Научная статья на тему 'Монументально-художественный подход к ревитализации городской среды'

Монументально-художественный подход к ревитализации городской среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
437
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / МОНУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / СТРИТ-АРТ / УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО / АРТ-ОБЪЕКТ / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / REVITALIZATION OF HISTORICAL INDUSTRIAL AREAS / MONUMENTAL AND ARTISTIC APPROACH / REVITALIZATION OF THE URBAN ENVIRONMENT / STREET ART / ART OBJECT / URBAN DESIGN

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Крайнюков А. А., Попова Д. Д., Трибельская Е. Г.

Рассмотрен монументально-художественный подход к преобразованию сложившейся городской среды, в частности исторических промышленных территорий. Приведены зарубежные и отечественные примеры работ монументально-декоративного искусства, направленные на реновацию и эстетическую реабилитацию невыразительной застройки исторических промышленных территорий. Описаны проектные предложения, выполненные авторами данной статьи, реализующие рассматриваемый подход для бывшего производственного здания в Коломне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONUMENTAL-ARTISTIC APPROACH TO THE REVITALIZATION OF THE URBAN ENVIRONMENT

The authors consider a monumental-artistic approach to the transformation of the urban environment, in particular, historical industrial territories. There are foreign and domestic examples of works of monumental and decorative art, aimed at the renovation and aesthetic rehabilitation of the inexpressive building of historical industrial territories. There are described the project proposals made by the authors of this article, implementing the considered approach for the former industrial building in Kolomna.

Текст научной работы на тему «Монументально-художественный подход к ревитализации городской среды»

УДК 75.052 УДК 725.4

МОНУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К РЕВИТАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

А.А. Крайнюков1, Д.Д. Попова2, Е.Г. Трибельская3 1АНО ВО «Институт современного искусства», г. Москва

2ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», г. Москва 3ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва

Аннотация

Рассмотрен монументально-художественный подход к преобразованию сложившейся городской среды, в частности исторических промышленных территорий. Приведены зарубежные и отечественные примеры работ монументально-декоративного искусства, направленные на реновацию и эстетическую реабилитацию невыразительной застройки исторических промышленных территорий. Описаны проектные предложения, выполненные авторами данной статьи, реализующие рассматриваемый подход для бывшего производственного здания в Коломне.

Ключевые слова:

ревитализация исторических промышленных территорий, монументально-художественный подход, ревитализация городской среды, стрит-арт, уличное искусство, арт-объект, дизайн городской среды История статьи:

Дата поступления в редакцию 15.05.19 Дата принятия к печати 18.05.19

Преобразование городской среды с помощью «искусства для улиц» является известным способом качественного изменения проблемных территорий, акцентирования значимости места и его социокультурной реновации.

Подходы к созданию объектов уличного искусства и художественные приемы постоянно расширяются. На симпозиуме «Тезаурус», проведённом в декабре 2017 года Институтом исследования стрит-арта, было отмечено, что уличное искусство, выйдя за рамки замкнутого сообщества, является самостоятельной практикой современного искусства и требует искусствоведческого осмысления [4].

Задачей симпозиума было прояснение терминологии, связанной с уличным искусством. Эксперты сошлись во мнении, что понятие «уличное искусство» содержательно шире «стрит-арта» и включает в себя «различные формы творческой активности в городском и общественном пространстве (граффити, стрит-арт, городские интервенции и пр.)» [4]. Так, например, масштабные изображения на всю высоту фасада, часто именуемые «мурал» (от исп. — «el muro» — стена, стенка), выходят за границы представлений о «чистом» стрит-арте, являясь синтезом стрит-арта и монументальной живописи [5].

