Научная статья на тему 'Мониторинг результатов реализации федеральных целевых инновационных программ'

Мониторинг результатов реализации федеральных целевых инновационных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ (ФЦП) / СИСТЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / FEDERAL TARGET PROGRAM (FTP) SYSTEM PERFORMANCE / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торосян С. Г.

В статье рассматриваются принципы построения системы мониторинга федеральных целевых инновационных программ. Основное внимание уделено формированию системы показателей, применяемой в качестве индикаторов реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 -2012 годы», ее подпрограмм и входящих в них проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING PROGRESS IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGETED INNOVATIVE PROGRAMS

The article discusses the principles of constructing a monitoring system of federal targeted innovative programs. The focus is on building a system of indicators, used as indicators of the federal target program «Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for years 2007 2012», its routines and their constituent projects.

Текст научной работы на тему «Мониторинг результатов реализации федеральных целевых инновационных программ»

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Торосян С.Г., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

В статье рассматриваются принципы построения системы мониторинга федеральных целевых инновационных программ. Основное внимание уделено формированию системы показателей, применяемой в качестве индикаторов реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 -2012 годы», ее подпрограмм и входящих в них проектов.

Ключевые слова: мониторинг, федеральные целевые программы (ФЦП), системные показатели.

MONITORING PROGRESS IN THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL TARGETED INNOVATIVE PROGRAMS

Torosyan S., The applicant, FAOU DPO GASIS

The article discusses the principles of constructing a monitoring system of federal targeted innovative programs. The focus is on building a system of indicators, used as indicators of the federal target program «Research and development on priority directions of scientific-technological complex of Russia for years 2007 - 2012», its routines and their constituent projects.

Keywords: monitoring, federal target program (FTP) system performance.

программ базируется на использовании следующих основных принципов:

1. Для анализа следует отбирать только ту информацию, которая действительно может определять будущую результативность инновационной целевой программы.

2. Все текущие и перспективные данные, на основе которых планируется проведение мониторинга, должны быть использованы в качестве основных показателей мониторинга.

3. Все отдельные блоки информации, отобранные для мониторинга ФЦП, должны быть связаны между собой четкой логической схемой, завершающейся прогнозированием будущих рыночных условий и соответствующей результативностью программы.

4. Содержание рыночного анализа должно сводиться к обсуждению факторов, составляющих основные соотношения для определения эффективности реализации целевых программ.

Опираясь на накопленный отечественный и зарубежный опыт, при формировании информационных массивов для целей мониторинга следует руководствоваться следующими основными принципами:

1. Объем и степень детализации информации должны быть адекватны задачам мониторинга, т.е. в информационный массив следует включать только «рабочую», то есть минимально необходимую и достаточную для целей мониторинга рынка недвижимости информацию.

2. Информационный массив должен быть структурирован таким образом, чтобы обеспечивать поддержку широкого спектра аналитических функций.

Идея данного принципа состоит в том, что задание на разработку информационных массивов и их структуризацию должны ставить профессиональные аналитики, имеющие представление о спектре информации, необходимой и достаточной для реализации аналитической функции. Если информационный массив изначально формируется без ориентации на основную аналитическую функцию, его использования для целей анализа дает примитивные результаты, не отвечающие потребностям сегодняшнего рынка.

3. Информационный массив должен быть структурирован по типу реализуемых подпрограмм и проектов, составу передаваемых прав, степени достоверности информации.

4. Информационный массив должен быть структурирован таким образом, чтобы имелась возможность адекватно и однозначно идентифицировать объекты мониторинга, а также выполнять его сегментирование по любому элементу структуры.

Смысл двух приведенных принципов достаточно прост. Качество мониторинга и аналитической работы зависят от качества структуры информационного массива, то есть от форматов, в которых описываются результаты реализации инновационных целевых программ.

5. Информационный массив должен постоянно обновляться. Соблюдение выделенных принципов обеспечивает формирование гибкой системы мониторинга, способствующей комплексно-

На сегодняшний день отправной точкой целеполагания при формировании и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) является вклад каждой программы в выполнение задач инновационного развития российской экономики, которые зафиксированы на заданный период. Планирование мероприятий и последующая оценка их выполнения проводится в разрезе направлений перехода российской экономики на инновационный тип развития. Тем самым, каждая ФЦП по мере ее исполнения анализируется только с точки зрения вклада результатов ее мероприятий в общую оценку эффекта.

