Юридические науки
УДК 34
МОНИТОРИНГ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В.С. Елисеева, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия; Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород, Россия), e-mail:
Аннотация. В статье проведен анализ правового регулирования мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации. Предлагается рассматривать данный институт в системной связи с другими формами правового мониторинга.
Ключевые слова: мониторинг в сфере профилактики правонарушений, механизм мониторинга, система правового мониторинга.
MONITORING IN OFFENCES PREVENTION SPHERE
Abstract. Legal regulation in the offence prevention sphere monitoring in the Russian Federation is analyzed in the article. This institution is considered in systematic relationship with other forms of legal monitoring.
Keywords: offence prevention sphere monitoring, monitoring mechanism, system of legal monitoring.
Ст. 32 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [14] в качестве одного из элементов организационной основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации называет мониторинг в сфере профилактики правонарушений.
Следует подчеркнуть, что мониторинг включает в себя три составляющих: мониторинг состояния социальной сферы, мониторинг реализации субъектами профилактики правонарушений плановых мероприятий и мониторинг правоприменения законодательства о профилактики правонарушений. Исходя из определения, приведенного в ч.7 ст.2 Федерального закона № 182-ФЗ, и целей осуществления мониторинга, сформулированных в Правилах его проведения [12], федеральный законодатель предпринял попытку регулирования лишь первых двух составляющих мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
При этом, несмотря на то, что названными Правилами установлен порядок проведения субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений, говорить, что механизм мониторинга сложился, пока преждевременно. Фактически, из механизма мониторинга определены лишь субъекты и сроки проведения мониторинга. При этом, Федеральный закон к числу субъектов профилактики относит пять групп субъектов: федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, кроме того, в качестве координирующего органа называется Правительственная комиссия по
профилактике правонарушений. П. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 1564 органом, ответственным за формирование официальной статистической информации о профилактики правонарушений, называет МВД России.
Для эффективной реализации мониторинга в сфере профилактики правонарушений потребуется как переработка принятого Постановления и Правил, так и разработка специальной Методики осуществления мониторинга, а также внесения изменения в ведомственные акты, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные акты. В частности, требует значительной доработки Постановление Правительства РФ от 28 марта 2008 г. № 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» [13], которое не было приведено в соответствие с Федеральным законом № 182-ФЗ, и, соответственно, не конкретизирует полномочия Комиссии по осуществлению мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Представляется, что для формирования действующего механизма мониторинга в сфере профилактики правонарушенийможет быть взята за основу сложившаяся как на федеральном, так и на региональном уровне модель мониторинга правоприменения. Тем более, что мониторинг реализации законодательства в сфере профилактики правонарушений - как сбор информации, ее обобщение и анализ практики применения системы нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений - в соответствие с п.2 Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации [15] должен быть рассмотрен как отраслевая форма мониторинга правоприменения.
С точки зрения структурной организации теоретической модели мониторинга в сфере профилактики правонарушений следует выделить такие элементы как: нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры мониторинга; субъекты мониторинга; объекты мониторинга; процедуры, средства, приемы мониторинга; показатели осуществления мониторинга; формы обобщения и представления результатов осуществления мониторинга и др. [1] То есть, требуют уточнения объект мониторинга, система инструментов оценки (показателей, индикаторов, критериев и др.), плановые и результирующие документы и т.д. Кроме того, для повышения уровня доступности информации об осуществлении и результатах мониторинга в сфере профилактики правонарушений целесообразно выглядит создание единого тематического информационного ресурса в телекоммуникационной сети Интернет, такого как Портал о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменения [10], сопровождаемый Минюстом России.
