Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. ЧАСТЬ 1'

МОНИТОРИНГ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ / НАГРАДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ НАГРАДА / ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАГРАДНОЕ ПРАВО / МОНИТОРИНГ НАГРАДНОГО ПРАВА / ПООЩРИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанов П. А.

Цель: оценка состояния правового регулирования наградных отношений в субъектах Российской Федерации и выработка мер по его систематизации и совершенствованию.Методы: основными методами проведенного исследования являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, экстраполяция и основанные на них частноправовые методы познания наградных отношений, используемые в отечественной теории права и государства.Результаты: на основании анализа более чем 500 нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации систематизированы знания о правовом регулировании наградных отношений в регионах России, выявлена специфика правового регулирования формирования и применения системы высших официальных (государственных) региональных наград субъектов Российской Федерации - отсутствие единообразия в учреждении региональных наград, их иерархии и процедурах награждения ими, что свидетельствует о необходимости систематизации регионального наградного права. Систематизирующим элементом наградного права в субъектах Российской Федерации может выступить принятие их законодательными органами комплексных (базовых) законов о наградах, в которых бы последовательно излагались вопросы учреждения региональных наград, их иерархия, виды, процедуры представления к ним и награждения, а также полномочия региональных органов по реализации этих законов. Территориальные рамки исследования ограничены Российской Федерацией по состоянию на 30 сентября 2022 г., до вхождения в ее состав Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в которых учреждены собственные региональные награды. Временные рамки мониторингового исследования ограничены периодом с 1991 года по 10 февраля 2023 г.Научная новизна: впервые в российской юридической науке проведено мониторинговое исследование наградного права всех субъектов Российской Федерации, позволяющее оценить качество правового регулирования наградных отношений в российских регионах и при необходимости совершенствовать систему региональных наград и иных поощрений за позитивное правомерное поведение.Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при совершенствовании регионального наградного законодательства, учреждению официальных региональных наград и систематизации правового регулирования наградных отношений. Выводы проведенного исследования позволяют устранить имеющиеся противоречия между нормами наградного права и нормами иных нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF LEGAL REGULATION OF AWARD RELATIONS IN THE RUSSIAN REGIONS. PART 1

Objective: to assess the state of legal regulation of award relations in the Russian Federation subjects and to develop measures for its systematization and improvement.Methods: the main methods of the conducted research are general scienti c methods of cognition: analysis, synthesis, comparison, extrapolation, and specic-legal methods of cognition of award relations based on them, used in the Russian theory of law and the state.Results: based on the analysis of more than 500 normative legal acts of the Russian Federation subjects, knowledge about the legal regulation of award relations in the Russian regions was systematized; speci city of the legal regulation related to the formation and application of the system of the highest of cial (state) regional awards of the Russian subjects was revealed, namely: the lack of uniformity in the establishment of regional awards, their hierarchy and procedures for awarding them, which indicates the need for systematization of regional award law. Assumingly, the systematizing element of award law in the Russian subjects is the adoption by their legislative bodies of complex (basic) laws on awards, which would consistently set out the issues of the regional awards establishment, their hierarchy, types, procedures for recommending and awarding with them, as well as the powers of regional bodies to implement these laws.The territorial scope of the study is limited to the Russian Federation as of September 30, 2022, before the Donetsk People’s Republic, Luhansk People’s Republic, Zaporozhye and Kherson regions, which established their regional awards, became part of it. The time frames of the monitoring study are limited to the period from 1991 to February 10, 2023.Scienti c novelty: for the rst time in Russian legal science, a monitoring study of the award law of all subjects of the Russian Federation was conducted, which allows assessing the quality of legal regulation of award relations in the Russian regions and, if necessary, improving the system of regional awards and other incentives for positive lawful behavior.Practical signi cance: the results obtained can be used in the law-making activities of state authorities of the Russian Federation subjects in improving regional award legislation, establishing of cial regional awards and systematizing the legal regulation of award relations. The conclusions of the conducted research enable to eliminate contradictions between the norms of award law and the norms of other regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ. ЧАСТЬ 1»

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Научная статья DOI: 10.21202/2782-2923.2023.1.120-134

УДК 06.068:342:349.2(470+571)

П. А. КАБАНОВ1

1 Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова, г. Казань, Россия

мониторинг правового регулирования наградных отношений в российских регионах. часть 1

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, доцент,

директор НИИ противодействия коррупции, Казанский инновационный университет

имени В. Г. Тимирясова

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2964-004X

Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-7776-2015

eLIBRARY ID: SPIN-код: 5342-0391, AuthorlD: 333638

Аннотация

Цель: оценка состояния правового регулирования наградных отношений в субъектах Российской Федерации и выработка мер по его систематизации и совершенствованию.

Методы: основными методами проведенного исследования являются общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, экстраполяция и основанные на них частноправовые методы познания наградных отношений, используемые в отечественной теории права и государства.

