Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ'

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ И КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / PROBLEM AREAS OF FSES PO IMPLEMENTATION / CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кроер Е.В.

Введение. В статье автор обращается к проблеме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в учебных учреждениях. Целью статьи является выявление проблемных зон внедрения ФГОС в систему дошкольного образования, причин их возникновения, а также поиск путей их устранения. Методология. Исследование проводилось в 2019 г. путем сбора информации, анкетирования, а также анализа результатов мониторинга по реализации ФГОС ДО. Для приведения результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных. Результаты. В статье посредством опроса целевых групп были выявлены актуальные проблемные зоны реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет, а также сформулированы предложения по их устранению. Заключение. Мониторинговое исследование позволяет выявить трудности и проблемы, возникающие в системе дошкольного при реализации ФГОС ДО. В частности, выявление проблем и предложенные механизмы их устранения необходимы для принятия решений относительно выработки путей преодоления трудностей, что также позволит скорректировать направления государственного регулирования в сфере дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кроер Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORIG STUDY IN THE FIELD OF PRESCHOOL FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IMPLEMENTATION: PROBLEM AREAS, CAUSES OF THEIR OCCURRENCE AND WAYS TO ELIMINATE THEM

Introduction. The author of the article reveals the problem of implementing the Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE) in educational institutions. The purpose of the article is to identify the problem areas of implementation of the Federal State Educational System in Preschool Education, the causes of their occurrence, as well as to find ways to eliminate them. Methodology. The study was conducted in 2019 by collecting information, conducting a survey and analyzing the results of monitoring the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. Data aggregation and consolidation methods were used to bring the analysis results into visual form. Results. In the article, by means of a survey of target groups, actual problem areas of implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education in institutions that carry out educational activities under pre-school education programs, including for children under 3 years of age, were identified, and proposals for their elimination were formulated.. Conclusion. The monitoring study makes it possible to identify difficulties and problems that arise in the preschool system during the implementation of the Federal State Educational Standard. In particular, the identification of problems and the proposed mechanisms for their elimination are necessary for making decisions on how to overcome difficulties, which will also allow us to adjust the direction of state regulation in the field of preschool education.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ»

8. Zaika E. V. Psihologicheskie voprosy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v vuze [Psychological issues of organizing the independent work of students in the university]. Kharkiv, 1994, 71 p.

9. Zinovkina M., Gareev R. Kreativnoe inzhenernoe obrazovanie [Creative Engineering Education]. Higher Education in Russia, 2000, no. 6, pp. 98. (In Russian).

10. Ivoshina T. G., Shvareva L. V. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti shkol'nikov. Istoriya problemy [Formation of educational independence of schoolchildren. History of the problem]. Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky, 2011, no. 24, pp. 945-950. (In Russian).

11. Kasatkina N. E., Kokorina I. N. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak invariantnyj komponent podgotovki specialistov tekhnicheskogo profilya [Research work of students as an invariant component of the training of technical specialists]. Bulletin of Kemerovo State University, 2005, no. 1(21), pp. 103-105. (In Russian).

12. Kasatkina N. E., Rudneva E. L, Nester T. V. Professional'nye namereniya i cennostnye orientacii molodezhi [Professional intentions and values orientations of youth]. Science and

Education. Abstracts of the second scientific-practical conference. Belovo, 2001, pp. 233-237. (In Russian).

13. Kokorina I. N., Krasavina E. S. Samostoyatel'naya rabota studentov tekhnicheskogo vuza v usloviyah sovremennogo vysshego obrazovaniya [Independent work of technical university students in the conditions of modern higher education]. Humanities in the context of international cooperation. Proceedings of the 3rd International Scientific Conference. Vladivostok, DVGTU, 2002, pp. 92-94. (In Russian).

14. Kuzmina E. Proforientaciya: effektivnost' i kachestvo [Professional Orientation: Efficiency and quality]. Higher Education in Russia, 2002, no. 3, pp. 25-27. (In Russian).

15. Levchenko T. A., Tungusova E. V. Klasternye struktury: osnovnye harakteristiki i generiruemyjeffekt [Cluster structure: main features and generated effect]. Fundamental Research, 2017, no. 3, pp. 144-148. Available at: http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=41410 (accessed 21.04.2020). (In Russian).

16. Popov Y., Orrobinsky V., Kucherov V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty v bakalavriate [Organization of independent work in bachelor's degree]. Higher Education in Russia, 1998, no. 4, pp. 87-89. (In Russian).

