Научная статья на тему 'Мониторинговые исследования при диагностике структуры знаний обучаемых'

Мониторинговые исследования при диагностике структуры знаний обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигирева Т. А., Ворсина Е. В.

В статье приводятся результаты диагностики структуры знаний выборки студентов на основе тестовых технологий. Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных в результате текущего и итогового контроля, позволил авторам обнаружить количественные изменения уровня обученности студентов, выделить качественные и количественные показатели уровня формирования структуры знаний обучаемых, выявить пробелы при ее формировании и на основе этого наметить пути для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring Investigations in Diagnostics of Students' Structure of Knowledge

The results of diagnostics obtained on the basis of test technologies concerning the structure of knowledge of selected students are presented in this article. Comparative analysis of experimental findings in formation of structure of knowledge in current and final inspection shows changes in the volume of students' knowledge. Monitoring investigations in diagnostics make it possible to get qualitative and quantitative characteristics of the level of formation of the students' structure of knowledge. The data obtained help to reveal gaps while forming structure of knowledge and to map out the ways for raising the quality of teaching process.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые исследования при диагностике структуры знаний обучаемых»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. М., 1999. С. 52.

2 См.: Сенашенко В. С. Государственные образовательные стандарты как основа качества образования /В. С. Сенашенко, О. И, Смирнова // Инновационные процессы в высшей школе : мате-

риалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар 2003. С, 14.

3 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М., 1989. Т. 2 С. 104.

4 См.; Психология : слов. / под ред, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е издч. М., 1990 С. 193.

Поступила 28.01.05

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ СТРУКТУРЫ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

Т. А. Снигирева, доцент кафедры физики с курсом высшей математики Ижевской государственной медицинской академии,

Е. В. Ворсина, преподаватель кафедры физики с курсом высшей математики Ижевской государственной медицинской академии

В статье приводятся результаты диагностики структуры знаний выборки студентов на основе тестовых технологий. Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных в результате текущего и итогового контроля, позволил авторам обнаружить количественные изменения уровня обученности студентов, выделить качественные и количественные показатели уровня формирования структуры знаний обучаемых, выявить пробелы при ее формировании и на основе этого наметить пути для дальнейшего повышения качества учебного процесса.

Современная государственная политика по обеспечению качества профессионального образования в России предусматривает решение целого комплекса проблем, стоящих перед высшей школой. Среди них можно выделить проблему оценки качества высшего образования, а именно оценки качества подготовки специалистов, в том числе диагностики формирования у них структуры знаний. Анализ проводимых педагогических исследований в высшей школе показывает, что совершенствование методов и средств изучения различных сторон деятельности обучаемого идет медленно из-за отсутствия научно обоснованных процедур по проведению наблюдений и экспериментов. Необходим переход от субъективных и только качественных описаний педагогических явлений и процессов к более объективным и количественным их оценкам на основе технологий, разработанных на базе ква-лиметрического и тезаурусного подходов и включающих в себя и диагностику структуры знаний обучаемых1.

Технологию диагностики, базирующуюся на методологии педагогической квалиметрии, тезаурусном подходе с использованием тестовых измерителей,

можно назвать квалитативной, так как она предполагает оценку качества обучения. Специфическая особенность педагогической квалиметрии — превращение качественного психолого-педагоги-ческого описания образовательного процесса в количественное, содержащее эмпирически определяемые характеристики, которые поддаются сравнению с эталонными величинами.

В отличие от квалиметрии диагностика предполагает качественный анализ полученных эмпирических данных, что позволяет поставить тот или иной диагноз состояния учебного процесса. Отслеживание диагностических данных на протяжении всего исследуемого процесса привело к возникновению термина «мониторинг». Под педагогическим мониторингом понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития2.

Педагогический мониторинг охватывает все структурные элементы и их системообразующие связи в педагогической системе и играет важную роль в ее функционировании и дальнейшем разви-

© Т. А. Снигирева, Е. В. Ворсина, 2005

тии. Мониторинг структуры знаний обучаемых, являющийся одной из составляющих педагогического мониторинга, обеспечивает постоянное наблюдение за состоянием обученности студентов или учащихся, что способствует принятию своевременных управленческих решений и составлению достоверных прогнозов в учебном процессе.

Чтобы реализовать прогностические возможности мониторинга, необходимо воспользоваться не только диагностическими, но и квалиметрическими методами. Диагност должен делать выводы о качестве образовательного процесса и перспективах его дальнейшего развития на основе данных об уровнях достижений обучаемых или результатах тестирования, количественно сравнивая полученные показатели с эталонными (например, требованиями ГОС, рабочей программы курса, ЕГЭ и т. д.).

