Научная статья на тему 'Морально-этические основы осетинской литературной сказки'

Морально-этические основы осетинской литературной сказки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
565
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / НАРОДНАЯ СКАЗКА / ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА / СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бритаева А. Б.

На материале современной осетинской литературной сказки в статье рассматриваются вопросы этики, морали. По мнению автора именно позиция нравственная, воспитанная знаниями о природе, ответственностью за нее, основа творчества осетинских писателей-сказочников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the matters of ethics and morale, based on the modern Ossetian literary fairytale. According to the author's opinion, it is the ethical position, taking account of nature and our responsibility for it, that lies in the heart of the art of the Ossetian fairy-tale writers.

Текст научной работы на тему «Морально-этические основы осетинской литературной сказки»

А. Б. Бритаева

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Работа представлена отделом фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследовании им. В. И. Абаева

ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Р. Я. Фидарова

На материале современной осетинской литературной сказки в статье рассматриваются вопросы этики, морали. По мнению автора именно позиция нравственная, воспитанная знаниями о природе, ответственностью за нее, - основа творчества осетинских писателей-сказочников.

The article considers the matters of ethics and morale, based on the modern Ossetian literary fairytale. According to the author’s opinion, it is the ethical position, taking account of nature and our responsibility for it, that lies in the heart of the art of the Ossetian fairy-tale writers.

Народная сказка столетиями существова- вого человека, как форма выражения эстети-

ла не только как развлечение в часы досуга, ческих и этических представлений о явлени-

но и как форма выражения взглядов трудо- ях жизни, человеческих взаимоотношений.

7 4

Д. Д. Нагишкин писал: «Сказка - произведение малой формы, но “плотность” ее смысловой нагрузки чрезвычайно велика: она вмещает в себя и этические критерии, и эстетические представления, и критику сущего, и полет мечты, устремленной в недосягаемое будущее. Именно эта огромная “емкость” жанра и стяжала сказке внимание писателей всех времен и народов, видевших неограниченные возможности сказки в формировании сознания человека»1 .

Осетинская литература, конечно же, не является исключением. Жанр литературной сказки нашел свое место в творчестве многих осетинских писателей: А. Царукаева, Г. Чеджемова, И. Айларова, Л. Валиева, М. Дзасохова, Р. Тотрова, М. Казиева, 3. Дзуцевой и многих других.

Сказка давно приняла на себя почетную и трудную задачу воспитывать у растущего поколения лучшие человеческие качества. Ярким примером для раскрытия нашей темы является творчество современного осетинского детского писателя Геора Чеджемова. Мы не найдем у этого автора ни одной сказки, даже самой маленькой, где бы не были заложены этические, нравственные вопросы, которая бы не учила жизни.

В произведениях писателя нет фантастических существ, его герои - это любопытный воробышек и дружные ласточки, мудрый еж и хвастливый заяц, пестрокрылая бабочка и грустная обезьянка, и даже кукурузное зернышко, лесная тропинка и маленькая звездочка. Для писателя все в природе живет, чувствует, разговаривает.

Тенденциозная мораль, нравоучение и назидание всегда даются Чеджемовым в сказочной форме, наиболее доступной чи-тателю-ребенку и быстрее всего проникающей в его сознание, в его особый мир. Так, основная мысль сказки «Как еж за себя отомстил» проста и наглядна: «Высокомерие и хамство обречены на провал, а выскочки и грубияны кончают плохо». Если бы ребенку кто-то просто преподнес одно из подобных изречений, даже подделываясь под детский язык, оно вряд ли произвело бы на

него должное впечатление. Но когда Чед-жемов ярко и образно рассказывает о похождениях зайки-зазнайки, даже не имеющего представления о том, что со старшими надо говорить уважительно, вежливо; и о том, как заяц поплатился за свою грубость, - это не может не захватить внимания ребенка.

