А. Ф. Корлякова
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
Работа представлена кафедрой общего и славянского языкознания Пермского государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Т. И. Ерофеева
Данная статья посвящена анализу ассоциативных реакций студентов на слова-стимулы, отражающих общечеловеческие ценности. Обработка результатов эксперимента велась с помощью контент-анализа. Метод семантического поля был использован для описания лексического значения слов. Анализ показал влияние гендерного фактора на формирование восприятия этих понятий.
Ключевые слова: гендерная лингвистика, семантическое поле, ядро, периферия, социальная группа, контент-анализ.
A. Korlyakova
MORAL AND ETHICAL VALUES IN YOUNG PEOPLE'S IDEAS
The article deals with the analysis of the association reactions given by students to the words depicting human values. The results were obtained by the content-analysis. The semantic field method was used to describe the word semantics. The analysis showed the importance of studying a gender aspect as it has a great influence on the forming of word-perception.
Key words: gender linguistics, semantic field, nucleus, periphery, social group, content-analysis.
В философской науке ценности трактуются как «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» [7, с. 534].
Ценности обеспечивают интеграцию общества и образуют внутренний стержень культуры. Ценностью может быть явление внешнего мира (предмет, событие и пр.) или факт мысли (идея, образ, научная концепция). Ценность проявляется как стремление субъекта к предмету своей потребности.
Социологи рассматривают ценности как социальные индикаторы качества жизни. Ценности, выражающие основополагающие нормы, являются фундаментом мотивации всех видов действий и помогают осуществлять выбор поведения в жизненно важных ситуациях.
Таким образом, ценности отражают потребности - представления о том, каким человек хочет видеть мир для себя, нормы и взгляд на то, как должен быть устроен мир и какими качествами должны обладать люди.
Практически любое явление окружающей действительности соотносится человеческим сознанием с определенной системой ценностей, которая обусловливает его положительную или отрицательную оценку по морально-этическим, эстетическим, утилитарно-прагматическим или иным критериям.
В настоящее время мы переживаем «кризис системы ценностей», проявляющийся «в утрате прежних целей, бытийных смыслов, нередко в перемене аксиологического знака» [2, с. 23]. Главным условием восстановления культурной идентичности является воссоздание духовных ценностей, составляющих ядро культуры, и воспроизводство
базовых ценностных ориентаций. Поэтому, на наш взгляд, изучение именно морально-этических ценностей имеет особое практическое значение.
Положительная или отрицательная морально-этическая ценность выступает в качестве объекта морального суждения, поскольку в подобном суждении одобряется или порицается что-либо с точки зрения существующих норм морали.
С одной стороны, морально-этические ценности определяют достоинство человека (или группы людей), характеризуют поступки и отдельные черты личности. С другой стороны, под морально-этическими ценностями можно понимать ценностные представления о добре и зле, относящиеся к области морального сознания, воплощение нравственных норм, принципов, идеалов.
Морально-этические ценности можно рассматривать как одну из форм проявления нравственных отношений в обществе, поскольку они в определенной степени регулируют взаимоотношения между человеком и окружающим миром, детерминируя нравственное поведение человека.
Морально-этические ценности возникают как объективное качество человеческих взаимодействий и первоначально остаются определенным образом скрытыми от сознания субъектов деятельности, затем они постепенно осознаются и конституируются в виде соответствующих табу. На основе этих конкретных установлений по мере развития способности к абстрактному мышлению возникают обобщенные ценностные понятия. Выраженные в них моральные ценности приобретают модальность долженствования и противопоставляются действительности как идеал [3, с. 21-24].
Для того чтобы определить, с чем ассоциируются морально-этические ценности у молодой части населения города - студентов, нами был проведен ассоциативный эксперимент. В рамках психолингвистики основной целью ассоциативного эксперимента являет-
ся выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В лингвокультурологии и когнитивной лингвистике анализ ассоциаций, получаемых на тот или иной стимул, позволяет восстановить «фрагмент образа мира того или иного этноса, отраженного в сознании "среднего" носителя той или иной культуры, его мотивов и оценок и, следовательно, его культурных стереотипов» [6, с. 140]. Выявленная подобным способом специфика образов сознания представителей определенной культуры, по мнению И. В. Приваловой, и есть система сознания, которая определяет и характеризует поведение представителей данной этно-лингвокультуры и отличает его от других этносов [5, с. 46].
