Научная статья на тему 'Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (М.: БуксМАрт, 2022. 448 с., ил.): рецензия на книгу'

Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (М.: БуксМАрт, 2022. 448 с., ил.): рецензия на книгу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
придворная художественная культура / петровская эпоха / русское искусство 18 века / триумфальные врата / регалии / ордена / ювелирное искусство / artistic court culture / Petrine Time / 18th-century Russian art / triumphal arches / regalia / orders / jewelry

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скворцова Екатерина Александровна

Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (2022) — фундаментальный труд, который сегодня стал прорывом в изучении темы и навсегда останется не стареющей классикой. Это первая всесторонняя реконструкция вещного мира придворных церемоний первой четверти XVIII в., которая обращается в равной степени к уцелевшим предметам и к утраченным, и охватывает все возможные аспекты — праздничное убранство интерьеров, соборов и улиц по всем наиболее важным поводам, регалии и знаки «личной» славы, ювелирные украшения. На основе кропотливых изысканий в архивах и музеях, российских и зарубежных, авторы по крупицам собрали важнейший материал, который ценен не только сам по себе, но и дает ключ к уточнению датировок и атрибуций портретов, а затронутые вопросы терминологии ювелирных украшений дают возможность их правильного описания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Path to Empire: Formation of the Art Culture at the Russian Court of Peter the Great. Ceremonies, Regalia, Jewels by Ekaterina Tyukhmeneva and Julia Bykova (Мoscow, ByksMArt, 2022. 448 p., in Russian): A Book Review

A fundamental A Path to Empire: Formation of the Art Culture at the Russian Court of Peter the Great (2022) by Ekaterina Tyukhmeneva and Julia Bykova is a breakthrough in studies of the theme and will forever remain an unageing classics. This is the first comprehensive reconstruction of the material world of court ceremonies in the first quarter of the 18th century which addresses equally saved and lost objects and includes all possible aspects — festive decoration of interiors, cathedrals and streets on the most important occasions, regalia, signs of personal glory, and jewelry. On the basis of scrupulous research in Russian and foreign archives, the authors have collected exclusively important material which is valuable not only in itself, but which also offers a key to the dating and attribution of the portraits, while the clarification of the questions of terminology of jewelry enables their correct description.

Текст научной работы на тему «Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (М.: БуксМАрт, 2022. 448 с., ил.): рецензия на книгу»

УДК 7.03; 008

ББК 85.103

Б01 10.18688/аа2313-11-66

Е. А. Скворцова

Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (М.: БуксМАрт, 2022. 448 с., ил.): рецензия на книгу

Монография «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (2022) [10] — фундаментальный труд, который сегодня стал прорывом в изучении темы и наверняка навсегда останется не стареющей классикой1.

Авторы монографии Екатерина Александровна Тюхменева и Юлия Игоревна Быкова — ведущие современные исследователи русского искусства XVIII столетия. У каждой за плечами не только многочисленные превосходные статьи, но и книги, открывающие области, которые ранее не становились предметом монографического изучения (работа Ю. И. Быковой о князьях Куракиных как заказчиках [5], Е. А. Тюхменевой — о триумфальных вратах [9]).

«Путь к империи...» имеет иной характер. Это исследование, посвящённое теме настолько широкой и значимой, что разные её аспекты — церемонии и их оформление, регалии, ордена и ювелирные украшения — получили освещение не только во множестве статей, но и в ряде монографий. Как два полюса, обозначающие принципиально разные подходы к изучению этого материала, можно назвать, с одной стороны, работы, посвящённые придворному церемониалу (прежде всего О. Г. Агеевой [1; 2]), а с другой — труды, освещающие сохранившиеся в современных музейных собраниях произведения искусства, которые создавались для этих церемоний (главным образом научные каталоги: [3; 4; 11]). В первом случае в центре внимания — действо, его регламентация и организация, во втором — памятники, доступные сегодня. Третье направление — изучение утраченных памятников, которые закономерно преобладают: немногие дошли до наших дней — порой потому, что они мыслились как временные и подлежали разборке (короны, убранство зал для различных торжеств, триумфальные врата), порой же потому, что их не пощадили время и виражи истории. О них самые основательные работы — это уже упомянутая монография Е. А. Тюхменевой о триумфальных вратах и коллективная монография под редакцией А. А. Ароновой и

1 Монография была написана в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ (№ 20-012-42023 «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время», 2020-2023 гг., конкурс «Петровская эпоха в истории России: современный научный взгляд»).

