Научная статья на тему 'Моральное самосознание молодых дагестанцев (гендерные различия в жизненных целях)'

Моральное самосознание молодых дагестанцев (гендерные различия в жизненных целях) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / МОРАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османова Наида Магомедсаидовна, Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна

Целью исследования является изучение гендерных различий в оценке значимости жизненных целей у юношей и девушек, проживающих в Дагестане. Методы. Анализ психологической литературы, синтез, обобщение теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования практические методы исследования. Результат. Выявлены значимые различия между группами юношей и девушек в оценке некоторых жизненных целей. Выводы. Для юношей в большей степени, чем для девушек важны такие жизненные цели, как реализация своих способностей, обретение чувства гармонии с природой, иметь много свободного времени, быть свободным в решениях, войти в историю, отомстить всем своим врагам и заниматься спортом; для девушек в будущем более важно заниматься творчеством, быть очень богатыми, не испытывать лишений и иметь хорошую семью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Османова Наида Магомедсаидовна, Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моральное самосознание молодых дагестанцев (гендерные различия в жизненных целях)»

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9.072

Моральное самосознание молодых дагестанцев (гендерные различия в жизненных целях)

© 2017 Османова Н. М. 1 Рамазанова Д. А. 2

1 Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан,

Махачкала, Россия; e-mail: djavgara77@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djavgara77@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение гендерных различий в оценке значимости жизненных целей у юношей и девушек, проживающих в Дагестане. Методы. Анализ психологической литературы, синтез, обобщение - теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования - практические методы исследования. Результат. Выявлены значимые различия между группами юношей и девушек в оценке некоторых жизненных целей. Выводы. Для юношей в большей степени, чем для девушек важны такие жизненные цели, как реализация своих способностей, обретение чувства гармонии с природой, иметь много свободного времени, быть свободным в решениях, войти в историю, отомстить всем своим врагам и заниматься спортом; для девушек в будущем более важно заниматься творчеством, быть очень богатыми, не испытывать лишений и иметь хорошую семью.

Ключевые слова: моральное сознание, моральное самосознание, нравственность, жизненные цели, гендерные различия.

Формат цитирования: Османова Н. М., Рамазанова Д. А. Моральное самосознание молодых дагестанцев (гендерные различия в жизненных целях) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого- педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 22-26.

Moral Self-Consciousness of Young Dagestan People

(Gender Differences in Life Goals)

© 2017 Naida M. Osmanova 1, Dzhavgarat A. Ramazanovna

1 Main Bureau of Medical-Social Inspection across Republic of Dagestan,

Makhachkala, Russia; e-mail: djavgara77@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djavgara77@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the gender differences in assessing the significance of life goals for boys and girls living in Dagestan. Methods. Psychological literature analysis, synthesis, generalization - theoretical methods; testing, interview, qualitative analysis of the results of the research - practical methods. Result. Significant differences between groups of boys and girls in assessing some life goals are revealed. Conclusions. For young men such vital goals as the realization of their abilities, gaining a sense of harmony with nature, to have a lot of free time, to be free in decisions, to go down in history, to take revenge on all their enemies and play sports are more important then for girls; in the future for girls it is more important to engage in creativity, be very rich, do not experience hardship and have a good family.

Keywords: moral consciousness, moral self-consciousness, morality, life goals, gender differences.

For citation: Osmanova N. M., Ramazanova D. A. Moral Self-Consciousness of Young Dagestan People (Gender Differences in Life Goals). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 22-26. (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

В переломные моменты развития общества особенный интерес всегда представляют нравственные проблемы, поскольку именно от состояния морально-нравственной составляющей сознания народа зависит будущее страны и пути достижения общего благополучия народа. Для российского менталитета характерно особое внимание к нравственным проблемам [2, с. 16-31].

Моральное самосознание - нормы, ценности и представления, выполняющие регулятивную функцию, благодаря которой человек оценивает свои и чужие поступки и формы поведения. В структуре морального самосознания можно выделить три основных компонента: когнитивный, представляющий собой совокупность нравственных представлений, суждений и понятий, а также собственных моральных качеств, осознаваемых личностью; эмоционально-оценочный - показывающий отношение к своим моральных качествам; поведенческий - отражающий готовность к определенному образу действий в соответствии со своими морально-нравственными качествами.

В содержательном плане понятие морального сознания наполнено множеством категорий, при этом моральное сознание не сводится ни к одной из них. Просто одним категориям принадлежит ведущая роль, другим - второстепенная [6].

