Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
342
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ДОЛЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Евтушкова Елена Павловна, Шахова Ольга Александровна, Солошенко Анастасия Игоревна

Статья посвящена вопросам регулирования и разработки системы оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель, для создания единой базы по предупреждению и устранению негативных процессов. В основу рационального использования земель сельскохозяйственного назначения должны закладываться мониторинговые исследования. Система мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения даст возможность рационально использовать и управлять земельными ресурсами. Цель работы: разработать систему мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на примере Тюменской области. Объект исследования: земли сельскохозяйственного назначения Тюменской области. Методика исследования. Методика порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет систему оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель. В результате проведенного комплексного анализа земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области, на основании мониторинговых исследований выявлено, что в 2019 году произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения на 673,1 тыс. га. Основной причиной уменьшения площади земель является перевод в земли иных категорий. В том числе, по данным Росреестра, из земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области было переведено 672,1 тыс. га в земли лесного фонда. На территории Тюменского района структура развития негативных процессов представлена следующим образом: переувлажнение - 58,22%, заболачивание - 5,43%, водная эрозия - 1,01%, затопление - 14,23%, подтопление - 0,39%, нарушенные земли - 0,53%. В 2020 году Россельхознадзором и Росприроднадзором были выявлены правонарушения в (ст. 8.7, п. 2) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель - 65,8%, (ст. 8.6) порча земель - 44,8%, (ст. 8.7) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв - 28,3%. На основании проведенной оценки и анализа мониторинга земель Тюменской области, предложен комплекс мероприятий по улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения. Реализация предложенных мероприятий позволит, в перспективе, улучшить основные социально-экономические показатели региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Евтушкова Елена Павловна, Шахова Ольга Александровна, Солошенко Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF AGRICULTURAL LAND IN THE TYUMEN REGION

The article is devoted to the issues of regulation and development of a system of operational, periodic and basic observations of changes in the qualitative and quantitative state of land in order to create a unified base for the prevention and elimination of negative processes. The rational use of agricultural land should be based on monitoring studies. The system of measures to improve the efficiency of monitoring agricultural land will make it possible to rationally use and manage land resources. The purpose of the work: to develop a system of measures to improve the efficiency of monitoring agricultural land on the example of the Tyumen region. Object of study: agricultural land of the Tyumen region. Research methodology. Methodology for the implementation of state monitoring of agricultural land. State monitoring of agricultural land is a system of operational, periodic and basic observations of changes in the qualitative and quantitative state of land. As a result of a comprehensive analysis of agricultural land in the Tyumen region, based on monitoring studies, it was revealed that in 2019 there was a decrease in the total area of agricultural land by 673.1 thousand hectares. The main reason for the decrease in land area is the transfer to land of other categories. Including, according to Rosreestr, 672.1 thousand hectares were transferred from the agricultural land of the Tyumen region to the lands of the forest fund. On the territory of the Tyumen region, the structure of the development of negative processes is presented as follows: waterlogging - 58.22%, waterlogging - 5.43%, water erosion - 1.01%, flooding - 14.23%, flooding - 0.39%, disturbed lands - 0.53%. In 2020, Rosselkhoznadzor and Rosprirodnadzor identified violations in (Article 8.7, clause 2) failure to comply with established requirements and mandatory measures to improve, protect land and protect soil from wind and water erosion and prevent other processes and other negative impacts on the environment, worsening the quality of land - 65.8%, (Art. 8.6) damage to land - 44.8%, (Art. 8.7) failure to fulfill obligations for land reclamation, mandatory measures to improve land and protect soil - 28.3%. Based on the assessment and analysis of the monitoring of land in the Tyumen region, a set of measures was proposed to improve the quality of agricultural land. The implementation of the proposed measures will allow, in the future, to improve the main socio-economic indicators of the region.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научная статья Original article УДК 332.365

DOI 10.55186/25876740_2022_6_5_46

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

MONITORING OF AGRICULTURAL LAND IN THE TYUMEN REGION

Евтушкова Елена Павловна, доцент кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (625041 Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, д. 18), тел. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7352-0248, evtushkovaep@gausz.ru Шахова Ольга Александровна, доцент кафедры земледелия, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (625041 Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, д. 18), тел. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8700-4674, shahovaoa@gausz.ru

Солошенко Анастасия Игоревна, магистрант, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (625041 Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, д. 18), тел. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-00027455-0289, karamzina.ai@ati.gausz.ru

Evtushkova Elena Pavlovna, Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastres, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (625041 Russia, Tyumen, Roschinskoe shosse, 18), tel. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7352-0248, evtushkovaep@gausz.ru

НАЗНАЧЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Shakhova Olga Alexandrovna, Associate Professor of the Department of Agriculture, Federal State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (625041 Russia, Tyumen, Roschinskoe shosse, 18), tel. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-8700-4674, shahovaoa@gausz.ru

Soloshenko Anastasia Igorevna, undergraduate, State Agrarian University of the Northern Trans-Urals (625041 Russia, Tyumen, Roshchinskoe shosse, 18), tel. 8(3452) 29-01-25, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-7455-0289, karamzina.ai@ati.gausz.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам регулирования и разработки системы оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель, для создания единой базы по предупреждению и устранению негативных процессов. В основу рационального использования земель сельскохозяйственного назначения должны закладываться мониторинговые исследования. Система мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения даст возможность рационально использовать и управлять земельными ресурсами. Цель работы: разработать систему мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на примере Тюменской области. Объект исследования: земли сельскохозяйственного назначения Тюменской области. Методика исследования. Методика порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет систему оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель. В результате проведенного комплексного анализа земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области, на основании мониторинговых исследований выявлено, что в 2019 году произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения на 673,1 тыс. га. Основной причиной уменьшения площади земель является перевод в земли иных категорий. В том

числе, по данным Росреестра, из земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области было переведено 672,1 тыс. га в земли лесного фонда. На территории Тюменского района структура развития негативных процессов представлена следующим образом: переувлажнение - 58,22%, заболачивание -5,43%, водная эрозия - 1,01%, затопление - 14,23%, подтопление - 0,39%, нарушенные земли - 0,53%. В 2020 году Россельхознадзором и Росприроднадзором были выявлены правонарушения в (ст. 8.7, п. 2) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель - 65,8%, (ст. 8.6) порча земель - 44,8%, (ст. 8.7) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв - 28,3%. На основании проведенной оценки и анализа мониторинга земель Тюменской области, предложен комплекс мероприятий по улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения. Реализация предложенных мероприятий позволит, в перспективе, улучшить основные социально-экономические показатели региона.

Abstract. The article is devoted to the issues of regulation and development of a system of operational, periodic and basic observations of changes in the qualitative and quantitative state of land in order to create a unified base for the prevention and elimination of negative processes. The rational use of agricultural land should be based on monitoring studies. The system of measures to improve the efficiency of monitoring agricultural land will make it possible to rationally use and manage land resources. The purpose of the work: to develop a system of measures to improve the efficiency of monitoring agricultural land on the example of the Tyumen region. Object of study: agricultural land of the Tyumen region. Research methodology. Methodology for the implementation of state monitoring of agricultural land. State monitoring of agricultural land is a system of operational, periodic and basic observations of changes in the

qualitative and quantitative state of land.

As a result of a c omprehensive analysis of agricultural land in the Tyumen region, based on monitoring studies, it was revealed that in 2019 there was a decrease in the total area of agricultural land by 673.1 thousand hectares. The main reason for the decrease in land area is the transfer to land of other categories. Including, according to Rosreestr, 672.1 thousand hectares were transferred from the agricultural land of the Tyumen region to the lands of the forest fund. On the territory of the Tyumen region, the structure of the development of negative processes is presented as follows: waterlogging - 58.22%, waterlogging - 5.43%, water erosion - 1.01%, flooding - 14.23%, flooding -0.39%, disturbed lands - 0.53%. In 2020, Rosselkhoznadzor and Rosprirodnadzor identified violations in (Article 8.7, clause 2) failure to comply with established requirements and mandatory measures to improve, protect land and protect soil from wind and water erosion and prevent other processes and other negative impacts on the environment, worsening the quality of land - 65.8%, (Art. 8.6) damage to land - 44.8%, (Art. 8.7) failure to fulfill obligations for land reclamation, mandatory measures to improve land and protect soil - 28.3%. Based on the assessment and analysis of the monitoring of land in the Tyumen region, a set of measures was proposed to improve the quality of agricultural land. The implementation of the proposed measures will allow, in the future, to improve the main socio-economic indicators of the region. Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, мониторинг земель, земельная доля, правонарушения, комплекс мероприятий. Keywords: agricultural land, land monitoring, land share, offenses, a set of measures.

Введение. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения имеет огромное стратегическое значение, так как позволяет быстро и точечно принимать решения. Мониторинг показывает сильные и слабые стороны, выступая индиктом количественных и качественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время мониторинг земель сельскохозяйственного

назначения является особенно актуальным в силу постоянного антропогенного воздействия на земли сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения — это земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Они предоставляются сельхозпредприятиям, организациям для научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 383,7 млн. га (22,4 % земельного фонда Российской Федерации). Площадь пашни за 25 лет сократилась 17,2 млн. га. Полное, правильное и эффективное использование земель направлено на устойчивое социально-экономическое развитие России. Ключевыми факторами выступают эти показатели для продовольственной безопасности, экономики, экологии [9].