А. Ортенберга "A History of Russian Exposition and Festival Architecture: 1700-2014" [12].

Исследование Ю. И. Быковой и Е. А. Тюхменевой — первая всесторонняя реконструкция вещного мира придворных церемоний первой четверти XVIII в., которая обращается в равной степени к уцелевшим предметам и к утраченным, и охватывает все наиболее важные аспекты — праздничное убранство интерьеров, соборов и улиц по всем наиболее важным поводам, регалии и знаки «личной славы», ювелирные украшения. На основе кропотливых изысканий в архивах и музеях, российских и зарубежных, авторы по крупицам собрали ценнейший материал, позволяющий воочию вообразить торжества Петровской эпохи — место действия, «декорации», в которых они разворачивались, одеяния и знаки отличия участников.

Изложение подчинено логике рассмотрения придворной культуры сквозь призму её предметной среды и разбито на три части — «Государственный церемониал и церемониальное убранство», «Символы власти и наградные знаки в церемониалах российского двора», «Ювелирное искусство при российском дворе». Первая часть написана Е. Ю. Тюхменевой (за исключением одного параграфа — о брачном церемониале — созданного Ю. И. Быковой), вторая и третья — Ю. И. Быковой.

Большое достоинство книги, сообщающее ей необходимую цельность, — особый ракурс, когда каждое явление скрупулезно рассматривается и в европейском контексте, и с оглядкой на древнерусские традиции. Обращаясь к проблематике становления художественной культуры России в переломное петровское время, авторы развивают начинание одного из патриархов московской школы искусствоведения О. С. Евангуловой (под её руководством Е. А. Тюхменева начинала свой путь в науке), которая занималась ею на материале той же эпохи и ставила вопрос ещё более широко. Перекликаются названия книг — «Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени» О. С. Евангуловой (1987) [6] и «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (курсив и там и там. — Е. С.). Труд Ю. И. Быковой и Е. А. Тюхменевой — яркое явление современного этапа, когда, благодаря накоплению за последние три десятилетия материала, доступности литературы и источников, знание европейского фона, связей стало много более обстоятельным, детальным. Столь же внимательны авторы и к древнерусскому наследию — эта тема оставалась несколько менее разработанной. Не будет преувеличением сказать, что монография «Путь к империи» впервые позволила в таком масштабе, системно, на многочисленных примерах увидеть всю сложность процесса становления русского искусства Нового времени. В каждом аспекте авторы чётко обозначают, что было новшеством, привнесённым Петровскими реформами, а что — следованием традиции. При этом они избегают напрямую вступать в дискуссию о месте русского искусства среди европейских школ, в которой страсти бурлили ещё со второй половины XIX в. [7], предпочитая оценочным суждениям акцент на многообразии взаимодействия.

По законам научного жанра авторы сосредотачиваются на материалах, обладающих новизной, и педантично оговаривают, в чём она состоит, в первых абзацах каждой главы. Однако эта книга отнюдь не сумма очерков, собранных под одной обложкой. Это полноценная научная монография, в которой широта охвата и глубокий анализ отдельных аспектов, очень значительный объём введённых в научный оборот новых материалов

соответствуют масштабу темы. Но в зависимости от имеющихся в наличии материалов и их специфики, в разных частях книги появляются разные акценты. Например, в третьей части, посвящённой ювелирному искусству, Ю. И. Быкова останавливается на вопросах терминологии и прослеживает биографии мастеров, тогда как в предшествующих разделах специальных глав, посвящённых этим вопросам, не было.

«Путь к империи.» открывает широкий простор для дальнейших исследований. В этом отношении особую ценность представляют приложения (составляют почти пятую часть большой по объёму книги, не считая справочного аппарата) — выдержки из документов, обмеры, описи, которые авторы вводят в научный оборот и которые станут важнейшей базой для дальнейшего изучения этой и смежных тем. Столь же большое значение имеют иллюстрации (более 330 изображений), многие из которых ранее не воспроизводились или воспроизводились в плохом качестве.