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии проблемам морали и нравственного сознания уделяется достаточно внимания. Так, одним из интересных, на наш взгляд, подходов к пониманию нравственно зрелой личности является гуманистический подход в лице таких его представителей как К. Роджерс, Р. Мэй, Г. Олпорт.

В своей теории Олпорт рассуждает о зрелой личности. Примечательно, что зрелой личностью он считает нравственно развитую личность, обладающую следующими особенностями: развитая структура Я-кон-цепции, способность к глубоким социальным отношениям, эмпатии, умении устанавливать теплые межличностные отношения. Процесс личностного развития характеризуется Олпортом как активный процесс формирования ответственности за свою жизнь [7, с. 288-289].

Согласно взглядам К. Роджерса, сокровенной сущностью человеческой природы является направленность на движение вперед к определенным целям, в то же время

она реалистична, конструктивна и заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним. Люди обладают врожденными нравственными склонностями, а их сохранение и развитие обеспечивает нравственную гармонию [7, с. 533-535].

Еще один представитель гуманистической психологии Р. Мэй видит нравственность как особое чувство к другому человеку, как единение любви, эмпатии и воли. Особенное значение придается воле. И именно её синтез с любовью, проявляющийся в стратегиях организации действий и поступков по отношению к себе и окружающим, и есть нравственность. А показателем зрелости личности является независимость, ответственность, способность связывать между собой любовь и волю. При этом они сочетаются с любовью и заботой по отношению к другим людям и проявляются в поступках личности [4].

Цель - изучение гендерных различий в оценке значимости жизненных целей у юношей и девушек, проживающих в Дагестане.

Методы - анализ психологической литературы, синтез, обобщение - теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования - практические методы исследования.

Результаты и обсуждение

Наиболее часто обсуждаемой категорией нравственности в работах психологов является категория ответственности. Так, В. Франкл пишет о том, что только человеку свойственно искать смысл своего существования, поиск смысла жизни является отражением сущности человека. Пока у индивидуума присутствует сознание, ему необходимо нести ответственность и реализовы-вать ценности. Ценности - отношения, переживания, созидательные ценности. Быть личностью, в понимании В. Франкла, значит, нести ответственность за собственную жизнь и проживать ее сознательно. Основой нравственного развития личности является совесть, основной функцией которой считается принятие человеком ответственности за собственную жизнь [5, с. 242-279].

Вопросами нравственного развития на различных этапах онтогенеза интересовались и зарубежные, и отечественные ученые. Среди зарубежных теорий наиболее известные - теории Ж. Пиаже и Л. Коль-берга. Предложенные ими периодизации нравственного развития охватывают время от рождения до подросткового возраста.

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

Согласно представлениям Кольберга, моральные принципы формируются ребенком самостоятельно в ходе активного мыслительного процесса. При этом индивид не пассивно присваивает общественно выработанные моральные нормы. В то же время он понимал, что интеллектуальные особенности не являются единственным условием морального развития. Моральные стадии выступают не как стадии присвоения правил морального поведения, а как стадии только понимания этих норм. В модели Кольберга в процессе развития выделяется шесть стадий, протекающих на трёх уровнях. Начиная с четвёртой стадии, человек начинает оценивать свои и чужие поступки с точки зрения поддержания социального порядка. Это постконвенциональный уровень морали. Большинство людей, достигших моральной зрелости, находится на пятой стадии. Поскольку эмпирические данные показали, что до шестой стадии развитие нравственности доходит лишь у малой части людей, Коль-берг назвал ее теоретической. Обобщив особенности последних двух стадий, он выделил применение универсальных принципов справедливости как главное [3].

Для нас наибольший интерес представляет учение о морально-нравственном развитии человека, принадлежащее нашему

отечественному психологу и педагогу А. В. Зосимовскому. Его периодизация охватывает развитие от рождения до юношеского возраста. Первые два этапа протекают в дошкольном и школьном детстве. Третий этап развития - этап нравственной самодеятельности личности, для которой характерно полностью осознаваемое и добровольное подчинение собственного поведения нравственным принципам. Главным новообразованием этого возраста являются моральные взгляды и убеждения, стремление и желание руководствоваться ими на практике.

По мнению А. В. Зосимовского, «...в юношеский период процесс кардинальных новообразований в нравственной сфере в основном завершается. В итоге мораль юноши по стержневым своим свойствам оказывается тождественной морали нравственно зрелого взрослого человека» [2].