УДК/UDC 373.2 Е. В. Кроер

E. V. Croer

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ

MONITORIG STUDY IN THE FIELD OF PRESCHOOL FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IMPLEMENTATION: PROBLEM AREAS, CAUSES OF THEIR OCCURRENCE AND WAYS TO ELIMINATE THEM

Введение. В статье автор обращается к проблеме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в учебных учреждениях. Целью статьи является выявление проблемных зон внедрения ФГОС в систему дошкольного образования, причин их возникновения, а также поиск путей их устранения.

Методология. Исследование проводилось в 2019 г. путем сбора информации, анкетирования, а также анализа результатов мониторинга по реализации ФГОС ДО.

Для приведения результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных.

Результаты. В статье посредством опроса целевых групп были выявлены актуальные проблемные зоны реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет, а также сформулированы предложения по их устранению.

Заключение. Мониторинговое исследование позволяет выявить трудности и проблемы, возникающие в системе дошкольного при реализации ФГОС ДО. В частности, выявление проблем и предложенные механизмы их устранения необходимы для принятия решений относительно выработки путей преодоления трудностей, что также позволит скорректировать направления государственного регулирования в сфере дошкольного образования.

Introduction. The author of the article reveals the problem of implementing the Federal State Educational Standard of Preschool Education (FSES PE) in educational institutions. The purpose of the article is to identify the problem

areas of implementation of the Federal State Educational System in Preschool Education, the causes of their occurrence, as well as to find ways to eliminate them.

Methodology. The study was conducted in 2019 by collecting information, conducting a survey and analyzing the results of monitoring the implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. Data aggregation and consolidation methods were used to bring the analysis results into visual form.

Results. In the article, by means of a survey of target groups, actual problem areas of implementation of the Federal State Educational Standard of Preschool Education in institutions that carry out educational activities under pre-school education programs, including for children under 3 years of age, were identified, and proposals for their elimination were formulated..

Conclusion. The monitoring study makes it possible to identify difficulties and problems that arise in the preschool system during the implementation of the Federal State Educational Standard. In particular, the identification of problems and the proposed mechanisms for their elimination are necessary for making decisions on how to overcome difficulties, which will also allow us to adjust the direction of state regulation in the field of preschool education.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, дети-инвалиды, проблемные зоны и критерии результативности реализации ФГОС ДО.

Keywords: federal state educational standard of preschool education, children with disabilities, problem areas of FSES PO implementation, criteria and performance indicators.

Введение

В реалиях современного общества система дошкольного образования важна и актуальна, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка определяются особенности личности и качество его дальнейшего психического и физиологического развития. На данный момент есть множество проблем в системе дошкольного образования, выявление и ликвидация которых позволит создать оптимальные условия для развития и образования ребенка.

Современная государственная политика в области дошкольного образования нацелена на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования. За понятием качества всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства. Об этом свидетельствуют правовые, идеологические и организаци-

онные документы последних лет [11]. Внедрение ФГОС в систему дошкольного образования позволяет повысить качество образования дошкольников.

ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка [7]. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

В основу ФГОС заложены следующие принципы:

- поддержка разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть время подготовки к следующему;

- личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация программы дошкольного образования в формах, специфических для детей дошкольного возраста [3].

Сегодня первоочередной задачей внедрения ФГОС в практику образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, является не только оценка качества его реализации, выявления проблемных зон внедрения, причин их возникновения, но и поиск путей их устранения.

В 2018 г. проводился мониторинг реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» одной из задач национального развития образования заявлено создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет [4]. В мониторингах предшествующего периода и разработанных за период введения ФГОС дошкольного образования методических материалах также не учитывалась данная возрастная группа детей [7].

В 2019 г. мониторинг по реализации ФГОС дошкольного образования в субъектах Российской Федерации продолжился для выявления и преодоления трудностей и проблем, возникающих в системе дошкольного образования [7]. Были проанализированы направле-

ния в соответствии с требованиями к условиям реализации программы, которые включают в себя требования:

1) к психолого-педагогическим условиям (пункт 3.2 ФГОС дошкольного образования);

2) к кадровым условиям (пункт 3.4 ФГОС дошкольного образования);

3) к развивающей предметно-пространственной среде (пункт 3.3 ФГОС дошкольного образования);

4) к финансовым (пункт 3.6 ФГОС дошкольного образования) и материально-техническим условиям (пункт 3.5 ФГОС дошкольного образования) [7].