Другое (помимо изучения церемониальной культуры) важнейшее направление, развитию которого может способствовать эта книга, — уточнение датировок портретов (а порой также идентификация моделей) по особенностям орденских костюмов. Подобный способ применялся искусствоведами (самый яркий пример — [8]). Но введенные Ю.И. Быковой новые материалы расширяют возможности метода. Исследователь сама продемонстрировала это, оспорив традиционную датировку портрета кисти И.Ф. Бера из частного собрания 1730-ми годами на том основании, что изображённый облачён в серебряный кафтан и имеет цепь ордена Св. Андрея Первозванного с вензелем "РР" введенные Елизаветой Петровной, а следовательно, не мог быть написан ранее 1742 г.

В стремлении правильно осмыслить векторы развития придворной художественной культуры России, авторы часто выходят за обозначенные в названии хронологические рамки и касаются аннинского и елизаветинского, а порой даже екатерининского и павловского царствований. Это позволяет надеяться, что появятся их монографии о панегирических искусствах и этих эпох, достойные таких же панегирических слов, как и эта.

Литература

1. Агеева О. Г. Дипломатический церемониал императорской России, XVIII век. — М.: Новый хронограф, 2012. — 891 с.

2. Агеева О. Г. Императорский двор России, 1700-1796 годы. — М.: Наука, 2008. — 379 с.

3. Амелёхина С. А. Церемониальный костюм Российского императорского двора в собрании музеев Московского Кремля. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2016. — 334 с.

4. Бобровницкая И. А. Регалии российских государей и другие атрибуты великокняжества и царского сана XIV-XVII веков: каталог собрания государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2018. — 335 с.

5. Быкова Ю. И. Частный заказ в русском искусстве XVIII - начала XIX века и князья Куракины. — М.: БуксМАрт, 2016. — 359 с.

6. Евангулова О. С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 294 с.

7. Карев А. А. Вопросы национальной специфики русского искусства XVIII столетия в изданиях первой половины ХХ века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 700-709. ЭО!: 10.18688/аа2111-07-56.

8. Старк В. П. Портреты и лица, XVIII - середина XIX в. — СПб.: Искусство-СПб, 1995. — 268 с.

9. Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 327 с.

10. Тюхменева Е. А., Быкова Ю. И. Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения. — М.: БуксМАрт, 2022.

— 448 с.

11. Шанская Л. Н. Произведения мастеров Санкт-Петербурга XVIII века. — СПб.: ООО «Первый ИПХ», 2022. — 264 с.

12. A History of Russian Exposition and Festival Architecture 1700-2014 / Eds. A. Aronova, A. Ortenberg.

— New York: Routledge, 2019. — 328 p.

Название статьи. Монография Е. А. Тюхменевой и Ю. И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (М.: БуксМАрт, 2022. 448 с., ил.): рецензия на книгу Сведения об авторе. Скворцова, Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034; e.skvortsova@spbu. ru; SPIN-код: 5880-7423; ORCID: 0000-0003-4867-5915

Аннотация. Монография Е.А. Тюхменевой и Ю.И. Быковой «Путь к империи: становление придворной художественной культуры в России в петровское время. Церемонии, регалии, украшения» (2022) — фундаментальный труд, который сегодня стал прорывом в изучении темы и навсегда останется не стареющей классикой. Это первая всесторонняя реконструкция вещного мира придворных церемоний первой четверти XVIII в., которая обращается в равной степени к уцелевшим предметам и к утраченным, и охватывает все возможные аспекты — праздничное убранство интерьеров, соборов и улиц по всем наиболее важным поводам, регалии и знаки «личной» славы, ювелирные украшения. На основе кропотливых изысканий в архивах и музеях, российских и зарубежных, авторы по крупицам собрали важнейший материал, который ценен не только сам по себе, но и дает ключ к уточнению датировок и атрибуций портретов, а затронутые вопросы терминологии ювелирных украшений дают возможность их правильного описания.

Ключевые слова: придворная художественная культура, петровская эпоха, русское искусство 18 века, триумфальные врата, регалии, ордена, ювелирное искусство

Title. A Path to Empire: Formation of the Art Culture at the Russian Court of Peter the Great. Ceremonies, Regalia, Jewels by Ekaterina Tyukhmeneva and Julia Bykova Moscow, ByksMArt, 2022. 448 p., in Russian): A Book Review

Author. Skvortcova, Ekaterina A. — Ph. D., associate professor. Saint-Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7/9, 199034 St. Petersburg, Russian Federation; e.skvortsova@ spbu.ru; SPIN-code: 5880-7423; ORCID: 0000-0003-4867-5915

Abstract. A fundamental A Path to Empire: Formation of the Art Culture at the Russian Court of Peter the Great (2022) by Ekaterina Tyukhmeneva and Julia Bykova is a breakthrough in studies of the theme and will forever remain an unageing classics. This is the first comprehensive reconstruction of the material world of court ceremonies in the first quarter of the 18th century which addresses equally saved and lost objects and includes all possible aspects — festive decoration of interiors, cathedrals and streets on the most important occasions, regalia, signs of personal glory, and jewelry. On the basis of scrupulous research in Russian and for-

eign archives, the authors have collected exclusively important material which is valuable not only in itself, but which also offers a key to the dating and attribution of the portraits, while the clarification of the questions of terminology of jewelry enables their correct description.