Актуальность работы обусловлена тем, что система оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель поможет сформировать рациональную систему землепользования [1-6]. В основу рационального использования земель сельскохозяйственного назначения должны закладываться мониторинговые исследования. Система мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения даст возможность рационально использовать и управлять земельными ресурсами [7-11].

Цель работы: разработать систему мероприятий по повышению эффективности мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на примере Тюменской области.

Объект исследования: земли сельскохозяйственного назначения Тюменской области.

Методика исследования. Методика порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет систему оперативных, периодических и базовых наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель.

Порядок осуществления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения регламентируется министерством сельского хозяйства РФ (рисунок 1).

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Рисунок 1 - Порядок осуществления мониторинга земель сельскохозяйственного назначения

Показателями мониторинга состояния земель являются показатели состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные порядком учета (рисунок 2).

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

s

S 2. W i i 3. ▼ bi 4. s 5. SS 6. s 7. 8. • Общая площадь земель (земельных участков)

• Общая площадь сельскохозяйственных угодий

• Общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения проводится в отношении земельных участков, имеющих определенный вид

разрешенного использования) •Площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

•Площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков

•Площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства

•Площадь распределения земель по формам собственности, исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним

•Иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации

Рисунок 2 - Показатели мониторинга использования земель

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации для управленческих решений [10].

Результаты исследования.

Тюменская область занимает 60% территории Западной Сибири (143.5 млн. га). Северная часть области - Ямало-Ненецкий автономный округ - занимает половину территории области, южнее Ямало-Ненецкого округа находится Ханты-Мансийский автономный округ (50 млн. га). Сельскохозяйственные территории занимают площадь 15.5 млн. га и располагаются южнее автономных округов в подзонах подтайги, южной тайги и в лесостепи [5].

Агропромышленный комплекс Тюменской области, не смотря на суровые климатические условия, является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. В общей структуре валовой продукции сельского хозяйства Тюменской области 43% занимает продукция растениеводства и более 50% продукция животноводства. При этом в общем объеме продукции сельского хозяйства доля

сельскохозяйственных предприятий достигает 47%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 4.5%, а основу агропромышленного комплекса Тюменской области составляют хозяйства населения объемом 48.5% [4].

Рисунок 3 - Природно-климатическое районирование Тюменской области Площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 900 тыс. га и составила 380,8 млн. га (по состоянию на 2020 г.). Это связано с проведением в субъектах РФ работ по переводу в лесной фонд лесопокрытых земель, ранее находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании сельскохозяйственных организаций [4].

5100 -

4800 -

1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 ■ Площадь земель с.-х. назначения, тыс. га

Рисунок 4 - Динамика площади земель сельскохозяйственного назначения на

территории Тюменской области Анализируя динамику земель с.-х. назначения видно, что с 2005 по 2018 год наблюдались незначительные изменения площади, данные показатели варьировались в пределах от 4540 тыс. га до 4572,5 тыс. га, это говорит о рациональном использовании земель.

В 2019 году произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения на 673,1 тыс. га. Основной причиной уменьшения площади земель является перевод в земли иных категорий. В том числе, по данным Росреестра, из земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области было переведено 672,1 тыс. га в земли лесного фонда.

Решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другие категории принимается органом государственной власти Тюменской области. Динамика площадей перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории по данным Правительства Тюменской области представлена на рисунке 5.

1,200 1,000 0,800 у 0,600

Л

H 0,400 0,200 0,000

0,975

0,762

0,217

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Общая площадь переведенных земель с.-х. назначения

■ Под строительство и расширение объектов промышленности, транспорта, связи и др.

• Предприятиям, организациям, учреждениям природоохранного назначения

■ Для других нужд

Рисунок 5 - Динамика площадей перевода земель сельскохозяйственного

назначения в другие категории

Согласно данным, с 2013 по 2019 год, из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории было переведено 841 земельных участков, общая площадь переведенных земель за анализируемый период составляет 2,97 тыс. га. Максимальная площадь переведенных земель сельскохозяйственного назначения зафиксирована в 2018 году (0,975 тыс. га), основанием резкого увеличения перевода земель является строительство и расширение объектов промышленности, транспорта, связи и др.

В среднем, за рассматриваемый период, около 80% площади земель с. -х. назначения переведено для целей строительства, расширения объектов промышленности, транспорта и др. Около 20% земель переведено для других нужд и в 2019 году осуществлен перевод 0,041 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения предприятиям, организациям и учреждениям природоохранного назначения.

