моральных и политических основах имперских традиций Балканского полуострова и России. Значительным вкладом российской этической мысли в теоретическую разработку проблемы духовного единства российского общества явился глубокий анализ путей практического воплощения идеи человека как высшей ценности в отношении к другим людям.

Ключевые слова: византийское наследие, духовная культура, идентификация, религиозность, Р усь, традиция, этничность

© СС БУ Елдин М. А Малоземов С. И . , 2022.

ТТ7

MORAL AND POLITICAL FOUNDATIONS OF THE IMPERIAL TRADITIONS OF THE BALKAN PENINSULA AND RUSSIA

M. Eldin, S. Malozemov

National Research Ogarev Mordovia State University

ul. Bol'shevistskaja 68, Saransk 430005, Republic of Mordovia, Russian Federation Abstract

Aim. To conduct a comprehensive analysis of the prospects for the formation of the imperial tradition of Russians as a system of political morality of a multi-ethnic society. Byzantium and the Balkan countries turned out to be the predecessors in this experience of tradition formation. In the Russian specifics, it manifested itself on the basis of its practical implementation in the tolerant attitude of a person to other people. Methodology. The article discusses the ideas of the relationship between the Russian imperial tradition and the spiritual heritage of the Balkans. Having established itself with the adoption of Christianity, the imperial tradition manifested itself in the moral teachings of thinkers of the Medieval Russia, in the secular directions of social thought of the XVIII - first half of the XIX centuries, in Christian, metaphysical and idealistic teachings on morality of the second half of the XIX - early XX centuries, in the unorthodox Soviet ethical thought, in the ethics of the Russian diaspora and in the modern secular context of social existence. In Russian ethical thought, traditionally, primary attention has been paid to the practical aspect of the idea of humanism, ways of implementing it. The study used civilizational and formational approaches, system-structural, comparative-historical, dialectical and comparative methods. Results. The key components of the socio-political concept of the domestic origins of the imperial tradition are identified. In this plan, it is noted that the works of thinkers of the Medieval Russia expressed a call for active concern for the welfare of another person, active philanthropy, which was considered as the basis of piety. The questions of the essence of human value, the greatness of the mind, the perfection of the spirit are highlighted. It is concluded that the Balkan-Byzantine tradition for Russians turned out to be the source in the formation of theoretical and practical concepts of religious identity and the moral basis of the existence of cultures.

Research implications. The conducted research allows us to get an idea of the moral and political foundations of the imperial traditions of the Balkan Peninsula and Russia. A deep analysis of the ways of practical implementation of the idea of man as the highest value in relation to other people has become a significant contribution of Russian ethical thought to the theoretical development of the problem of the spiritual unity of the Russian society.

Keywords: Byzantine heritage, spiritual culture, identification, religiosity, Russia, tradition, ethnicity

Введение

Социокультурные перемены, происходящие в российском обществе и на Балканах, актуализируют значение сочинений византийских отцов, имеющих моральную ориентацию и воздействующих на нравственно-психологический уровень самосознания личности и социума, что особенно значимо в условиях нравственного самоопределения современного российского общества

Особенно ярко это проявилось в развитии универсального русско-российского самосознания народа России, выразившегося в идеологии «Москва - Третий Рим» .

Взгляды английского историка и идеолога Просвещения Э. Гиббона на причины крушения Римской империи настолько актуальны, что, по мнению Э. Д . Фролова, новейшая наука об Античности во взглядах своих по этому вопросу так и не смогла продвинуться вперёд [5, с. 5-7]. Касаемо византийского периода среди исследователей имеет место плюрализм мнений. Интерес к истории Византии, возросший к концу XVIII в. под влиянием рационализма и Просвещения, был вызван сменой ортодоксального взгляда на Византию как хранимую Богом Империю более научным, плюралистическим