Целью статьи является выявление проблемных зон внедрения ФГОС в систему дошкольного образования, причин их возникновения посредством анализа результатов мониторинга реализации ФГОС, а также поиск путей их устранения.

Новизна исследования заключается в том, что выявление проблем на пути внедрения ФГОС в дошкольных образовательных организациях (ДОО) проводится не по данным из открытых источников, а из первоисточника - самих ДОО. Мониторинг проводится третий год подряд, охват мониторингом таких организаций достаточно большой, что позволяет выявить проблемы реализации ФГОС ДО в разрезе целевых групп (руководителей ДОО, педагогов и родителей) по всей территории Российской Федерации.

Методология

Для проведения мониторинга были разработаны опросные формы, составлено информационное письмо о проведении опроса, проведена рассылка письма в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Представителями дошкольных организаций были переданы данные на сайте http://doshkol-edu.ru.

Для опроса целевых групп использовались методы сбора информации и анкетирования. Метод сбора информации позволил провести структурирование информации для обеспечения принятия обоснованных решений. Метод анкетирования способствовал комплексному сбору информации для качественного формулирования выводов по результатам исследований.

С помощью технических возможностей сайта были выгружены результатов анкетирования в Microsoft Excel. Для приведения результатов анализа в наглядную форму были использованы методы агрегирования и консолидации данных, которые позволили обобщить полученные результаты и выстроить общую

тенденцию, посредством выполнения следующего порядка действий: группировка первичных данных мониторинговых и иных исследований на основе заданных признаков, выделение основного тренда и формулирование общих выводов.

В 2019 г. были актуализированы используемые ранее формы для сбора данных от ДОО.

Форма 1. Общие сведения об образовательной организации. Использовалась для получения информации об организациях ДО, которые участвовали в мониторинге. В частности, она содержала информацию о виде собственности, числе воспитанников и т. д.

Форма 2. Условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Использовалась для выявления проблем на пути реализации ФГОС в опрашиваемых ДОО. Показатели были разделены на группы: развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия, материально-технические условия, кадровые условия, финансовые условия, оказание дополнительных образовательных услуг. Такое разделение требовалось, чтобы выявить проблемы, возникающие при реализации ФГОС ДО в разрезе каждого из показателей.

Форма 3. Оценка отдельных условий образовательной организации. Использовалась для получения информации о произошедших изменениях в ДОО с 1 января по 31 декабря 2018 г.

Результаты мониторинга позволили:

- сформулировать актуальные проблемные зоны реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет;

- выделить возможные причины возникновения проблемных зон реализации ФГОС ДО и сформулировать предложения по их устранению.

Результаты

В 2019 г. в рамках проекта «Организационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет» (государственный контракт от 17.12.2018 № 03.Z18.11.0002), исполнителем которого является ООО «МИК», прово-

дился мониторинг, в котором приняли участие 17909 образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, из 85 субъектов Российской Федерации, в том числе 15172 дошкольных образовательных организации, 2737 общеобразовательных организаций, имеющих структурное подразделение «Отделение дошкольного образования». Из них организаций, осуществляющих образовательную деятельность, различных типов:

- бюджетных учреждений - 12701;

- автономных учреждений - 2374;

- казенных учреждений - 2812;

- частных образовательных организаций - 16;

- частных организаций, осуществляющих присмотр и уход, - 5;

- организаций, осуществляющих обучение, - 1.

В структуре организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены группы разной направленности. В них воспитывается 3 013 505 детей, в том числе 32 001 ребенок-инвалид, 200 911 детей с ОВЗ, 1147 детей с сахарным диабетом, 471 319 воспитанников в возрасте до 3 лет, в том числе 1 647 детей-инвалидов и 3 598 с ОВЗ.

На рисунке 1 представлен охват мониторинговых исследований в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Больше всего образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, мониторинг охватил в Приволжском федеральном округе - 4455, меньше всего - в Дальневосточном (724).

Была проведена оценка условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

- психолого-педагогические условия,

- развивающая предметно-пространственная среда,

- материально-технические условия,

- кадровые и финансовые условия,

- оказание дополнительных образовательных услуг.