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3390,5 3389 3388,73385,83383,53383,3 3383

1480,1 1472,0 1446,6 1436,5

758,1 757,5 757,5 757,2

2905,42912,1 2912 2911,52918,32920,82920,42920,4 2919

1370,9 1387,5 1397,3 1312,0 1313,6 1318,9 1324,8 1285,6 1267,8 1264,2 1204,4 1194,4

755,5 755,2 755,1 755,1

611,2 613,1 613,1 613 615,7 617,8 616,5 616 613,7

«5,7 895,4 895,3 894Д 893 893,1 893,1 719,6 721,3 721,2 721,1 727,5 729,3 730,2 730,8 730,7

^ n 1? о 12 8__11 4 11,4 -4+,4--114-

>4lQ Ж 27<,S5 28(6.6 352,7 336,1 326,1

7

255,6

257 2711,7 26597 282,5 299 302,5 362,1 373,1

7,1 7,1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Пашня Пастбище

Сенокосы Многолетние насаждения

Залежь • Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га

В целом, на 01.01.2020 года общая площадь переведенных земель с.-х. назначения составляет 0,762 тыс. га. Динамика площади с.-х. угодий на территории Тюменской области представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика площадей с.-х угодий на территории Тюменской

области

За анализируемы период (с 2005 по 2019 годы), на территории Тюменской области наблюдается уменьшение площадей с.-х. угодий. Площадь пашни за рассматриваемый период сократилась на 275,7 тыс. га, при среднем темпе уменьшения (20%). Площадь кормовых угодий (сенокосы, пастбища) в сравнении с 2005 годом также сократилась на 20%. Однако, следует отметить, в период с 2012 по 2019 год наблюдались незначительные колебания площадей кормовых угодий. Положительная динамика наблюдается у залежи, площадь данного вида угодий, за рассматриваемый период, увеличилась на 118,2 тыс. га, максимальное значение наблюдалось в 2019 году - 362,1 тыс. га [4].

Рисунок 7 - Картограмма невостребованности сельскохозяйственных земель, переданных в общую долевую собственность граждан по муниципальным районам юга Тюменской области

Для целей хозяйствования на территории Тюменской области осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей. За период (2015-2020 гг.) наблюдается тенденция увеличения количества выделенных земельных участков. С 2015 по 2020 год количество земельных участков, находящихся в общей долевой собственности увеличилось в 24 раза. За анализируемый период более активно процедура выдела земельных долей на территории Тюменской области начала осуществляться с 2018 года. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года количество выделенных земельных участков в 2018 году увеличилось в 5 раз [5, 6].

30000

3 10000

g 20000

о «

Я 15000

25000

5000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

2015 2017 2018 2019 2020

997

23649 23270

24224

\_ (9,5 %)

399 тыс.га

■2015 2017 2018 2019 2020

Рисунок 8 - Динамика площадей земельных участков, находящихся в общей

Максимальная площадь земельных, находящихся в общей долевой собственности, зафиксирована в 2017 году - 1492,2 тыс. га (при их количестве 4836 ед.). На 2020 год данный показатель составлял 761,039 тыс. га, при этом их количество составляло 24224 ед.

После проведения процедуры по образованию земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, их учета и регистрации прав в системе ЕГРН такие участки считаются выделенными в счет земельных долей.

За годы исследования (2015-2019 г.) наблюдается снижение количества земельных участков, образованных в счет земельных долей. С 2015 по 2019 г. показатель снизился в 4 раза. При этом, величина площади земельных участков, образованных в счет земельных долей прямо пропорциональна их количеству [4].

долевой собственности и их количество

29,66 тыс.

га (13,6 %) 27,23 тыс.

га (12,7 %)

46,17 тыс.

га (21,6 %)

2015

2017

2018 2019

109,15 тыс. га

(51,4 %)

30000 25000

<u

„ 20000 О и

О 15000 (U

er к

Ч 10000

о «

5000 0

23649 23270 24224

2015 2017 2018 2019 2020 Рисунок 9 - Динамика площадей земельных участков, образованных в счет

земельных долей и их количество

Общая площадь земельных участков, образованных в счет земельных долей за анализируемый период (2015-2019 г.) составляла 212,23 тыс. га. Наибольшая площадь земельных участков, образованных в счет земельных долей, наблюдалась в 2015 году - 109,15 тыс. га (при их количестве 1148 ед.), что составляет более 50% от общей площади за анализируемый период. Наименьшая площадь образованных земельных участков наблюдалась в 2018 - 27,237 тыс. га (при их количестве 214 ед.), что составляет 12% от общей площади.

На сегодняшний день одной из основных проблем, препятствующей продуктивному обороту сельскохозяйственных угодий, является наличие невостребованных земель. При этом, невостребованными могут считаться земельные доли, включенные в списки невостребованных земельных долей либо признанные по решению суда муниципальной собственностью, а также земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, признанных муниципальной собственностью [4].

