Научная статья на тему 'МООК как средство повышения мотивации и профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка'

МООК как средство повышения мотивации и профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / межкультурная коммуникация в профессиональной сфере / технология критического мышления / массовый открытый онлайн курс (МООК) / обучение иностранным языкам / motivation / intercultural communication in the professional sphere / critical thinking technology / Massive Open Online Course (MOOC) / teaching foreign languages

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарская Ксения Валерьевна, Ганюшкина Елена Валентиновна

В данной статье рассматривается проблема мотивированности студентов, как одного из существенных факторов их успешности при изучении иностранного языка. Мы ставим своей задачей всецело изучить и рассмотреть те виды и способы организации учебной работы, которые этому способствуют. В частности, нам бы хотелось более подробно остановиться на массовых открытых онлайн курсах (МООК), как средстве повышения автономности студентов и дополнительного стимулирования их мотивации к изучению иностранного языка в неязыковых вузах. Онлайн курс дает возможность представить необходимый теоретический материал, практические задания для его отработки и контрольные задания в цифровом формате, привычном и понятном для современных студентов. Это уже само по себе является дополнительной возможностью для повышения мотивации обучающихся. Кроме того, это позволяет формировать навыки критического мышления, что так же несомненно важно для роста мотивированности к изучению иностранного языка. МООК способствует развитию самостоятельности и автономности студентов, что также может повысить их мотивированность и заинтересованность в достижении высоких результатов в изучении иностранного языка. В статье мы также описываем опыт применения технологии МООК и проводим исследование его успешности посредством тестирования, собеседования и анонимного анкетирования. По результатам исследования было выявлено существенное увеличение уровня знаний в данной тематической области иностранного языка обучающихся по сравнению с тем, что было определено до применения МООК. Отмечалась большая уверенность студентов при применении полученных знаний. Результаты анонимного анкетирования ,в свою очередь, говорят о положительной оценке самими студентами данного опыта работы по МООК. Все вышесказанное позволило нам сделать вывод, что достаточно высокий уровень мотивированности при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза способствует успешности и эффективности учебно-познавательного процесса, а значит, обеспечивает возможность развить гармоничную языковую личность, всецело обладающую необходимыми компетенциями личностного и делового общения в сфере профессиональной деятельности. Этому всецело способствует использование таких современных форм организации обучения как МООК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарская Ксения Валерьевна, Ганюшкина Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOOC as a means of increasing motivation and professional competence of students of non-linguistic universities in the study of a foreign language

In this article we discuss the problem of student motivation as one of the essential factors for their success in learning a foreign language. We set ourselves the task of complete studying and considering the types and methods of organizing academic work that contribute to this. In particular, we would like to speak in detail about mass open online courses (MOOC), as a means of increasing students’ autonomy and further stimulating their motivation to learn a foreign language in non-linguistic universities. The online course provides an opportunity to present the necessary theoretical material, practical tasks for its development and control tasks in a digital format, familiar and understandable for modern students. This in itself is an additional opportunity to increase the motivation of students. In addition, this allows the formation of critical thinking skills, which is also undoubtedly important for the growth of motivation to learn a foreign language. MOOC contributes to the development of students’ independence and autonomy, which can also increase their motivation and interest in achieving high results in learning a foreign language. In the article, we also describe the experience of applying MOOC technology and conduct a study of its success through testing, interviewing and anonymous questioning. According to the results of the study, a significant increase in the level of knowledge in this thematic area of a foreign language of students was revealed compared with what was determined before the application of MOOCs. The students were highly confident in applying the acquired knowledge. The results of the anonymous questionnaire, in turn, indicate a positive assessment by the students themselves of this experience in MOOCs. All of the above allows us to conclude that a sufficiently high level of motivation when teaching a foreign language to students of a non-linguistic university contributes to the success and effectiveness of the educational process, which means it provides the opportunity to develop a harmonious linguistic personality that fully possesses the necessary competencies of personal and business communication in the field of professional activity. This is entirely facilitated by the use of such modern forms of training organization as MOOC.