В данной статье будут рассматриваться 273 реакции студентов в возрасте 17-18 и 20-21 гуманитарной и негуманитарной специализации на 10 слов-стимулов, отражающих морально-этические ценности: добро, зло, совесть, терпимость, гнев, любовь, гордость, ненависть, стыд, скромность. Обработка результатов эксперимента велась с помощью контент-анализа, который позволил соединить разрозненные смысловые элементарные единицы в более крупные семы. Семантику данных слов опишем, используя метод семантического поля. В ядре отмечены те реакции, которые частотны для той или группы. Периферию составляют индивидуальные реакции респондентов, данные хотя бы одной реакцией в одной из групп.
Рассмотрим реакции юношей и девушек на слово-стимул «добро». При сопоставлении общих сем в группе информантов-девушек было выделено 12 реакций, которые фиксируют общее и составляют ядро значения слова: приносить пользу - 5, все положительное, хорошее - 7. На периферии 2 реакции: то, что приносит счастье - 1, нравственное качество, несущее свет и тепло во вне - 1. В группе информантов-юношей ядро составляют 8 реакций: приносить пользу - 3, все хорошее положительное - 5. На периферии
6 реакций: умение простить - 1, отсутствие зла - 1, оправдание каких либо поступков - 1, абстрактная категория - 1, то, что стоит на стороне гуманности - 1, гармония, целостность - 1. Как мы видим, у юношей и девушек «добро» сопоставляется со всем положительным, хорошим и тем, что приносит пользу, не вредит человеку. Но, как видно из индивидуальных реакций девушек, то добро еще ассоциируется со счастьем и тем, что несет тепло и свет, а у юношей «добро» - это гармония, целостность, то, что стоит на стороне гуманности, умение простить и подчеркиваются абстрактность этой категории и философский взгляд на добро как «отсутствие зла».
При анализе реакций на слово-стимул «зло» у юношей выделено 12 реакций, составляющих ядро значения слова: нечто дурное, плохое вредное - 5, антипод добра - 5, негативные эмоции - 2. На периферии слова 2 реакции: вред, антигуманность - 1, несчастье других людей - 1. У девушек ядро составляют следующие семы 12 реакций: все дурное, плохое вредное - 6, антипод добра -2, негативные чувства - 4. На периферии 2 реакции: то, что делаем для достижения своих целей назло другим - 1, зло - жестокость - 1. Как мы видим, реакции составляющие ядро значения слова, совпадают у юношей и девушек, однако на периферии есть отличия. Юноши рассматривают «зло» с более глобальной точки зрения: «антигуманность», «несчастье других людей». У девушек более эмоциональный личностный подход.
Анализ реакций на слово «совесть» у юношей и девушек определил 22 общие реакции (11 + 11), составляющие ядро семантического поля слова - «мерило, жизненное кредо». На периферии у девушек 1 реакция: мученья - 1; у юношей 3 реакции: то, что помогает людям оставаться людьми - 1, не позволяет совершать зла - 1, чувство, дергающее за руку - 1.
Ядро семантического поля «стыд» определяется у юношей 10 реакциями: чувство
вины - 4, проявление в осуждении других людей - 2, признание предосудительности поступка - 4; у девушек 12 реакций: признание своих ошибок, предосудительности поступка - 3, признание вины - 9. На периферии семантического поля у юношей 3 реакции: осознание ошибок других - 1, наказание за нарушение принципов - 1, переживания - 1; у девушек 2 реакции: смущенье - 1, проявле-нье в осуждении других людей - 1.
Сопоставляя реакции на слово-стимул «терпимость», делаем вывод, что ядро у юношей составляют 12 реакций: лояльность - 3, умение равноправного общения с другими людьми - 3, принятие недостатков других как норму - 3, подавление, торможение негативных реакций - 3. На периферии значения слова 2 реакции: умение слушать и принимать людей такими, какие они есть (терпеливость), способность быть умнее и выше в некотором смысле окружающих (высокомерие). У девушек - 10 реакций: умение терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам - 4, сдерживание негативных реакций - 4, снисходительное отношение - 2. На периферии значения слова 4 реакции: способность приспосабливаться - 1, скрываемая злость - 1, принимать людей такими, какие они есть - 1, готовность относиться к другим как к себе - 1.
