Научная статья на тему 'MOOC как форма дистанционного образования'

MOOC как форма дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДЕРНИ-ЗАЦИЯ / MODERNIZATION / MOOC / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / EDUCATIONAL PROGRAMMES / THE EN-GLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнарёва С.Е.

Работа посвящена анализу специфики функционирования и эффективности применения дистан-ционных образовательных технологий в рамках классического учебного процесса ВУЗа. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей функционирования массовых откры-тых онлайн-курсов (MOOC) как средства подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособ-ного специалиста на рынке труда как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOOC AS AN E-LEARNING FORM

The aim of the study is to dene the role of online courses in the modern paradigm of education, to explore the possibility of traditional and e-learning technologies of education combination and to determine the degree of their effectiveness. Relevance of the work is specied by the necessity of the massive open online course (MOOC) study as a means of training highly skilled and competitive specialist in the employment market both in the Russian Federation and in countries abroad. Distance learning is an informational and educational system with remote access, which is based on modern information technologies. Nowadays e-Learning is one of the fastest growing trends in the sphere of Edu-cation. A number of factors contribute to its rapid development, primarily they are: electronic equipment facilities (powerful computers, interactive whiteboards, Skype-access etc.) implemented in the process of study and the development of social Internet networks. Distance learning is gaining prominence among students eager to upgrade themselves for better career prospects. Distance learning is available for a wide spectrum of degree courses. Many forms of distance learning provide students the option to participate whenever they wish, on an individualized basis.The technology of e-Learning can be used as: 1) an additional support for basic training; 2) a basis for self-education (the students learn independently electronic educational products, such as multimedia courses); 3) the main educational technology. One of the forms of distance learning is presented by modern and popular Massive Open Online Courses, aimed at unlimited participation and open access via the web. This is a free Web-based distance learning program that is designed for the participation of large numbers of geographically dispersed students. MOOC is a model for delivering learning content online to any person who wants to take a course, with no limit on attendance.Video-based, they offer interaction either through peer review and group collaboration or automated feedback through objective, online assessments (including quizzes and exams). They offer a large number of students the opportunity to study high quality courses online with prestigious universities, often at no cost. They are ideal for independent study and users can select courses from any institution offering them. Universities and other institutions worldwide partner with external providers, the largest including US-based Coursera, Udemy, Udacity, and EdX, and Australian MOOEC. Some providers specialise in particular areas of study. In Russia they are: Универсариум, Лекториум, Eduson, Uniweb, Digital October, Univer.tv, Interneturok.ru, Intuit.ru, Хекслет, МФПУ «Синергия».There also exists a tendency of Blended learning which is considered to be a formal education program in which a student learns at least in part through delivery of content and instruction via digital and online media. While still attending a “brick-and-mortar” school structure, face-to-face classroom methods are combined with computer-mediated activities. Blended learning is also used in professional development and training settings, as it can be used to translate knowledge into a particular skill that is useful and practical for a specic kind of activity. While technology may open doors for students to broader and deeper content, it is really an opportunity for skilled teachers to use online programs to build on and enhance their existing practice.The degree of implementation of online technologies and remote MOOC courses in the educational process of the university may vary depending on the educational policy of the university, the specicity of educational training programs, as well as at the discretion of the teacher. Increasingly popular is the strategy of using specic distance learning program materials as a supplement to the basic tasks of the course in a foreign language. Nevertheless, it is possible to complete the study program on an independent basis by students, at the end of which they have to pass a test as a nal control and receive a certicate of completion of the online course of required orientation.The rapid development of modern information technologies and as a consequence reduction of distance learning services cost make multifunctional massive online courses are not only affordable, but also a very attractive form of learning, allowing students and professionals a certain prole to achieve the necessary level of general and special training in prestigious institutions of both the Russian Federation and foreign countries.Implementation of distance learning forms in higher professional education issues once again become relevant in connection with the transition to the new federal state educational standards (3+) and the introduction of the three-level system of higher education (bachelor degree, specialist degree, master degree, PhD courses).

Текст научной работы на тему «MOOC как форма дистанционного образования»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 2. Ч. 2. 2016 г С. 209-213.

УДК 378.095

MOOC КАК ФОРМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кушнарёва С. Е.

Институт иностранной филологии Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь, Крыш, Российская Федерация

E-mail: kushnarevasv92@gmail.com

Работа посвящена анализу специфики функционирования и эффективности применения дистанционных образовательных технологий в рамках классического учебного процесса ВУЗа. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей функционирования массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как средства подготовки высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста на рынке труда как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, учебные программы, модернизация, MOOC, английский язык.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе модернизации системы высшего образования в Российской Федерации актуальным становится применение электронного обучения, а также внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Это позволяет значительно расширить образовательные возможности и обеспечить возможность изучения иностранных языков для широкого круга обучающихся.

Целью исследования является определение роли дистанционных онлайн-кур-сов в современной парадигме высшего образования, изучение возможности комбинирования традиционных и дистанционных технологий образования и степени их эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: сформулировать определение понятия дистанционной образовательной технологии, проанализировать степень применения дистанционных образовательных технологий в отечественных и зарубежных учебных заведениях, определить роль многофункциональных массовых онлайн-курсов в современной системе ВО, провести анализ существующих образовательных Интернет-платформ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №73-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3].

