Научная статья на тему 'Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся'

Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / исследовательская деятельность / гнездование серых ворон / кольцевание / цветные пластиковые кольца / monitoring / research activity / nesting of grey crows / tagging / colored plastic rings

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Шарапова Эльвира Эдуардовна

В статье приводятся результаты исследования, проведенного совместно с учащимися, по индивидуальному мечению серых ворон цветными пластиковыми кольцами в рамках мониторинговых наблюдений. Автор подчеркивает важность в учреждениях дополнительного образования естественно‑ научной направленности планировать мониторинговые наблюдения за разными природными объектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Шарапова Эльвира Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring Studies of Natural Objects in Supplementary Education as an Incentive to New Hypotheses in the Research Activities of Students

This article presents the results of a study, conducted jointly with students, on the individual tagging of gray crows with colored plastic rings as part of monitoring observations. The author considers it important to plan monitoring observations of various natural objects in institutions of supplementary education of a natural science orientation.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся»

Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся

Шарапова Эльвира Эдуардовна

Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся

Monitoring Studies of Natural Objects in Supplementary Education as an Incentive to New Hypotheses in the Research Activities of Students

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, проведенного совместно с учащимися, по индивидуальному мече-нию серых ворон цветными пластиковыми кольцами в рамках мониторинговых наблюдений. Автор подчеркивает важность в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности планировать мониторинговые наблюдения за разными природными объектами. Ключевые слова: мониторинг, исследовательская деятельность, гнездование серых ворон, кольцевание, цветные пластиковые кольца

Abstract. This article presents the results of a study, conducted jointly with students, on the individual tagging of gray crows with colored plastic rings as part of monitoring observations. The author considers it important to plan monitoring observations of various natural objects in institutions of supplementary education of a natural science orientation.

Keywords: monitoring, research activity, nesting of grey crows, tagging, colored plastic rings

Мониторинговые наблюдения за природными объектами очень редко стоят в планах кружков экоцентров, экостанций и станций юных натуралистов. Обычно, выполнив ту или иную

Шарапова

Эльвира Эдуардовна,

педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г. Саров, Нижегородская область

e-mail: elv.sharapova@ yandex.ru

Elvira

Sharapova,

Teacher of Supplementary Education, Station of Young Naturalists -Institution of

Supplementary Education, Sarov, Nizhny Novgorod Oblast (region)

Исследователь/Researcher • 3/2023

81

.¿тР

исследовательскую работу, учащийся завершает обучение в школе или в учреждении дополнительного образования. Вновь пришедшим детям руководители стараются подобрать уже новую тему для исследования. Результаты выполненных же работ пылятся на полках или выбрасываются, а в лучшем случае публикуются в различных изданиях России.

Между тем, исследования природы родного города или поселка, особенно длительные наблюдения за определенным видом или группой живых организмов, способствуют формированию у ребенка чувства причастности к изучению родного края, воспитывают патриотизм и любовь к своей малой родине. История родного края — это не только этнос, но и природа, которая тоже исторически складывается. Появляются и исчезают виды животных, растений и грибов, некоторые виды становятся массовыми, другие — редко встречающимися.

Планирование мониторинговых исследований и последующее издание сборников по результатам этих исследований, доступных любому местному жителю, вполне выполнимо для учреждений дополнительного образования естественно-научной направленности. Углубленное длительное изучение методик и объекта исследований позволило бы учащимся качественно, на новом уровне проводить исследования, продуцировать новые гипотезы. Общая тематика мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования способствовала бы накоплению бесценной базы данных о родном крае и преемственности поколений в педагогических коллективах.

Мониторинговые наблюдения за серыми воронами учащиеся станции юных натуралистов города Сарова проводят с 2012 года. Тема изучения гнездования врановых птиц в городах, во-первых, актуальна с научной точки зрения — процесс адаптации врановых в разных поселениях человека происходит разными темпами и имеет свои особенности, а во-вторых, она интересна и с педагогической стороны — командная работа учащихся над темой позволяет педагогу формировать у детей метапредметные компетенции, обучать применению статистических методов анализа, работать при использовании GPS-навигатора с различными компьютерными программами.

За десять лет мониторинговых наблюдений несколько поколений кружковцев решали разные исследовательские задачи: выясняли плотность распределения жилых гнезд, определяли виды деревьев, на которых предпочитают гнездиться врановые, измеряли высоты размещения гнезд у врановых птиц, устанавливали успешность размножения птиц. Но одна, главная задача — слежение за численностью гнездящихся серых ворон — оставалась неизменной. В настоящее время вновь пришедшие обучаться в кружок дети имеют возможность ознакомиться с материалами прошлых лет исследования — они оформлены в виде стендовых докладов и вывешены в холле.