Результаты: на основании анализа более чем 500 нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации систематизированы знания о правовом регулировании наградных отношений в регионах России, выявлена специфика правового регулирования формирования и применения системы высших официальных (государственных) региональных наград субъектов Российской Федерации - отсутствие единообразия в учреждении региональных наград, их иерархии и процедурах награждения ими, что свидетельствует о необходимости систематизации регионального наградного права. Систематизирующим элементом наградного права в субъектах Российской Федерации может выступить принятие их законодательными органами комплексных (базовых) законов о наградах, в которых бы последовательно излагались вопросы учреждения региональных наград, их иерархия, виды, процедуры представления к ним и награждения, а также полномочия региональных органов по реализации этих законов. Территориальные рамки исследования ограничены Российской Федерацией по состоянию на 30 сентября 2022 г., до вхождения в ее состав Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в которых учреждены собственные региональные награды. Временные рамки мониторингового исследования ограничены периодом с 1991 года по 10 февраля 2023 г.

Научная новизна: впервые в российской юридической науке проведено мониторинговое исследование наградного права всех субъектов Российской Федерации, позволяющее оценить качество правового регулирования наградных отношений в российских регионах и при необходимости совершенствовать систему региональных наград и иных поощрений за позитивное правомерное поведение.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при совершенствовании регионального наградного законодательства, учреждению официальных региональных наград и систематизации правового регулирования наградных отношений. Выводы проведенного исследования позволяют устранить имеющиеся противоречия между нормами наградного права и нормами иных нормативных правовых актов.

Ключевые слова: теоретико-исторические правовые науки, награда, региональная награда, почетное звание, правовое регулирование, наградное право, мониторинг наградного права, поощрительное право

© Кабанов П. А., 2023 © Kabanov P. A., 2023

ш

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (https:// creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

Как цитировать статью: Кабанов П. А. Мониторинг правового регулирования наградных отношений в российских регионах. Часть 1 // Russian Journal of Economics and Law. 2023. Т. 17, № 1. С. 120-134. DOI: 10.21202/2782-2923.2023.1.120-134

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

The scientific article

P. A. KABANOV1

1 Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

MONiTORiNG OF LEGAL REGULATiON OF AWARD RELATiONS

iN the Russian regions. part 1

Pavel A. Kabanov, Doctor of Law, Associate Professor, Doctor of Law, Professor, Director

of Scientific-Research Institute for Corruption Counteraction, Kazan Innovative University

named after V. G. Timiryasov

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2964-004X

Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-7776-2015

eLIBRARY ID: SPIN-Kog: 5342-0391, AuthorID: 333638

Abstract

Objective: to assess the state of legal regulation of award relations in the Russian Federation subjects and to develop measures for its systematization and improvement.

Methods: the main methods of the conducted research are general scientific methods of cognition: analysis, synthesis, comparison, extrapolation, and specific-legal methods of cognition of award relations based on them, used in the Russian theory of law and the state.

Results: based on the analysis of more than 500 normative legal acts of the Russian Federation subjects, knowledge about the legal regulation of award relations in the Russian regions was systematized; specificity of the legal regulation related to the formation and application of the system of the highest official (state) regional awards of the Russian subjects was revealed, namely: the lack of uniformity in the establishment of regional awards, their hierarchy and procedures for awarding them, which indicates the need for systematization of regional award law. Assumingly, the systematizing element of award law in the Russian subjects is the adoption by their legislative bodies of complex (basic) laws on awards, which would consistently set out the issues of the regional awards establishment, their hierarchy, types, procedures for recommending and awarding with them, as well as the powers of regional bodies to implement these laws.

The territorial scope of the study is limited to the Russian Federation as of September 30, 2022, before the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions, which established their regional awards, became part of it. The time frames of the monitoring study are limited to the period from 1991 to February 10, 2023. Scientific novelty: for the first time in Russian legal science, a monitoring study of the award law of all subjects of the Russian Federation was conducted, which allows assessing the quality of legal regulation of award relations in the Russian regions and, if necessary, improving the system of regional awards and other incentives for positive lawful behavior. Practical significance: the results obtained can be used in the law-making activities of state authorities of the Russian Federation subjects in improving regional award legislation, establishing official regional awards and systematizing the legal regulation of award relations. The conclusions of the conducted research enable to eliminate contradictions between the norms of award law and the norms of other regulatory legal acts.

