Научная статья на тему 'Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД'

Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2396
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД»

курса или раздела "Основы организации и ведения информационно-психологического противоборства", рассчитанного на 16-20 часов. Содержание этого курса, на наш взгляд, может быть таким:

— способы анализа морально-психологической обстановки (социально-политический, национально-этнический, криминогенный и др. аспекты) в районах операций, служебно-боевой деятельности и т.д.;

— порядок отслеживания, сбора,'анализа и обобщения данных о возможностях противостоящих группировок и участников конфликта осуществлять информационно-психологическое воздействие на войска и население района выполнения служебно-боевых задач;

— основы прогнозирования вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на войска и население района служебно-боевой деятельности;

— порядок организации противодействия постоянному массированному-идеологическому, информационно-психологическому воздействию на личный состав частей и подразделений внутренних войск и население района служебно-бое-вой деятельности;

— способы нейтрализации негативных-последствий осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику военнослужащих;

— формы, методы и средства осуществления защиты войск и населения района служебно-бо-евой деятельности от информационно-психологического воздействия;

— порядок подготовки и использования сил и средств для осуществления информационно-психологическогоп ротивоборсгва;

— способы осуществления информационно-психологического воздействия на личный состав противника.

В результате изучения этого курса выпускник вуза должен разбираться в приемах и технике ведения противником пропаганды, осуществления возможных психологических акций и действий с его стороны и уметь их критически воспринимать и организовывать противодействие; понимать сущность, цели, задачи, тематику, формы, методы и технические средства проведения противником психологических операций и диверсий, их направленность и последствия, истинные намерения и интересы; быть ознакомленным с фактами, свидетельствующими об изощренности приемов и методов, применяемых противником с целью психологического подавления индивидуального и группового сознания противостоящих войск; уметь прогнозировать возможные психологические действия противника с целью упреждения воздействий и, тем самым, снижение их эффективности или нейтрализации; иметь негативное отношение ко всему тому, что предпринимается противником; уметь организовать профилактические мероприятия по предупреждению

подрыва морального духа подчиненных, снижения боеспособности, сдаче в плен и других негативных действий.

Преподавание предлагаемого курса (раздела) потребует определенной подготовки преподавателей вузов. Вести его должны офицеры, прошедшие службу в "горячих точках", принимавшие личное участие в пресечении противоправных действий, локализации и ликвидации межнациональных конфликтов и т.д. Кроме того, целесообразно организовать учебно-методические сборы при одном из вузов МВД России по этой проблеме.

Литература

1. Закон "О внутренних войсках МВД России" // Российская газета. — №29.

2. Поикон В., Кепылов А. Информация — важнейший фактор психологического противодействия незаконным вооруженным формированиям // Войсковой вестник. - 1996. — №5.

3. Лобунец В. Особенности воспитания в зоне вооруженного конфликта // Войсковой вестник. — 1996. — №4.

4: Черкасов А. Оружие, которое не убивает, но побеждает // Ориентир. — 1997. — №1.

5. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий: Учеб. нос. — М., 1994. — С. 199; Черкасов А. Формировать готовность к бою // Ориентир. — 1995. — №6.

Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД

Заместитель начальника отдела психологического обеспечения и развития личности ГУК МВД России

В.Н.Смирнов г.Москва

Многие исследователи, занимающиеся вопросами психологической подготовки, рекомендуют различные ее методы, приемы и средства. Однако нетрадиционные формирующие методы морально-психологической подготовки и методы, заимствованные из восточных единоборств, не получили должного развития и применения. Вниманию читателей предлагается этапность психологической подготовки и соответствующие методы.