Для оценки психолого-педагогических условий реализации ФГОС в ДОО был проанализирован ряд показателей по округам. В частности, для оказания психолого-педагогической помощи родителям, дети которых не имеют возможности посещать ДОО (в частности, дети с ОВЗ), в дошкольных организациях должны быть организованы консультационные центры. В ходе мониторинга было выявлено, что в анализируемых субъектах Российской Федерации всего 6107 образовательных организаций, имеющих консультационный центр для родителей (законных представителей) и обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Число родителей (законных представителей), обратившихся за консультационной помощью, в 2018 г. достигло 272 652. Количество организаций, использующих дистанционные формы консультационных и образовательных услуг, составило 5 083.

Количество образовательных организаций, в которых имеется нормативно-правовое обеспечение организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, представлено на рисунке 2.

Также в ДОО проводилась оценка развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Во всех дошкольных образовательных организациях обеспечены безопасность, у 99 % - доступность (открытость) среды. 88 % организаций строят свою деятельность

Приволжский ФО 4455

Центральный ФО Сибирский ФО Южный ФО Уральский ФО Северо-Западный ФО Северо-Кавказский ФО Дальневосточный ФО

0 1000 2000 3000 4000 5000 Рис. 1. Данные по количеству участников мониторинга в разрезе федеральных округов (ДОО)

Разделы в Уставе ДОО об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью

Локальные акты по работе с детьми с ОВЗ

Разделы о создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, в Программе развития Положение о ППк (психолого-педагогическом консилиуме в ДОО)

Договор с родителями детей с ОВЗ

Программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Утвержденные адаптированные основные образовательные программы ДОО

7844

10003 I 10410

I 10237

8422

7406

8589

2000

4000

6000

8000 10000 12000

Рис. 2. Количество образовательных организаций, в которых имеется нормативно-правовое обеспечение организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

0

на принципах вариативности, трансформируемости предметно-пространственной среды; 87 % придерживаются полифункциональности предметно-пространственной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако проведенный мониторинг показал, что полностью требования ФГОС дошкольного образования к предметно-пространственной среде соблюдены только у 41,5 % организаций, осуществляющих образовательную деятельность (частично - у 58,2 %, не реализованы - у 0,3 %). Лидерами по реализации требований ФГОС дошкольного образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, следующих федеральных округов Российской Федерации: Уральский федеральный округ 58 % (с максимальным значением у Ханты-Мансийского АО -Югра - 83 %), Южный федеральный округ 48 % (с максимальным значением у Краснодарского края - 64 %). Также установлено, что 5 % организаций не имеют оборудованной территории, прилегающей к организации либо расположенной на незначительном удалении, что является прямым нарушением требования ФГОС дошкольного образования. Как видно из рисунка 3, наименее обеспеченным субъектом Российской Федерации по этому показателю является Республика Татарстан.

Только 35 % организаций имеют оборудованные участки, которые полностью соответствуют ФГОС ДО, 61 % организаций - частично соответствуют, 4 % - не соответствуют. Достаточно хорошие результаты показали следующие федеральные округа Российской Федерации: Уральский федеральный округ - 49 % (с максимальным значением у Ханты-Мансийского АО - Югра - 77 %), Южный феде-

Тверская область

Кабардино-Балкарская Республика

Забайкальский край Нижегородская область Иркутская область

Томская область

Ивановская область

Республика Северная Осетия - Алания Тюменская область

Алтайский край

Новосибирская область

Пермский край

Удмуртская Республика

Свердловская область

Кемеровская область

Омская область

Ставропольский край

Республика Дагестан

Ростовская область

Республика Башкортостан Краснодарский край

Республика Татарстан

100

Рис. 3. Субъекты Российской Федерации, в которых 10 и более организаций не имеют оборудованной территории, прилегающей к организации либо расположенной на незначительном удалении

ральный округ - 41 % (с максимальным значением у Краснодарского края - 54 %).

Практически в каждом детском саду есть группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (чаще без присутствия родителей), в некоторых садах есть консультативные центры, куда очень редко обращается население (1-4 раза в течение учебного года) и полностью отсутствуют иные вариативные формы дошкольного образования.

При этом в дошкольных образовательных организациях одного региона прослеживается некоторая схожесть в организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Адыгее представлены группы общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности, а в Краснодарском крае групп комбинированной направленности вообще нет. При этом в группах общеразвивающей направленности либо уже есть дети с ОВЗ (имеющие заключения психолого-медико-педагогической комиссии), либо есть дети с ярко выраженными нарушениями развития.

