Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ: МЕТОДЫ ВЛАСТИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА'

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ: МЕТОДЫ ВЛАСТИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РАННЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адиев Асланбек Залимханович

Статья посвящена анализу методов осуществления мониторинговых исследований в России в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, а также описанию взаимодействия в этом деле органов власти и научно-экспертного сообщества. Опираясь на анализ отчетных материалов профильного ведомства за 2016-2020 гг., автор раскрывает характер взаимодействия власти и научного сообщества для гармонизации межэтнических отношений и укрепления единства российской нации. В статье формулируется вывод, что установленные органами власти форматы сотрудничества с научным сообществом в данной сфере деятельности стимулируют рост профессионализма и конкуренции среди исследователей за право восприниматься органами власти и широкой общественностью как авторитетные специалисты (эксперты) по вопросам этнополитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Адиев Асланбек Залимханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING STUDIES OF ETHNO-POLITICAL PROCESSES IN THE REGIONS OF RUSSIA: METHODS OF THE AUTHORITY AND THE SCIENTIFIC COMMUNITY

The article contains the analysis of methods for implementing monitoring studies in Russia in the field of interethnic and interfaith relations, as well as a description of the interaction in this matter between the authorities and the scientific and expert community. Based on the analysis of the reporting materials of the relevant department for 2016-2020, the author reveals the nature of the interaction between the authorities and the scientific community in harmonizing interethnic relations and strengthening the unity of the Russian nation. The article formulates a conclusion that the formats of cooperation with the scientific community established by the authorities in this field of activity stimulate the growth of professionalism and competition among researchers for perceiving them as authoritative specialists (experts) on ethnopolitics by the authorities and the public.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ: МЕТОДЫ ВЛАСТИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА»

ARUTYUNOV Anton Georgievich, member of the Regional Development Council of the Russian Association of Political Sciences, scientific consultant of the Mos. Youth Branch of RSP (anton.arutynov.98@mail.ru)

SIZOV Vladislav Olegovich, Head of the Ulyanovsk Representative Office of the Youth Branch of the ROP, Head of the Ulyanovsk Regional Branch of the Council of Young Political Scientists of the RAPN (cool-vlad@yandex.ru)

NEW AREAS FOR RECRUITMENT AND PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN THE ANALYSIS OF ETHNOPOLITICAL CONFLICTS

Abstract. The article considers the issue of finding new areas for recruiting new specialists in the field of ethnopolitical conflicts, as well as new places for professional development and obtaining new skills and educational services. The authors examine the issue of interaction between informational and non-formal educational institutions and classical academic educational institutions and propose to consider the role of civil society institutions in close contact with state bodies as non-standard places of professional development, acquisition of competencies, skills, depth and specifics of knowledge of the problem for experts and specialists in the field of ethno-confessional conflicts. In particular, they consider religious theological schools (including those with state accreditation or certification), non-profit public organizations or autonomous non-profit organizations, as well as mass media and some other forms capable of providing educational services or educational activities as such institutions.

Keywords: ethnopolitics, ethno-religious conflicts, education, NGO, religious organizations, political science education

АДИЕВ Асланбек Залимханович — кандидат политических наук; старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (367000, Россия, Республик Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; khalid_84@mail.ru); АшНогЮ РИНЦ: 524594; https://orcid.org/0000-0003-4459-7462

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ:

МЕТОДЫ ВЛАСТИ И НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена анализу методов осуществления мониторинговых исследований в России в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, а также описанию взаимодействия в этом деле органов власти и научно-экспертного сообщества. Опираясь на анализ отчетных материалов профильного ведомства за 2016-2020 гг., автор раскрывает характер взаимодействия власти и научного сообщества для гармонизации межэтнических отношений и укрепления единства российской нации. В статье формулируется вывод, что установленные органами власти форматы сотрудничества с научным сообществом в данной сфере деятельности стимулируют рост профессионализма и конкуренции среди исследователей за право восприниматься органами власти и широкой общественностью как авторитетные специалисты (эксперты) по вопросам этнополитики.