Мониторинговое исследование на основе квалитативной технологии диагностики было выполнено при сравнительном анализе результатов текущего и итогового контроля знаний студентов по теме «Кинематика колебаний». Исследование проводилось на кафедре физики Ижевской государственной медицинской академии. Выборка составила 125 случайно отобранных студентов I курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Целью исследования являлось сравнение качества формирования структуры знаний при проведении практического занятия (текущий контроль знаний, который проводится в конце занятия) и качества формирования

структуры знаний перед экзаменом (итоговый контроль через 5 мес. на основе результатов тестового контроля).

В основу технологии разработки педагогических тестов были положены научные принципы дидактической тестологии3.

Тест для диагностики структуры знаний студентов состоял из 4 вариантов, в каждом из которых было 30 тестовых заданий (ТЗ), распределенных по трем уровням сложности. ТЗ I уровня предполагали узнавание формул, законов, наличие представления о свойствах, явлениях и знания условных обозначений, единиц измерения, констант (10 заданий); ТЗ II уровня включали типовые расчеты по формулам, качественную и количественную оценку свойств, явлений (11 заданий); ТЗ III уровня предусматривали применение знаний свойств, явлений, законов для решения практических задач, задач, требующих умения аналитически мыслить, самостоятельно разрабатывать алгоритм решения, задач по трансляции и трансформации знаний (9 заданий).

Для определения содержания педагогического теста использовался учебный тезаурус медицинской и биологической физики4.

Основой для конструирования теста является спецификация, представленная таблицей-матрицей, в которой в одном столбце расположены виды диагностируемых знаний и соответствующие классы дескрипторов учебного тезауруса медицинской и биологической физики, а в другом — уровни сложности ТЗ5.

Структура теста представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура теста «Кинематика колебаний»

Вид диагностируемых знаний Класс дескрипторов Общее число дескрипторов в ИС С * Количество дескрипторов в тесте Уровень сложности ТЗ

I II Ш

Фактуальные Понятия 21 18 24 2

Класси фикационные Классификации 2 2 4

Системные Формулы 6 6 12 20 4

Системные Законы 3 3 10 16

Алгоритмические Графические объекты 10 4 12 16

Общее количество 42 33 40 44 36

* ИСС — информационно-семантическая структура (учебный тезаурус медицинской и биологической физики).

На основании матрицы распределения тестовых результатов и использования математического аппарата теории Item Response Theory была проведена оценка статистических параметров, характеристик теста и испытуемых.

С помощью вычисленного критерия уровня структуры знаний (% который рассчитывается по формуле Y=XjB, где

X - индивидуальный балл испытуемого; В — максимально возможное количество баллов, которые может получить испытуемый при выполнении всего теста) построены диаграмма распределения студентов по уровню структуры знаний (рис. 1) и диаграмма формирования среднего уровня структуры знаний студентов (рис. 2).

45.0

40.0

35.0

30.0

25.0

20.0

15.0

10.0 5,0

-у 7

и,и полная достат. удов. неуд.

□ текущий контроль 32,0 21,6 35,2 11,2

□ итоговый контроль 18,4 19,8 44,2 17,6

А(%) -13,6 -1,8 +9,0 +6,4

Рис. 1. Диаграмма распределения студентов по уровню структуры знаний

X

пз

X

00

15

о.

Q.

Л

X

CD

СО

О

О.

>

■текущим контроль

итоговым контроль

Номер ТЗ

Рис. 2. Диаграмма формирования среднего уровня структуры знаний

Диаграмма распределения студентов по уровню структуры знаний показывает, что их успеваемость понизилась на

6,4 %, показатель качества (процент студентов с «полной» и «достаточной» структурой знаний) — на 15,4 %.

№ 1/2, 2005

Оценим полученные результаты на основании вычислений объема диагностируемых знаний с учетом фактора забывания.

— Объем диагностируемых знаний вычислим по формуле

где N у — число базовых дескрипторов /-го модуля учебной дисциплины г-го вида диагностируемых знаний; — общее число дескрипторову'-го модуля учебной дисциплины (число — определяется методом групповых экспертных оценок,

— на основании требований ГОС соответствующей дисциплины).

Объем диагностируемых знаний с учетом фактора забывания N] определим по формуле

N. = Nц е.\р(-А / ).

где с.хр(, / ) — фактор забывания; Я, — скорость «забывания» г-го вида знанийу'-го предмета (определяется экспериментально либо расчетным путем)*'; I! — время забывания диагностируемых знанийу-го модуля учебной дисциплины.

К = 0,02

мес.

: 33/42 = 0,79-

ч ’ ’

ехр(-Ау-гу) = ехр(-0,02 месГ1 • 5 мес.) = 0,9:

N} =0,79 0,9 = 0,71.

Через 5 мес. объем знаний по теме «Кинематика колебаний» уменьшился примерно на 10 %. Это подтверждается экспериментальными данными рис. 1.

