ОБЗОР ИЗДАНИЙ
PUBLICATIONS REVIEW
МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ СОТРУДНИКОВ КАФЕДРЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАМГУ ИМ. ВИТУСА БЕРИНГА
MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE STUFF OF THE THEORETICAL AND APPLIED PSYCHOLOGY CHAIR OF VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY
УДК 159.923 ББК 88.37(2)
Н34
Наумова Д. В. Проблема личности в отечественной психологии (вторая половина XIX — первая треть XX вв.) : учеб. пособие. — Петропавловск-Камч. : КГПУ, 2003. — 190 с.
ISBN 5-7968-0096-5
В учебном пособии раскрываются закономерности и этапы развития психологии личности, рассматриваются содержание, структура и логика развития психологических знаний в России во второй половине XIX — первой трети XX вв. Книга предназначена для студентов психологического факультета, обучающихся по курсам «История психологии» и «Историческая психология».
УДК 159.329 ББК 88.37 В38
Весна Е. Б., Водинчар Е. А. Типы индивидуализации личности в зрелом возрасте : моногр. — Петропавловск-Камч. : КГПУ, 2003. — 120 с.
ISBN 5-7968-0155-4
В монографии представлены теоретические подходы к пониманию сущности индивидуализации личности, представлены результаты эмпирического исследования типов индивидуализации личности в зрелом возрасте.
coy илльно -психологические ОСОБЕННОСТИ формирования
этнической идентичности
коренных НЛрОЛОВ КАМЧАТКИ
УДК 159.922.4 ББК 88.58 Б94
Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки : моногр. — Петропавловск-Камч. : КГПУ, 2004. — 173 с.
ISBN 5-7968-0241-0
В книге представлены результаты социально-психологического исследования, посвященного изучению формирования этнической идентичности. Анализируются социально-психологические условия формирования этнической специфики в психологии личности, рассматриваются особенности развития этнической идентичности народов Камчатки в широком возрастном диапазоне.
ПТИЧКИМА £. л.
СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК: ИНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
УДК 159.922.8 ББК 88.56 П87
Птичкина Е. Л. Семья и подросток: внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков : учеб.-метод. пособие. — Петропавловск-Камч. : КамГУ, 2006. — 102 с.
ISBN 5-7968-0124-4
Учебно-методическое пособие к курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования» направлено на научно-методическое обеспечение подготовки психологов к практической работе с семьями, где воспитывается подросток. В пособии представлены: содержание курса, вопросы по излагаемому материалу, задания для самостоятельной работы студентов, методики диагностики семейных отношений.
zs?"*-
И Л. ИВА^ИКОвА T Ж т. и. углицких Зга
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
УДК 371.385.3:001.89 ББК 74.202.78 И23
Иванчикова И. Л., Углицких Т. И., ФризенМ. А. Формы и методы организации научно-исследовательской работы учащихся : учеб. пособие. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. — 99 с.
ISBN 5-7968-0279-8
Учебное пособие содержит основные психологические и педагогические подходы к созданию условий для формирования у школьников научного мышления, активной исследовательской позиции. Материалы, содержащиеся в книге, могут стать основой эффективной организации образовательного процесса с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
УДК 159.922.8 ББК 88.834.023 В38
Весна Е. Б., Фризен М. А. Особенности развития смысловой сферы подростков : моногр.— Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. — 189 с.
ISBN 5-7968-0288-7
В монографии представлены результаты психологического исследования, посвященного изучению структурно-содержательных особенностей смысловой сферы личности в подростковом возрасте. Анализируются основные закономерности функционирования и развития смысловой сферы личности в онтогенезе, общие принципы ее исследования. Книга предназначена для психологов, педагогов, студентов, преподавателей и всех тех, кто исследует смысловую природу личности.
КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА
РЕФЕРИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ИСТОЧНИКОВ
УДК 159(001.891.32)
ББК 88р20 Ф88
Фризен М. А. Реферирование психологических источников : учеб.-метод. пособие. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга,
2008. — 173 с.
Учебно-методическое пособие раскрывает специфику разных форм работы с научными источниками и содержит рекомендации по формированию соответствующих навыков. Теоретические положения пособия сопровождаются комплексом упражнений и подборкой научных текстов, что в целом обеспечивает эффективное научение анализу источников. Пособие предназначено для студентов, преподавателей и начинающих исследователей, совершенствующихся в области теоретического анализа литературы.
