Научная статья на тему 'Мониторинг зрительных функций в высшей школе'

Мониторинг зрительных функций в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / МИОПИЯ / STUDENTS / ADAPTATION / VISUAL LOADING / MYOPIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлева Е. В.

Статья посвящена изучению адаптации зрительного анализатора лиц различной этнической принадлежности к обучению в высшей школе. В исследовании принимали участие студенты НижГМА, разделенные на группы студентов из России, Восточной Азии и Африки. Проводилась визометрия, рефрактометрия, определение резерва аккомодации, анкетирование в каждом семестре на протяжении 2,5 лет. Всего обследовано 187 человек, общее число осмотров составило 817 (1634 глаза). Наиболее низкая адаптация к зрительным нагрузкам наблюдается у студентов, прибывших из стран Восточной Азии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Журавлева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL FUNCTION MONITORING AT HIGHER SCHOOL

The article presents the studies of visual analyzer adaptation to higher school studying at persons belonging to different ethnic groups. Students of Nizhniy Novgorod State Medical Academy took part in the studies being divided into groups of Russia, Eastern Europe, Asia and Africa. Visometry, refractometry, accommodation reserve evaluation and questionnaire design were carried out every month within 2.5 years. The total quantity of studied students were 187, total quantity of examinations being 817 (1634 eyes). The lowest visual loading adaptation was observed at students from Eastern Asia.

Текст научной работы на тему «Мониторинг зрительных функций в высшей школе»

содержания металла в тканях почек, печени, сердца, крови, кале и выраженным патогистологическим изменениям в этих органах.

Литература

1. Авцын А.П., Жаворонкова А.А., Риш МА., Строчкова Л.С. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / АМН СССР, М. Медицина. 1991. 496 с.

2. Антошина Л.И., Павловская Н.А., Устюшина Б.В., Крючкова Е.Н. Изменения биохимических цитохимических, иммунологических показателей при действии низких уровней никеля на организм человека // Медицина труда и промышленная экология. 2001. №4. С. 36-38.

3. Елаховская Н.П. К изучению обмена никеля, поступившего в организм с питьевой водой // Гигиена и санитария 1972. №6. С. 20-22.

4. Cempel M., Janicka K. Distribution of nickel, zinc, and copper in rat organs after oral administration of nickel (II) chloride // Biol Trace Elem Res. 2002 Winter; 90(1-3):215-26.

5. Denkhaus E., Salnikow K. Nickel essentiality, toxicity, and carcinogenicity // Crit Rev Oncol Hematol. 2002 Apr; 42(1):35-56.

6. Severa J., Vyskocil A., Fiala Z. and Cizkova M. Distribution of nickel in body fluids and organs of rats chronically exposed to nickel // Human Experimental Toxicology, 1995, 14, 955-958.

CHRONIC NICKEL CHLORIDE INTOXICATION EFFECT ON MORPHOLOGICAL CHANGES IN INNER ORGANS AND NICKEL ACCUMULATION IN RATS' TISSUE

ZH. K. ALBEGOVA, V.B. BRIN, T.V. MOLDOVAN, T.V. ZAX

Northern Ossetia State Medical Academy, Vladikavkaz Biomedical Research Institute

Examining rats of Wistar line reliable enlargement of metal content in inner organs, blood, urine and excrement at chronic intoxication with nickel chloride by doses of 25 mg/kg were revealed. Metal accumulation was followed by acute pathologic changes in kidneys, liver and myocardium.

Key words: nickel chloride, chronic intoxication, pathologic changes, nickel accumulation.

УДК 612.84

МОНИТОРИНГ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Е.В. ЖУРАВЛЕВА*

Статья посвящена изучению адаптации зрительного анализатора лиц различной этнической принадлежности к обучению в высшей школе. В исследовании принимали участие студенты НижГМА, разделенные на группы студентов из России, Восточной Азии и Африки. Проводилась визометрия, рефрактометрия, определение резерва аккомодации, анкетирование в каждом семестре на протяжении 2,5 лет. Всего обследовано 187 человек, общее число осмотров составило 817 (1634 глаза). Наиболее низкая адаптация к зрительным нагрузкам наблюдается у студентов, прибывших из стран Восточной Азии.

