Научная статья на тему 'Мониторинг трудоустройства выпускников аспирантуры'

Мониторинг трудоустройства выпускников аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / РЫНОК ТРУДА / КАРЬЕРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедный Б. И., Гурбатов С. Н., Остапенко Л. А.

Обсуждаются результаты мониторинга трудоустройства выпускников аспирантуры ННГУ с профильной подготовкой в области общественных и гуманитарных научных специальностей. Приведен анализ распределений выпускников – кандидатов наук и не имеющих ученой степени по видам деятельности, группам занятий и должностям. Рассмотрено влияние ученой степени на профессиональную карьеру специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедный Б. И., Гурбатов С. Н., Остапенко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EMPLOYMENT OF PhD PROGRAM GRADUATES

We present the results of employment monitoring of graduates of PhD programs in social sciences and humanities. A comparative analysis is given of the distribution of the graduates with a PhD (Candidate of Sciences) degree and those having no such degree with respect to the types of their activities, groups of occupations, and positions. The influence of the degree on the graduates’ professional career is examined.

Текст научной работы на тему «Мониторинг трудоустройства выпускников аспирантуры»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378

МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ © 2013 г. Б.И. Бедный, С.Н. Гурбатов, Л.А. Остапенко

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского bib@unn.ru

Поступила в редакцию 03.07.2013

Обсуждаются результаты мониторинга трудоустройства выпускников аспирантуры ННГУ с профильной подготовкой в области общественных и гуманитарных научных специальностей. Приведен анализ распределений выпускников - кандидатов наук и не имеющих ученой степени по видам деятельности, группам занятий и должностям. Рассмотрено влияние ученой степени на профессиональную карьеру специалистов.

Ключевые слова: аспирантура, ученая степень, рынок труда, карьера, конкурентоспособность.

Введение

Широкое распространение научно-технологических инноваций в развитых странах мира, интеллектуализация многих областей деятельности существенно изменяют структуру рынка труда. Инновационный бум повышает спрос на высококвалифицированных интеллектуальных работников (knowledge-workers), что проявляется в увеличении доли исследователей в структуре трудовых ресурсов. В США сегодня на 1000 работников приходится 10 исследователей, в Японии - 11, в Исландии и Швеции - 12, в Финляндии - более 16 [1]. Во многих организациях все более востребованным становится специалист, обладающий обширными профессиональными знаниями, навыками исследовательской и аналитической работы, способный к самосовершенствованию, творческому освоению новых компетенций и сфер деятельности.

Базовым институтом формирования и развития исследовательских и аналитических навыков является аспирантура. Вместе с тем, как показывают социологические и статистические исследования [2-6], многие аспиранты не планируют академическую карьеру, предпочитая иные направления профессиональной реализации. Это приводит к обострешто проблемы кадрового воспроизводства сферы науки, высоких технологий и системы высшего образования.

В настоящее время подготовка исследователей во многих университетах мира характеризуется возрастанием направленности PhD-программ на соответствие потребностям рынка занятости более широкого, чем сфера науки.

Важными компонентами этих программ становятся семинары и тренинги, обеспечивающие развитие универсальных (социокультурных) компетенций, не зависящих от конкретной отрасли научного знания и повышающих конкурентоспособность выпускников аспирантуры на рынке труда. Для проектирования содержания образовательных программ аспирантуры особый интерес представляют исследования профессиональных траекторий выпускников аспирантуры. Такие исследования во многих университетах мира рассматриваются как основа для совершенствования подготовки научных кадров высшей квалификации [7]. В нашей стране, насколько нам известно, мониторингу трудоустройства выпускников аспирантур пока уделяется мало внимания.

В настоящей работе приведены результаты исследования трудоустройства выпускников аспирантуры Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, обучавшихся по программам социогуманитарного профиля. Для получения необходимой информации проведен опрос выпускников очной формы обучения, окончивших аспирантуру в период с 2009 по 2011 год. В опросе приняли участие 165 респондентов (72% от числа выпускников данной категории). По профилю аспирантской подготовки респонденты распределились следующим образом: экономика - 32%, юриспруденция -20%, история - 17%, политология - 16%, филология - 8%, социология - 7%. На момент опроса были трудоустроены 97% респондентов, ученую степень кандидата наук имели 42% респондентов.

