Научная статья на тему 'МOНИТОРИНГ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

МOНИТОРИНГ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 3++ / КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Мартьянова Светлана Алексеевна, Врублевская Елена Геннадьевна

В статье представлены предварительные итоги мониторинга выпускных квалификационных работ студентов-бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование», предложена их интерпретация. Проанализированы извлеченные методом сплошной выборки образовательные программы 100 вузов (Положения о ГИА, Положения о ВКР) и тексты студенческих работ по программам магистратуры. В ходе мониторинга проверялись соответствие программ и работ требованиям ФГОС 3++ и Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Были применены такие методы, как изучение научной литературы, документов, регламентирующих педагогическую деятельность в современном российском вузе, наблюдение, обобщение, анализ. Определено, какие из полученных результатов требуют уточнения и в каком аспекте. Выявлены проблемы реализации проектного и методического типа задач и построения связи научной студенческой работы с условиями социально-экономического развития регионов. Сформулированы предложения по усилению отдельных сторон педагогического процесса в ходе создания ВКР, намечены пути дальнейшего наблюдения над образовательными процессами. Изложены рекомендации по совершенствованию системы подготовки выпускных квалификационных работ студентами бакалаврских и магистерских программ. Особое внимание уделено проектным исследованиям, стартап-проектам, экспериментальной части работ выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Мартьянова Светлана Алексеевна, Врублевская Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF FINAL QUALIFICATION WOKS: PRELIMINARY RESULTS AND PROSPECTS

The research presents the preliminary results of monitoring the final qualifying works of undergraduate and graduate students in the direction of«Pedagogical education»; their interpretation is proposed. The authors analyzed the educational programs of 50 universities extracted using the method of continuous sampling (Regulations on the State Final Certification, Regulations on the Final Qualifying Work) and texts of graduate student works. During the monitoring, the authors checked the compliance of programs and works with the requirements of the Federal State Educational Standard 3++ and the Concept for Training Pedagogical Personnel for theEducation System for the Period up to 2030. The research uses various methods such as the study of scientific literature and documents regulating pedagogical activity in a contemporary Russian universities, observation, generalization, and analysis. It is determined which of the obtained results require clarification and in what aspect. The authors revealed the problems of implementing the project and methodological type of tasks and building the connection between the scientific work of students and the conditions of socio-economic development of the regions are revealed. Next, the authors formulated proposals to strengthen certain aspects of the pedagogical process during the creation of the final qualification work, and outline ways to monitor educational processes further. Additionally, the authors provided recommendations for improving the preparation system of final qualification works by undergraduate and graduate students. Particular attention is paid to design research, start-up projects, and the experimental part of the graduates’ work.

Текст научной работы на тему «МOНИТОРИНГ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №4

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Хачикян, С.А. Мартьянова, Е.Г. Врублевская Мониторинг выпускных квалификационных работ: предварительные итоги, перспективы1

(кафедра литературы ФГБОУ ВО «Калужский государственный

университет имени К.Э. Циолковского», кафедра русской и зарубежной

филологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»;

Центр развития педагогического образования

ФГБУ «Российская академия образования»;

e-mail: helena64@bk.ru; martyanova62@list.ru; veg67@mail.ru)

В статье представлены предварительные итоги мониторинга выпускных квалификационных работ студентов-бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование», предложена их интерпретация. Проанализированы извлеченные методом сплошной выборки образовательные программы 100 вузов (Положения о ГИА, Положения о ВКР) и тексты студенческих работ по программам магистратуры. В ходе мониторинга проверялись соответствие программ и работ требованиям ФГОС 3+ + и Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Были применены такие методы, как изучение научной литературы, документов, регламентирующих педагогическую деятельность в современном российском вузе, наблюдение, обобщение, анализ. Определено, какие из полученных результатов требуют уточнения и в каком аспекте. Выявлены проблемы реализации проектного и методического типа задач и построения связи научной студенческой работы с условиями социально-экономического развития регионов. Сформулированы предложения по усилению отдельных сторон педагогического процесса в ходе создания ВКР, намечены пути дальнейшего наблюдения над образовательными процессами. Изложены рекомендации по совершенствованию системы подготовки выпускных квалификационных работ студентами бакалаврских и магистерских программ. Особое внимание уделено проектным исследованиям, сгартап-проектам, экспериментальной части работ выпускников.

Ключевые слова: педагогическое образование; выпускная квалификационная работа; федеральный государственный образовательный стандарт 3++; Концепция подготовки; педагогические кадры; прогнозирование; развитие; бакалавриат; магистратура; мониторинг.