Например, английский историк конца XVIII в. Э. Гиббон испытывал рационалистическую враждебность к Византийской империи и неприязненно относился к политике Восточной и Западной Церквей эпохи Средневековья. Подобного взгляда придерживался и писатель поздней Викторианской эпохи У. Леки. Он характеризовал византийскую культуру как «наиболее совершенную», тем не менее саму империю «без малейшего сомнения» называл посредственной Со временем Византия лишала себя «всех составляющих величия» . Её история представляла собой монотонную череду интриг, отравлений и заговоров; это «история постоянной неблагодарности» [18, р. 13-14]. Однако подобные взгляды видятся излишне упрощёнными, ибо Византия отличалась как от государств европейской Античности, так и от западноевропейского Средневековья На наш взгляд, сомнения Э Гиббона по поводу благости воздействия христианства на состояние гражданского общества беспочвенны, ибо он недооценивает духовный ресурс христианства [13].

Концепции современной византологии колебались от рассмотрения Византии в качестве постепенно деградирующего реликта Римской империи (наследники просветительской парадигмы Ш . Лебо и Э . Гиббон, отчасти Т. Моммзен) до признания её самостоятельной цивили-зационной величиной, ограниченной, впрочем, точными временными рамками (А. Неандер и Я. Ф . Фальмерйер в Германии, Т Н Грановский и А П Зернин в России). Безусловно отвергая первую позицию, К Н Леонтьев не соглашается и со второй, считая византинизм не сепаратным историческим явлением, но ци-вилизационной парадигмой, чьи черты оказывали системообразующее влияние на иные страны, входившие в орбиту византийского сообщества [1]. Византизм как синтетический культурфилософский и социально-политический концепт не только отражает специфику отечественной культурно-цивилизационной идентичности, но и практически востребован в современной России. Стоит отметить, что в вышедших после написания книги

К Н. Леонтьева «Византизм и славянство» византологических исследованиях XIX -начала XX вв . (работы В . Г . Васильевского, Ф . И . Успенского, Ф . А. Курганова, К . Крум-бахера, Ф . Дёльгера, Ш . Диля, Дж. Бьюри, С. Ламброса и др .) ограниченность обоих подходов была преодолена. Однако современный англоязычный мир ассоциирует Византию с некой чёрной дырой, призрачной и малоизвестной Византинистика как наука, изучающая историю и культуру Византийской империи, призвана сдёрнуть этот полог неизвестности . Однако не все сферы изучения данной дисциплины одинаково исследованы И число проблем, подлежащих научному рассмотрению, растёт Как отмечают Э . Джеффрис, Дж. Хэлдон и Р. Кормак, Византия, вызывавшая традиционно косвенный интерес, damnatio memoriae, этот «приговор к забвению», тем не менее, сейчас начинает его преодолевать [20, р . 4].

Морально-политические истоки диалога народов Балкан и России

Моральные традиции Балкан и России связаны единством Православия и общими корнями византийской культуры Поэтому изучение этического наследия Болгарии, Греции, Румынии и Сербии, являющихся православными странами, сопоставляя его с современным опытом культурного возрождения России, позволяет ввести в типологическую систему значительный теоретический и практический массив данных по формированию представлений о своеобразии византинизма, установлению закономерностей развития традиций для разработки структурно-функциональной прогностической модели православного сообщества На наш взгляд, это позволит заложить основы творческой концепции нравственной деятельности по восстановлению, реконструкции и новому воспроизводству моральной специфики как Балкан, так и России

Главным источником пополнения государственной казны Никейской империи являлось сельское хозяйство Продукция пахотного земледелия, животноводства и садоводства активно экспортировалась на соседние территории [16, р . 102-104]. Это

W

позволяло полностью удовлетворять потребности двора и вести активное городское строительство [16, р . 110-111]. Императоры в целях укрепления народной популярности покровительствовали ремеслу и торговле, строили приюты, богадельни, больницы Конечно, этнические конфликты [9, с. 134140] и мятежи аристократии [19, р. 70, 7981] также имели место . Однако подобные чрезвычайные для империи условия, по мнению греческого историка-византиниста Э. Арвелер, сплачивали благодаря узам солидарности и сотрудничества [15, р. 28-33].