Современное уличное искусство зарождалось в 70-х годах XX века в Европе и США как новая форма городского вмешательства через самовыражение субкультур рабочего класса в граффити. Его отличительная особенность — провокация на взаимодействие с общественностью, попытка заявить о своём существовании в городском пространстве, потребность оставить некий знак, одновременно понятный

представителю субкультуры и обычному прохожему. Можно вспомнить пещерные наскальные рисунки и отпечатки, оставленные древним человеком и применить к ним определение «граффити», так как по своей сути, они тоже являются в большей степени посланием внутри социума и самовыражением личности, нежели простым элементом украшения. Однако, появляясь в общественном пространстве, любой рисунок или надпись становятся новыми акцентами, художественными компонентами среды. Например, покрытые граффити и росписью переулки в Мельбурне стали главными культурными достопримечательностями [6, с. 20]. По мнению С. Бёрда, граффити меняет наше восприятие города, прерывая коммерческую систему знаков и заставляя жителей и туристов испытать творческую атмосферу и динамичность городской среды. Однако урбанист Ю. Бланш считает, что уличное искусство, включая граффити, может быть одной из форм визуального шума для прохожих [7, с. 35] и противоречить принципам видеоэкологии.

С начала XXI века уличное искусство превратилось из городской новинки в альтернативную туристическую достопримечательность. Когда уличное искусство используется для представления наследия сообщества, оно привлекает туристов, например, как Галерея Ист-Сайд в Берлине [12, с. 80]. Сегодня общественность стала лучше понимать уличное искусство и осознавать эстетическую роль уличного искусства в улучшении городского пейзажа и его экономическую ценность, подчеркивает Х. Л. Хьюз [11].

Уличное искусство, рассматриваемое как инструмент качественного преобразования среды, становится предметом профессиональной деятельности архитекторов и художников. В настоящее время городские власти в разных странах привлекают профессиональных художников для оформления общественных пространств, включая их работы в план благоустройства. Главное отличие в подходах профессионала монументального искусства и художника-любителя заключается в следующем: любитель стремится «оставить след», его графические работы и буквенные коды — своего рода подпись, заявка о себе, конфликт с окружающей средой, где главное действующее лицо теперь — кричащее о себе изображение (идея — рисунок ради рисунка), в то время как профессионал стремится не к самоутверждению, а предлагает выразительные художественные решения для определённой среды. Художник-монументалист, прошедший школу классического образования, знающий теорию композиции и умеющий применять на практике пластические законы выразительности имеет все инструменты для преобразования пространства в нужном направлении, создавая интересные дизайн-проекты.

Исходя из принципа сохранения общего градостроительного решения и философии культивирования духа места, подход к благоустройству и ревитализации должен быть максимально деликатным. Используя малые средства вмешательства в среду можно добиться серьезных положительных результатов. Обязательным шагом в предпроектной деятельности, конечно, должен быть анализ пространства с точки зрения сложившейся городской среды, особенно исторической, памяти места, социологии и экономики, взаимодействия художественных выразительных средств и приемов с этими аспектами.

Можно назвать следующие подходы к работе со средой: плоскостная художественная роспись, объемная скульптурная форма, архитектурно-дизайнерское проектирование, световой дизайн.

Плоскостное художественное оформление включает в себя графику, живопись, стрит-арт, суперграфику, интерактивное покрытие, плоскостное озеленение, зеркальное остекление.

Приведенные выше художественные средства позволяют, ограничиваясь локальным вмешательством, качественно улучшить городскую среду. Такой подход может быть актуален для ряда городов России, учитывая масштабы несовершенной городской среды.

Одним из наиболее интересных современных подходов, на наш взгляд, являются композиции

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

5 *

и .о

е;

ш ш

а I-

ш

ш

О

ЕЗ СО

о

<

а <

<

4

о

X

0 с

>2

1 I

и ш н

и

и *

0 >

X

1

0

1

л ^

га н I

и

Е >

1 О

группы «Boa Mistura»1. Типологически являясь плоскими абстрактными орнаментальными работами монументально-декоративного искусства, эти решения усиливают идентичность и колорит места, визуально трансформируют невыразительную архитектуру (рис. 1, рис. 2).

Проект «San Cris in Colors» (рис. 1.1) выполнен в квартале Сан-Кристобаль-де-лос-Анхелес (Сан-Крис) района Вильяверде на окраине Мадрида. Задействовано пространство под мостом — контактная территория между депрессивным кварталом и городом. Предложена яркая и красочная геометрия, которая с одной стороны нивелирует тяжесть бетонных конструкций, с другой — выражает культурное разнообразие района.