Что касается оценки психолого-педагогических условий реализации ФГОС ДО в рассматриваемых организациях, то регулярно корректируется содержание образовательных программ с учетом особенностей ребенка в 35 % организаций, осуществляющих образовательную деятельность; частично корректируется - в 61 %; не корректируется - в 4 %. На рисунке 4 представлены данные по ДОО, в которых содержание образовательных программ не учитывает особенности ребенка и не обновляется.

Оценка материально-технических условий реализации ФГОС ДО опиралась в основном на условия для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ. Так, у 77 % организаций реализована возможность въезда личного автотранспорта для родителей ребенка с ДЦП на территорию образовательной организации и установлены разноуровневые перила. Пандусы для входа в дошкольные образовательные организации и широкие дверные проемы в помещениях установлены у 61 и 65 % организаций соответственно. По остальным направлениям дела обстоят хуже: только у 5 % организаций установлен лифт (подъемная платформа, ступенькоход), у 7 % - пандусы внутри здания и 9 % - специальное покрытие пола, тактильная дорожка в коридоре (рис. 5).

Кадровое обеспечение образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, по данным мониторинга, представлено 282 512 педагогическими работниками. При этом наблюдается нехватка педагогических кад-

Белгородская область

Воронежская область

Кабардино-Балкарская Республика Республика Коми

Волгоградская область Республика Северная Осетия - Алания Тюменская область

Республика Алтай

Тверская область

Курганская область

Ивановская область

Саратовская область

Иркутская область

Томская область

Забайкальский край

Новосибирская область

Пермский край

Кемеровская область

Алтайский край

Республика Дагестан

Удмуртская Республика

Свердловская область

Ставропольский край

Омская область

Республика Башкортостан Республика Татарстан

Ростовская область

Краснодарский край

Рис. 4. Субъекты Российской Федерации, в которых 10 и более организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регулярно не корректируют содержание образовательных программ с учетом особенностей ребенка

ров, так как по штатному расписанию предусмотрено 296399 специалистов, что на 4,9 % превышает фактическое число. Из них 12856 совместителей, 212738 воспитателей.

Также в образовательных организациях работают социальные педагоги, логопеды, дефектологи и т. д. На рисунке 7 представлен кадровый состав ДОО по видам деятельности.

Пандус для входа в ДОО Съезды с тротуаров на территории ДОО Пандусы внутри здания Лифт/подъемная платформа/ступенькоход Тактильная дорожка в коридоре Широкие дверные проемы в помещениях Разноуровневые перила Специальное покрытие пола Специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение

Возможность въезда личного транспорта для родителей ребенка с ДЦП

Выделенные места на ближайшей парковке для транспорта людей с инвалидностью

77%

77%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 5. Доля организаций, реализовавших специальные условия для детей с инвалидностью и ОВЗ

18000 15000 12000 9000 6000

3000

-16416,44

9500,14 9166

Е

6718

4316,18

715,14 857"

Л

14739

■ Ставка □ Факт

Педагоги-психологи

Социальные Педагоги дополнительного педагоги образования

Учителя логопеды

Рис. 6. Общее количество педагогических работников и количество ставок в разрезе профессий, чел.

Можно сделать вывод, что наблюдается некоторая нехватка педагогов-психологов и учителей-логопедов - на 4 и 11 % соответственно не заполнено штатное расписание в образовательных организациях. Другая ситуация наблюдается со штатом социальных педагогов и педагогов дополнительного образования: на 17 и 36 % соответственно их фактическая численность превышает штатное расписание. Это свидетельствует о том, что часть сотрудников работают на неполную ставку.

Стоит отметить образование педагогов. Число педагогических работников, имеющих дошкольное педагогическое образование, составляет 209 571. При этом существует проблема отсутствия специального дошкольного педагогического образования (среднего профессионального или высшего) в отдельных округах Российской Федерации. Так, минимальная доля педагогов, имеющих соответствующее образование, наблюдается в Центральном федераль-

21880

Музыкальные руководители Инструктора по физической культуре

Педагоги-психологи

Социальные педагоги

Педагоги дополнительного образования

Учителя-логопеды

Учителя-дефектологи (сурдопедагоги) Учителя-дефектологи (тифлопедагоги) Учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) Старшие воспитатели, методисты

Тьюторы

0 5000 10000 15000 20000 25000 Рис. 7. Наличие специалистов по видам деятельности (чел.)