Анализ ФЦП, у которых имеется более одного государственного заказчика, позволяет сделать вывод о том, что участие в их реализации различных ведомств сводится к «освоению» средств, закрепленных за ними в федеральном бюджете. Отсутствие механизма целевой концентрации и эффективного распределения потоков финансовых ресурсов на реализацию программных мероприятий приводит во многих случаях к невозможности контроля за их использованием и ведет к распылению средств и их нецелевому использованию. Следовательно, эффективная реализация ФЦП может осуществляться только при концентрации финансовых ресурсов и централизации ответственности за их формирование и использование, что предполагает закрепление за одним органом полномочий по формированию и распределению потоков финансовых средств, направляемых на реализацию программных мероприятий. Все остальные ведомства, участвующие в реализации ФЦП, должны иметь статус исполнителей конкретных проектов или блоков программы. Учитывая это, требует совершенствования система мониторинга, которая представляет собой разработанный механизм осуществления постоянного наблюдения за важнейшими текущими результатами реализации всех инновационных программ.

Основной целью разработки системы является своевременное обнаружение отклонений от утвержденного плана мероприятий и бюджета целевых инновационных программ, вызывающих снижение эффективности их реализации; анализ причин, вызвавших эти отклонения, и разработка предложений по соответствующей корректировке отдельных мероприятий с целью нормализации и повышения эффективности реализации целевой программы.

Основой системы мониторинга является информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

Ключевой для системы мониторинга является информация о степени управляемости объекта наблюдения, т.е. информационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего контроля определяется по таким критериям, как достаточность, достоверность, своевременность, аналитичность.

Построение системы мониторинга целевых инновационных

му и своевременному анализу процесса реализации целевых программ и принятию управленческих решений инновационного характера.

В разрезе каждой программы формируется конкретный перечень наиболее важных оценочных индикаторов, на основе которого разрабатывается алгоритм расчета каждого из них на основе привлекаемых информативных показателей.

Исходя из периодичности календарного плана и бюджета реализации программы, формируется периодичность проведения мониторинга. Применительно к ФЦП инновационного характера минимальный период наблюдения должен составлять 3 месяца. В процессе анализа основных причин, вызвавших отклонение фактических результатов от запланированных в первую очередь выделяются те показатели, по которым наблюдаются «критические отклонения» от календарного плана или бюджета. В качестве критерия «критических отклонений» может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по оперативному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду и 10 и более процентов - по квартальному. По каждому «критическому отклонению», а при необходимости и по менее значимым размерам отклонений наиболее важных показателей, должны быть выявлены вызвавшие их причины. Если таких причин несколько, их влияние должно быть изучено, например, с помощью многофакторной модели корреляции.

Выявление резервов и возможностей нормализации хода реализации отдельных стратегий инновационного развития осуществляется в разрезе отдельных функциональных блоков с изучением возможностей по нормализации. В качестве одной из таких возможностей может быть рассмотрено использование финансового резерва бюджета.

Если возможности нормализации ограничены, т.е. не могут привести к нормализации в полном объеме или вообще отсутствуют, завершающим этапом мониторинга является обоснование предложений по соответствующей корректировке основных документов текущего планирования - календарного плана и бюджета.

Организация эффективно функционирующей системы мониторинга - это сложный многоступенчатый процесс. Исходя из этого, необходимо определение в соответствии со стратегическими целями системы контролирующих параметров, при этом учитываются следующие требования:

а) использование ограниченного объема показателей (целесообразно включение только целеориентированных параметров);

б) обеспечение многофункциональной оценки результатов реализации програамы;

в) динамизм и перспективность индикаторов;

г) обеспечение возможности раннего предупреждения наступления событий;

д) сравнимость параметров (во временных интервалах, межотраслевых и других видах сравнений).

В общей конфигурации система управления подконтрольными параметрами состоит из двух основных блоков.

1. Блок сравнительного анализа фактических значений параметров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и последствий отклонений.

2. Блок выявления взаимосвязи и взаимозависимости между полученными отклонениями по контролируемым параметрам и конечным результирующим показателям реализации ФЦП.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей инвестиционной деятельности и системы показателей текущих планов и бюджетов. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения системы мониторинга. Принципиальная система действий в этом случае заключается в трех алгоритмах:

а) «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.

б) «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов инновационной программы и отдельных инновационных проектов. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы внутренних резервов и другие.

в) «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов целевой инновационной про-

Таблица 1. Индикаторы реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»

Наименование индикатора Ед. изм. 2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий млрд. рублей 5-6 13-14 19-20 25-26 34-36 46-48

2. Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции млрд. рублей 1 - 1.5 3 - 3.5 5 - 6 7 - 8 9 - 10 14 - 15

3. Объем привлеченных внебюджетных средств млрд. рублей 5 - 5.5 6.5 - 7 8 - 8.5 10 - 10.5 13 - 13.5 16.5 - 17

4. Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства млрд. рублей 14 - 14.5 18 - 18.5 23 - 23.5 23 - 23.5 37.5 - 38 47.5 - 48

5. Количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации единиц 5 - 6 16 - 18 19 - 20 21 - 22 28 - 30 38 - 40