Текст научной работы на тему «МООК как средство повышения мотивации и профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка»

моок как средство повышения мотивации и профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка

Татарская Ксения Валерьевна

Преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородской государственный университет им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород), e-mail: rysalka.kuznetsowa@yandex.ru

Ганюшкина Елена Валентиновна

Старший преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородской государственный университет им. Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород), e-mail: elenaganyushkina@gmail.com DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10090

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема мотивированности студентов, как одного из существенных факторов их успешности при изучении иностранного языка. Мы ставим своей задачей всецело изучить и рассмотреть те виды и способы организации учебной работы, которые этому способствуют. В частности, нам бы хотелось более подробно остановиться на массовых открытых онлайн курсах (МООК), как средстве повышения автономности студентов и дополнительного стимулирования их мотивации к изучению иностранного языка в неязыковых вузах. Онлайн курс дает возможность представить необходимый теоретический материал, практические задания для его отработки и контрольные задания в цифровом формате, привычном и понятном для современных студентов. Это уже само по себе является дополнительной возможностью для повышения мотивации обучающихся. Кроме того, это позволяет формировать навыки критического мышления, что так же несомненно важно для роста мотивированности к изучению иностранного языка. МООК способствует развитию самостоятельности и автономности студентов, что также может повысить их мотивированность и заинтересованность в достижении высоких результатов в изучении иностранного языка.

В статье мы также описываем опыт применения технологии МООК и проводим исследование его успешности посредством тестирования, собеседования

и анонимного анкетирования. по результатам исследования было выявлено существенное увеличение уровня знаний в данной тематической области иностранного языка обучающихся по сравнению с тем, что было определено до применения МООК. Отмечалась большая уверенность студентов при применении полученных знаний. Результаты анонимного анкетирования ,в свою очередь, говорят о положительной оценке самими студентами данного опыта работы по МООК. Все вышесказанное позволило нам сделать вывод, что достаточно высокий уровень мотивированности при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза способствует успешности и эффективности учебно-познавательного процесса, а значит, обеспечивает возможность развить гармоничную языковую личность, всецело обладающую необходимыми компетенциями личностного и делового общения в сфере профессиональной деятельности. Этому всецело способствует использование таких современных форм организации обучения как МООК.

ключевые слова: мотивация, межкультурная коммуникация в профессиональной сфере, технология критического мышления, массовый открытый онлайн курс (МООК), обучение иностранным языкам.

Mooc AS A MEANS oF INcREASING MoTIvATIoN AND

professional competence of students of non-linguistic universities in the study of a foreign language

Tatarskaya Ksenia Valerievna

Lecturer, National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lo-bachevsky (Nizhny Novgorod), e-mail: rysalka.kuznetsowa@yandex.ru

Ganyushkina Elena Valentinovna

Senior Lecturer, National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky (Nizhny Novgorod), (Nizhny Novgorod), e-mail: elenaganyushkina@ gmail.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10090

Abstract: In this article we discuss the problem of student motivation as one of the essential factors for their success in learning a foreign language. We set ourselves the task of complete studying and considering the types and methods of organizing academic work that contribute to this. In particular, we would like to speak in detail about mass open online courses (MOOc), as a means of increasing students' autonomy and further stimulating their motivation to learn a foreign language in non-linguistic universities. The online course provides an opportunity to present the necessary theoretical material, practical tasks for its development and control tasks in a digital format, familiar and understandable for modern students. This in itself is an additional opportunity to increase the motivation of students. In addition, this allows the formation of critical thinking skills, which is also undoubtedly important for the growth of motivation to learn a foreign language. MOOc contributes to the development of students' independence and autonomy, which can also increase their motivation and interest in achieving high results in learning a foreign language.

In the article, we also describe the experience of applying MOOc technology and conduct a study of its success through testing, interviewing and anonymous questioning. According to the results of the study, a significant increase in the level of knowledge in this thematic area of a foreign language of students was revealed compared with what was determined before the application of MOOcs. The students were highly confident in applying the acquired knowledge. The results of the anonymous questionnaire, in turn, indicate a positive assessment by the students themselves of this experience in MOOcs. All of the above allows us to conclude that a sufficiently high level of motivation when teaching a foreign language to students of a non-linguistic university contributes to the success and effectiveness of the educational process, which means it provides the opportunity to develop a harmonious linguistic personality that fully possesses the necessary competencies of personal and business communication in the field of professional activity. This is entirely facilitated by the use of such modern forms of training organization as MOOc.

