MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE JOURNAL’S AUTHORS Serdyukov Yu.M.
ОБЗОР ИЗДАНИЙ
PUBLICATIONS REVIEW
МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ АВТОРОВ ЖУРНАЛА MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE JOURNAL’S AUTHORS
Ю.М. Сердюков
доктор философских наук, профессор
Yu.M. Serdyukov
Doctor of Philosophy, Professor
УДК 5Б6(03)
ББК 87.3 С32
Сердюков Ю.М. Практикум по философии: учеб. пособие. - Пет-ропавловск-Камчатский: КГПИ, 1994. - 190 с. - КВК 5-900261-12-3
Рекомендован Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Рецензенты: кафедра философии Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина; сектор философии Востока Института философии РАН
«Практикум по философии» предназначен для подготовки и проведения семинарских занятий по философии. Он состоит из десяти тем, каждая из которых содержит ряд философских и религиозно-философских текстов, вопросы к ним, краткое описание рассматриваемой в теме проблематики, список источников и специальной литературы, а также основные понятия темы. Кроме того, в практикуме имеется перечень справочной литературы по философии, учебников, монографий по общим проблемам истории философии, списки наиболее распространенных сборников текстов и философской периодики.
Ю. М. Сердюков
ПРАКТИКУМ
Юрий
СЕРДЮКОВ
АЛЬТЕРНАТИВА
ПАРАНАУКЕ
УДК 001.94/.97 ББК 82.21 С32
Сердюков Ю.М. Альтернатива паранауке. - М.: Academia, 2005. -312 с.: ил., библ. - (Монографические исследования: философия). -ISBN 5-87444-217-0
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 04-03-16148)
Рецензент: В.В. Вальковская, доктор философских наук, профессор
МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ АВТОРОВ ЖУРНАЛА
Сердюков Ю.М.
В книге обосновывается реалистическая альтернатива паранауке и оккультизму в сфере объяснения паранормальных явлений. Свой подход автор называет «натуралистическим» и стремится показать его эффективность, привлекая материалы из различных областей научного знания. Особое внимание уделяется критике одной из наиболее распространенных современных форм психофизического дуализма - трансперсональной психологии, часто привлекаемой представителями неооккультизма в качестве теоретического прикрытия практических действий.
Для специалистов в области теории познания, ученых-естествоиспытателей и обществоведов, преподавателей философских дисциплин, аспирантов и студентов философских факультетов.
УДК 141.112 ББК Ю 251.1 С324
Сердюков Ю.М. Демифологизация магии: монография. - Уссурийск: УГПИ, 2003. - 154 с.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 02-03-00073а)
Рецензенты: кафедра философии Амурского государственного университета; В.В. Вальковская, доктор философских наук, профессор; Р.Л. Лившиц, доктор философских наук, профессор
Основная тема монографии состоит в разработке натуралистического подхода к изучению магии и иллюстрации его эффективности на примере тотемической магии и шаманизма. Теоретический фундамент предлагаемой методологии составляют эволюционная эпистемология, концепции естественных информационных систем и нерефлексивных форм познания. Именно в их контексте анализируются широкоизвестные феномены магии, для реалистического объяснения которых привлекается материал из различных отраслей естественнонаучного и гуманитарного знания.
Книга адресована специалистам в области теории познания, преподавателям философских дисциплин, аспирантам и студентам философских факультетов вузов, всем, кто интересуется данной проблемой, ее местом и ролью в современном обществе и в истории цивилизации.
УДК 141.112 ББК Ю 251.1 С324
Сердюков Ю.М. Критический очерк психофизического дуализма: монография. - Хабаровск: ДВГУПС, 2003. - 94 с. - КВК 5-2620-0157-2
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 02-03-00073а) и Камчатского филиала ТИГ ДВО РАН
Рецензенты: кафедра философии Амурского государственного университета; В.В. Вальковская, доктор философских наук, заведующая кафедрой философии ДВГУПС, профессор; Р.Л. Лифшиц, доктор философских наук, заведующий кафедрой культурологии Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, профессор
В монографии описывается становление в европейской философии концепции психофизического дуализма, рассматривается и критикуется одна из его наиболее распространенных современных форм - трансперсональная психология, часто используемая представителями нео-
MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE JOURNAL’S AUTHORS Kormochi Ye.A.