1 Работа выполнена в рамках проекта «Разработка методологии и реализации программы мониторингового исследования состояния педагогических образовательных программ в условиях перехода на ФГОС 3++ в системе университетского образования» в ходе реализации государственного задания РАО на 2022 год, утвержденного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Введение

Актуальность проведенного исследования обусловлена целым рядом факторов. Его необходимость продиктована, во-первых, вызовами сегодняшнего дня, о которых говорят философы, психологи, педагоги. Университетское образование рассматривается как целостная система, у которой есть свои цели, принципы. Оно и связано с опытом отечественного преподавания, и наделено открытостью по отношению к практике мирового преподавания, прежде всего, развитых стран. Особую ценность при этом приобретают «прогностические предложения», включающие модели, образцы дальнейшего развития системы, выполненные на основе анализа текущих процессов [1, с. 20]. Именно в этих условиях формируется современная система подготовки бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование». Вместе с тем текущие процессы нуждаются в постоянном наблюдении, оценке качества, обсуждении преимуществ и возможных рисков.

Во-вторых, очевиден «беспрецедентный» характер вызовов, с которыми пришлось столкнуться системе педагогического образования в недавнее время (переход к дистанционной форме обучения в связи с пандемией). «Мы все, как человеческое общество, - пишет В.П. Бори-сенков, - внезапно осознали бесплодность утопий, но мы все отчаянно нуждаемся в обретении пути преодоления сложившейся ситуации» [2, с. 3]. Ответом на вызовы времени стало проведение конференций и форумов, издание коллективных монографий, выработка стратегий и концепций развития педагогического образования.

Так, 24 июня 2022 года распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 года (№ 1688-р) была утверждена Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года (далее - Концепция). Документ содержит общие положения, описание современного состояния системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации, целей, принципов и задач Концепции, основных мероприятий, обсуждение механизмов и этапов реализации, планируемые результаты [3].

В документе подчеркивается, что подготовка будущих педагогов отражает как изменения социокультурной ситуации (в России, в мире в целом), так и совершенствование системы общего образования. Следовательно, содержательные и структурные особенности подготовки «требуют постоянной трансформации», движения от старого к новому, модернизации [3].

О мониторинге происходящих в педагогическом образовании процессов на страницах Концепции говорится неоднократно. Организация и проведение мониторинговых исследований является одним из основных механизмов реализации Концепции.

На сегодняшний день мы располагаем целым рядом научных статей, авторы которых говорят о трудностях написания выпускных квалификационных работ (далее -ВКР) студентами современных российских вузов, делятся собственным опытом преодоления проблем [4; 5; 6; 7].

Все это только повышает актуальность проделанной работы, материалы которой мы собираемся обсудить. Целью проведенного мониторинга был анализ образовательных программ 100 вузов по направлению «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата и магистратуры) с тем, чтобы содействовать развитию и трансформации педагогического образования с учетом актуальной общенациональной и глобальной повестки. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: проанализировать степень соответствия Программ ГИА и Положений о ВКР, размещенных на сайтах вузов, требованиям федерального государственного образовательного стандарта поколения 3+ + ; проанализировать выборочные тексты ВКР, предоставленные вузами по запросу; определить, какие из полученных результатов нуждаются в уточнении и конкретизации; наметить пути дальнейшего мониторинга.

Материалы и методы

Материалом проведенной работы послужили выборочные тексты ВКР студентов российских вузов. В ходе исследования были использованы и применены такие методы, как изучение научной литературы, документов, регламентирующих педагогическую деятельность в современном российском вузе, наблюдение, обобщение, анализ.

Результаты и обсуждение

Бакалавриат: программы ГИА

Для проверки были выбраны и проанализированы образовательные программы 100 вузов по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки. Преимущественное внимание уделялось Положениям о ГИА и Положениям о ВКР, входящим в состав Основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП).

Нами было выявлено, что программы ГИА подготовлены таким образом, чтобы проведенная студентами работа действительно подтвердила сформированность навыков, умений и компетенций в соответствии с ФГОС ВО. Во всех проанализированных документах прописаны требования к структуре и содержанию ВКР, прокомментированы обязательные компоненты вводной части работы (актуальность, новизна, цель, задачи, предмет, объект, исследования, методология). При этом требования к составу Государственной аттестационной комиссии (далее - ГАК) соответствуют критериям стандарта.

В качестве положительного примера следует отметить программу ГИА Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 44.03.05, «Математика. Экономика». В программе ГИА отмечены цели аттестации, дается компетентностная характеристика выпускника, подчеркивается, что работа должна быть актуальной, связанной с решением профессиональных задач. Сформированность компетенций является главным критерием при определении общей оценки.

