Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ СТАБИЛЬНОСТИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM'

МОНИТОРИНГ СТАБИЛЬНОСТИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
624
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TELEGRAM / ПИНГ / PING / МОНИТОРИНГ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / СЕТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Верещагина Е. А., Рудниченко А. К., Рудниченко Д. С.

В данной работе описан опыт внедрения системы мониторинга стабильности сетевой инфраструктуры с использованием мессенджера Telegram в государственном учреждении. Представлен функционал системы и дальнейшие планы по её развитию. Описана тенденция к распространению мессенджера Telegram в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE STABILITY OF THE NETWORK INFRASTRUCTURE USING THE TELEGRAM MESSENGER

This article describes the experience of implementing a system for monitoring the stability of a network infrastructure using the Telegram messenger in a government institution. The functionality of the system and further plans for its development are presented. The tendency towards the spread of the Telegram messenger in the society is described.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ СТАБИЛЬНОСТИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕССЕНДЖЕРА TELEGRAM»

Мониторинг стабильности сетевой инфраструктуры с использованием

мессенджера Telegram

Е.А. Верещагина, А.К. Рудниченко, Д.С. Рудниченко Дальневосточный федеральный университет, Владивосток

Аннотация: В данной работе описан опыт внедрения системы мониторинга стабильности сетевой инфраструктуры с использованием мессенджера Telegram в государственном учреждении. Представлен функционал системы и дальнейшие планы по её развитию. Описана тенденция к распространению мессенджера Telegram в обществе. Ключевые слова: Telegram, пинг, ping, мониторинг, инвентаризация, инфраструктура, сеть.

Зачастую в государственных учреждениях сетевая инфраструктура достаточно большая - покрывает несколько этажей, всё здание организации. Нередко бывает, что она распространяется на несколько зданий, формируя кампусную сеть организации. Таким образом, под управлением отдела информационных технологий может быть 400 компьютеров и более.

В целях обслуживания такого количества рабочих мест в организации используются разного рода управляемые коммутаторы, серверы 1С, серверы для терминальных сессий, файловые серверы и прочие. В связи с этим, не всегда возможно вручную определить, какой узел сети вышел из строя.

Определение доступности узла сети производится методом посыла запроса по протоколу ICMP. ICMP - сетевой протокол, входящий в стек протоколов TCP/IP, используется для передачи сообщений об ошибках, доступности или недоступности узла [1]. Стандартная утилита «ping» в операционной системе Windows использует ICMP протокол для отправки эхо-запросов узлу сети [1].

Мониторинг стабильности сетевой инфраструктуры с использованием мессенджера Telegram подразумевает использование следующих технологий [2]:

М Инженерный вестник Дона, №11 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nlly2020/6689

• сервер на базе операционной системы Windows (физический или виртуальный);

• программное обеспечение - сервер, разработанный на языке программирования C# с применением обфускации исходного кода [3].

• программное обеспечение - клиенты, разработанные на языке программирования C# с применением обфускации исходного кода [4, 5].

Проверка доступности узла сетевой инфраструктуры - это лишь часть функционала, планируемого к реализации. На данный момент в сети на устройствах под управлением операционной системы Windows уже используются специальные агенты, передающие на сервер по запросу следующие данные [6]:

• информация о процессорах, о нагрузке на центральный процессор;

• информация об оперативной памяти (в том числе свободной);

• информация о видеоадаптере;

• информация о жестких дисках, свободном месте на них;

• информация о службах Windows;

• информация о запущенных процессах;

• информация о пользователях в операционной системе.

В настоящее время распространено использование чат-ботов в мессенджере Telegram во всех сферах деятельности [7, 8]. На данный момент возможно узнать, например, прогноз погоды, либо купить товар в интернет-магазине. Их функционал неограничен по той причине, что программная часть чат-ботов может быть различна и ограничивается только лишь фантазией разработчика. Также чат-бот может быть разработан практически на любом языке программирования.

Чаще всего чат-боты Telegram делятся на следующие типы [9]:

• боты для общения с клиентами - отвечают на частые вопросы, распознавая их в диалоге с пользователем;

• боты-напоминатели - напоминают о записи к врачу, доставке, заказе товаров, продлении каких-либо услуг и т. д.;

• боты на базе веб-сервисов - служат для заказа такси, предоставления прогноза погоды, покупок в интернет-магазине и других услуг, связанных с онлайн-сервисами.

Таким образом, алгоритм мониторинга стабильности сетевой инфраструктуры с использованием мессенджера Telegram сводится к следующему алгоритму:

1. Сервер посылает эхо-запросы по протоколу ICMP, определяя доступность узла сети с ранее определённым интервалом времени (например, один раз в 30 секунд).

2. Если на узле сети установлена операционная система Windows, то сервер посылает запрос по протоколу TCP на получение информации с клиента.

3. Клиент отвечает на вопрос и передаёт служебную информацию на сервер.

4. Соединение по TCP закрывается. Сервер обрабатывает полученную информацию.

