Научная статья на тему 'Монумент «Маска скорби» в Магадане. К истории создания'

Монумент «Маска скорби» в Магадане. К истории создания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
742
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ / РЕПРЕССИИ / «МАСКА СКОРБИ» В МАГАДАНЕ / ERNST NEIZVESTNY / REPRESSION / «THE MASK OF SORROW» IN MAGADAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стельмах К. И.

В статье говорится об истории создания одного из самых известных монументов Эрнста Неизвестного, посвященного памяти жертв сталинских репрессий, проект которого был впервые представлен 30 лет назад. Участник Великой Отечественной войны, Э. Неизвестный на протяжении всей жизни обращался к теме наивысших проявлений человеческого духа, трагических испытаний, которую продолжил и в «Маске скорби». В статье раскрывается авторский замысел и этапы его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монумент «Маска скорби» в Магадане. К истории создания»



УДК 725.945 К. И. Стельмах

Магаданский областной краеведческий музей Магадан, Россия

МОНУМЕНТ

«МАСКА СКОРБИ» В МАГАДАНЕ.

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

В статье говорится об истории создания одного из самых известных монументов Эрнста Неизвестного, посвященного памяти жертв сталинских репрессий, проект которого был впервые представлен 30 лет назад. Участник Великой Отечественной войны, Э. Неизвестный на протяжении всей жизни обращался к теме наивысших проявлений человеческого духа, трагических испытаний, которую продолжил и в «Маске скорби». В статье раскрывается авторский замысел и этапы его реализации.

Ключевые слова: Эрнст Неизвестный; репрессии; «Маска скорби» в Магадане.

Открытие монумента «Маска скорби». Магадан,

сопка Крутая. 1996.

Магаданский областной краеведческий музей

В истории политических репрессий в СССР Магаданская область занимает особое место. Открытие в регионе крупнейших месторождений золота, олова и других полезных ископаемых привело к освоению региона в основном силами заключённых Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей (СВИТЛ) государственного треста «Дальстрой», созданного в 1931 г. Среди них были и необоснованно репрессированные, многие из которых трагически погибли, не выдержав жестоких испытаний.

В конце 1980-х годов в Магаданский областной краеведческий музей стали поступать материалы о геологах, горняках, строителях, деятелях науки и культуры, чьи судьбы явились свидетельством самого трагического периода в истории Колымы. Многие из них были реабилитированы после ХХ съезда КПСС посмертно.

В 1992 г. в Магаданском областном краеведческом музее открылась стационарная выставка «Колыма. Севвостлаг. 1932-1956», где представлены не только фотографии, документальные материалы, но и вещи, собранные сотрудниками музея в разных районах Колымы и Чукотки: орудия труда, одежда, предметы лагерного быта.

В экспозиции находится также макет памятника-мемориала жертвам политических репрессий, работа знаменитого скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного. Впервые он представил эскизы памятника в июле 1990 года во время визита в Магадан. В своём обращении на пресс-конференции 23 июля 1990 г. он сказал, что работал над этой идеей с начала 1950-х гг.

По замыслу автора, Магадан был выбран для создания в нём одной из частей монументального триптиха, предполагаемого для возведения также в Воркуте и

Екатеринбурге. Э. Неизвестный считал, что именно «они дают возможность создать новый тип монумента, который будет одновременно находиться в каждом отдельном городе как самостоятельный объект, имеющий свой облик, и вместе с тем духовно и идейно будет связан с этим треугольником страданий...» [2].

Площадка для сооружения памятника была определена в 4 км от центра города, на вершине сопки Крутой. Здесь, у её подножия, находился пересыльный пункт (здание сохранилось до настоящего времени) для дальнейшего этапирования заключённых в разные лагеря Колымы. Это место, хорошо обозреваемое при въезде в город, предложил выбрать К.Т. Козаев, магаданский архитектор, директор строительства мемориала.

В конце 1991 г. были спланированы строительные площадки. На художественном комбинате Екатеринбурга Э. Неизвестный вылепил в натуральную величину из глины фрагменты памятника. Отлитые гипсовые формы (300 штук) доставили в Магадан, где после соединения отдельных частей была выполнена отливка в бетоне. В Московской области на Мытищенском заводе художественного литья изготовили бронзовые крест и скульптуру девушки. Остальные недостающие фрагменты производили непосредственно в городе на предприятии «Ма-гаданнеруд» [3].

Строительство велось на средства правительства РФ, самого скульптора, пожертвования российских граждан Новосибирска, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Тамбова, Магадана и города-побратима Магадана - Анкориджа [1]. В своём стремлении непременно осуществить создание монумента Эрнст Иосифович передал на его возведение весь свой гонорар. Основные работы по установке монумента выполнил Магаданский завод крупнопанельного домостроения. Торжественное открытие «Маски скорби» состоялось 12 июня 1996 года.