Церковь также получала от государства материальную помощь. Не удивительно, что история существования Византийской империи не пестрит противоречиями между церковью и светской властью [16, р . 4659] В этом плане показателен факт оставления патриаршего престола и удаление в монастырь патриарха Арсения Авториана в 1259 г в знак протеста против узурпации власти Михаилом Палеологом

Согласно данным исследований по институциональному развитию государств византийцев, возникших на развалинах Восточно-Римской империи после 1204 г. , наблюдается упрочение сотрудничества структур верховной монархической власти и аристократических кругов ромеев Вифинии . По словам Г. Л. Курбатова, «в Никейской империи императорам удалось упрочить позиции императорской власти "Вертикальная социальная мобильность" усилилась Институт соправительства исчез Назначавшийся лично императором великий стратопедарх был его заместителем в управлении . Значительные средства позволили императорам Византии содержать постоянные наёмные отряды, находившиеся под командованием великого коннетабля Опираясь на них, можно было сдерживать и устремления феодалов Всё это позволило ... выиграть борьбу за "византийское наследство"»1 В религиозно-нравственной практике бытия народа вифинских территорий будущего никей-

1 Курбатов Г . Л . История Византии: от античности к феодализму: учебное пособие. М. : Высшая школа, 1984. С. 173 .

ского государства указанное обстоятельство проявлялось в форме консолидации моральных сил византийского народонаселения под эгидой православного эллинизма Особое внимание уделялось разработке форм выражения нравственной консолидированности социума никейских греков в системе общественных отношений и мира в целом. Основным содержанием нравственных требований, устанавливавшихся православными нормами ценностей для византийцев, была сама идея высшей ценности религиозного нонконформизма, выступавшая в роли принципа отношения к духовной ситуации того времени К числу основных рассматривавшихся форм её выражения на этом уровне были любовь, добродетельность, милосердие, обращённость человека к миру, его нацеленность на благо каждого человека и всего общества (общее благо). Особое внимание уделялось разработке форм её выражения в системе общественных отношений и мира в целом -соборности, всеединству Основным содержанием нравственных требований, устанавливавшихся российскими формами гуманизма для человека, была сама идея высшей ценности человека, выступавшая в роли принципа отношения к людям

Традиция имперского политического таксиса - порядка православной ойкумены

В значительной степени это хрупкое равновесие базировалось на материальной заинтересованности знати в императорских пожалованиях в виде титулов, земельных владений [16, р . 90]. В период царствования Иоанна Ватаца высокие государственные должности стала занимать прослойка элиты незнатного происхождения по принципу личной преданности династии Ласкарисов Продолжение подобной тенденции привело к появлению родов Филов, Стратигопулов, Асиденов и Музалонов .

Социальную базу балканских правителей составляли прежде всего средние землевладельцы, зажиточное свободное крестьянство, военные поселенцыи-стратиоты и акриты

[8, с 122] Ш Н Эйзенштадт справедливо отмечает, что византийской системе свойственна относительно высокая способность к преобразованиям и перестройке внутренней структуры В наибольшей степени изменения были затронуты в соотношении сил между императорским окружением, аристократией и свободным крестьянством [14, с 179]

Вместе с тем понятие таксиса являлось одним из центральных понятий политической идеологии православных государств Его смысл заключался в осознании сближения земного и небесного порядков Византия, как и Россия, имела единый центр схода сил общественного напряжения - царскую власть Именно она была ответственна за снятие этого напряжения [12, с. 230]. Таким образом, в русской конфессиональной культуре власть истинного православного царя рассматривалась в качестве гарантии возможного «спасения» после смерти Подобное понимание власти царя объясняет массовый характер крестьянских движений, для объяснения которых важен не столько анализ социально-экономических процессов, сколько ощущение потери «чувства святости» государства, окончания «освящённой благодатью» жизни и наступления бездуховности