По результатам проведенного анализа, по состоянию на 01.01.2019 года, право муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, были оформлены в количестве 2134 ед., площадью 26,418 тыс. га.

- 276,8 2020

300 250

£ 200

0 3 н

$ 150

СЗ

1 100

50 0

217,6

185,1 186,4

65,2

44,3

33,0 26,4

2018 2017 2015 2014 2013

19742

2134

9532

2647 1

18427

3776

4813

20710

4892 4743

Количество, ед.

2013 2014 2015 2017 2018 2019 2020

I Земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей

I Земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью

Рисунок 10 - Динамика площадей невостребованных земельных долей и их

количество

Показатели динамки площадей невостребованных земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью, указывают на их снижение, при этом наибольшие площади наблюдались в 2013 году (185,1 тыс. га) и в 2014 году (186,4 тыс. га).

Кроме того, в связи с включением земельных долей в списки невостребованных, их площадь в 2020 году уменьшилась на 27,762 тыс. га, в сравнении с 2015 годом. Значительное сокращение площади земельных долей, упорядоченных в списки невостребованных, наблюдалось в 2018 году на 59,166 тыс. га, в сравнении с данными 2015 года [4].

Большую долю в числе списков невостребованных земель составляют земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей на которые устанавливается право муниципальной собственности.

15,45 тыс.га (11,6 '

14,3 тыс.га 2019

217

(1°,8 %) 2018

171

9,46 тыс. га (6,9 %)^

2017 2015 2014

429

460

1383

0 300 600 900 1200 1500

Количество, ед.

2014

49,16 тыс. га (37,9 %)

2015

41,40 тыс.га (31,7 %)

2017

2018

2019

Рисунок 11 - Динамика площадей земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, признанных муниципальной собственностью

Суммарная площадь земельных участков, образованных в счет земельных долей, перешедших в муниципальную собственность, за годы исследования составляет 129,789 тыс. га, в количестве 2660 единиц. При этом, наибольшая часть выделенных невостребованных земельных долей наблюдалась в 2015 году -37,88% (49,162 тыс. га.) в количестве 429 земельных участков и в 2017 - 31,90% (41,409 тыс. га), количество которых достигало 1383 единицы [4].

Наличие невостребованных земельных долей является одним из социально-экономических факторов, влияющий на распространение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, главной задачей агропромышленного комплекса является выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, особенно пашни, и их вовлечение в сельскохозяйственный оборот, для целей эффективного использования сельскохозяйственных угодий.

и их количество

3000 2800 2600 es 2400 4 2200 Ц 2000 h 1800 ^ 1600 4 1400 и 1200 о 1000

Л 800 c 600 400 200 0

2918,3

2920,8

2920,7

2920,4

683,5

683,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

710,1

710,6

2016 2017 2018 2019

■ Земель с.-х. угодий ■ Неиспользуемых с.-х. угодий

Рисунок 12 - Распределение неиспользуемых сельскохозяйственных угодий

За анализируемый период (2016-2019 г.), динамика площадей неиспользуемых сельскохозяйственных угодий показала незначительные колебания в сторону увеличения. За годы исследования, общая площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий увеличилась на 27,097 тыс. га, при этом доля неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, относительно общей площади, в среднем составляет около 24%.

1,59% 2,19% 1

44%

3,17% 0,62% 7,30%

4,69% 3,90% 6,76%

2,75%

4,32%

7,06% 2,44%

4,91%

7,36% 1,17% — 0,67%

□ Абатский

□ Армизонский

□ Аромашевский

□ Бердюжский

□ Вагайский

□ Викуловский

□ Голышмановский

□ Заводоуковский

□ Исетский

□ Ишимский

□ Казанский

□ Нижнетавдинский

□ Омутинский

□ Сладковский

□ Сорокинский

□ Тобольский

□ Тюменский

□ Уватский

Рисунок 13 - Динамика неиспользуемых сельскохозяйственных угодий

Тюменской области по районам

При этом, суммарная площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот, ранее выбывших сельскохозяйственных угодий, за период с 2016 года по 2019 год составляла 81,9 тыс. га.

800 £ 700

о 600

% 500 л 400 § 300 § 200 С 100 0

683,5

683,8

21,6

710,1

19,1

27,0

2016

I Неиспользуемые с.-х. угодья

2017

2018

710,6

14,2

2019

I Площадь вовлеченных в оборот с.-х. угодий

Рисунок 14 - Динамика площадей сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в

сельскохозяйственный оборот Наибольшие показатели, вовлеченных в оборот, сельскохозяйственных угодий, наблюдались в 2018 году - 27 тыс. га или 3,8% площади неиспользуемых земель по состоянию на указанный год.