Keywords: Theoretical-historic legal sciences, Award, Regional award, Honorary title, Legal regulation, Award law, Monitoring of award law, Incentive law

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (https://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

For citation: Kabanov, P. A. (2023). Monitoring of legal regulation of award relations in the Russian regions. Part 1. Russian Journal of Economics and Law, 17(1), 120-134. (In Russ.). DOI: 10.21202/2782-2923.2023.1.120-134

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

Введение

Государственное стимулирование позитивной активности населения и юридических лиц в Российской Федерации с использованием норм наградного права - это устоявшаяся многовековая традиция системы управления российским государством и обществом, направленная на повышение их эффективности путем поощрения достойных за достигнутые результаты. В процессе эволюции наградная система России сформировалась таким образом, что внутри ее образовалось три самостоятельных уровня правового регулирования: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне наградные отношения регулируются Конституцией Российской Федерации (ст. 71 и 89)1, федеральным законодательством2 и множеством подзаконных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти3. Следует отметить, что вопросам правового регулирования наградных отношений на федеральном уровне посвящено небольшое количество диссертационных исследований [1-3], подготовлено и издано несколько монографий [4-8]. В научных рецензируемых изданиях опубликовано значительное количество научных статей по исследуемой проблематике [9. С. 54-60; 10. С. 103-110; 11. С. 17-22; 12. С. 121-127; 13. С. 12-18; 14. С. 85-98; 15. С. 112-114; 16. С. 177-181; 17. С. 84-89; 18. С. 93-102; 19. С. 52-57; 20. С. 106-110; 21. С. 23-67; 22. С. 41-44; 23. С. 43-46; 24. С. 20-24; 25. С. 63-77; 26. С. 105-109; 27. С. 60-66]. Отечественными специалистами для обеспечения учебного процесса в образовательных организациях подготовлено и опубликовано несколько

1 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov. ru, 04.07.2020.

2 Об установлении почетных званий «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации»: Закон РФ от 20.03.1992 № 2555-1 // Российская газета. 1992. 27 марта; Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия - медали «Золотая Звезда»: Закон РФ от 20.03.1992 № 2553-1 // Российская газета. 1992. 28 марта; Об учреждении медали «Защитнику свободной России»: Закон РФ от 02.07.1992 № 3183-1 // Российская газета. 1992. 31 июля; Об учреждении юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Закон РФ от 07.07.1993 № 5336-1 // Российская газета. 1993. 10 августа; О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы»: Федеральный закон от 09.05.2006 № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 20. Ст. 2158; О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести»: Федеральный закон от 01.03.2020 № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2020. № 9. Ст. 1133.

3 О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 (в ред. от 29.08.2022 № 587) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4643; О юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Указ Президента РФ от 13.06.2019 № 277 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 24. Ст. 3061; О Медали Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17.12.2019 № 7487-7 ГД // Собрание законодательства РФ. 2019. № 51 (ч. I). Ст. 7538; О почетном знаке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма»: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.02.2004 № 50-СФ (в ред. от 21.10.2020 № 451-СФ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 9. Ст. 710; О медали Столыпина П. А.: Постановление Правительства РФ от 26.05.2008 № 388 (в ред. от 18.06.2020 № 881) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 22. Ст. 2570; О наградной системе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры России от 05.07.2017 № 452 (в ред. от 29.12.2020 № 745) // Законность. 2017. № 9; Об учреждении ведомственных наград Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов: Приказ Росимущества от 27.12.2022 № 291 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru, 06.02.2023 и др.

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

учебных пособий [28-31] и другой научной и учебной литературы по вопросам наградного права. В то же время вопросы формирования и функционирования регионального наградного права остаются малоисследованными. По правовому регулированию наградных отношений, отражающих их специфику в отдельных субъектах Российской Федерации, без систематизации региональных основ этого межотраслевого института имеются лишь отдельные диссертации [32, 33] и монографии [34, 35]. По этой же проблематике опубликованы небольшие по объему научные статьи отечественных специалистов, рассматривающие отдельные аспекты региональной практики правового регулирования наградных отношений [36. С. 29-35; 37. С. 160-164; 38. С. 98-103; 39. С. 16-18; 40. С. 34-36; 41. С. 158-165; 42. С. 92-98; 43. С. 7-15; 44. С. 49-64; 45. С. 1-147; 46. С. 1011-1016; 47. С. 27-46; 48. С. 30-38; 49. С. 55-60; 50. С. 68-71; 51. С. 93-106; 52. С. 1011-1016; 53. С. 33-36; 54. С. 49-63]. К тому же динамичное развитие института региональных наград, появление новых наград, вызванных внешними изменениями в обществе: пандемией COVID-19, специальной военной операцией, - требует его переосмысления в новых условиях. Это подчеркивает недостаточную разработанность данной проблематики и требует дополнительных исследований. В целях осмысления происходящих изменений в наградном праве нами произведено изучение действующего законодательства и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на регулирование наградных отношений.

Объектом проведенного исследования являются общественные отношения, стимулирующие социальную позитивную активность физических и юридических лиц путем поощрения официальными наградами субъектов Российской Федерации.

Предмет исследования - тенденции и основные направления развития регионального законодательства и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих наградные отношения.

Цели исследования. Основная теоретическая цель проведенного исследования - систематизация знаний о правовом регулировании наградных отношений в субъектах Российской Федерации. Основная прикладная цель - выработка предложений по совершенствованию правового регулирования наградных отношений в субъектах Российской Федерации4.