Ключевые слова: государственная национальная политика, мониторинг, этнополитические процессы, межэтнические отношения, раннее предупреждение конфликтов

Введение. Гармонизация межэтнических отношений в Российской Федерации является одной из ключевых задач государственной национальной политики,

которая исходит из принципа конституционного равноправия всех граждан, составляющих единый многонациональный народ РФ (российскую нацию). Соответственно, возникновение новых или обострение уже имеющихся на территории некоторых субъектов РФ «замороженных» этнополитических конфликтов1 должно восприниматься властью и обществом как угроза конституционному строю государства, подрывающая изнутри политико-гражданское единство российской нации. Поэтому осуществление мониторинговых, т.е. непрерывных, исследований региональных этнополитических процессов в целях выявления и раннего предупреждения конфликтных ситуаций является важным инструментом сохранения межэтнического согласия и единства российской нации. Проблематика методологии осуществления мониторинговых исследований этнополитических процессов должна интересовать не только профильных ученых-обществоведов, но и управленцев-практиков, осуществляющих этот мониторинг в рамках реализации государственной национальной политики. Общий интерес к предмету исследования должен выражаться в их тесном взаимодействии. Данная работа призвана кратко описать методы мониторинговых исследований в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, а также охарактеризовать взаимодействие органов власти и научно-экспертного сообщества в этом вопросе.

Мониторинговые исследования этнополитических процессов в России. Мониторинг региональных этнополитических процессов в целях раннего предупреждения конфликтов - это широкая сфера деятельности, в которой используются различные методики систематического сбора и анализа количественных и качественных данных, характеризующих этнополитическую ситуацию, и которая нацелена на постоянную выработку практических рекомендаций, включающих элементы социального прогнозирования и оценку рисков. С 2015 г. специализированным органом государственной власти в структуре Правительства РФ, осуществляющим функции по реализации государственной национальной политики, стало Федеральное агентство по делам национальностей (далее - ФАДН России). Агентство проводит мониторинг состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в субъектах РФ в целях раннего выявления и профилактики конфликтов. По материалам годовых докладов об итогах работы ФАДН России за 2016-2020 гг. видно, что ведомство в своей деятельности опирается на разные методы осуществления мониторинговых исследований этнополитических процессов в регионах РФ. Так, в докладе за 2016 г. отмечено, что ФАДН России реализует модель социологического мониторинга этнополитических процессов, состоящую из трех модулей: 1) репрезентативные социологические опросы во всех субъектах РФ, проведенные одномоментно по единой методике; 2) углубленные, т.е. узкотематические, исследования в выявленных проблемных регионах, этнических и социальных группах; 3) экспертная панель, где аккумулируются мнения специалистов и вырабатываются практические рекомендации органам власти.

Репрезентативные социологические опросы по заказу ведомства на изучение отношения жителей конкретных регионов РФ к проблемам и вопросам в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений проводят Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Щеголькова 2020], подразделения ФНИСЦ РАН [Дробижева 2017]. По заказу региональных властей

1 Под этнополитическими конфликтами мы понимаем такие конфликты, которые происходят между двумя или более сторонами, когда хотя бы одна из сторон организована на этнической основе или действует от имени этнической группы. Конфликт вызывает не этническая идентичность как таковая, а ее политизация, за которой могут стоять различные силы и мотивации [Этнополитический конфликт... 2007: 12].

такие исследования на конкурсной основе проводят местные академические или вузовские коллективы либо коммерческие структуры, занимающиеся маркетинговыми исследованиями. Ежегодные социологические опросы позволяют фиксировать уровень основных показателей состояния межэтнических и межконфессиональных отношений в регионах РФ по специальным индикаторам, зафиксированным в государственной программе РФ «Реализация государственной национальной политики»1. Это такие показатели (индикаторы) состояния межэтнических и межконфессиональных отношений, как:

- «доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан РФ» (плановый показатель данного индикатора на 2022 г., согласно госпрограмме, - 82%);

- «уровень общероссийской гражданской идентичности» (плановый показатель на 2022 г. - 78%);

- «доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан» (плановый показатель на 2022 г. -93,4%);

- «доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан РФ» (плановый показатель на 2022 г. - 67%).

