Научная статья на тему 'МОНОПОЛИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ БИЗНЕСА'

МОНОПОЛИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / МОНОПОЛИЯ В РОССИИ / БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА / MONOPOLY / MONOPOLY IN RUSSIA / BUSINESS / COMPETITION / FEDERAL ANTIMONOPOLY SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иваненко И.А., Джафарова С.Э.

В данном аспекте рассматривается вопрос монополии, как форма организации бизнеса в современном мире, бизнес, как правило, является в крупном масштабе. Актуальность тематики связана с тем, что в современной России, монополия доминирует на рынке разных структур и сфер (от производства чего-либо до розничных продаж и оказания услуг). Всё это несмотря на то, что ФАС пытается ограничивать рост монополии в различных сферах и защищать конкуренцию в тандеме с малым предпринимательством. Цель данной статьи заключается в обсуждении вопроса, необходима ли монополия в современных экономических условиях и полезны ли она обществу как бизнес-структура. В рамках данной статьи мы выделим следующее решение задач, таких как: определение сущности монополии как одну из частей рыночной структуры, характеристика её (монополии) роли и влияния в современной экономике на Российском сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOPOLY AS A MODERN PECULIARITY OF THE ORGANIZATIONAL FORM OF BUSINESS

In this aspect, the question of monopoly is considered, as a form of business organization in the modern world, business, as a rule, is on a large scale. The relevance of the topic is related to the fact that in modern Russia, monopoly dominates the market of various structures and areas (from the production of something to retail sales and the provision of services). All this despite the fact that the FAS is trying to limit the growth of monopolies in various fields and to protect competition in tandem with small business. The purpose of this article is to discuss the question of whether a monopoly is necessary in modern economic conditions and whether it is useful to society as a business structure. Within this article we will highlight the following solution of tasks, such as: determining the essence of a monopoly as one of the parts of the market structure, characterizing its (monopoly) role and influence in the modern economy in the Russian segment.

Текст научной работы на тему «МОНОПОЛИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ БИЗНЕСА»

УДК 339.13

Иваненко И.А., доктор педагогических наук, доцент

профессор, доцент кафедры «Экономической теории и анализа» Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

Россия, г. Стерлитамак Джафарова С.Э. студент

4 курс, факультет «Экономика» Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета

Россия, г. Стерлитамак МОНОПОЛИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ БИЗНЕСА Аннотация: В данном аспекте рассматривается вопрос монополии, как форма организации бизнеса в современном мире, бизнес, как правило, является в крупном масштабе. Актуальность тематики связана с тем, что в современной России, монополия доминирует на рынке разных структур и сфер (от производства чего-либо до розничных продаж и оказания услуг). Всё это несмотря на то, что ФАС пытается ограничивать рост монополии в различных сферах и защищать конкуренцию в тандеме с малым предпринимательством. Цель данной статьи заключается в обсуждении вопроса, необходима ли монополия в современных экономических условиях и полезны ли она обществу как бизнес-структура. В рамках данной статьи мы выделим следующее решение задач, таких как: определение сущности монополии как одну из частей рыночной структуры, характеристика её (монополии) роли и влияния в современной экономике на Российском сегменте.

Ключевые слова: монополия, монополия в России, бизнес, конкуренция, Федеральная антимонопольная служба.

Ivanenko I.A., Professor,Doctor of Pedagogical Sciences,

Associate Professor Associate Professor of the Department of Economic Theory and Analysis

Sterlitamak branch of the Bashkir State University Russia, Sterlitamak Jafarova S.E. student

4 course, faculty "Economics" Sterlitamak branch of the Bashkir State University Russia, Sterlitamak