При анализе реакций на слово «гнев» в группе информантов-юношей и девушек выделено одинаковое количество 22 (11 + 11) реакций, составляющих ядро. У юношей: состояние раздражения, сильного негодования - 9, реакция на несправедливость - 2. У девушек: состояние раздражения, сильного негодования - 11. Периферию составляют у юношей 2 реакции: неконтролируемое состояние - 1, быстро возникающее чувство чаще всего по пустякам - 1. У девушек индивидуальные реакции отсутствуют.
При рассмотрении реакций на слово-стимул «любовь» в ядре семантического поля слова у юношей выделено 9 реакций: самопожертвование - 4, высшая форма привя-
занности, влечение - 5; у девушек 12 реакций: самопожертвование, взаимопривязанность - 8, сильное эмоциональное чувство - 4. Периферию слова составляют у юношей 6 реакций: способность человека любить - 1, умение осознавать и ценить красоту - 1, духовное единство - 1, больше социальная, чем биологическая сущность - 1, супружеские отношения - 1, обоготворение - 1. У девушек периферию поля составляют 4 реакции: взаимопонимание - или без - 2, порхание бабочек в животе - 1, выделение особых качеств - 1. Мы видим, что самопожертвование свойственно как девушкам, так и юношам, но у юношей жертвование своими собственными интересами ради других основано на глубокой привязанности и сердечном влечении, в то время как для девушек важна эмоциональная сторона отношений и взаимопонимание. Кроме того, для юношей важна социальная сторона отношений.
Анализ реакций на слово «ненависть» в ядре семантического слова у юношей определил 9 реакций: неприязнь, проявление нетерпимости - 3, негативное отношение, восприятие - 6; у девушек - 12 реакций: негативное отношение, неприязнь, вражда - 9, антилюбовь - 3. На периферии у юношей выделено 5 реакций: все, что мешает осуществлению желаний - 1, подавляющее, разрушающее чувство - 1, противоположное любви - 1, желание изменить то, что идет в разрез с моралью - 1, духовное отвержение - 1; у девушек - 2 реакции: когда любовь заканчивается - 1, гнев, отвращение - 1.
Реакции на слово «скромность» позволяют выделить в ядре семантического значения у юношей - 5 и у девушек - 7 одну и ту же реакцию: сдержанность в проявлении своих достоинств; на периферии поля у юношей 6 реакций: зажатость, слегка глупость - 1, неприятное ощущение, привитое в процессе воспитания - 1, восприятие через образ - 1 - стремление человека не выставлять свои лучшие чувства на обозрение, чтобы люди не щурились, глядя на тебя, а сам
ты не ослеп от собственного света, заниженные требования к жизни - 1, преднамеренное скрытие своих достоинств для общения - 1, нравственный ограничитель - 1. У девушек было выявлено 5 реакций: застенчивость - 1, подавление в себе личности - 1, преграда на пути к успеху - 1, нежелание показать свою сущность - 1, защитная реакция организма на раздражителя - 1.
На слово «гордость» у юношей было выделено 11 реакций, составляющих ядро значения слова: высокомерие - 6, чувство собственного достоинства - 3, сопричастность - 2; у девушек - 10 реакций: высокомерие, превосходство - 5, чувство собственного достоинства- 5. На периферии находятся у юношей 1 реакция - неумение общаться с людьми; у девушек - умение адекватно реагировать на ситуацию - 1, позитивное чувство - 1, сопричастность - 1. Понимание гордости как высокомерия свойственно как юношам, так и девушкам, но женской половине для сохранения чувства собственного достоинства необходимо сдерживать собственные эмоции, чтобы адекватно реагировать на ситуацию. Юношам свойственно уважение своих высоких моральных качеств, которыми они руководствуются в жизни, своем поведении.