Памятник, выполненный из монолитного железобетона, расположен на высоте 200 метров над уровнем моря, его высота - 18,5 ме-

тров, площадь постамента - 56 квадратных Рис. 1.

метров. Он возвышается среди груды огром- Э. Неизвестный.

ных каменных валунов. Отсюда открыва- Модель памятника

«Маска скорби».

ется панорама города и его окрестностей с 1990 Гипс умага видами на бухты Гертнера и Нагаева. К мо- дерево нументу ведёт длинная лестница. Вдоль неё Магаданский областной

на склоне сопки по восходящей линии лежат краеведческий музей

валуны с высеченными символами основных религий мира: христианства, иудаизма, ислама, буддизма, на одном из камней знаки советской эпохи - звезда, серп и молот.

На верхней видовой площадке перед «Маской» расположены 11 бетонных блоков с отлитыми названиями самых известных колымских лагерей: Бутугычаг, Кинжал, Днепровский, Северный, Каньон, Хениканджа, Мальдяк, Серпантинка, Маглаг, Джелгала, Эльген.

Созданная вокруг памятника ландшафтная среда, предложенная Э. Неизвестному архитектором К. Козаевым, составляет с ним

Э. Неизвестный, архитектор К. Козаев. Эскиз памятника «Мемориал жертвам сталинских репрессий». 1990.

Магаданский областной краеведческий музей

единое целое и полностью соответствует основной идее творческого замысла автора.

Тема трагического прошлого Колымы раскрывается через символическую интерпретацию образов безвинно пострадавших людей. Монументальная скульптура представляет стилизованное человеческое лицо, «лик скорби», разделённый распятием, проходящим по основным его чертам, на четыре части. На нём застыла каменная слеза, пролитая из левого глаза в виде многократно повторяемых женских, мужских и детских лиц-масок. В лобной части слева - «блок памяти», представляющий собой слитые воедино человеческие лица, переходящие в область левого виска.

Эти образы показывают глобальность трагедии и символизируют скорбную память о миллионах невинно пострадавших людей. Правый глаз предстаёт в виде окна с решёткой и импровизированным колоколом, который должен звучать от постоянно дующего ветра, ниже на выступе - рельефный номер заключённого «937».

«Преступление и страдание выходят за социальные и исторические рамки и рассматриваются мною как некая метафизиче-

ская катастрофа... Это памятник страданию души. Вот почему должны быть маски - красивые, спокойные, умиротворённые. Идея общая - страдающий человек, маска - метафора» [2].

Узкая лестница в правой части лица, по которой могут подниматься по одному человеку, ведёт внутрь скульптуры, где находится небольшое помещение - реконструкция камеры-одиночки барака усиленного режима (БУР). Здесь представлены вещи лагерного быта: нары, ватник, шапка, алюминиевые миска и ложка, кружка и фонарь. В другом маленьком помещении находятся предметы, привезённые сотрудниками областного краеведческого музея с мест бывших лагерей Днепровский и Бутугычаг.

Проход через камеру, ведущий к выходу на спусковую лестницу с обратной стороны монумента, на мгновение вселяет в каждого проходящего ощущение трагической участи заключённого. На другой стороне мемориала страдающий человек на кресте (неканоническое распятие) воздевает к небу руки, сжатые в кулаки. Под крестом скульптура плачущей девушки, закрывающей лицо ру-

ками, символизирует скорбь о незаконно репрессированных и погибших согражданах.

Размышляя о художественном методе реализации своей творческой идеи, Э. Неизвестный подчёркивал: «Стремление к синтезу для меня характерно. Магаданская маска - это и архитектура, и скульптура. Одновременно они действуют на принципе взаимного проникновения. А сам метод мне трудно определить. Поскольку это выразительно, значит, здесь присутствует экспрессионизм. Но тут есть и элементы конструктивизма, потому что есть тектоника... Я монументалист, и моя задача - говорить об очень сложном, но, не снижая интеллектуального пафоса, делать это доступными средствами, превращая сложные идеи в понятные символы» [5].

«Маска скорби», первая часть из задуманного скульптором триптиха, является наиболее значимым произведением монументального искусства регионального значения. Ежегодно 30 октября здесь собираются жители и гости города, чтобы почтить память

погибших и пострадавших в годы политических репрессий. По архивным данным, с 1932 по 1956 годы через лагеря Дальстроя прошло около 900 тыс. осуждённых, погибли более 120 тыс. человек.

В ночное время при свете прожектора с обратной стороны монумента освещается крест, словно внутри его теплится светлый луч надежды. За придуманными художником лицами-масками - судьбы конкретных людей, возвращение их имён истории и глобальная человеческая трагедия, осмысление которой всё ещё продолжается.