Следует отметить, что до принятия в июне 2016 г. Федерального закона № 182-ФЗ многие субъекты Российской Федерации пошли по пути опережающего нормотворчества и приняли свои нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений (Республика Марий Эл [6], Республика Башкортостан [5], Оренбургская область [4], Республика Татарстан [7], Ивановская область [2], Нижегородская область [3], и т.д.). В частности, в Законе Нижегородской области предусмотрены такие направления мониторинга в сфере профилактики правонарушений как:
1) мониторинг правоприменения законов Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений (ч.3 ст.9);
2) мониторинг ситуации с употреблением наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ (ч.4 ст.25);
3) мониторинга социально-политической ситуации в Нижегородской области (ч.1 ст.26);
4) мониторинг информации об использовании недобросовестных методов, приводящих к ухудшению инвестиционного климата в Нижегородской области (п.3 ч.2 ст.29).
Подчеркнем, что мониторинг в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации должен осуществляться параллельно и, очевидно, в разумной связи с другими формами правового мониторинга: мониторингом правоприменения, мониторингом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [17] и мониторингом реализации документов стратегического планирования, в частности - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [16], Концепции общественной безопасности [8]. Кроме того, отдельное направление составляет мониторинг реализации региональных и муниципальных программ в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности. Так, в Нижегородской области принята программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области» [11], мониторинг и оценка реализации которой осуществляется по индикаторам цели и показателям непосредственных результатов, установленным в п.5 текстовой части программы.
Примечательно, что Федеральный закон № 182-ФЗ не учитывает опыт мониторинга в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сложившийся в рамках реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и принятых на его основании подзаконных актов и актов субъектов Российской Федерации. Хотя Федеральный закон № 182-ФЗ не содержит термин «мониторинг», данная деятельность осуществляется такими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как органы местного самоуправления, образовательные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д. При этом названные субъекты самостоятельно определяют как содержание понятия «мониторинг в сфере профилактики правонарушений», так и механизм его реализации.
Например, в Положении о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принятом ГБПОУ «Минераловодский региональный многопрофильный колледж», мониторинг в сфере профилактики правонарушений определен как система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений» [9]. Очевидно, что данное определение приведено в соответствие с Федеральным законом № 182-ФЗ. При этом необходимо отметить, что, следуя положениям ч.1 ст.5 Федерального закона № 182-ФЗ, образовательное учреждение не может осуществлять данную деятельность, так как не является субъектом профилактики правонарушений.
В связи с этим следует обратить внимание на опыт субъектов Российской Федерации, объединяющих в одном нормативном акте профилактику правонарушений неограниченного круга лиц и профилактику беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (например, Закон Республики Татарстан) что расширяет круг субъектов профилактики и, соответственно, субъектов мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие промежуточные выводы: принятый Федеральный закон № 182-ФЗ применительно к мониторингу в сфере
профилактики правонарушений необходимо встроить в уже существующую в Российской Федерации систему правового мониторинга;
для реализации мониторинга в сфере профилактики правонарушений требуется принятие соответствующей методики, конкретизирующей объект мониторинга, источники информации, показатели, планирующие и отчетные документы и т.д.;
необходимо устранить противоречие между федеральными законами № 182-ФЗ и 120-ФЗ относительно субъектов мониторинга;
требуется уточнить полномочия субъектов мониторинга в сфере профилактики правонарушений, в том числе - Комиссии по осуществлению мониторинга в сфере профилактики правонарушений.
Литература:
1. Елисеева В.С. Мониторинг в сфере национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник НА МВД России. 2015. № 2. С. 275-276.
2. Закон Ивановской области от 12 июля 2010 г. № 78-ОЗ «Об основах профилактики правонарушений» // Собрание законодательства Ивановской области. 2010. № 27(496).
3. Закон Нижегородской области от 06.07.2012 № 88-З «О профилактике правонарушений в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2012.17 июля.
4. Закон Оренбургской области от 15 сентября 2008 г. № 2382/500-1У-0З «Об основах профилактики правонарушений в Оренбургской области» // Южный Урал. 2008. 27 сентября.
5. Закон Республики Башкортостан от 27 июня 2006 г. № ЗЗЗ-З «О профилактике правонарушений в Республике Башкортостан» // Республика Башкортостан. 2006.4 июля.
