специалиста в области образования. - Проблемы качества образования. Компе-тентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. // Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 69-78.).
9. Слесарев, Ю. В. Слагаемые нравственного компонента в профессиональной подготовке специалиста-менеджера [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 9. - С. 195-208.
10. Слесарев, Ю. В. Психолого-педагогическое исследование стилей руководства (содержание компонентов) у специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 6. - С. 323-331.
11. Слесарев, Ю. В. Сравнительный анализ общих, федеральных, социальных компетенций и компетентностей: структура и содержание [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 12. - С. 251-265.
12. Слесарев, Ю. В. Инновационные педагогические технологии в процессе формирования социальной компетентности и нравственности менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев, В. Б. Моисеев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 12.- С. 265-275.
УДК 65.95
Лихашерстная Юлия Олеговна
Начальник учебно-методического отдела, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, julijaolegovna@mail.ru, Набережные Челны
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Likasherstnaja Julija Olegovna
Head of Educative-Methodological department, Of Naberezhnye Chelny Commercial and Technological Institute, julijaolegovna@mail.ru, Naberezhnye Chelny
MONITORING OF SOCIAL ORDER FOR EDUCATIONAL SERVICES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Дмитрием Медведевым, названо совершенствование учительского корпуса. В рамках данного документа подчеркивается, что одним из стимулов способствующих совер-
шенствованию учительского корпуса является аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой [1]. Несомненно, что ведущую роль в повышении квалификации педагогов играют так называемые центры профессионального педагогического образования, при этом если раньше данную функцию выполняли лишь учреждения дополнительного профессионального образования, то в настоящее время в регионах формируются банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы.
Инициатива выбора программы, и образовательных учреждений предоставляется педагогу, который опирается при этом на собственные интересы и потребности.
Мотивацией выбора для повышения квалификации того или иного образовательного учреждения могут являться различные аспекты, но при этом весьма значительную роль в этом процессе будет играть соответствие предоставляемого учреждениями образовательного продукта собственным актуальным потребностям [2].
Реализация принципа удовлетворения потребителя предполагает по мнению Е. В. Кузнецовой, Л. Р. Ягудиной, создание системы взаимодействия учреждения дополнительного профессионального образования со своими потребителями, системы потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей [3; 4].
Институт непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны (ИНПО), являясь субъектом образовательной системы, так же призван выявлять и мобильно реагировать на социальный заказ образовательных услуг со стороны потребителей - педагогов города и региона. Для эффективной реализации функции сотрудниками лаборатории социальных исследований данной ИНПО было проведено ряд исследований в мониторинговом режиме, касающихся вопросов функционирования, определения основных направлений дальнейшего развития системы повышения квалификации, удовлетворенности педагогов качеством предоставляемых образовательных услуг
С сентября 2005 в ИНПО, в рамках мониторинга качества курсов повышения квалификации, проводились опросы слушателей всех курсов, организуемых в институте и педагогов, планирующих повышение квалификации, а так же экспертные опросы непосредственных заказчиков курсов повышения квалификации: директоров и заместителей директоров образовательных учреждений города для выявления запроса к курсам повышения квалификации [5].
В ходе этих опросов выяснялась оценка участниками курсов и экспертами качества повышения квалификации педагогов в ИНПО, изучались предложения, пожелания по совершенствованию системы курсовой подготовки работников образования. Результаты опросов помогли определить основные направления дальнейшего развития ИНПО как образовательного учреждения, созданного для удовлетворения социального заказа общества
на повышение профессионализма педагогических кадров. Представим в данной статье некоторые полученные результаты.
Учитывая мнения и пожелания слушателей коллектив института ведет постоянную работу над внедрением и совершенствованием форм организации повышения квалификации. Так по данным, полученным в первые годы мониторинга, по мнению опрошенных экспертов-руководителей образовательных учреждений и с точки зрения педагогов наиболее эффективными являлись такие формы повышения квалификации как курсы до 500 часов. С введением в институте зачетно-накопительной системы и появления возможности конструировать индивидуальный образовательный маршрут в последующие годы возросла популярность таких форм, как проблемные семинары (до 36 часов) и проблемные целевые курсы, организуемые и проводимые в несколько этапов. Помимо этого, принимая во внимание мнение, как самих слушателей, так и администрации образовательных учреждений их направивших, на базе института преимущественно организуются краткосрочные по времени курсы повышения квалификации продолжительностью 72 часа.
В последние годы наблюдается тенденция к росту среди педагогов такой формы повышения квалификации как самообразование. Если в 2005 году данную форму, как наиболее эффективную отмечали 20% опрошенных руководителей и лишь 4% опрошенных педагогов, в настоящее время мнение руководителей изменилось не существенно, но среди педагогов 30% выделяют самообразование как наиболее приемлемую для себя форму (табл. 1). На наш взгляд, это связано с возросшей компетентностью педагогов в области информационных технологий и их доступностью. В настоящее время мотивированные на саморазвитие педагоги имеют возможность реализовывать свои профессиональные потребности в сети Интернет.