1. Целью первого этапа морально-психологической подготовки сотрудников ОВД к экстремальным условиям, проводимой по адаптированным методикам, является избавление от болезненных эмоций и чувств. В результате происходит снижение личностной и реактивной тревожности, невротичности, депрессивности, раздражительности, спонтанной и реактивной агрессивности, эмоциональной лабильности, застенчивости, происходит усиление уравновещенности, открытости, общительности, экстраверсии, повы-

шается активность, настроение, улучшается самочувствие. Все это способствует возможности перехода от первого этапа моралыю-психологичес-кой подготовки — коррекционной подготовки (избавление от болезненных эмоций) сотрудников ОВД, находящихся в стрессовых состояниях, к ее второму этапу — формирующей подготовке, созданию позитивных эмоций и чувств.

В качестве корректирующей методики первого этапа целесообразно использовать адаптированную методику собеседования учителя с учеником.

Она представляет исповедь обучающегося с закрытыми глазами об эпизоде, в котором содержатся воспоминания, связанные с болезненными эмоциями. В процессе неоднократного пересказа учителю события, происшедшего с ним в прошлом, как правило, в бессознательном состоянии, наступает момент, когда данное событие перестает его волновать. На определенном этапе происходит высвобождение сознания от болезненных переживаний, и эти изменения носят устойчивый характер. Это высвобождение может сопровождаться различными формами поведения, но суть его остается одной — освобождение от болезненных эмоций.

На первом шаге учитель заверяет ученика относительно того, что будет происходить во время занятия. Он может сказать ученику следующее: "Мы сейчас начнем занятие. Вы будете осознавать все, что здесь происходит. Вы сможете вспомнить все, что здесь произойдет. Вы сможете прекратить и выйти из возникающего состояния, если вам это не понравится".

На втором шаге учитель просит ученика закрыть глаза и устанавливает следующую "отмену": "В дальнейшем, когда я скажу слово "отменяю", все, что я сказал, пока вы находились на занятии, будет отменено и не будет иметь па вас никакого влияния. Любое внушение, которое я могу сделать вам, не будет иметь силы, когда я скажу'слово "отменяю". Вы понимаете?" Необходимо удостовериться, что ученик понял это.

На третьем шаге следует возвратить ученика в период прошлого. Он должен вспомнить такой случай из своего прошлого, который может рассматривать без неудобств. Для этого целесообразно сказать следующее: "Мы найдем случай из нашей жизни, который у вас сохранился во всех подробностях. Затем вы пройдете несколько раз через тот момент, когда он произошел, и сократим его. Найдите происшествие, которое, как вы чувствуете, можете рассматривать без неудобств, и возвратитесь в начало этого происшествия."

На четвертом шаге после того, как учитель вернул ученика в начало происшествия, необходимо попросить его пройти это происшествие, воспроизводя все сопутствующие этому происшествию переживания, соматические проявления от начала и до конца, представляя, будто случай происходит в данный момент, а не является только

воспоминанием о происходившем в прошлом (что очень важно!). К этой фразе учитель может добавить следующее: "Пройдите происшествие и говорите, что происходит по мере того, как вы его проходите."

На пятом шаге, после завершения "прохождения" случая учеником, его необходимо возвратить в начало происшествия, и пусть он вновь "пройдет" его. Для этого целесообразно использовать следующие команды: "Возвращайтесь в начало происшествия и снова пройдите его. Отмечайте все дополнительные детали, которые вы сможете найти. Продолжайте". Для того, чтобы помочь ученику восстановить больше подробностей происшествия, ему следует задавать вопросы: "Что вы видите?" или "Что вы слышите?" Проговаривать происшествие следует от начала и до конца, до тех пор, пока ученик не станет к нему относиться весело. Когда это произойдет, следует, если позволяет время, перейти к шестому шагу.

На шестом шаге нужно найти другое происшествие. Дается команда: "Найдите другое происшествие, на которое можете смотреть без неудобств и которое вас волнует." Затем повторяются четвертый и пятый шаги занятия. Необходимо провести ученика через происшествие столько раз, сколько нужно, чтобы ученик развеселился. Затем требуется выбрать следующее происшествие для занятия, используя процедуру, описанную выше. Продолжайте находить и проходить происшествия, пока не пройдет время, отведенное для занятия.

