Научная статья на тему 'Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия'

Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия»

ISSN 2686-973X (Print) ISSN 2687-069X (Online)

РЕЦЕНЗИЯ

Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия

Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция" основана на диссертационном исследовании, за которое автору была присуждена ученая степень кандидата исторических наук.

Автор изучает феномен мученичества как комплексное явление первых четырех веков христианской истории, сыгравшее важную роль в становлении культуры будущей средневековой Европы. Феномен раннехристианского мученичества обладает особой значимостью, так как соединяет в себе вопросы "внешнего" позиционирования христианства в его отношениях с языческим обществом и государственной властью и вопросы вну-трицерковной жизни: в частности, роль мучеников в жизни общин и развитие концепции христианской святости, поскольку именно мученики становились первыми христианскими святыми.

Используемый в исследовании подход к изучению сохранившихся текстов, посвященных раннехристианским мученикам, предполагает, что информация, содержащаяся в текстах, или её изменения после многочисленных редакций рассматриваются как самостоятельный культурный феномен, требующий объяснения в контексте исторической эпохи создания текста.

Первой важной особенностью использованного автором исследовательского подхода можно считать преодоление исторически сложившейся в литературе тематической замкнутости. Исследование различных аспектов истории Церкви в событийной связи с соответствующими эпохами производится с позиций выявления основных закономерностей развития данной институциональной системы в ее взаимодействии с окружающей социально-культурной, социально-экономической и социально-политической средой. Таким образом, происходит "погружение" институционального христианства в исторический процесс, и оценке подвергается не единичное событие, а его развитие во времени, его влияние на социальную историю без формализации в конфессиональном или богословском плане.

Вторая не менее важная особенность — наблюдение за историческим феноменом в плане установления взаимосвязей и взаимовлияний между христианами как социальной группой и христианством как явлением и вероучением в связи со внешней манифестацией веры.

В рамках темы автор изучает раннехристианскую литературу, помещая её в исторические рамки известных событий — правление тех или иных императоров, антихристианские гонения или, наоборот, христианизация Римской империи в IV веке. При этом Е. М. Розенблюм обращает внимание на то, как эти события оказывали влияние на контекст, заложенный в христианской литературе, посвященной мученичеству.

В связи с этим нужно отметить, что автор проявил способности к историко-критическому анализу, сумев создать самостоятельный систематизированный обобщающий текст на основе весьма специфического источникового материала и получить объективные выводы касательно исторической динамики модели социального поведения ранних христиан, характеризующиеся научной новизной.

Автор нашел свое место в литературе по исследуемой проблеме. Эта литература — как в аспектах исследования раннего христианства в целом, так и в плане изучения феномена мученичества и возникшего в этой связи специфического культа — характеризуется двумя особенностями: ее много и она, чаще всего, весьма общего характера, или углубляется в конкретно-историческую и источниковедческую проблематику.

Е. М. Розенблюм в своей работе проводит тщательный анализ сохранившегося корпуса текстов, посвященных раннехристианским мученикам, рассматривая их в совокупности изучения не только христианских, но и языческих культурных представлений о достойной жизни и героической смерти.

Комплексный анализ социального поведения мучеников, воспринимавшегося как нормативное ранними христианами, обеспечивает новизну рецензируемой работы. Кроме того, автор рассматривает различные сосуществовавшие в рамках раннехристианской мартирологической традиции и конкурировавшие друг с другом подходы к таким вопросам, как самодоносительство (добровольное мученичество), отношение к императорской власти, военной службе и т.д. В исследовании показано, как и по каким причинам в IV в. эти тенденции сливаются.

Исследование опирается на широкий круг источников: как христианских, так и языческих. Основными для данной монографии источниками являются корпус сохранившихся "Актов мучеников", "Церковная история" Евсевия Кесарийского и поэма Пруденция "О венцах". Эти источники рассматриваются в культурном контексте множества других раннехристианских источников, а также наиболее значимых для античной культуры философских, исторических и поэтических произведений языческих авторов. Отдельно следует отметить, что "Акты мучеников" и сочинение Пруденция по отдельности, а тем более — в комплексе крайне редко становятся объектом специально посвященного им исторического исследования.

Е. М. Розенблюм свободно ориентируется в отечественной и зарубежной историографии предмета своего исследования, начиная с XIX в. и вплоть до новейших исследований, учитывает ее в своей работе, пользуется ее достижениями. Сделанные в исследовании выводы обладают новизной и значимостью, существенно расширяют и уточняют наши представления о модели святости в раннехристианской традиции. Они важны

doi:10.15829/2686-973X-2024-1

Рецензия

для изучения раннехристианской этики и культуры, а в особенности — раннесредневековой агиографии.

Монография содержит пять глав. Первая посвящена обзору источников и историографии по теме исследования.