Очевидно, что нет единого мнения респондентов по поводу организации повышения квалификации (табл. 1): так, по мнению большинства опрошенных руководителей наиболее оптимальна форма организации без отрыва от работы. Вместе с тем среди опрошенных педагогов предпочтение отдается курсовой подготовке с отрывом от работы с сохранением средней заработной платы.
Опрос по поводу желаемого результата обучения на курсах позволяет выявить не только запрос педагогов к курсам повышения квалификации, но и «скрыто» определить их мотивы к обучению. Как видно из таблицы (табл. 2), большинство опрошенных руководителей называют желательным результатом повышения квалификации овладение новыми методами и формами педагогической и управленческой работы, а личностные изменения педагогов (приобретение навыков межличностного общения, повышение общекультурного уровня) менее актуальны для руководителей. В тоже время для педагогов эти направления курсовой подготовкой имеют определенную ценность, которая судя по результатам мониторинга, только увеличилась.
Видимо в связи с многочисленными реформами, происходящими в сфере образования, повысилась значимость такого результата повышения квали-
фикации, как помощь в решении профессиональных затруднений педагогов, вызванных социально-педагогической ситуацией. Причем тот факт, что 95% педагогов заканчивающих курсы, называют его в качестве достигнутого результата курсов, подчеркивает актуальность выбранного и реализуемого на курсах содержания обучения.
Таблица 1 - Предпочтения форм организации повышения квалификации
Формы организации повышения квалификации Педагоги - слушатели КПК (выходной опрос) в % Эксперты в % Педагоги (планирующие повышение квалификации) в %
2005 2010 2005 2010 2005 2010
Курсы (от 72 до 144 часов) 74 75 47 75 75 80
Курсы повышения квалификации (более 144 часов) 50 24 27 20 25 27
Семинары в своей школе 15 45 27 52 10 25
Тематические семинары в институте 23 60 24 43 25 73
Самообразование 4 27 20 23 4 35
Следует отметить, что в роли социального института повышения квалификации выступают не только ИНПО, но и сами педагоги, и наш институт выполняет ко всему прочему и роль координатора профессионального взаимодействия.
Повышение требований к процедуре аттестации, запрос со стороны аттестующих органов формального подтверждения профессионального роста педагогов, изменили в последние годы отношение слушателей к возможности публичного выступления на курсах с сообщением. Если раньше данный результат повышения квалификации, был желателен, лишь для малого количества опрошенных, то сейчас практически половина участников курсов использует данную возможность для себя.
Однако, такой фактор как подготовка к аттестации и получение документа о повышении квалификации, пока еще является достаточно значимым (ср. 42%) среди желаемых результатов повышения квалификации педагогов. Таким образом, осознание неизбежности проверок, аттестации занимает отнюдь не последнее место среди причин, побуждающих учителей заниматься самообразованием и повышением квалификации.
Наибольший интерес со стороны, как руководителей курсов, так и педагогов, безусловно, вызывает содержание курсовой подготовки. В данном вопросе респонденты достаточно четко представляют темы и направления, ко -торые, по их мнению, являлись наиболее актуальными на курсах или которые необходимо включить в содержание курсов повышения квалификации.
Представим мнения участников опросов проводимых в 2010-2011 уч. году, классифицировав их по разделам учебного плана повышения квалификации.
Таблица 2. - Результат обучения на курсах
№ п/п Результат Заказ на результат курсов повышения квалификации Полученный результат
Эксперты в% Педагоги (планирующие повышение квалификации) в% Педагоги - слушатели КПК (выходной опрос) в%
2006 2010 2006 2010 2006 2010
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Повышение профессионального уровня 70 71 74 80 83 87
2 Овладение педагогами новыми формами и методами работы 80 85 80 85 75 82
3 Овладение педагогами методами самоанализа, самоконтроля 48 65 25 30
4 Решение профессиональных затруднений педагогов, вызванных социальнопедагогической ситуацией 43 63 83 68 95
5 Знакомство педагогов с последними научными достижениями в области своего предмета 32 39 45 50 45 78
6 Повышение общекультурного уровня педагогов 15 19 35 20 20 23
7 Приобретение навыков межличностного общения 15 13 35 26 15 20
8 Выстраивание профессионального общения педагогов с коллегами для обмена опытом 6 9 53 79 84 98
9 Изменения педагогов в личностном плане 3 6 45 55 53 75
Окончание таблицы
1 2 3 4 5 6 7 8
10 Встречи с учеными, авторами, издателями учебников и учебных и методических пособий 40 35 32 59
11 Выступление с сообщением, с последующим получением документа о распространении своего опыта на уровне региона. 15 65 35 45 16 52
12 Получение документа о повышении квалификации 50 51 43 40 40 35
13 Другое 0 0 0 0 0 0
Раздел «Нормативно-правовые основы образовательной деятельности»:
1. Законодательные акты в области образования - 77%
2. Трудовые отношения в образовании - 51%
3. Нормативное финансирование - 40%
4. Лицензирование и аккредитация деятельности образовательных учреждений - 33%
5. Нормативное сопровождение процедур ЕГЭ и Г(И)А - 20%
Раздел «Общество и образование»:
1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение - 70%
2. Федеральные государственные образовательные стандарты - 69%
3. Государственная политика в области образования - 34%
4. Программа развития образования в регионе - 31%
5. Национальная доктрина образования - 23%
Раздел «Психолого-педагогическая подготовка»:
1. Методы педагогической диагностики качества учебного процесса - 73%
2. Психологические особенности школьников, их учет при отборе содержания, форм и методов обучения - 37%
3. Приемы планирования и организации личного труда и труда школьников - 30%
4. Проблемы развития современной педагогики и психологии - 29%
5. Народная педагогика - 5%
Раздел «Область предмета (содержание, методика преподавания)»:
1. Подготовка к ЕГЭ и Г(И)А - 75%
2. Содержание и методика преподавания в условиях изменения государственной образовательной системы - 30%
3. Реализация содержания новых стандартов образования - 15%
4. Безотметочное обучение в начальной школе - 5%.