Результаты и их обсуждение

1. Распределение выпускников по видам деятельности. Значительная часть выпускников, имеющих степень кандидата наук, закрепляется в сфере образования и науки (41%). Тем не менее, как видно из рис., большинство молодых кандидатов наук заняты другими видами деятельности. В сфере практической юриспруденции работают 16% респондентов; маркетингом, рекламой и PR занимаются более 10%. Кроме того, кандидаты наук с профильной социогума-нитарной подготовкой задействованы на государственной службе, в банковском секторе, сфере информационных технологий, торговле и др.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в сфере образования и науки представлены выпускники всех научных специальностей. Интересно, что научно-педагогическая деятельность особенно популярна среди кандидатов филологических наук и в наименьшей степени интересует кандидатов юридических наук, которые востребованы в более престижной и высокооплачиваемой сфере практической юриспруденции.

Интеллектуальная деятельность в области маркетинга, рекламы и PR особенно привлекает специалистов высшей квалификации в области социологии, истории, политологии. На государственной службе эти выпускники задействованы в меньшей степени (по нашим оценкам, 22% респондентов - кандидатов исторических наук и 8% - кандидатов юридических наук).

Распределение по видам деятельности выпускников, не защитивших диссертации, отличается от распределения кандидатов наук (см. рис.). В области науки и образования заняты лишь 17% респондентов, в то время как основная доля выпускников закрепляется в иных, не связанных с наукой и высшей школой, областях деятельности (торговля, промышленность, телекоммуникации, госслужба, банковский сектор). Отметим, что особенно большое разнообразие видов трудоустройства характерно для экономистов, завершивших обучение без защиты диссертации (научной или преподавательской деятельностью занимается лишь 5% из них).

Анализ полученных данных показывает, что по профилю аспирантской подготовки работают 65% выпускников (среди кандидатов наук доля работающих по специальности составляет 80%, среди выпускников без степени - 55%). Наибольшее число респондентов, отметивших, что их работа связана с профилем подготовки, - выпускники юридических и социологических аспирантур.

Для анализа спектра профессиональных траекторий выпускников - кандидатов наук представляет интерес информация о трудоустройст-

ве тех из них, чья профессиональная деятельность не соответствует полученной специальности. Максимальная доля таких выпускников (40%) зафиксирована у кандидатов исторических наук, которые заняты в таких областях, как информационные технологии, телекоммуникации, юриспруденция, маркетинг, реклама. На втором месте идут представители политических наук (27% из них заняты в торговле, здравоохранении и юриспруденции). Доля работающих не по специальности кандидатов экономических наук составляет 18% (основная область трудовой деятельности - торговля).

2. Распределеоие выпускоиков по группам заоятий и должоостям. В табл. 1 представлены данные о распределении выпускников аспирантуры по укрупненным группам занятий. Видно, что 35% выпускников, имеющих ученую степень, работают преподавателями вузов. В группе респондентов без ученой степени доля преподавателей вузов составляет лишь 7%.

Процентные доли кандидатов наук и выпускников без ученой степени, занимающих должно-

1

сти специалистов и менеджеров , различаются незначительно (30% и 35% соответственно).

Следующую позицию в рейтинге видов деятельности кандидатов наук занимают административно-управленческие должности (19%). В этой группе преобладают руководители структурных подразделений государственных и коммерческих предприятий и организаций (53%). На руководящих должностях более высокого уровня (заместители руководителей предприятий и организаций) работают 33% выпускников, большая часть которых имеет ученую степень в области юридических и исторических наук. Процентная доля руководителей компаний составляет 13%. Отметим, что респонденты, занимающие управленческие должности, как правило, задействованы в сфере частного бизнеса (производственный и банковский секторы, логистика, страхование, информационные технологии, маркетинг, реклама и PR). Примечательно, что 93% управленцев со степенью считают, что их профессиональная деятельность в значительной мере сопряжена со специальными знаниями и навыками, приобретенными в аспирантуре.