Ключевые слова: студенты, адаптация, зрительные нагрузки, миопия.

Мониторинг состояния здоровья человека является важной составляющей профилактики возникновения тех или иных патологических состояний организма. Студенчество относится не только к категории будущего научно-трудового потенциала страны, но также вносит определенный вклад и в ее демографическую ситуацию, поэтому в настоящее время всё большую актуальность приобретают работы по изучению особенностей заболеваемости в студенческих (особенно интернациональных) коллективах [3].

В литературе имеются данные по экспертизе психофизиологического состояния студентов в процессе систематического обучения. В ходе мониторинга выявлены различия в адаптивных возможностях организма к стрессу в начале и в конце учебного семестра. Установлено, что в конце учебного семестра резко (на 30%) сокращается количество студентов, обладающих высокими функциональными возможностями организма, способных переносить большие физические и умственные нагрузки, в том числе и информационные в процессе обучения. Также на 20% увеличивается количество студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, всвязи с чем возможно развитие болезни у данного контингента [5]. По результатам исследований, проводимых на

базе РУДН и связанных с изучением адаптации студентов различных климатогеографических регионов к жизни и учебе в новых для них условиях, установлено, что к третьему году обучения у студентов наблюдается повышение резервных возможностей организма в целом. При сравнительной оценке заболеваемости иностранных и российских студентов обнаружен ряд отличий, например, заболеваниям органов дыхания более подвержены студенты из ЮгоВосточной Азии, а заболеваниям желудочно-кишечного тракта -студенты из стран Ближнего и Среднего Востока [4].

Поскольку при обучении в ВУЗе основные нагрузки испытывает нервная система, нас особенно заинтересовала адаптация зрительного анализатора к процессу учебы. Тем более, что патология органа зрения (а именно аномалии рефракции чаще всего представленные миопией различных степеней) занимает одно из ведущих мест в структуре заболеваемости старших школьников и студентов в различных регионах мира [1,6,7].

Цель исследования — изучение адаптации зрительного анализатора лиц различной этнической принадлежности к обучению в высшей школе.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты Нижегородской Государственной Медицинской Академии 1 и 3 курсов лечебного факультета и ФОИС. В начале исследования осенью 2007 года было сформировано 6 подгрупп по принципу этнической принадлежности и времени поступления в НижГМА (табл. 1). Обследование зрения проводилось у одних и тех же лиц ежегодно в осенние и весенние семестры в течение 3 лет начиная с первого семестра (осень 2007 г) по шестой семестр (весна 2010) для поступивших в Академию в 2007 году и в 5, 6, 9, 10 семестрах для поступивших в 2005 г. Всего обследовано 187 человек, общее число осмотров за 2,5 года составило 817 (1634 глаза).

Таблица 1

Распределение студентов по подгруппам в зависимости от этнической принадлежности

Регион Россия Азия А( эрика

Число студентов абс. отн, % абс. отн, % абс. отн, %

2007 год поступления 62 34 32 17 10 5

2005 год поступления 56 30 21 11 6 3

Нами были проанализированы следующие параметры: не-корригированная острота зрения, сфероэквивалент очковой коррекции, сфероэквивалент авторефрактометрии, корригированная острота зрения, резерв и объем относительной аккомодации с использованием стандартных таблиц Сивцева-Головина для дали и близи, оптического набора очковых стекол, авторефрактометра Potec РЯК-5000.

Результаты и их обсуждение. При обследовании студентов во всех группах выявлены следующие варианты клинической рефракции: эмметропия, миопия различных степеней, ассоциированная с астигматизмом различного вида или без него. При объединении всех степеней миопии независимо от возраста студентов оказалось, что данная патология достоверно более распространена среди студентов из Азии (табл. 2).

Таблица 2

Наличие миопии у студентов в зависимости от региона (%)

Регион, число обследованных Россия 119 чел. Азия 53 чел Африка 16 чел.

Распространение миопии 44,5 77,3* 56,2

Примечание: * - достоверное отличие от российских студентов (р=0,007)

Обнаружена высокая распространенность патологии рефракции в группах студентов из Азии 1 курса (75%) и 3 курса (85%) и из Африки 3 курса (83,3%) за счет миопии слабой и средней степени. Среди российских студентов 1 курса аметропии наблюдаются в 56% случаев и у 44,4% студентов 3 курса. Преобладающая патология - миопия слабой степени (табл. 3).