MONOPOLY AS A MODERN PECULIARITY OF THE ORGANIZATIONAL FORM OF BUSINESS

Annotation: In this aspect, the question of monopoly is considered, as a form of business organization in the modern world, business, as a rule, is on a large scale. The relevance of the topic is related to the fact that in modern Russia, monopoly dominates the market of various structures and areas (from the production of something to retail sales and the provision of services). All this despite the fact that the FAS is trying to limit the growth of monopolies in various fields and to protect competition in tandem with small business. The purpose of this article is to discuss the question of whether a monopoly is necessary in modern economic conditions and whether it is useful to society as a business structure. Within this article we will highlight the following solution of tasks, such as: determining the essence of a monopoly as one of the parts of the market structure, characterizing its (monopoly) role and influence in the modern economy in the Russian segment. Keywords: monopoly, monopoly in Russia, business, competition, the Federal Antimonopoly Service.

Задачей данной работы выделяется исследование и субъективное оценивание мер, направленных на установление ограничений монополистической деятельности в экономической сфере Российской Федерации, а также формирование объективных предложений по улучшению мер антимонопольного урегулирования в экономической сфере Российской Федерации.

В современном рыночном сегменте экономики РФ основополагающим понятием можно обозначить конкуренцию. Конкуренция - это есть соперничество между разными субъектами рыночной сферы, участниками рыночной экономической системы за обеспечение наиболее качественных и выгодных условий сбыта товаров и услуг, а также удовлетворения различных потребностей потребителей. Конкуренция побуждает потребителей и производителей постоянно быть в поиске новых путей и оптимизированных способов производства, сбыта и потребления, отсюда можно выделить, что конкуренция - это постоянный поиск решений по улучшению своего «дела». Одна из сторон создаёт производителю обеспечение постоянного спроса, а значит - обеспечивает прибыль. Другая же сторона лишает производителя её (прибыли), если потребитель не соответствует требованиям, которые устанавливают повышенный спрос, для обеспечения их интересов и потребностей. Конкуренция проявляет выражение путём разнообразия взаимоисключающих интересов разности субъектов рынка, в их уступках, разнонаправленных их действиях, в неудачах одной стороны и достижении успеха другой стороны. Также мы определяем, что такое «конкурентная борьба» - это есть механизм, что производит действие вперёд для экономики, постоянное её совершенствование, оптимизацию несмотря на постоянную смену внешних и внутренних условий экономики Российской Федерации.

Различается два вида конкуренции:

- совершенная;

- несовершенная.

Подавляющее большинство «рынков» в современной экономике на примере Российской Федерации - рынки несовершенной конкуренции, в связи несовершенного действия рычага на рынок механизмов саморегуляции такового. Одним из «продуктов» несовершенной конкуренции является -монополия - это крупное хозяйственно-производственное объединение, что находится в частной собственности и осуществляет контроль над рынками, экономикой, отраслями при помощи материальных и финансовых ресурсов, а также потенциалом научно-технического прогресса с целью установления высокого ценообразования для получения наибольшей монопольной прибыли. В узком направлении мысли - монополию можно определить, как доминирование одного продавца на рынке.

На протяжении продолжительного времени монополии развивались и совершали метаморфозу в поиске новых форм и способов максимизации прибыли, однако, вместе с ними развивались и государственные институты, и меры по возможной борьбе с ней. Монополизация определяется как явление, которое нельзя рассматривать только с одной стороны, она имеет свои как преимущества, так и очевидные недостатки. Однако, несмотря на это, негативные последствия монополизации становятся заметны весьма очевидно и затрагивают широкие слои населения. Когда монополия на рынке действует достаточно продолжительный отрезок времени, все отрицательные стороны монополизации имеют возможность и условия для полного своего проявления. Таким образом, происходит ущемление некоторых интересов общества и происходит формирование структуры негативного отношения к монополиям, что провоцирует за собой экономическую и социальную напряженность. Потребителям требуется государственная защита от деятельности монополиста. Это направление можно трактовать как явление одной из составляющих выполнения функций государства по обеспечению нормальных условий функционирования рынка. Именно для этих целей в Российской Федерации 9 марта 2004 года был создан специальный государственный орган, который оказывает непосредственное влияние на монополизацию в стране.