Если ученик не может найти дополнительные данные в происшествии, несмотря на множество повторений, и не становится веселым относительно того, что он нашел, то нужно узнать у него: "Есть ли более раннее происшествие, схожее с тем, которое он проходит?" Если такое происшествие существует, необходимо возвратить ученика в этот, более ранний, случай и выполнять четвертый и пятый шаги, если нет, то следует продолжать занятие по тому случаю, по которому желает ученик.

На седьмом шаге ученику сообщается, что занятие скоро закончится. Скажите ему: "Возвратитесь в настоящее время".

На восьмом шаге нужно спросить ученика: "Вы в ил сто я тем времени?" Необходимо убедиться, что ученик ощущает себя в настоящем времени.

Па девятом шаге дается команда: "Отменяю".

На десятом шаге восстанавливается полное осознание учеником его окружения. Для этого учитель говорит: "Когда я сосчитаю от 5 до 1 и щелкну пальцами, вы почувствуете себя бодро. Пять, четыре, три, два, один" (щелчок).

II. Целью второго этапа морально-психологической подготовки является формирование Гуманных качеств сотрудников ОВД через развитие позитивных эмоций и чувств: радости, сострадания, благожелательности, дружелюбия, сочув-

ствия, искренности и др. Их развитие и осознание способствуют возникновению потребности помочь нуждающимся словом, жестом, мимикой, поступком, соучастием, решением проблемы. Это может помочь ему также реализовать себя в какой-либо деятельности, склонит к гражданской, социальной и личной ответственности, здоровому образу жизни, коммуникации, цивилизованным формам релаксации и т.д. Возникающие потребности начинают сознаваться личностью как ценности. Эти ценности являются базой для их опредмечивания в ходе последующей морально-психологической подготовки и формирования у сотрудников ОВД поведения в соответствии с совестью, Присягой и кодексом чести.

В качестве формирующих методик второго этапа целесообразно использовать методику по-фужения ума в добрую волю и благочестивые мысли, стихоживопись, создание устных коллективных произведений.

1. Методика развития позитивных чувств и настроений (погружение ума в добрую волю и благочестивые мысли). Она развивает в сотрудниках позитивные эмоции и чувства, воспитывает ¡уманистические потребности и ценности. Суть ее заключается в том, что сотрудники садятся друг против друга в удобных позах и проговаривают попеременно монолог друг другу. Содержание монолога:

— взаимное пожелание всевозможных благ напарнику в течение определенного времени, представляя при этом, что у него какая-либо торжественная дата (день рождения, свадьба, рождение детей и т.п.);

— взаимное оскорбление в течение определенного времени.

При этом оскорбляющий абстрагируется от своих слов (представляет, что их произносит другой человек); оскорбляемый представляет оскорбителя больным человеком, которому требуется лечение, вызывает при этом в себе чувства сострадания и жалости.

Данная методика, кроме воспитания позигив-ных чувств, позволяет уменьшить барьеры, которые особенно остро сказываются на взаимоотношениях между людьми в экстремальных ситуациях.

2. Суть стихоживописи заключается в следующем: черной тушыо, краской или фломастером обучаемые создают рисунок на белом листе бумаги путем проведения непрерывной линии. Под рисунком они пишут стихотворение или обычный текст, выражающий их эмоциональное отношение к изображенному. При этом рекомендуется выполнять рисунок в период выдоха, а написание текста — в ритм вдоха и выдоха. Стихоживопись, выполненная с учетом психофизиологических особенностей человека, отражает его спонтанность. Какие-либо исправления при этом не допускаются. Секрет техники стихоживописи заключается в умении уравновесить форму с пу-