В настоящее время приходится констатировать: многие евразийские регионы не смогли преодолеть не столько своё имперское наследие, сколько непреодолимое вестерни-зированое, закостенелое в «казённом патриотизме» прошлое В свою очередь, и Россия не смогла реализовать проект единого духовно-конфессионального пространства в Евразии Замысел создания «московского Ватикана» отталкивался от традиционных представлений о «Руси - втором Иерусалиме» и «Москве -третьем Риме» Если идея тверского инока Фомы приписывала русскому православию официальное богословское определение универсальной Вселенской церкви, то максима старца Филофея не только обосновывала широкую миссионерскую деятельность Русской православной церкви среди нехристианских народов, но и явилась смысловой основой мессианских представлений о роли московских государей как преемников римских и византийских императоров [4, с 340]

Обе концепции в религиозно-духовном плане утверждали «вселенскость» русского православия и указывали на Россию как на оплот истинной Церкви, становясь мощным духовным стимулом, нацеленным в будущее Однако Московская третьеримская сакральная идея оказалась заблокированной На военном самолёте американцы доставили и возобновили деятельность во втором Риме константинопольского патриарха Афинагора, который блокировал в 1948 г проведение Всеправославного Собора под эгидой Москвы

Проблема духовной диалогичности

в современной политической жизни народов России и Балкан

В современных реалиях евразийский регион оказался перед необходимостью поиска резервов для ликвидации отставания в развитии, обладая статусом второстепенного, периферийного сообщества Подобная перспектива чревата усугублением социально-экономической и политической нестабильности Следствием демографического оскудения может стать окончательный распад единого культурного и экономического пространства В частности, показательны судьба бывшей территории югославского государства и совсем новейшие события с отделением Косово от Сербии, боснийский конфликт, хорватско-сербское противостояние и др Современные исследователи процесса размежевания этносов на Балканах отмечают откровенные ошибки под руководством И Б Тито в процессе территориального устройства Югославии [7; 11; 17].

Сохранение культурного диалога пространства многих евразийских государств (Азербайджана, Турции, Испании, Британии, Украины, Боснии и Герцеговины) остаётся до сих пор вопросом времени Второстепенное значение материальной стороны бытия общества в российской социокультурной традиции долгое время позволяло сглаживать многие социально-экономические противоречия Эта тенденция сложилась в пору государственной культурной политики изоляционизма и укрепления идей особого предназначения России

V1V

Тотальная вестернизация, являясь духовной и социальной реальностью, означает поглощающую интеграцию в западную систему ценностей В этой связи вселенский патриарх Варфоломей, рассуждая о роли православия в современном мире, называет прологом тотальной вес-тернизации жестокие гонения на Древнюю церковь Поэтому патриарх уповает на смирение как православную добродетель Выработанное страданием, оно на протяжении веков формировавло православное богословие и духовность [3, с 68]

В России тенденции этнического размежевания и культурной демаркации восточных славян носили тектонический характер. Уже в XVII в . Украина оказалась экономически и на бытовом уровне более развитой, нежели сильная в военно-политическом отношении Россия Сегодня продолжается распад некогда единой восточнославянской духовной общности Многие украинские националисты отрицают общность православия на Руси . Присоединённые Прибалтика и Польша также оказались на порядок выше на бытовом и экономическом уровне качества жизни населения указанных регионов. В XIX -ХХ вв западная периферия Российской империи стала обгонять центр в различных сферах социокультурного бытия, центральный регион Великороссии надорвался

Опасности, связанные для Российской Федерации с её изменениями культурно-религиозного типа, очевидны Для того, чтобы их избежать или уменьшить их отрицательные последствия, необходим поиск модели исторического государственно-религиозного (церковного) культурного и духовного синтеза, чётко определяющей статус православия в обществе. Только опыт диалога традиций в длительном плане времени может избавить от погружения в хаос межрелигиозных и межэтнических конфликтов Так, в косовский конфликт, процесс его урегулирования оказались втянуты не только имеющие свои интересы на Балканах европейские государства, но и мировое сообщество в целом в лице международных организаций, например НАТО и ООН