Во второй главе "Представления об идеальном поведении в языческой литературе" изучаются вопросы отношения к жизни, смерти и самопожертвованию, различения войны на справедливую и несправедливую, определения обязанностей отдельного человека перед его семьей, государством и перед божественными силами. Для этого из античной литературы привлекаются рассказы о Сократе Платона и Ксенофонта, "История" Тита Ливия и "Энеида" Вергилия, формирующие так называемый "римский миф", и труды римских стоиков. Автор использует эти источники, поскольку они играли ключевую роль в позднеантичном образовании и влияли на воспитание интеллектуалов, в том числе — образованных христиан, в первые века зарождения христианства.

В третьей главе "Акты мучеников": формирование идеала мученика в период гонений" автор рассуждает о формировании ранней мартирологической традиции — появлении идеала поведения христианина во время гонений. На примере двух редакций "Мученичества Карпа, Папилия и Агафоники" показано сосуществование разных традиций отношения к добровольному мученичеству. Показаны изменения, которые происходят в агиографии в течение II—IV вв., в вопросе отношения к римской власти — от лояльности к вызывающему и провокативному "антиримскому" поведению. Таким образом, автор обращает внимание на контекстуальные различия между "ранними" и "поздними" актами, учитывая их не только событийную и социальную, но и догматическую насыщенность.

Четвертая глава "Евсевий и формирование первой авторской концепции идеала мученика" показывает динамику в формировании образа мученика. Евсевий Кесарийский, включая в свое повествование рассказы о героизме христиан первых веков, вольно или невольно решал проблемы, стоящие перед Церковью в период царствования Константина Великого, и именно этим обусловлены яркие описания пыток, казней и чудес.

Завершает исследование пятая глава "О венцах" Пруденция: итоги развития идеала мученика на рубеже античности и средних веков". Глава интересна уже потому, что сочинения Пруденция не так часто становятся объектом научного исследования историков. Е. М. Розенблюм очень хорошо вписывает этого христианского поэта в развитие мартирологической традиции, приводя его как пример развития идеала мученика на рубеже античности и раннего средневековья. Таким образом, мученик у христианского поэта превращается в святого, который возвышается над обычными верующими и особо приближен к Христу.

К числу несомненных заслуг автора нужно отнести замечание об изменении описания социального поведения раннехристианских мучеников в историческом времени, что может свидетельствовать об изменении задач авторов мартирологической литературы. Из этого постулата автор выстраивает модель мученичества, значимую для ранней латинской агиографии, что вносит свой вклад в изучение модели святости (мученичества) в ран-

ней мартирологической традиции. При обилии научных работ, посвященных отдельным сюжетам, так или иначе связанным с развитием христианской мартирологической традиции во П—ГУ вв., формирование в этой традиции образа мученика как некоего идеала практически не изучено.

Тема "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция" предполагает изучение не только идеала мученика, формирование образца и его эволюцию, но и появление, возможно, особого литературного жанра, той специфической формы описания и конструирования этого образца, которая наилучшим образом соответствовала поставленным целям.

Можно отметить и публикации собственных авторских переводов двух произведений, принадлежащих к мартирологической традиции: "Страсти св. Иринея, епископа Сирмийского" и "Страсти св. Криспины", а также — обзора о новых изданиях "Актов мучеников".

Литература/References

1. The Passion of St. Irenaeus, Bishop of Sirmium (2018). Translated from Latin, introductory article and commendation by E. M. Rosenblum, Bulletin of the PSU. Series II: History. The History of the Russian Orthodox Church, (84), 121-131. (In Russ.) Страсти св. Иринея, епископа Сирмийского (2018). Пер. с лат., вступ. ст. и комм. Е. М. Розенблюма, Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, (84), 121-131.

2. The Passion of St. Krispina (2017). Translated from Latin, introductory article and commendation by E. M. Rosenblum. Bulletin of the PSU. Series II: History. The History Of The Russian Orthodox Church, (77), 113-121. (In Russ.) Страсти св. Криспины (2017). Пер. с лат., вступ. ст. и комм. Е. М. Розенблюма. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, (77), 113-121.

3. Rosenblum, E. M. (2018). New editions of the Acts of the Martyrs. Electronic scientific and educational journal "History", 10(2). (In Russ.) Розенблюм, Е. М. (2018). Новые издания "Актов мучеников". Электронный научно-образовательный журнал "История", 10(2), doi:10.18254/S207987840002354-8.

Для цитирования: Родионова Ю. В. Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия. Российский журнал истории Церкви. 2024;5(1):99-102. doi: 10.15829/2686-973X-2024-155. EDN RLOSWF

For citation: Yulia V. Rodionova. The monograph by E. M. Rosenblum "The Birth of Christian Hagiography: Martyrdom in Christian Literature from Polycarp to Prudentius". Review. Russian Journal of Church History. 2024;5(1):99-102. doi: 10.15829/2686-973X-2024-155. EDN RLOSWF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.