6. Количество внедренных передовых коммерческих технологий единиц 1 1-2 2 1 1-2 2

7. Количество внедренных критических технологий, по которым РФ имеет мировой приоритет единиц 0 - 1 1 1 1 1-2 1-2

8. Количество новых организаций, обладающих приборной базой мирового уровня единиц 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2 1-2

9. Количество новых рабочих мест для высококвалифицированных работников тыс. рабочих мест 2.5 - 3 3.5 - 4 4.5 - 5 6 - 7 8 - 9 12 - 13

10. Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок тыс. 1.5 - 2 2 - 2.5 2.5 - 3 3.5 - 4 4.5 - 5 6 - 7

граммы ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении от дельных производственных, инвестиционных и финансовых операции и даже реализации отдельных инновационных проектов.

Использование системы мониторинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления реализацией ФЦП инновационного характера, поскольку высокая неопределенность инновационных проектов существенно влияет на степень достижения целевых ориентиров их осуществления.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что основой формирования системы мониторинга является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить появление и сложность проблемы.

Методическая проблема разработки мониторинга реализации ФЦП инновационного характера заключается, прежде всего, в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: экономический анализ, анализ документов и статистических показателей. Исходя из условий развития современной экономики, предлагается дополнить эту систему «мягкими» (нефор-

мализованными) методами: наблюдением, самоанализом, опросом. В их основе лежит:

• наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых показателей, характеризующих его состояние;

• регулярные повторные «замеры», проводимые с помощью стандартных процедур;

• оценки ситуаций и объектов, даваемые в стандартной форме.

Другой важной проблемой, решаемой в мониторинге, является

обеспечение непротиворечивости получаемой из разных источников информации. Показатели, взятые из опроса экспертов и другие «мягкие» показатели, сопоставляются, взаимодополняются и сравниваются с официально утвержденными формами отчетности. Это позволяет получать полное представление о результатах реализации целевой программы и сравнивать их с уровнем решаемости поставленных задач в национальном, региональном и отраслевом аспекте.

При проведении мониторинга возникает необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, в отношении программы в целом и отдельных ее составляющих. Объектами наблюдения в мониторинге выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации ФЦП, их взаимосвязи и взаимодействия.

Таблица 2. Система показателей для квартального направлениям развития научно-технологического

мониторинга реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным комплекса России на 2007 - 2012 годы»

Мониторируемые показатели Ожидаемое (плановое) значение показателя Положительн ое отклонение Отрицательн ое «допустимое» отклонение Отрицательное «критическое» отклонение

Объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий Рост на 9 % Растет более чем на 10 % Темп роста менее 9 % Падает более чем на 10%

Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции Рост на 30 % Растет более чем на 30 % Темп роста менее 20 % Падает более чем на 10%

Объем привлеченных внебюджетных средств Рост на 30 % Растет более чем на 30 % Темп роста менее 20 % Падает более чем на 10%

Дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки, в том числе внебюджетные средства Рост на 30 % Растет более чем на 30 % Темп роста менее 20 % Падает более чем на 10%

Количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации Рост на 40 % Растет более чем на 40 % Темп роста менее 20 % Неизменен

Количество внедренных передовых коммерческих технологий Рост на 25 % Растет более чем на 25 % Темп роста менее 15 % Неизменен

Количество внедренных критических технологий, по которым РФ имеет мировой приоритет Рост на 25 % Растет более чем на 25 % Темп роста менее 15 % Неизменен

Количество новых организаций, обладающих приборной базой мирового уровня Рост на 15 % Растет более чем на 15 % Темп роста менее 10 % Неизменен

Количество новых рабочих мест для высококвалифицированных работников Рост на 25 % Растет более чем на 25 % Темп роста менее 15 % Неизменен

Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению исследований и разработок Рост на 25 % Растет более чем на 25 % Темп роста менее 15 % Неизменен

Принимаемые мероприятия Продолжить мониторинг в соответствии с выделенными целевыми ориентирами В случае значительных отклонений пересмотреть систему мониторинга Ужесточить мониторинг Устранить отклонение, если это невозможно скорректироват ь (прекратить) реализацию отдельных мероприятий, проектов, подпрограмм

Специфика предлагаемого нами мониторинга реализации ФЦП заключается в его опоре на систему показателей, применяемую в качестве индикаторов реализации программы, ее подпрограмм и входящих в них проектов.

Данный способ организации управленческой деятельности обладает следующими преимуществами:

• дает возможность оперативно собирать, накапливать информацию;

• позволяет в сжатые сроки анализировать полученные данные и оценивать процесс управления ФЦП;

• обеспечивает интеграцию, координацию и взаимодействие всех участников ФЦП.

Таким образом, мониторинг предполагает сбор информации, ее комплексную оценку и прогноз по стабильной системе показателей.