Исследование жизненных целей молодых дагестанцев мы провели при помощи методики «Жизненные цели» (Толстых Н. Н., Дубов И. Г.). Выборку испытуемых составили студенты старших курсов факультетов востоковедения и экономического Дагестанского государственного университета. Возраст испытуемых 19-21 год. Общее число респондентов 100 человек (50 юношей и 50 девушек).

Средние значения и 1:-критерии для групп юношей и девушек

Таблица

Цель Степень важности Среднее значение юноши Среднее значение девушки t-значение Уровень значимости Р

Заниматься творчеством Очень важна 0,2 0,32 -2,463 0,016

Реализовать свои способности Очень важна 0,7 0,24 5,140 0,000

Обрести чувство гармонии с природой Очень важна 0,82 0,38 4,976 0,000

Стать очень богатым Скорее важна, чем не важна 0,1 0,4 -3,656 0,000

Удачно жениться/выйти замуж Скорее не важна, чем важна 0,18 0,02 2,739 0,007

Не испытывать лишений Очень важна 0,7 0,9 -2,556 0,012

Иметь много свободного времени Очень важна 0.34 0,1 2,996 0,003

Быть свободным в решениях Очень важна 0,76 0,4 3,877 0,000

Войти в историю Очень важна 0,2 0 3,5 0,001

Отомстить всем своим врагам Скорее не важна, чем важна 0,08 0,46 -4,688 0,000

Отомстить всем своим врагам Очень важна 0,24 0 3,934 0,000

Заниматься спортом Очень важна 0,44 0,2 2,635 0,010

Иметь хорошую семью Очень важна 0,54 0,76 -2,346 0,021

Студентам предлагалось 30 утверждений, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале от «совсем не важна» до «очень важна», ответив на вопрос: «Насколько важна для Вас каждая из следующих целей как цель Вашей жизни?»

Для выявления гендерных различий в значимости жизненных целей для юношей и девушек нами применялся ^критерий Стью-дента для независимых групп. Для анализа были отобраны цели, различия в которых достоверны на высоком и очень высоком

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

уровне значимости. Средние значения и ^ критерии представлены в таблице.

Рассмотрим полученные данные подробнее.

Как выяснилось, цель «Заниматься творчеством» для девушек является более важной, чем для юношей. Степень «очень важно» выбирается ими значимо чаще.

Оценивая важность цели «Реализовать свои способности», значительно большее количество юношей отдали предпочтение высшей оценке, чем представительницы женской половины выборки.

Неожиданным, на наш взгляд, было выявленное различие в оценке цели «Обрести чувство гармонии с природой». Мужчины в большей степени признают данную цель как очень важную.

Так же неожиданным для дагестанской выборки был факт, что цель «Стать очень богатым» более значима для девушек, нежели для юношей.

Цель «Удачно выйти замуж/жениться» оценена как «скорее не важна, чем важна» в мужской части опрошенных значимо чаще, чем в женской части.

А вот цель «Не испытывать лишений» для испытуемых женского пола является в большей степени важной, чем для испытуемых мужского пола. То есть, девушки значимо сильнее боятся столкнуться с трудностями и лишениями в будущем, чем представители сильного пола.

Оценивая жизненную цель «Иметь много свободного времени», респонденты мужского пола придали ей больше важности, чем девушки. Мужчинам хочется иметь больше свободного времени, вероятно, чтобы была возможность уделять внимание каким-то любимым занятиям.

Очень важной для большого количества опрошенных мужчин является цель «Быть свободным в решениях». В то время как для женщин эта цель не столь значима.

1. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5. С. 16-31.

2. Зосимовский А. В. Возрастные особенности нравственного развития детей. М. : Педагогика, 1973. 187 с.

3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.

4. Мэй Р. Любовь и воля. М. : Винтаж, 2007. 162 с.

Войти в будущем в историю очень важным считает небольшая часть опрошенных юношей, при этом девушки вообще ни разу не отметили эту цель как очень важную.

Наибольший разброс в оценках значимости наблюдался в цели «Отомстить всем своим врагам». На очень высоком уровнем достоверности ответы мужчин отличаются от ответов женщин. Для девушек чаще данная цель «скорее не важна, чем важна», а для юношей «скорее важна, чем не важна» и «очень важна».