Наибольшую ценность в структуре сельскохозяйственных угодий занимают пашни, являющиеся основным фактором производства сельскохозяйственной продукции в растениеводстве.

По данным динамики распределения неиспользуемой пашни, её площадь на 2019 год составляла 107,799 тыс. га (8,9% от общей площади пашни на территории Тюменской области).

3500 3000

Ч 2500

0

£ 2000 л"

1 1500 а

jB 1000

500 0

2 935,6

1 313,6

2014

2015 I Пашни

2016 2017 2018 2019

■ Неиспользуемой пашни

Рисунок 15 - Распределение площадей неиспользуемой пашни

Наибольший показатель площади неиспользуемой пашни отмечен в 2018 году - 670,343 тыс. га, при этом, общая площадь пашни составляла 2935,6 тыс. га. На 01.01.2020 года на территории Тюменской области наблюдалось сокращение площадь неиспользуемой пашни на 84%, в сравнении с аналогичным периодом 2019 года [4].

700 --670,3

600

500 -423,4

400 300 200 100 0

2014 2015 2016 2017 2018 2019

■ Площадь вовлеченной пашни ■ Неиспользуемая пашня

Рисунок 16 - Площадь вовлеченной пашни в сельскохозяйственный оборот Согласно динамике (рисунок 13), интенсивность вовлечения пашни в сельскохозяйственный оборот, в период с 2014 года по 2019 год, различна, более 20 тыс. га пашни вовлечено в 2018 году. Несмотря на резкое сокращение площади неиспользуемой пашни в 2019 году, доля вовлеченной в сельскохозяйственный оборот пашни составляла 5%.

Земельным кодексом (статья 67) установлена необходимость осуществления государственного мониторинга земель, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации [1].

Экологизация землепользования является актуальной проблемой нашего времени. Возрастающее антропогенное воздействие требует активизации усилий по сохранению и восстановлению плодородия почв. Для

восстановления природно-ресурсного потенциала необходимо обеспечить его нормальное функционирование как природно-биологической системы [3, 12-15]. На территории Тюменского района структура развития негативных процессов представлена следующим образом: переувлажнение - 58,22%, заболачивание -5,43%, водная эрозия - 1,01%, затопление - 14,23%, подтопление - 0,39%, нарушенные земли - 0,53%.

В рамках проведения мониторинга по Тюменскому области использования земель было выявлено 861 земельных участков, содержащих признаки нарушения земельного законодательства, общая доля нарушений земельного законодательства в пределах земельных участков составляет 205,8 га [4].

Преобладающими признаками нарушения земельного законодательства являются «самовольное занятие земельных участков или частей земельных участков, в том числе использование земельных участков лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на земельные участки» и «использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием».

В 2020 году Россельхознадзором и Росприроднадзором были выявлены правонарушения в (ст. 8.7, п. 2) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель - 65,8%, (ст. 8.6) порча земель - 44,8%, (ст. 8.7) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв - 28,3%.

С 25 июля 2022 года вступает в силу КоАП РФ с изменениями (таблица 1).

Таблица 1 - Административные правонарушения по статьям КоАП РФ (с изм. и доп., вступит в силу с 25.07.2022 г.) [2]

№ Правонарушения Штраф на граждан, тыс. руб. Штраф на должностные лица, тыс. руб. Штраф на юридические лица, тыс. руб.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ст. 8.6, п. 1) от 1 до 3 от 5 до 10 от 30 до 50

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления от 3 до 5 от 10 до 30 от 40 до 80

3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры (ст. 8.7, п.1) от 20 до 50 от 50 до 100 от 400 до 700

4. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.7, п.2) от 20 до 50 от 50 до 100 от 400 до 700

5. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в штраф от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но штраф от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее штраф от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но

течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи (ст. 8.8, п. 2) не менее трех тысяч рублей пятидесяти тысяч рублей не менее двухсот тысяч рублей

6. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения (ст. 10.10) от 0,5 до 1 от 1 до 2 от 10 до 20

Кроме существующих правонарушений необходимо добавить и усилить контроль над осуществлением выполнения предписаний (таблица 2).

Таблица 2 - Административные правонарушения по статьям КоАП РФ

(добавить и усилить контроль)

№ Правонарушения

1. Самовольное занятие лесных участков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Порча земель

3. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

4. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах

6. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

7. Нарушение режима использования земельных долей

8. Невыполнение фактического режима использования земель сельскохозяйственного назначения

9. Несоблюдение фактического режима использования в зонах ЗОУИТ

--Стоит отметить, что государственный мониторинг земель с. -х. назначения не является, полным по законодательству он поделен на две составные части: Министерство сельского хозяйства и Росреестр.