Было также обнаружено, что тематика ВКР в рамках одного направления/ профиля существенно разнится. Примерная тематика всех ВКР нацеливает студентов на выполнение практико-ориентированных задач: «Методика организации обучения решению показательных уравнений, неравенств и их систем в школьном курсе математики», «Педагогические условия организации укрупнения дидактических единиц учебного материала в школьной практике обучения математике», «Методические рекомендации организации дифференциации обучения математике в школьной практике», «Преимущество и недостатки ЕГЭ как форма итогового контроля», «Разработка и апробация элективного курса «Исследования производных для решения задач с параметрами» и др.

В Положениях о ГИА, выбранных нами для анализа, регламентируется порядок утверждения темы (издание приказа по университету не позднее 6 месяцев до защиты), принципы взаимодействия студента и научного руководителя.

В ходе анализа было установлено, что отдельные вузы (например, ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» (44.03.05, «Технология. Дополнительное образование, техническое и художественно-эстетическое творчество») четко обозначили требования к защите научного доклада и даже разработали отдельное Положение о ВКР для бакалавриата, магистратуры, специалитета, выполняемой в форме стартапа. Этот опыт представляется уникальным, инновационным, заслуживающим более пристального изучения и, возможно, рекомендаций к внедрению в других вузах.

В современных российских вузах активно практикуются работы, реализующие проектный тип задач, предусмотренный ФГОС. Эта довольно новая форма работы, к сожалению, пока не получила ни своего удовлетворительного теоретического обсуждения, ни практических рекомендаций. Нередко вузовские преподаватели, узнавая о необходимости увеличения числа проектных работ, недоумевают, так как четкие разъяснения о содержании и форме проекта, как правило, отсутствуют. Это приводит к нежелательным разногласиям между членами ГАК и преподавательским коллективом. Каково количество участников проекта, какой должна быть мотивация участников временного научного объединения, должна ли проектная работа группы студентов включать

общую теоретическую часть, как должен быть оформлен окончательный результат («готовый продукт») исследования (учебно-методическая разработка, памятка, система заданий, экскурсия) - все эти далеко не праздные вопросы требуют предварительного обсуждения. Они возникают в силу отсутствия отдельного документа, содержащего требования к ВКР проектного характера.

Вместе с тем приходится констатировать, что не во всех проанализированных ГИА разработаны принципы подготовки и критерии оценивания проектной работы. Практически ничего не говорится о региональном компоненте исследований, о необходимости учитывать особенности социально-экономического развития региона. ВКР, как правило, включает в себя экспериментальную часть, однако в проверенных документах отсутствует описание экспериментальной деятельности и ее стадий.

Полученная нами картина является неполной, так как мы не имеем возможности судить о результативности ОПОП: студенты-бакалавры, обучающиеся по ФГОС 3++, еще не успели написать свои итоговые исследования. Полагаем целесообразным обратиться к ним на следующем этапе мониторинга.

Магистратура: программы ГИА

Проанализировав Программ ГИА для магистерских программ, мы выявили, что тематика, структура и требования к ВКР в рамках одного направления / профиля имеют практико-ориентированный характер. Требования к составу ГАК соответствуют критериям ФГОС 3++.

В некоторых университетах отдельное Положения о ГИА для магистратуры отсутствует, авторы ОПОП ограничились рабочей программой «Государственная итоговая аттестация Выполнение и защита выпускной квалификационной работы». Как правило, такая картина складывается на заочных отделениях. Вместе с тем именно студенты-заочники нуждаются в усиленной методической поддержке и сопровождении.

Существенным недостатком проверенных работ является отказ от экзамена как итоговой формы контроля. Соотношение между программами, предусматривающими госэкзамен как форму контроля и ВКР, и программами, где итоговой формой контроля является только ВКР, меняется. Профессиональный экзамен, предваряющий защиту ВКР, реализуется только в 55 процентах работ от числа проверенных, в то время как Концепция предусматривает «внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена» [3, с. 17].

Программа ГИА предполагает описание путей выполнения всех задач в соответствии с государственным стандартом. Однако не во всех

программах ГИА говорится о проектном и методическом типе задач, но чаще они отсутствуют и не реализуются. Нередко можно встретить рекомендации по оформлению третьей, практико-ориентированной главы, но невозможно найти рекомендации по подготовке проектных работ. Как и в Положениях о ГИА, в требованиях к оформлению ВКР на бакалавриате отсутствует описание различных стадий экспериментальной работы.

Нехватка четких требований позволяет предположить, что и сами представления о соответствующем виде работ не вполне определились, они нуждаются в дальнейшей теоретической рефлексии и четких формулировках.