Площадь Фернана Гонсалеса (1200 м2) с характерной пирамидой, расположенная в одном из старейших районов Сеговии Сан-Миллан, представляла собой серую территорию, вызывавшую противоречия между старшими и младшими жителями. При этом она воспринималась как знаковое пространство окрестностей, требующее художественного переосмысления. Согласно проекту (рис. 1.2) от вершины пирамиды до границ площади расходятся декоративные «кольца» солнца, звёздного неба, реки, садов и черепицы — главного символа рабочего района.

Рис. 1.1 — San Cris in colors. Мадрид, Испания. 2013 [8]. 2 — «La plaza de la Pirámide». Сеговия, Испания [8]

Проект «Nierika» выполнен в г. Гвадалахара (Мексика). Монументально-декоративное решение было предложено для спортивного двора (рис. 2.1), площадью 1000 м2 и фасадов жилых домов, расположенных по его периметру. Район имеет отрицательную репутацию, поэтому привнесение сюда новых цветовых акцентов, имеющих корни в традиционной культуре, даёт начало новой истории, выражая сложную и живую динамику места, усиливая связи внутри сообщества. На фасадах разместились слова «Fui, Soy, Seré», что переводится как «Я Был, Я Есть, Я Буду». Геометрическая и цветовая системы продолжены на асфальте, объединяя вертикальные и горизонтальные плоскости двора.

Идея росписи фасадов для сообщества René Schneider South (г. Антофагаста, Чили) была сформулирована в рамках плана CREO — результата совместной работы местных властей и жителей (рис. 2.2). Цветовые решения выбраны исходя из местных культурно-исторических, производственных традиций (в городе развита добыча полезных ископаемых): 4000 м2 фасадов жилых домов расписаны декоративными текстурами различных пород минералов (интерпретация геологического разреза), имеющих важное значение в этой местности. [S]

'Boa Mistura (исп. — лучшее сочетание) — междисциплинарная команда, творчество которой базируется на искусстве граффити. Выполняет работы по трансформации городской уличной среды по всему миру (в Южной Африке, США, Великобритании, Бразилии, Мексике, Грузии, Чили, Алжире, Норвегии, Кении, Китае, Сербии и Панаме). Была основана в 2001 г. в Мадриде. [http://www.boamistura.eom/#/about-us]

Необходимо отметить, что рассмотренные примеры являются иллюстрациями плодотворного сотрудничества профессионалов, городских властей, различных культурных фондов, ассоциаций и местных жителей.

<

CL >

Н *

ш н

S

X

CL <

Рис. 2. Работа с фасадами. 1 — Nierika. Гвадалахара, Мексика [8].

2 — GEOLOGICAL SKIN. Антофагаста, Чили 2016 [8].

Такие локальные художественные вставки превращаются в полноценные произведения искусства. При наличии деликатного контроля со стороны профессиональных комитетов этот подход может стать политикой ревитализации городской среды и в России.

Из отечественного опыта интересен культурный проект (фестиваль) «Арт-овраг» (г. Выкса, Нижегородская область), направленный на развитие всего города. Инициатором и организатором фестиваля является Объединённая металлургическая компания, соорганизаторами — благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация города Выкса. В июне 2019 года ожидается открытие первого индустриального стрит-арт-парка на территории действующего Выксунского металлургического завода. В 2017 г. на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000» уже была реализована монументальная живопись площадью 10 800 м2 московского художника Миши Most (рис. 3.1). В 2019 появится работа художника Алексея Луки (рис. 3.2) [3, 2]. Чтобы попасть в Парк индустриального стрит-арта нужно записаться на специальную экскурсию на завод [1].

Рис. 3. Роспись фасадов цехов Выксунского металлургического комбината, Нижегородская область. 1 — работа «Эволюция-2» (художник Миша Most) [10]. 2 — эскиз работы Алексея Луки [3]

Ш £ Э

н и ш н

и

£ <

о; <

и .0

с; ш

£ * I 8

. ■ О с

>s

X X

V

to н

и

V *

о >

X о

X ■D

т н X

V

Z >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о Z

ш

<1 со О С

о с

ci ei

со

О *

2 х

)S <

о.

