Научная статья на тему 'Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся основной школы'

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / MONITORING RESEARCH / EDUCATIONAL EFFECTIVENESS / SUBJECTS RESULTS / INTER-SUBJECT RESULTS / PERSONAL ACHIEVEMENTS / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ирина Ивановна

В статье раскрывается система внутреннего мониторинга за формированием универсальных учебных действий в основной школе как важнейшая задача управленческой деятельности. Приводятся примеры контрольно-методических срезов, которые позволяют достичь эффективного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of universal educational activities and students’ achievements in comprehensive schools

The article deals with the system of monitoring research of universal learning activities in secondary schools as a main task of the management activity. There are a lot of examples of controlling and methodological tests which can lead to effective results.

Текст научной работы на тему «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся основной школы»

1УДК 373.1 ББК 74.2

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

И. И. Борисова

В статье раскрывается система внутреннего мониторинга за формированием универсальных учебных действий в основной школе как важнейшая задача управленческой деятельности. Приводятся примеры контрольно-методических срезов, которые позволяют достичь эффективного результата.

Ключевые слова: мониторинговое исследование, результативность обучения; предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.

MONITORING OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AND STUDENTS' ACHIEVEMENTS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

I. I. Borisova

The article deals with the system of monitoring research of universal learning activities in secondary schools as a main task of the management activity. There are a lot of examples of controlling and methodological tests which can lead to effective results.

Keywords: monitoring research, educational effectiveness, subjects results, inter-subject results, personal achievements.

Современный этап развития образования характеризуется реализацией федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (далее - ФГОС), которые внесли кардинальные изменения в представление о целях образования, содержании образования и путях их реализации. Осуществление этих изменений предполагает выполнение задач, направленных на «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [1], а именно перехода к пониманию обучения как процесса подготовки учащегося к реальной жизни, готовности к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, прогнозу их возможных последствий, умению сотрудничать, отличаться мобильностью, динамизмом и быть готовым к быстрому переучиванию, так как многие знания, полученные учащимися, устаревают еще до того, как они завершат обучение и смогут ими воспользоваться, что ведет к серьезному снижению мотивации учебной деятельности.

В связи с тем, что приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающе-

го потенциала основного общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее - УУД) как собственно составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Достижение предметных и метапредмет-ных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООО), необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы ООО.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ООО должны учитываться сформированное^ предметных и метапредметных умений.

Однако до сих пор не изучен вопрос взаимосвязанного формирования УУД и предметных действий учащихся, которые реализуются через соответствующие метапредметные и предметные умения при изучении различных дисциплин.

Следует обратить внимание на то, что предлагаемая в новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований, для проведения которых необходимо владеть специальными диагностическими средствами.

На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются новые способы и организационные механизмы контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Разработка валидных измерителей для оценки УУД, которые сформированы нами в опоре на исследование В. И. Звонникова [2], потребовала создание контрольно-методических срезов и определения единых критериев оценки.

Для характеристики сформированности УУД у учащихся мы подготовили годовую циклограмму мониторингов, которая отражает информацию по следующим показателям: «сформированное^ предметных знаний», «метапредметных знаний» (УУД), «сформированность положительной мотивации». Первый показатель «сформированности предметных знаний» исследовался нами через мониторинг обученности по результатам выполнения контрольно-методических срезов (КМС) по предмету для определения уровня актуальных знаний; по качеству обученности для выявления «западающих» тем в изученном материале (три раза в год: сентябрь - входной контроль; декабрь - промежуточный; март - итоговый контроль). Данный мониторинг включает следующие задания.

1. Озаглавь текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.

2. Произведи синтаксический разбор последнего предложения первого абзаца: характеристика, разбор по членам предложения, по частям речи, схема.

3. Произведи морфологический разбор слова пелену.

4. Произведи морфемный разбор слова бескрайний.

5. Произведи фонетический разбор слова ягод_ и т.д.

По второму показателю - «сформированность метапредметных знаний» - критерий сформированности УУД у учащихся отслеживался нами через КМС по оценке уровня владения мыслительными действиями:

1. Анализ

1) Определите тему статьи № 116.

