на региональном и местном уровне, обеспечивающего регулярную и многоаспектную оценку процессов, происходящих в молодежной среде. Социальный мониторинг, как известно, представляет собой структурно и функционально организованную систему информационно-аналитических служб, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, накопление, хранение, обработку, анализ и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменений социального пространства страны и региона в целях диагностики и прогнозирования происходящих в нем социальных процессов.
Важнейшей функцией социального мониторинга регионального молодежного субсоциума является научно-информационное обеспечение региональной молодежной политики на всех ее этапах — от изучения социальных характеристик РМС до принятия управленческого решения. Социальный мониторинг РМС включает в себя четыре последовательных этапа:
1) сбор, систематизация и первичная обработка статистической и социологической информации об изучаемом объекте с учетом количественных и качественных показателей (социально-демографических, профессио-
нальных, образовательных, отражающих социальное самочувствие и ценностные ориентации);
2) социальная диагностика сущностных характеристик и параметров развития РМС, определение точек «социального напряжения» в молодежной среде;
3) выработка рекомендаций для принятия обоснованных управленческих решений в сфере молодежной политики для органов исполнительной власти;
4) анализ результатов принятия управленческого решения на основе наблюдения за ходом его реализации в молодежной среде.
Таким образом, анализируя процессы развития молодежи в отдельном регионе, сравнивая их с процессами, происходящими в других регионах, мы получаем возможность создания типологического портрета регионального молодежного субсоциума как составной части молодого поколения страны. Развертывание в 1995 г. системы мониторинга РМС в Республике Мордовия позволило осуществить оперативный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития молодежи региона, подготовить целый ряд научно обоснованных управленческих решений, которые нашли отражение в ежегодных докладах Правительству РМ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сухарев А. И. Основы регионологии : сб. ст. / А. И. Сухарев ; НИИ регионологии. — Саранск, 1996. — 120 с.
Поступила 13.07.11.
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева
В статье анализируются результаты социологических исследований морально-нравственных ориентаций российской молодежи, определяются приоритетные ценности и жизненные цели молодого поколения.
Вопросы морали и нравственности современного молодого поколения часто ставятся и бурно обсуждаются в российском обществе. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи много говорят и пишут. Ряд публикаций в
СМИ, высказывания известных деятелей страны да и простых обывателей носят критический характер. Молодежь упрекают в аморальности, отказе от традиционных для россиян ценностей и меркантилизме. Вместе с тем существует и противоположная точка
О Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 3
зрения: государство под руководством Президента реализует множество проектов, направленных на молодежь; многие считают, что современные молодые люди достойно продолжают традиции родителей.
При изучении молодежи достаточно трудно провести комплексное исследование, которое смогло бы дать ответы на все вопросы относительно морали и нравственности современного молодого поколения. При изучении молодежи социологи часто используют понятия «морально-нравственные ценности», «ценностные ориентации», «принципы». Одним из наиболее значимых и объем-
ных исследований молодежи XXI в. стал аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации [1]. Исследование проводилось в марте-апреле 2007 г., в опросе участвовали 1 796 чел. в возрасте от 17 до 26 лет включительно. Исследователи пытались выяснить, насколько значимы для молодежи моральные нормы и принципы (табл. 1). Ответы на данный вопрос показывают, что 54 % респондентов считают моральные нормы актуальными и не подверженными влиянию времени.
Таблица 1
Суждения молодежи об актуальности моральных норм
Вариант ответа Процент от общего числа респондентов
Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы уже устарели 45
Основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны 54
Затрудняюсь ответить 1
В то же время 55 % опрошенных отметили, что в современном жестоком мире им иногда приходится переступать
через моральные нормы (табл. 2). Принципиальных последователей морали оказалось 44 %.
Таблица 2
Суждения молодежи о возможности (невозможности)
переступить через моральные принципы
Вариант ответа Процент от общего числа респондентов
Современный мир жесток, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы 55
Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переслуплю через моральные принципы и нормы 44
Затрудняюсь ответить 1
Таким образом, в ответах респондентов наблюдается противоречие: 54 % молодых людей отмечают актуальность и неизменность моральных норм в жизни человека, но лишь 44 % готовы отстаивать собственные принципы даже в ущерб личному успеху.