Задачи проведенного исследования:

- поиск, обнаружение, фиксация, анализ и интерпретация региональных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих наградные отношения в субъектах Российской Федерации;

- обнаружение и описание основных положений региональных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих наградные отношения в субъектах Российской Федерации;

- поиск, обнаружение и фиксация особенностей правового регулирования наградных отношений в субъектах Российской Федерации;

-выработка рекомендаций по совершенствованию регионального законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих наградные отношения в субъектах Российской Федерации.

Методология и методика проведенного исследования. Методологической основой является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, экстраполяция, интерпретация и иные методы, используемые в правоведении.

Правовую основу и одновременно эмпирическую базу проведенного исследования включают в себя:

- региональные специальные законы, регулирующие наградные отношения, - 268 единиц;

- иное региональное отраслевое законодательство, регулирующее учреждение отдельных региональных наград, - 27 единиц;

- нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие наградные отношения, - 302 единицы.

4 Работа является более глубоким, расширенным исследованием темы ранее опубликованной работы: Кабанов П. А. Мониторинг основ наградного права субъектов Российской Федерации // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16, № 2. С. 379-398.

ISSN 2782-2923

Хронологические и территориальные рамки исследования. Территориальные рамки исследования ограничены Российской Федерацией по состоянию на 30 сентября 2022 г., до вхождения в ее состав Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в которых учреждены собственные региональные награды. Временные рамки мониторингового исследования ограничены периодом с 1991 года по 10 февраля 2023 г.

Часть I. Региональное наградное законодательство - от многообразия к системному единству. Правовое регулирование наградных отношений в субъектах Российской Федерации обладает разнообразием. В значительной части российских регионов правовое регулирование учреждения наград и порядок награждения ими определяется путем принятия специальных региональных законов о наградах. Хотя в большинстве конституционных (уставных) документов субъектов Российской Федерации (в 77, или 90,6 %) закреплено право на учреждение региональных наград и почетных званий. Только в восьми регионах (Алтайский5 и Пермский6 края, Волгоградская7, Курганская8, Новгородская9, Псковская10, Ростовская11 области и Ненецкий автономный округ12) не предусмотрено их учреждение уставным законодательством.

Проведенное нами мониторинговое исследование показало, что на 10 февраля 2023 г. на территории Российской Федерации действовало 268 региональных законов, регулирующих наградные отношения. При этом следует иметь в виду, что в отдельных субъектах Российской Федерации существует смешанная система правового регулирования наградных отношений. В них региональные награды учреждаются не только региональными законами, но и подзаконными нормативными актами законодательных (представительных) органов власти либо высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таких субъектов немного: Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Брянская, Вологодская, Ивановская и Липецкая области. Например, Законом Карачаево-Черкесской Республики «О знаке отличия Карачаево-Черкесской Республики «Образцовая семья» учреждена награда этой республики - знак отличия «Образцовая семья»13, в то время как другие республиканские награды (орден «За заслуги перед Карачаево-Черкесской Республикой»14, почетный знак «Материнская слава»15, медаль имени Н. Г. Петрусевича за без-

5 Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № З-ЗС (в ред. от 05.05.2021 № 38-ЗС) // Алтайская правда. 1995.

6 Устав Пермского края от 27.04.2007 № 32-ПК (в ред. от 07.06.2021 № 664-ПК) // Собрание законодательства Пермского края. 2007. № 5. I часть.

7 Устав Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД (в ред. от 26.04.2022 № 22-ОД) // Волгоградская правда. 2012. 29 февраля.

8 Устав Курганской области: Закон Курганской области от 16.12.1994 № 1 (в ред. от 14.01.2022 № 180) // Новый мир. 1994. 21 декабря.

9 Устав Новгородской области от 03.09.1994 № 2-ОЗ (в ред. от 28.06.2021 № 743-03) // Новгородские ведомости. 1994. 16 сен-

10 Устав Псковской области от 12.04.2001 № 1-У (в ред. от 21.06.2021 № 2187-03) // Губернские ведомости. 2001. 18 апреля.

11 Устав Ростовской области: Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 № 19-ЗС (в ред. от 03.08.2021 № 505-ЗС) // Наше время. 2001. 19 октября.

12 Устав Ненецкого автономного округа принят Собранием депутатов Ненецкого автономного округа 11.09.1995 (в ред. от 12.07.2021 № 274-03) // Няръяна Вындер. 1995. 26 сентября.

13 О знаке отличия Карачаево-Черкесской Республики «Образцовая семья»: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2020 № 10-РЗ // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.03.2020.

14 Об ордене «За заслуги перед Карачаево-Черкесской Республикой»: Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 26.12.2013 № 432 (в ред. от 26.11.2020 № 328). URL: https://docs.cntd.ru/document/430569055 (дата обращения: 31.03.2021).

15 О почетном знаке Карачаево-Черкесской Республики «Материнская слава»: Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 24.11.2004 № 223 (в ред. от 25.11.2016 № 355). URL: https://docs.cntd.ru/document/459902059 (дата обращения: 31.03.2021).