Управленческий персонал компаний и организаций, занимая лишь третью позицию в рейтинге должностных категорий кандидатов наук, выходит на первое место у выпускников аспирантуры без ученой степени (37%). Здесь приблизительно в равных долях представлены топ-менеджмент и руководители структурных подразделений компаний производственного сек-

Наука и образование

Юриспруденция Маркетинг. Реклама. РЕ.

Торговля Госслужба Банковский сектор Информационные технологии Сервисные центры Строительство Промышленность Общественные организации Телекоммуникации Страхование Муниципальные организации

СМИ

Здравоохранение

Консалтинг

Логистика Ресторанный бизнес

Органы местного самоуправления

Транспорт

Доля выпускников аспирантуры, %

5 10 15 20 25 30 35 40 45

.....................................

Г

1

1

г

?

□ Кандидаты наук ■ Выпускники без степени кандидата наук

Рис. Распределение выпускников тора (промышленность, строительство) и банковской сферы. Более половины респондентов ответили, что их профессиональная деятельность связана со специальностью аспирантской подготовки.

Процентные доли практикующих юристов среди выпускников со степенью кандидата наук и без степени отличаются незначительно (9% и 11% соответственно). Здесь в основном представлены должности адвокатов, прокуроров, нотариусов, помощников прокуроров, судей. Большинство из них также отмечают, что трудовая деятельность имеет отношение к аспирантской подготовке.

В строке «Другие должностные страты» таблицы 1 объединены респонденты, работающие на должностях, не требующих высшей квалифика-

аспирантуры по видам деятельности

ции (индивидуальные предприниматели, бухгалтеры, учебно-вспомогательный персонал вузов).

3. Влияние ученой степени на карьеру специалистов. В ходе мониторинга респондентам было предложено оценить влияние ученой степени кандидата наук на их профессиональную деятельность. Большинство из них (88%) оценили роль ученой степени как существенную, 12% - как незначительную или вовсе не влияющую на карьеру.

Интересно, что все респонденты, защитившие диссертации в области юридических и социологических наук, считают наличие ученой степени важным фактором профессионального роста и развития карьеры (см. табл. 2). Как правило, высоко оценивают роль ученой степени

Таблица 1

Распределение выпускников аспирантуры по группам занятий, %_____________________

Должность Выпускники аспирантуры, имеющие ученую степень кандидата наук Выпускники аспирантуры, не имеющие ученой степени кандидата наук

Научно-педагогические работники высших учебных заведений 35 7

Специалисты, менеджеры компаний и организаций 30 35

Управленческий персонал компаний и организаций 19 37

Практикующие специалисты в области юриспруденции 9 11

Другие должностные страты 7 10

Таблица 2

Влияние ученой степени кандидата наук на карьеру выпускников аспирантуры ________________в соответствии с полученной специальностью, %___________________________

Отрасли науки Роль ученой степени кандидата наук

Существенная Незначительная Не способствует карьере

Юридические науки 100 0 0

Социологические науки 100 0 0

Экономические науки 91 9 0

Филологические науки 88 0 12

Исторические науки 86 7 7

Политические науки 74 13 13

преподаватели вузов, управленческий персонал и специалисты компаний, а также специалисты-практики в области юриспруденции.

Таким образом, в целом полученные данные свидетельствуют о том, что ученая степень в области социогуманитарных наук в случае трудоустройства ее обладателя по профилю научной специальности повышает его конкурентоспособность, существенно влияя на профессиональный и карьерный рост.

Выводы

1. Около 20% выпускников аспирантуры, прошедших подготовку в области общественных или гуманитарных наук, закрепляются в сфере высшего образования на преподавательских должностях. Большинство из них завершили обучение с защитой диссертации или получили кандидатскую степень в течение одного - двух лет после окончания аспирантуры. Основная часть выпускников аспирантуры социо-гуманитарного профиля работают в иных, не связанных с высшей школой и наукой, сферах интеллектуальной деятельности (сфера услуг, государственная служба, бизнес, индустрия и проч.). Наибольшее разнообразие вариантов трудоустройства характерно для выпускников экономических специальностей.