оккультизма для теоретического обоснования их действий. Альтернативой объяснения феноменов магического, мантического (гадание) и мистического опыта автор считает эволюционную теорию познания и сформированную на ее основе концепцию нерефлексивных форм познания.
Книга адресована специалистам в области теории познания, преподавателям философских дисциплин, аспирантам и студентам философских факультетов вузов, всем, кто интересуется данной проблемой, ее местом и ролью в современном обществе и в истории цивилизации.
Е.А. Кормочи
кандидат философских наук, доцент
Ye.A. Kormochi
Master of Philosophy, Assistant Professor
УДК 101 ББК 5Б6(03)
К66
Кормочи Е.А. Философия: учеб.-метод. пособие. - Петропавловск-Камчатский: КГПУ, 2004. - 85 с. - ISBN 5-7968-0191-0
Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных наук Камчатского государственного университета; М.Л. Разумеев, кандидат философских наук, доцент, директор филиала ДВГТУ в г. Петропавловске-Камчатском
Учебно-методическое пособие «Философия» предназначено для оказания помощи студентам всех специальностей очной и заочной форм обучения в изучении курса философии. Пособие включает следующие разделы: пояснительную записку, содержащую цели, задачи изучения дисциплины, требования к знаниям и умениям студентов; список рекомендуемой литературы по курсу, включающий учебники, монографии, философские словари и энциклопедии; основные темы курса с краткими аннотациями, рекомендуемой литературой и вопросами для самопроверки; планы семинарских занятий с основными вопросами и рекомендуемой литературой; темы рефератов по философии и методические рекомендации по их написанию и оформлению; темы контрольных работ для студентов-заочников и рекомендации по их написанию и оформлению; темы контрольных работ для заочников и рекомендации по их выполнению; примерные вопросы к экзамену; словарь философских терминов.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей.
УДК 160.1 ББК 87.4 К66
Кормочи Е.А. Логика: лекции и упражнения: учеб. пособие. - Пет-ропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. - 129 с. -ISBN 5-7968-0299-2
Рецензенты: кафедра философии и культурологии КамГУ им. Витуса Беринга; М.Л. Разумеев, кандидат философских наук, доцент, директор филиала ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) в г. Петропавловске-Камчатском
В учебном пособии «Логика: лекции и упражнения» излагаются в виде кратких лекций основные темы, традиционно составляющие курс учебной дисциплины «Логика» (формальная логика): «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза», «Логические основания вопросов и ответов», «Логика дискуссии (спора)», «Основные формально-логические законы».
Настоящее учебное пособие, предназначенное для тех, кто только начинает изучение традиционной формальной логики, включает все названные темы. При этом хотелось бы подчеркнуть, что автор постарался подойти к преподаванию формальной логики максимально неформально. Именно поэтому теоретическая часть пособия построена так, чтобы студенты усваивали только самые фундаментальные, строгие логические нормы, проиллюстрированные четкими, ясными примерами, при этом не увлекаясь многообразием возможных формализаций этих норм. Объем необходимых знаний по каждой теме обозначен контрольными вопросами. Упражнения и задания сформулированы таким образом, чтобы студенты имели возможность не только усвоить теоретические положения изучаемой темы, но и выработать необходимые для правильного мышления умения и навыки.
Учебное пособие «Логика: лекции и упражнения» предназначено для школьников, студентов, впервые начинающих изучать логику; учителей, осваивающих новый для себя предмет; для всех, кого интересуют условия и нормы правильного мышления. Настоящее пособие соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к содержанию курса логики в высших учебных заведениях.
Учебное пособие Е.А. Кормочи «Логика: лекции и упражнения» отмечено наградами:
• грамотой «Лучшее учебное пособие в номинации „Философские науки“» на Первом Дальневосточном региональном конкурсе на лучшее вузовское учебное издание «Университетская книга-2007» (г. Владивосток, 2008 г.);
• дипломом II степени в номинации «Учебная книга» на конкурсе «Лучшая учебная и научная книга» КамГУ им. Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский, 2008 г.);
• дипломом лауреата на конкурсе «Лучшая научная книга-2007» Фонда развития отечественного образования (г. Сочи, 2008 г.)