ВКР: магистратура

Для мониторинга методом случайной выборки было выделено и проанализировано 50 ВКР следующих университетов: ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет имени Х.М. Бербекова», ФГБОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Тематическое содержание, структура просмотренных работ соответствовала Программе ГИА, а также педагогическим, проектным, методическим, организационно-управленческим, культурно-просветительским, научно-исследовательским задачам, предусмотренным ФГОС 3+ + . Введение, как правило, включало в себя обоснование актуальности ВКР, определение новизны, методологии, формулировку цели, задач, теоретической и практической значимости.

Каждая ВКР включала в себя 2 или 3 главы. Как правило, последние главы имели методический или опытно-экспериментальный характер, что позволяет в полной мере судить о степени сформированности компетенций в соответствии с ФГОС, освоении умений, знаний, навыков. Приведем в качестве примера работу, с нашей точки зрения, близкую к идеальной. Это работа A.A. Антонова «Дифференцированный контроль знаний как средство повышения мотиваций студентов при изучении физики» (ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 44.04.01, «Высшее образование: физика, математика, информатика»). Особенно ярко представлено в студенческом исследовании описание основных этапов эксперимента: констатирующий, поисковый, формирующий, анализ и интерпретация результатов. Теоретическая глава включает обсуждение основных принципов исследования и примеры, практическая - описание различных стадий эксперимента.

Выше, обсуждая итоги проверки Программ ГИА, мы отметили слабую связь целей и задач программ с социально-экономическими потребностями региона. И на уровне уже подготовленных и защищенных

работ наблюдается похожая картина: тематика просмотренных ВКР далеко не всегда отражает региональный компонент. Он, как правило, отчетливо сформулирован и выражен в работах краеведческого характера (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»), в тех случаях, когда студенты посвящают свои исследования изучению современных межнациональных и межкультурных проблем (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»). Обратимся к ВКР О.В. Струковой «Историческое краеведение как элемент современного исторического образования» (ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»). В дипломном сочинении есть не только очевидный региональный компонент, но и обоснование его актуальности во вступительной части. От обсуждения этапов развития школьного исторического краеведения студентка переходит к актуализации исторического краеведения в контексте реализации национально-регионального компонента в системе образования РФ, а затем - к формам учебной работы, школьным курсам, возможностям школьных музеев, анализу учебных, научно-исследовательских, справочных изданий по истории Омского Прииртышья. Нельзя не заметить, что такие работы, скорее, являются исключением, чем правилом. Выбор темы ВКР - это свободное решение студента и научного руководителя, а в то же время любая работа нуждается в обосновании своей актуальности, во-первых, для научного сообщества, а во-вторых, для своего региона, конкретного образовательного учреждения.

Во многих ВКР региональный компонент ограничивается либо экспериментальной базой исследования, либо территориальными границами, в рамках которых был собран интерпретируемый материал. Иногда, определяя цели работы, студенты связывают ее со спецификой регионального компонента, но не могут соединить цель с конкретными задачами. Так, в звучащей весьма актуально дипломной работе, название которой звучит привлекательно и актуально, - «Интернет -субкультура хихикомори как вариант социокультурного эскапизма: специфика адаптации в образовании» - задача, связанная с изучением региональной картины бытования субкультуры, осталась несформулированной. Требует дальнейшего обсуждения и поставленный A.B. Гав-риловой вопрос о степени надежности эксперимента, особенно в исследованиях по направлению «Педагогическое образование» [8, с. 16].

В большинстве просмотренных работ указана экспериментальная основа проведенного исследования, есть серьезная апробация (выступления студентов на конференциях, семинарах, публикации статей), иногда встречаются целые главы и параграфы, посвященные, к примеру, истории или культуре своего края, но обоснование связи ВКР с условиями и задачами социально-экономического развития региона,

насущными потребностями либо проведено нечетко, либо вовсе отсутствует. Отсутствует и опора на конкретные документы регионов, содержащие стратегию и концепции их социально-экономического развития.

Вероятно, выход на региональное распространение опыта мог бы быть прописан в разделах введения и заключения, связанных с теоретической и практической значимостью исследований, но, к сожалению, авторы ВКР такую возможность для себя не предусмотрели.

Педагогические проекты хорошо представлены в ВКР ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». В пяти проанализированных ВКР есть проектная часть, вызывающая особый интерес (школьные студии, школьные музеи, комплекс внеурочных занятий и т.д.). Теоретическим основаниям проектных работ посвящено большое количество статей современных исследователей. При этом отмечается, что потенциал проектного метода используется недостаточно эффективно [9, с. 86]. Возможно, столь небольшое число собственно проектных работ связано с недостаточной разработанностью документов, регламентирующих этот вид учебной работы, предусмотренный госстандартом.