2. Работу по специальности находят в среднем две трети выпускников аспирантуры. Доля работающих по специальности существенно выше среди кандидатов наук, чем среди выпускников без степени.

3. В распределении выпускников по группам занятий лидируют руководители и высококва-

лифицированные менеджеры коммерческих предприятий.

4. Ученая степень в области социогумани-тарных наук, в случае трудоустройства по профилю подготовки, повышает конкурентоспособность ее обладателя, существенно влияя на его профессиональный и карьерный рост.

В заключение отметим, что аспирантура, возникнув как система подготовки кадров для науки и высшей школы, сегодня приобрела дополнительные функции, связанные с запросом на высококвалифицированных специалистов в различных сферах интеллектуальной деятельности [3, 8, 9]. Это означает, что при разработке образовательных программ аспирантуры целесообразно руководствоваться принципом «подготовка на базе исследований, но не только для исследовательской деятельности». Наряду с компетенциями, необходимыми для работы в академической среде, у выпускников аспирантуры необходимо формировать широкий набор универсальных компетенций для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и развития карьеры в различных областях профессиональной деятельности. Именно такой подход положен в основу совершенствования образовательных программ аспирантуры как третьего уровня высшего образования [8, 9].

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект «Разработка наукометрических основ диагностики эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации», регистрационный номер 6.2174.2011).

Примечания

1. К категории «специалисты, менеджеры» условно отнесены также должности бизнес-консультантов, менеджеров проектов, редакторов, инспекторов, учителей, инженеров. В целом следует подчеркнуть, что респонденты этой категории занимают служебные должности, требующие высокого уровня квалификации.

2. Конечно, не стоит исключать и сугубо инструментальную роль ученой степени в формировании имиджа «knowledge-workers». На это указывает, в частности, тот факт, что среди респондентов, высоко оценивших роль степени кандидата наук в карьерном продвижении, 12% занимают должности, не имеющие какого-либо отношения к профилю аспирантской подготовки.

Список литературы

1. OECD. Main Science and Technology Indicators (MSTI): 2010/2 edition. URL: http://www.oecd.org/ dataoecd/27/52/47406944.pdf (дата обращения: 01.07.2013).

2. Altbach P. Doctoral Education: Present Realities and Future Trends // College and University Journal. Fall 2004. V. 80. № 2. P. 3-10.

3. Eggermont J. General skills development in doctoral training / Bolonga-Projekte der Osterreichischen Universitatskonferenz. 2008. 9 Dezember. Wein, 2008.

URL: www.unico .ac.at/upload/abstract_skillsdevelop-

ment_wein_dec08.pdf

4. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 8. С. 23-27.

5. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70-78.

6. Бедный Б.И., Миронос А.А., Балабанов С.С. Факторы эффективности и качества подготовки научных кадров в аспирантуре (социологический анализ) // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 56-65.

7. Auriol L. Careers of Doctorate Holders: Employment and Mobility Patterns // OECD Science, Techno-lochy and Industry Working Papers, 2010/4, OECD Pab-lishing, 29 p.

8. Бедный Б.И., Миронос А.А. Тенденции развития аспирантуры в инновационном обществе // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 79-86.

9. Макет федерального государственного образо-

вательного стандарта высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). URL: http://www.

fgosvpo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/maket_asp.pdf

10. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из истории становления европейской докторской степени //Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 99-116.

MONITORING OF EMPLOYMENT OF PhD PROGRAM GRADUATES B.I. Bednyi, S.N. Gurbatov, L.A Ostapenko

We present the results of employment monitoring of graduates of PhD programs in social sciences and humanities. A comparative analysis is given of the distribution of the graduates with a PhD (Candidate of Sciences) degree and those having no such degree with respect to the types of their activities, groups of occupations, and positions. The influence of the degree on the graduates’ professional career is examined.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: PhD program, degree, job market, career, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.