Углубленные исследования. Для большего понимания проблем в отдельных точках повышенного этнополитического напряжения по заказу ведомства проводятся специальные социологические исследования. В частности, в октябре 2016 г. ФАДН России инициировало изучение общественного мнения и позиций сторон, вовлеченных в конфликтную ситуацию вокруг восстановления Ауховского муниципального района в составе Республики Дагестан, ликвидированного в 1944 г. вслед за депортацией чеченского населения региона. В 2017 г. проведен социологический опрос в Республике Ингушетия и Республике Северная Осетия-Алания, посвященный проблеме преодоления осетино-ингушской межэтнической напряженности в Пригородном районе РСО-А. Аналогичные углубленные исследования по заказу ведомства проводились в Крыму, Тыве и в других регионах России. По итогам таких исследований вырабатываются адресные рекомендации органам исполнительной власти и институтам гражданского общества, направленные на профилактику конфликтов, гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений.

Экспертная панель. В экспертную панель, сформированную ФАДН России, входят 850 региональных экспертов (по 10 чел. в каждом субъекте РФ) - специалистов в области межэтнических и межконфессиональных отношений. Это, как правило, представители академического и вузовского научного сообщества, политические обозреватели и аналитики. Ежегодно на электронной площадке эксперты осуществляют мониторинг основных показателей состояния межэтнических и конфессиональных отношений в регионах, позволяющий глубже понять ситуацию и проблемы в каждом субъекте РФ. К сожалению, материалы этих ежегодных экспертных оценок не публикуются и предназначены скорее всего для служебного пользования.

Представленные методы осуществления мониторинга этнополитических процессов в регионах России (репрезентативные опросы, узкотематические опросы и экспертные оценки), которыми пользуется ФАДН России, доступны

1 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"». Доступ: https://docs.cntd.ru/document/420388022 (проверено 12.04.2022).

не только органам государственной власти, но и научно-исследовательским центрам. В России пионером в деле организации мониторинговых исследований этнополитических процессов был Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, при котором в 1993 г. была создана сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN). Она объединяла исследователей (политологов, социологов, историков и др. обществоведов, изучающих в регионах этнополитическую ситуацию) из разных регионов России, а также ряда постсоветских стран, общей научной методикой сбора и анализа эмпирических данных. Данная сеть исследователей осуществляла мониторинг этнополитической ситуации по 46 индикаторам в некоторых регионах РФ и в ряде государств постсоветского пространства. Индикаторы, по которым исследователи из EAWARN анализировали и оценивали этнополитическую ситуацию на местах, имеют отношение не только к общественно-политической или социально-экономической сфере (например, этническое представительство в органах власти или экономическое неравенство этнических или территориальных групп населения), но и к окружающей среде, вопросам демографии и миграции, сфере культуры, образования, информации, исторической памяти и внешних связей. Эксперты сети оценивали каждый индикатор по шкале конфликтности. Между крайними оценками +2 - «проблем нет» и -2 - «состояние конфликта» в шкале предусмотрены промежуточные значения: +1,5 - «в целом спокойное»; +1 - «проблемы решаются»; +0,5 - «слабая тревожность»; 0 - «противоречиво»; -0,5 - «слабая напряженность»; -1 - «напряженность»; -1,5 - «частые конфликты»). Кроме того, оценивались а) влияние каждого индикатора на общественно-политическую ситуацию (оценки: «значительное», «определенное», «практически не влияет»); б) наличие у каждого индикатора этнического аспекта (оценки: «явный», «скрытый», «отсутствует»); в) уверенность эксперта в своих оценках («уверен», «не вполне уверен», «не уверен»). На базе аналитических справок экспертов из регионов формировались бюллетень «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов», ежегодные доклады [Этнополитическая ситуация... 2016], а также банк данных «Этничность и конфликты в постсоветских государствах». В последующем сеть EAWARN была преобразована в Распределенный научный центр (РНЦ), который работает в рамках государственного задания от Министерства науки и высшего образования РФ. Мониторинговые исследования РНЦ на сегодняшний день сведены к минимуму: ежеквартальная оценка ситуации по категориям этнологического мониторинга; тематические массовые или экспертные опросы (один-два раза в год); годовые аналитические доклады по некоторым федеральным округам с выводами и практическими рекомендациями [Состояние межэтнических. 2017]. Среди ограничений мониторинговых исследований EAWARN/РНЦ можно отметить, что на практике они охватывают далеко не все субъекты РФ, а экспертные оценки этнополитической ситуации зачастую формируются единственным специалистом по региону, чья субъективная позиция не может не отражаться на ракурсе анализа региональных этнополи-тических процессов, содержании выводов и практических рекомендаций для органов власти.

