Научная статья на тему 'Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля'

Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / HUMANISM / MORAL CODE / PROFESSIONAL ACTIVITY / MORAL AND PROFESSIONAL CODE / MORAL PRINCIPLES / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Ахмедова Залина Тажудиновна

В статье рассмотрены основные морально-этические требования к работникам инженерно-технического профиля. Авторами проанализирована система моральных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL CODE OF MODERN EMPLOYEE OF ENGINEERING AND TECHNICAL PROFILE

The article deals with the basic moral and ethical requirements for employees of engineering and technical profile. The authors analyzed the system of moral relations.

Текст научной работы на тему «Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля»

УДК 378

Мирзоев Шайдабег Айдабегович

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Дагестанского государственного технического университета тел.: (928) 579-21-03

Ахмедова Залина Тажудиновна

ассистент кафедры иностранных языков для технических специальностей Дагестанского государственного технического университета тел.: (928) 579-21-03

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Mirzoev Shaidabeg Aidabegovich

Doctor of Pedagogics, professor of the chair of pedagogics, Dagestan State Technical University tel.: (928) 579-21-03

Akhmedova Zalina Tazhudinovna

assistant of the chair of foreign languages for technical specialties, Dagestan State Technical University tel.: (928) 579-21-03

MORAL AND ETHICAL CODE OF MODERN EMPLOYEE OF ENGINEERING AND TECHNICAL

PROFILE

Аннотация:

В статье рассмотрены основные моральноэтические требования к работникам инженернотехнического профиля. Авторами проанализирована система моральных отношений.

Ключевые слова:

гуманизация, моральный кодекс, профессиональная деятельность, морально-профессиональный кодекс, моральные нормы, профессиональная этика.

The summary:

The article deals with the basic moral and ethical requirements for employees of engineering and technical profile. The authors analyzed the system of moral relations.

Keywords:

humanism, moral code, professional activity, moral and professional code, moral principles, professional ethics.

При современных условиях, когда формируются рыночные отношения, перестраивается гражданское общество и правовое государство, рост свободного саморегулирующего начала трудовой деятельности, усиление моральных факторов в системе ее стимулов, гуманизация разных сфер труда ведет к постоянному расширению круга профессий, которые претендуют на формирование собственных моральных кодексов [1]. Безусловно, каждая трудовая деятельность (независимо от профессии) базируется на моральной системе общества. Профессиональная деятельность, объектом которой являются живые люди, образует сложную систему взаимообусловленных моральных отношений. К этой б) отношения специалиста с коллегами; в) отношение специалиста к обществу. Эти отношения изучаются профессиональной этикой. Конкретизация же общих моральных принципов и норма таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности представляет собой «профессиональную» мораль. Она возникает в связи с общественным разделением труда, которое положило начало отделению социально-профессиональных групп. С их образованием возникла необходимость в регулировании отношений между профессионалами и профессионалов с клиентами. Сначала это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшего социального труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые. В зависимости от конкретных исторических условий преобладала та или иная сфера профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность [2]. Моральная оценка профессии обществом предопределяется двумя факторами: во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития, во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, а именно в плане морального влияния на нее. Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными реальными действиями или предметами. И только в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общее, собственно моральное значение. Моральнопрофессиональные кодексы, которые стали частичным эквивалентом общественной морали, развивают такие социальные функции, как: познавательную, которая реализуется в отображе-

