Научная статья на тему 'МООС-платформы как инструмент организании онлайн-обучения'

МООС-платформы как инструмент организании онлайн-обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
297
36
Поделиться
Ключевые слова
MOOC / монтаж / сценарий / студия записи / записывающее устройство / микрофон-клипса / камера / MOOC / editing / script / recording studio / recording device / microphone-clip / camera

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Э. С. Эмирова

В статье представлена статистика использования Всемирной сети Интернет по состоянию на март 2014 г., согласно которой более 96% пользователей являются студенты России. Приводится понятие MOOC-курса как способа использования видеоуроков в образовании. Рассматривается фрагмент разработанного МООС-курса «Введение в программирование», приводится подробное описание одной из тем курса.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Э. С. Эмирова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MEP-PLATFORMS AS A TOOL OF ORGANIZATION ONLINE-TRAINING

The article presents statistics on the use of the World Wide Web as of March 2014, according to which more than 96% of users are students of Russia. The concept of MOOCcourse is described as a way of using video lessons in education. A fragment of the developed MEP course «Introduction to programming» is considered, a detailed description of one of the topics of the course is provided.

Текст научной работы на тему «МООС-платформы как инструмент организании онлайн-обучения»

YAK 378.147:004.75 ББК 74.58

Э.С. ЭМИРОВА

E.S. EMIROVA

МООС-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАУИИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

MEP-PLATFORMS AS A TOOL OF ORGANIZATION ONLINE-TRAINING

В статье представлена статистика использования Всемирной сети Интернет по состоянию на март 2014 г., согласно которой более 96% пользователей являются студенты России. Приводится понятие MOOC-курса как способа использования видеоуроков в образовании. Рассматривается фрагмент разработанного МООС-курса «Введение в программирование», приводится подробное описание одной из тем курса.

The article presents statistics on the use of the World Wide Web as of March 2014, according to which more than 96% of users are students of Russia. The concept of MOOC-course is described as a way of using video lessons in education. A fragment of the developed MEP course «Introduction to programming» is considered, a detailed description of one of the topics of the course is provided.

Ключевые слова: MOOC, монтаж, сценарий, студия записи, записывающее устройство, микрофон-клипса, камера.

Key words: MOOC, editing, script, recording studio, recording device, microphone-clip, camera.

Современный этап человечества характеризуется развитием информационных технологий, требующих обеспечение развития коммуникативных, творческих, а также профессиональных познаний, потребностей в самостоятельном образовании. Для этого характерным инструментом является использование мультимедийных технологий в образовании, позволяющих представлять информацию пользователям в различных формах: текстовой, графической, анимации, звуке и видео, используя интерактивный режим. В свою очередь, непосредственной новой перспективной формой обучения являются видео-уроки [1].

Massive Open Online Course (MOOC) - массовый открытый онлайн-курс, использующий сеть Интернет. MOOC представляет собой одну из разновидностей форм дистанционного обучения. В дополнении традиционным материалам учебного курса - видео, чтение и домашние задания, MOOC дают возможность использования интерактивных форумов пользователей, помогающих создавать и поддерживать группы студентов, преподавателей и ассистентов.

Название MOOC состоит из четырех ключевых слов, каждое из которых отражает суть термина [2]:

massive - массовый, т.е. суть кроется в том, что курс проводится для большого количества людей;

- open - открытый, означающий, что курс является бесплатным, доступным для большинства людей, использующих всемирную сеть Интернет;

- online - дистанционный, когда материалы обучающего курса, а также результаты обоюдной работы размещены в сети Интернет в открытом для пользователей доступе;

- course - курс, т.е. комплекс лекционных, практических и проверочных упражнений, с возможностью трансформирования для каждого участника.

MOOC-курс на сегодняшний день представляет комплекс, который помимо обучающей лекции содержит в себе различные проверочные задания, нацеленные на закрепление пройденного теоретического материала. Они могут быть представлены различными способами:

- тесты;

- практические задания;

- вопросы и др.

Дистанционное обучение, состоящее из видео-уроков, построенных на основе МООС-платформ может разрабатываться под различную аудиторию, а также применяться в различных сферах деятельности. Ярким примером наиболее распространенной сферой деятельности является образование. Доступ к видео-урокам, базирующимся на МООС-платформе предоставляется всем желающим пользователям всемирной сети Интернет. Данные опроса в России в марте 2014 года [3] отражают в процентом соотношении аудиторию пользователей Всемирной паутины, которые указывают, что наиболее востребованным является категория до 24 лет (студенты), составляющая более 96% (рис. 1).

55 лет и старше 40-54 лет

25-39 лет

18-24 года

0 2 0 4 0 6 0 80 100 120 ■ посещают ■ не посещают

Рис. 1. Использование Всемирной паутины в России на момент марта 2014 г.

Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что дистанционное обучение с использованием МООС-платформ возможно в любое время в любой точке земного шара; при этом в обучении могут применяться гадже-ты различного уровня: смартфоны, планшетные ПК, ноутбуки, настольных ПК и др.

На сегодняшний день наиболее распространенными являются следующие MOOC: Coursera, Edx, Udacity и др., предлагающие для изучения огромное количество курсов, включающих в себя различные предметные области.

Для проектирования и разработки собственного MOOC-курса необходимо [4]:

- выявить тематику курса, подготовить сценарии каждого видеоурока;

- подготовить камеру (примерами могут быть: профессиональная камера, цифровой фотоаппарат, смартфон);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- настроить микрофон-петличку, который позволит записывать голос лектора без посторонних шумов в комнате записи;

- подготовить ПО для формирования видео-уроков (соединение дублей в единое видео с добавлением записанного голоса путем использования профессионального микрофона, добавление переходов между кадрами, наложение анимации для демонстрации примеров к теоретическому материалу).

Особое внимание уделяется контенту видео-уроков, построенных на базе МООС-платформ, поскольку в проектировании и разработке обучающего курса необходимо учитывать [5]:

1. Желательные результаты обучения для студентов.

2. Спроектировать алгоритм оценивания обучающихся, продумать проверку усвоения знаний в соответствии с заявленными результатами обучения.

3. Разработать последовательность задач и действий, поддерживающих деятельность студента в качественном усвоении знаний, умений и навыков.

4. Обеспечить баланс присутствия преподавателя социальным и экспертным сотрудничеством, с условием наличия когнитивных вызовов.

При построении собственного курса необходимо учитывать временные границы обучения. Дистанционное обучение, построенное на базе МООС-платформ, чаще всего представляет собой курс, разбитый на несколько недель, каждая из которых включает в себя в среднем 3-4 видеоурока с промежуточной аттестацией.

В качестве примера подобного понедельного планирования видеоуроков может быть приведен отрывок онлайн-курса «Введение в программирование» (рис. 2).

Раздел 1.

1.1 Системы счисления. Двоичная система счисления.

Цели

• Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

• Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Краткое сожержание

• Система счисления - это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Знать

• основные понятия «нумерации» и «системы счисления»;

• разницу между цифрой и числом;

• какая система называется «позиционной» и почему:

• где применяются различные системы счисления;

• алгоритмы перевода чисел из одной систем счисления в другую;

• развернутую форму записи числа в позиционной системе счисления.

Уметь

• приводить примеры различных систем счисления;

• отличать позиционные и непозншюнные системы счисления;

• записывать числа в развернутой форме;

• переводить числа из одной системы счисления в другую с использованием соответствующих алгоритмов.

Владеть

• владеть навыками работы со справочной литературой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию;

• владеть навыками использования технических устройств ПК и программного обеспечения.

Рис. 2. Содержимое темы «1.1. Системы счисления. Двоичная система счисления»

Рассматривая несколько тем, являющихся расширением одного глобального раздела студентам, проходящим онлайн-обучение, предоставляется возможность интерактивного обучения, в рамках которого обучающийся изучает теоретический материал, имеет возможность закрепить полученные знания практическими заданиями с полным четким пояснением, а также проверить знания путем прохождения тестов в конце каждой пройденной темы.

Для организации онлайн-курса «Введение в программирование» [6] в качестве технической основы используются следующие инструменты:

- сценарий - текст лекции, по которому готовится курс или часть

курса;

- студия записи - помещение, в котором будет осуществляться съемка;

- камера;

- записывающее устройство (микрофон) - если в камере нет функции записи голоса или же необходимо снимать видеоурок с экрана монитора;

- программное обеспечение для записи видео с экрана;

- программное обеспечение для обработки видеофайлов - когда отснят ряд видеороликов, из них с помощью специального ПО формируется видеоурок.

Для написания сценария необходимо составить план курса, разбить курс на части, из которых он будет состоять. После чего необходимо составить по каждой теме сценарий.

Качественный сценарий онлайн-урока должен включать в себя:

- введение или приветственное слово, состоящее из приветствия, озвучивания темы урока;

- основной части лекции, которая включает теоретический материал, при необходимости - практическая часть (может быть записана с экрана монитора - пример работы программы/по и т.д., пример решения задачи и др.);

- промежуточного тестирования, рассчитанное на выявление полученных знаний и их закрепление;

- заключительного слова автора, включающего подведение итогов пройденной темы.

Запись качественного видео предполагает использование профессиональной студии записи, которая включает в себя использование chroma key -хромакей - это технология совмещения нескольких изображений в единую композицию. При этом в период съёмки объект помещается на однотонный цветной фон. В таком случае в результате совмещения в кадре объекта и фона во время записи сцены или непосредственно при монтаже существует возможность замены фона.

Наиболее распространёнными цветами храмакей являются зелёный и синий (голубой), поскольку данные цвета не встречаются в тонах кожи человека.