Система мониторинга. Более широко охватывающим инструментом осуществления мониторинговых исследований в России представляется Государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций (далее - Система мониторинга). Цели, задачи, принципы и функции Системы мониторинга определены специальным поста-

новлением Правительства РФ1. По заявлениям руководства ФАДН России, с 2017 г. доступ к Системе мониторинга предоставлен во всех субъектах РФ. Оператором Системы мониторинга на федеральном уровне является ФАДН России, а в регионах - уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Система мониторинга наполняется целевой, в т.ч. и статистической, информацией от различных федеральных ведомств, а также региональных и муниципальных властей. Система призвана способствовать принятию своевременных и эффективных управленческих решений при вызревании на местах конфликтных ситуаций. Пользователями информационной и аналитической продукции Системы мониторинга являются Администрация Президента РФ, институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, аппарат Национального антитеррористического комитета (НАК). Как заявлял в 2017 г. руководитель ФАДН России И. Баринов, объектами мониторинга «являются свыше 25 млн информационных ресурсов, что позволяет на ранних стадиях выявлять организацию мероприятия с этноконфессиональной составляющей»2. Отчитываясь за 2016 г., руководитель ведомства сообщил, что Система мониторинга выявила около 200 ресурсов, где размещались материалы с признаками экстремизма. В отношении целого ряда выявленных конфликтных ситуаций ФАДН России информировало ФСБ, МВД, глав регионов для оперативного реагирования3. В докладе за 2019 г. отмечается, что ведомство выявило 150 ситуаций, имевших конфликтогенный потенциал, из которых 41 поставлена Системой мониторинга на особый контроль. Выявлено 27 материалов (ссылок) с признаками разжигания межнациональной розни. В Генеральную прокуратуру России направлено 8 документов4. В докладе по итогам 2020 г. сообщается, что за отчетный период были выявлены 694 информационных повода, способных привести к конфликтным ситуациям в 77 субъектах РФ, в т.ч. 413 поводов, связанных с межнациональными вопросами; 236 поводов, связанных с межрелигиозными вопросами; 45 поводов, связанных с иными направлениями. «Среди зафиксированных в 2020 г. информационных поводов 93 отличались высоким уровнем общественного резонанса и критичности для состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Российской Федерации»5, - отмечается в докладе.

Поскольку система мониторинга ФАДН России - закрытая, об эффективности ее функционирования могут говорить лишь федеральные и региональные операторы, которые ею пользуются. Редкие публикации в научной периодике [Деревянченко 2018; Надтока 2021] и скудная информация о Системе мони-

1 Постановление Правительства РФ от 28.10.2017. № 1312 «О государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций». Доступ: http://pravo. gov. ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102487990&backlmk=1&&nd=102447759 (проверено 06.04.2022).

2 Городецкая Н. Система мониторинга ФАДН не нравится регионам. - Коммерсантъ. 04.04.2017. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/3262000 (проверено 13.04.2022).

3 Доклад об итогах работы Федерального агентства по делам национальностей в 2016 году и задачах на 2017 год. - Официальный сайт ФАДН России. Доступ: https://fadn.gov.ru/ agency/kollegiya/reports (проверено 06.04.2022).

4 Доклад об итогах работы Федерального агентства по делам национальностей в 2019 году и задачах на 2020 год. - Официальный сайт ФАДН России. Доступ: https://fadn.gov.ru/ agency/kollegiya/reports (проверено 06.04.2022).

5 Доклад об итогах работы Федерального агентства по делам национальностей в 2020 году и задачах на 2021 год. - Официальный сайт ФАДН России. Доступ: https://fadn.gov.ru/ agency/kollegiya/reports (проверено 07.04.2022).