нии объективных процессов общественно профессионального разделения труда в конкретных исторических условиях; регулятивную (обеспечивается взаимосвязью специалистов с обществом; набором специфических приемов труда); ценностно-ориентационную (даются представления о моральном идеале профессионала, профессиональные обязанность, честь, совесть, справедливость) [3]. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика развивается на пересечении теоретической, нормативной и прикладной составляющих частей (компонентов) этики, ее содержание определяется специфическими заданиями конкретного вида профессиональной деятельности. На теоретическом уровне рассматриваются сущность, специфика моральнопрофессиональных отношений, их место и роль в жизни общества, современное состояние и тенденции развития [4]. Одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. Как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, она начала формироваться давно. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например, в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Вопросы взаимосвязи инженеров с экономистами, социологами, юристами, а также с агрономами, животноводами, лесоводами, геологами и другими субъектами практического преобразования общества и природы приобретают решающее значение. В различного рода моральных кодексах инженеров (американских, немецких, российских) наряду с требованиями, относящимися к общей морали, обычно добавляются характеристики, которым должны соответствовать представители инженерного труда. На их основе профессионально-моральный облик инженера выглядит следующим образом: «он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений», имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, опирается в своей деятельности на эксперимент. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми [5]. Инженерный труд в условиях информационно-технологического общества приобрел глобальное применение, а нравственные аспекты его обеспечения получили название техноэтики. Техноэтика — явление сложное с точки зрения субъектов технической деятельности и форм технической практики. Можно говорить об определенных разновидностях техноэтики. Но с позиций норм общей морали она рассматривается как один из вариантов «прикладной этики», род профессиональной этики и представляет собой нравственный императив технической деятельности, переход от этических максим к этическим нормам, принимаемым обществом. В системе ценностей техноэтику наиболее непосредственно характеризуют функциональная способность (пригодность) и экономичность. Они имеют обслуживающий характер по отношению к другим ценностям техноэтики: благосостоянию и здоровью людей, их безопасности, экологии, развитию личности и общества. Техноэтика ценностей — это этика действий, поступков. Ее достоинства состоят в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергает их, а находится с ними во взаимно дополнительном отношении. Техноэтика ценностей связана также с количественным подсчетом ценностных фактов. Количественное сопоставление предполагает одно-качественность сравниваемых вещей, установление их тождественности. После установления тождественности ценностей им приписывают некоторые количественные значения (вес). Эффективность этических кодексов существенным образом зависит и от заинтересованности инженера быть членом данной профессиональной ассоциации, а также от способности сообщества устанавливать в том или ином конкретном случае сам факт нарушения моральных кодексов [6]. Инженер должен также принимать во внимание наряду с техническими целями общие социальные цели и ценности и активно реализовывать их. К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессиональной деятельности на данном рабочем месте. На компетентном специалисте лежит, прежде всего, ответственность за достаточную информацию лицам, принимающим решения, как технические, так и политические.

Высокие требования к профессиональной подготовке специалистов инженернотехнической сферы Российской Федерации были и остаются основным гарантом успешного

функционирования любой структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим инженерным специальным образованием. Проводимая в России модернизация образования предполагает несколько иной, по сравнению с прошлым, подход к вопросам подготовки дипломированных специалистов инженерно-технической сферы. Интерес студентов к профессиональному будущему способствует процессу трансформации намерений в творческие и эффективные действия, влияет на оценку субъективной вероятности успеха, на уровень удовлетворенности профессиональным выбором, детерминируя личностное и профессиональное развитие на этапе обучения в вузе. В тоже время отсутствие у студентов перспективы будущего в заданном профессиональном поле препятствует процессам самореализации и самоактуализации, детерминирующих карьерную успешность.

Источником моральных отношений является деятельность, которая осуществляется ради других людей. В такой деятельности имеет место осознание человека как объекта уважения, заботы. Моральные отношения переживаются как объективно значимые, что способствует формированию моральных ценностей и качеств личности.

Мы считаем, что в процессе усвоения знаний из морального воспитания обязательным является усвоение студентом моральных норм и личностное переживание их с позиции моральных ценностей. Часто усвоение знаний сводится лишь к интерпретации понятий или требований, раскрытию детального содержания, формирующего у личности приспособленческую позицию относительно определенных реальных действий. Поэтому формирование моральной личности должно быть тесно связано с новыми процессами развития общества. Необходимо учитывать новые социально-культурные реалии, которые влияют на воспитание (не только негативные, но и позитивные). Учет сложных условий формирования моральных ценностей в молодежной среде даст возможность предотвратить декларативный характер прививания моральных ценностей среди молодежи. Становится очевидным, что качество профессиональной деятельности, ее эффективность, должны обеспечиваться интегрированной подготовкой будущего инженера. В ее основе - совокупность специальных средств, методов и знаний с системным формированием представлений о самопроектировании профессиональной карьеры, вместе способствующие оптимизации личностного потенциала.

Ссылки:

1. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы // Учитель и психодиагностика. Киев, 1993. № 12.

2. Радаев. В.В. Теневая экономика России: изменение контуров // Pro et Contra. 1999. Зима.

3. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.

4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

5. Богданов Е.Н. Нравственные чувства в структуре личности: содержание и функции // Современная педагогика. 1986. № 4. С. 41-46.

6. Зинченко В.П. Психология - перестройке // Вестник высшей школы. 1987. № 7. С. 49-58.

References (transliterated):

1. Gil'buh Y.Z. Uchitel' i psihologicheskaya sluzhba shkoly // Uchitel' i psihodiagnostika. Kiev, 1993. No. 12.

2. Radaev. V.V. Tenevaya ekonomika Rossii: izmenenie konturov // Pro et Contra. 1999. Zima.

3. Kuharev N.V. Na puti k professional'nomu

sovershenstvu. M., 1990.

4. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Akmeologiya: puti dosti-zheniya vershin professionalizma. M., 1993.

5. Bogdanov E.N. Nravstvennye chuvstva v strukture lichnosti: soderzhanie i funktsii // Sovremennaya ped-agogika. 1986. No. 4. P. 41-46.

6. Zinchenko V.P. Psihologiya - perestroyke // Vestnik vysshey shkoly. 1987. No. 7. P. 49-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.