УДК 332.32 DOI: 10.24411/2587-6740-2019-16104
МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
А.А. Мельникова, А.А. Мурашева, В.М. Столяров, Л.П. Камов
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Статья посвящена актуальным проблемам и направлениям совершенствования информационного обеспечения мониторинга земель в Российской Федерации. Цели и задачи мониторинга земель как вида государственного экологического мониторинга отражены в практике информационного наполнения баз данных. Сделаны выводы о том, что существующая система информационного обеспечения мониторинга земель в Российской Федерации не в полной мере соответствует концепции, определенной Земельным кодексом Российской Федерации. Не выстроены структурные связи информационного взаимодействия уполномоченных и заинтересованных государственных, муниципальных органов, юридических и физических лиц. Следствием этого, в частности, является отсутствие национальной государственной информационной системы мониторинга земель. Авторами был сделан вывод о необходимости в простой и современной классификации земель в целях ее мониторинга, а также предложена собственная классификация, нацеленная на решение существующих проблем информационного обеспечения мониторинга земель.
Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, мониторинг земель, земельные отношения, классификация земель, виды земель, земельное законодательство.
Теоретическая значимость. Проведен анализ актуальных проблем совершенствования информационного обеспечения мониторинга земель в Российской Федерации. Полученные данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость. Результаты проведенного анализа могут быть применены для устранения существующих проблем информационного обеспечения мониторинга земель на территории Российской Федерации.
Изложение основного материала. Хозяйственная деятельность человека в силу развития транспорта, промышленности, крупных городов, а также использования интенсивных методов ведения сельского хозяйства оказывает все более ощутимое и многоаспектное влияние на состояние земель. Все это также влечет за собой серьезную проблему рационального использования земель, сохранения плодородности почв и поддержания нормального санитарно-гигиенического состояния земельных угодий. Кроме того, интенсивный характер землепользования и роль земли как компонента природной среды являются причинами потребности в постоянном контроле над ее состоянием посредством организации и ведения мониторинга земель [12].
Мониторинг (от английского to monitor — контролировать, следить, наблюдать) — система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального и иного объекта. В современном понимании мониторинг земель — это система комплексных наблюдений, выполняемых на основе научно обоснованных программ, для оценки состояния, прогноза и разработки мероприятий по устранению или уменьшению степени влияния негативных процессов [7, 10].
Одним из главных условий эффективности мониторинга является его современное, полное и качественное информационное обеспечение. Информационное обеспечение мониторинга земель структурно подразделяется на
две части (два направления получения и использования информации). Первая часть — получение и обработка информации непосредственно в процессе мониторинга субъектами, его осуществляющими. Вторая часть — систематизация и размещение на доступных ресурсах структурированной информации, предназначенной для целей ее пользователей.
Очевидно, что обе части взаимосвязаны и взаимообусловлены, и все же главным элементом системы информационного обеспечения, определяющим содержание других звеньев, являются цели мониторинга, то есть то, ради чего он проводится, то, какие конкретные задачи, потребности пользователей информации обеспечивает мониторинг. Четкая постановка целей и задач обеспечивает последующее эффективное построение и функционирование всей системы.
Центральный элемент информационного обеспечения организации рационального использования земель, управления землями и регулирования земельных отношением представлен оценкой земли как средства производства и недвижимости. А материалы мониторинга земель, мелиоративного, культуртехнического качества состояния и обобщения признаков земель выступают, в свою очередь, в качестве информационной основы их изучения и оценки.
К сожалению, анализ текущего состояния организации работы по мониторингу земель в Российской Федерации обнаруживает отсутствие четкой и логически выстроенной системы, прежде всего на уровне постановки целей изадач.
Базовым нормативным документом в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс Российской Федерации [1], согласно ст. 67 которого государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение до-
стоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
Что следует из этого определения? Во-первых, объектом мониторинга являются земли (не земельные участки, а именно земли). Во-вторых, мониторинг земель — это вид экологического мониторинга, то есть отражение состояния естественных, физических свойств земель как природного ресурса. В дальнейшем в данной статье Земельного кодекса Российской Федерации при перечислении целей и задач мониторинга земель в основном выдержана эта же самая логика, заданная сформулированным определением: мониторинг рассматривается в контексте информации именно о состоянии окружающей среды.