торинга в СМИ не позволяют в полной мере проанализировать функциональность и эффективность данного ресурса. Из отчетных материалов ведомства становится понятным, что речь идет об информационной системе, охватывающей все субъекты РФ в разрезе муниципалитетов и представляющей собой внушительную по размерам базу данных, которая непрерывно обновляется операторами, регулярно заносящими в систему новые данные, актуализирующими информацию о текущем состоянии межэтнических и межконфессиональных отношений на местах. По крайней мере, так задумано, и Система мониторинга все еще совершенствуется. К примеру, в отчетных материалах ФАДН России за 2018 г., характеризующих работу Системы мониторинга, отме -чается, что осуществлялась ее функциональная доработка. В частности, указано, что создана многофункциональная подсистема для работы с внешними экспертами, позволяющая создавать социологические опросы любой степени сложности удобным графическим конструктором. Для внешних экспертов созданы личные кабинеты, в которых можно не только проходить опросы, но и использовать инструменты обратной связи для оперативного контакта с ответственными сотрудниками ФАДН России. В том же докладе отмечается, что «система стала "понимать" не только русский язык, но и любые слова и выражения конфликтного и оскорбительного характера на нескольких языках народов России. Реализация данной функции позволит существенно расширить границы мониторинга и отслеживать в социальных сетях группы, которые публикуют сообщения, разжигающие межнациональную рознь и способные провоцировать конфликтные ситуации на национальной и религиозной почве»1. В 2019 г. ФАДН России планировало более чем в 100 раз увеличить число объектов мониторинга, одновременно контролируемых системой, что позволит отслеживать менее популярные объекты и в 3-7 раз быстрее обнаруживать возникающие конфликтные ситуации в сети Интернет; расширить горизонт хранения собранных данных и аналитики по ним с 21 дня до 110 дней. Это позволит восстановить заложенную функцию прогнозирования развития конфликтов, а также иметь более качественную аналитику по «долгоиграющим» конфликтам; на 50% улучшить функцию оценки инфоповодов (событий) по отношению их к сфере межэтнических и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; уменьшить на 30% число ложных срабатываний системы по выявленным конфликтам; на 40% сократить число дубликатов событий в системе, за счет чего повысится производительность работы операторов2. В отчетном докладе ФАДН России за 2019 г. сообщается, что Система мониторинга в 2020 г. будет развиваться по следующим направлениям: расширение области наблюдения (увеличение источников мониторинга); развитие прогностических функций системы; развитие аналитических возможностей системы; расширение работы с экспертным сообществом3.

Таким образом, доступные для ознакомления отчетные материалы ФАДН России свидетельствуют о том, что Система мониторинга настроена на запросы антиэкстремистского законодательства и соответствующую правоохранительную практику. Она служит неким связующим звеном между предупреждением

1 Доклад об итогах работы Федерального агентства по делам национальностей в 2018 году и задачах на 2019 год. - Официальный сайт ФАДН России. Доступ: https://fadn.gov.ru/ agency/koИegiya/reports (проверено 07.04.2022).

2 Там же.

3 Доклад об итогах работы Федерального агентства по делам национальностей в 2019 году и задачах на 2020 год. - Официальный сайт ФАДН России. Доступ: https://fadn.gov.ru/ agency/koUegiya/reports (проверено 07.04.2022).

конфликтов и фактическим реагированием на ситуацию профильных органов власти (например, блокировать доступ к экстремистскому, разжигающему межэтническую или межконфессиональную рознь контенту в сети Интернет). Вместе с тем видно, что разработчики Системы мониторинга продолжают ее дорабатывать и функционально усложнять. Способствуют ли постоянные обновления этого ресурса повышению эффективности мониторинга, и приносит ли все это пользу раннему предупреждению конфликтов, должны судить операторы, работающие в Системе мониторинга.

Заключение. Представленный вкратце анализ методов проведения мониторинговых исследований региональных этнополитических процессов, используемых ФАДН России в целях раннего предупреждения конфликтов, проясняет характер взаимодействия власти с научным (экспертным) сообществом в деле гармонизации межэтнических отношений и укрепления единства российской нации. Научное сообщество участвует в проведении репрезентативных социологических опросов, углубленных исследований по заказу ФАДН России и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также активно участвует в работе различных экспертных площадок, созданных для обмена мнениями, профессиональных дискуссий и выработке практических рекомендаций. Существующие форматы сотрудничества ФАДН России и региональных властей с научно-экспертным сообществом в деле осуществления мониторинговых исследований этнополитических процессов в целях раннего предупреждения конфликтов стимулируют здоровую конкуренцию среди исследователей за право восприниматься органами власти и широкой общественностью в качестве авторитетных специалистов (экспертов) по анализу региональных этнополитических процессов.