Во время встречи с представителями магаданской прессы скульптор Э. Неизвестный сказал: «У меня есть основной замысел, дело всей моей жизни, и вся моя работа направлена, так или иначе, на воплощение этого замысла. "Древо жизни'' - это такая конструкция из семи витков ленты Мебиуса. Лента Мебиуса - поверхность без начала и конца, такой вполне реально существующий геометрический нонсенс. Любую свою работу я практически осуществляю и делаю как часть

Проектировщик «Жилкоммунпро-ект». Развёрнутый чертёж «Мемориала жертвам сталинских репрессий» в г. Магадане. Лист 1 - фасад по «А», лист 2 - фасад по «Б». М 1:50. 1992.

Магаданский областной краеведческий музей

этого замысла. Религиозное, философское, творческое, чисто житейское мироощущения - все они у меня в русле этого глобального замысла, это должно быть чем-то вроде "Божественной комедии'' Данте, но, с другой стороны, иллюстрации к Данте - только часть моего "Древа жизни''. Это очень сложно объяснить. Монумент в Магадане - тоже часть моего замысла» [4].

К этому замыслу Э. Неизвестный шел от первых работ «Война это» и «Концлагерь». Участник Великой Отечественной войны, он писал: «Я воспринимал войну не как парад победы, а как трагическое, противоречивое и противоестественное человеку явление. Так возникла эта серия. Часть человека, превращаясь в машину, в железо, которое олицетворяло войну, которое входило в плоть, как боль. Потом эта тема переросла в тему "Роботы и полуроботы'', где человек уже сознательно боролся с мертвым металлом, потом это переросло в "Гигантомахию'', затем в "Древо жизни''» [6, с. 26].

В настоящее время разрабатывается проект создания историко-культурного памятника «Штрафной изолятор зоны усиленного режима Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей (СВИТЛ) Главного управления строительства Дальнего Севера (ГУСДС) «Дальстрой» НКВД СССР» в здании бывшей пересыльной тюрьмы Магадана. Здесь предполагается создание музейной экспозиции, где будут представлены предметы, собранные с территории лагерей Севвостлага, документы и вещи людей, необоснованно репрессированных в годы сталинского режима.

Вместе с «Маской скорби» Эрнста Неизвестного этот памятник истории будет составлять единый мемориальный комплекс, связанный с периодом освоения Магаданской области и политическими репрессиями 1932-1956 гг.

Литература

1. Алексеева, Н.Р. Крутой маршрут «Маски скорби» // Вести города. - Магадан, 2011. - № 23. -Июнь.

- С. 3.

2. Козлов, А.Г. Монумент жертвам сталинских репрессий // Памятники и памятные места истории и культуры Северо-Востока России. - Магадан, 1995.

- С. 245-246.

3. Козаев, К.Т. «Монументальное» решение»: Эрнст Неизвестный сделал ставку на Магадан [беседу вела Е. Шарова] // Территория. - Магадан, 1993. - 23 окт.

- С. 2-3.

4. Мазуренко, А. Эрнст Неизвестный: «Я бы пошёл с шапкой по кругу..» // Вечерний Магадан. - Магадан, 1993. - 25 июня (№ 25). - С. 7.

5. Неизвестный, Э.И. Магаданский след [беседу вёл М. Ильвес] // Восточный форпост : магаданский иллюстрированный журнал. - Магадан, 2001.

- № 7 (10). Август. - С. 15.

6. Неизвестный, Э. И. Говорит Неизвестный / По-ликанов, С. М. Разрыв. Записки атомного физика.

- Пермь : Пермские новости, 1991. - 341 с.

Об авторе

Стельмах Клавдия Ивановна - заведующая экспо-зиционно-исследовательским отделом Магаданского областного краеведческого музея

E-mail: stelmakh.ki@magadanmuseum.ru

MONUMENT «THE MASK OF SORROW» IN MAGADAN.

HISTORY OF CREATION

Stelmakh Klavdia Ivanovna

The head of the exhibition and research Department of the Magadan Regional Museum of Local Lore

Abstractive paper is devoted to the history of the creation of one of the most famous monuments of Ernst Neizvestny, dedicated to the memory of victims of Stalinist repressions, the project of which was first presented thirty years ago. Participant of the Great Patriotic war E. Neizvestny throughout his life addressed the theme of the highest manifestations and the tragic trials of the human spirit. «Ve Mask of Sorrow» was the continuation of this theme. Ve article reveals the author's idea and stages of its implementation.

Keywords: Ernst Neizvestny; repression; «Ve Mask of Sorrow» in Magadan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.