<

<

1

2

1

2

В качестве примера монументально-художественного подхода к преобразованию исторической индустриальной среды предлагается рассмотреть проектные решения росписи внутренних дворов одного из промышленных объектов Х1Х-ХХ вв. в Коломне2.

В настоящее время на территории Коломенского завода тяжелого станкостроения в бывшем производственном здании действует структурное подразделение колледжа «Коломна». Будучи образовательным центром для студентов и являясь символом промышленной истории, в настоящее время объект остаётся ветхим зданием на границе с «серой» промзоной. Для того чтобы актуализировать образ здания и увеличить социальную значимость его территории необходимо создать пространства для учащейся молодёжи и одновременно для туристов, которым интересна история предприятия, выпускавшего крупнейшие в нашей стране станки. Колледж имеет 3 дворика, замкнутых с 3-х сторон и открытых на проезд, на который выходят фасады трёх его корпусов.

Рис. 4. Ситуационный план. Рис. 5. План колледжа и трёх дворов.

Двор 1 Двор 2 Двор 3

Рис. 6. Три двора колледжа

Авторами предложено 4 варианта монументально-художественного решения трёх дворов колледжа.

1. «Движение настроения». Для каждого двора определена пара основных цветов, задающих его тему: «Музыка», «Рекреация», «Спорт». Можно использовать различные функциональные сценарии мероприятий для каждого двора. В учебное время пространства служат яркими зонами для отдыха и общения студентов.

2Данный проект выполнен авторами данной статьи в рамках Межрегионального творческого конкурса «Я рисую Подмосковье» в 2019 году и занял 1-е место в номинации «Монументально-декоративное искусство: стрит-арт/арт-объекты» в категории «Профессионалы» (сайт конкурса ЬИр://ярисуюподмосковье.рф) ЬИр://хп--b1adejllmcbejnfw8lwam.xn--p1ai/konkurs

Рис. 7. Вариант «Движение настроения». 1 — Схема дворов и принятое цветовое решение 2 — Схематическая развертка со стороны проезда.

2. «Динамика провинции» включает в себя предметную составляющую — элементы-силуэты деревьев и провинциальной российской архитектуры. Эти элементы после стилизации и художественного отбора сочетаются в композиции и выполняют с одной стороны — функцию современных декоративных художественных элементов, с другой стороны — тематически связывают пространство двора с городской средой, подчеркивая дух места.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

§

Рис. 8. Вариант «Динамика провинции». Схематическая развертка

3. «Деконструктивистский лучизм». Вдохновением для создания данного решения послужили народные лоскутные одеяла. Смелые диагональные линии придают двору новую архитектурную выразительность, добавляют позитивной энергии и визуально «продлевают» пространство. Такое решение позволяет уйти от привычного восприятия дворового пространства. Оригинальность и сложность проекту придает полупрозрачность слоёв, создавая своеобразную живописность и вариативность.

и .0

с;

Ш £ *

I 8

4 с Ш

Л I I

и ш н

и и

£

0 >

X

1

0

1

2 £ га н I

и >

* I < 2

<

ш

О

ЕЗ

со

О *

< а

Рис. 9. Вариант «Деконструктивистский лучизм». Схематическая развертка.

4. «Структура» решена на основе геометрической схемы внутреннего фасада. Таким образом, подчёркивается существующая архитектурная выразительность каждого двора. Происходит некая визуальная трансформация и игра модулей, что позволяет по-новому воспринимать привычные прямоугольные площади.

Рис. 10. Вариант «Структура». Схематическая развертка.

В решении всех четырёх вариантов предполагается возможность исполнения некоторых элементов флуоресцентными материалами, что в ночное время существенно преображает образы знакомых горожанам дворов и пробуждает к ним дополнительный интерес. Это повышает внимание к объекту ввиду его оригинальности, а также вносит положительные изменения в городскую среду.

Таким образом, предложенные проектные решения реализуют монументально-художественный подход к ревитализации городской среды (также как и рассмотренные примеры творческой группы Boa Mistura и росписи фасадов цехов Выксунского металлургического завода). Локальные изменения городской среды могут стать отправной точкой комплексных преобразований. Художественные росписи выходят за границы представлений о стрит-арте и представляют собой полноценные произведения искусства. Такой профессиональный подход видится перспективным направлением решения актуальных вопросов работы с депрессивной городской средой, её визуальным обогащением, содержательным наполнением, привлечением более серьёзных мероприятий по реконструкции и реновации исторической застройки.

