УДК 378
Мирзоев Шайдабег Айдабегович
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Дагестанского государственного технического университета тел.: (928) 579-21-03
Ахмедова Залина Тажудиновна
ассистент кафедры иностранных языков для технических специальностей Дагестанского государственного технического университета тел.: (928) 579-21-03
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Mirzoev Shaidabeg Aidabegovich
Doctor of Pedagogics, professor of the chair of pedagogics, Dagestan State Technical University tel.: (928) 579-21-03
Akhmedova Zalina Tazhudinovna
assistant of the chair of foreign languages for technical specialties, Dagestan State Technical University tel.: (928) 579-21-03
MORAL AND ETHICAL CODE OF MODERN EMPLOYEE OF ENGINEERING AND TECHNICAL
PROFILE
Аннотация:
В статье рассмотрены основные моральноэтические требования к работникам инженернотехнического профиля. Авторами проанализирована система моральных отношений.
Ключевые слова:
гуманизация, моральный кодекс, профессиональная деятельность, морально-профессиональный кодекс, моральные нормы, профессиональная этика.
The summary:
The article deals with the basic moral and ethical requirements for employees of engineering and technical profile. The authors analyzed the system of moral relations.
Keywords:
humanism, moral code, professional activity, moral and professional code, moral principles, professional ethics.
При современных условиях, когда формируются рыночные отношения, перестраивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующего начала трудовой деятельности, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизация разных сфер труда ведет к постоянному расширению круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов [1]. Безусловно, каждая трудовая деятельность (независимо от профессии) базируется на моральной системе общества. Профессиональная деятельность, объектом которой являются живые люди, образует сложную систему взаимообусловленных моральных отношений. К этой б) отношения специалиста с коллегами; в) отношение специалиста к обществу. Эти отношения изучаются профессиональной этикой. Конкретизация же общих моральных принципов и норма таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности представляет собой «профессиональную» мораль. Она возникает в связи с общественным разделением труда, которое положило начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла необходимость в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшего социального труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые. В зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность [2]. Моральная оценка профессии обществом предопределяется двумя факторами: во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития, во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального влияния на нее. Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными реальными действиями или предметами. И только в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общее, собственно моральное значение. Моральнопрофессиональные кодексы, которые стали частичным эквивалентом общественной морали, развивают такие социальные функции, как: познавательную, которая реализуется в отображе-
нии объективных процессов общественно профессионального разделения труда в конкретных исторических условиях; регулятивную (обеспечивается взаимосвязью специалистов с обществом; набором специфических приемов труда); ценностно-ориентационную (даются представления о моральном идеале профессионала, профессиональные обязанность, честь, совесть, справедливость) [3]. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика развивается на пересечении теоретической, нормативной и прикладной составляющих частей (компонентов) этики, ее содержание определяется специфическими заданиями конкретного вида профессиональной деятельности. На теоретическом уровне рассматриваются сущность, специфика моральнопрофессиональных отношений, их место и роль в жизни общества, современное состояние и тенденции развития [4]. Одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например, в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Вопросы взаимосвязи инженеров с экономистами, социологами, юристами, а также с агрономами, животноводами, лесоводами, геологами и другими субъектами практического преобразования общества и природы приобретают решающее значение. В различного рода моральных кодексах инженеров (американских, немецких, российских) наряду с требованиями, относящимися к общей морали, обычно добавляются характеристики, которым должны соответствовать представители инженерного труда. На их основе профессионально-моральный облик инженера выглядит следующим образом: «он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений», имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, опирается в своей деятельности на эксперимент. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми [5]. Инженерный труд в условиях информационно-технологического общества приобрел глобальное применение, а нравственные аспекты его обеспечения получили название техноэтики. Техноэтика — явление сложное с точки зрения субъектов технической деятельности и форм технической практики. Можно говорить об определенных разновидностях техноэтики. Но с позиций норм общей морали она рассматривается как один из вариантов «прикладной этики», род профессиональной этики и представляет собой нравственный императив технической деятельности, переход от этических максим к этическим нормам, принимаемым обществом. В системе ценностей техноэтику наиболее непосредственно характеризуют функциональная способность (пригодность) и экономичность. Они имеют обслуживающий характер по отношению к другим ценностям техноэтики: благосостоянию и здоровью людей, их безопасности, экологии, развитию личности и общества. Техноэтика ценностей — это этика действий, поступков. Ее достоинства состоят в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергает их, а находится с ними во взаимно дополнительном отношении. Техноэтика ценностей связана также с количественным подсчетом ценностных фактов. Количественное сопоставление предполагает одно-качественность сравниваемых вещей, установление их тождественности. После установления тождественности ценностей им приписывают некоторые количественные значения (вес). Эффективность этических кодексов существенным образом зависит и от заинтересованности инженера быть членом данной профессиональной ассоциации, а также от способности сообщества устанавливать в том или ином конкретном случае сам факт нарушения моральных кодексов [6]. Инженер должен также принимать во внимание наряду с техническими целями общие социальные цели и ценности и активно реализовывать их. К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессиональной деятельности на данном рабочем месте. На компетентном специалисте лежит, прежде всего, ответственность за достаточную информацию лицам, принимающим решения, как технические, так и политические.