Выводы

На основе проведенного анализа нами сформулированы следующие рекомендации:

- дополнить Программы ГИА рекомендациями по созданию ВКР проектного типа;

- углубить положения Программ ГИА, касающиеся методической части студенческого исследования;

- сформировать условия для более тесного взаимодействия научных исследований, выполняемых студентами, с концепцией и стратегией социально-экономического развития региона.

- включить в Программы ГИА требования к целям, задачам, структуре и основным частям эксперимента.

- расширить число Программ ГИА, ориентированных на подготовку стартап-проектов, в тех случаях, где это не противоречит содержанию профиля/программы.

Вместе с тем отдельные результаты выполненной работы требуют уточнения в определенных аспектах. Попробуем назвать их:

- В ходе дальнейшей работы следовало бы определить более точное число вузов, где проводится профессиональный экзамен как форма итогового контроля. Экзамен признан одним из эффективных средств проверки сформированности компетенций [10, с. 28]. Отказ от этой формы контроля, особенно на уровне бакалавриата, требует убедительного обоснования, доводов в пользу именно такого решения.

- Важно уточнить, насколько тесно программы ГИА связаны с особенностями социально-экономического развития регионов, в какой мере документы ОПОП опираются на существующие концепции развития.

- Необходимо конкретизировать, в каких вузах осуществляются проектные типы работ, с какими направлениями/профилями они связаны, существуют ли в вузе требования к подготовке и написанию проектных работ. Если же они отсутствуют, то было бы весьма желательным создание специальных документов.

- Требуется детализировать, как описываются и обсуждаются в ВКР различные стадии эксперимента.

Наше исследование представляет собой начальный этап большой работы. В перспективе планируется проанализировать Программы ГИА и ВКР бакалавриата, магистратуры и специалитета вузов Центрального федерального округа (далее - ЦФО). Приоритетное внимание будет уделено программам подготовки педагогов-логопедов и педагогов-де-фектологов. Укажем эти направления и поясним причину их выбора:

1) Отражение в научно-исследовательской работе студентов региональных компонентов и связей с перспективами дальнейшего регионального строительства.

Причиной выбора данного направления стал тот факт, что региональная актуальность проверенных ВКР прослеживается недостаточно, требует детализации и конкретизации, в то время как Концепция предусматривает «обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров - представителей общественно-деловых объединений, работодателей с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также реализуемых в субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях социальных проектов и программ, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров» [3, с. 6-7].

2) Отражение в Программах ГИА и Положениях о ВКР проектного типа задач, соответствие проектных работ требованиям ФГОС ВО.

Необходимость проведения мониторинга в этом направлении вызвана тем, что в большинстве проанализированных работ отсутствует педагогический проект. Игнорирование проектных задач не позволяет сформировать исследовательские компетенции будущего педагога, предусмотренные ФГОС и Концепцией.

3) Отражение в Программах требований к методической части ВКР.

Внимание к этому аспекту вызвано тем, что во многих проанализированных программах соответствующие требования отсутствуют. Устранение выявленного недостатка поможет выработать единый подход

к механизмам и инструментам оценки качества образования и снизить дефицит опережающих научных исследований в сфере педагогического образования, повысить степень достоверности диагностики компетентности выпускников. Это тем более важно, что надежность и достоверность современной системы диагностики давно составляет проблему подготовки кадров в современном российском вузе [11; 12; 13].

В откликах на Концепцию для системы образования до 2030 года отмечалась важность компетентностного подхода [14]. Намеченные направления, на наш взгляд, будут способствовать реализации целей и задач Концепции: внедрению механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, созданию системы мониторинга результатов освоения студентами программ подготовки педагогических кадров, развитию педагогической магистратуры, обеспечивающей формирование и воспроизводство исследовательских компетенций в педагогической среде, включению педагогов-исследователей в актуальную национальную и глобальную исследовательскую повестку.

Вместе с тем осуществленный мониторинг поддерживает инновационную идею о необходимости подготовки и проведения демонстрационного профессионального экзамена, теоретические основы которого обсуждаются на протяжении последних лет, чаще всего - на материале среднего профессионального образования [15; 16; 17; 18].

В перспективе планируется проанализировать Программы ГИА и ВКР бакалавриата, магистратуры и специалитета вузов ЦФО. Целью анализа будет отражение в научно-исследовательской работе студентов региональных компонентов и связей с перспективами дальнейшего социально-экономического развития конкретного региона. Подобная работа обретает особую актуальность в связи с тем, что может сбалансировать возможные риски, возникающие в условиях разного рода кризисов [19; 20].