На современном этапе можно утверждать, что наиболее популярной формой дистанционного обучения и изучения иностранных языков являются массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, МООС).

Их основными характеристиками, заложенными в названии являются:

1. Массовость, т. е. доступность для разных слоев населения независимо от возраста, социального положения, сферы занятости и т. п.

2. Открытость, т. е. открытое размещение на официальных интернет-ресурсах.

3. Сетевой доступ, т. е. возможность обучения посредством сети Интернет в удобное для обучающегося время.

4. Дистанционность, т. е. удаленный доступ без непосредственного взаимодействия преподавателя и обучающегося, что предоставляет возможность для обучения без присутствия на аудиторном занятии.

Эти и другие характеристики способствуют повышению популярности он-лайн-курсов среди населения.

Одними из лучших отечественных университетов, предоставляющих абитуриентам и студентам возможность получения высшего образования дистанционно в Российской Федерации являются: Центр дистанционного образования научного парка МГУ им. М. В. Ломоносова; Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет; НИУ «Высшая школа экономики»; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО, Европейское Сообщество и Совет Европы играют огромную роль в продвижении реформ, включающих применение дистанционного образования [1].

Фундаментальной базой для развития дистанционной формы высшего образования в Российской Федерации по праву можно считать опыт европейских коллег, создавших Европейскую сеть дистанционного и электронного обучения (European Distance and E-learning Network) в рамках Европейской ассоциации университетов дистанционного образования (European association of Distance Education Teaching Universities), членами которой являются:

• International Council for Open and Distance Education (сокр.: ICDE);

• Международный совет по открытому и дистанционному образованию, г. Осло);

• United Kingdom Open University (Открытый университет Великобритании);

• организация Virtual University Enterprises;

• университет University for Industry и некоторые другие [2].

Соединённые Штаты Америки предлагают студентам получение высшего образования по дистанционному курсу в Национальном технологическом университете (National Technological University), университете Western Governors University, University of Phoenix (университете Феникса), California Distant Learning Program (Калифорнийская программа дистанционного обучения) и Columbia Network for Engineering Education (Колумбийская сеть для инженерного образования) [2].

Необходимо отметить, что новейшим этапом в развитии дистанционного образования становится открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses, MOOC) всемирно известных ВУЗов на популярных образовательных платформах, таких как Coursera, Udacity, edX, предлагающие своим слушателям учебные программы (платные и бесплатные) по разным специальностям. Примечательно, что основная часть курсов образовательных порталов представлена

210

на иностранном языке (английский язык), что является особенно важным для учащихся - появляется дополнительный стимул к изучению иностранного языка студентами языковых и неязыковых специальностей, желающих получить знания из определённых сфер деятельности в зарубежных ВУЗах.

Немаловажной является возможность использования преподавателями MOOC в качестве педагогического ресурса при включении дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс ВУЗа и комбинировании электронного и фактического материала (концепция смешанного обучения на иностранном языке, называемая Blended Learning).

В Российской Федерации на данном этапе сложилась своя система онлайн-об-учения. Среди существующих современных отечественных платформ, можно назвать Универсариум, Лекториум, Eduson, Uniweb, Digital October, Univer.tv, Interneturok.ru, Intuit.ru, Хекслет, МФПУ «Синергия», многие из которых успешно функционируют и предлагают огромный спектр выбора онлайн-курсов для студентов, а другие находятся на стадии разработки.

Степень имплементации онлайн-технологий и дистанционных курсов MOOC в учебный процесс ВУЗа может варьироваться в зависимости от образовательной политики ВУЗа, специфики образовательных программ подготовки специалистов, а также на усмотрение преподавателя.

Все более популярной становится стратегия использования определённых материалов программы дистанционного обучения в качестве дополнения к основным заданиям курса на иностранном языке. Это расширяет образовательные возможности, воспитывает самодисциплину и организованность, обеспечивает выбор оптимальных форм и методов самостоятельной подготовки, позволяет придерживаться гибкого и оптимального для обучающегося графика работы. Кроме того, существует возможность полного изучения программы студентами на независимой основе. Когда курс завершен, учащийся проходит тестирование в качестве итогового контроля и получает сертификат об окончании онлайн-курса необходимой направленности.

ВЫВОДЫ

Быстрое развитие современных информационных технологий и, как следствие, снижение стоимости дистанционных образовательных услуг делают многофункциональные массовые онлайн-курсы не только доступной, но и весьма привлекательной формой обучения, позволяя студентам и специалистам определенного профиля достигать необходимого уровня общей и профессиональной подготовки в престижных учебных заведениях как Российской Федерации, так и зарубежных стран.

