Научная статья на тему 'Морально-этическое воспитание в боевых искусствах'

Морально-этическое воспитание в боевых искусствах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ / MORAL-ETHICS EDUCATION IN MARTIAL ARTS / MASS SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порогер Г.Е., Ли Цзянь Вэнь, Ли Чжон Ги

Морально-этическая подготовка, являясь составной частью тренировочного процесса в боевых искусствах при правильной организации может являться не только мощным воспитательным фактором, но и способствовать повышению массовости, служить надежным средством профилактики травматизма на занятиях боевыми искусствами, а также выступать эффективным средством психологической реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL-ETHICS EDUCATION IN MARTIAL ARTS

In the past 20-30 years martial arts have become extremely popular. Martial arts have lost the role of ultimate survival tool, but they became a powerful method of providing person`s security. In this case, moral, ethics and moral-ethics education has become a crucial part of any martial arts training.

Текст научной работы на тему «Морально-этическое воспитание в боевых искусствах»

Вопросы философии

морально-этическое воспитание в боевых искусствах

Аспирант Г.Е. Порогер,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Доктор педагогических наук Ли Цзянь Вэнь,

Шанхайский университет физической культуры (КНР), 200438

Доктор педагогических наук, профессор Ли Чжон Ги,

Университет Косин (Республика Корея)

Морально-этическая под-

готовка, являясь составной частью тренировочного процесса в боевых искусствах при правильной организации может являться не только мощным воспитательным фактором, но и способствовать повышению массовости, служить надежным средством профилактики травматизма на занятиях боевыми искусствами, а также выступать эффективным средством психологической реабилитации.

Ключевые слова: морально-этическое воспитание в боевых искусствах.

Массовое развитие боевых искусств в мире за последние 20-30 лет неразрывно связано с комплексом морально-этических качеств, являющимся важным блоком психологической подготовки занимающихся боевыми искусствами. Именно в боевых искусствах, ставших одним из самых востребованных видов массовой физической культуры за последние десятилетия, блок морально-этической подготовки стал позиционироваться как важный аспект саморазвития личности, не только неразрывно связанный с остальными аспектами подготовки (технической, тактической, функциональной), но и в какой-то степени более значимый, чем другие.

Если в спорте высших достижений этот фактор себя проявляет не всегда и не в полном объеме, то значимость такого подхода для массового спорта невозможно переоценить.

В основе такого подхода находится ритуализация некоторых аспектов тренировки: поклон национальному флагу в начале и в конце тренировки, поклон залу, наставнику и т. д. Эти небольшие аспекты ритуализации некоторых действий, выполняющихся с определенной периодичностью, формируют первый импульс к развитию дисциплинированности, формируют ростки

коммуникативной культуры личности, основанной на уважении и толерантности. Занятия боевыми искусствами при плохой организации тренировочного процесса могут быть травматичными. Поэтому фактор дисциплины на занятиях играет очень весомую роль. Вообще, риту-ализация характерна для всей восточной культуры. Восходя к трудам Конфуция, вопросы ритуализации как элемента морально-этического воспитания стали известны на Западе уже в 18 веке. Немецкий философ Лейбниц в работе «Новое о Китае» писал: «До сих пор нам не было известно, что существует народ, этика которого еще совершеннее нашей, а социальное поведение превосходит наше. Китай заставил нас опомниться» [1].

Приняв правила игры, занимающийся продолжает углублять свои познания в морально-этических составляющих процесса обучения. Система технической квалификации, выраженная в ученических и мастерских уровнях подготовленности и соответствующих им поясах - цветных (ученических) и черных (мастерских) - помогает осознать важность иерархии в коллективе (как срезе общества в целом) в зависимости от приобретенных знаний и затраченных усилий.

Постепенно поведенческая этика подводит занимающихся боевыми искусствами к пониманию более сложных морально-этических ценностей. В зависимости от вида и школы боевых искусств форма, естественно, меняется, но суть остается неизменной на протяжении веков. Одной из самых ранних форм передачи моральных ценностей, или «боевой добродетели», как называли это в древности, являются истории об известных мастерах боевых искусств, в которых основной акцент делается на описании их моральных качеств, а не боевой мощи. В качестве примера приведем известный случай из жизни китайского мастера ушу Хо Юаньцзя,

34

№3 • 2009

вопросы философии

основателя первой в мире организации боевых искусств «Цзинь У» в начале 20-го века.

Однажды состоялся поединок между его первым учеником мастером Лю Чжэньдуном и известным мастером одного из южных стилей ушу Чжан Гуаньу. Бой продолжался с небольшими перерывами почти до вечера и закончился вничью: противники оказались равны друг другу. На второй день на помост решил подняться сам Хо Юаньцзя. Он быстро сломил защиту соперника и, захватив своей правой рукой правую руку Чжана, а левой ногой заступив за его ноги, обвил левой рукой поясницу противника и мощным движением оторвал его от помоста. Публика замерла, ожидая неизбежного броска. Но тут Хо Юаньцзя спокойно произнес: «Не стоит мне быть невежливым. Прошу прощения», - и осторожно опустил могучего бойца на ноги. Публика вначале замерла от удивления, а затем взорвалась одобрительными криками и аплодисментами. Чжан Гуаньу признался: «Хо Юаньцзя поистине обладает не только блестящим боевым мастерством, но и высочайшей боевой добродетелью и действительно достоин уважения» [6].

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что морально-этическая подготовка, являясь составной частью тренировочного процесса в боевых искусствах, при правильной организации может являться не только мощным воспитательным фактором, но и способствовать повышению массовости, служить надежным средством профилактики травматизма на занятиях боевыми искусствами, а также выступать эффективным средством психологической реабилитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейбниц, Г.В. Т. 1. - М., 1982.

2. Бо Юнъюэ, Мань Юйчжэнь. Чжунго Цзяошу (Китайская борьба). - Пекин, 1983.

3. Ван Сюаньцзе. Даченцюань (Кулак высшего достижения). - Сянган, 1986.

4. Draeger D., Smith R. Asian Martial Arts. New York, 1969.

5. Гилби Д. Секреты боевых искусств мира. Рига, 1991.

6. Маслов А.А. Традиции и тайны китайского ушу. - М.: «Гала пресс», 2000.

moral-ethics education in martial arts

Li Jian Wen, Ph.D., professor, Shanghai University of Physical Education, 200438 Lee Jeung Kee, Ph.D., professor, Kosin University (Republic Korea)

Poroger G.E., doctoral candidate, Kuban state niversity of physical education, sport and tourism

In the past 20-30 years martial arts have become extremely popular. Martial arts have lost the role of ultimate survival tool, but they became a powerful method of providing person's security. In this case, moral, ethics

and moral-ethics education has become a crucial part of any martial arts training.

Key words: moral-ethics education in martial arts, mass sport

№3 • 2009

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.