Нынешнее состояние экономики не может обеспечить регулярное проведение исследований, наблюдений методом дистанционного зондирования земель вследствие этого - увеличение нарушений.

Мероприятия для повышения эффективности наблюдений мониторинга земель:

1. Проведение инвентаризации всех земель сельскохозяйственного назначения.

2. Подготовка качественного и актуального картографического материала.

3. Развитие методов дистанционного зондирования земли.

4. Разработка генеральной информационной базы (реестр), где будет храниться вся информация о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

5. Разработка единой нормативно-правовой основы осуществления Росреестром мониторинга земель сельскохозяйственных назначений.

6. Усилить контроль над охраной земель и их рационального использования.

7. Разработать и утвердить критерии мониторинга земель для получения и улучшения методов сбора информации и систематического наблюдения за состоянием земель землях с.-х. назначения.

Библиографический список

1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 14.07.2022) - [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 33773/ (Дата обращения 20.07.2022 г.)

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) - [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/ (Дата обращения 20.07.2022 г.)

3. Гордеева, Е.Н. Экологизация землепользования / Е.Н. Гордеева, О.В. Шулепова, А.А. Денисов // Сборник трудов LVI Студенческой научно-практической конференции «Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе», Тюмень, 12 октября 2021 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 420-425. - EDN QNJNYO.

4. Доклад о состоянии и использовании ЗСН - [Электронный ресурс]. https://mcxac.ru/monitoring-zemel/state land/ (Дата обращения 20.07.2022 г.)

5. Долгих, Н.А. Современное состояние и использование земельных долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения Юга Тюменской области / Н.А. Долгих, Е. П. Евтушкова // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: Сборник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 16 марта 2017 года. -Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. - С. 37-39. - EDN ZIPRYF.

6. Евтушкова, Е.П. Особенности образования земельного участка под личное подсобное хозяйство (на материалах Ялуторовского района) / Е.П. Евтушкова, Н.В. Литвиненко, А. А. Юрлова // Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. - 2016. - № 4(35). - С. 95-100. - EDN XVSYMV.

7. Коноплин, М.А. Эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения в Шатровском районе Курганской области / М.А. Коноплин // Современные научно-практические решения в АПК: Сборник статей всероссийской научно-практической конференции, Тюмень, 08 декабря 2017 года. - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. - С. 862-876. - EDN YQQFGY.

8. Конушина, Е.Ю. Фотограмметрия, как основополагающая дисциплина современного геодезиста / Е.Ю. Конушина, Д.В. Симашева // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник материалов национальной научно-практической конференции, Тюмень, 21-23 октября 2020 года. - Тюмень:

Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2020. - С. 30-34. -EDN LLOUUJ.

9. Морозов, Г.Е. Охрана земель сельскохозяйственного назначения как способ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Г.Е. Морозов, М.В. Кузьмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87292/ (дата обращения: 12.06.2022).

10. Приказ Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) от 24 декабря 2015 г. «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» - [Электронный ресурс]. https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293755/4293755897.pdf/ (Дата обращения 20,07.2022 г.)

11. Симаков, А.В. Особенности создания цифровой карты с использованием геоинформационных технологий / А.В. Симаков, С.С. Рацен // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 5. - DOI 10.24412/2588-0209-2021-10374. - EDN PISCSV.

12. Симакова Т.В. Ландшафтно-экологический подход в организации рационального использования земель Ямальского района ЯНАО / Т.В. Симакова, А.В. Симаков, Е.П. Евтушкова, М. А. Коноплин // АгроЭкоИнфо. - 2019. - № 4(38). - С. 16.

13. Шахова, О.А. Оценка уровня негативного воздействия на состояние земель районов юга Тюменской области / О.А. Шахова, Н.В. Санникова // Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 12(60). - С. 58-62. - EDN XHXMPT.

14. Юрлова, А.А. Осуществление землеустроительной экспертизы при решении земельных споров / А.А. Юрлова, А.А. Матвеева, Л.П. Вавулина // Московский экономический журнал. - 2019. - № 12. - С. 6. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-10229.

15. Monitoring of reclaimed land in Tyumen region / T. V. Simakova, L. N.

Skipin, E. P. Evtushkova [et al.] // Espacios. - 2018. - Vol. 39. - No 14. - P. 22.

Bibliograficheskii spisok

1. «Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsil» ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 14.07.2022) - [Ehlektronnyi resurs]. http : //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (Data obrashcheniy a 20.07.2022 g.)

2. «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyaKH» ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 14.07.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.07.2022) -[Ehlektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (Data obrashcheniya 20.07.2022 g.)