Keywords: motivation, intercultural communication in the professional sphere, critical thinking technology, Massive Open Online course (MOOc), teaching foreign languages.

Россия принимает самое активное участие в процессе нового глобального мироустройства. глобализация имеет свой отпечаток во всех сферах жизнедеятельности людей и находит своё отражение в различных формах общественного сознания. Данный процесс влечёт за собой стремительное развитие международного сотрудничества, что делает ещё более актуальным вопрос качества знаний выпускников и качества образования в целом.

прежде чем перейти непосредственно к предмету обсуждения данной статьи необходимо определить круг авторов, работы которых помогли нам сформировать свой взгляд на данную тему.

В статье [1] поднимается вопрос об особой важности развития иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов в процессе их самостоятельной работы. Важность организации самостоятельной работы обучающихся отмечена в работе [2]. Знания об особенностях формирования коммуникативной компетенции у студентов в профессиональной сфере общения отмечаются в работе [3]. Для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов особую важность приобретают цифровые образовательные технологии, которые рассматривались в статьях [4] и [5]. Их применение, наряду с другими средствами обучения, имеет решающее значение при повышении мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых вузов, вопросы о мотивации были ранее рассмотрены в статьях [6] и [7], а также в работе [8]. На наш взгляд особую важность при работе над иностранным языком приобретает развитие практики применения массовых открытых онлайн курсов (МООК), потенциал которых ранее рассматривался в работах [9] и [10].

В настоящей работе нам бы хотелось объединить всё ранее изученное по проблеме качества подготовки специалистов для более глубокого понимания важности модернизации образования и использования современных методов и форм организации работы студентов при обучении иностранному языку[11]. Мы также ставим своей целью более полную и всестороннюю оценку предложенных способов осуществления оптимизации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов посредством существенного роста их мотивированности, самостоятельности в процессе обучения, создания ситуаций их успешности при освоении иностранного языка. Это позволит им взглянуть на предмет «Иностранный язык» учебной программы с практической точки зрения, с точки зрения его непосредственного применения в сфере профессиональной коммуникации, а также как средство повышения собственной квалифицированности и компетентности, а значит, и собственной ценности как специалиста в области профессиональных интересов обучающихся.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование языковой личности, равноправного участника межкультурной коммуникации, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетенции. В связи с этим возникает целый ряд задач по эффективности осуществления межъязыковой коммуникации, повышению уровня мобильности и самостоятельности студентов[12].

Таким образом, для решения вышеперечисленных задач особую важность приобретает повышение мотивации студентов при обучении иностранному языку в неязыковых вузах. Необходимо показать, что иностранный язык является не только одним из обязательных предметов программы обучения, а и инструментом для успешной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере, расширения поля деятельности и повышения шансов на успешную реализацию в выбранной профессии[13]. Следовательно, необходимо подобрать те формы работы, типы заданий, которые будут всецело этому способствовать. Более того, при организации обучения иностранному языку необходимо опираться на уже полученные студентами профессиональные знания, на область их профессио-

нальных интересов. Так как важно показать, что если студент успешен в освоении профессиональных знаний, он сможет достичь уровня и в освоении иностранного языка, достаточного для того, чтобы демонстрировать свои профессиональные знания не только в нашей стране, но и за рубежом, увеличивая тем самым свою ценность как квалифицированного специалиста. Таким образом, иностранный язык станет инструментом достижения успешности в профессиональной сфере. Понимание этого студентами окажет существенное положительное влияние на их мотивацию к изучению иностранного языка.

