Научная статья на тему 'МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
в соответствии / много аспектное / в сознании человека / приобретение. / in accordance / multidimensional / in the human mind / the acquisition

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. И. Шадманова

В статье исследуется монологическая и диалогическая речь учащихся. Приводятся примеры утверждения учѐных относящихся к устной и письменной речи. Работа посвящена совершенствованию монологической и диалогической речи, для достижения определѐнной коммуникативной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Н. И. Шадманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the monologue and dialogic speech of students. Examples of the statements of scientists relating to oral and written speech are given. The work is devoted to the improvement of monologue and dialogic speech for to achieving a certain communicative aim

Текст научной работы на тему «МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Н. И. Шадманова

Каршинский инженерно-экономический институт, Кафедра узбекского языка и

литературы старший преподаватель

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется монологическая и диалогическая речь учащихся. Приводятся примеры утверждения учёных относящихся к устной и письменной речи. Работа посвящена совершенствованию монологической и диалогической речи, для достижения определённой коммуникативной цели.

Ключевые слова: в соответствии, много аспектное, в сознании человека, приобретение.

АBSTRACT

The article examines the monologue and dialogic speech of students. Examples of the statements of scientists relating to oral and written speech are given. The work is devoted to the improvement of monologue and dialogic speech for to achieving a certain communicative aim.

Keywords: in accordance, multidimensional, in the human mind, the acquisition

ВВЕДЕНИЕ

На земном шаре существует более трёх тысяч языков и каждый из них имеет свойственные им собственные наименования. В действительности, в повседневной жизни нам не приходится их произносить, писать или использовать, но есть такие специалисты, которые по долгу своей службы должны знать существующие во всём мире наименования... [1;1726-1728]

Итак, речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения для каждого человека.

Одним из важнейших факторов воспитания человека является речь. Педагог не должен забывать, что независимо от предмета он должен считать задачу обучения речи важным

January, 2023

298

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

критерием воспитания. Для того чтобы облегчить понимание нашей мысли, мы считаем допустимым остановиться на формировании речевой культуры и типах речи. Также в ходе нашей работы мы продолжим мысли об изданном и представленном широкой публике учебнике, который помогает в развитии образовательного уровня наших учеников.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

Вначале следует определиться с таким понятием, как «речь». Существует как минимум три определения данного понятия.

1. Речь как деятельность, процесс.

2. Речь как продукт или текст (написанный, устный).

3. Речь как ораторский жанр.

Речь - это сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения опосредованная языком. Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь -это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. (С.Л. Рубинштейн)

А культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и свободное общение, владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием высказывания. Культура речи -сложное и многоаспектное понятие. В основе его лежит существующее в сознание человека представление о «речевом идеале», образец, в соответствии с которым должна строиться правильная речь.

Также одним из видов речи является - монологическая и диалогическая речь.

Монолог - (от греч. monos - один и logos - речь) - речь, высказывание одного человека (развернутое высказывание одного лица;

преобладающая форма в лирике, важная - в эпических,

January, 2023

Academic Research in Educational Sciences Volume 4 | Issue 1 | 2023

ISSN: 2181-1385_Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

особенно драматическом жанрах. Распространён «внутренний монолог» героев).

Диалог- разговор между двумя лицами или более двумя группами лиц (форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует и как самостоятельный, публицистический и философский жанр).

Важность использования диалога и монолога во многих аспектах человеческой деятельности следует подчеркнуть и в воспитании школьников, молодёжи. Особенно в нашей педагогической работе по изучению русского языка необходимо обращать внимание не только на говорение, но и на использование изученного материала в диалогической и монологической формах.

Учёные утверждают, что исходя из природы человеческого познания, изучение языков должно происходить во взаимосвязи с такими предметами как окружающий мир, география и история. Поскольку параллельное изучение действительности и языка, способствует не только овладению основами наук, но и формированию психических функций памяти, мышления, внимания, развитию манер, общих умений и навыков.

