Научная статья на тему 'Монументальное наскальное творчество древнего населения Российского Заполярья'

Монументальное наскальное творчество древнего населения Российского Заполярья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

155
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фенноскандия / Кольский полуостров / Русская Лапландия / петроглифы / писаницы / Альта / Немфоршен / Винген / Поной / Пяйва / Майка / Канозеро / ландшафт / значение / сохранность / Fennoscandia / Kola Peninsula / Russian Lapland / petroglyphs / pisanitsy / Alta / Nemforsen / Vingen / Ponoi / Pyaiva / Maika / Kanozero / landscape / significance / p

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шумкин Владимир Яковлевич

Лапландия – историко-географическая часть Фенноскандии (заполярные районы Норвегии, Швеции, Финляндия, Мурманская область России, включая Кольский полуостров), обширный регион, который с момента появления здесь первых людей в раннем мезолите (10 тыс. лет до н. э.) и до недавнего времени демонстрировал несомненное культурно-историческое единство. Одним из ярких проявлений этого является древнее наскальное творчество, памятники которого расположены на территории севера современных территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области России. В Северной Европе зафиксировано всего шесть очень крупных (более 1000 изображений) ансамблей древнего наскального творчества: Альта и Винген (Норвегия), Немфоршен (Швеция), Бесов Нос, Бесовы Следки (Карелия, Россия) и Канозеро (Кольский полуостров, Россия). Причём только два из них находятся за полярным кругом: Канозеро в России и Альта в Норвегии. Реликвии монументального творчества – увлекательные, сложные и многогранные объекты исследования. Их использование в качестве источника в историко-культурных разработках, истории искусства, эволюции интеллекта и когнитивной психологии, религии и мифологии предполагает тщательный археологический анализ. Для успешной работы над этой темой необходимы в первую очередь тщательное, точное документирование изображений, определение точного возраста, сравнительные характеристики (стиль, техника выбивки/рисования, композиция, ландшафтная среда, микрорельеф) различных мест древнего наскального творчества. В связи с развитием новых технических и естественных методов в последнее время на этом «поле» достигнуты значительные успехи. Наиболее приближена к нашим задачам объявленная Программа создания базы данных по наскальному искусству Швеции. Важнейшей и актуальной задачей цивилизованного общества являются пропаганда сохранения древних наскальных «ансамблей» для будущих поколений и разработка методов их защиты от природных и варварских угроз. Осознание ценности и значимости для истории становления, развития человеческого творческого потенциала является мерилом достойного существования такого вида, как Homo sapiens sapiens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monumental rock art (creativity) of the ancient population the Russian Arctic

Lapland is a historical and geographical part of Fennoscandia (the polar regions of Norway, Sweden, and Finland, Murmansk region of Russia, including the Kola Peninsula), a vast region that, since the appearance of the first people here in the Early Mesolithic (10 thousand years BC) and until recently, has demonstrated an undoubted cultural and historical unity. One of the most striking manifestations of this is the ancient rock art, the monuments of which are located on the territory of modern Finmarken (Norway) and the Murmansk region (Russia). In northern Europe, only 6 very large (more than 1000 images) ensembles of ancient rock art have been recorded: Alta and Vingen (Norway), Nemforshen (Sweden), Besov Nos and Besov Sledki (Karelia, Russia) and Kanozero (Kola Peninsula, Russia). Moreover, only two of them are located beyond the Arctic Circle: Kanozero in Russia and Alta in Norway. The relics of monumental art are fascinating, complex, and multi-faceted objects of study. Their use as a source in historical and cultural developments, the history of art, the evolution of intelligence and cognitive psychology, religion and mythology requires thorough archaeological analysis. For successful work on this topic, it is necessary first of all to carefully, accurately document the images, determine the exact age, and compare the characteristics (style, embossing/ drawing technique, composition, landscape environment, microrelief) of various sites of ancient rock art. In connection with the development of new technical and natural methods in this “field” recently achieved significant progress. The announced Program is the closest to our tasks creation of a database on rock art in Sweden. The most important and urgent task of a civilized society is the preservation of ancient rock “ensembles” for future generations and the promotion of their preservation, value and significance for the history of the formation, development and decent existence of such a species as Homo sapiens.

Текст научной работы на тему «Монументальное наскальное творчество древнего населения Российского Заполярья»

ШУМКИН В.Я.

Монументальное наскальное творчество древнего населения Российского Заполярья1

V. SHUMKIN

Monumental rock art (creativity) of the ancient population the Russian Arctic

Сведения об авторе:

Шумкин Владимир Яковлевич, старший научный сотрудник, руководитель неолитической группы Отдела палеолита Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, начальник Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург) shumkinv@yandex.ru

Author:

Vladimir Yakovlevich Shumkin Head of the Neolithic group, senior researcher Paleolithic Department of the IIMK RAS, Head of the Kola Archaeological Expedition of the IIMC RAS, Candidate of Historical Sciences, (Saint Petersburg) shumkinv@yandex.ru

Аннотация

Лапландия - историко-географическая часть Фенноскандии (заполярные районы Норвегии, Швеции, Финляндия, Мурманская область России, включая Кольский полуостров), обширный регион, который с момента появления здесь первых людей в раннем мезолите (10 тыс. лет до н. э.) и до недавнего времени демонстрировал несомненное культурно-историческое единство. Одним из ярких проявлений этого является древнее наскальное творчество, памятники которого расположены на территории севера современных территорий Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области России. В Северной Европе зафиксировано всего шесть очень крупных (более 1000 изображений) ансамблей древнего

Исследование проведено в рамках выполнения ФНИ ГАН «Древнейшие обитатели севера Евразии: расселение человека в каменном веке, технологии производства» (РМ2Б-2022-0012).