Таким образом, была выявлена высокая распространенность аномалий рефракции среди всех студентов, обучающихся в НижГМА. Больше страдают аметропией студенты из Восточной Азии, наиболее частая патология - миопия слабой степени, а также сложный миопический астигматизм при миопии средней и высокой степени. По этой причине среди студентов из Восточной Азии наблюдается наиболее низкая некорригированная острота

* Нижегородская государственная медицинская Академия

зрения (НОЗ), которая продолжает снижаться на протяжении обучения (табл. 4).

Таблица 3

Виды клинической рефракции студентов

Регион Год поступления РФ 2007 Азия 2007 Африка 2007 РФ 2005 Азия 2005 Африка 2005

Эмметропия, % 44 25 44 55,6 15 16,7

Миопия слабой степени, 32,3 28 33 35,2 45 33,3

Миопия средней степени, 9,7 31,3 22 3,7 25 16,7

Миопия высокой степени, % 3,2 13 0 1,9 0 16,7

Астигматизм 11,3 31 22 7,4 20 33,3

Таблица 4

Изменение некорригированной остроты зрения за 2,5 года (студенты, поступившие в 2007 г)

Случаи снижения НОЗ Случаи повышения НОЗ Нет изменения НОЗ

Регион: абс отн абс отн абс отн

Россия 35 29% 16 13% 71 58%

Азия 24 38,7% 9 14,5% 29 46,8%

Африка 3 18,8% 0 0 13 81,2%

Из представленной таблицы видно, что во всех группах число случаев снижения НОЗ превалирует над числом случаев повышения НОЗ. Меньше изменений НОЗ в группе студентов из Африки.

Таблица 5

Случаи изменения величины СЭ у студентов, поступивших в Академию в 2007 г.

регион тип изменения СЭ Весна 2008 Осень 2008 Весна 2009 Осень 2009 Весна 2010

Россия повышение 26; 20,6% 15; 12,1% 23; 19,4% 14; 11,5% 24; 19,4%

снижение 22; 17,5% 20; 16,1% 19; 15,3% 16; 13,1% 12; 9,7%

без изменения 48; 61,9% 89; 71,8% 43; 65,3% 92; 75,4% 88; 70,9%

Азия повышение 12; 18,8% 18; 29% 29; 48,3% 15; 27,8% 18; 29%

снижение 25; 39,1% 17; 27,4% 7; 11,7% 16; 29,6% 18; 29%

без изменения 27; 42,1% 27; 43,6% 24; 40% 23; 42,6% 26; 42%

Африка повышение 4; 22,2% 0 4; 22,2% 1; 6,3% 4; 25%

снижение 4; 2 2,2% 4; 22,2% 1; 5,6% 4; 25% 2; 12,5%

без изменения 10, 55,6% 14; 77,8% 13; 72,2% 11; 68,7% 10; 62,5%

О динамике течения миопии судили по изменению величины сфероэквивалента (СЭ) коррекции и авторефрактометрии. Обнаружено, что в весенних семестрах во всех группах происходит более выраженное увеличение степени близорукости по сравнению с осенними семестрами (табл. 5). В группе студентов из Азии рост миопии в каждом семестре наблюдается чаще, чем в других группах, но при этом у остальной части студентов происходит и противоположный процесс - уменьшение степени миопии, тоже почти всегда более выражен в группе из Азии. Таким образом, наименее стабильны значения сфероэквивалента коррекции и авторефрактометрии в группе студентов из Азии, что отражает низкий уровень адаптации к зрительным нагрузкам в течение всего периода наблюдений. Так же, как и у студентов из России, в группе из Африки значения сфероэквивалента в каждом семестре меняются у небольшого числа студентов, что говорит об относительной стабильности зрительных функций у данного контингента.