Конечным материализованным результатом информационного обеспечения мониторинга земель является общедоступный государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, где систематизируются и хранятся данные мониторинга земель (п. 4 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации).
Казалось бы, цели и задачи информационного обеспечения государственного экологического мониторинга вполне определенно установлены федеральным законодателем, причем приведенная норма действует с момента вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерацией в 2001 г.; а если углубиться в историю, то аналогичная концепция была заложена намного ранее, еще в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 491 «О мониторинге земель» [4].
Что же происходит на самом деле? Для ответа на этот вопрос обратимся к конечному продукту — к государственному фонду данных государственного экологического мониторинга. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа
46 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (372) / 2019
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» [3] общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое является оператором фонда.
На официальном сайте Минприроды России в сети Интернет [14] существует специальный раздел со ссылками на подсистемы экологического мониторинга. Существует ссылка и на подсистему государственного мониторинга земель, переход по которой адресует пользователя к Ежегодникам об охране окружающей среды, размещенным на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Если обратиться к информации, размещаемой Росгидрометом, то можно обнаружить, что раздел, посвященный мониторингу земель, в ней отсутствует в принципе. Наиболее близкий по своему смыслу к земле объект — почвы. Однако информация о состоянии почв в Российской Федерации на данном ресурсе крайне ограниченна. Так, в Обзоре состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2017 г. [15] (206-страничный документ) почвам посвящено 13 страниц, в которых характеризуется загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения и остаточными количествами пестицидов.
Разумеется, подобный формат данных не может рассматриваться в качестве полноценной информации государственного мониторинга земель в Российской Федерации и не соответствует тем целям и задачам, которые определены в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации.
Причины этого, как представляется, кроются в следующем. Определив общие цели и задачи мониторинга земель, указанная статья закрепила отсылочную норму, согласно которой порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации).
Казалось бы, исходя из того, что мониторинг земель — вид экологического мониторинга, было бы логичным закрепить функцию регулирования в этой сфере за Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, имеющим в своем подчинении Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Но уполномоченным федеральным органом исполнительной власти было определено Министерство экономического развития Российской Федерации, которое своим приказом от 26 декабря 2014 г. № 852 утвердило порядок осуществления государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) [5].
Вместе с тем ни Минэкономразвития России, ни подчиненная ему Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не обладают функционалом в сфере экологии и природопользования. Вполне зако-
номерно акцент в данном приказе полностью смещен на экономико-правовые показатели оборота и использования земель в Российской Федерации. Эти показатели отражают правовой режим земель и права землепользователей, целевое использование земель, кадастровую стоимость и другие показатели из кадастра объектов недвижимости.
Иными словами, мониторинг земель как природно-географических объектов в значительной мере замещен мониторингом земельных участков как объектов прав на недвижимое имущество. Данный вывод следует также из анализа основного существующего на сегодня в Российской Федерации обобщенного информационного продукта государственного мониторинга земель — Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [13].
В условиях отсутствия общенациональной государственной информационной системы, в которой на основе многослойной картографической матрицы был бы отражен весь спектр показателей и отношений, характеризующих состояние и использования земель, субъекты Российской Федерации, с целью повышения эффективности управления земельными ресурсами, вынуждены создавать собственные информационные системы мониторинга земель. В частности, заслуживает внимания опыт разработки и внедрения в практическую деятельность программного продукта «Геоаналитическая система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения «АгроУ-правление»», подготовленного государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ» [8] и некоторые другие [11].
Однако локальные меры не позволяют обеспечить комплексное решение задачи. Для этого необходимо, в первую очередь, определить конкретные субъекты (организации, государственные и муниципальные органы), отвечающие за наполнение сегментов информационного обеспечения мониторинга земель в Российской Федерации, их права и обязанности по представлению информации, состав, формат, порядок и сроки представления данной информации, а также ответственность за неисполнение обязанностей. В противном случае невозможно достичь полноты и актуальности системы мониторинга.
Собственно, это и должно быть сделано в соответствии с п. 8 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. № 681. Ведь именно им Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации поручено по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти определить требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления. Однако соответствующие документы до настоящего времени не утверждены.