стым пространством листа, и, главное, — почувствовать момент, когда "сказано" на бумаге достаточно, когда из пустоты рождается нечто. Это нечто проявляется не только на листе, но прежде всего — в сознании обучающихся и выражается в создании в них уникальных позитивных переживаний, чувств, настроений и нравственных ценностей. Создаваемые произведения творчества не должны претендовать на изысканность вкусов. Наоборот, они должны быть безыскусными с художественной точки зрения. Они могут' быть случайными линиями, представляющими воплощение "бессмысленности" и алогичности. Однако в них нужно улавливать элементы парадоксальной логики и глубины человеческих чувств. Произведения, как правило, не должны превышать одного предложения. Ценность произведений— в их уникальных индивидуальных, чувственных ритмах. Эта медитация ведет к возникновению чувств сопереживания, соучастия и сотворчества с окружающим миром, гармонии и потребности в красоте.

3. Создание в группе устных коллективных произведений является одним из лучших способов воспитания позитивных чувств. Каждый присутствующий по порядку создает свою строку стиха на совместно избранную тему. При этом возникает определенная атмосфера, когда индивидуальное сознание диалогически раскрывается между людьми по горизонтали. Атмосфера коллективного единения увеличивает потенциальные возможности каждого человека и углубляет его чувства. Создаются чувства коллективных творческих сопереживаний, способствующих сплоченности группы. При этом юмористические словосочетания несут релаксационную нагрузку.

III. Целью третьего этапа морально-психо-логической подготовки является психорегуляция. У сотрудников повышается способность выдерживать большие нервно-психические нагрузки, напряженность и лишения без снижения качества решения служебно-боевых задач; развиваются внимательность, быстрота реакции, уменьшается время возбуждения и торможения психических процессов. Третий этап морально-психологической подготовки является логическим продолжением первых двух и основывается на них. В арсенал предлагаемых в рекомендациях методик третьего этапа включены те, которые по своей сути имеют не только коррекционную, формирующую или психоре1уляционную направленность. Все рекомендуемые методики лишь условно можно отнести к тому или иному этапу подготовки. По своей сути они являются универсальными. Из них на третьем этапе подготовки целесообразно использовать следующие:

— дыхательные упражнения;

— словесный монолог (молитва);

— медитация в движении.

1. Одним из самых древних и ценных элементов подготовки является методика дыхательных упражнений. Она, как и другие формы медита-

ции, рассчитана не только на психорегуляцию, но и на развитие эмоционально-волевой составляющей личности, которая и является объектом воздействия стрессфакторов. Эмоционально-волевая составляющая личности — наиболее незащищенная и наименее подготовленная ее часть, развитию которой не уделяется должного внимания в учебных заведениях МВД России. Дыхательное упражнение уже на первых порах способствует:

— появлению устойчивого физического ощущения удовлетворения во всем теле, эмоции радости, имеющей под собой психофизиологическое основание. Эти эмоции и ощущения поднимают тонус и мобилизуют человека;

— овладению устойчивым навыком концентрации внимания на нужном объекте;

— рациональному распределению физических сил и духовной энергии;

— противодействию негативным стрессфак-торам.

Дыхательная медитация может проходить в положении сидя, лежа, стоя или в движении, при любом действии или бездействии человека. Более важно удержание мысли при медитации на нужном объекте.

Дыхательная медитация включает 7 основных стадий:

— счет каждого вдоха и выдоха до 10, повторение счета до удержания мыслей на дыхании в течение 5 минут;

— счет только выдохов до 10, повторение счета до удержания мыслей на дыхании в течение 5 минут;

— слежение за дыханием с удержанием мыслей до 15 минут (затухание дыхания и его углубление);

— сосредоточение внимания на кончике носа (полное неощущение дыхания, тела и ума);

— сосредоточение внимания на внутренних органах, костях, крови, мышцах, мыслях;

— возобновление сосредоточения на кончике носа и затем на дыхании;

— сосредоточение на дыхании во время любой деятельности.