УДК 160.1 ББК 87.4 К 66
Кормочи Е.А. Лекции и упражнения по логике: учебное пособие. -Петропавловск-Камчатский: Рос. ун-т кооперации, 2008. - 120 с.
Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных дисциплин и потребительской кооперации Камчатского филиала АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»; В.В. Давыдов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии КамГУ им. Витуса Беринга
В учебном пособии «Лекции и упражнения по логике» излагаются в виде кратких лекций основные темы курса формальной логики: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение», «Доказательство и опровержение», «Гипотеза», «Логические основания вопросов и ответов», «Логика дискуссии (спора)», «Основные формально-логические законы».
Издание содержит комплекс упражнений и заданий по каждой теме, контрольные вопросы для самопроверки, а также список используемой и рекомендуемой литературы.
Кормочи Е.А.
ЛЕКЦИИ Ш УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГИКЕ
MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE JOURNAL’S AUTHORS Kormochi Ye.A.
Пособие предназначено студентам и школьникам, начинающим изучение логики; учителям, осваивающим новую дисциплину с целью повышения квалификации, а также тем, кого интересуют условия и правила построения правильного рассуждения.
ББК 5Б6(03)
Кормочи Е.А. Философия: учеб.-метод. комплекс. - Петропавловск: .'",и,КОФ">| . Камчатский: Рос. ун-т кооперации, 2010. - 84 с.
Рецензент: кафедра социально-гуманитарных дисциплин и потребительской кооперации Камчатского филиала АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»
Учебно-методический комплекс предназначен для облегчения усвоения студентами очной и заочной форм обучения курса учебной дисциплины «Философия». Комплекс включает в себя общие цели и задачи изучения дисциплины, дидактические единицы; знания и умения по курсу; рабочую программу, тематическое планирование, список основной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним; первоисточники, рекомендованные для изучения; материалы по организации самостоятельной работы студентов (темы для самостоятельного изучения, темы рефератов и рекомендации по их написанию, темы контрольных работ и рекомендации по их написанию, задания для самостоятельной работы, философскую терминологию, рекомендуемую для запоминания); контрольно-измерительные материалы для входящего, промежуточного и итогового контроля.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов и преподавателей.
УДК 160.1 ББК 87.4 К66
Кормочи Е.А. Логика: задания для самостоятельной работы студентов. - Петропавловск-Камчатский: Рос. ун-т кооперации, 2006. - 20 с.
Рецензент: кафедра социально-гуманитарных дисциплин и потребительской кооперации Камчатского филиала АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»
Данное пособие представляет собой сборник практических заданий по двум темам, изучаемым в курсе учебной дисциплины «Логика»: «Понятие» и «Суждение». Выполняя предлагаемые упражнения, студент сможет проверить свой уровень усвоения главных вопросов этих тем, а также выработать и закрепить умения, необходимые для дальнейшего изучения логики.
ЛОГИКА
УДК 160.1 ББК 5Б6(03)
К66
Кормочи Е.А. Программа и учебно-методические рекомендации для студентов по курсу учебной дисциплины «Логика». - Петропав-ловск-Камчатский: КГПУ, 2002. - 25 с.
Пособие включает в себя пояснительную записку, содержащую цели и задачи изучения дисциплины; тематический обзор курса; планы семинарских занятий, включающие вопросы для подготовки и упражнения по теме; список рекомендуемой литературы; вопросы к экзамену по курсу «Логика»; варианты контрольных работ по основным темам курса: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение».
Данное пособие рекомендуется студентам очной и заочной форм обучения, а также тем, кто самостоятельно изучает основы логики.
УДК 130.2 ББК 5Б(03)
К66
Кормочи Е.А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия культуры». - Петропавловск-Камчатский: КГПУ, 2005. - 24 с.