Проблемы перспектив российско-балканского духовного диалога

Приближение России к решению балканского узла религиозно-политических проблем обнажило проблему противоречивости религиозного сознания в Российской империи Весьма прозорливой оказалась проекция К Н Леонтьева: в религиозно-политической конструкции российского социума важное место занимает вопрос византийского легитимизма Для России завоевание и, соответственно, возвращение православным восточным народам их древней столицы -Константинополя - создаёт проблему её легитимного господства в Евразии в религиозном и этническом плане Суть проблемы состоит в утрате Москвой её статуса «Третьего Рима» и главы всего православного мира . К тому же представления о Константинополе как исключительно экуменическом городе в масштабах всей восточнохристианской ойкумены противоречит русскому религиозному комплексу об особом славянском национализме Превращение же российского общества в сверхсекулярное, по словам исследователя истории религии X. Гонсалеса, ко второй половине XX в . делало Грецию единственной страной, в которой для православного христианства сохранялись шансы на подобие традиционного союза церкви и государства [6, с . 306].

Однако современная духовная традиционность и конфессиональная резистентность культур во многих странах бывшего СССР и Восточной Европы уступила место теплохладности, приспособления ко всеядному культурно-нравственному конформизму, а затем стала на путь внутреннего саморазрушения Современный исследователь А Буровский верно отмечает, что большинство учёных солидарны в том, что способность развиваться определяет само существование системы Как только в культуре начинает преобладать традиция, реагирование культуры на окружающее начинает ослабевать [2, с 402]

Активное участие национальных православных церквей в экуменическом

движении, нацеленное на устранение разобщённости христианских конфессий, сближают традиции православия с Западом В результате наблюдаются не только утрата внутреннего единства и эт-нополитизация традиций православия, но и потеря православными авторитета своей духовной идентичности И сегодня некогда величайшая цивилизация поствизантийского мира находится в крайне сложном положении По словам А А Улунян, для Греции стабильность и эффективность статуса региональной державы необходимо постоянно поддерживать, «лавируя и блокируясь с более сильными государствами Европы, а затем и с Америкой»1

Прагматизм современного духовно-культурного бытия - проблема эффективности парадигмы восточнохристианской культурной ойкумены современности, её перспективного будущего может быть решена посредством возобновления диалога православного культурного дискурса как живой духовной традиции народов поствизантийского содружества В этом восстановлении морального престижа традиций духовности россиянам следует возрождать духовную притягательность православной церкви в России, возвращать нравственные основы диалога этнотрадиций российских культур современного общества и духовных основ исторической государственности россиян Тогда россияне смогут привнести элементы стабильного процесса культурсозидания и другим евразийским народам Однако российский подход к данной этноконфессио-нальной проблеме довольно противоречив Стремление России добиться признания Запада наблюдалось на фоне включения её в борьбу за легитимизацию себя как поствизантийского ортодоксального общества

В современных взглядах элит на политическую культуру и традиции США рубежа ХХ-ХХ1 вв . доминируют утверждения о том, что западные ценности носят универсальный характер, поскольку люди желают потреблять те духовные и материальные блага, которые им даёт

1 Улунян А . А . Политическая история Греции ХХ века: учебное пособие . М. : Ленанд, 2004. С. 186 .

Запад. По предположениям Ф . Фукуямы, З . Бзежинского, Дж . Редвуда, М . Фридмана и других «ортодоксов» теории и практики Pax Americana, приход этой эпохи довольно близок . Несмотря на имеющуюся критику «великой» либеральной идеи современными скептиками (С . Хантингтон, Н . Фергюссон, Г. Киссинджер и др . ), можно утверждать, что мы сегодня наблюдаем сложную эпоху доминирования очередной волны вестернизации по-американски .

Важно осмыслить вклад российской духовной традиции в судьбах современного культурного развития страны и смежных с ней этносообществ . Согласимся с позицией В . В . Ильина касательно сохранения единого культурного и политического российского пространства: Россия не только создала сильную государственность, что имеет непреходящее значение в имперо-строительстве, но и обеспечила гражданский мир и гарантировала выход в историю евразийским народам [10, с . 32].