Во время дыхательной медитации позвоночник, шея и голова должны составлять прямую линию. Конечности нужно встряхнуть 7 или 8 раз, чтобы релаксировать их, тело, по возможности, расслабить. Необходимо медленно и непрерывно выдохнуть весь нечистый воздух через рот и мед-лешю вдохнуть воздух через нос. Повторить это упражнение 2-3 раза. При этом язык должен касаться неба, а глаза — закрыты для сосредоточения внимания только на дыхании. Все последующие вдохи и выдохи должны выполняться только через нос. Продолжительность как вдоха, так и выдоха равна 7-8 секундам. Необходимо практиковать правильное дыхание, которое не слышно, не затруднено и едва ощутимо для самого чело-

Для регулирования дыхания необходимо:

— сосредоточить мысли на пуповине;

— расслабить все тело;

— представить, как воздух входит и выходит через поры тела.

Саму дыхательную медитацию или дыхательные упражнения следует для себя разделить на три самостоятельные стадии, каждая из которых имеет свои особенности:

— вход в медитацию;

— пребывание в медитации;

— выход из медитации.

Вход в медитацию должен непременно сопровождаться фиксированием мыслей на пуповине. Все отвлекающие мысли при этом нужно рассматривать как нереальные. Воспоминания о прошлом — иллюзия, размышление о будущем — иллюзия, размышлять о настоящем невозможно, так как время скоротечно и настоящего невозможно уловить. Это взгляд туда, где возникают мысли.

Пребывание в медитации должно сопровождаться адекватным контролем тела, дыхания и ума. Тело, дыхание и ум должны находиться в гармонии друг с другом, и практикующий не должен чувствовать стеснения от них или какого-либо напряжения в одном из них. Однако этого достигнуть сразу трудно, в связи с чем на первых порах приходится больше времени отводить на первоначальный этап медитации.

При выходе из медитации нужно открыть рот и медленно выдыхать воздух, представляя, что воздух покидает психические центры. Затем встряхнуть плечи, руки, кисти, голову и шею, подвигать ступнями, потереть ладони и положить их на глаза, прежде чем открыть их. Желательно дождаться охлаждения тела для выхода из него различных выделений и нечистот.

2. В подготовке целесообразно использовать молитву (например, "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, спаси мя")- Этот монолог нужно использовать в комплексе с дыхательной практикой. Он призван, кроме упорядочивания мыслей, служить фактором гармонизации психосоматических внутренних и межличностных внешних взаимосвязей на всех уровнях культурного, образовательного и духовного развития человека. Причем гармонизация фиксируется в памяти центральной нервной системы и основана на законе зву-ко -резонансных рядов.

3. Цель двигательной медитативной практики (кроме формирования эмоциональной устойчивости и воли) — развитие реакции, внимания, сокращение времени возбуждения и торможения психофизиологических процессов. Кроме того, это эффективное средство самообороны. Система подготовки позволяет добиться качественного ускорения восприятия и реагирования. Практикующий становится способным быстрее в несколько раз воспринимать происходящее. Любой вид медитативной практики требует умения рас-

слабляться или преодолевать "зажимы" мышц и мыслей. Это требуется и в двигательной медитации восточных видов единоборств.

Есть много способов расслабления мышц. Рассмотрим два, наиболее, на наш взгляд, действенных: с помощью мысленных представлений и раскачивания тела.

Эти способы заключаются в следующем:

— в позиции сидя, глаза закрыть и сложить руки вместе. Представить, что в Мире существует только наша планета, которая и является всем миром. Затем сузим поле Мира до нашей страны. Затем Мир ограничим городом, спортивным залом, и конечным ограничением станет наше тело. На каждом представлении не стоит задерживаться больше 15-20 секунд. Последнее психическое состояние нужно постараться удержать 5 минут.

— в позиции стоя расставить ноги чуть шире плеч. Руки расслабленно висят' вдоль тела. Плавно переносим вес тела с правой нога на левую и наоборот. При этом раскачиваемся всем телом медленно и плавно без рывков и остановок. Глаза приоткрыты и расслаблены, взгляд скользит по предметам, не останавливаясь ни на чем. Упражнение следует выполнять в течение 5 минут.