0

ном округе и составляет 69 % (минимальный показатель у Тамбовской области - 35 %). Также только 70 % педагогических работников Сибирского федерального округа имеют желаемое образование (минимальный показатель у Республики Алтай - 59 %). В то же время максимальная доля педагогов со специальным дошкольным педагогических образованием работает в образовательных организациях Дальневосточного, Уральского и Южного федеральных округов. В среднем в Российской Федерации желательное образование для реализации ФГОС дошкольного образования имеют 74 % педагогических работников.

75 % педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, младше 50 лет. Необходимо продолжить работу по привлечению молодых специалистов, их успешной адаптации в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

В 2018 г. 99438 педагогических работников повысили свою квалификацию. Они освоили дополнительные профессиональные программы по различным направлениям деятельности. Результат повышения квалификации - успешное освоение современных технологий, овладение новыми образовательными ресурсами. Педагогические работники участвовали в различных формах повышения квалификации: образовательные программы, семинары, семинары-практикумы, открытые педагогические формы, творческие группы и т. д. В 2018 г. 158778 педагогических работников приняли участие в конкурсах педагогического мастерства.

Подлежали оценке также и финансовые условия в организациях. Повышающий коэффициент финансирования образовательной программы воспитанника(ов) с ОВЗ есть у 19 % ДОО, в группах компенсирующей направленности; у 8 % - в группах комбинированной направленности и у 7 % - в остальных группах. Только 15 % организаций, осуществляющих образовательную деятельность, имеют повышающий коэффициент финансирования образовательной программы воспитанника с инвалидностью.

Кадровые условия значительно улучшились у 34 % ДОО, незначительно улучшились у 35 %, не было изменений у 31 %. По данному показателю лучшая ситуация сложилась в г. Москве, Ненецком АО, где все опрошенные указали на положительные изменения в кадровых условиях. И наоборот, наиболее проблемная ситуация с кадровым обеспечением возникла в Краснодарском крае, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, где более чем в 250 организациях ситуация не поменялась.

Качество методического сопровождения в течение 2018 г. в среднем улучшилось, об этом свидетельствуют данные по оценке соответствия методических условий в образовательной организации требованиям ФГОС ДО: улучшились значительно - у 42 %; незначительно - 45 %; не было изменений - у 13 % ДОО.

По данному показателю лучшая ситуация сложилась в Ярославской области, Республике Карелия, Астраханской области, Республике Крым, Чеченской республике, Амурской области, где все опрошенные указали на положительные изменения в части методических условий. Наиболее проблемная ситуация возникла в Ростовской области, Удмуртской Республике, Республике Татарстан, где более чем в 100 организациях ситуация не поменялась.

Улучшились материально-технические условия (в том числе оснащенность развивающей предметно-пространственной среды) в образовательной организации дошкольного образования значительно у 42 %, незначительно - у 47 %, не было изменений -у 11 % ДОО.

Финансовая составляющая за рассматриваемый период в образовательной организации незначительно улучшилась (значительно - у 25 %, незначительно - у 48 %, не было изменений - у 27 %). По данному показателю лучшая ситуация сложилась в Москве, Республике Карелия, Астраханской области, Республике Крым, Чеченской республике, Амурской области, где все опрошенные указали на положительные изменения в финансовой сфере. Наиболее проблемная ситуация по финансовым условиям возникла в Удмуртской Республике, Ростовской области, Пермском крае, Республике Татарстан, где более чем в 200 организациях ситуация не поменялась.

Выстроены новые партнерские отношения с другими организациями - школа, библиотека, дом культуры, музей, организация дополнительного образования и т. д. - в 15988 (89,3 %) образовательных организациях.

Наряду с выявленными на основе внешней оценки затруднениями у образовательных организаций, которые могут повлиять на качество дошкольного образования, важной составляющей при определении уровня реализации ФГОС дошкольного образования является анализ проблем, существующих в образовательных организациях.

Участники мониторинга предоставляли сведения об актуальности проблем, препятствующих реализации ФГОС дошкольного образования (рис. 8). Наиболее актуальной проблемой было признано недостаточное финансовое обеспечение, необходимое для решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нехватка помещений для познавательной, исследовательской, игровой активности детей

Нехватка помещений для обеспечения двигательной активности детей и т.д.