Таблица 6

Резерв относительной аккомодации (студенты 2007 года поступления) в разных группах

Период Осень 2007 Весна 2008 Осень 2008 Весна 2009 Осень 2009 Весна 2010

Регион Доля лиц с нормальными значениями РОА

Россия 15, 37, 32, 34, 38, 33,

24,6% 58,7% 51,6% 54,0% 62,3% 53,2%

Азия 12, 21, 17, 21, 22, 21,

38,7% 65,6% 54,8% 70,0% 81,5% 67,7%

Африка 3, 30,0% 7, 77,8% 5, 55,6% 6, 66,7% 7, 87,5% 5, 62,5%

При анализе величины резерва относительной аккомодации (РОА) в плане его соответствия возрастным нормам по Аветисову Э. С. [2] обнаружено, что у студентов из России на протяжении всего периода наблюдений больше лиц, имеющих РОА ниже нормы по сравнению с группами студентов из Азии и Африки. Это, по нашему мнению, связано с тем, что в данной группе большее количество студентов находится в состоянии «предбо-лезни», то есть когда явной патологии рефракции ещё нет, но есть предпосылки к её возникновению (табл. 6).

Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее низкие значения РОА во всех группах наблюдаются в первом учебном семестре, что по нашему мнению является результатом дезадаптации зрительного аппарата при интенсивных нагрузках.

Заключение. Выявлена высокая распространенность аномалий рефракции среди студентов, обучающихся в НижГМА. Чаще аметропическая рефракция встречается у студентов из Восточной Азии, наиболее частая патология - миопия слабой степени, а также сложный миопический астигматизм при миопии средней и высокой степени. Некорригированная острота зрения наиболее стабильна у студентов из Африки. Величина сфероэк-вивалента увеличивается во всех группах в весенних семестрах, наименее стабильна в группе студентов из Восточной Азии. Резерв относительной аккомодации во всех группах снижен в первом учебном семестре, а так же более низкие его значения наблюдаются у студентов из России, что может быть связано с состоянием «предболезни». В течение первых трех лет обучения в Академии ни в одной группе не достигнуто уровня устойчивой адаптации к зрительным нагрузкам. Наиболее низкая адаптация к зрительным нагрузкам наблюдается у студентов, прибывших из стран Восточной Азии.

Исходя из полученных результатов, мы рекомендуем проводить ежегодные офтальмологические диспансерные осмотры всех студентов в весеннем семестре. На первом же курсе необходима организация лекций по здоровому образу жизни, в которые будет включен раздел об охране зрения и профилактике зрительных нарушений. Особое внимание следует обратить на здоровье студентов из Восточной Азии, так как миопия в этой категории наиболее распространена.

Литература

1. Аветисов С. Э., Кащенко Т. П. Зрительные функции и их коррекция у детей: руководство для врачей. М., Медицина. 2005. С. 256-290.

2. Аветисов Э. С. Близорукость. М., Медицина, 1999.

3. Агаджанян НА. Адаптационная и этническая физиология: продолжительность жизни и здоровье человека. Москва, РУДН, 2009. С. 30-32.

4. Агаджанян НА., Северин А.Е., Миннибаев Т.Ш. и соавт. Вестник РУДН. 2005. №2 (30). С. 6-15.

5. Белорукова Н.О. Динамика состояния здоровья студентов СГА в течение учебного семестра. Тез. докл. Междисциплинарная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие образовательные технологии». 2007 октябрь 25, Москва.

6. Камаев И.А., Поздеева Т.В. и соавт. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения. Н. Новгород, 2005. 183 с.

7. Lam C. S., Goldschmidt E., Edwards M. H. Prevalence of myopia in local and international schools in Hong Kong. 2004. Optometry & Vision Science; 81: 317-22.

VISUAL FUNCTION MONITORING AT HIGHER SCHOOL YE.V. ZHURAVLEVA Nizhniy Novgorod State Medical Academy

The article presents the studies of visual analyzer adaptation to higher school studying at persons belonging to different ethnic groups. Students of Nizhniy Novgorod State Medical Academy took part in the studies being divided into groups of Russia, Eastern Europe, Asia and Africa. Visometry, refractometry, accommodation reserve evaluation and questionnaire design were carried out every month within 2.5 years. The total quantity of studied students were 187, total quantity of examinations being 817 (1634 eyes). The lowest visual loading adaptation was observed at students from Eastern Asia.

Key words: students, adaptation, visual loading, myopia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.