Мониторинговые исследования природных объектов в дополнительном образовании как стимул к рождению новых гипотез в исследовательской деятельности учащихся

Шарапова Эльвира Эдуардовна

Думаю, что благодаря этому у детей и возник вопрос, переросший в гипотезу для проверки в новом исследовании по серым воронам, — какие серые вороны гнездятся в нашем городе: те, которые родились здесь, или те, которые прилетели из другой местности. На стендовых докладах прошлых лет хорошо видно, что на одном гнездовом участке каждый сезон появляются новые гнезда серых ворон, а на другом — пара гнездится в одном и том же гнезде по несколько лет. Кто же строит новые гнезда? Это может делать одна и та же пара. Но, возможно, другая пара ворон выгнала предыдущую и заняла ее гнездовую территорию. Кто это — другая пара? Является ли птица из новой пары родственником старой пары ворон, либо это совершенно незнакомые серые вороны?

Я, как руководитель, понимала, что помочь решить учащимся этот вопрос, практически невозможно, только если проводить индивидуальное мечение птенцов из гнезд. Но где взять кольца и как достать птенцов у агрессивно настроенных в этот период птиц?

Возможности педагога при ведении мониторинга за определенным видом живых существ безграничны. В сфере его интересов всегда есть местечко для объекта наблюдений. Так получилось, что способ мечения ворон цветными кольцами я увидела впервые в научно-популярном фильме Т. А. Обозовой «Шикотан. Большеклювые вороны». Изучая поведение боль-шеклювых ворон, к. б. н. Т. А. Обозова вместе со своими коллегами [Обозова и др., 2018] разработала методику, как на подросших, но находящихся еще в гнезде воронят надевать разные вариации цветных колец и при этом не пострадать от ревностно охраняющих гнездо родителей. Кольцевание они проводили ночью!

В Центре кольцевания птиц нам предложили только алюминиевые кольца с маркировкой, но разглядеть такой номер на свободно летающей птице невозможно. Такой вариант нас не устраивал. Цветных же колец у них не было. «Давайте напишем письмо Татьяне Александровне!» — предложили дети. Действительно, электронный адрес был указан. Через некоторое время мы располагали набором цветных пластиковых колец, закупленных в Польше в кампании Interrex. Достать птенцов из гнезда нам помогли спасатели аварийно-спасательного отряда МКУ УГОЧС города Сарова.

Все птенцы, окольцованные нами и успешно пережившие сложные для них первые месяцы жизни, создав семью, построили гнезда в городе. Образовав собственную пару, они гнездились либо рядом, либо на свободной гнездовой родительской территории.

Совершенно неожиданно для нас индивидуальное мече-ние цветными кольцами позволило отследить, что одна и та же гнездовая территория может каждый следующий год быть

Зоя Александровна Зорина

занята разными парами серых ворон. Так, гнездовая территория родителей, птенцы которых окольцованы зеленым кольцом в 2015 году, пустовала до 2019 года. В 2019 году на этой территории загнездилась пара серых ворон без колечек. В 2020 году рядом построила гнездо пара, самец которой имел белое и красное колечки. В 2021 году эту же территорию на два года (2021 г. и 2022 г.) заняла пара, самец которой имел красное колечко. Все гнезда от разных пар серых ворон находились в радиусе 30 м друг от друга. Следующая гнездовая территория родителей серых ворон, птенцы которых окольцованы желтым кольцом в 2015 году, располагалась в сквере в центре города. Родительская пара гнездилась на этой территории в 2015 и 2017 годах в одном и том же гнезде, расположенном на березе. В 2018 и 2019 годах на этой территории поселилась пара серых ворон без колечек, построив гнездо на колючей ели. В 2020 году территорию на два года заняла пара, одна из птиц которой была окольцована красным и желтым кольцами. Пара построила два гнезда, которые располагались на колючих елях. В 2022 году на этой же территории поселилась другая пара. У одной из птиц было желтое кольцо. Эта пара построила гнездо тоже на колючей ели. Все гнезда от разных пар ворон располагались в 50-100 м друг от друга. Следовательно, теперь мы знаем, что одна и та же гнездовая территория может каждый следующий год быть занята разными парами серых ворон.

Таким образом, юные исследователи получили ответы на свои вопросы, бесценный опыт поиска информации, общения со специалистами и навыка всегда добиваться поставленной цели.

Считаю, что мониторинговые наблюдения за природными объектами в родном населенном пункте, особенно там, где нет высших учреждений биологического профиля, — будущее учреждений дополнительного образования и новый импульс для учебно-исследовательских работ учащихся.

Мы благодарны заведующей лабораторией физиологии и генетики поведения Кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ, д. б. н. З. А. Зориной и ведущему научному сотруднику лаборатории, к. б. н. Т. А. Обозовой за подробные консультации по методике кольцевания и закупке цветных колец, аварийно-спасательному отряду (начальник — А. Г. Калинин) МКУ УГОЧС г. Сарова и лично спасателям С. Л. Кузнецову и С. Н. Посацкову за огромную помощь при проведении кольцевания птиц на территории города Сарова. JJ

Литература:

Обозова и др., 2018 — Обозова Т. А., Смирнова А. А., Зорина З. А. Ранний онтогенез поведения у слетков большеклювой вороны (Corvus macrorhynchos) в их естественной среде обитания // Зоол. журнал, 2018. Т. 97. № 1. С. 56-66.

84

Исследователь/Researcher • 3/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.