наскального творчества: Альта и Винген (Норвегия), Немфоршен (Швеция), Бесов Нос, Бесовы Следки (Карелия, Россия) и Канозеро (Кольский полуостров, Россия). Причём только два из них находятся за полярным кругом: Канозеро в России и Альта в Норвегии. Реликвии монументального творчества - увлекательные, сложные и многогранные объекты исследования. Их использование в качестве источника в историко-культурных разработках, истории искусства, эволюции интеллекта и когнитивной психологии, религии и мифологии предполагает тщательный археологический анализ. Для успешной работы над этой темой необходимы в первую очередь тщательное, точное документирование изображений, определение точного возраста, сравнительные характеристики (стиль, техника выбивки/рисования, композиция, ландшафтная среда, микрорельеф) различных мест древнего наскального творчества. В связи с развитием новых технических и естественных методов в последнее время на этом «поле» достигнуты значительные успехи. Наиболее приближена к нашим задачам объявленная Программа создания базы данных по наскальному искусству Швеции.

Важнейшей и актуальной задачей цивилизованного общества являются пропаганда сохранения древних наскальных «ансамблей» для будущих поколений и разработка методов их защиты от природных и варварских угроз. Осознание ценности и значимости для истории становления, развития человеческого творческого потенциала является мерилом достойного существования такого вида, как Homo sapiens sapiens.

Abstract

Lapland is a historical and geographical part of Fennoscandia (the polar regions of Norway, Sweden, and Finland, Murmansk region of Russia, including the Kola Peninsula), a vast region that, since the appearance of the first people here in the Early Mesolithic (10 thousand years BC) and until recently, has demonstrated an undoubted cultural and historical unity. One of the most striking manifestations of this is the ancient rock art, the monuments of which are located on the territory of modern Finmarken (Norway) and the Murmansk region (Russia). In northern Europe, only 6 very large (more than 1000 images) ensembles of ancient rock art have been recorded: Alta and Vingen (Norway), Nemforshen (Sweden), Besov Nos and Besov Sledki (Karelia, Russia) and Kanoze-ro (Kola Peninsula, Russia). Moreover, only two of them are located beyond the Arctic Circle: Kanozero in Russia and Alta in Norway. The relics of monumental art are fascinating, complex, and multi-faceted objects of study. Their use as a source in historical and cultural developments, the history of art, the evolution of intelligence and cognitive psychology, religion and mythology requires thorough archaeological analysis. For successful work on this topic, it is necessary first of all to carefully, accurately document the images, determine the exact age, and compare the characteristics (style, embossing/ drawing technique, composition, landscape environment, microrelief) of various sites of ancient rock art. In connection with the development of new technical and natural

methods in this "field" recently achieved significant progress. The announced Program is the closest to our tasks creation of a database on rock art in Sweden.

The most important and urgent task of a civilized society is the preservation of ancient rock "ensembles" for future generations and the promotion of their preservation, value and significance for the history of the formation, development and decent existence of such a species as Homo sapiens sapiens.

Ключевые слова:

Фенноскандия, Кольский полуостров, Русская Лапландия, петроглифы, писаницы, Альта, Немфоршен, Винген, Поной, Пяйва, Майка, Канозеро, ландшафт, значение, сохранность. Keywords:

Fennoscandia, Kola Peninsula, Russian Lapland, petroglyphs, pisanitsy, Alta, Nemfor-sen, Vingen, Ponoi, Pyaiva, Maika, Kanozero, landscape, significance, preservation.

В последние годы значительно возрос интерес к прошлому - как к местной истории, так и к эволюции человечества в целом, что свидетельствует о зрелости цивилизации. В этом контексте важным является исследование генезиса духовной культуры. В конечном счёте не царство материальных объектов, окружающих человека, как бы важно это ни было, формирует личность, а сознание, его мировоззрение, способность интерпретировать мир в пределах своего видения и понимания. Многие люди знают о великолепных пещерных фресках охотников на мамонтов ледникового периода, о прекрасном, наивно-удивительном искусстве Древней Греции, торжественной готической архитектуре, шедеврах эпохи Возрождения и витиеватых творениях барокко, но они часто имеют очень слабое представление о наскальном творчестве эпохи каменного века и бронзы наших северных регионов. Среди многих причин этого - ограничения, присущие данному типу археологических памятников, и трудности его восприятия и понимания. Сказались и старые, традиционные представления о ранних этапах древней истории крайнего севера Европы, согласно которым культуры этого региона считались скорее неполноценной, пассивной и периферийной репликой (или продолжением) более «продвинутых» южных (ближневосточных, балканских, цен-тральноевропейских) сообществ, у которых были, и то со значительным запозданием, скопированы некоторые «прогрессивные» черты, включая производящую экономику. Правда, под давлением новых археологических открытий в Арктической зоне эти устоявшиеся представления подверглись серьёзной переоценке. В немалой степени такому повороту

Рис. 1. Карта расположения мезолитических (10-6 тыс. лет назад) памятников Русской Лапландии

событий способствовало и более глубокое изучение на современном научном уровне древнего наскального творчества.

