Научная статья на тему 'Мониторинг зрительных нарушений студентов'

Мониторинг зрительных нарушений студентов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Борсова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг зрительных нарушений студентов»

МОНИТОРИНГ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИИ СТУДЕНТОВ

Борсова К.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет

Одним из направлений программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» является мониторинг социального здоровья студенческой молодежи. В рамках указанной программы в Кабардино-Балкарском государственном университете на протяжении ряда лет проводится изучение динамики зрительных нарушений студентов, а также исследуются причины и условия, влияющие на качество их зрения.

В качестве объекта наблюдений была выбрана группа студентов первого курса медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, зачисленных в вуз в 2000 году. Состояние органов зрения контролировалось в течение 5 лет в виде ежегодного осмотра, проводившегося в начале осеннего семестра. Тестирование зрения проводилось на таблицах Снеллена с помощью фокометра - прибора, позволяющего определять степень близорукости, и дальнозоркости, требующих коррекции не менее 0,5 диоптрии. Одновременно исследовались изменения астигматического характера, хотя, в силу более сложной природы, установление астигматизма в нашу задачу не входило.

Исследования, проведенные нами, показали значительное ухудшение зрения студентов за годы учебы. Если в первый год обучения доля лиц, страдавших зрительными нарушениями, составляла 22%, то к 6-му курсу она достигла 43%.

По нашим данным доля лиц, страдающих близорукостью, составляет 22% среди студентов первого курса, 31% среди студентов второго курса, 37% - на третьем курсе, 41% - на четвертом курсе и 43% - на пятом (рис. 1). Как видно из приведенных цифр, основные изменения наступают в первые два года обучения, плавно нарастая к старшим курсам, что, по-видимому, связано со значительной зрительной нагрузкой.

Процент нарушений

45 40 35 30 25 20 15 10 5

0 \-

1 2 3 4 5

Курс

Рис. 1. Динамика зрительных нарушений студентов с 1-го по 5-й курс

Процент

нарушений

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

3 4 5

Балл успеваемости

Рис. 2. Зрительные нарушения по группам успеваемости

Свой вклад в ухудшение зрения вносят недостаточная освещенность рабочих мест, неудобная поза студентов при записи лекций, когда наклоненная голова создает чрезмерную нагрузку на затылочные мышцы и шейные позвонки, а также переутомление цилиарных мышц, ответственных за аккомодацию, при частом изменении расстояния до наблюдаемого объекта (аудиторная доска - конспект студента).

Интересные результаты получаются при качественном анализе полученных данных для различных категорий студентов по критерию их успеваемости. После проведения классификации обследуемых по параметрам их успеваемости выделились три основные группы студентов. К первой группе отнесены студенты, которые учатся в основном на тройки, вторая группа составлена из тех, чей средний балл успеваемости составляет четыре, и третью группу составляли студенты-отличники.

Среди обследуемых первой группы доля лиц, страдающих зрительными нарушениями, составила 32%, во второй группе - 42%, и в третьей - 50%. По-видимому, это связано с тем, что добросовестные студенты, посвящающие значительное время работе с литературой, подвергают свое зрение существенно большей нагрузке (рис. 2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.