Сравнительный анализ текущего и итогового контроля представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов диагностики текущего и итогового контроля знаний

Показатели Вид диагностируемых знаний

Фактуальные, классификационные, системные (формулы) Системные (формулы, законы), алгоритмические Системные (формулы, законы), алгоритмические

Номер ТЗ 1—10 11—21 22—30

Уровень сложности ТЗ I II III

Уровень структуры знаний У ' ср Текушщй контроль 0,78 (достаточный) 0,87 (достаточный) 0,56 (удовлетвори- тельный)

Итоговый контроль 0,86 (достаточный) 0,54 (удовлетвори- тельный) 0,46 (неудовлетвори- тельный)

А= Т^СитогО-у^Стекущ.) +0,08 -0,33 -0,10

Д = у -у •шах 'пип Текушщй контроль 0,09 0,41 0,24

Итоговый контроль 0,13 0,52 0,06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мониторинговые исследования при диагностике структуры знаний на основе квалиметрического и тезаурусного подходов позволяют:

— провести сравнительный анализ уровня формирования структуры знаний студентов по результатам текущего и итогового контроля;

— получить качественные (с помощью матрицы тестовых результатов) и количественные (при вычислении критерия уровня структуры знаний у) показа-

тели уровня формирования структуры знаний;

— выявить пробелы студентов в усвоении изучаемого материала по результатам анализа диаграммы формирования структуры знаний;

— сравнить объем знаний после практического занятия с объемом знаний по этой же теме через 5 мес., учитывая при этом фактор забывания знаний;

— наметить дальнейшие пути для повышения качества и эффективности

2 См.: Майоров А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. СПб,, 1998.

3 См.: Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. М., 2002 ; Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособие / М. Б. Челышкова. М., 2001 ; Нейман Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. VI. Нейман, В. А. Хлебников. М., 2000.

4C-м.: Снигирева Т. А. Диагностика структуры знаний обучаемых...

*См.: Снчгирева Т. А. О формировании структуры знаний обучаемых / Т. А. Снигирева, Е. В. Ворсина // Вопр. тестирования в образовании : всерос. науч.-метод, журн. 2004. № 9. С. 82—90.

6См.: Черепанов В. С. «Пороговые знания» в структуре обученности / В. С. Черепанов, О. В. Любимова // Проблемы теории и методики обучения. 2002. № 6, С. 16—19.

Поступила 28.10.04.

ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. А. Масленников, доцент кафедры родной словесности, педагогики и психологии института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

В статье приводятся результаты диагностики интеллектуальной активности младших школьников. Автором установлено, что в ситуации неуспеха диагностика менее информативна, чем в ситуациях успеха или в ситуациях переменного успеха и неуспеха. Выявлено, что ситуативная интеллектуальная активность детей в значительной мере зависит от их самооценки успешности выполнения предложенных интеллектуальных заданий.

Младший школьный возраст — это возраст, когда можно эффективно развивать интеллектуальные способности.

Огрехи, допущенные в интеллектуальном воспитании младших школьников, очень трудно компенсировать в старших классах. Поэтому проблема воспитания интеллектуальной активности младших школьников в процессе учения принадлежит к числу наиболее актуальных в педагогической науке и практике.

Несмотря на обширность применения понятия «активность» в психологической и педагогической литературе, здесь можно выделить два основных направления.

Одни авторы рассматривают ее как любую деятельность, действие, жизнедеятельность вообще1, другие же — только как некоторую характеристику деятельности2.

Ш В. А. Масленников, 2005

Приравнивание понятия активности к понятию деятельности представляется не совсем оправданным, ибо при такой постановке первое утрачивает собственный смысл. Что же касается понимания активности как некоторой характеристики деятельности, то такая постановка правомерна даже в семантическом аспекте, так как слово «активность» происходит от латинского аспуик, которое переводится на русский язык не только как «деятельный», но и как «сильный». Поэтому не случайна та динамическая окраска понятия активности, которая просматривается у большинства авторов. Разница только в том, что одни акцентируют внимание на динамической стороне внутренних (мотивационных) характеристик, а другие — на внешне выраженных параметрах деятельности.

учебного процесса, а именно изменить методику проведения занятия, больше внимания уделить решению качественных и количественных задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Чернова Ю. К. Квалитативные технологии обучения : моногр. / Ю. К. Чернова. Тольятти, 1998 ; Снигирева Т. А. Диагностика структуры знаний обучаемых на основе тезаурусного и квали-метрического подходов : дис. ... канд, пед, наук. Ижевск, 2001 | Снигирева Т. А. Вопросы разработки КИМ-ов для оценки структуры знаний обучаемых / Т. А. Снигирева, Г. Я. Камашев, Е, В. Ворсина И Развитие тестовых технологий в России : тез. докл. V Всерос. науч.-метод, конф. / под ред. Л. С, Гребнева. М., 2003. С. 187—188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.