УДК 621.315.1
Валеева Г.Р. студент
Казанский государственный энергетический университет МОНИТОРИНГ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Аннотация: в статье рассмотрены способы мониторинга состояния воздушной линии электропередачи. Изучены существующие системы исследования воздушных линий электропередач.
Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, беспилотные летающие аппараты.
Valeeva G.R. student
Kazan State Power Engineering University MONITORING OF OVERHEAD POWER LINES
Abstract: the article describes the methods of monitoring the state of an overhead power line. The existing systems for the study of overhead power lines are studied.
Keywords: overhead power line, unmanned aerial vehicles.
Воздушные линии электропередачи (ЛЭП) отличаются от остального оборудования энергетики своей протяженностью, из-за чего они подвергаются действию множества факторов, которые ухудшают техническое состояние воздушных линий.
Для предотвращения аварийных ситуаций и проведения плановых работ на том или ином участке ЛЭП необходим постоянный контроль состояния воздушных линий.
Получить сведения о состоянии проводов ВЛ можно посредством выезда бригады рабочих на место. Осмотры ВЛ, которые производят с земли, не позволяют выявить неисправности в верхней части воздушных линий, поэтому периодически дополнительно проводят верховые осмотры.
Для верховых осмотров в последнее время начинают применяться беспилотные летающие аппараты (БПЛА). При обследовании участков ЛЭП, находящихся в труднодоступных местах, наземное обследование может затянуться на несколько дней или неделю. Обследование при помощи БПЛА уменьшает это время до нескольких часов. А для постоянного контроля состояния проводов ЛЭП могут использоваться стационарные устройства мониторинга, которые распологаются прямо на проводе.
Примерами БПЛА являются Геоскан 201 (рис. 1) и Supercam SX350 (рис. 2).
Геоскан 201 предназначен для выполнения аэрофотосъемочных работ на обширных территориях. За один вылет он позволяет снять до 16 квадратных километров с разрешением 4 см на пиксель. Воздушное фотографирование линейных участков ЛЭП проводится в автоматическом режиме по координатам опор и параметрам коридора съемки. Геоскан 201 имеет прочный и легкий корпус из композитных материалов, а также составные крылья особой конструкции из легкого и прочного вспененного полипропилена. [1]
Беспилотное воздушное судно Supercam SX350 (рис. 20) для полетов на дальние расстояния и осуществления вертикального взлета-посадки совмещает в себе конструктивные преимущества БВС самолетного и вертолетного типа. Кроме традиционных возможностей для проведения оперативного мониторинга подстилающей поверхности, в данном комплексе реализованы возможности для размещения мультиспектральных камер, установки лазерного сканирования местности в том числе для создания таких информационных продуктов как цифровая модель местности или рельефа. [2]
Примером стационарной системы мониторинга является система DiLin (рис.3). Система DiLin основывается на совместном применении нескольких диагностических методов, которые анализируют особенности
Рисунок 1 - Беспилотный летательный аппарат Геоскан 201
Рисунок 2 - Supercam SX350
распространения высокочастотных импульсов по проводам ЛЭП. Для полного обследования технического состояния ЛЭП необходимы два прибора марки DiLin, установленных на противоположных концах
воздушной линии. [3]
Рисунок 3 - Система Э^т на ЛЭП
Контроль состояния воздушных линий электропередачи важная задача, и она может быть реализована с использованием различных современных устройств для мониторинга.
Использованные источники:
1. Оеозсап - беспилотные технологии для профессионалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.geoscan.aero (дата обращения: 11.06.2021).
2. 8ирегсаш 8X350 / 8Х350Б (УТОЬ) [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://supercam.aero/catalog/supercam-sx350 (дата обращения: 11.06.2021).
3. В1Ып - система мониторинга технического состояния воздушных линий электропередачи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dimrus.ru/dilin.html (дата обращения: 11.06.2021).