Особое место в творчестве Чеджемова занимают «природоведческие» сказки. Им принадлежит особая роль в воспитании человека, являющегося частью природы, не мыслящего себя вне ее. Автору удается показать ребятам, что окружающий нас мир полон чудес, нужно только уметь их разглядеть. «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости», -писал К. Паустовский2.

Успешно выполняет этот завет Г. Чед-жемов. Он учит растущее поколение придавать значение даже самым маленьким событиям, быть зорким и внимательным. Например, прочитав сказку «Черепаха и ее соседи», ребенок не только узнает, какие животные обитают в пустыне, но и поймет, что с соседями нужно жить дружно, быть приветливым, здороваться при встрече.

Около ста лет прожила в пустыне Черепаха. Никогда и ничто ее не радовало. Соседи, словно не замечая ее, никогда с ней не разговаривали. «Никто ее не похвалит, никто ей не позавидует. Даже некрасивый вер -блюд, и тот с пренебрежением смотрит сверху вниз». Поэтому Черепаха часто грустила, плакала и пряталась под свой панцирь. Как-то, когда она опять загрустила, ее увидел жучок-светлячок. Он сказал Черепахе: «Я знаю, ты мучаешься из-за того, что у тебя нет друзей. Всем кого ты будешь встречать, говори: «Добрый день, мои дорогие соседи». Черепаха послушалась мудрого совета светлячка. И случилось чудо! Обрадовались ей все соседи, а они-то принимали ее за красивый камень. С тех пор подружилась Черепаха со своими соседями: ящерицей, верблюдом, цесарками.

Знакомя детей с животными, растениями, автор не забывает, что писатель вы-

полняет также почетную обязанность воспитателя.

Сложный, можно сказать, философский вопрос о смысле слова «счастье» поставил писатель в сказке «Большое счастье».

Маленький зайчонок впервые один оказался в лесу. Ох и натерпелся он страху! Он задавал вопрос «Что такое счастье?» всем попадавшимся ему на пути лесным жителям: ежу, белке, лисе, медведю, волку. Все отвечали по-разному: для одного счастье -это много грибов, диких яблок и груш, для другого - орехи и шишки, для третьего -куры и утки, для медведя счастье - это много меда и т. д. Наконец зайчонок вернулся домой и задал это же вопрос маме. Зайчиха ответила: «Счастье - это то, что ты остался сегодня жив и лежишь в тепле рядом со своими сестричками. Когда звери и птицы живут в любви и дружбе, - это тоже счастье, большое счастье». Так зайчонок, а вместе с ним и ребята узнали, что же такое счастье; узнали, что каждый понимает его по-своему: один счастлив личными, одному ему нужными интересами, а другому этого недостаточно, ему для того, чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все вокруг были счастливы.

Автору удалось в небольшой сказке ответить на столь сложный вопрос, что, казалось бы, ребенку и не объяснишь. И тут вспоминаются слова Л. А. Краевско-го, сказанные по поводу сказки В. Ф. Одоевского «Червячок»: «Не очевидна ли во всем этом рассказе жизни червячка таинственная идея, глубокая аллегория, облаченная в самое простое, прелестное, самое понятное для детей выражение? Вот... образец того, каким образом делать доступными детскому разумению самые отвлеченные, даже метафизические истины. Дитя, прочитав этот рассказ, не только может заохотиться учиться естественной истории, но и примет в душу свою мысль, которая никогда не забудется, породит множество других возвышенных помыслов и заложит основу нравственного совершенствования»3 .

Г. Чеджемов владеет талантом настоящего детского писателя. Он так умело ведет повествование, что маленький читатель даже не замечает, когда автор переходит от сказки к реальной жизни, и наоборот. Писатель наделил животных, птиц, деревья человеческими качествами. Он заставил их всех заговорить: зайцы, волки, лисы, бабочки, цветы, деревья, даже лесная тропинка разговаривают и чувствуют как человек. Для чего это понадобилось автору? А для того, чтобы уберечь их от человеческой жестокости, необдуманности. Н. И. Сладков называл природоведческие сказки «природоохранной грамотой»4, ведь говорящую лягушку ребенок не пнет ногой, не будет думать, как убить смеющегося зайца, плачущую бабочку не нанижет на иголку.