Процесс и результат проведенного исследования

14 июня.

ISSN 2782-2923

упречную службу Карачаево-Черкесской Республике16), в том числе почетные звания Карачаево-Черкесской Республики17, учреждались постановлениями законодательного органа Карачаево-Черкесской Республики. В 1996 г. Законом Республики Адыгея «О медали «Слава Адыгеи» учреждена высшая государственная награда Республики Адыгея - медаль «Слава Адыгеи»18, в то время как общие вопросы награждения республиканскими наградами, включая присуждение почетных званий Республики Адыгея, длительное время регулировались Постановлением Верховного Совета Республики Адыгея «О Положении о государственных наградах Республики Адыгея»19 и только летом 2021 г. Законом Республики Адыгея от 04.08.2021 № 478 «О Государственных наградах Республики Адыгея»20 была существенно обновлена политика по награждению государственными наградами этого субъекта Российской Федерации. Многообразие правового регулирования наградных отношений обернулось принятием комплексного закона, закрепившего правовые основы наградной деятельности, иерархию региональных наград и процедуры награждения ими. Несколько иначе обстоит дело с правовым регулированием наградных отношений в Краснодарском крае. Здесь законами Краснодарского края учреждены региональные награды за вклад в дело служения кубанскому казачеству21 и почетные звания населенных пунктов Краснодарского края («Город воинской доблести», «Станица воинской доблести» и «Рубеж воинской доблести»)22. Все остальные региональные награды23, включая и краевые почетные звания по профессиям24, учреждены постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

16 О медали имени Н. Г. Петрусевича за безупречную службу Карачаево-Черкесской Республике»: Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2016 № 389 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru", 23.12.2016.

17 О Положении о государственных наградах Карачаево-Черкесской Республики: Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 13.04.2001 № 54 (в ред. от 01.10.2020 № 227). URL: https://docs.cntd.ru/ document/459904310 (дата обращения: 31.03.2021).

18 О медали «Слава Адыгеи»: Закон Республики Адыгея от 01.10.1996 № 23 (в ред. от 22.10.2004 № 255) // Ведомости ГС -Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 8.

19 О Положении о государственных наградах Республики Адыгея: Постановление Верховного Совета Республики Адыгея от 16.09.1992 № 74-1 (в ред. от 25.02.1998 № 367-1). URL: https://docs.cntd.ru/document/459704932 (дата обращения: 31.03.2021).

20 О Государственных наградах Республики Адыгея: Закон Республики Адыгея от 04.08.2021 № 478 // Собрание Законодательства Республики Адыгея. 2021. № 8. Август.

21 О наградах Краснодарского края за вклад в дело служения кубанскому казачеству: Закон Краснодарского края от 01.07.2008 № 1518-КЗ (в ред. от 11.02.2019 № 3977-КЗ) // Кубанские новости. 2008. 10 июля.

22 О почетных званиях населенных пунктов Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 21.12.2018 № 3941-КЗ (в ред. от 08.06.2020 № 4303-КЭ) // Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: https://admkrai.krasnodar.ru, 24.12.2018.

23 Об учреждении медали «Герой Кубани»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.03.2013 № 237 (в ред. от 11.07.2019 № 420) // Кубанские новости. 2013. 27 марта; Об учреждении медали Краснодарского края «Родительская доблесть»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2010 № 1200 (в ред. от 05.06.2020 № 319) // Кубанские новости. 2010. 30 декабря; Об учреждении медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани»: Постановление главы администрации Краснодарского края от 04.02.2000 № 75 (в ред. от 15.06.2020 № 341). URL: https://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140003477&backlink=1&&nd=140004067 (дата обращения: 31.03.2021).

24 О почетных званиях в области культуры и искусства Краснодарского края: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 № 646 (в ред. от 27.09.2019 № 663) // Кубанские новости. 2008. 7 августа; Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Кубани: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.05.2009 № 345 (в ред. от 03.12.2020 № 791) // Кубанские новости. 2009. 19 мая; Об учреждении почетного звания «Заслуженный пожарный Кубани»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.07.2011 № 781 (в ред. от 06.02.2020 № 63) // Кубанские новости. 2011. 8 сентября; Об учреждении почетного звания «Заслуженный спасатель Кубани»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.06.2008 № 547 (в ред. от 06.02.2020 № 63) // Кубанские новости. 2008. 3 июля; Об учреждении почетного звания «Заслуженный эколог Кубани»: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.05.2013 № 532 (в ред. от 20.08.2019 № 547) // Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: https://admkrai.krasnodar.ru, 29.05.2013; Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник промышленности Кубани» и внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.07.2019 № 405 // Официальный сайт администрации Краснодарского края. URL: https://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения: 31.03.2021).