Только на первый взгляд любая из превосходных пещерных фресок Альтамиры или Ласко (Франция) легко поддаётся интерпретации: богатство её красок, выразительность и натурализм, как правило, «маскируют» от современного человека концептуальную схему, для которой она была создана и которая до сих пор остаётся в значительной степени неразгаданной. Более того, на фоне разрекламированных и по достоинству почитаемых достижений древних цивилизаций творческие поиски отдалённых регионов могут показаться бледными и недостойными внимания. Однако более вероятно, что наука и мир искусства ещё не оценили по достоинству значение древнего монументального творчества Севера, относящегося к длительному периоду исторического развития и отражающего духовные искания сотен поколений наших предков. Невнимание к изучению наскальных изображений Севера оставляет пробел, разрыв, препятствующий пониманию последующего развития творческих сил человека.

Лапландия - историко-географическая часть Фенноскандии (заполярные районы Норвегии, Швеции, Финляндии, Мурманская область России, включая Кольский полуостров), обширный регион, который

Рис. 2. Распространение объектов монументального творчества в мезолите, неолите, бронзовом веке (10-2 тыс. лет назад) Фенноскандии (обозначены точками петроглифы, прошлифованные изображения, нарисованные фигуры (писаницы))

с момента появления (рис. 1) здесь первых людей в раннем мезолите (10 тыс. лет до н. э.) и до недавнего времени демонстрировал несомненное культурно-историческое единство1. В отличие от южных и западных районов2 Фенноскандии, где древние наскальные изображения известны уже начиная с XVIII в., в Русской Лапландии такие объекты найдены сравнительно недавно (рис. 2).

Только в июле 1973 г. в центральной части региона, на р. Поной, В.Я. Шумкиным были обнаружены первые древние петроглифы. Открытие этого археологического памятника включило Мурманскую область России в зону монументального творчества охотников Северной Фенноскандии3.

1 Шумкин В.Я. Мезолит Кольского полуострова // Советская археология. 1986. № 2. С. 15-33; Он же. Ранний каменный век западной части Европейской Арктики: (мезолит Северной Скандинавии) // Древности Северо-Запада России. СПб., 1993. С. 34-59.

2 Shumkin V.Ya. The rock art of Russian Lappland // Fennoscandia Archaeologica. 1990. V. VII. P. 53-67; Шумкин В.Я. Петроглифы и писаницы Кольского полуострова // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 34-43; Gjerde J.M. Rock art and Landscapes. Troms0, 2010. 100 p.

3 Шумкин В.Я. Отчёт о работе Понойской группы КАЭ ЛОИА АН СССР в 1973 г.: Архив ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1. Д. 40; Shumkin V.Ya. The rock art of Russian Lappland // Fennoscandia Archaeologica. 1990. V. VII. P. 53-67.

В 1985-1986 гг. им же на полуострове Рыбачий (северо-запад Мурманской области), в месте слияния рек Пяйва и Майка, были обнаружены два местонахождения рисованных наскальных изображений (писаницы). В 1997 г. в южной части Кольского полуострова, на оз. Канозеро, Юрием Ивановым был найден ещё один очень крупный петроглифический ансамбль. Поскольку знаменитые карельские петроглифы Онежского озера и Белого моря (Бесов Нос, Бесовы Следки) и чукотский Пегтымель находятся южнее полярного круга, петроглифические ансамбли Кольского полуострова являются пока единственными сохранившимися до наших дней памятниками древнего монументального творчества Российского Евразийского Заполярья. А писаницы полуострова Рыбачий вообще уникальные и единственные объекты такого типа для всего региона Российской Заполярной Евразии.

Петроглифы Чальмн-Варрэ (Са1шп-Уагге - саам.) на р. Поной

«Первенец», обнаруженный в Русской Лапландии в 1973 г., - объект наскального творчества «петроглифы Чальмн-Варрэ» расположен на месте бывшей деревни Ивановки, основанной в 1917 г. коми-ижемцами, пришедшими из Большеземельской тундры на Кольский полуостров в конце XIX в.

В начале июля 1973 г. Понойский отряд Кольской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии (ЛОИА) АН СССР (ныне - Институт истории материальной культуры - ИИМК РАН) из пяти сотрудников (начальник отряда - старший лаборант ЛОИА В.Я. Шумкин и волонтёры, сотрудники разных учреждений Ленинграда: М. Мевш, С. Кустанович, А. Канаун и М. Зак) на трёх байдарках проводил археологическую разведку по р. Поной от деревни Краснощелье до места впадения реки в Белое море (село Поной), осуществляемую на договорных началах в связи с проектируемой ГЭС на месте слияния трёх рек Кольского полуострова1.

Поздним вечером при хорошем освещении от полярного незаходя-щего солнца причалили к низкому берегу (рис. 3), где располагалась уже выселенная по требованию администрации и проектировщиков ГЭС деревня Ивановка, и через несколько минут обнаружили первые древние выбивки на большом плоском камне (рис. 4) у самой воды (несколько

Строительство этой проектируемой ГЭС с последующим затоплением обширных территорий Понойской низменности удалось остановить под давлением военных (в основном моряков и пограничников), признавших предприятие варварским, экологически вредным и экономически неоправданным. Такому развитию событий в немалой степени способствовала и наша разведка, в результате которой на берегах Поноя было открыто, помимо петроглифов, ещё и 12 стоянок древнего человека, правда, все на значительном удалении от Ивановки.