В случае отключения важного узла сети (например, управляющего коммутатора или сервера 1С) сервер мониторинга имеет функционал по уведомлению системного администратора посредством отсылки сообщения всем работникам отдела информационных технологий [10], как показано на рисунке 1.

Наблюдаемый хост отключен!

Имя: AD Controller 1 IP/NetBIOS: 192.168.0.10 Время: 10:24:12

Рис. 1. - Оповещение об отключенном узле сети Стоит отметить, что единичный эхо-запрос по протоколу 1СМР может дать ложную информацию о недоступности узла сети. Чтобы предотвратить это, система мониторинга при получении негативного ответа о доступности посылает повторные запросы в количестве 3 штук через 3, 6 и 10 секунд. Данная операция необходима, чтобы убедиться, что наблюдаемый узел сети действительно отключен, а не был ошибочно определён недоступным из-за ошибки эхо-запроса 1СМР.

В интерфейсе серверной части системы мониторинга инфраструктуры приведена таблица (рисунок 2), где отображены все узлы, для которых было включено наблюдение. Таким образом, системные администраторы в реальном времени могут наблюдать за происходящими изменениями на

экране монитора или телевизора.

Интернет н сеть Сервер 2 192.163,0.6 Up (check 12:27:24) Сервер 11 192.168.0.102 Up (check 12:27:25] Компьютер 3 192.168.0.152 Up (check 12:27:23] Компьютер 12 192.168.0.161 Up (check 12:27:30)

Интернет 8.8.8.3 Up (check 12:27:24] Сервер 3 192.163,0.7 Up (check 12:27:24] Сервер 12 192.168.0. L03 Down (check 12:27:27] Компьютер 4 192.168.0.153 Up (check 12:27:23] Компьютер 13 192.168.0.162 Up (check 12:27:30)

Cisco 192.163.0,3 Up (check 12:27:24] Сервер 4 192.163,0.10 Up (check 12:27:24] Бидеонаблюденне Компьютер 5 192.163.0,154 Up (check 12:27:23] Компьютер 14 192.163.0.163 Up (check 12:27:30]

Провайдер 1 212.46.211.23 Up (check 12:27:24] Сервер 5 192.163,0.146 Up (check 12:27:24] Регистратор 1 192.163.0.20 Up (check 12:27:27) Компьютер 6 192.163.0,155 Up (check 12:27:28] Компьютер 15 192.163.0.164 Up (check 12:27:30]

Провайдер 1 86.100.04,20 Up (check 12:27:24] Сервер 6 192.163,0.147 Up (check 12:27:24] Регистратор 2 192.163.0.21 Up (check 12:27:27) Компьютер 7 192.163.0,156 Down (check 12:27:30] Компьютер 16 192.163.0.165 Up (check 12:27:30]

Сервера Сервер 7 192.16S0.148 Up (check 12:27:24] Регистратор 3 192.168.0.26 Up (check 12:27:27] Компьютер В 192.168.0.157 Up (check 12:27:30] Принтеры

AD Controller 1 192.163.0,1 Up (check 12:27:24] Сервер 8 192.168,0.149 Down (check 12:27:25] Компьютеры в сети Компьютер 9 192.163.0,158 Up (check 12:27:30] Принтер 1 192.168.0.170 Up (check 12:27:30)

AD Controller 2 192.163.0,2 Up (check 12:27:24] Сервер 9 192.163,0.100 Up (check 12:27:25] Компьютер 1 192.163.0.150 Down (check 12:27:28] Компьютер 10 192.163.0,159 Up (check 12:27:30] Принтер 2 192.163.0.171 Up (check 12:27:30]

Сервер 1 192.163.0,5 Up (check 12:27:24] Сервер 10 192.163,0.101 Up (check 12:27:25] Компьютер 2 192.168.0.151 Up (check 12:27:23] Компьютер 11 192.163.0,160 Up (check 12:27:30] Принтер 3 192.163.0.172 Down (check 12:27:31)

Рис. 2. - Таблица с наблюдаемыми узлами сети В результате получения служебной информации с клиентской части системы мониторинга инфраструктуры, установленной на компьютерах под управлением операционной системы Windows, возможно получить другие не менее важные уведомления, например, о недостатке свободного места на системном жёстком диске (рисунок 3).

На системном диске кончается

IP/NetBIOS: BUH01 /192Л 68.0.231

Рис. 3. - Оповещение о свободном месте на жестком диске Использование мессенджера Telegram в качестве средства уведомления сотрудников отдела информационных технологий показало положительный результат на протяжении продолжительного времени работы. Кроме того, Telegram позволяет создавать кнопки прямо в диалоге с чат-ботом, что значительно упрощает получение дополнительной информации об узле сети, по поводу которого пришло уведомления [11].

В связи с положительным результатом внедрения мессенджера Telegram в государственном учреждении планируется расширять функционал системы. Так, с помощью мобильного устройства возможно намного эффективней проводить инвентаризацию активов отдела информационных технологий.

Стоит отметить, что использование чат-бота Telegram может оказать положительное воздействие при решении инцидентов, требующих технической поддержки. В данном случае чат-бот будет выступать в качестве

корпоративного решения ServiceDesk (техническая поддержка, обработка обращений пользователей).