ЛИТЕРАТУРА:

1. В Выксе откроется первый в России Индустриальный парк стрит-арта [Электронный ресурс]. URL: http://wyksa. ru/2019/04/12/v-vykse-otkroetsya-pervyi-v-rossii-industrialnyi-park-strit-arta.html (дата обращения: 15.05.2019).

2. «Выкса 10 000»: самая большая монументальная живопись в мире авторства Миши Моста [Электронный ресурс]. URL: https://artmossphere.ru/projects/61-vyksa-10-000-samaya-bolshaya-monumentalnaya-zhivopis-v-mire-avtorstva-mishi-mosta (дата обращения: 15.05.2019).

3. Короткова Ю. Фестиваль «Арт-овраг» откроет в Выксе индустриальный стрит-арт-парк [Электронный ресурс]. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6950/ (дата обращения: 15.05.2019).

4. Мурал или пропал: словарь стрит-арта [Материал подготовлен Институтом исследования и развития стрит-арта] / [Электронный ресурс]. URL: http://artguide.com/posts/1402 (дата обращения: 15.015.2019).

5. Шрамова М. Монументальное уличное искусство. Мурал [Электронный ресурс]. URL: http://excoda.ru/mural (дата обращения: 15.05.2019).

6. Bird S. Aesthetics, authority and the outlaw of the street // Public Space: The Journal of Law & Social Justice. Sydney: Publisher: University of Technology, 2009. 3 (2009). p. 1-24.

7. Blanche U. Street Art and related terms — discussion and attempt of definition // Street & Urban Creativity. Scientific Journal. Independently published, 2015. Vol.1 №1. p. 32-39.

8. Boa Mistura [Электронный ресурс : официальный сайт]. URL: http://www.boamistura.com/#/home (дата обращения: 15.05.2019).

9. Brooke M.A. Mauerkunst, Lebenskunst: An Anlysis of the Art on the Berlin Wall [Электронный ресурс]. — 2007.

— URL: http://scholarship.claremont.edu/scripps_theses/4 (дата обращения: 15.05.2019). Ш

10. EVOLUTION 2 world largest wall mural of one artist [Электронный ресурс]. URL: http://www.mishamost.com/ ¡¡^ exhibitions-1/2017/11/8/evolution-2-world-largest-wall-mural-of-one-artist (дата обращения: 15.05.2019). ^

11. Hughes H.L. Arts, entertainment and tourism. New York: Routledge, 2011. p. 258. ^

12. Libo, Jing (Bill) Xu, Zhen Sun, Ye Xu. Street art as alternative attractions: A case of the East Side Gallery // Tourism Management Perspectives, Vol. 29, 2019, p. 76-85. ^

и <

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

А.А. Крайнюков, Д.Д. Попова, Е.Г. Трибельская. Монументально-художественный подход к ревитализации городской среды. — Системные технологии. — 2019. — № 31. — С. 112—119.

THE MONUMENTAL-ARTISTIC APPROACH TO THE REVITALIZATION OF THE URBAN ENVIRONMENT

A.A. Kraynyukov1, D.D. Popova2, E.G. Tribelskaya3

'Institute of Contemporary Art, Moscow

2Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow

3 Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow

Abstract:

The authors consider a monumental-artistic approach to the transformation of the urban environment, in particular, historical industrial territories. There are foreign and domestic examples of works of monumental and decorative art, aimed at the renovation and aesthetic rehabilitation of the inexpressive building of historical industrial territories. There are described the project proposals made by the authors of this article, implementing the considered approach for the former industrial building in Kolomna.

Key words:

revitalization of historical industrial areas, monumental and artistic approach, revitalization of the urban environment, street art, art object, urban design Date of receipt in edition: 15.05.19 Date of acceptance for printing: 18.05.19

§

U .0

Ш .

S -i

¡ s

H et

4 с

ш >s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

I I

<u m

H

и и

£

0 >

X

1

0

1

2 £ ГО H I

и

Z >

* i < S

<

cû О

ci

О *

< IL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.