Рис. 3. Движение на байдарках по р. Поной во время разведки Понойского отряда КАЭ ЛОИА АН СССР перед моментом открытия наскальных изображений Чальмн-Варрэ в бывшей деревне Ивановке в начале июля 1973 г. Фотография В.Я. Шумкина

Рис. 4. Камень № 1 в группе петроглифов Рис. 5. Схема расположения камней с пет-Чальмн-Варрэ роглифами на правом берегу р. Поной,

в районе бывшей деревни Ивановки. 2014 г., съёмка Е. Колпакова

позже, когда обнаружили изображения ещё на пяти камнях, этот, первый, по праву получил название «камень № 1»). Позднее, уже в сёлах Красно-щелье и Ловозеро, бывшие жители Ивановки рассказывали, что на этом камне они, из-за его удобного положения и плоской поверхности, неоднократно чистили рыбу и стирали бельё, но не замечали выбитых фигур.

Сейчас известно около 300 фигур. Петроглифы расположены на 10 отдельных камнях вдоль берега реки (рис. 5). Почти все оригинальные композиции выбиты на камне № 5, который в настоящее время выставлен

Рис. 6. Фотография и прорисовка изображений на камне № 5 (ныне в экспозиции Музея истории, культуры и быта кольских саамов в с. Ловозеро Мурманской области)

в Музее истории, культуры и быта кольских саамов в с. Ловозеро Мурманской области (рис. 6). Большую часть фигур составляют профильные фигуры животных (зооморфы), которые, вероятнее всего, обозначают представителей семейства оленьих (лоси и олени). Их дополняют не очень многочисленные (около 20) человеческие изображения анфас (антропоморфы).

По техническим и стилистическим особенностям намечаются две по-разному ситуационно расположенные группы изображений. Первая, рядом с кромкой воды, представлена фигурами на трёх камнях у самого берега реки, а весной даже долго находящихся под водой, характеризуется более натуралистическим и простым отражением образа зверя, выполненного сплошной чёткой линейной выбивкой. Это фигуры оленей, имеющие преимущественно одну пару ног, с телом, показанным в профиль. Присутствуют также две человеческие фигуры анфас (рис. 4). Одна, явно мужская, имеет трёхрогий головной убор, по три пальца на каждой руке, вторая - с фаллосом или «подвязанным» хвостом. Наблюдается примитивная композиционная связка отдельных антропоморфных и звериных фигур посредством соединения их сплошной выбитой линией. Ближайшие аналогии этим изображениям можно найти среди петроглифов Ка-нозера, Альты и Карелии. На основании археологических и геологических данных их предварительно можно датировать завершающей стадией неолита - концом III тыс. до н. э.

Образы на остальных, расположенных выше и дальше от берега, камнях (рис. 5) более проработаны и одновременно менее чётки. Наблюдаются преобладающая «четвероногость» зверей, разнообразие и детализированные приемы изображения людей (рис. 6). Схематизация здесь сочетается с хорошо выраженной индивидуальностью многих фигур. Композиционная связь осуществляется посредством тематического

расположения образов. В отличие от изображений на камне № 1, расположенных свободно, без наложения и даже соприкосновения фигур, в этой группе перекрывание (палимпсесты) обычно, и даже есть неоднократное, хотя рядом находятся камни с прекрасной, пригодной для изобразительной деятельности поверхностью. Видимо, для этих авторов было важно не только нанести свои образы, но и выбить их именно на тех камнях, где они уже присутствовали. Изображения, расположенные ниже, избежали такой участи, находясь к этому времени, вероятно, полностью под водой. Можно предположить, что это не было новое население, поскольку заметна преемственность в тематике и стилистике изображений двух локаций, а авторы палимпсестов, нанося их поверх уже существующих, придерживались тех же канонов и образов. Некоторые из фигур, вероятно, несут значительную смысловую нагрузку и являются культурно-мифологическими героями первобытного пантеона.

В целом поздняя группа более оригинальна, может относиться к эпохе бронзы (II тыс. до н. э.). Важно также отметить некоторые параллели По-нойских изображений с петроглифами охотничьей традиции: Канозеро, Альты, Немфоршена - и писаницами Финляндии. Не исключено на позднем этапе ещё и определённое влияние (чашечные углубления, например) традиции земледельческого населения соседних территорий. Более подробное рассмотрение методики фиксации, исчерпывающее описание всех фигур, техники выбивки, типологии изображений и композиций представлены в нашей недавно вышедшей коллективной монографии одновременно на русском и английском языках1.

Мало того, что за 50 лет повседневного обитания людей в этой деревне никто не заметил довольно глубоких выбивок. Даже сотрудники разных экспедиций, среди членов которых наверняка были люди, знакомые с уже широко растиражированными петроглифами Онежского озера (Карелия), не обратили на них внимания. Например, известный исследователь саамов, прекрасный этнограф В.В. Чарнолусский, дважды в 1930-е гг. побывавший в Ивановке, неоднократно проходивший мимо камней с рисунками, не смог их распознать, хотя по его дневникам ясно, что он был хорошо знаком с новейшими скандинавскими и карельскими петроглифическими открытиями. Нужно отметить, что для аборигенов-саами это место всегда было ритуальным: здесь разрешалось лишь хоронить своих покойников (кстати, коми-ижемцы продолжили эту похоронную традицию) да приезжать на покосы, но они никогда здесь не жили до появления

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Петроглифы Чальмн-Варрэ. Са1шп-Уагге Реггод1урЬ8. СПб., 2018. 160 с.

пришельцев1. С обитателями деревни вполне понятно: эта земля ещё не стала для них родной, и важнее было аккуратно пройти по деревянным мосткам, формирующим местные улицы, проложенные среди валунов, разбросанных по территории, чем вглядываться в какие-то камни. А вот отсутствие творческого интереса (даже импульса) у образованных членов естественно-научных, а тем более гуманитарных экспедиций мне объяснить труднее.