примерами форм организации учебного процесса, способствующих повышению интереса к иностранному языку, мы можем назвать работу с профессионально- ориентированными текстами, метод кейсов, когда студенты решают профессиональные задачи, ролевые игры на иностранном языке и др. Несомненной мотивирующей педагогической технологией служит технология критического мышления[14]. Необходимо отдельно сказать о её применении и важности как фактора, существенно повышающего мотивацию студентов неязыковых вузов при изучении иностранного языка. поскольку именно данная технология способствует развитию мышления студентов, навыкам самостоятельной работы, формированию коммуникативных навыков. Кроме того, технология критического мышления вносит существенный вклад и в развитие творческих способностей обучающихся. примером заданий по данной технологии может служить эссе-рассуждение на тему, близкую к сфере профессиональных интересов студентов. Ниже представлены несколько тем, предложенных нами студентам-биологам для письменного рассуждения.

1. Некоторые люди верят, что нашей планете был нанесён существенный урон человеческой деятельностью. Другие же считают, что деятельность человека, напротив, делает Землю более привлекательным местом обитания, приносит ей пользу. А каково Ваше мнение? Аргументируйте его.

2. В современном мире для развития медицины и тестирования безопасности тех или иных продуктов питания и медикаментов широко применяются опыты на животных. Многие люди выступают за запрет подобных экспериментов, поскольку в корне неверно заставлять страдать животных ради нужд человека. Другие же оправдывают практику применения подобных опытов, т.к. они приносят пользу всему человечеству. А какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте своё решение.

3. Некоторые люди считают, что человеческие потребности в сельскохозяйственных угодьях, ресурсах для ведения хозяйства, развития и промышленности намного важнее, чем сохранение исчезающих видов животных и растений. Согласны ли Вы с таким мнением. почему?

4. Некоторые люди считают, что правительствам по всему миру следует тратить как можно больше средств на исследования космоса (например, на полёты на Луну и путешествия к другим планетам). Другие же не согласны и убеждены, что правительствам необходимо направлять все ресурсы на наши земные нужды. С каким из этих двух мнений Вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

Как видно из приведённых выше примеров, необходимо особо тщательно выбирать темы для эссе-рассуждений, чтобы они затрагивали не только их профессиональные интересы, а и сферу их личностных ценностей и убеждений. Это также способствует повышению интереса и мотивированности к изучению иностранного языка у обучающихся. Таким образом, изучение иностранного языка будет являться для них не столько целью, сколько средством развития их профессионального и личностного потенциала.

Дополнительным источником поддержания мотивации к предмету являются современные цифровые образовательные технологии - интернет-ресурсы[4].

В данной статье нам бы хотелось подробнее остановиться на МООК (Массовые открытые онлайн курсы), как средстве повышения автономности студентов и дополнительного стимулирования их мотивации к изучению иностранного языка в неязыковых вузах.

Онлайн курс - это учебно-методический комплекс, имеющий в своей структуре теоретический материал, практические задания для отработки этого материала и финальное задание (контрольный тест), но в цифровом формате, привлекательном для современного поколения студентов. Это уже само по себе является дополнительной возможностью для повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку, поскольку подача информации, а также организация работы проходит в простой и понятной для них электронной форме. Кроме того, это позволяет формировать навыки критического мышления, о важности которого, в том числе, и для повышения мотивации студентов, было сказано выше. МООК способствует развитию самостоятельности и автономности студентов, что также может повысить их мотивированность и заинтересованность в достижении высоких результатов в изучении иностранного языка[6].

Необходимо сказать об удачной практике применения МООК при обучении иностранному языку студентов-биологов ННГУ им. Н.И. Лобачевского, а именно успешное использование материалов онлайн курса "Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection" при организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Работа над курсом происходила с опорой на профессиональные знания студентов в области инфекционных болезней, иностранный язык служил инструментом профессионального общения. Студенты имели возможность не только расширить, но и укрепить свои профессиональные знания. Кроме того, данный курс предлагает студентам творческие задания, что в свою очередь способствует созданию ситуации успешности обучающихся при работе над иностранным языком. Таким образом, мы можем показать, что иностранный язык может выступать для студентов не только как инструмент коммуникации в профессиональной сфере, не только как средство расширения и углубления профессиональных знаний, но и как возможность творческого развития и проявления личности самих студентов.

МООК создаёт среду не только для успешного освоения, но и для применения освоенной профессиональной лексики самостоятельно на онлайн форумах[10]. Таким образом, может быть осуществлено преодоление страха студентов перед

иноязычным общением в профессиональной сфере.