Статья подготовлена в рамках работы Школы молодого этнопо-литолога (проект Фонда президентских грантов № 21-2-00592).

Список литературы

Деревянченко Ю.И. 2018. Нормативно-правовые основы системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений. - Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. № 4(28). С. 62-67.

Дробижева Л.М. 2017. Межнациональные (межэтнические) отношения в России в зеркале мониторинговых опросов ФАДН и региональных исследований. - Вестник российской нации. № 4. С. 107-127.

Надтока Р.В. 2021. Ключевые проблемы и подходы к мониторингу этнополи-тической напряженности в Российской Федерации. - Социально-гуманитарные знания. № 4. С. 321-328.

Состояние межэтнических отношений и этноконфессиональная ситуация в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Второе полугодие и итоги 2017года: экспертный доклад (научн. конс. В.А. Тишков, отв. ред. М.А. Аствацатурова). 2017. Пятигорск: Изд-во ПГУ. 185 с.

Щеголькова Е.Ю. 2020. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ. - Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 499-520.

Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2014 году: ежегодный доклад сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. (ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. 2016. М.: Изд-во ИЭА РАН. 765 с.

Этнополитический конфликт: пути трансформации: настольная книга Бергхофского центра. 2007. М.: Наука. 582 с.

ADIEV Aslanbek Zalimkhanovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Senior Research Associate of the Regional Center for Ethnopolitical Studies, Dagestan Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (45 M. Gadzhieva St, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia, 367000; khalid_84@mail.ru); https://orcid.org/0000-0003-4459-7462)

MONITORING STUDIES OF ETHNO-POLITICAL PROCESSES IN THE REGIONS OF RUSSIA: METHODS OF THE AUTHORITY AND THE SCIENTIFIC COMMUNITY

Abstract. The article contains the analysis of methods for implementing monitoring studies in Russia in the field of interethnic and interfaith relations, as well as a description of the interaction in this matter between the authorities and the scientific and expert community. Based on the analysis of the reporting materials of the relevant department for 2016-2020, the author reveals the nature of the interaction between the authorities and the scientific community in harmonizing interethnic relations and strengthening the unity of the Russian nation. The article formulates a conclusion that the formats of cooperation with the scientific community established by the authorities in this field of activity stimulate the growth of professionalism and competition among researchers for perceiving them as authoritative specialists (experts) on ethnopolitics by the authorities and the public.

Keywords: state national policy, monitoring, ethno-political processes, interethnic relations, early warning of conflicts

БОЛЬШАКОВ Андрей Георгиевич — доктор политических наук, доцент; заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета (420097, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 35; bolshakov_andrei@mail.ru)

ХРАМОВА Евгения Валерьевна — кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета (420097, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 35; eugenlic@mail.ru)

ЭТНОЯЗЫКОВОЙ ТРИГГЕР В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНФЛИКТОВ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Этноязыковой триггер эффективен в воспроизводстве этнополитической напряженности и конфликтов. Наглядным примером может служить актуализированный сегодня украинский кейс этнопо-литического конфликта. Различия между языковым триггером для внешнеполитического и внутригосударственного применения наглядны. Главное отличие можно определить на материалах междисциплинарного исследования проблемы, осуществленного группой казанских ученых в 2020-2022 гг. в рамках программы РАН. Исследование этноязыкового триггера конфликта - проблема в рамках современных международных отношений в плане сохранения и развития безопасности государства. Угрозой для нее может стать прямое управление государством со стороны внешних политических акторов с целью регулирования внутреннего языкового конфликта на стороне одного из его участников. Ключевые слова: этноязыковой триггер, украинский кейс, этнополитический конфликт, национальная безопасность государства, междисциплинарное исследование, внешнее управление государством

Прообразом и первым примером использования языкового триггера для социального разобщения в истории человечества с известной долей скеп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.