Раздел «Современные программы, педагогические технологии»:
1. Информационные технологии - 80%
2. Оценка качества образования, мониторинг обученности - 66%
3. Анализ и самоанализ результатов учебной деятельности - 50%
4. Инновационные программы - 48%
5. Педагогические технологии - 34%
6. Методы и формы обучения - 21%
Раздел «Правовые основы аттестации работников образования»:
1. Требования к квалификации работников - 54%
2. Тарифно-квалификационные характеристики - 50%
3. Изменения в процедуре аттестации - 40%
Кроме этого небольшой процент опрошенных (2%) высказали предложения включить в содержание программ повышения квалификации, по данному блоку следующие темы, касающиеся подготовки к аттестационному испытанию в форме компьютерного тестирования и знакомство с правилами оформления документации к аттестации.
Раздел «Экономика образования» (данный раздел включен в программу повышения квалификации руководителей и соответственно ответы в данном разделе только администрации образовательных учреждений):
1. Материальное стимулирование труда - 55%
2. Нормативное финансирование образовательных учреждений - 36%
3. Государственная политика финансирования образования - 30%
4. Экономические основы образовательной деятельности - 23%
5. Основы экономического анализа - 19%.
Таким образом, наиболее актуальными темами и вопросами для опрошенных являются (около 70% выборов): новое в законодательных актах в области образования; новые стандарты в системе образования; подготовка и проведение ЕГЭ и Г(И)А; использование информационных технологий в обучении; педагогическая диагностика качества учебного процесса, оценка и мониторинг качества образования.
Не приводя в данной статье результаты аналогичных опросов 2005 года, отметим лишь общие тенденции. Так относительно данных 2005 года заметно сместились ориентиры и потребности слушателей. Если раньше наиболее актуальными для руководителей и для педагогов были разные проблемы (вопросы нормативной базы образовательного процесса - для руководителей; инновационные технологии образования, новые методики обучения - для педагогов), а единственно общей актуальной темой являлось профильное и предпрофильное обучение, то сейчас все наиболее интересующие темы (см. выше) являются одинаково значимыми и для администрации образовательных учреждений и для рядовых педагогов, что на наш взгляд свидетельствует о единстве целей и задач всего педагогического коллектива образовательных учреждений.
Следует отметить, что наиболее актуальные темы, которые должны быть в содержании курсов в обязательном порядке, по мнению руководителей
образовательных учреждений, так же как и практически вся тематика содержания курсовой подготовки, называемая респондентами в ходе отсроченного опроса (т. е. заказ на последующее обучение), отражена в существующих программах курсов повышения квалификации. Данный факт свидетельствует о реализации приоритетных направлений повышения квалификации работников системы образования и опережающем характере курсовой подготовки в ИНПО.
Таким образом, учитывая социальный заказ руководителей и педагогов образовательных учреждений к системе повышения квалификации, их мнения учреждение дополнительного профессионального образования может повысить эффективность своей деятельности за счет ориентации на потребности слушателей курсов и их заказчиков к результату, корректировки содержательных блоков программ курсов и применения предпочитаемых слушателями форм их организации.
Главное, что нужно учитывать при формировании политики института - обучение в сети непрерывного педагогического образования должно, по возможности, носить опережающий характер. Другими словами, в рамках системы дополнительного профессионального образования желательно рассматривать не только проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в своей работе в настоящее время, но и прогнозировать развитие этих проблем, выявлять тенденции и давать рекомендации по их разрешению.
Библиографический список
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
2. Жуков, А. В. Специфика обучения взрослого как субъекта образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / А. В. Жуков, М. А. Ковардакова, С. Г. Новиков, Г. Б. Савхалов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 169-179.
3. Кузнецова, Е. В. Внутренний мониторинг качества реализации образовательных программ в вузе [Текст] / Е. В. Кузнецова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 37-44.
4. Ягудина, Л. Р. Удовлетворенность потребителей как показатель качества образования [Текст] / Л. Р. Ягудина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 8. - С. 205-213.
5. Закирова, Ю. О. Социальный заказ на образовательные услуги системы повышения квалификации педагогов // Ю.О.Закирова, О.Б. Компаниец // Материалы итоговой научно-методической конференции ИНПО. - Набережные Челны: Институт непрерывного повышения квалификации, 2005. - С. 21-26.