Одно из направлений, по которому следует организовать работу в старших классах, - это работа по совершенствованию монологической речи, которые содержатся в типовой программе для классов с углубленным изучением русского языка. [2;444-446]

В школах и вузах, где обучение ведётся на родном языке, одной из основных задач на уроках русского языка является совершенствование монологической и диалогической речи учащихся. Так как правила монологической и диалогической речи учащиеся старших классов запоминают быстро. Однако нашим учащимся старших классов следует обратить внимание на знания, полученные в процессе создания диалогов и монологов на русском языке, на словарный запас и конструкции предложений. При этом у преподавателя имеются свои задачи, так как смысл используемых примеров, умение их передать учащиеся не могут достигнуть без участия преподавателя.

В настоящее время при обучении русскому языку используется много информационных, педагогических технологий, и это вносит разнообразие в образовательный процесс, увеличивает характер учебной дисциплины. В связи с этим, большое значение имеет речевая культура преподавателя. Поэтому, при проведении занятий по русскому языку речь преподавателя должна быть связана с культурой речи и правильным употреблением речевых норм. [3; 36-38]

January, 2023

300

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

Принимая во внимание изменения в тематике учебников русского языка (B1+) для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения, мы также уделили внимание структуре текста. Заслуживает похвалы освещение тем в учебнике, где ведётся системная работа над всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом. В нём много игровых материалов, есть элементы предметной интеграции. Особенность учебника - включённые проекты и QR -коды, по которым ученики могут прослушать тексты и задания. Согласно вышеизложенным представлениям, в учебнике русского языка даются задания, связанные с диалогом. Например;

Задание-1. Составьте диалог и разыграйте его по ролям. Используйте предложения, которые вы записали, и слова из таблицы. Задайте друг другу эти и любые другие вопросы об изучении языков.

1. Какие языки ты учишь?

2. Интересно ли тебе учить иностранные языки?

3. Что получается хорошо, а что - не очень хорошо, когда ты изучаешь иностранный язык?

4. Ты хорошо говоришь на иностранном языке?

5. Какие языки ты хотел бы выучить в будущем?

В данном учебнике много интересного материала. Не будет преувеличением, если скажем, что разнообразие заданий, связанных с построением диалога, придало содержанию учебника больше блеска. Потому что темы диалога разные. Например;

Задание — 2. Прочитайте диалог Лизы Муромской и Алексея Берестова, героев повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Подготовтесь разыграть диалог.

Задание - 3. Придумайте свои диалоги, прочитав интересные факты о писателе.

Известно, что существуют также и методы обучения учащихся письменной речи. В частности, написание рассказа на определенную тему создаёт основу для приобретения знаний, умений и навыков, связанных с речью. Например;

Задание-4. Составьте рассказ о Москве по плану: география, история, достопримечательности. Употребите в нём сложносочинённые и бессоюзные предложения. Используйте данную информацию.

January, 2023

ISSN: 2181-1385

Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,12 | ASI-Factor: 1,3 | SJIF: 5,7 | UIF: 6,1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важно не забывать, что монолог также играет большую роль в деятельности человека. Все задания, приведённые в учебнике «Русский язык» под научной редакцией Е. А. Хамраевой носят комплексный характер, и даже если задача состоит не в том , чтобы написать монолог или подготовиться к монологу, предполагается, что ученик должен прийти на урок подготовленным, то есть высказать своё мнение в форме монолога. И именно такие виды деятельности, как письмо, говорение, отчётность, устные задания и т.д., показывают активность учащегося на уроке.

REFERENCES

1. Шадманова Н.И. К вопросу о выражении названий местности на русском и узбекском языках. Журнал «Молодой учёный» № 11., 2016 г. с.1726-1726.

2. Шадманова Н.И. Монологическая речь с точки зрения учёных. February, 2022 Multidisciplmary Scientific Journal «ARES».

3. Шадманова Н.И. Культура речи преподавателя при обучении русскому языку. Vol. 31 (2023): Miasto Przysztosci. 36-38.

4. Русский язык под научной редакцией Е. А. Хамраевой. Ташкент Республиканский центр образования 2022.

January, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.