Высокие требования к профессиональной подготовке специалистов инженернотехнической сферы Российской Федерации были и остаются основным гарантом успешного
функционирования любой структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим инженерным специальным образованием. Проводимая в России модернизация образования предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подход к вопросам подготовки дипломированных специалистов инженерно-технической сферы. Интерес студентов к профессиональному будущему способствует процессу трансформации намерений в творческие и эффективные действия, влияет на оценку субъективной вероятности успеха, на уровень удовлетворенности профессиональным выбором, детерминируя личностное и профессиональное развитие на этапе обучения в вузе. В тоже время отсутствие у студентов перспективы будущего в заданном профессиональном поле препятствует процессам самореализации и самоактуализации, детерминирующих карьерную успешность.
Источником моральных отношений является деятельность, которая осуществляется ради других людей. В такой деятельности имеет место осознание человека как объекта уважения, заботы. Моральные отношения переживаются как объективно значимые, что способствует формированию моральных ценностей и качеств личности.
Мы считаем, что в процессе усвоения знаний из морального воспитания обязательным является усвоение студентом моральных норм и личностное переживание их с позиции моральных ценностей. Часто усвоение знаний сводится лишь к интерпретации понятий или требований, раскрытию детального содержания, формирующего у личности приспособленческую позицию относительно определенных реальных действий. Поэтому формирование моральной личности должно быть тесно связано с новыми процессами развития общества. Необходимо учитывать новые социально-культурные реалии, которые влияют на воспитание (не только негативные, но и позитивные). Учет сложных условий формирования моральных ценностей в молодежной среде даст возможность предотвратить декларативный характер прививания моральных ценностей среди молодежи. Становится очевидным, что качество профессиональной деятельности, ее эффективность, должны обеспечиваться интегрированной подготовкой будущего инженера. В ее основе - совокупность специальных средств, методов и знаний с системным формированием представлений о самопроектировании профессиональной карьеры, вместе способствующие оптимизации личностного потенциала.
Ссылки:
1. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы // Учитель и психодиагностика. Киев, 1993. № 12.
2. Радаев. В.В. Теневая экономика России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. Зима.
3. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.
4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
5. Богданов Е.Н. Нравственные чувства в структуре личности: содержание и функции // Современная педагогика. 1986. № 4. С. 41-46.
6. Зинченко В.П. Психология - перестройке // Вестник высшей школы. 1987. № 7. С. 49-58.
References (transliterated):
1. Gil'buh Y.Z. Uchitel' i psihologicheskaya sluzhba shkoly // Uchitel' i psihodiagnostika. Kiev, 1993. No. 12.
2. Radaev. V.V. Tenevaya ekonomika Rossii: izmenenie konturov // Pro et Contra. 1999. Zima.
3. Kuharev N.V. Na puti k professional'nomu
sovershenstvu. M., 1990.
4. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Akmeologiya: puti dosti-zheniya vershin professionalizma. M., 1993.
5. Bogdanov E.N. Nravstvennye chuvstva v strukture lichnosti: soderzhanie i funktsii // Sovremennaya ped-agogika. 1986. No. 4. P. 41-46.
6. Zinchenko V.P. Psihologiya - perestroyke // Vestnik vysshey shkoly. 1987. No. 7. P. 49-58.