Далее респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?». Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов не могут оправдать заброшенность и плохое воспитание детей (93 %), жестокое обращение с животными (83 %) и употребление наркотиков
(82 %). Недопустимы измена Родине (78 %), гомосексуализм (67 %), публичное проявление неприязни к людям других национальностей (62 %). Неодобрение опрошенных вызывают также пьянство и алкоголизм (59 %), хамство, грубость, нецензурная брань (55 %). Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена — 49 %, аборты — 34 %), молодежь оказалась не так строга, как к хамству и грубости. Более половины современных молодых людей могут оправдать измену, 66 % допускают аборты. Если учитывать, что более 90 % опрошенных не приемлют заброшенность и плохое воспита-
Серия «Социологические науки*
ние детей, то аборт оказывается для современных молодых людей своеобразным выходом, позволяющим не дать родиться ребенку, который потом может оказаться ненужным. Неоднозначно складывается ситуация и с патриотизмом. С одной стороны, 78 % опрошенных считают недопустимой измену Родине, с другой — почти столько же (76 %) оправдывают уклонение от службы в армии. Скорее всего, служба в армии в сознании молодежи никак не связана с патриотизмом.
Распределение ответов на вопрос об ориентации молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства выглядит следующим образом: 56 % респондентов считают, что большинство молодых людей предпочли бы жить и работать в России, 43 % уверены, что их сверстники хотят уехать и жить за границей. В целом немногим менее половины опрошенных убеждены, что зарубежные страны предпочтительнее для жизни. Результаты исследования показывают, что примерно пятая часть молодежи не считает жизнь и труд в другой стране изменой Родине.
Важным представляется анализ суждений молодежи о том, что является необходи-
Главную опасность 54 % молодых людей видят в утрате средств к существованию, что подтверждает наличие у них в качестве одного из жизненных приоритетов материальное благополучие. Значительная часть опрошенных (39 %) опасаются за свою жизнь и жизнь близких. Тревогу по поводу собственной семейной жизни выразили лишь 28 % респондентов, что можно объяснить уверен-
мым в воспитании детей, так как прививаемые ценности должны быть значимы и для родителей. Тремя главными ценностями, ко- -торые нужно воспитывать в детях, по мнению молодежи, являются доброта, честность, отзывчивость (53 %), хорошее образование (50 %), любовь к семье, близким (47 %). Гораздо менее актуально воспитание веры в Бога (6 %), хотя именно она, по мнению молодежи, формирует все наиболее значимые ценности.
Цели современной молодежи изучались Фондом общественного мнения в 2002 г. По результатам опроса 1 500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик Российской Федерации были собраны данные относительно приоритетных целей и опасений молодежи [2].
В табл. 3 показаны ответы на вопрос: «Как вы думаете, к чему стремится современная молодежь, какие цели она ставит перед собой?». Таким образом, наличие социально неодобряемых целей (или отсутствие целей) отмечают более 60 % опрошенных, в то время как только треть из них уверены в наличии у молодежи социально одобряемых целей.
ностью в собственных возможностях или низким приоритетом данной ценности в сравнении с другими.
Результаты этого социологического опроса в основном соответствуют данным об иерархии ценностей молодежи. По результатам экспертного исследования, проведенного в 2007 г. Фондом имени Питирима Сорокина [3], иерархия доминирующих ценностей
Таблица 3
Вариант ответа % по России % по Москве
Материальное благополучие, обогащение 35 44
Получение образования 16 14
Наркомания и пьянство 8 4
Работа, карьера 7 4
Безделье 4 1
Самореализация 4 5
Удовольствия, развлечения 3 3
Независимость 3 3
Воровство 1 1
Подражание Западу 1 0
Другое 2 1
Нет цели 17 18
224
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3
молодых россиян выстраивается следующим образом:
1) материальное благополучие;
2) ценность «Я» (индивидуализм);
3) карьера (самореализация);
4) семья;
5) стабильность;
6) свобода;
7) уважение к старшим;
8) бог (вера в Бога);
9) патриотизм;
10) долг и честь.
Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,
что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.
В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Молодежь новой России : ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. — Загл. с экрана.
2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. — Загл. с экрана.
3. Ценности в современной России : итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. — Загл. с экрана.
Поступила 13.07.1 /.
РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
А. А. Зинин
В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.
В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,
предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-
© А. А. Зинин, 2011
Серия «Социологические науки»
225