Следует отметить, что одна из форм обобщения информации касательно качества земельных участков представлена классификацией земель и характеристикой классов,
исходя из признаков качества и показателей потребительской стоимости. Подобные классификации представляют собой основу учета качества и оценки земель, разработки мер по их рациональному использованию, улучшению и охране, и поэтому важны при ведении мониторинга земель.
Кроме того, именно классификации могут выступать направлением совершенствования информационного обеспечения мониторинга земель в силу того, что на сегодняшний день в этом нуждаются. Это стало возможным благодаря тому, что в современных условиях изменились и возросли возможности информационных технологий хранения и обобщения земельно-учетной информации. Поэтому стала необходимой принципиально иная классификация, более полно соответствующая современным задачам рационального использования, оценки, учета, улучшения и охраны земель [2].
Сибирский региональный кадастровый центр «Земля» [9] разработал интересный вариант классификации, соответствующий современным задачам учета качества и оценки земель сельскохозяйственного назначения, который включает территориальную классификацию, агроэкологическую классификацию, технологическую характеристику, оптимизацию структуры использования земель и экономическую классификацию земель.
Однако ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что по целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на следующие виды:
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов;
• земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
• земли особо охраняемых территорий и объектов;
• земли лесного фонда;
• земли водного фонда;
• земли запаса [2].
Основываясь на законодательстве и пользуясь классификацией Сибирского регионального кадастрового центра, а также заменив в которой агроэкологическую классификацию экологической, целесообразно составить схожую классификацию, но уже авторскую и для всех видов земель (табл.).
Таким образом, на основе таблицы 1 можно сделать вывод о том, что предложенная авторами классификация земель соответствует современным требованиям и тонко подстроена под каждый вид земель с позиции ее использования, опираясь на наиболее важные аспекты мониторинга каждого из видов, что решает одну из насущных проблем информационного обеспечения мониторинга земель.
Кстати, еще одной проблемой можно считать сложность следующего определения: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Авторы предлагают в целях упрощения определить этот вид земель так: «Земли особого и специального назначения».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (372) / 2019
Таблица
Классификация земель, исходя из их назначения
Назначение Территориальная классификация Экологическая классификация Технологическая характеристика Оптимизация структуры использования Экономическая классификация
Земли сельскохозяйственного назначения Природно- сельскохозяйственное зонирование территории, земельно-кадастровое зонирование территории Агроэкологическая классификация классов, подклассов и групп сельскохозяйственных угодий Технологические системы возделывания культур, технологии освоения, улучшения и мелиорации земель Разработка оптимальных структур сельскохозяйственных культур и угодий по агроэкологическим классам, подклассам и группам земель и т.д. Обоснование пригодности земель под различные сельскохозяйственные угодья
Земли населенных пунктов Зонирование с учетом градостроительных требований,кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Наиболее оптимальные технологии строительства и высотности зданий Разработка оптимального градостроительного комплекса и классификация Обоснование пригодности земель под различные объекты градостроительства и классификация
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Зонирование с учетом градостроительных требований,кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Наиболее оптимальные технологии строительства Разработка оптимального размещения различных объектов в пределах земель специального назначения и классификация Обоснование пригодности земель под различные объекты специального назначения и классификация
Земли особо охраняемых территорий и объектов Зонирование согласно законодательству, кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Используемые технологии и способы охраны территорий Разработка оптимального размещения различных объектов в пределах особо охраняемых земель и классификация Обоснование пригодности земель под особо охраняемые территории и объекты и классификация
Земли лесного фонда Кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Используемые технологии отслеживания и сохранения лесного фонда Разработка оптимального использования земель лесного фонда и классификация Обоснование отнесения земель к землям лесного фонда и классификация
Земли водного фонда Кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Используемые технологии отслеживания и сохранения водного фонда Разработка оптимального использования земель водного фонда и классификация Обоснование отнесения земель к землям водного фонда и классификация
Земли запаса Зонирование согласно законодательству, кадастровое зонирование территории Экологическая классификация земель Используемые технологии отслеживания и сохранения земель запаса Классификация земель запаса с позиции вероятного использования Обоснование отнесения земель к землям запаса и классификация с позиции пригодности к использованию
Заключение. Таким образом, на основе вышеизложенного можно определить три основные группы проблем, связанных с информационным обеспечением мониторинга земель.