Современная глубинная социокультурная трансформация российского общества, разрушение исконных традиций России актуализирует значение нравственных ориентиров отечественной духовности Качественная нравственная традиция включала в себя традиционное трудолюбие, аскезу, законопослу-шание и жажду духовной веры Без них невозможно сформировать ценностные основы современной отечественной культуры, учитывая последствия «казенного патриотизма» и постмодернизма в расщепляющемся традиционалистском укладе постсоветского социального пространства.

Воспринятое россиянами от византийцев духовное взаимодействие имеет особое значение в исследовании закономерностей формирования традиций православных регионов, определении практической их ценности для современного диалога новых социокультурных общностей. Общие корни византийской культуры, единство православия неразрывно связывают духовные традиции балканских стран (Болгарии, Греции, Румынии, Сербии) и России, составляя неотъемлемую часть наследия православных государств

Заключение

Рассмотрение генезиса российской нравственной культуры выявило деструктивные тенденции духовной ситуации XXI в . , выразившиеся в системном разрушительном фрагментировании традиционных ценностей для всего социума

Имперский традиционализм в культуре и политике подчинил свои мечты политике государств Западной Европы . Для России её великая идея осталась лишь исторической памятью, позволяющей в пространстве Европы лишь отличать следы своего исторического движения

Отечественные мыслители Серебряного века в своих учениях об общественном идеале в качестве высшей цели всемирно-исторического процесса выдвинули тезис о духовно-целостной, религиозной структуре общественного и культурного сознания Сущность такой культуры заставляет задуматься над судьбами современного направления развития общественной мысли и культурного самосознания российских народов, которые связаны с Россией многовековыми традициями религиозного наследия и диалога

Проблема имперскости в культурной идентичности многоединства не нова, она рассматривалась ещё античными мыслителями. Чувственный социокультурный тип с присущей ему «духовностью» может быть синтезирован с умозрительным социокультурным типом, для которого характерна «материальность» в рамках

соборно-интегральной имперской культуры, преодолевающей их ограниченность В указанном плане справедливой представляется мысль о целесообразности использования опыта универсализации духовной культуры россиян нового времени, а именно петербургского периода развития культуры Присущий тому времени синкретический синтез культур и традиций усмирял вестернизаторские и ориенталистские тенденции

Роль отечественной интеллигенции в обновлении российского имперского общества представлялась архаичной. Архаизация общественного сознания объяснялась пе-риферийностью, изолированностью страны от основных научных и экономических центров мира Радикальные изменения в России конца XIX в . дали пищу для размышления многим исследователям-гуманитариям Рассмотрение наследия русской философии на примере славянофильского философского направления позволяет раскрыть подлинный смысл обращения к русской духовной традиции

Обращение к творчеству представителей современной гуманитарной мысли позволяет проследить общую схожесть во взглядах на роль человека и миссию имперской традиции в российском мире, в которой человек наделён творческим и гуманистическим началом Именно такое представление составляло источник русского религиозно-философского ренессанса

Статья поступила в редакцию 15.10.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев Д . А. , Скрипкин И . Н . Византизм К. Н . Леонтьева как концепция русской культурно-ци-вилизационной идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение . Вопросы теории и практики . 2017 . № 3 (77). Ч . 1. С. 28-31.

2 . Буровский А . М. Крах империи: Курс неизвестной истории . М. : АСТ, 2004. 462 с .

3 . Варфоломей. Приобщение к Таинству: православие в современном мире / пер.Н . Л . Xолмогоровой.

М. : Эксмо, 2008. 366 с .

4. Волокитина Т. В . «Московский Ватикан»: замысел создания и попытки его реализации . 19431948 гг. // Славяне и Россия: славяне в Москве: к 870-летию со дня основания г. Москвы / отв. ред. С. И . Данченко . М. : Институт славяноведения РАН, 2018 . С. 339-360.

