УДК 159.9
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ1
Иващенко Александр Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики филологического факультета РУДН; ул. Миклухо-Маклая, д. 10, к. 2, Москва, Россия, 117198; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются некоторые аспекты морального состояния российского общества, сущностные признаки морали и нравственности, их соотношение, некоторые предпосылки решения моральных проблем современного общества.
Ключевые слова: мораль, нравственность, личность, моральность российского общества, нравственность социальных групп.
В настоящее время общество всё чаще обращается к проблеме морально-нравствен ной основы личности. Связанные с этой проблемой вопросы звучат на телевидении, в прессе, литературе, исследованиях учёных. Эта проблема не является новой, она волновала и волнует всё человечество, являясь актуальной в разные периоды его развития. Ещё И. Кант, подчёркивая особенности морали, предполагающей единство двух противоположностей — добровольности и всеобщности, отмечал, что в моральности человек подчинён «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству» [2, с. 274].
Известный педагог-классик К.Д. Ушинский, подчёркивая значение нравственного развития личности, писал: «.. .влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.» [4, с. 429-430].
Научный интерес представляют книги по проблеме морали и нравственности, изданные в Институте психологии РАН: «Психология нравственности» (2010); «Психологические исследования духовно-нравственных проблем» (2011); «Нравственные проблемы современного российского общества»; «Психологический анализ» (2013), а также отдельные статьи, опубликованные в «Психологическом журнале» известных учёных, чл.-корреспондентов РАН А.Л. Журавлёва, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича.
Для подготовки студентов в философском плане имеет значение учебник для бакалавров «Этика», соответствующий Федеральному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, написанный коллективом авторов кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Исходя из того, что начальные основания морали едины для всех и есть одна человеческая мораль, альтернативной морали в реальном обществе не должно существовать. Между тем в жизни многие люди следуют только тем моральным нормам, которые они внутренне одобряют, считают наилучшими.
Примеров поведения представителей разных социальных групп достаточно. Дикий капитализм ползуче проникает в российское общество, не учитывая исторически развивающуюся морально-нравственную основу личности, выводит её формирование не на духовно-нравственную, а на материальную основу развития.
Обеспеченный класс в большинстве своём не разделяет взглядов и убеждений Третьякова, Шереметева, Бахрушина и других представителей российского общества, оста-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00887 «Духовность личности и её роль в принятии морально-нравственного решения».
вивших после себя культурное наследие, которым гордится русский народ (Третьяковская галерея, усадьбы Останкино, Кусково, музей Бахрушина). Они культурно обустраивали Россию. Современные олигархи и бизнесмены обустраивают берег турецкий, итальянский, французский, а некоторые из них обеспечивают развитие Великобритании, Испании и других стран.
Преступная деятельность некоторых экс-министров широко обсуждается в прессе, в среде школьной и студенческой молодёжи. Это вызывает недоверие к государственной власти и правоохранительным органам.
Современное российское общество плюралистично в моральном отношении, об этом свидетельствуют морально-нравственные аспекты некоторых социальных групп, конфессий, дифференциация молодёжной среды. Нестабильность в обществе порождает у молодёжи проявления таких качеств личности, как прагматизм, приоритет материальных ценностей над духовными, стремление получить деньги любым способом, неразличение «добра» и «зла», мышление на уровне «выгодно — не выгодно».
Некоторая часть молодёжи отрицает задачу поиска идеала, нравственного развития личности, для многих проблема целей духовно-нравственной деятельности человека фактически не рассматривается.
Уровень неравенства в России есть угроза безопасности, это приводит к тому, что одни социальные группы испытывают ненависть к другим. Основная масса населения стремится к справедливости — важнейшей составляющей морально-нравственной основы развития личности.
Всё это не может не приводить людей к очень важным вопросам: морально ли современное российское общество? Совместимы ли морально-нравственные позиции людей с обогащением любым способом?
СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ, ИХ СООТНОШЕНИЕ
Мораль — одна из самых важных ценностей в современном обществе, не существует ценностей, которые были выше моральных, это определено с древних времён и до настоящего времени.
Мораль в историческом плане всегда имеет обязывающий характер запретов: не убий, не лги, не укради, не прелюбодействуй. Её требования имеют безусловный общественный характер, определяют законы жизни человека, ограничивают его выбор. Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, воплощённых в «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Содержание морали выражается в форме принципов, норм и оценок, которые имеют всеобщий характер, обязательных для людей, живущих в обществе. Осмысление морали органически входит в процесс определения человеком собственных моральных позиций.
Нравственность — важнейшее индивидуально-личностное качество человека. Оно вытекает из того, что человек должен выполнять принципы и нормы морали, определяемые социоприродной реальностью, но понимать при этом необходимость делать это независимо от особенностей социальных групп, живущих и действующих в данном обществе.
Нравственность — это позиция бескорыстия, самоотвержения в человеке стремления получить выгоду, один из регуляторов человеческого поведения, показатель его поступков и действий. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»: как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством. Нередко в современном обществе некоторые люди убеждены, что они владеют моральной истиной, нравственно оправдывают себя, своё поведение. Хотя в реальной жизни человек следует только тем моральным принципам и нормам, которые он внутренне одобряет, считая наилучшими в своих действиях и поведении.