И всё-таки эти рассуждения не могут изменить того факта, что между современными жителями Ивановки (коми-ижемцами) прослеживается явный разрыв традиции мировоззренческого порядка. Очень вероятно, что забвение аборигенного населения произошло не так давно. На одном из камней в центре деревни были выгравированы явно металлическим орудием небольшие изображения двух человек, оленя и собаки (рис. 7).

С одной стороны, они по стилистике напоминают саамские рисунки, а с другой - поза, профильность зверей и изображение человека в анфас явно навеяны расположенным поблизости древним наскальным творчеством. Возраст этих изображений вряд ли больше нескольких сотен лет. Но важно другое: ещё сравнительно недавно здесь появлялись люди, для которых мир понойских петроглифов был понятен, близок по духу и, в конце концов, просто узнаваем. И это могли быть только саамы2.

Писаницы полуострова Рыбачий («Галерея» и «Пещера»)

Два объекта с наскальными рисунками, обнаруженные Кольской археологической экспедицией ЛОИА АН СССР в 1985 и 1986 гг. на северо-западной окраине русской Лапландии, на полуострове Рыбачий, который представляет собой тундровое пространство с многочисленными скальными выступами, являются первыми и пока единственными писаницами на заполярном пространстве Российской Евразии. Они были названы нами «Галерея» и «Пещера». Первый из них расположен на правом берегу р. Пяйва (рис. 8), примерно в 1,5 км от устья, на скальном останце древнего морского берега, бывшего некогда островом.

Изображения (около 30) сохранились на блоках, расположенных под углом к основной породе, прикрытых сверху каменными навесами (рис. 9). Они состоят из сложных геометрических форм и фигур оленей (рис. 10-11), выполненных в линейной технике красной охрой, нанесены пальцами руки, обращены строго на восход солнца и, соответственно, море.

Shumkin V.Y. On the Ethnogenesis of the Sami: An Archaeological View // Acta Borealia. 1990. № 2. P. 3-20. Там же.

Рис. 7. «Саамские» гравированные изображения на отдельном камне в центре бывшей деревни Ивановки (верх). Место расположения камня с выявленными недавними изображениями (низ). 1973 г. Фотографии В.Я. Шумкина

Рис. 8. Вид на скальный уступ на правом берегу р. Пяйва с писаницами «Галереи»

Рис. 9. Вид на ряд выступающих под углом блоков с геометрическими рисунками «Галереи». Фотография И. Георгиевского

Рис. 10. Прорисовки основных мотивов изображений «Галереи»

Рис. 11. Рисунок одного из оленей писаницы «Галерея» 3/4 натуральной величины

Единообразие формы, стиля и техники даёт основание считать, что все рисованные фигуры имеют одинаковый возраст и, вероятно, одного или нескольких исполнителей в сравнительно короткий промежуток времени. Наша предварительная датировка, основанная на геологических и археологических основаниях, помещает их в VII-VI тыс. до н. э. (поздний мезолит). Напротив «Галереи», на другом берегу реки, нами были найдены развеянные стоянки мезолитического времени, на одной из которых среди подъёмных мезолитических артефактов обнаружен обломок каменной плитки с небольшим охристым пятном, явно происходящей из скального останца с рисунками. Свидетельства присутствия следов иных древних обитателей в окрестностях, близких к писаницам, нам пока выявить не удалось. Ближайшей аналогией этого хронологического слоя нашей «Галереи» (территориально, ситуационно, тематически и фигуративно) является недавно найденное на скалах бухты Indre Sandvik (Porsanger fjord Баренцева моря, провинция Финнмарк, Северная Норвегия) крупное собрание писаниц Ruksesbakti.

Рис. 12. Общий вид на останец скалы Рис. 13. Съёмка внутри (с подсветкой)

с пещерным углублением на левом берегу дальней тёмной части «Пещеры» с видом р. Майка, в котором находится писаница на плоскость с рисунками «Пещера»

Гравированные фигуры «Галереи» тоже имеют геометрические формы. Отмечено наложение гравированных линий поверх окрашенных мест, и они расположены выше рисованных фигур, иначе ориентированы и были сделаны с помощью металлических инструментов. Стилистическое сходство гравировок и рисованных мотивов очевидно, но авторы более поздних изображений, по-видимому, копировали образы, ошибались и, вероятно, не полностью понимали их оригинальное символическое содержание. Присутствие и повторение более ранних рисунков, правда, другими способами было более важным для создателей гравировок, чем ориентация поверхностей, их расположение или пригодность поверхности скалы. Нижняя возрастная граница этих изображений вряд ли может быть древнее I тыс. до н. э.

В 1986 г. во время нашей работы над этими писаницами на левом берегу р. Майка, недалеко от места слияния её с р. Пяйва, в 2 км к северо-западу от «Галереи» (рис. 12), мною было обнаружено небольшое скальное углубление, образовавшееся под горизонтальным скальным козырьком.

При его осмотре были выявлены новые наскальные рисунки в отдалённой, тёмной части пещерки, на плоской вертикальной панели, расположенной в небольшой нише над большой каменной плитой с плоской верхней поверхностью (рис. 13). Это место получило название «Пещера».

Фигуры (их всего три) нарисованы красной охрой, но в технике, совершенно отличной от той, что использовалась в рисунках «Галереи». Эти фигуры явно образуют композицию (рис. 14). Два вертикальных антропоморфных рисунка, очевидно, изображают мужскую и женскую фигуры с круглыми головами, прямым торсом, высокими плечами и невыделенными сомкнутыми ногами. Центральная, нижняя горизонтальная фигура напоминает морское животное или фантастическое чудовище с широко раскрытой пастью, деталью необычной для наскального

Рис. 14. Фотография нарисованной изобразительной композиции «Пещеры»

творчества Фенноскандии, но часто встречающейся в мобильных и монументальных творениях обитателей эпохи бронзы Сибири. Предварительная датировка по стилистике, аналогиям и изобразительному решению - II—I тыс. до н. э.