Структура занятий по двигательной медитации представляет собой несколько последовательных комплексов: разминочных упражнений для тела, дыхательных упражнений, специальных стоек и перемещений, ударов, защит и подсечек, "спарринг" — учебного состязания с партнером, "астральное каратэ" — состязание с мыслительным образом противника.

Комплекс разминочных упражнений подбирается с расчетом развития гибкости в суставах и связках. Выполнять его следует ежедневно.

Комплекс дыхательных (очистительных) упражнений отличен от дыхательной медитации. Он состоит из специальных упражнений на расслабление, восстановление сил, мобилизацию. Техника их выполнения проста и легко усваивается.

Очистительное дыхание. Исходная позиция сидя или стоя. Вдох через нос, при этом руки сгибаются в локтях, кисти подтягиваются к подмышечным впадинам, живот выпячивается, грудь расширяется. Маленькая пауза, в которой язык прижат к верхнему небу. Далее следует выдох, во время которого зубы плотно сжаты; выдох производится через рот за счет легких сокращений мышц груди и живота. При этом слышится легкий свистящий звук. Руки во время выдоха опускаются вниз по мере выпускания воздуха, ладони направлены к полу. При этом упражнении продолжительность выдоха превышает продолжительность вдоха в 4-8 раз. Не следует очень сильно напрягаться, так как это может привести к подъему артериального давления. Упражнение хорошо применять после длительного сидения в неудобной или неподвижной позе, после нахождения в плохо проветриваемом помещении, перед проведением интенсивных физических упражнений.

Техника исполнения стоек, перемещений, ударов, защит и подсечек в наших рекомендациях не указывается. Она подробно описана в наставлениях по рукопашному бою. В данной работе затронуты лишь основные позиции, на которые следует обратить внимание при проведении занятий.

Стойки и перемещения создают определенную энергетическую структуру в теле. В различных положениях вес тела распределен по-разно-му, значит, и напряжение мышц распределено неравномерно. Энергия всегда устремляется к расслабленным участкам тела. Во всех стойках руки следует держать перед собой, одну чуть дальше, другую чуть ближе к телу, расслабленно, пальцы рук должны быть подсогнуты. Каждой стойке и способу перемещения нужно уделять ежедневно до 5 минут.

Удары, защиты и подсечки следует делать в определенных стойках как в статике, так и в динамике. При этом концентрация внимания должна быть на определенной точке (пуповине). Движения выполняются плавно, без остановок, с концентрацией энергии на соответствующей руке или ноге. Концентрацию следует доводить до такой степени, когда рука или нога воспринимаются как скопление энергии. При ударе рукой вторая рука должна подтягиваться к бедру. Во всех приемах руки должны двигаться одновременно. Во время защитного блока, удара или подсечки необходимо производить выдох животом и мысленно фиксировать технический элемент в течение 2-3 секунд. Между блоками защит, ударами и подсечками требуется расслаблять конечности, встряхивая их. Технические элементы не следует выполнять механически. На каждом элементе нужно сосредоточиться, однако каждый из них должен выполняться спонтанно.

Перед тем как приступить к отработке учебного боя, следует закрепить методы энергетического воздействия на противника и овладеть магнетическим взглядом.

Для овладения методом энергетического воздействия на противника следует встать в боевую стойку, руки держать расслабленно перед собой. Сосредоточиться на пуповине и начать накопление энергии между ладонями. Энергию нужно концентрировать между ладонями до возникновения энергетического шара, диаметром 20-30 сантиметров. Правильность концентрации энергии можно выяснить благодаря ощущениям покалывания в ладонях. С увеличением энергетического потенциала покалывание увеличится, руки автоматически будут отходить друг от друга. После концентрации необходимого количества энергии между ладонями требуется сделать глубокий вдох и на выдохе резко послать энергетический заряд в противника. При работе с партнером нужно также уметь создавать энергетическую защиту от возможного нападения путем построения энергетического кокона вокруг тefa. Ширина кокона не должна превышать двойного

размера тела. Кроме построения кокона, нужно использовать и физическое перемещение тела для ухода от возможных атак.