Учебно-методический комплекс включает в себя пояснительную записку, содержащую выписку из Госстандарта, цели и задачи изучения дисциплины; тематический план; список основной литературы по дисциплине; содержание программы, включающее основные темы, литературу по каждой из них, вопросы для самопроверки, планы семинарских занятий; вопросы к экзамену по дисциплине.
Пособие предназначено для студентов вузов, изучающих «Философию культуры».
УДК 165.19 ББК 87 К66
Кормочи Е.А. Язык нерефлексивных форм познания: монография -Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. - 135 с. -КВК 978-5-7968-0400-1
Рецензенты: кафедра философии и культурологии КамГУ им. Витуса Беринга; Н.Г. Ильинская, доктор филологических наук, профессор, ректор КамГУ им. Витуса Беринга; М.Л. Разумеев, кандидат философских наук, доцент, директор филиала ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) в г. Петропавловске-Камчатском
MONOGRAPHS AND EDUCATIONAL MEDIA OF THE JOURNAL’S AUTHORS Davydov V.V.
Основная цель, которую ставит перед собой автор книги, - разработать теоретико-методологический базис исследования специфики языка нерефлексивных форм познания (НФП) и продемонстрировать его эффективность на анализе ряда конкретно-исторических типов НФП: примитивной магии (шаманизм), даосского пути достижения бессмертия, древнекитайской мантики, дзэн-буддизма и христианского мистицизма европейского средневековья. Автор исследует процесс становления представлений о языке в европейской философии, проблему взаимосвязи языка, сознания и мышления; выявляет специфику образа, знака, символа и их взаимосвязь. Особое внимание уделяется исследованию причин невозможности адекватного описания и передачи состояний и знаний, являющихся результатом НФП, средствами дискурса; выявлению и описанию специфики вербальных и невербальных средств, при помощи которых субъект НФП получает информацию; выделению основных отличий языка НФП от языка рефлексивных форм познания.
Книга адресована специалистам в области теории познания, обществоведам, преподавателям философских дисциплин, аспирантам и студентам философских факультетов вузов, всем, кто интересуется данной проблемой.
В.В. Давыдов
кандидат философских наук
V. V. Davydov
Master of Philosophy
УДК 165.12 ББК 5Б(6)03
Давыдов В.В. Психофизическая проблема в методологии когнитивизма: монография. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2006. - 178 с. - ISBN 5-7968-0184-8
Рецензент: Р.Л. Лившиц, доктор философских наук, профессор
В книге рассматриваются перспективы решения психофизической проблемы на основе синтеза философии и когнитивных наук. Автор обращает внимание на трудности, с которыми сталкиваются когнитивистские интерпретации психофизического взаимодействия. Утверждение позиций натуралистической теории сознания автор связывает с пересмотром сложившихся в современной философии сознания логико-лингвистических оснований анализа психофизической проблемы.
КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА
В. В. ДАВЫДОВ
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В МЕТОДОЛОГИИ КОГНИТИВИЗМА
МОНОГРАФИИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ АВТОРОВ ЖУРНАЛА
Давыдов В.В.
УДК 1/14 ББК 87 П78
Давыдов В.В. Феномен сознания в парадигме универсального эволюционизма // Проблема сознания в философии и науке: коллективная монография / под ред. проф. Д.И. Дубровского. -М.: Канон +: Реабилитация, 2009. - С. 425-445. - ISBN 978-58837-3191-0
В книге обсуждаются основные вопросы проблемы сознания, ее эпистемологические, онтологические, аксиологические и праксеологические аспекты. Значительное место отводится рассмотрению специфического и неотъемлемого качества сознания - субъективной реальности, а также теоретических трудностей, связанных с его объяснением. Анализируются результаты разработки проблемы в аналитической философии и феноменологии, выясняется роль исследований в области философии сознания для развития современной эпистемологии. Специальные разделы книги посвящены социально-эпистемологическому подходу к проблеме сознания и новейшим результатам исследования феноменов сознания в психологии, нейрофизиологии, нейролингвистике, в развитии искусственного интеллекта и когнитивных наук. Подчеркивается необходимость взаимосвязи философских и научных подходов для успешной разработки проблемы сознания в условиях информационного общества и процессов глобализации.