1. Существующая система информационного обеспечения мониторинга земель в Российской Федерации не в полной мере соответствует целям и задачам, определенным ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. Не выстроены структурные связи информационного взаимодействия уполномоченных и заинтересованных государственных, муниципальных органов, юридических и физических лиц. Следствием этого, в частности, является отсутствие национальной государственной информационной системы мониторинга земель.
3. Отсутствует простая и современная классификация земель в целях ее мониторинга, соответствующая современным задачам рационального использования, оценки, учета, улучшения и охраны земель.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости создания классификации всех видов земель в целях их мониторинга. По этой причине авторы предложили собственную классификацию, затрагивающую
48 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 6 (372
все виды земель, оговоренные законодательством, классифицировав их с позиций территориальной классификации, агроэкологической классификации, технологической характеристики, оптимизации структуры использования земель и экономической классификации земель. Данная классификация соответствует современным требованиям и тонко подстроена под каждый вид земель с позиции ее использования, опираясь на наиболее важные аспекты мониторинга каждого из видов. Интересен также тот факт, что данная классификация даст возможность полностью или частично решить наиболее насущные проблемы информационного обеспечения мониторинга земель, существующие на сегодняшний день в Российской Федерации.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44.
2. Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 г. № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного эко-
2019
логического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» // Собрание законодательства Российской Федерации.2013. № 33.
3. Постановление Правительства РФ от 15.07.1992 г. № 491 «О мониторинге земель» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 4.
4. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 г. № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2019).
5. Борисов А.А., Цуранова А.И. Правовое регулирование использования природных ресурсов: комплексный подход // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 149-157.
6. Гиниятов И.А. Мониторинг земель и объектов недвижимости. Новосибирск, 2011. 85 с.
7. Кононов В.М. Опыт создания регионального геоинформационного ресурса мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края // Геоматика. 2011. № 2. С. 62-68.
8. Методологические основы развития рынка недвижимости: монография / под науч. ред. А.А. Мураше-вой. М.: ГУЗ, 2016. 368 с.
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Uí. •о*
^txw
9. Мурашева А.А., Вдовенко А.В., Лепехин П.П. Управление прибрежными территориями // Аграрная Наука. 2012. № 4. С. 7-9.
10. Николаев Н.А., Ильиных А.Л. Мониторинг земель на современном этапе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2010. Вып 2. Том 3. С. 37-42.
11. Сапожников П.М., Столбовой В.С. Методология создания информационного ресурса для целей оценки, контроля и мониторинга состояния земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 10. С. 82-91.
12. Цыпленкова И.В. Современные проблемы мониторинга земель с целью обеспечения эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения // Омский научный вестник. 2014. № 2. (130). С. 271-273.
13. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году. Режим доступа: ННр$://го$гее$1г. ги/$^е/ас1м1у/$о$1оуаше-2ете1-го$$и/до$и<^аг$1уеппуу-^зюпа^уу^окЫ-о-зозШуагш-нзро^оуашкете^у-го$$1у$коу4е<^е^$и/ (дата обращения: 19.02.2019).
14. Государственный экологический мониторинг. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/activity/ <йес^оп$/до$и<^аг$^еппуу_еко!од1сНе$к1у_топКоппд (дата обращения: 19.02.2019).
15. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2017 год. Режим доступа: http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/ е2Ь]едо<^т^/ (дата обращения: 19.02.2019).
Об авторах:
Мельникова Анастасия Алексеевна, аспирант кафедры экономики недвижимости,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6097-8030, Researcher ID: G-1603-2018, [email protected]
Мурашева Алла Андреевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики недвижимости,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8221-8008, Scopus ID: 57190583594, Researcher ID: A-8827-2017, [email protected]
Столяров Виктор Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики недвижимости,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8404-4590, Researcher ID: V-4753-2018, [email protected]
Камов Леонид Петрович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры экономики недвижимости, [email protected]
LAND MONITORING: ISSUES AND IMPROVED INFORMATION MANAGEMENT
A.A. Melnikova, A.A. Murasheva, V.M. Stolyrov, L.P. Kamov
State university of land use planning, Moscow, Russia
Article emphasizes contemporary problems and ways of information support development of monitoring of lands in Russian Federation. Aims and goals of monitoring of lands as a type of government ecological monitoring are reported in the information content of data bases. Conclusions have been drawn that existing system of information support of monitoring of lands in Russian Federation doesn't fully fit in with the conception defined by the Land Code of the Russian Federation. Structural bonds of the exchange of information of actors and designated persons of government and municipal authorities, juridical and physical parties have not been built. In particular, this translates to absence of the national state information system development of monitoring of lands. Author makes the conclusion of requirement for plain and contemporary classification of lands in order to monitor them. Author also offers own classification aimed for dealing with existing problems of information support of monitoring of lands.