2) Сформулируйте основную мысль статьи.

2. Синтез

Стол, погода, девочка -_

Пушистый, белый, ветреный -_

Быстро, далеко, весной -_

3. Сравнение: сравните следующие части речи: глагол и наречие

Что общего_

В чем различие_

4. Логика

а) предмет существительное

действие предмета ?

? наречие

б) Как? Каким образом? наречие

образа действия Когда? Как долго? ?

? наречие причины

5. Выводы

а) докажите, что предложения параграфа представляю собой текст;

б) определите, в каком стиле написана статья, докажите.

Также в конце учебного года учащимся предлагается междисциплинарный тест на выявление уровня сформированности УУД.

Измерительный инструментарий (междисциплинарный тест) для УУД включает два компонента. Один из них - само измеряющее устройство, роль которого мы отводим тесту.

Второй компонент измерительного инструмента - заранее подготовленная шкала, которая служит для фиксации оценок (количественных или качественных) измеряемой переменой.

Мы определили перечень оцениваемых компонентов и максимальный балл за каждое задание (1 балл). Например, умение определять тему, идею текста; умение соотносить содержание текста с поставленным вопросом (выделение частного из общего); умение работать с различными формами записи числа (арифметические умения); умение определять географические координаты (умение работать с нетекстовой информацией) и т. д. В тест включены задания для проверки умений продуктивного уровня, связанных с применением знаний в незнакомой ситуации, творческими аспектами подготовки и преобразований условий поставленной перед учащимися задачи. Междисциплинарная работа предполага-

ет применение знаний и умений, полученных на различных предметах (русский язык, литература, математика, география, история).

За основу технологии оценивания была взята технология Н. Б. Фоминой [3], адаптированная и модифицированная под систему мониторинговых исследований, проводимых в школе согласно циклограмме.

Результативность выполнения мониторинговых исследований можно считать эффективной, если: РЕЗ > ИРВ, РЕЗ = ОЦ, УСВ > ИУСВ, УРВ > 100%, НЕУСП > ИНЕУП.

Результативность выполнения работы определяется по четырем уровням: высокий, хороший, достаточный, низкий. Оценки выставлены (объективно, необъективно), сильные учащиеся (справились с работой, не справились), учебные возможности учащихся (реализованы, не реализованы), работа со слабоуспевающими учащимися (проведена, не проведена). Уровень преподавания оптимальный, достаточный, критический, что дает возможность выявить проблемы в преподавании отдельных предметов (определяется по наименьшим оценочным показателям): сложность предме-

та, низкая профессиональная компетентность учителя, внедрение новой технологии, опытно-экспериментальная работа и т. д. (таблица).

Итоговая таблица накопительных оценок позволяет сделать вывод о качестве обученности класса и о результативности работы учителя-предметника с наибольшей полнотой, объективностью, конкретностью и достоверностью как по каждому обучающемуся, так и по классу, школе.

Для объективной характеристики показателя «сформированности метапредметных знаний (УУД)» критерия «сформированность УУД у учащихся» мы использовали тест ГИТ (для учащихся 5-х классов) и тест Р. Амтхаура [4] (для учащихся 7-9-х классов).

Для характеристики показателя «сформиро-ванность положительной мотивации учебной деятельности», использовался опросник Н. Г. Лускано-вой [5] и выделенные ею пять уровней учебной мотивации и тест Е. В. Васильевой [6] для учащихся 9-х классов, который позволяет определить предпочитаемые мотивы учебной деятельности.