Овладение магнетическим взглядом предусматривает:

— соблюдение духовного и телесного спокойствия (концентрация внимания на дыхании);

— серьезное отношение к партнеру (противнику);

— умение соблюдать глубокомысленное молчание;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сосредоточение и удержание взгляда на глазах партнера (противника) спокойно и пристально, но не заискивающе;

— отказ от сиюминутных желаний и страстей

При отработке учебного боя с партнером не следует видеть в партнере врага по схватке. Если вашим умом овладеют злость, ярость, то вы не сможете правильно действовать. Ваш ум все время должен быть спокойным и ясным. Только тогда каждое движение противника отразится в уме верно, и ваше тело сможет мгновенно отреагировать. Самое правильное отношение — это видеть в своем противнике партнера по сложной и красивой игре. Бой нужно рассматривать как произведение искусства с двумя авторами, не думая о результате схватки. Для соответствующего настроя и мобилизации сил в начале схватки необходимо приветствовать партнера легким поклоном.

Состязание с мыслительным образом противника начинается с сосредоточения внимания на его образе в течение 2-3 минут. Затем требуется представить энергетическое поле противника, которое в два раза больше объема его тела. После этого, сосредоточившись на определенной точке — пуповине, направляем энергетический луч посредством мыслительных ударов руками и ногами в соответствующие точки противника. После некоторой тренировки в одиночку можно проводить совместные медитативные тренировки но астральному бою с двумя и более противниками. В совместном бою нужно уметь не только нанести энергетический удар, но и отразить астральное "нападение" противника. Для этого служит энергетический "экран", препятствующий проникновению астрального "удара" в энергетическую оболочку ваших органов. При проникновении астрального "удара" в вашу энергетическую оболочку будет наблюдаться определенное чувство дискомфорта или даже болевые ощущения. В этом случае нужно немедленно прервать мысленный контакт с противником, выйти из состояния медитации и приступить к дыхательным упражнениям восстановительного характера, которые укрепят вашу энергетику.'

Опыт психологического обеспечения сотрудников ОВД в условиях вооруженного конфликта

Кандидат исторических наук В.С.Карпов Академия МВД России

Основным фактором негативного влияния на морально-психологическое состояние и работоспособность личного состава оперативных формирований и подразделений МВД России в условиях вооруженного конфликта являлся выраженный психический стресс, вызываемый экстремальными условиями боевой, оперативно-слу-жебной деятельности и быта.

В целях поддержания необходимого уровня морально-психологического состояния, работоспособности и служебно-боевой готовности сотрудников органов и подразделений внутренних дел было организовано психологическое обеспечение, которое осуществлялось командируемыми в зону вооруженного конфликта психологами кадровых аппаратов. Из них формировалась группа психологического обеспечения, состоящая из руководителя, мобильных психологов и психологов оперативных формирований и подразделений.

Задачами психологического обеспечения являлись:

— контроль морально-психологического состояния и работоспособности личного состава. В процессе кошроля выявлялись оперативные показания на проведение индивидуальной психо-коррекционной работы. При этом особое внимание уделялось таким расстройствам состояния и работоспособности, как психическая демобилизация, реактивные состояния, эффективные реакции (психологические срывы), конфликтность, деморализация, злоупотребление алкоголем, острое утомление, переутомлеште;

— проведение мер психологической коррекции, направленных на снятие острых проявлений психического стресса, нормализацию сна, восстановление работоспособности;

— выявление нужд, запросов, настроений личного состава, негативных факгоров, влияющих на морально-психологическое состояние, работоспособность и служебно-боевую готовность сотрудников, неблагоприятных межличностных отношений в коллективах;

— содействие руководству оперативных формирований и подразделений МВД России в работе с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.