Петроглифы Канозера

Канозеро (практически озёрное расширение р. Умба) находится в южной части Кольского полуострова, к северу от Кандалакшского залива Белого моря и пос. Умба. Первые несколько выбивок были открыты на острове Каменный сотрудником музея пос. Ревда Юрием Ивановым во время туристического сплава по р. Умба летом 1997 г. На следующий год при инспекционной поездке с целью подтверждении древности части выбивок (здесь были и существуют до сих пор вандальские «автографы» многочисленных водных туристов из многих городов СССР) В.Я. Шумкиным была установлена несомненная ценность этого археологического объекта и дополнительно выявлены сотни новых изображений на трёх островах (Каменный, Еловый и Горелый) и одной прибрежной материковой скале (скала Одинокая). К настоящему времени в результате 22-летней работы на памятнике Кольской археологической экспедицией ИИМК РАН было зафиксировано около 1400 изображений в 18 группах, расстояние между самыми крайними из них составляет 5 км (рис. 15—20)1.

Среди значительного репертуара Канозерских петроглифов (рис. 19—20) самую большую часть фигур составляют лодки, часто с «экипажем» (до

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Петроглифы Канозера. СПб., 2012. 424 с.

Рис. 15. Общий вид на некоторые выделенные природной окраской (сухой лесной мусор) изображения юго-западного участка группы Каменный 7 монументального ансамбля Канозера

Рис. 16. Прорисовка изображений юго-западного участка группы Каменный 7 монументального ансамбля Канозера

12 человек), участвующим в охоте на китообразных с помощью гарпуна. Впрочем, гарпун, судя по изображениям, использовался, наряду с копьём, и при охоте на сухопутных животных, иногда даже с лодки (рис. 17). Есть, и весьма подробное, изображение и самого гарпуна с линём. У многих лодок изображён длинный форштевень, увенчанный лосиной головой. Лишь одна композиция посвящена сухопутной охоте - это зимняя охота

Рис. 17. Композиция «Охота с лодки на медведя» на юго-западном участке группы Каменный 7 монументального ансамбля Канозера

Рис. 18. Композиция «Любовный треугольник» в группе Каменный 2 монументального ансамбля Канозера

Рис. 19. Диаграмма, показывающая распределение типов фигур всего наскального комплекса монументального ансамбля Канозера

Рис. 20. Прорисовка и расположение всех фигур группы Каменный 7, над которой возведён купол

на лыжах с копьём на медведя. Зато она самая яркая и детально проработанная: изображены следы медведя, лыжня охотника, следы его палок, копьё, даже показан ландшафт, в котором происходило преследование зверя, — прямо кинематографическая «раскадровка». Много профильных изображений в силуэтном стиле семейства оленьих, антропоморфов, китообразных, звериных и человеческих следов, абстрактных фигур, нередки чашевидные углубления, немного птиц и рыб. Есть уникальная фигура журавля и не так часто встречающиеся в других петроглифических комплексах изображения бобров. Почти каждая группа имеет некоторые индивидуальные черты, даже находясь в пределах одного острова (Каменный — 7 групп, Еловый — 6, Горелый — 4, скала Одинокая — 1), одновременно сохраняя определённую смысловую и фигуративную целостность ансамбля. По археологическим находкам и на основании аналогий с другими подобными памятниками мы предварительно датируем этот огромный петроглифический ансамбль в пределах ГУ—П тыс. до. н. э. При желании более

подробное рассмотрение методики фиксации, исчерпывающее описание всех фигур, техники выбивки, типологии изображений и композиций можно найти в нашей коллективной монографии 2012 года, изданной одновременно на русском и английском языках1.

Несмотря на несомненные стилистические различия и индивидуальные особенности отдельных памятников Лапландии, объясняемые автохтонным развитием авторов святилищ, в остальном эти комплексы характеризуются фундаментальным сходством, проявляющимся прежде всего на уровне отразившейся в них мифологии, самих изображаемых объектов. Так, большая часть петроглифов Фенноскандии расположена вблизи водоёмов (озёр, рек, моря), общими являются резкое доминирование изображённых в профиль представителей семейства оленей среди других звериных «персонажей», техника исполнения выбивок, их фигуративный ряд. Везде присутствуют лодки2.

Реликвии монументального творчества - это увлекательные, сложные и многогранные объекты исследования. Их использование в качестве источника в историко-культурных разработках, истории искусства, эволюции интеллекта и когнитивной психологии, религии и мифологии предполагает тщательный археологический анализ.

Особенно важной проблемой, связанной с превращением петроглифов в археологические свидетельства и исходный исторический материал, является их точная датировка. Подводя некоторые итоги работы, проделанной в этой области, можно выделить следующие критерии, лежащие в основе предлагаемых методов датирования: а) высота, б) стратиграфия, в) топография, г) типология изображений и композиций, д) палимпсесты, е) стиль и манера исполнения, ж) техника нанесения, з) широкие параллели с другими подобными археологическими памятниками, и) мотивы, пропорции и повторяемость изображения, к) состояние поверхности панелей, л) выбор конкретных пород, текстур и плоскостей, м) идентификация чистых комплексов и ядра исходного состава, н) структурные и формализованные подходы, о) стилистический многомерный анализ. Без сомнения, важная информация может быть получена и в результате обследования всех археологических памятников в зоне объектов наскального творчества. Особый статус наскальных изображений и их отнесение

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Петроглифы Канозера. СПб., 2012. 424 с. Kolpakov E.M., Murashkin A.I. & Shumkin V.Ya. The Rock Carvings of Kanozero // Fennoscandia Archaeologica XXV. 2008. Р. 86-96. Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Лодки в петроглифах Канозера и Северной Евразии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. № 1 (49). С. 76-81; Шумкин В.Я., Колпаков Е.М. Новый центр наскального творчества Северной Европы: антропоморфные композиции Канозера // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова. М., 2009. С. 294-302.