5 . Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: в 7 т. Т. 1 / пер. В. С. Неведомского .

СПб . : Наука, 1997. 427 с.

6 . Гонсалес X. Л. История христианства: в 2 т. Т. 2: От эпохи Реформации до нашего времени / пер .

Б. А. Скороходова. СПб. : Библия для всех, 2002. 377 с.

7 . Городецкая Н . Б . «Сербы» или «югославы»: к вопросу о национальном самоопределении в социа-

листической Югославии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017 . № 2 (22). С. 63-76.

8 . Елдин М. А . , Малоземов С. И . Аграрная политика Никейской империи и духовно-нравственный

фактор в истории восстановления византийской державы // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12 . № 1. С 119-132 .

9 . Жаворонков П . И . Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре

Никейской империи // Византийский временник. 1996. Т. 56 (81). С. 134-143.

10 . Ильин В . В . Россия в сообществе мировых цивилизации . М. : КДУ 2009. 198 с .

11. Пономарева Е. Г. Новые государства на Балканах. М. : МГИМО-Университет, 2010. 252 с.

12 . Хохлов В. А. Византийская культура и философско-теологическая мысль России XIX в. //

Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2020 Т 21 Вып 2 С 229-233

13 . Шувалов В . И . Э . Гиббон и проблема христианства как социально-психологического феномена //

Известия высших учебных заведений . Поволжский регион . Гуманитарные науки . 2019 . № 1 (49). С 79-89.

14. Эйзенштадт Ш . Н . Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М. : Аспект Пресс, 1999. 416 с.

15. Ahrweiler H. L'expérience niceenne: L'an prochain а Constantinople // Dumbarton Oaks Papers. 1975. Vol. 29. - P. 21-40.

16 . Angold M . A Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea

(1204-1261). Oxford: University Press, 1975. 332 p. 17. Dragovic-Soso J. Spasioci nacije: intelectualna opozicija Srbije i ozivljavanje nacionalizma. Beograd: Fabrika knjiga, 2004. 411 s .

18 . Lecky W E. H . A History of European Morals from Augustus to Charlemagne . Vol . 2 . New York,

Appleton and Company, 1869. 423 р .

19 . Pappadopoulos J. B. Theodore II Lascaris, Empereur de Nicee. Paris: Librairie Alphonse Picard et fils,

1908 214 р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 . The Oxford Handbook of Byzantine studies / ed. by E . Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. New York: Oxford

University Press, 2008. 1021 р .

REFERENCES

1. Belyaev D. A . , Skripkin I . N . [K. N . Leontiev's Byzantium as a Concept of Russian Cultural and Civilizational Identity]. In: Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art . Issues of Theory and Practice], 2017, no . 3 (77), vol. 1, pp . 28-31.

2 . Burovsky A . M. Krah imperii: Kurs neizvestnoj istorii [The Collapse of the Empire: A Course of the

Unknown History], Moscow, AST Publ. , 2004. 462 р .

3 . Bartholomew. Encountering the Mystery: Understanding Orthodox Christianity Today (Rus. ed. :

Kholmogorova N L , transl Priobshhenie k Tainstvu: pravoslavie v sovremennom mire Moscow, Eksmo Publ. , 2008. 366 p . ).

4. Volokitina T. V. "Moscow Vatican": The Idea of Creation and Attempts to Implement It. 1943-1948. In: Danchenko S . I . , ed. Slavjane i Rossija: slavjane v Moskve: k 870-letiju so dnja osnovanija g. Moskvy [Slavs and Russia: Slavs in Moscow: to the 870th Anniversary of the Founding of Moscow]. Moscow, Institute of Slavic Studies RAS Publ. , 2018, pp. 339-360.

5 . Gibbon E. History of the Decline and Fall of the Roman Empire (Rus. ed. : Nevedomskiy V. N . , transl.

Istorija upadka i razrushenija Rimskoj imperii. Vol. 2. St . Petersburg, Nauka Publ. , 1997. 427 р . ).