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Обладает спецификой правовое регулирование наградных отношений в Брянской области, где установлена многоуровневая система областных наград. Законом Брянской области «О почетных званиях Брянской области и наградах высших органов государственной власти Брянской области»25 дается исчерпывающий перечень областных наград. Этот закон следует признать базовым по отношению к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам о наградах Брянской области. Высшими региональными наградами признаются почетные звания Брянской области за выдающиеся заслуги, получившие широкое общественное признание и способствующие развитию и повышению авторитета Брянской области, росту благосостояния населения области. Почетными званиями Брянской области признаются, учрежденные специальными областными законами: звание «Почетный гражданин Брянской области»26, звание «Город партизанской славы», звание «Поселок партизанской славы», звание «Село партизанской славы», звание «Населенный пункт партизанской славы»27.

Брянские законодатели предусмотрели в качестве высших областных наград профессиональные почетные звания, которые учреждаются постановлениями Брянской областной Думы28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На втором уровне предусмотрено учреждение наград высших органов государственной власти Брянской области, которое производится областной Думой и Губернатором Брянской области: Почетная грамота Брянской области, Почетный знак Брянской области, юбилейная медаль, памятная медаль учреждаются областной Думой по представлению Губернатора Брянской области, положения о которых утверждаются правовыми актами областной Думы. Губернатором самостоятельно учреждаются собственные награды: Почетная грамота Губернатора Брянской области, Почетный знак Губернатора Брянской области, почетные дипломы, ценные подарки, благодарность Губернатора Брянской области, Благодарственное письмо Губернатора Брянской области. Думой Брянской области учреждаются собственные областные парламентские награды: Почетная грамота Брянской областной Думы, премии, почетные дипломы, ценные подарки, благодарности Брянской областной Думы. Данные положения Закона нашли свое отражение в подзаконных нормативных актах об учреждении отдельных областных наград высших органов государственной власти области29. Вне предложенной базовым законом системы областных наград Брянской области оказался Закон Брянской области «О почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Брянской области», учредивший областную награду - почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Брянской области»30.

25 О почетных званиях Брянской области и наградах высших органов государственной власти Брянской области: Закон Брянской области от 27.11.2000 № 61-З (в ред. от 01.11.2021 № 93-З) // Брянские известия. 2000. 20 декабря.

26 О Почетном гражданине Брянской области: Закон Брянской области от 07.11.2007 № 150-З (в ред. от 25.12.2017 № 112-З) // Официальная Брянщина. 2017. 10 ноября.

27 О почетных званиях Брянской области «Город партизанской славы», «Поселок партизанской славы», «Село партизанской славы», «Населенный пункт партизанской славы»: Закон Брянской области от 08.10.2010 № 73-З (в ред. от 05.07.2012 № 42-З) // Официальная Брянщина. 2010. 12 октября.

28 Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник образования Брянской области»: Постановление Брянской областной Думы от 28.09.2017 № 6-991 (в ред. от 24.07.2020 № 7-312) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru, 05.10.2017; Об учреждении почетного звания Брянской области «Заслуженный врач Брянской области»: Постановление Брянской областной Думы от 25.02.2021 № 7-512 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru, 01.03.2021 и др.

29 О Почетном знаке Брянской области «Материнская слава»: Постановление Брянской областной Думы 29.05.2003 № 3-954 (в ред. от 26.10.2017 № 6-1018) // Брянский рабочий. 2003. 25 июня; Об утверждении Положения о почетном знаке Губернатора Брянской области «За милосердие»: Указ Губернатора Брянской области от 03.03.2015 № 74 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015; Об учреждении почетного звания Брянской области «Герой Труда Брянской области»: Постановление Брянской областной Думы от 31.03.2022 № 7-872 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru, 01.04.2022.

30 О почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в Брянской области»: Закон Брянской области от 31.12.2009 № 121-З (в ред. от 04.12.2019 № 102-З) // Официальная Брянщина. 2009. 31 декабря.

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

Законом Ивановской области «О наградах в Ивановской области» учреждена система областных наград, в которую входят: награды Ивановской области, установленные законом (звание «Почетный гражданин Ивановской области» - высшая награда Ивановской области; знак «За заслуги перед Ивановской областью»; звание «Лауреат премии Ивановской области «Женщина года»); иные награды Ивановской области (парламентские награды, награды Губернатора, награды Правительства, ведомственные награды Ивановской области - звания Ивановской области по профессиям и иные ведомственные награды)31. При этом почетные звания Ивановской области по профессиям учреждаются постановлениями Правительства Ивановской области, в которых они именуются «ведомственными», а не «правительственными», что снижает их статус как высших региональных наград за проявленное профессиональное мастерство32. К тому же в Ивановской области имеются ведомственные почетные звания и иные награды, учреждаемые органами исполнительной власти, например, звание «Почетный наставник в системе социальной защиты населения Ивановской области»33 и ведомственный знак отличия «Почетный наставник в сфере труда и занятости населения»34. В связи с этим можно предположить, что имеется несогласованность между положениями законодательства Ивановской области, регулирующего наградные отношения.