к святилищам, близость к местам инициаций, жертвоприношений и к сакральным памятникам, по-видимому, не вызывают сомнений.

Вместе с тем, как показывает археологическая практика, все петроглифы и писаницы Лапландии располагаются не только в необычных, чем-то выделяющихся местах, часто на островах, но и на некотором удалении от поселений их творцов. Здесь дело даже не в расстоянии, оно может быть не очень значительным. Главное, чтобы между местом обычной жизни и сакральным (священным) центром было некое препятствие. Это может быть вода, болото, перевал и т. д. То же требование заметно в пещерах, где рисунки обычно расположены далеко от входа и часто в самой глубинной, тёмной части. Если рядом или прямо на месте изображений проживали какие-то коллективы, можно уверенно считать, что они не имели отношения к нанесению рисунков и их почитанию. Данная традиция закономерно идёт с палеолита и доживает до наших дней. Ведь мы тоже не строим жилища на тех местах, которые для нас священны, будь то памятник, мемориал, кладбище, нные с какими-либо крупными историческими событиями дерево, камень и т. д., мы огораживаем их, отделяем уважительным пространством. Совершенно иначе ведут себя представители населения, не связанные традицией с местной историей, иногда преднамеренно, чаще по неведению. Весьма показательно в этом отношении отсутствие поселений в непосредственной близости с писаницами Пяйвы и Майки (только на другом берегу реки), петроглифами Канозера (на островах при отсутствии там поселенческих комплексов) и Чальмн-Варрэ (окружённое болотами и нежилое место до прихода коми-ижемцев). Можно напомнить, что непосредственно на месте петроглифов Бесовы Следки в Карелии древние люди поселились только после того, как оно было затоплено, а потом полностью перекрыто слоем песка. И это было уже другое население, не связанное с традицией данного сакрального места.

Наскальные изображения Поноя и рисунки полуострова Рыбачий, вероятно, использовались для каких-то сакральных «церемоний» только ближайшими общинами, в то время как такой величественный ансамбль, как Канозеро, выглядит священным центром обитателей огромной территории1. Каждое местонахождение древнего наскального творчества, независимо от размера, уникально, потому что это лишь малая часть следов мировоззрения и художественного мира наших предков, которые сохранились до наших дней. Историки, археологи, антропологи, социологи, искусствоведы активно исследуют эти

Shumkin V.Y. The rock art, labyrinths, seids and beliefs of Eastern Lapland's ancient population // Myanndash. Rock art in the Ancient Arctic. Rovaniemi, 2000. P. 202-241.

замечательные памятники, пытаясь «проникнуть» в сложнейшую духовную культуру древних людей.

Хронологические рамки Кольского наскального монументального творчества (петроглифы и писаницы) охватывают интервал в 4-5 тыс. лет: с VI тыс. до начала I тыс. до н. э. в абсолютных датах, что соответствует финалу мезолита, неолиту и эпохе раннего металла в принятой в настоящее время археологической периодизации.

Нехватка данных делает необходимыми применение всех существующих методов, средств и критериев и добавление новых. Разумеется, не каждый из них применим к конкретному петроглифическому комплексу. Растущий интерес к изучению петроглифов вселяет уверенность, что в ближайшем будущем возможности в этой области будут существенно расширены за счёт использования компьютерной техники и благодаря достижениям в области естественных наук. В последнее время на этом «поле» достигнуты значительные успехи. Наиболее приближена к нашим задачам объявленная Программа создания базы данных по наскальному творчеству Швеции (Scandinavian Society for Prehistoric Art, Танум)1. В ней предполагается провести все возможные естественно-научные анализы наскальных изображений, использовать новейшие методы фиксации (3D, съёмка в разных диапазонах, анализ с помощью специального программного обеспечения), новые способы датирования, сбор ранее накопленных данных и документации. Всё это будет интегрировано и представлено в открытом доступе. Подобное, но значительно проще для начала делается в норвежской Альте2 и шведском Немфоршене3. Аналогичный проект осуществляется во Франции для огромного петроглифического комплекса Mont Bego. Нельзя сказать, что в России вообще ничего не делается в этой области. Пока мы только незначительно отстаём от скандинавских коллег, а наши мо-нографии4 признаются ими на сегодняшний день образцовыми. Важно отметить, что Кольская археологическая экспедиция ИИМК РАН с 2014 г. совместно с археологами из Норвегии и Финляндии возобновила исследования на всех памятниках наскального творчества Мурманской области с целью их документирования на современном научном уровне и поиска новых изображений.

Swedish Rock Art Research Archive's (SHFA) image database [Электронный ресурс] URL: http://www.shfa.se/?lang=en-GB (дата обращения: 12.07.2021). Kart over Alta cave [Электронный ресурс] URL: http://altarockart.no/map/mapEng.html (дата обращения: 12.07.2021).