В заключение необходимо отметить, что при сравнении ассоциатов, полученных от двух полярных гендерных групп, выяснилось, что реакции, составляющие ядро значения слов, в основном совпадают. Они представлены наиболее частотными реакциями респондентов, на основе которых были выделены общие семы. Реакции, определяющие ядро семантического поля у юношей составляют 73,1%, у девушек - 78,4%. Это говорит о том, что ядро семантического поля слов, отражающих морально-этические ценности, лучше сформировано у девушек. Однако на периферии мы видим обратную картину. Периферия у девушек составляет 17,9%, а у юношей - 26,8%. Именно на периферии проявляется гендерная специфика восприятия этих понятий.
Так, для девушек характерно восприятие слов-стимулов с эгоцентричной точки зрения. Так, например, «добро» - это счастье, то, что приносит высшее удовлетворение. В реакции на слово-стимул «любовь» главное - положительные эмоции, вызванные умением понять другого человека. Реакция на слово «терпение» показывает, что девушкам свойственно проявлять участие, понимание к кому-либо.
Реакции на слово-стимул «скромность» показывают важность для информанта быть защищенным от внешних отрицательных эмоций.
Сила эмоциональных переживаний подтверждается реакцией на слово-стимул «ненависть» - это не только негативное отношение, но то, что противоположно по своей силе чувству глубокой и самоотверженной привязанности.
У девушек реакция на слово-стимул «зло» тоже связана с отрицательными эмоциями: то, что вызывает скорбь, глубокую печаль, а в одном случае приравнивается к жестокости по силе эмоционального воздействия.
Анализ реакций на слово-стимул «гордость» показывает, что информантами осозна-
ется необходимость регулировать свои эмоции и чувства в рамках принятых стереотипов.
Реакции юношей на слова-стимулы более разнообразные и отличаются как содержательно, так и количественно. Это подтверждает тот факт, что их мировосприятие более абстрактно и объемно. Юношам свойственно восприятие слов-стимулов с глобальной, общественной точки зрения: «добро» - это гармония, целостность; «зло» - то, что не направлено на благо других людей; «совесть» помогает оценивать душевные качества других; «стыд» имеет социальную значимость; «ненависть» способна разрушить личность; «гордость» - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Итак, даже такой небольшой пилотный эксперимент (табл. 1) говорит о необходимости изучения гендерного аспекта на различном языковом материале. Несомненно, наше исследование требует более точных методов, например, дисперсионный анализ силы влияния, который позволит ранжировать социальные факторы (пол, возраст, специальность) в их влиянии на изучаемый материал.
Таблица 1
Реакции юношей и девушек, составляющих ядро и периферию семантического значения слов
Ядро семантического значения слов
Слова-стимулы Юноши Девушки
Добро 8 12
Зло 12 12
Совесть 11 11
Стыд 10 12
Терпимость 12 10
Гчев 11 11
Любовь 9 12
Ненависть 9 12
Скромность 5 7
Гордость 11 10
Всего (%) 98 (73,1%) 109 (78,4%)
Периферия семантического значения слов
Слова-стимулы Юноши Девушки
Добро 6 2
Зло 2 2
Окончание табл. 1
Периферия семантического значения слов
Слова-стимулы Юноши Девушки
Совесть 3 1
Стыд 3 2
Терпимость 2 4
Гчев 2 0
Любовь 6 4
Ненависть 5 2
Скромность 6 5
Гордость 1 3
Всего (%) 36 (26,8%) 25 (17,9%)
Общее количество реакций в ядре и периферии семантического значения слов
Всего Юноши Девушки
273 134 139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Караулов Ю. Н. Ассоциативный тезаурус русского языка: Русский ассоциативный словарь (АТРЯ) / Ю. Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов и др. М., 1994-1999. Кн. 1-6.
2. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. С. 17-18.
3. Моральные ценности и личность. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. 176 с.
4. Овчинникова И. Г. Языковое сознание шестилетнего ребенка: гендерный и когнитивный параметры // Возрастное коммуникативное поведение: Сб. науч. тр. Воронеж, 2003. С. 132-143.
5. Привалова И. В. Интеркультура и вербальный знак (лингвокогнитивные основы межкультурной коммуникации). М., 2005. 186 с.
6. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 140.
7. Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.