Вопросы нравственности лежат в основе творчества многих других осетинских писателей. У маленькой дочурки серой мыши из сказки М. Казиева «Чудесный орех» было удивительно доброе, жалостливое, отзывчивое сердце. Как-то пошла мама-мышь в поисках еды, простудилась и тяжело заболела. Маленькая мышка ушла из дома в поисках лекарства для своей мамы. Много испытаний выпало на ее долю. И хотя она очень торопилась, но по дороге никому не смогла от -казать в помощи: бельчонку помогла найти маму, птичку спасла от капкана, теленку помогла вытащить соломинку из глаза. В ответ и они не остались равнодушными к беде мышонка. Каждый помог, чем мог: белка подсказала, что ее маме помогло бы ореховое масло; теленок показал, где растет ореховое дерево; Солнышко тоже пожалело мышонка и направило все свои лучи на ореховое дерево, чтобы орех быстрее созрел; а птичка помогла сбить орех с дерева.

Стоит ли говорить о нравственных критериях, заложенных в основу этой сказки, они налицо.

Странствия и встречи во время странствий - это стержень сказок о животных.

B. А. Бахтина полагает, что встреча в сказке о животных - лишь чисто внешнее обстоятельство, это средство, а не цель. «Весь интерес сказки сосредоточивается в отношениях, проявляющихся при встрече (внутренние импульсы, желания, движения чувств, мыслей). Так в центр повествования выдвигается персонаж, как проявление определенного отношения к жизни. Весь интерес животной сказки - во внутреннем движении персонажа, проявляющемся внешне в словах и в действиях»5.

Готовность пожертвовать собой ради других, желание помочь близкому - эти качества присущи героям многих других сказок. Это сказки «Последняя песня» М. Казиева, «Сказка о муравье» и «Грустная звездочка» Геора Чеджемова, «Родник»

C. Ситохова, «Пестрогрудки» М. Дзасохова, «Добром за добро воздается, или Как еж без шубы остался» 3. Дзуцевой и многие другие.

Для современной осетинской литературной сказки важен принцип единства людей и животных. Но это единство не имеет мифологического значения - оно было утеряно еще в период формирования классической фольклорной сказки о животных. Современные осетинские литературные сказки о животных вобрали в себя как приметы жизни человека, так и приметы жизни людей, т. е. в них слились две действительности: одна - подлинная жизнь цветка, мухи, лесной тропинки, а другая - не

менее подлинная - судьба человека, история человеческой жизни. В этом смешении животного и человеческого есть эстетическая цель. Сочетание сказочного и реального, обыденного делает эти сказки двупла-новыми, интересными и детям и взрослым. Дети воспринимают внешнюю конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымысла, их завораживает победа добра над злом, быстрая смена событий; взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.

«Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни... и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред... Для него священна жизнь как таковая, он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого» -писал А. Швейцер6.

Этим прописным истинам и учат детей сказки осетинских писателей. Именно позиция нравственная, воспитанная знаниями

о природе, ответственностью за нее, о неписаных законах жизни - глубоко гуманистическая основа творчества осетинских пи-сателей-сказочников. Только такая позиция и отвечает в конечном счете общественному прогрессу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нагишкин Д. Д. Сказка и жизнь: Письма о сказке. М.: Детгиз, 1957. С. 148.

2 Паустовский К. Золотая роза // К. Паустовский. Северная повесть. М.: Правда, 1989. С. 492.

3 Журнал Министерства Народного Просвещения. 1835. Ч. VII. С. 585.

4 Сладкое П. О. О чем пишут «природники»? // О литературе для детей. Л: Детская литература. Вып. 26, 1983. С. 57-61.

5 Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1972. С. 16.

6 Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. С. 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.