Учитывая особенности реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» и выделенные индикаторы ее реализации (табл. 1) предлагается следующая система показателей для мониторинга ее реализации, представленная в табл. 2.

Сформированная таким образом система мониторинга позволит не только определить проблемные участки реализации ФЦП, но и выявить резервы ресурсов и минимизировать вероятность неопределенности при выполнении ФЦП инновационного характера. Разрабо-

танная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей, стратегий инновационного развития и в других необходимых случаях.

Таким образом, разработанные процедурный регламент и методический инструментарий формирования эффективного механизма реализации федеральных целевых инновационных программ призваны, с одной стороны, обеспечить сохранение и наращивание производственного и научно-технического потенциала экономики, а с другой, - эффективность осуществляемых в рамках инновационных программ мероприятий.

Литература:

1. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 93, от 26.05.2008

№ 392)

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации

3. «Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды» (доклад Правительства Президенту Российской Федерации) // Инновации. 2001. №3.

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРЕССЫ

Тихонова Г.П., соискатель РЭА имени Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются основные аспекты продвижения печатной прессы, раскрыты особенности применения методов продвижения в зависимости от типов издания, определены основные инструменты продвижения, используемые печатными СМИ.

Ключевые слова: маркетинг, реклама, печатные СМИ, продвижение, периодическое издание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TO THE QUESTION ABOUT THE FEATURES OF PROMOTION OF THE PERIODICAL MEDIA

Tikhonova G., the competitor of the Russian Plekhanov Academy of Economics

In the article examines the main aspects ofpromoting the mass-media, the features of the application of methods of _promotion, depending on the type of publication, identified the basic tools used to promote traditional media

Keywords: marketing, advertising, promotion, mass-media, periodical publication.

В условиях постоянно изменяющейся рыночной экономики и негативных последствий экономического кризиса, периодическая печатная пресса испытывает ряд проблем и затруднений в области привлечения, и удержания внимания читателя, а также сбыта продукции, что сказывается на деятельности рынка прессы в целом и способствует осознанию издателями необходимости обратить пристальное внимание на возможности маркетинга и продвижения.

Продвижение на рынке печатных СМИ можно охарактеризовать как, совокупность средств и методов, при помощи которых информация о товаре/услуге, в данном случае о печатном издании, доводится до потребителя, и мер по стимулированию для убеждения покупателя в необходимости покупки этого товара.

В то же время, комплекс продвижения представляет собой коммуникационную программу, сочетающую в себе средства рекламы, связей с общественностью, директ-маркетинга, стимулирования сбыта и личных продаж.

Для рынка СМИ, учитывая его тенденции, характерно то, что каждое издание стремится отличиться и подчеркнуть свою специфику, а четко структурированное продвижение издания, профессионально выстроенная схема действий, дают возможность не затеряться в огромном потоке печатной продукции[1], и наиболее быстро и эффективно донести нужную информацию до нужного потребителя.

Также, при продвижении издания необходимо помнить, что успех или поражение издания определяет только читатель, ведь именно он выбирает какую газету читать, какой журнал покупать, тем самым, определяя судьбу конкретного СМИ.

Заметим, что наибольшую роль реклама и связи с общественностью (PR) играют на стадиях первоначального ознакомления и проявления интереса со стороны потребителей к дополнительной информации. На стадиях благорасположения и предпочтения возрастает роль

персональной продажи, подкрепленной рекламой. На стадиях убежденности и совершения покупки главная роль отводится стимулированию сбыта и персональной продаже[2].

Для традиционных печатных СМИ наиболее эффективными и часто используемыми методами являются: реклама, средства PR и стимулирование сбыта. Более подробно классификация основных инструментов комплекса продвижения рассмотрена в табл.1

Отметим, что, по мнению автора, использование инструментов продвижения зависит от вида печатного издания. Издания развлекательного и общеделового характера (Ь2с) применяют для своего продвижения традиционные СМИ. А именно: рекламу на телевидении, радио, печатную и наружную рекламу. Более наглядно эта зависимость представлена на рис.1

Специализированные деловые издания (Ъ2Ъ) в свою очередь, используют для продвижения своего издания средства прямого маркетинга, PR и немного рекламу. Использование остальных инструментов продвижения не целесообразно, поскольку высокая цена за издание и ограниченная определенным критерием целевая аудитория диктуют определенные условия взаимодействия между узкоспециализированным изданием и его читателем.

Реклама на ТВ и радио, как правило, позволяет рекламному сообщению проинформировать большое количество потенциальных читателей, но с другой стороны затраты не всегда соответствуют полученному эффекту.

Реклама изданий в печатных СМИ представляет собой такие варианты:

• издание рекламирует «само себя», печатая на страницах своего издания анонс следующего номера.

• издание размещает рекламное сообщение на страницах изданий-партнеров, как правило, принадлежащих одному издательству или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.