Научная статья на тему 'Монтажные провода для высокоимпульсных двигателей. Выбор и их сравнительные испытания'

Монтажные провода для высокоимпульсных двигателей. Выбор и их сравнительные испытания Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
146
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНТАЖНЫЕ ПРОВОДА / ВЫСОКОИМПУЛЬСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / ИСПЫТАНИЯ / TESTS / HOOK-UP WIRES / HIGH-PULSE THRUSTERS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лесневский В. А.

Проведён поиск монтажных проводов среди отечественных и зарубежных изготовителей. Проведены их сравнительные испытания и сделан выбор монтажного провода для высокоимпульсных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лесневский В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSEMBLY WIRES FOR HIGH-PULSE THRUSTERS. THEIR CHOICE AND COMPARATIVE TESTS

Search of hook-up wires among domestic and foreign manufacturers is carried out. Their comparative tests are performed and the hook-up wire for high-pulse thrusters is chosen.

Текст научной работы на тему «Монтажные провода для высокоимпульсных двигателей. Выбор и их сравнительные испытания»

Решетнеескцие чтения. 2015

Для выхода из указанной выше ситуации была разработана частная программа, которая подробно описана в полной версии статьи, по поверке состояния и восстановлению характеристик НВАБ, включающая в себя циклы разряда и заряда с заданной длительностью (рис. 2). Данная программа была успешно реализована на действующем спутнике и принята как рекомендация для восстановления характеристик НВАБ в дальнейшем.

Библиографические ссылки

1. Варыпаев В. Н., Дасоян М. А., Никольский В. А. Химические источники тока. М. : Высшая школа, 1990. 240 с.

2. Гобчанский О. Проблемы создания бортовых вычислительных комплексов малых космических аппаратов // СТА. 2001. № 4. С. 28-34.

References

1. Varypaev V. N., Dasoyan M. A., Nicholas V. A. Chemical current sources. M. : Higher School, 1990. 240 p.

2. Gobchansky O. Problems of creating onboard computing systems of small satellites // STA. 2001, № 4 28-34 p.

© Лефтер В.. Кудабаев Б., Свогузов Ш., Тельгарин К., Анаров М., 2015

УДК 629.7.036.74

МОНТАЖНЫЕ ПРОВОДА ДЛЯ ВЫСОКОИМПУЛЬСНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ВЫБОР И ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

В. А. Лесневский

Опытное конструкторское бюро «Факел» Российская Федерация, 236001, Калининград, Московский проспект, 181 E-mail: [email protected]

Проведён поиск монтажных проводов среди отечественных и зарубежных изготовителей. Проведены их сравнительные испытания и сделан выбор монтажного провода для высокоимпульсных двигателей.

Ключевые слова: монтажные провода, высокоимпульсный двигатель, испытания.

ASSEMBLY WIRES FOR HIGH-PULSE THRUSTERS. THEIR CHOICE AND COMPARATIVE TESTS

V. A. Lesnevskiy

Experimental design bureau «Fakel» 181, Moskovsky prosp., Kaliningrad, 236001, Russian Federation E-mail: [email protected]

Search of hook-up wires among domestic and foreign manufacturers is carried out. Their comparative tests are performed and the hook-up wire for high-pulse thrusters is chosen.

Keywords: hook-up wires, high-pulse thrusters, tests.

В ОКБ «Факел» с конца ХХ века и по настоящее время ведутся разработки перспективных двигателей с рабочим напряжением разряда до 1 000 В, в результате которых было установлено, что максимальная рабочая температура монтажных проводов может достигать 350 °С.

Использование монтажного провода марки МС 26-15 ТУ 16.К76-160-2000 с рабочим напряжением 400 В и максимальной температурой 220 °С в течение 5 000 ч в перспективных двигателях не представляется возможным.

Таким образом, разработка данных двигателей началась при отсутствии монтажных проводов с необходимыми характеристиками.