Keywords: information, information support, monitoring of lands, land matters, land classification, land types, land regulations.
References
1. The Land code of the Russian Federation. Sobranieza-konodatelstva Rossijskoj Federatsii = Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001. No. 44.
2. Decree of the Government of the Russian Federation of 09.08.2013 No. 681 "On state environmental monitoring (state environmental monitoring) and the state data fund of state environmental monitoring (state environmental monitoring)". Sobraniezakonodatelstva Rossijskoj Federatsii = Collection of the legislation of the Russian Federation. 2013. No. 33
3. Decree of the Government of the Russian Federation of July 15, 1992 No. 491 "On monitoring of lands". Sobranie aktov Prezidenta i Pravitelstva Rossijskoj Federatsii = Collection of acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1992. No. 4.
4. Order of the Ministry of economic development of Russia dated December 26, 2014 No. 852 "On approval of the Procedure for the implementation of state monitoring of lands, with the exception of agricultural lands". Access mode: http://www.pravo.gov.ru/ (date of the address: 19.02.2019).
5. Borisov A.A., Tsuranova A.I. Legal regulation of the use of natural resources: an integrated approach. Zhur-nal rossijskogo prava = Journal of Russian law. 2014. No. 6. Pp. 149-157.
6. Giniyatov I.A. Land and real estate monitoring. Novosibirsk, 2011. 85 p.
7. Kononov V.M. The experience of creating a regional geoinformation resource for monitoring agricultural land in the Krasnodar territory. Geomatika = Geomatics. 2011. No. 2. Pp. 62-68.
8. Methodological foundations of the development of the real estate market: monograph. Under scientific editorship A.A. Murasheva. Moscow: State university of land use planning, 2016. 368 p.
9. Murasheva A.A., Vdovenko A.V., Lepekhin P.P. Coastal management. Agrarnaya nauka = Agrarian science. 2012. No. 4. Pp. 7-9.
10. Nikolaev N.A., Ilinykh A.L. Land monitoring at the present stage. Interexpo Geo-Siber = Interexpo Geo-Siberia. 2010. No. 2. Vol. 3. Pp. 37-42.
11. Sapozhnikov P.M., Stolbovoj KS. Methodology of creating an information resource for the assessment, control and monitoring of the condition of agricultural land. Imuschestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii = Property relations in the Russian Federation. 2012. No. 10. Pp. 82-91.
12. Tsyplenkova I.V. Modern problems of land monitoring in order to ensure effective management of agricultural land. Omskij nauchnyj vestnik = Omsk scientific herald. 2014. No. 2. Pp. 271-273.
13. State (national) report on the state and use of land in the Russian Federation in 2017. Access mode: http:// ros-reestr.ru/ (date of the address: 19.02.2019).
14. State environmental monitoring. Access mode: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/gosudarstven-nyy_ekologicheskiy_monitoring (date of the address: 19.02.2019).
15. Overview of the state and environmental pollution in the Russian Federation for 2017. Access mode: http:// www.meteorf.ru/product/infomaterials/ezhegodniki/ (date of the address: 19.02.2019).
About the authors:
Anastasia A. Melnikova, postgraduate of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6097-8030, Researcher ID: G-1603-2018, [email protected] Alla A. Murasheva, doctor of economic sciences, professor, head of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8221-8008, Scopus ID: 57190583594, Researcher ID: A-8827-2017, [email protected] Viktor M. Stolyrov, candidate of economic sciences, associate professor of the department of real estate economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8404-4590, Researcher ID: V-4753-2018, [email protected]
Leonid P. Kamov, candidate of technical sciences, senior researcher, associate professor of the department of real estate economics, [email protected]
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 6 (372) / 2019