Список литературы

1. Глузман A.B., Горбунова Н.В., Глузман A.A. Содержание, структура и функции университетского педагогического образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2020. -№ 4. - С. 19-36.

2. Борисенков В.П. Рождение стратегии развития педагогического образования: консолидированный ответ на вызов времени //Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2020. - № 4. -С. 3-8.

3. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/404830447/ (дата обращения: 15.08.2022). - Режим доступа: Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Текст: электронный.

4. Шарафутдинова Н.В., Донцов ДА. Методология и методика составления обучающимися выпускных квалификационных и дипломных работ (на примере психолого-педагогических специальностей) // Образовательные технологии (г. Москва). - 2018. - №1. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-i-metodika-sostavleniya-obuchayuschimisya-vypusknyh-kvalifikatsionnyh-i-diplomnyh-rabot-na-primere-psihologo (дата обращения: 24.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». -Текст: электронный.

5. Донцов Д.А., Шарафутдинова Н.В. Методология и методика написания магистерских диссертаций по психолого-педагогическим направлениям профессиональной подготовки // Образовательные технологии (г. Москва). - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ metodologiya-i-metodika-napisaniya-magisterskih-dissertatsiy-po-psihologo-pedagogicheskim-napravleniyam-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 24.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». -Текст: электронный.

6. ЕелозерцеваГ.В., Карабутова Т.В. Индивидуальное проектирование как метод реализации проектной деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы // Образование. Карьера. Общество. - 2021. - № 3 (70). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnoe-proektirovanie-kak-metod-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pri-vypolnenii-vypusknoy-kvalifikatsionnoy-raboty (дата обращения: 23.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

7. Боброва НА., Солодова Г.Г. Выпускная квалификационная работа как форма научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник КемГУ. - 2009. №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypusknaya-kvalifikatsíonnaya -rabota- как- forma-nauchno -issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

8. Гаврилова A.B. Сравнительный анализ экспериментальной части магистерских выпускных квалификационных работ педагогического направления // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2021. - Т. 10. -№ 39. - С. 14-23.

9. Овинова JI.H., Шрайбер Е.Т., Колмакова B.C. Педагогические условия реализации метода проектов в образовательном процессе вуза // Вестник ЮурГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. И. -№ 2. - С. 79-90.

10. Несына C.B. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Т. 21. - № 10. -С. 23-28.

11. Кривчанский И.Ф., Симан A.C. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников профессионально-педагогических

образовательных программ // Агроинженерия. - 2020. - № 1 (95). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-professionalno-pedagogicheskih-obrazovatelnyh-programm (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «Кибер-Ленинка». - Текст: электронный.

12. Антипова Е.П., Шамало Т.Н. Совершенствование Государственной итоговой аттестации будущих учителей на основе требований профессионального стандарта // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-buduschih-uchiteley-na-osnove-trebovaniy-professionalnogo-standarta (дата обращения: 02.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

13. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» // БГЖ. - 2016. - № 2 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-itogovaya-attestatsiya-vypusknikov-bakalavriata-napravleniya-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 14.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

14. Минина В.В. Организационно-педагогические условия практико-ори-ентированной оценки результатов в профессиональном образовании. -URL: https://srience-education.ru/ru/artide/view?id=31898 (дата обращения: 15.09.2022). - Режим доступа: сетевое издание «Современные проблемы науки и образования». - Текст: электронный.

15. Петина О.Б. Демонстрационный экзамен - инновационная форма практического обучения // Образование. Карьера. Общество. - 2017. -№ 4 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonstratsionnyy-ekzamen-innovatsionnaya-forma-prakticheskogo-obucheniya (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

16. Фомицкая Г.Н. Современные подходы к реализации независимой оценки профессиональных квалификаций // Педагогический ИМИДЖ. -2019. - № 3 (44). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-realizatsii-nezavisimoy-otsenki-professionalnyh-kvalifikatsiy (дата обращения: 24.11.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». -Текст: электронный.