Правовое регулирование наградных отношений в Липецкой области осуществляется на законодательном уровне только при присвоении почетных званий Липецкой области «Населенный пункт воинской доблести» и «Рубеж воинской доблести»35, а все остальные областные награды36, в том числе областные почетные звания37, учреждаются постановлениями Липецкого областного Совета депутатов. Отсутствие нормативно-правового регулирования единой наградной политики Липецкой области не исключает формирования областных парламентских наград38 и областных наград администрации Липецкой области39.

31 О наградах в Ивановской области: Закон Ивановской области от 02.12.2014 № 101-ОЗ (в ред. от 30.05.2016 № 32-ОЗ) // Собрание законодательства Ивановской области. 2014. № 48(717).

32 Об учреждении звания «Почетный энергетик Ивановской области»: Постановление Правительства Ивановской области от 23.06.2017 № 254-п // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru, 26.06.2017; Об учреждении звания «Почетный работник образования Ивановской области»: Постановление Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 336-п (в ред. от 27.05.2015 № 217-п) // Собрание законодательства Ивановской области. 2010. № 39(508); Об утверждении звания «Почетный работник пожарной безопасности Ивановской области»: Постановление Правительства Ивановской области от 21.08.2014 № 362-п (в ред. от 28.12.2018 № 416-п) // Собрание законодательства Ивановской области. 2014. № 34(703).

33 Об учреждении звания «Почетный наставник в системе социальной защиты населения Ивановской области»: Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 02.07.2019 № 66 // Собрание законодательства Ивановской области. 2019. № 27(946).

34 О ведомственном знаке отличия «Почетный наставник в сфере труда и занятости населения»: Приказ комитета Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции от 15.04.2019 № 10 // Собрание законодательства Ивановской области. 2019. № 16(935).

35 О почетных званиях Липецкой области «Населенный пункт воинской доблести», «Рубеж воинской доблести»: Закон Липецкой области от 29.04.2015 № 403-ОЗ (в ред. от 13.05.2020 № 376-ОЗ) // Липецкая газета. 2015. 13 мая.

36 Об учреждении знака отличия «За заслуги перед Липецкой областью»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18.11.2004 № 640-пс (в ред. от 04.06.2015 № 1174-пс) // Липецкая газета. 2004. 4 декабря; Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник торговли Липецкой области»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 20.04.2017 № 233-пс // Липецкая газета. 2017. 28 апреля.

37 Об учреждении почетного звания «Заслуженный работник здравоохранения Липецкой области»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 27.04.2016 № 1464-пс // Липецкая газета. 2016. 6 мая; Об учреждении почетного звания «Заслуженный артист Липецкой области»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 01.10.2020 № 1330-пс // Липецкая газета. 2020. 6 октября; Об учреждении почетного звания «Заслуженный художник Липецкой области»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 01.10.2020 № 1331-пс // Липецкая газета. 2020. 6 октября.

38 Об учреждении награды областного Совета депутатов и администрации области - почетного знака Доброты: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 18.04.2001 № 617-пс (в ред. от 28.03.2002 № 820-пс) // Липецкая газета. 2001. 4 мая.

39 Об учреждении знака отличия администрации Липецкой области «Почетный наставник»: Постановление администрации Липецкой области от 02.12.2020 № 651 // Липецкая газета. 2020. 4 декабря; Об учреждении Почетного знака администрации Липецкой области «Во славу земли Липецкой»: Постановление администрации Липецкой области от 04.12.2020 № 656 // Липецкая газета. 2020. 8 декабря.

ISSN 2782-2923

Правовое регулирование наградных отношений в Вологодской области осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Отдельные государственные награды области устанавливаются законами Вологодской области: «Об учреждении государственной награды Вологодской области -медали «Медаль материнства»40, «Об учреждении государственной награды Вологодской области - почетного знака «За заслуги в воспитании детей»41 и «Об учреждении государственной награды Вологодской области -почетного знака «За вклад в развитие добровольческого движения Вологодской области» 42.

Некоторые областные государственные награды (медаль и почетные знаки) утверждаются постановлениями Губернатора Вологодской области43, в том числе и отдельные почетные звания области44. Постановлениями Губернатора Вологодской области учреждаются собственные награды - почетные знаки Губернатора45. Областные парламентские награды учреждены постановлением Законодательного Собрания Вологодской области «О наградах и поощрениях Законодательного Собрания Вологодской области»46.

Следует отметить, что только в одном субъекте Российской Федерации - Чеченской Республике - правовое регулирование наградных отношений почти в полном объеме регулируется указом Главы Чеченской Республики «О мерах по совершенствованию наградной системы Чеченской Республики»47 и отдельными нормативными правовыми актами, связанными с учреждением государственных премий Чеченской Респу-блики48 как разновидности государственного стимулирования позитивного поведения.