6. Закон Республики Марий Эл от 3 декабря 2004 г. № 58-З «О профилактике правонарушений в Республике Марий Эл» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2004. № 12.
7. Закон Республики Татарстан от 13 октября 2008 г. № 105-ЗРТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан» // Республика Татарстан.2008.18 октября.
8. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
9. Минераловодский региональный многопрофильный колледж. URL: http://mrmk-college.ru/index.php/dokuments.
10. Портал о состоянии законодательства Российской Федерации и правоприменения. URL: http://minjust.ru/portal_pravoprimeneniya
11. Постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г.№ 981 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 2 (Ч. II), ст. 392.
13. Собрание законодательства РФ. 2008. № 14, ст. 1410
14. Собрание законодательства РФ. 2016. № 26 (Ч. I), ст. 3851.
15. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011.№ 21, ст. 2930.
16. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II), ст. 212.
17. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ.1999. № 26, ст. 3177.
References:
1. Eliseeva V.S. Monitoring v sfere natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik NA MVD Rossii. 2015. № 2. S. 275-276.
2. Zakon Ivanovskoi oblasti ot 12 iyulya 2010 g. № 78-OZ «Ob osnovakh profilaktiki pravonarushenii» // Sobranie zakonodatel'stva Ivanovskoi oblasti. 2010. № 27(496).
3. Zakon Nizhegorodskoi oblasti ot 06.07.2012 № 88-Z «O profilaktike pravonarushenii v Nizhegorodskoi oblasti» // Nizhegorodskie novosti. 2012.17 iyulya.
4. Zakon Orenburgskoi oblasti ot 15 sentyabrya 2008 g. № 2382/500-IV-0Z «Ob osnovakh profilaktiki pravonarushenii v Orenburgskoi oblasti» // Yuzhnyi Ural. 2008. 27 sentyabrya.
5. Zakon Respubliki Bashkortostan ot 27 iyunya 2006 g. № 333-Z «O profilaktike pravonarushenii v Respublike Bashkortostan» // Respublika Bashkortostan. 2006.4 iyulya.
6. Zakon Respubliki Marii El ot 3 dekabrya 2004 g. № 58-Z «O profilaktike pravonarushenii v Respublike Marii El» // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Marii El. 2004. № 12.
7. Zakon Respubliki Tatarstan ot 13 oktyabrya 2008 g. № 105-ZRT «O profilaktike pravonarushenii v Respublike Tatarstan» // Respublika Tatarstan.2008.18 oktyabrya.
8. Kontseptsiya obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdena Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 14 noyabrya 2013 g. № Pr-2685 // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
9. Mineralovodskii regional'nyi mnogoprofil'nyi kolledzh. URL: http://mrmk-college.ru/index.php/dokuments.
10. Portal o sostoyanii zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii i pravoprimeneniya. URL: http://minjust.ru/portal_pravoprimeneniya
11. Postanovlenie Pravitel'stva Nizhegorodskoi oblasti ot 31 dekabrya 2014 g.№ 981 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodeistvie prestupnosti v Nizhegorodskoi oblasti» // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus».
12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2016 g. № 1564 «O provedenii sub"ektami profilaktiki pravonarushenii monitoringa v sfere profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. № 2 (Ch. II), st. 392.
13. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 14, st. 1410
14. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 26 (Ch. I), st. 3851.
15. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 20 maya 2011 g. № 657 «O monitoringe pravoprimeneniya v Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF.2011.№ 21, st. 2930.
16. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2015 д. № 683 «0 Strateдii па1з1опа1'по1 bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 1 (с1л. II), 212.
17. Federal'пyi zakoп ot 24 iyuпya 1999 д. № 120^ «0Ь osпovakh sistemy рюШ^й bezпadzorпosti i pravoпarusheпii пesoversheппoletпikh» // Sobranie zakoпodatel'stva RF.1999. № 26, 3177.
— • — Сведения об авторе
Вера Сергеевна Елисеева, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия; специалист Научно-образовательного центра, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижний Новгород)
— • —