Необходимость серьезной перестройки внутренних помещений здания ДС

Неподготовленность педагогических кадров, в том числе отсутствие психологической готовности

Недостаток игрушек и игрового оборудования

Недостаточное финансовое обеспечение для решения задач развития организации

Низкая финансовая самостоятельность

56% 44%

......

43% 57%

......

24% 76%

......

15% 85%

......

38% 1 62%

......

62% 38%

......

45% 55%

Т

0% 20% 40% 60% 80% 100% Рис. 8. Актуальность отдельных проблем ДОО в Российской Федерации

■ Да □ Нет

задач развития организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Также в анкетах представители ДОО указали на другие проблемы, препятствующие или затрудняющие реализацию ФГОС ДО в образовательных организациях:

- нехватка методических рекомендаций, пособий, необходимых для соблюдения ФГОС;

- недостаточное обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС;

- недостаточное финансирование;

- недостаточный опыт работы молодых специалистов;

- недостаточность современной предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в части современного технического обеспечения;

- нехватка узких специалистов в штате дошкольных образовательных организаций;

- нехватка необходимого оборудования для детей с ОВЗ;

- неудовлетворенная потребность работников дошкольных образовательных организаций в повышении социального статуса и профессионализма, в усилении их государственной и общественной поддержки;

- неудовлетворенная потребность в обновлении кадрового состава дошкольных образовательных организаций, что влечет за собой адресное обучение педагогов;

- отсутствие компьютерной техники у педагогов, недостаток материалов, оборудования, художественной литературы, игрового оборудования на прогулочных площадках;

- отсутствие современного здания с учетом требований ФГОС ДО.

Заключение

Результаты мониторинга позволяют сформулировать актуальные проблемные зоны в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет:

1) не полностью реализованы требования ФГОС дошкольного образования к предметно-пространственной среде: не все респонденты признают наличие в их организации условий для организации инклюзивного образования; отмечается недостаток современного технического обеспечения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях; переполненность групп;

2) нехватка педагогических работников, имеющих профильное (дошкольное) педагогическое высшее образование, недостаточная компетентность молодых специалистов, недостаточное кадровое штатное обеспечение специалистами, отсутствие тьюторов для детей со сложными диагнозами, а также проблема подготовки кадров по данной специальности;

3) слабое оснащение материально-технической базы для создания доступной среды, приобретения интерактивного развивающего оборудования для детей с различными нарушениями развития;

4) недостаточное финансирование дошкольных образовательных организаций;

5) слабая научно-методическая поддержка институтов развития образования, недостаточность

научно-методического сопровождения реализации ФГОС ДО.

Возможные причины возникновения проблемных зон реализации ФГОС ДО:

1) не решены в ряде дошкольных образовательных организаций трудности как организационного, так и содержательного характера;

2) создание предметно-пространственной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, не всегда сопровождается пониманием педагогического содержания требований ФГОС.

Предложения (рекомендации) по устранению проблемных зон реализации ФГОС ДО:

1) для образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и столкнувшейся с большим числом детей в группе, из-за чего может ухудшиться качество образования детей, выходом может стать открытие групп комбинированной направленности с меньшим числом детей в группе;

2) комплексное решение проблем с учетом специфики региона. Практически во всех дошкольных образовательных организациях созданы условия, во многом отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Нужно подчеркнуть практическую значимость результатов исследования. Результаты исследования будут полезны региональным и муниципальным органам государственной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования. В частности, выявленные проблемы ДОО при реализации ФГОС ДО и предложенные пути их устранения позволят скорректировать направления государственного регулирования в сфере дошкольного образования.

Результаты исследования будут использованы образовательными организациями дополнительного профессионального образования и методическими службами субъектов Российской Федерации для организации работы с целью профессионального роста педагогических работников ДОО и повышения уровня их методической компетентности.

Результаты исследования будут востребованы руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций дошкольного образования с целью повышения качества образования.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный

ресурс] : федер. закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. URL: http://docs.cntd.ru/ document/556183093.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_154637/.

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027.

5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/.

6. Сваталова Т. А., Яковлева Г. В. Сопровождение реализации профессионального стандарта «Педагог» средствами дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4 (37). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/soprovozhdenie-realizatsii-professionalnogo-standarta-pedagog-sredstvami-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya/viewer.

7. Кроер Е. В. Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7, № 3. С. 3-12.