Keywords: artistic court culture, Petrine Time, 18th-century Russian art, triumphal arches, regalia, orders, jewelry

References

Ageeva O. G. Imperatorskii dvor Rossii, 1700-1796 gody (Imperial Court of Russia, 1700-1796). Moscow, Nauka Publ., 2008. 379 p. (in Russian).

Ageeva O. G. Diplomaticheskii tseremonial imperatorskoi Rossii, XVIII vek (Diplomatic Ceremony of Imperial Russia, 18th Century). Moscow, Novyi khronograf Publ., 2012. 891 p. (in Russian).

Amelekhina S.A. Tseremonial'nyi kostium Rossiiskogo imperatorskogo dvora v sobranii muzeev Moskovsk-ogo Kremlia (Ceremonial Costume of Russian Imperial Court in the Collection of Moscow Kremlin Museums). Moscow, Moscow Kremlin Museums Publ., 2016. 334 p. (in Russian).

Aronova A.; Ortenberg A. (eds). A History of Russian Exposition and Festival Architecture 1700-2014. New York, Routledge Publ., 2019. 328 p.

Bobrovnitskaia I. A. Regalii rossiiskikh gosudarei i drugie atributy velikokniazhestva i tsarskogo sana XIV-XVII vekov (Regalia of Russian Monarchs and Other Attributes of Grand-Dukal and Tsar Dignity: Catalogue of the Collection of the State Historical-Cultural Museum "Moscow Kremlin"). Moscow, Moscow Kremlin Museums Publ., 2018. 335 p. (in Russian).

Bykova J. I. Chastnyi zakaz v russkom iskusstve XVIII — nachala XIX veka i kniaz'ia Kurakiny (Private Commission in Russian Art of the 18th — Early 19th Century and Kniazia Kurakins). Moscow, BuksMArt Publ., 2016. 359 p. (in Russian).

Evangulova O. S. Izobrazitel'noe iskusstvo v Rossii pervoi chetverti XVIII veka: Problemy stanovleniia khu-dozhestvennykh printsipov Novogo vremeni (Fine Arts in Russia of the First Quarter of the 18th Century: Problems of the Formation of Artistic Principles of the Modern Period). Moscow, Moscow State University Publ., 1987. 294 p. (in Russian).

Karev A. A. On the National Identity of the 18th-Century Russian Art in the First Half of the 20th Century Publications. Zakharova A.; Maltseva S.; Staniukovich-Denisova E. (eds.). Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 11. St. Petersburg, St. Petersburg University Press Publ., 2021, pp. 700-709. DOI: 10.18688/aa2111-07-56 (in Russian).

Shanskaia L. N. Proizvedeniia masterov Sankt-Peterburga XVIII veka (Works of Saint-Petersburg Masters of the 18th Century). St. Petersburg, Pervyi IPKh Publ., 2022. 264 p. (in Russian).

Stark V. P. Portrety i litsa, XVIII-seredina XIX v. (Portraits and Faces: 18th — mid-19th Centuries). St. Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 1995. 268 p. (in Russian).

Tyukhmeneva E. A. Iskusstvo triumfal'nykh vrat v Rossii pervoi poloviny XVIII veka: problemy panegirich-eskogo napravleniia (The Triumphal Arches in Russia in the First Half of the 18th Century. Issues of the Panegyric Movement). Moscow, Progress-Tradition Publ., 2005. 327 p. (in Russian).

Tyukhmeneva E. A.; Bykova J. I. Put' k imperii: stanovlenie pridvornoi khudozhestvennoi kul'tury v Rossii v petrovskoe vremia. Tseremonii, regalii, ukrasheniia (A Path to Empire: Formation of the Art Culture at the Russian Court of Peter the Great. Ceremonies, Regalia, Jewels). Moscow, BuksMArt Publ., 2022. 448 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.