3. Gordeeva, E.N. Ehkologizatsiya zemlepol'zovaniya / E.N. Gordeeva, O.V. Shulepova, A.A. Denisov // Sbornik trudov LVI Studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Uspekhi molodezhnoi nauki v agropromyshlennom kompleksE», Tyumen', 12 oktyabrya 2021 goda. - Tyumen': Gosudarstvennyi agrarnyi universitet Severnogo Zaural'ya, 2021. - S. 420-425. - EDN QNJNYO.

4. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii ZSN - [Ehlektronnyi resurs]. https://mcxac.ru/monitoring-zemel/state_land/ (Data obrashcheniya 20.07.2022 g.)

5. Dolgikh, N.A. Sovremennoe sostoyanie i ispol'zovanie zemel'nykh dolei v prave obshchei sobstvennosti na zemli sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya Yuga Tyumenskoi oblasti / N.A. Dolgikh, E. P. Evtushkova // Aktual'nye voprosy nauki i khozyaistva: novye vyzovy i resheniya: Sbornik materialov LI Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tyumen', 16 marta 2017 goda. -Tyumen': Gosudarstvennyi agrarnyi universitet Severnogo Zaural'ya, 2017. - S. 37-39. - EDN ZIPRYF.

6. Evtushkova, E.P. Osobennosti obrazovaniya zemel'nogo uchastka pod lichnoe podsobnoe khozyaistvo (na materialakh Yalutorovskogo raiona) / E.P. Evtushkova, N.V. Litvinenko, A. A. Yurlova // Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. - 2016. - № 4(35). - S. 95-100. - EDN XVSYMV.

7. Konoplin, M.A. Ehffektivnost' ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya v Shatrovskom raione Kurganskoi oblasti / M.A. Konoplin // Sovremennye nauchnO-prakticheskie resheniya v APK: Sbornik statei vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tyumen', 08 dekabrya 2017 goda. -Tyumen': Gosudarstvennyi agrarnyi universitet Severnogo Zaural'ya, 2017. - S. 862876. - EDN YQQFGY.

8. Konushina, E.YU. Fotogrammetriya, kak osnovopolagayushchaya distsiplina sovremennogo geodezista / E.YU. Konushina, D.V. Simasheva // Perspektivnye razrabotki i proryvnye tekhnologii v APK: Sbornik materialov natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Tyumen', 21-23 oktyabrya 2020 goda.

- Tyumen': Gosudarstvennyi agrarnyi universitet Severnogo Zaural'ya, 2020. - S. 3034. - EDN LLOUUJ.

9. Morozov, G.E. Okhrana zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya kak sposob obespecheniya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii / G.E. Morozov, M.V. Kuz'mina. — Tekst: neposredstvennyi // Molodoi uchenyi. — 2021. — № 52 (394). — S. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87292/ (data obrashcheniya: 12.06.2022).

10. Prikaz Ministerstvo sel'skogo khozyaistva RF (Minsel'khoz Rossii) ot 24 dekabrya 2015 g. «Ob utverzhdenii Poryadka osushchestvleniya gosudarstvennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniYA» - [Ehlektronnyi resurs]. https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293755/4293755897.pdf/ (Data obrashcheniya 20,07.2022 g.)

11. Simakov, A.V. Osobennosti sozdaniya tsifrovoi karty s ispol'zovaniem geoinformatsionnykh tekhnologii / A.V. Simakov, S.S. Ratsen // International Agricultural Journal. - 2021. - T. 64. - № 5. - DOI 10.24412/2588-0209-2021-10374.

- EDN PISCSV.

12. Simakova T.V. Landshaftno-ehkologicheskii podkhod v organizatsii ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel' Yamal'skogo raiona YANAO / T.V. Simakova,

A.V. Simakov, E.P. Evtushkova, M. A. Konoplin // AgrOEhkOInfo. - 2019. - № 4(38). - S. 16.

13. Shakhova, O.A. Otsenka urovnya negativnogo vozdeistviya na sostoyanie zemel' raionov yuga Tyumenskoi oblasti / O.A. Shakhova, N.V. Sannikova // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2016. - № 12(60). - S. 58-62. - EDN XHXMPT.

14. Yurlova, A.A. Osushchestvlenie zemleustroitel'noi ehkspertizy pri reshenii zemel'nykh sporov / A.A. Yurlova, A.A. Matveeva, L.P. Vavulina // Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal. - 2019. - № 12. - S. 6. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-10229.

15. Monitoring of reclaimed land in Tyumen region / T. V. Simakova, L. N. Skipin, E. P. Evtushkova [et al.] // Espacios. - 2018. - Vol. 39. - No 14. - P. 22.

© Евтушкова Е.П., Шахова О.А., Солошенко А.И., 2022. International agricultural journal, 2022, № 5, 719-746.

Для цитирования: Евтушкова Е.П., Шахова О.А., Солошенко А.И. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения Тюменской области// International agricultural journal. 2022. № 5, 719-746.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.