17. Андреев В.Е., Фейгина Э.Е. Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена // Профессиональное образование и рынок труда. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-provedeniya-gosudarstvennoy-i togovoy-attest atsii-po-obrazo vat elnym-programmam-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

18. Наумкина В.А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ demonstratsionnyy-ekzamen-po-standartam-vorldskills-uverennyy-vyhod-na-rynok-truda (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

19. Бочко B.C. Ускоряющие и сдерживающие факторы скоординированного и сбалансированного развития регионов // Экономика региона. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ uskoryayuschie-i-sderzhivayuschie-faktory-skoordinirovannogo-i-sbalansirovannogo-razvitiya-regionov (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

20. Ахмедуев А.Ш. Проблемы чрезмерной поляризации уровня социально-экономического развития регионов России и императивы модернизации государственной региональной политики // РППЭ. - 2017. - № 6 (80). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-chrezmernoy-polyarizatsii-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii-i-imperativy-modernizatsii (дата обращения: 20.09.2022). - Режим доступа: сайт «КиберЛенинка». - Текст: электронный.

Сведения об авторах

Хачикян Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», Калуга, Россия. E-mail: helena64@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мартьянова Светлана Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Владимир, Россия. E-mail: martyanova62@list.ru

Врублевская Елена Геннадьевна - доктор педагогических наук, доцент, руководитель Центра развития педагогического образования ФГБУ «Российская академия образования», Москва, Россия. E-mail: veg67@mail.ru

Monitoring of Final Qualification Woks: Preliminary Results and Prospects

Khachikyan E.I., Martyanova S.A., Vrublevskaya E.G.

The research presents the preliminary results of monitoring the final qualifying works of undergraduate and graduate students in the direction of «Pedagogical education»; their interpretation is proposed. The authors analyzed the educational programs of 50 universities extracted using the method of continuous sampling (Regulations on the State Final Certification, Regulations on the Final Qualifying Work) and texts of graduate student works. During the monitoring, the authors checked the compliance of programs and works with the requirements of the Federal State Educational Standard 3++ and the Concept for Training Pedagogical Personnel for the

Education System for the Period up to 2030. The research uses various methods such as the study of scientific literature and documents regulating pedagogical activity in a contemporary Russian universities, observation, generalization, and analysis. It is determined which of the obtained results require clarification and in what aspect. The authors revealed the problems of implementing the project and methodological type of tasks and building the connection between the scientific work of students and the conditions of socio-economic development of the regions are revealed. Next, the authors formulated proposals to strengthen certain aspects of the pedagogical process during the creation of the final qualification work, and outline ways to monitor educational processes further. Additionally, the authors provided recommendations for improving the preparation system of final qualification works by undergraduate and graduate students. Particular attention is paid to design research, start-up projects, and the experimental part of the graduates' work.

Keywords: pedagogical education; final qualification work; Federal State Educational Standard 3++; the Concept of Teacher Training; teaching staff; forecasting; development; undergraduate studies; graduate studies; monitoring.

References

1. Gluzman A.V., Gorbunova N.V., Gluzman A.A. Soderzhanie, struktura i funktsii universitetskogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2020. - № 4. -S. 19-36.

2. Borisenkov V.P. Rozhdenie strategii razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: konsolidirovannyi otvet na vyzov vremeni // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2020. - № 4. -C. 3-8.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r O Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (data obrashcheniya: 15.08.2022). - Rezhim dostupa: Informatsionno-pravovoi portal «Garant.ru». - Tekst: elektronnyi.

4. Sharafutdinova N.V., Dontsov D.A. Metodologiya i metodika sostavleniya obuchayushchimisya vypusknykh kvalifikatsionnykh i diplomnykh rabot (na primere psikhologo-pedagogicheskikh spetsial'nostei) // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). - 2018. - № 1. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/metodologiya-i-metodika-sostavleniya-obuchayuschimisya-vypusknyh-kvalifikatsionnyh-i-diplomnyh-rabot-na-primere-psihologo (data obrashcheniya: 24.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

5. Dontsov DA., Sharafutdinova N.V. Metodologiya i metodika napisaniya magisterskikh dissertatsii po psikhologo-pedagogicheskim napravleniyam professional'noi podgotovki // Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva). - 2018. - № 4. -URL: https://cyberleninka.ni/article/n/

metodologiya-i-metodika-napisaniya-magisterskih-dissertatsiy-po-psihologo-pedagogicheskim-napravleniyam-professionalnoy-podgotovki (data obrashcheniya: 24.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». -Tekst: elektronnyi.

6. Beîozertseva G.V., Karabutova T.V. Individual'noe proektirovanie kak metod realizatsii proektnoi deyatel'nosti pri vypolnenii vypusknoi kvalifikatsionnoi raboty // Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. - 2021. - № 3 (70). - URL: htt ps://cyberleninka.ru/article/n/individualnoe-proektirovanie-kak-metod-realizatsii-proektnoy-deyatelnosti-pri-vypolnenii-vypusknoy-kvalifikatsionnoy-raboty (data obrashcheniya: 23.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

7. Bobrova N.A., Solodova G.G. Vypusknaya kvalifikatsionnaya rabota kak forma nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti studentov // Vestnik KemGU. -2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vypusknaya-kvalifikatsionnaya-rabota-kak-forma-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

8. Gavrilova A.V. Sravnitel'nyi analiz eksperimental'noi chasti magisterskikh vypusknykh kvalifîkatsionnykh rabot pedagogicheskogo napravleniya // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. - 2021. - T. 10. - № 39. - C. 14-23.