Rock carvings at Namforsen [Электронный ресурс] URL: http://rockart.humlab.umu.se (дата обращения: 12.07.2021).

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Петроглифы Канозера. СПб., 2012. 424 с.; Колпаков Е.М., Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Петроглифы Чальмн-Варрэ. СПб., 2018. 160 с.

Рис. 21. Купол (показаны вид внутри (слева) и общий вид со стороны озера над всей группой (более 600 изображений)) группы Каменный 7 монументального ансамбля Канозера

В 2008 г. областной и местной администрациями (пос. Умба Терского района Мурманской обл.) учреждён Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера» с выставочным залом, повествующим о древних изображениях, а егеря (смотрители) организации осуществляют сопровождение туристов на Канозере. Непосредственно музею поручена и охрана островов с петроглифами. В 2015 г. на о. Каменный над самым крупным скоплением изображений (группа Каменный 7) закончено возведение (рис. 21) защитного сооружения (прозрачного купола диаметром 20 м).

Проект осуществлён благодаря участию тогда президента (потом председателя Правительства России) Д.А. Медведева. Установлены видеокамеры. Маршрут оборудован информационными щитами и местами для стоянок, туалетом на острове Каменный, так как основными посетителями являются группы туристов, проходящих водный маршрут по р. Умба (несколько тысяч за сезон). Сотрудники Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН осуществляли постоянную консультативную, научно-техническую поддержку установки этого уникального защитного сооружения. Подобная конструкция является новаторским и единственным сооружением такого типа над объектом культурного наследия (ОКН) во всей Евразийской Арктике. Электронная информация доступна на веб-сайте музея1 и на веб-сайте Кольской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН2. Опубликованы нами и монографические исследования петроглифов Канозера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Петроглифы Канозера [Электронный ресурс] URL: http://kanozero.su (дата обращения: 13.07.2021).

2 КАЭ ИИМК РАН [Электронный ресурс] URL: http://kae.rekvizit.ru (дата обращения: 13.07.2021).

(2012) и Чальмн-Варрэ (2016)1. Готовится монография и по писаницам полуострова Рыбачий («Галерея» на р. Пяйва и «Пещера» на р. Майка).

Однако при уже наметившемся постепенном отставании нашего пе-троглифоведения в насыщенности новыми естественно-научными методами и методиками, по сравнению с практикой скандинавских коллег, в ближайшие годы может образоваться гигантский разрыв в достижениях в этой области археологии отечественных и зарубежных специалистов. Для предотвращения назревающей ситуации необходима специальная многолетняя российская программа по документированию и исследованиям монументального наскального творчества Севера России. Для её выполнения нужно сформировать междисциплинарный коллектив из технических и естественно-научных специалистов под общим руководством археолога и организовать отдельное финансирование такой программы. В перспективе, после достижения положительных результатов на памятниках европейской части России, эта же команда может взяться и за налаживание аналогичных исследований на более многочисленных объектах наскального искусства Сибири и Дальнего Востока под руководством сибирских специалистов, имеющих опыт изучения подобных памятников.

И последний сюжет, на который крайне необходимо обратить внимание: сбережение наскальных полотен. Если вдуматься, то ведь от многообразного монументального наскального творчества прошлых поколений до нас дошли единичные экземпляры. Опустошительные войны, смены населения, природные катаклизмы, нетерпимость и невежество людей сыграли губительную роль. В прошлом наскальные изображения больше страдали от природы и времени. Можно считать чудом, что они уцелели. Особенно подвержены разрушению писаницы. Сохранились они лишь в «благополучных» местах. И вот эти, пощажённые губительным Хроносом осколки творчества наших предков нередко уничтожаются современным человеком. Страдают они от строительных работ, искусственного поднятия уровня воды, на рисунках разводят костры, выбивают свои инициалы. Можно привести десятки примеров актов вандализма. Не приносят должного результата ни усиление наказания, ни принятие постановлений. Думаю, что эти меры не решат проблему. Путь здесь один — повышение культурного уровня населения через популяризацию, объяснение значения памятников, их художественно-культурной ценности, проведение регулярных экскурсий, создание музеев. Дело, конечно, трудное, но вполне осуществимое. Примеры такого подхода уже имеются в Скандинавии и Италии. Организация центров с музеями,

Колпаков Е.М., Шумкин В.Я. Петроглифы Канозера. СПб., 2012. 424 с.; Колпаков Е.М., Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Петроглифы Чальмн-Варрэ. СПб., 2018. 160 с.

туристическими комплексами: Альта (памятник под эгидой ЮНЕСКО) и Немфоршен в Норвегии, Винген в Швеции - пользуется огромной популярностью, снимает многие проблемы, приносит ощутимый доход, позволяющий вкладывать средства в изучение, популяризацию и защиту объектов историко-культурного наследия.

У нас же всё это пока в стадии «решений». Более того, открытые почти 50 лет назад (1973) понойские петроглифы (Чальмн-Варрэ) до сих пор не получили никакой охраны соответствующих государственных органов и находятся под постоянной угрозой варварского уничтожения или расхищения, как это уже однажды случилось с изъятием из комплекса камня № 5 и перевозкой его в Музей истории, культуры и быта кольских саамов в селе Ловозеро Мурманской области (рис. 6), что нарушило природную и историко-культурную целостность этого петроглифического ансамбля.

А вот помощь специалистов, любителей, общественности, администрации в таком деле крайне необходима. Это нужно осуществить как можно скорее. Будущие поколения не простят нам, если мы не сможем сберечь бесценные творения предков, волей судеб пока ещё сохранившиеся на просторах нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.