Цели «Заниматься спортом» респондентами мужского пола придаётся гораздо большее значение, чем респондентами женского пола. Объясняется данный факт, скорее всего, особенной популярностью спорта среди дагестанских юношей. Полученный нами результат согласуется с данными, полученными Хвостовым А. А. Им так же было отмечено, что нежелание делать месть целью жизни и меньшее желание заниматься спортом являются универсальными женскими особенностями [6, с. 100-101].

И, наконец, цель «Иметь хорошую семью» для девушек очень важна в значимо большей степени, чем для юношей. Этот факт скорее ожидаем, чем нет, а тема достаточно хорошо представлена как литературе, так и в научных работах.

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:

1) для юношей в большей степени, чем для девушек важны такие жизненные цели, как реализация своих способностей, обретение чувства гармонии с природой, иметь много свободного времени, быть свободным в решениях, войти в историю, отомстить всем своим врагам и заниматься спортом;

2) для девушек в будущем более важно заниматься творчеством, быть очень богатыми, не испытывать лишений и иметь хорошую семью.

5. Франкл В. Основные понятия логотерапии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: И1::рз://шшш.!11:т1г.те/ЬС/?Ь=139924 [дата обращения: 10.04.2017].

6. Хвостов А. А., Гаджимурадова З. М. Моральное сознание студенческой молодёжи двух культур: дагестанская и русская традиции. М. : Прометей, 2005. 292 с.

7. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применения / Л. Хъел, Д. Зиглер. СПб. : Питер, 2006. 608 с.

Литература

26 ••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

References

1. Volovikova M. I. Moral-legal representation in the Russian mentality. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2004. Vol. 25. No. 5. P. 1631. (In Russian)

2. Zosimovsky A. V. Vozrastnye osobennosti nravstvennogo razvitiya detey [Age features of the moral development of children]. Moscow, Pedagogy Publ., 1973. 187 p. (In Russian)

3. Crain W. Teoriirazvitiya. Sekrety formirovaniya lichnosti. 5-e mezhdunarodnoe izdanie. [Development theory. Secrets of the formation of personality. 5th International edition]. Saint Petersburg, Prime-EVROZNAK Publ., 2002. 512 p. (In Russian)

4. May R. Lyubov' i volya [Love and will]. Moscow, Vintazh Publ., 2007. 162 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Османова Наида Магомедсаидовна,

психолог, Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан (ГБМСЭ РД), Россия, Махачкала; e-mail: djavgara77@mail.ru

Рамазанова Джавгарат Асадуллаевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального языкового образования, факультет начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Россия, Махачкала; email: djavgara77@mail.ru

Принята в печать 11.04.2017 г.

5. Frankl V. Basic concepts of logotherapy. [Electronic resourse]. Mode of access: https://www.litmir.me/bd/?b=139924 (accessed 04.10.2017).

6. Khvostov A. A, Gadzhimuradova Z. M. Moral'noe soznanie studencheskoy molodezhi dvukh kul'tur: dagestanskaya i russkaya traditsii [Moral consciousness of student youth of two cultures: Dagestan and Russian traditions]. Moscow, Prometey Publ., 2005. 292 p. (In Russian)

7. Khjel L., Zegler D. Teorii lichnosti: osnovnye polozheniya, issledovaniya i primeneniya [Personality theories: basic provisions, research and applications]. L. Khjel, D. Zigler. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006. 608 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Naida M. Osmanova, psychologist, Main Bureau of Medical-Social Inspection across Republic of Dagestan (MBMSI RD), Russia, Makhachkala; e-mail: djavgara77@mail.ru

Dzhavgarat A. Ramazanova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Theoretical Bases and Technologies of Primary Linguistic Education, the faculty of Primary School, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Russia, Makhachkala; e-mail: djavgara77@mail. ru

Received 11.04.2017.

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 301.085:15

Проблема ценностей культуры Северного Кавказа

в научных исследованиях

© 2017 Чанакаев Г. М. 1, Магомедов П. Ш. 1 2, Гусейнов Н. У. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: pakhru@mail.ru 2 Дагестанский государственный университет (филиал), Кизляр, Россия; e-mail: pakhru@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Соотнести характеристики культуры Северного Кавказа с психологическими измерениями культуры Г. Триандиса, Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н. М. Лебедевой. Метод. Анализ этнографических, социально-философских и социально-психологических исследований. Результаты. Показано, что авторы, обращаясь к культуре Северного Кавказа, в соответствии со своими исследовательскими интересами дают описание самых разных культурных феноменов, систематизация которых является актуальной научной проблемой. Многочисленные характеристики культуры Северного Кавказа, со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.