Происходящие изменения в российском обществе в последние два десятилетия влияют на взаимоотношения между моралью общества и нравственностью личности. Мораль всегда связана с особенностями развития общества, а нравственность — с её освоением, личностным принятием и дальнейшим руководством в своей деятельности и поведении. Мораль составляет основу единства, сотрудничества людей, является условием отношений между ними, имеет самообязывающий характер, заключающийся в выполнении её принципов и норм, а нравственность — это интегральное свойство личности, определяющее её индивидуально-личностные особенности в жизнедеятельности и поведении в обществе.
Личность формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, действующих стихийно или с определённой направленностью (объективные и субъективные, общественные и природные, внешние и внутренние). И каждый человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. При этом особенно важен гуманистический характер развития личности, предполагающий гармоничное её развитие, гуманный характер отношений между людьми, аккумулирование гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и своему будущему, возможность влияния человека на свою жизнь, раскрытие своего творческого потенциала и ответственности перед обществом. В плане развития морально-нравственной основы личности особое значение имеют ценностные ориентации личности, в которых объективируется исторический опыт, накопленный человечеством. И некоторые из этих ориента-ций отражаются, прежде всего, в нравственных идеалах, которые определяют гуманистическую ценность человека. К сожалению, даже школьная и студенческая молодёжь порой не может определить идеал, в соответствии с которым она предполагает жить и совершать поступки.
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Озабоченное формированием морально-нравственной основы личности, государство определило в Законе об образовании в Российской Федерации свой подход к воспитанию и его нравственной направленности. Так, в статьях 2 и 3 Закона утверждается, что воспитание в современных условиях — это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6, статья 2].
В статье 3 раскрыт «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания, взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Необходимо возродить всеобуч молодого поколения, так как миллионы подростков не посещают школы, где они должны получать образование и целенаправленное воспитание. Важно изучить опыт всеобуча СССР, который достиг высоких результатов в мировом масштабе. Следует вернуться к программе воспитания школьников, разработанной в Институте общих проблем воспитания РАО. В ней отражаются важнейшие аспекты нравственного воспитания. Следует учитывать положительные достижения в воспитании молодого поколения в бывшем СССР. Государство должно влиять на содержание телевизионных программ, уходя от проблемы развлечения к решению вопросов просвещения масс посредством этических бесед, рекомендуемых для проведения отдельным телевизионным каналом, так как многие люди следуют только тем моральным нормам, которые они внутренне одобряют, считают наилучшими.
Важно внимательно отнестись к соотношению научного и религиозно подходов в формировании морально-нравственной основы личности в современном российском обществе, предусмотрев его дифференциацию и интеграцию.
Каждый человек, живущий в обществе, должен принять на себя морально-нравственную ответственность за своё поведение и действия, устойчивую ориентацию на высшие ценности, идеалы добра, правды и справедливости.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Журавлёв А.Л., Юревич А.В. Психология нравственности как область психологического исследования // Психологический журнал. 2013 (май — июнь). Т. 34. № 3. С. 5-14.
[2]. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4 (1). — М., 1965.
[3]. Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Под. ред. A.JI. Журавлёва, А.В. Юревича. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
[4].Ушинский К.Д. Собр. соч: в 11 т. Т. 2. — М., 1948.
[5]. Гусейнов А.А., Гаджикурбатов А.Г. и др. Этика: учебник для бакалавров / под. общ. ред. А.А. Гусейнова. — М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2013.
[6]. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2, 3).
ORIENTATION IN ORGANIZATIONAL TEAM BEHAVIOR
Aleksandr V. Ivashenko, D. Pd., Professor, kafedra psihologii i pedagogiki filologicheskogo fakul'teta RUDN; ul. Mikluho Maklaja, d.10, k.2, Moskva, Rossija, 117198; e-mail [email protected]
ABSTRACT
This article analyzes some aspects of modern Russian society morality, key features of moral
and morality, their relationship, some prerequisites for solving this problem.
Key words: moral, morality, personality, morality of Russian society, morality of social
groups.
REFERENCES
[1]. ZhuravlevA. L., Jurevich A.V. Psihologija nravstvennosti kak oblast' psihologicheskogo issledo-vanija // Psihologicheskij zhurnal. 2013 (maj — ijun'). T. 34. № 3. S 5-14.
[2]. Kant I. Sochinenija: v 6 t. T 4 (1). M., 1965.
[3]. Psihologicheskie issledovanija duhovno-nravstvennyh problem / Pod. red. A. Л. Zhuravleva, A.V. Jurevicha. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2011.
[4]. UshinskijK.D. Sobr. soch: v 11 t. T. 2. M., 1948.
[5]. Gusejnov A.A., Gadzhikurbatov A.G. i dr. Jetika: uchebnik dlja bakalavrov / pod. obshh. red. A.A. Gusejnova. — M.: Izd-vo JuRAJT, 2013.
[6]. Federal'nyj Zakon ot 29.12.2012. № 273 FZ «О obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (stat'ja 2, 3).