В рамках работ по поиску готового монтажного провода с требуемыми характеристиками были отправлены запросы российским изготовителям, а также

изготовителям проводов в страны СНГ, не давшие положительных результатов. Однако завод «Чуваш-кабель» проявил инициативу и заинтересованность в разработке необходимого провода. В результате с 2013 по август 2015 года проведена работа по разработке монтажного провода с рабочим напряжением до 1,4 кВ и максимальной рабочей температурой 350 °С. Необходимо отметить, что изоляция данного провода выполняется из полиимидных материалов, так как изоляция с применением стекловолокнистых тканей, асбеста приводит к ухудшению массогабаритных характеристик.

Поиск монтажных проводов за рубежом позволил выявить некоторые образцы, имеющие характеристики, близкие к требуемым: CN4K производства фирмы Omerin, А16423А производства фирмы Axon, АМ806 (Fil FHH1819 NPC) производится фирмы Axon.

Ракетно-космические двигатели, энергетические установки летательными космических аппаратов

Матрица испытаний

№ п/п Виды испытаний МП 47199 CN4K А16423А АМ8 06

1 Определение радиационной стойкости монтажных проводов + + + -

2 Определение стойкости монтажных проводов к воздействию изменения температуры среды, в том числе после радиационного воздействия + + + +

3 Испытания в камере тепла при атмосферном давлении + + + +

4 Испытания на воздействие низкоэнергетичной плазмы стационарного плазменного двигателя + + - -

5 Сравнительные испытания проводов на безотказность (кратковременно) при температуры 350 °С + + - +

6 Определение запасов по рабочему напряжению кабелей на основе соединителей РП 10-22 с монтажными проводами при рабочей температуре до 120 °С - + + -

В докладе представлены результаты испытаний проводов, проведенных в ОКБ «Факел» с 2007 по 2015 гг. Объем и виды испытаний монтажных проводов, изложены в матрице испытаний (см. таблицу).

Результаты испытаний показали, что из четырёх видов монтажных проводов наилучшими характеристиками обладают провода МП 47-199 и АМ806.

Провод МП 47-199 прошёл все виды испытаний, предусмотренные российским стандартом ОСТ 16 0.800.365-76 и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к монтажным проводам в составе высокоимпульсных двигателей.

© Лесневский В. А., 2015

УДК 629.7.054.03

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПЛАЗМЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

М. В. Михайлов1, А. А. Мошняков2*

Акционерное общество «Научно-производственный центр «Полюс» Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Кирова, 56в Национальный исследовательский Томский политехнический университет Российская Федерация, 634050, г. Томск, просп. Ленина, 30. E-mail: [email protected]

Электропитание плазменных двигателей осуществляется с помощью системы преобразования и управления. Несмотря на однотипность двигателей, структуры систем отечественных и зарубежных производителей значительно отличаются, что существенно усложняет идентификацию удельных характеристик.

Ключевые слова: электрореактивный двигатель, система преобразования и управления.

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN POWER SUPPLY

FOR PLASMA THRUSTERS

M. V. Mikhaylov1, A. A. Moshnyakov2*

1Stock Company «Scientific & Industrial Centre «Polyus» 56 «v», Kirova Av., Tomsk, 634050, Russian Federation

2Polytechnic University of Tomsk 30, Lenin Av., Tomsk, 634050, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Power processing unit provides power supply for electric propulsion thrusters. Many different thrusters have similar electrical parameters, but design of Russian and foreign power processing units have significant difference, it is difficult to identify specific characteristics.

Keywords: electric propulsion, power processing unit.

Электропитание и управление электрореактивными плазменными двигателями осуществляется с помощью системы преобразования и управления (СПУ), которая обычно включает в себя шесть преобразователей: источник питания анода и катода, стабилизатор тока нагревателя катода, генератор поджигающих

импульсов, источник питания магнитных катушек, источник питания клапанов двигателя и блока газораспределения, формирователь тока термодросселя.

Поскольку нагрузкой СПУ является двигательная установка с определенным количеством электрореактивных плазменных двигателей и однотипным набо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.