Хромакей используется в кинематографе и телевизионных технологиях и выполняется с использованием дорогостоящего оборудования, профессиональных помещений, а также сложных компьютерных программ.

Однако данная технология доступна далеко не каждому. В таких случаях, когда необходимо осуществить запись качественного ролика без использования хромакей, можно применить в качестве фона однотонную стену или прикрыть стену однотонным материалом (предварительно разглаженным, не имеющим сгибов). Третьим вариантом фона может быть проекционный экран.

Для съемок качественного видео необходима качественная камера, ведь качество видео - основная составляющая нормального, качественного видеокурса. Оптимальным вариантом качественной картинки в кадре является использование профессиональной камеры. Однако, поскольку данное оборудование достаточно дорогостоящее, необходимо выявить альтернативные способы записи. В таком случае можно осуществить съемку на обычную видеокамеру / цифровой фотоаппарат, смартфон, имеющий камеру свыше 10 мегапикселей, поскольку последние модели позволяют снимать видео в FULL HD разрешении (1920 х 1080).

Для записи хорошего качественного звука необходимо использовать записывающее устройство (микрофон). В процессе съемки он должен быть незаметен или малозаметен. Ярким примером такого микрофона может быть микрофон-клипса или петличка. По ценовой политике они достаточно доступны.

Программное обеспечение для записи видео с экрана необходимо в случае, если в видеоуроке присутствуют моменты, в которых необходимо записывать действия с экрана, например демонстрация практической части. Для выбора подходящего программного обеспечения были протестированы следующие программы:

- FastStone Capture - многофункциональная программа для захвата кадров рабочего стола операционной системы Windows. Является условно бесплатной (без покупки доступна 30 дней).

- QIP Shot - программа на русском языке с возможностью автоматического размещения видео на сайте Smotri.com. Существует возможность сохранения результата на персональном компьютере или опубликовать ролик в сети Интернет.

- Screenr -интернет-сервис, позволяющий осуществлять запись видео без программного обеспечения, в окончании сохраняет результат у себя на сервере. Ограничением является длительность записи - бесплатно возможно не более 5 минут.

Программное обеспечение для обработки видеофайлов существует для формирования готового ролика из нарезки записанных ранее.

В тесте были рассмотрены следующие программы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Видеоредактор Camtasia Studio - эта платная программа. Позволяет вырезать отдельные кусочки видео, накладывать надписи в кадр, различные эффекты и многое другое.

- Киностудия Windows 2012 (Movie Maker). Пользователям Windows 7, 8, 8.1 предоставляется возможность скачивания и установки Movie Maker [7] бесплатно. Программа была разработана для людей, которые впервые столкнулись с понятием «монтаж видео». Данная программа предоставляет возможность получения видео с различных источников, дает возможность использования большого количества переходов и эффектов, создавать заголовки, титры. В программе присутствует функции обрезки видеофрагментов.

- VirtualDub - программа для обработки и монтажа видеороликов для операционной системы Windows и представляется бесплатной утилитой для создания собственного видео. К основным функциям VirtualDub входят молниеносный захват, в программе присутствуют встроенные кодаки, также в программе существует функция обрезки и склеивания, при этом качество звука и видео не искажается [8].

Вывод. Результатом исследования средств организации видеоуроков является курс на платформе MOOC по программированию. Курс разрабатывался с использованием всех рассмотренных программ и интернет-сервисов.

Литература

1. Стариченко, А.Е. Применение современных технических средств обучения в e-learning [Текст] / А.Е. Стариченко, Л.В. Сардак // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 143.

2. Артеменко, В.Б. МООС и мониоториинг качества жизни населения регионов Украины [Текст] / В.Б. Артеменко // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 1. - С. 374-384.

3. Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, Интернет // ЛЕВАДА-ЦЕНТР, июнь 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. levada.ru/sites/default/files/levada_report_media_0.pdf (дата обращения: 13.06.2017).

4. Эмирова, Э.С. Применение MOOC-платформ в организации видеоуроков как современной концепции в образовании [Текст] / Э.С. Эмирова, Э.А. Усе-инов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2016. - Вып. № 3 (13). - С. 85-89.

5. Сейдаметова, З.С. Разработка МООС-курса: матрица видеоконтента и ролевая спецификация [Текст] / З.С. Сейдаметова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. -2016. - Вып. № 1 (11). - С. 5-16.

6. CP4B: Youtube channel / Applied Informatics of CEPU. URL: https://www. youtube.com/channel/UCKwAQ0-WIgKFs6-L6nGalHA (дата обращения: 01.05.2017).

7. Официальный сайт компании Microsoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://windows.microsoft.com.

8. Diamantipoulos, G. Lerning VirtualDub [Текст] / Georgios Diamantipoulos. -Birmingham: Packt Publishing Etd., 2005. - 216 p.