Антимонопольная компания - это системный комплекс экономических, правовых, финансовых, налоговых, психологических и прочего комплекса мер, принимаемых и обеспечивающихся государственными органами, что направляют все свои усилия на укрепление защиты добросовестной конкуренции путем предупреждения, ограничения и радикального пресечения монопольной власти компаний, чтобы создавать условия для возникновения и успешного развития конкурентоспособных рыночных структур.

Антимонопольное регулирование подразумевает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного субъекта для определения его степени и специфики воздействия на те или иные факторы,

а также на конкурентную среду отрасли. Имеется крайняя необходимость проводить его качественно и рассматривать каждый случай индивидуально. Данная методика позволит нам решать текущие вопросы по принципу «здесь и сейчас», а также даст нам представление об общей ситуации и поможет отрегулировать и направить действующее антимонопольное законодательство. Помимо этого, если мы возьмём на рассмотрение деятельность ФАС, то анализ будет располагать совершенствованию принятия решений по каждому делу в частности и поможет сделать их более лояльными и объективными.

Проблемой является и тот факт, что в системе гос. органов до сих пор нет полного (исчерпывающего) разграничения полномочий.

В случае с экономикой РФ нам необходимо повысить продуктивность мониторинговых органов. Несмотря на всю ту кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами акты имеют размытое содержание внутри, так ещё и органы, которые проводят и осуществляют функцию мониторинга, выполняют свою работу достаточно неэффективно, часто закрывая глаза на средне и сильно монополизированные рынки.

Опираясь на пункт, приведенный выше, стоит обратить внимание на то, какому контролю ФАС уделяет особое внимание - это малый и средний бизнес. Отсюда следует, что вместо того, чтобы осуществлять мониторинг крупный монополии и развивать малый и средний бизнес - всё делается с точностью до наоборот, хотя развитие данного сегмента является одним из столпов конкурентной экономики, и это хотя бы одна из причин для улучшения и поддержки, а не ограничения и сдерживания.

Помимо всего этого, нам необходимо установить чёткие грани для модернизации критериев определения доминирующего положения на рынке, необходимо разграничить предприятия, что добились доминирующего положения путём использования мер добросовестной конкуренции от предприятий, что обладают уникальными конкурентными преимуществами.

Подводя такие короткие итоги, мы приходим к мнению, что антимонопольная политика в РФ достаточно спорная и прийти к одному мнению - весьма спорно и сложно. Мы понимаем, что существует множество проблем, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, а какие-то в перспективе. Рынок РФ находится в постоянном развитии, при развитии рынка развиваются и институты, но для успешного функционирования системы - необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции будет - эффективная антимонопольная политика. Отсюда, вывод напрашивается нам с вами сам - необходима разработка, создание и радикальная реализация комплексных мер, обозначенных диалектическим синтезом достоинств и недостатков организационной составляющей монополистического рынка, с учётом актуальных на сегодняшний день проблем и потребностей.

Использованные источники:

1 Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук. проф. А.С. Булатова. - 5-e изд., стереотип. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2017.

2 Микроэкономика : учебник/ К.А. Белокрылов, О.С. Белокрылова. — Ростов н/Д : Феникс, 2016.

УДК 006.42

Иванова Т.И. студент

4 курс, Институт финансов экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Тольятти (Россия) Майкова Е.Н. студент

4 курс, Институт финансов экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Тольятти (Россия) Шапагатов С.Р. студент

1 курс, Институт машиностроения Тольяттинский Государственный Университет

Тольятти (Россия) Ivanova T.I., student,

4th year, Institute of Finance, Economics and Management,

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Maykova, E.N., student,

4th year, Institute of Finance, Economics and Management,

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Shapagatov S.R., student,

1th year, Institute of Mechanical Engineering,

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье представлены различные подходы к определению термина «качество». Рассмотрены основные понятия управления качеством, а также, объекты, предметы и методы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.