9. Ovinova L.N., Shraiber E.G., KolmakovaV.S. Pedagogicheskieusloviya realizatsii metoda proektov v obrazovatel'nom protsesse vuza // Vestnik YuurGU. Ser. «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». - 2019. - T. 11. - № 2. - S. 79-90.

10. Nesyna S.V. Demonstratsionnyi ekzamen v podgotovke budushchikh pedagogov // Obrazovatel'nyi vestkni «Soznanie». - 2019. - T. 21. - № 10. -S. 23-28.

11. Krivchanskii I.F., Siman A.S. Osobennosti gosudarstvennoi itogovoi attestatsii vypusknikov professional'no-pedagogicheskikh obrazovatel'nykh programm // Agroinzheneriya. - 2020. - № 1 (95). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-vypusknikov-professionalno-pedagogicheskih-obrazovatelnyh-programm (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

12. Antipova E.P., Shamaîo T.N. Sovershenstvovanie Gosudarstvennoi itogovoi attestatsii budushchikh uchitelei na osnove trebovanii professional'nogo standarta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-it ogovoy-attesta tsii-buduschih-uchiteley-na-osnove-trebovaniy-professionalnogo-standarta (data obrashcheniya: 02.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

13. Kondaurova I.K. Gosudarstvennaya itogovaya attestatsiya vypusknikov bakalavriata napravleniya podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» // BGZh. - 2016. - № 2 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennay a-itogovaya-attestatsiya - vypusknikov-bakalavriat a-

napravleniya-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie (data

obrashcheniya: 14.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

14. Minina V.V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya praktiko-orientirovannoi otsenki rezul'tatov v professional'nom obrazovanii. - URL: https://science-education.m/ru/article/view?id=31898 (data obrashcheniya: 15.09.2022). - Rezhim dostupa: setevoe izdanie «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya». - Tekst: elektronnyi.

15. Petina O.B. Demonstratsionnyi ekzamen - innovatsionnaya forma prakticheskogo obucheniya // Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo. - 2017. -№ 4 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonstratsionnyy-ekzamen-innovatsionnaya-forma-prakticheskogo-obucheniya (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». -Tekst: elektronnyi.

16. Fomitskaya G.N. Sovremennye podkhody k realizatsii nezavisimoi otsenki professional'nykh kvalifikatsii // Pedagogicheskii IMIDZh. - 2019. -№3 (44). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-podhody -k-realizatsii-nezavisimoy-otsenki-professionalnyh-kvalifikatsiy (data obrashcheniya: 24.11.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

17. Andreev V.E., Feigina E.E. Voprosy provedeniya gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya v formate demonstratsionnogo ekzamena // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/voprosy-provedeniya-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-po-obrazovatelnym-programmam-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». -Tekst: elektronnyi.

18. Naumkina V.A. Demonstratsionnyi ekzamen po standartam Vorldskills: uverennyi vykhod na rynok truda // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. - 2018. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ni/article/n/ demonstratsionnyy-ekzamen-po-standartam-vorldskills-uverennyy-vyhod-na-rynok-truda (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

19. Bochko V.S. Uskoryayushchie i sderzhivayushchie faktory skoordinirovannogo i sbalansirovannogo razvitiya regionov// Ekonomika regiona. - 2015. - № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uskoryayuschie-i-sderzhivayuschie-faktory-skoordinirovannogo-i-sbalansirovannogo-razvitiya-regionov (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». -Tekst: elektronnyi.

20. Akhmeduev A.Sh. Problemy chrezmernoi polyarizatsii urovnya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii i imperativy modernizatsii gosudarstvennoi regional'noi politiki // RPPE. - 2017. - № 6 (80). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-chrezmernoy-polyarizatsii-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii-i-

imperativy-modernizatsii (data obrashcheniya: 20.09.2022). - Rezhim dostupa: sait «KiberLeninka». - Tekst: elektronnyi.

About the Authors

Khachikyan Elena I. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Literature, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky. E-mail: helena64@bk.ru

Martyanova Svetlana A. - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Philology Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs. E-mail: martyanova62@list.ru

Vrublevskaya Elena G. - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Center for the Development of Pedagogical Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. E-mail: veg67@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.