Попытки создать собственную ServiceDesk-систему уже существуют на российском рынке [12]. Разработчики таких систем полностью реализуют их возможности в чат-ботах Telegram: приём, обработка, закрытие обращения. Кроме этого, пользователи через чат-бота могут узнать статус обращения в любой момент времени.

В настоящее время мессенджер Telegram не пользуется достаточно большим спросом среди всех слоёв населения. Большинство людей среднего возраста предпочитают мессенджер WhatsApp при общении как с близкими, так и с коллегами по работе. В связи с этим, использование мессенджера Telegram в государственных организациях на данный момент затруднительно. Тем не менее, его возможности позволяют решить довольно большой пласт задач в области информационных технологий, что в дальнейшем позволит упростить взаимодействие между пользователем и интерфейсом онлайн-сервиса.

Литература

1. Ping // Microsoft Docs. URL: docs.microsoft.com/ru-ru/windows-server/administration/windows-commands/ping (дата обращения: 07.12.2020).

2. Хостинг для бота в Телеграм - выбираем и размещаем // Все про Телеграмм. URL: stelegram.ru/faq/hosting-dlya-bota-v-telegram (дата обращения: 07.12.2020).

3. Клиент-серверное приложение на потоковом сокете TCP // Professor Web. URL: professorweb.ru/my/csharp/web/level3/3_2.php (дата обращения: 07.12.2020).

4. Telegram.Bot - .NET Client for Telegram Bot API // GitHub. URL: github.com/TelegramBots/Telegram.Bot (дата обращения: 07.12.2020).

5. Верещагина Е.А., Рудниченко А.К., Колесникова Д.С. Методы и особенности взаимодействия клиентов информационной системы с центром управления в целях мониторинга инфраструктуры предприятия // Инженерный вестник Дона, 2020, №5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N5y2020/6490.

6. Верещагина Е.А., Рудниченко А.К., Колесникова Д.С. Windows Management Instrumentation как способ мониторинга и аудита ИТ-инфраструктуры предприятия // Инженерный вестник Дона, 2019, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N8y2019/6125.

7. Рынок чат-ботов в цифрах и фактах. Инфографика // ПЛАС Журнал. URL: plusworld.ru/daily/tehnologii/403076-2/ (дата обращения: 07.12.2020).

8. Исследование аудитории Telegram 2019 // Telegram Analytics. URL: tgstat.ru/research (дата обращения: 07.12.2020).

9. Лучшие боты для Telegram // ОнЛайм Блог. URL: blog.onlime.ru/2018/09/07/best-telegram-bots/ (дата обращения: 07.12.2020).

10. Telegram API Methods // Telegram.org. URL: core.telegram.org/methods (дата обращения: 07.12.2020).

11. Introducing Bot API 2.0 // Telegram.org. URL: core.telegram.org/bots/2-0-intro (дата обращения: 07.12.2020).

12. Telegram бот службы поддержки // Okdesk. URL: okdesk.ru/blog/telegram-bot (дата обращения: 07.12.2020).

References

1. Ping. Microsoft Docs. URL: docs.microsoft.com/ru-ru/windows-server/administration/windows-commands/ping (accessed 12/07/2020).

2. Khosting dlya bota v Telegram - vybiraem i razmeshchaem [Hosting for a bot in Telegram - choose and place]. Vse pro Telegramm. URL: stelegram.ru/faq/hosting-dlya-bota-v-telegram (accessed 12/07/2020).

3. Klient-servernoe prilozhenie na potokovom sokete TCP [Client-server application on TCP streaming socket]. Professor Web. URL: professorweb.ru/my/csharp/web/level3/3_2.php (accessed 12/07/2020).

4. Telegram.Bot - .NET Client for Telegram Bot API. GitHub. URL: github.com/TelegramBots/Telegram.Bot (accessed 12/07/2020).

5. Vereshchagina E.A., Rudnichenko A.K., Kolesnikova D.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, №5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N5y2020/6490.

6. Vereshchagina E.A., Rudnichenko A.K., Kolesnikova D.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N8y2019/6125.

7. Rynok chat-botov v tsifrakh i faktakh. Infografika [The chatbot market in numbers and facts. Infographics]. PLAS Zhurnal. URL: plusworld.ru/daily/tehnologii/403076-2/ (accessed 12/07/2020).

8. Issledovanie auditorii Telegram 2019 [Telegram audience research 2019]. Telegram Analytics. URL: tgstat.ru/research (accessed 12/07/2020).

9. Luchshie boty dlya Telegram [The best bots for Telegram]. OnLaym Blog. URL: blog.onlime.ru/2018/09/07/best-telegram-bots/ (accessed 12/07/2020).

10. Telegram API Methods. Telegram.org. URL: core.telegram.org/methods (accessed 12/07/2020).

11. Introducing Bot API 2.0. Telegram.org. URL: core.telegram.org/bots/2-0-intro (accessed 12/07/2020).

12. Telegram bot sluzhby podderzhki [Telegram support bot]. Okdesk. URL: okdesk.ru/blog/telegram-bot (accessed 12/07/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.