Для подтверждения достаточной эффективности МООК было проведено следующее исследование. перед применением МООК было проведено тестирование остаточных знаний студентов в тематической области иностранного языка «Инфекционные болезни». после прохождения данного курса была проведена проверка знаний студентов по иностранному языку в этой же тематической области также в форме тестирования, собеседования, а также в форме ролевой игры-обсуждения. Кроме этого, было проведено анонимное анкетирование обучающихся по их собственной оценке эффективности данного курса как с точки зрения изучения иностранного языка, так и с точки зрения расширения и укрепления их профессиональных знаний. Данное исследование помогло нам тщательным образом рассмотреть и оценить опыт применения МООК. Таким образом, мы смогли сделать вывод об эффективности применения МООК как современного способа организации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов, а также рассмотреть МООК как возможность повышения мотивации студентов при обучении иностранному языку, а именно как новую возможность организации практического применения знаний, полученных в ходе обучения по курсу МООК. по результатам исследования было выявлено существенное увеличение уровня знаний в данной тематической области иностранного языка обучающихся по сравнению с тем, что было определено до применения МООК. при проведении ролевой игры отмечалась большая уверенность студентов при применении полученных знаний. Им легче давалось преодоление страха ошибки при выражении своих мыслей на иностранном языке, а также преодоление боязни быть непонятым. Результаты анонимного анкетирования также говорят о положительной оценке самими студентами данного опыта работы по МООК.

Всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что достаточная мотивированность при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза позволяет обеспечить успешность и эффективность учебно-познавательного процесса, а значит, позволяет развить гармоничную языковую личность, всецело обладающую необходимыми компетенциями личностного и делового общения в сфере профессиональной деятельности. Этому всецело способствует использование таких современных форм организации обучения как МООК. поскольку они позволяют успешно комбинировать использование различных методик работы, обеспечивающих подачу иностранного языка именно и прежде всего как инструмента успешной профессиональной самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнова Е.В., Ваганова Н.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в процессе самостоятельной работы студентов // Гуманизация образования. 2019. №1. С.101-111.

2. Золотова М.В., Ганюшкина Е.В. Самостоятельная работа студентов с применением технологий электронного обучения (MOOC courses) // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 4 апреля 2017 года / Под ред. Е.Е.Беловой. - Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2017. с. 61-64.

3. Журавлёва Н.Н., Красильщик Е.А. Проблема актуализации коммуникативной компетенции в профессиональном общении при обучении германским языкам студентов неязыковых вузов // Гуманизация образования. 2018. №4. С.36-42.

4. Крайнева М.Н., Золотова М.В., Гришакова Е.С. Исследование дидактических возможностей ресурсов социальных сетей (языковых сообществ) и иных интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Высшее образование сегодня. 2016. №4. С.74-78.

5. Артамонова Л.А., Архипова М.В., Ганюшкина Е.В., Делягина Л.К., Золо-това М.В., Мартьянова Т.В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 28-33.

6. Макарова О.Ю., Горбунова Д.В., Зеленкова А.В. Развитие мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 48-53.

7. Чаплыгина О.В., Апухтина Л.М. Условия формирования положительной мотивации у студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т31. С. 1281-1285.

8. Минеева О.А., Борщевская Ю.М., Козлова Е.А. Основные мотивы изучения иностранного языка // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (44). С. 76-80.

9. Щербакова Е.Е., Каминская Н.В. Развитие виртуальной академической мобильности студентов вуза с помощью массовых открытых онлайн-курсов (МООК) // В сборнике: Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Науч. ред. М.В. Золотова. Н. Новгород, 2019. С. 312-316.

10. Золотова М.В., Ганюшкина Е.В. Самостоятельное изучение иностранного языка с помощью массовых открытых онлайн курсов // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. Симферополь: Выпуск 4(12). - Симферополь: РИО КИПУ, 2018. - 98с. 2018. С. 89-92.

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы

Российской Федерации «Развитие образования»

12. Евдокимова Н.В. Переосмысление задач преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе // Гуманизация образования. 2018. № 1. С. 24-30.