6 . Gonzalez H . L. The Story of Christianity (Rus . ed. : Skorohodov B. A . , transl. Istorija hristianstva. T. 2: Ot

jepohi Reformacii do nashego vremeni. St. Petersburg, Biblija dlja vseh Publ. , 2002. 377 p . ).

7 . Gorodetskaya N . B . "Serbs" or "Yugoslavs": On the Question of National self-determination in socialist

Yugoslavia . In: Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2017, no . 2 (22), рр . 63-76.

8 . Eldin M . A. , Malozemov S . I . [The Agrarian Policy of the Nicene Empire and the Spiritual and Moral

Factor in the History of the Restoration of the Byzantine Empire]. In: Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly [Locus: People, Society, Culture, Meanings], 2021, vol. 12, no. 1, pp. 119-132 .

9 . Zhavoronkov P. I . [The Position and Role of Ethnic Groups in the Socio-Political Structure of the Nicene

Empire]. In: Vizantijskij vremennik [Byzantine vremennik], 1996, vol. 56 (81), рр. 134-143.

10 . Ilyin V. V. Rossija v soobshhestve mirovyh civilizacii [Russia in the community of world civilizations].

Moscow, KDU Publ. , 2009. 198 p.

V1V

11. Ponomareva E. G . Novye gosudarstva na Balkanah [New States in the Balkans]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ. , 2010. 252 p.

12 . Khokhlov V. A . [Byzantine Culture and Philosophical and Theological Thought of Russia in the XIX cen-

tury]. In: Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii [Bulletin of the Russian Christian Academy for the Humanities], 2020, vol. 21 (2), pp . 229-233.

13 . Shuvalov V. I . [E . Gibbon and the Problem of Christianity as a Socio-Psychological Phenomenon]. In:

Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Higher Educational Institutions. Volga Region. Humanitarian Sciences], 2019, no. 1 (49), pp. 79-89.

14. Eisenstadt S . N. Revoljucija i preobrazovanie obshhestv. Sravnitel'noe izuchenie civilizacij [Revolution and Transformation of Societies. Comparative Study of Civilizations]. Moscow, Aspekt Press Publ. , 1999. 416 p.

15. Ahrweiler H. L'expérience niceenne: L'an prochain a Constantinople. In: Dumbarton Oaks Papers, 1975, vol. 29, pp. 21-40.

16 . Angold M. A Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea

(1204-1261). Oxford, University Press, 1975. 332 p. 17. Dragovic-Soso J. Spasioci nacije: intelectualna opozicija Srbije i ozivljavanje nacionalizma. Beograd, Fabrika knjiga, 2004. 411 s .

18 . Lecky W E. H . A History of European Morals from Augustus to Charlemagne. Vol. 2 . New York,

Appleton and Company, 1869. 423 p.

19 . Pappadopoulos J. B . Theodore II Lascaris, Empereur de Nicee . Paris, Librairie Alphonse Picard et fils,

1908 214 p

20 . Jeffreys E. , Haldon J. , Cormack R . , eds . The Oxford Handbook of Byzantine Studies. New York, Oxford

University Press, 2008. 1021 p .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елдин Михаил Александрович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П . Огарёва; е-mail: eldin1974@yandex. ru

Малоземов Сергей Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н П Огарёва; е-mail: semalozemov@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mikhail А. Eldin - Dr. Sci. (Philosophy), Prof. , Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University; е-mail: eldin1974@yandex. ru

Sergey I. Malozemov - Cand. Sci. (History), Assoc . Prof. , Department of General History, Political Science and Regional Studies, National Research Ogarev State University; е-mail: semalozemov@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Елдин М. А. , Малоземов С И . Моральные и политические основы имперских традиций Балканского полуострова и России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 1. С. 6-15 . DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-6-15

FOR CITATION

Eldin M . A . , Malozemov S . I . Moral and Political Foundations of the Imperial Traditions of the Balkan Peninsula and Russia . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no . 1, pp . 6-15 . DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-6-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.