8. Кириллов И. Л. ФГОС дошкольного образования в действии: главные достижения и основные трудности реализации [Электронный ресурс] : доклад на пленарном заседании межрегионального семинара «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования». URL: https://drive.google.com/ file/d/1nGbm-kcXAwLiafyMB6DeH08K2xrJNGdS/view.

9. Копытова А.В. О системе дошкольного образования Челябинской области [Электронный ресурс] : доклад на пленарном заседании межрегионального семинара «Реализация ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования». URL: https://drive.google.com/ file/d/18wJ091a7Hk20RqY5vU7mWkbDvJeF0fdp/view.

10. Белая К. Ю. Обновление образовательного процесса в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]. URL: https://dou8.siteedu.ru/media/sub/691/ documents/Обновнение_образовательного_процесса_в_ ДОО_Белая_К.Ю.^1

11. Левшина Н. И., Санникова Л. Н., Юревич С. Н. Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=26131.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [About education in the Russian Federation]. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 no. 273-FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (In Russian).

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"]. Decree of the Government of the Russian Federation of

December 26, 2017 no. 1642. Available at: http://docs.cntd.ru/ document/556183093. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya [On the approval of the federal state educational standard for preschool education]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 no. 1155. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/. (In Russian).

4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024]. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2018 no. 204. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. (In Russian).

5. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [On approval of the Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of December 08, 2011 no. 2227-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/. (In Russian).

6. Svatalova T. A., Yakovleva G. V. Soprovozhdenie realizacii professional'nogo standarta «Pedagog» sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Maintenance of implementation of the professional standard "Teacher" by means of additional professional education]. Scientific support of a system of advanced training, 2018, no 4 (37). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-realizatsii-professionalnogo-standarta-pedagog-sredstvami-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya/viewer. (In Russian).

7. Kroer E. V. Realizaciya FGOS doshkol'nogo obrazovaniya v praktike raboty organizacij, realizuyushchih obrazovatel'nye

programmy doshkol'nogo obrazovaniya [Implementation of Federal State Educational Standard of Preschool Education in the practice of organizations implementing preschool education programs]. Standards and Monitoring in Education, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 3-12. (In Russian).

8. Kirillov I. L. FGOS doshkol'nogo obrazovaniya v dejstvii: glavnye dostizheniya i osnovnye trudnosti realizacii [Federal State Educational Standard for preschool education in action: main achievements and main implementation challenges]. Report at the plenary session of the interregional seminar "Implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education in educational organizations implementing educational programs of preschool education". Available at: https://drive.google. com/file/d/1nGbm-kcXAwLiafyMB6DeH08K2xrJNGdS/view. (In Russian).

9. Kopytova A. V. O sisteme doshkol'nogo obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti [On the system of preschool education in the Chelyabinsk region]. Report at the plenary session of the interregional seminar "Implementation of the Federal State Educational Standard for Preschool Education in educational organizations implementing educational programs of preschool education". Available at: https://drive.google.com/file/d/18wJO 91a7Hk2ORqY5vU7mWkbDvJeF0fdp/view. (In Russian).

10. Belaia K. lu. Obnovlenie obrazovatel'nogo processa v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Updating the educational process in a preschool educational organization]. Available at: https://dou8. siteedu.ru/media/sub/691/documents/06HOBHeHMe_o6pa3OBa-тeflbнoгo_пpoцeссa_в_A00_Eeflafl_К.IO..pdf. (In Russian).

11. Levshina N. I., Sannikova L. N., Iurevich S. N. Ocenka kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: mnenie roditelej [Evaluation of the quality of preschool education: the opinion of parents]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26131.

УДК/UDC 377

Т. Ю. Ложкина T. Yu. Lozhkina

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

MODELING MANAGEMENT OF MEDICAL COLLEGE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES

Введение. В статье рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организацией в условиях интеграционных процессов. Модель управления профессиональной образовательной организацией должна быть ориентирована на достижение запланированных показателей и построена с учетом современных трендов развития системы профессионального образования, а также внутренних уникальных возможностей медицинского колледжа.

Цель статьи - показать эффективность применения моделирования на разных этапах изменения управления колледжем для достижения запланированных показателей.

Рассматривается проблема моделирования системы управления развитием профессиональной образовательной организации в контексте интеграционных процессов. Такая модель должна быть ориентирована на достижение намеченных целей и построена с учетом современных тенденций раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.