Дистанционное обучение способствует:

• получению качественного образования в ведущих отечественных и зарубежных вузах у лучших преподавателей;

• повышению уровня понимания и владения иностранным языком;

• снижению стоимости обучения, что важно в ситуации резкого сокращения бюджетных мест в вузах, и увеличению доли платного образования (как очного, так и заочного);

• реализации идеи непрерывного образования (от начального профессионального до послевузовского образования, от курсов самообразования до курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации);

211

• индивидуализации обучения, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность построения индивидуальной образовательной траектории, личного расписания занятий;

• возможности организации консультаций с преподавателем с помощью современных электронных средств связи в любое удобное время;

• применению электронного контроля знаний, что усиливает объективность и независимость оценок;

• созданию единой образовательной среды.

Таким образом, в условиях России развитие системы дистанционного обучения представляет важную социально-технологическую проблему, тесно связанную, кроме всего прочего, и с проблемой повышения качества людских ресурсов.

Вопросы внедрения дистанционных форм обучения в высшем профессиональном образовании вновь становятся актуальными в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты (3+) и внедрением трёхуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации).

Список литературы

1. Глобальный контекст - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.websoft.ru/db/wb/ ADCFF938BD8D00BAC3256F240032704C/doc.html (дата обращения 07.02.2016).

2. Тенденции в дистанционном обучении - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www. hnk-academy.euAcademy-%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8% D0%B8_123_15_53 (дата обращения 07.02.2016).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» - [Электронный ресурс] - Режим доступа.: http://www.websoft.ru/db/wb/ADCFF938BD8 D00BAC3256F240032704C/doc.html (дата обращения 07.02.2016).

MOOC AS AN E-LEARNING FORM

Kushnaryova S. E.

Foreign Philology Institute, Taurida Academy, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: kushnarevasv92@gmail.com

The aim of the study is to define the role of online courses in the modern paradigm of education, to explore the possibility of traditional and e-learning technologies of education combination and to determine the degree of their effectiveness. Relevance of the work is specified by the necessity of the massive open online course (MOOC) study as a means of training highly skilled and competitive specialist in the employment market both in the Russian Federation and in countries abroad.

Distance learning is an informational and educational - system with remote access, which is based on modern information technologies. Nowadays e-Learning is one of the fastest growing trends in the sphere of Education. A number of factors contribute to its rapid development, primarily they are: electronic equipment facilities (powerful computers, interactive whiteboards, Skype-access etc.) implemented in the process of study and the development of social Internet networks. Distance learning is gaining prominence among students eager to upgrade themselves for better career prospects. Distance learning is available for a wide spectrum of degree courses. Many forms of distance learning provide students the option to participate whenever they wish, on an individualized basis.

The technology of e-Learning can be used as: 1) an additional support for basic training; 2) a basis for self-education (the students learn independently electronic educational products, such as multimedia courses);

212

3) the main educational technology. One of the forms of distance learning is presented by modern and popular Massive Open Online Courses, aimed at unlimited participation and open access via the web. This is a free Web-based distance learning program that is designed for the participation of large numbers of geographically dispersed students. MOOC is a model for delivering learning content online to any person who wants to take a course, with no limit on attendance.

Video-based, they offer interaction either through peer review and group collaboration or automated feedback through objective, online assessments (including quizzes and exams). They offer a large number of students the opportunity to study high quality courses online with prestigious universities, often at no cost. They are ideal for independent study and users can select courses from any institution offering them. Universities and other institutions worldwide partner with external providers, the largest including US-based Coursera, Udemy, Udacity, and EdX, and Australian MOOEC. Some providers specialise in particular areas of study. In Russia they are: Универсариум, Лекториум, Eduson, Uniweb, Digital October, Univer.tv, Interneturok.ru, Intuit.ru, Хекслет, МФПУ «Синергия».

There also exists a tendency of Blended learning which is considered to be a formal education program in which a student learns at least in part through delivery of content and instruction via digital and online media. While still attending a "brick-and-mortar" school structure, face-to-face classroom methods are combined with computer-mediated activities. Blended learning is also used in professional development and training settings, as it can be used to translate knowledge into a particular skill that is useful and practical for a specific kind of activity. While technology may open doors for students to broader and deeper content, it is really an opportunity for skilled teachers to use online programs to build on and enhance their existing practice.

The degree of implementation of online technologies and remote MOOC courses in the educational process of the university may vary depending on the educational policy of the university, the specificity of educational training programs, as well as at the discretion of the teacher. Increasingly popular is the strategy of using specific distance learning program materials as a supplement to the basic tasks of the course in a foreign language. Nevertheless, it is possible to complete the study program on an independent basis by students, at the end of which they have to pass a test as a final control and receive a certificate of completion of the online course of required orientation.

The rapid development of modern information technologies and as a consequence reduction of distance learning services cost make multifunctional massive online courses are not only affordable, but also a very attractive form of learning, allowing students and professionals a certain profile to achieve the necessary level of general and special training in prestigious institutions of both the Russian Federation and foreign countries.

Implementation of distance learning forms in higher professional education issues once again become relevant in connection with the transition to the new federal state educational standards (3+) and the introduction of the three-level system of higher education (bachelor degree, specialist degree, master degree, PhD courses).

Keywords: distance learning technologies, educational programmes, modernization, MOOC, the English language.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.