УДК 159.922.8 ББК 88.56 В38
Весна Е. Б., Иванникова И. Л. Особенности взаимоотношений подростков, оставшихся без попечения родителей, с миром взрослых : моногр. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2008. — 201 с.
ISBN 978-5-7968-0347-9
В монографии представлен теоретический анализ психологических подходов к исследованию взаимоотношений подростков с миром взрослых, дается описание результатов эмпирического исследования особенностей взаимоотношений с миром взрослых подростков, оставшихся без попечения родителей.
УДК 159.922.1 ББК 88.373 В38
Весна Е. Б., Правник Д. Ю. Гендерная вариативность образа мира личности : моногр. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга,
2009. — 207 с.
ISBN 978-5-7968-0450-6
В монографии представлен теоретический анализ психологических подходов к исследованию образа мира личности, описываются результаты эмпирического исследования гендерной специфики образа мира личности.
УДК 159.923 ББК 88.37 В38
Весна Е. Б., Кулик А. А. Картина мира лиц, переживших землетрясение: моногр. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга,
2010. — 179 с.
ISBN 978-5-7968-0422-3
В монографии обобщены теоретические подходы к исследованию картины мира личности, представлены результаты эмпирического исследования особенностей картины мира людей, переживших землетрясение, отражены основные выводы по нему.
УДК 159.923.3 ББК 88.52 В38
Весна Е. Б., Михайленко Е. В. Личностные ресурсы как фактор адаптации — реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности : моногр. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. — 166 с.
ISBN 978-5-7968-0434-6
В монографии рассмотрен процесс адаптации — реадаптации моряков рыбопромыслового флота к измененным условиям жизнедеятельности как единый цикличный процесс; выделены особенности личностных ресурсов, обеспечивающих успешность процесса адаптации — реадаптации на разных этапах цикла; эмпирически выявлена и описана специфика реадаптации как особой фазы цикла; приведен феномен ложной реадаптации как один из компенсаторных механизмов процесса адаптации.
Монография адресована студентам психологических специальностей высшего профессионального образования, практикующим психологам, специалистам, работающим в море и обучающимся по морским специальностям в профильных учебных заведениях, а также специалистам, профессиональная деятельность которых имеет циклический характер.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ -РЕАДАПТАЦИИ МОРЯКОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИКУМ
ПО ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ
УДК (159.98:37.047)(076.5)
ББК 88.411.9 П69
Практикум по профориентологии : метод, пособие / автор-сост. Е. В. Михайленко. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга,
2011. — 223 с.
ISBN 978-5-7968-0407-0
Пособие создано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и дополняет основные учебники по курсу «Основы профориентологии». Практикум по профориентологии представляет собой сборник профориентационных игр, методик оценки профессиональных предночтений, профессио-грамм, конспектов уроков в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятии.
Рекомендовано УМС ГОУ ВПО «КамГУ им. Витуса Беринга» в качестве методического пособия для студентов, обучающихся по программам ВПО по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031000.00 «Педагогика и психология с дополнительной специальностью».
УДК 159.923.3 ББК 88 В38
Весна Е. Б., Сурикова Я. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и особенностей построения субъективной картины жизненного пути личности : моногр. — Петропавловск-Камч. : КамГУ им. Витуса Беринга, 2011. — 369 с.
ISBN 978-5-7968-0410-0
В монографии рассматриваются механизмы формирования и функционирования субъективной картины жизненного пути в контексте ценностно-смысловой сферы личности, анализируются факторы, влияющие на реконструкцию представлений человека о собственной жизни, описаны взаимосвязи между изменениями ценностных ориентаций под влиянием стрессогенных событий и изменениями построения субъективной картины жизненного пути личности. Описанная модель взаимосвязи ценностных ориентаций и особенностей построения субъективной картины жизненного пути личности может выступать основой для создания и внедрения целевых программ психологической профилактики биографических кризисов личности, а также программ психологического сопровождения и реабилитации лиц, переживших психотравмирующие ситуации.
Результаты представленных в монографии исследований могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологии личности, экзистенциальной психологии, психологии трудных жизненных ситуаций, психологическому консультированию для студентов колледжей и вузов, для программ повышения квалификации специалистов, осуществляющих сопровождение личности в трудных жизненных ситуациях.