13. Татарская К.В. Особенности мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранного языка // В сборнике: Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Науч. ред. М.В. Золотова. Н. Новгород, 2019. С. 277-281.

14. Христолюбова А.А. К вопросу о мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 7-2 (49). С. 71-73.

REFERENCES

1. Smirnova E.V., Vaganova N.V. Razvitie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii v processe samostojatel'noj raboty studentov. Gumanizacija obrazovanija. 2019. №1. pp.101-111.

2. Zolotova M.V., Ganjushkina E.V. Samostojatel'naja rabota studentov s primeneniem tehnologij jelektronnogo obuchenija (MOOC courses). Nauchnaja diskussija: voprosy filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov: Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 4 aprelja 2017 goda. Pod red. E.E.Belovoj. N.Novgorod: NGPU im.K.Minina, 2017. pp. 61-64.

3. Zhuravljova N.N., Krasil'shhik E.A. Problema aktualizacii kommunikativnoj kompetencii v professional'nom obshhenii pri obuchenii germanskim jazykam studentov nejazykovyh vuzov. Gumanizacija obrazovanija. 2018. №4. pp.36-42.

4. Krajneva M.N., Zolotova M.V., Grishakova E.S. Issledovanie didakticheskih vozmozhnostej resursov social'nyh setej (jazykovyh soobshhestv) i inyh internet-resursov v processe obuchenija inostrannomu jazyku studentov nejazykovyh vuzov. Vysshee obrazovanie segodnja. 2016. №4. pp.74-78.

5. Artamonova L.A., Arhipova M.V., Ganjushkina E.V., Deljagina L.K., Zolotova M.V., Mart'janova T.V. Innovacii v obuchenii anglijskomu jazyku studentov nejazykovyh vuzov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 2-1. pp. 28-33.

6. Makarova O.Ju., Gorbunova D.V., Zelenkova A.V. Razvitie motivacii studentov nejazykovyh special'nostej k izucheniju inostrannogo jazyka. Gumanizacija obrazovanija. 2018. № 2. pp. 48-53.

7. Chaplygina O.V., Apuhtina L.M. Uslovija formirovanija polozhitel'noj motivacii u studentov nejazykovogo vuza pri obuchenii inostrannomu jazyku. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. № T31. pp. 1281-1285.

8. Mineeva O.A., Borshhevskaja Ju.M., Kozlova E.A. Osnovnye motivy izuchenija inostrannogo jazyka. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki. 2018. № 2 (44). pp. 76-80.

9. Shherbakova E.E., Kaminskaja N.V. Razvitie virtual'noj akademicheskoj mobil'nosti studentov vuza s pomoshh'ju massovyh otkrytyh onlajn-kursov (MOOK). V sbornike: Variativnost' i standartizacija jazykovogo obrazovanija v nejazykovom vuze Sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauch. red. M.V. Zolotova. N. Novgorod, 2019. pp. 312-316.

10. Zolotova M.V., Ganjushkina E.V. Samostojatel'noe izuchenie inostrannogo jazyka s pomoshh'ju massovyh otkrytyh onlajn kursov. Krymskie dialogi: kul'tura, iskusstvo, obrazovanie. Simferopol': Vypusk 4(12). Simferopol': RIO KIPU, 2018. pp. 89-92.

11. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» ot 26.12.2017 №2 1642 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija»

12. Evdokimova N.V. Pereosmyslenie zadach prepodavanija inostrannogo jazyka v nelingvisticheskom vuze. Gumanizacija obrazovanija. 2018. № 1. pp. 24-30.

13. Tatarskaja K.V. Osobennosti motivacii studentov nejazykovyh vuzov k izucheniju inostrannogo jazyka. V sbornike: Variativnost' i standartizacija jazykovogo obrazovanija v nejazykovom vuze Sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauch. red. M.V. Zolotova. N. Novgorod, 2019. pp. 277-281.

14. Hristoljubova A.A. K voprosu o motivacii studentov nelingvisticheskih special'nostej k izucheniju inostrannogo jazyka. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. № 7-2 (49). pp. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.