Такой комплексный подход к изучению результативности работы каждого педагога, класса

Таблица

Результативность по методике Н. Б. Фоминой, %

КГ-5 Междисциплинарный тест Накопительная оценка

Начало года УУД русский язык УУД математика Обучен-ность по математике Обученность по русскому языку

ИРВ 72 72 72 72 72 72 57

РЕЗ 50 61 56 53 53 55

УСВ 21 35 32 32 30 30

ИУСВ 52 52 52 52 52 52 0

УРВ 66 80 73 69 69 71

НЕУСП 50 39 44 47 47 45

ИНЕУП 28 28 28 28 28 28 43

Качество 52 21 36 32 32 30 0

Успеваемость 100 72 82 89 80 83 83

Результативность низкая достаточная низкая низкая низкая низкая

Уровень с ИРВ критический критический критический критический критический критический

Объективность выставления объективны объективны объективны необъективны объектив-ны объективны

Работа со слабыми не проведена не проведена не проведена не проведена не проведена не проведена

Сильные учащиеся не справились не справились не справились не справились не справились не справились

Учебные возможности не реализованы не реализованы не реализованы не реализованы не реализованы не реализованы

и в целом школы позволяет администрации целенаправленно осуществлять управленческую деятельность по обеспечению целенаправленного формирования содержательных и процессуальных знаний в их единстве и взаимосвязи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. [Текст]. - М.: Логос, 2002. - 48 с.

2. Звонников, В. И. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетент-ностный подход) [Текст]: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2012. - 280 с.

3. Фомин, Н. Б. Оценка качества образования [Текст]: метод. пособие / Н. Б. Фомин. - Ч. 4. Новые способы оценивания учащихся. - М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2009. - 48 с.

4. Амтхауэр, Р. Тест структуры интеллекта (TSI) [Электронный ресурс] / Р. Амтхаур. -Режим доступа: http://vsetesti.ru/443/ (дата обращения: 16.05.2016).

5. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой [Электронный ресурс] / Г. Г. Лусканова // Блог социального педагога, психолога. - Режим доступа: http://mybloginfo.ru/psychoped/psychodiag noz/131-modificirovannyy-variant-ankety-shkolnoy-motivacii-ng-luskanovoy.html (дата обращения: 16.05.2016).

6. Васильева, Е. В. Методика изучения мотивации учения страшеклассников [Электронный ресурс] / Е. В. Васильева. - Режим доступа: http: //www. multikulti. ru/ Strategy/info/Strategy_ info_271.html (дата обращения: 16.05.2016).

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим досту-

па: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3GaDM5 6Jd2 (дата обращения: 16.05.2016).

8. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

REFERENCES

1. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovani-ya na period do 2020 g. Moscow: Logos, 2002. 48 p.

2. Zvonnikov V. I., Chelyshova M. B. Otsenka kachestva rezultatov obucheniya pri attestatsii (kompetentnostnyy podkhod): ucheb. posobie. Moscow: Logos, 2012. 280 p.

3. Fomin N. B. Otsenka kachestva obrazovaniya: metod. posobie. Part 4. Novye sposoby ot-senivaniya uchashchikhsya. Moscow: UTs PERSPEKTIVA, 2009. 48 p.

4. Amtkhauer R. Test struktury intellekta (TSI). Available at: http://vsetesti.ru/443/ (accessed: 16.05.2016).

5. Modifitsirovannyy variant ankety shkolnoy mo-tivatsii N. G. Luskanovoy. Blog sotsialnogo ped-agoga, psikhologa. Available at: http://myblog-info.ru/psychoped/psychodiagnoz/ 131-modi-ficirovannyy-variant-ankety-shkolnoy-motiva-cii-ng-luskanovoy.html (accessed: 16.05.2016).

6. Vasilyeva E. V. Metodika izucheniya motivatsii ucheniya strasheklassnikov. Available at: http:// www.multikulti.ru/Strategy/info/Strategy_ info_271.html (accessed: 16.05.2016).

7. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g. (utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 17 noyabrya 2008 No. 1662-r). Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/194365/#ixzz 3GaDM56Jd2 (accessed: 16.05.2016).

8. Federalnyy gosudarstvennyy standart osnovno-go obshchego obrazovaniya. M-vo obrazovaniya i nauki RF. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 48 p. (Standarty vtorogo pokoleniya).

Борисова Ирина Ивановна, директор средней общеобразовательной школы № 17 г. Липецка e-mail: Irin-borisov@yandex.ru

Borisova Irina I., Head-mistress, Comprehensive school No. 17, Lipetsk e-mail: Irin-borisov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.