Проведенное исследование показало, что региональные награды устанавливаются не только региональным законодательством о наградах, но и иным законодательством, в том числе законодательством о социальной

40 Об учреждении государственной награды Вологодской области - медали «Медаль материнства»: Закон Вологодской области от 06.12.2006 № 1528-ОЗ (в ред. от 28.12.2017 № 4263-ОЗ) // Красный Север. 2006. 12 декабря.

41 Об учреждении государственной награды Вологодской области - почетного знака «За заслуги в воспитании детей»: Закон Вологодской области от 11.05.2021 № 4877-ОЗ // Красный Север. 2021. 15 мая.

42 Об учреждении государственной награды Вологодской области - почетного знака «За вклад в развитие добровольческого движения Вологодской области: Закон Вологодской области от 05.04.2022 № 5099-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru, 07.04.2022

43 Об учреждении государственной награды Вологодской области - Почетного знака «За образцовую службу»: Постановление Губернатора Вологодской области от 28.12.2016 № 787 (в ред. от 24.03.2020 № 67) // Красный Север. 2017. 14 января; Об учреждении государственной награды Вологодской области - медали «За заслуги перед Вологодской областью»: Постановление Губернатора Вологодской области от 11.06.2014 № 198 (в ред. от 13.03.2020 № 53) // Красный Север. 2014. 21 июня; Об учреждении государственной награды Вологодской области - Почетного знака Губернатора области «За заслуги в развитии образования Вологодской области»: Постановление Губернатора Вологодской области от 20.07.2021 № 127 (в ред. от 08.12.2021 № 233) // Красный Север. 2021. 31 июля.

44 Об учреждении Почетного звания области «Заслуженный работник культуры Вологодской области»: Постановление Губернатора Вологодской области от 23.03.2020 № 64 (в ред. от 14.10.2021 № 187) // Красный Север. 2020. 28 марта; Об учреждении Почетного звания области «Почетный пожарный Вологодской области»: Постановление Губернатора Вологодской области от 29.07.2020 № 190 (в ред. 12.01.2023 № 8) // Красный Север. 2020. 8 августа; Об учреждении Почетного звания «Лучший наставник Вологодчины в сфере образования»: Постановление Губернатора Вологодской области от 18.05.2020 № 128 (в ред. 12.09.2022 № 184) // Красный Север. 2020. 23 мая.

45 Об учреждении Почетного знака Губернатора области «За заслуги в развитии образования Вологодской области»: Постановление Губернатора Вологодской области от 02.08.2010 № 386 (в ред. от 29.07.2020 № 191) // Красный Север. 2010. 7 августа; Об учреждении Почетного знака Губернатора области «За заслуги в развитии здравоохранения Вологодской области»: Постановление Губернатора Вологодской области от 20.09.2011 № 509 // Красный Север. 2011. 23 сентября.

46 О наградах и поощрениях Законодательного Собрания Вологодской области: Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 24.12.2014 № 984 (в ред. от 21.06.2017 № 311) // Красный Север. 2015. 27 января.

47 О мерах по совершенствованию наградной системы Чеченской Республики: Указ Главы Чеченской Республики от 30.12.2020 № 246 (в ред. от 14.11.2022 № 231) // Вести Республики. 2020. 30 декабря.

48 Об утверждении Положения о Государственной премии Чеченской Республики в области музыкального искусства имени Умара Димаева: Указ Президента Чеченской Республики от 30.04.2009 № 146 (в ред. от 10.10.2022 № 197) // Вести Республики. 2009. 15 мая; Об учреждении премии имени первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова в области культуры и искусства: Указ Главы Чеченской Республики от 17.03.2014 № 34 (в ред. от 25.11.2021 № 261) // Вести Республики. 2014. 11 июля.

ISSN 2782-2923

поддержке отдельных категорий населения. Так, Законом Орловской области «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки» учреждена Памятная медаль «Многодетная семья Орловской области»49. Эта медаль в последующем вошла в систему наград Орловской области. В то же время имеются случаи, когда учрежденные региональным законодательством награды не закрепляются в наградной системе этого субъекта Российской Федерации. Например, Законом Архангельской области «О государственной поддержке благотворительной, добровольческой (волонтерской) и меценатской деятельности в Архангельской области» учреждены звания «Благотворитель Архангельской области» и «Меценат Архангельской области», а также почетный диплом «За вклад в организацию и поддержку благотворительности в Архангельской области»50. Законом Челябинской области «О стимулировании меценатской деятельности в Челябинской области» - почетное звание «Почетный меценат Челябинской области»51. Законом Пермского края «О благотворительной деятельности в Пермском крае» - почетное звание «Почетный благотворитель Пермского края»52.

Российская региональная практика учреждения почетных званий обладает удивительным разнообразием. Ярким примером тому может служить Красноярский край, где краевым законом о культуре учреждены почетные звания: «Народный самодеятельный коллектив»; «Народная самодеятельная студия»; «Образцовый художественный коллектив»; «Заслуженный работник культуры Красноярского края» и специальное звание Красноярского края «Мастер художественных народных ремесел Красноярского края»53. Здесь мы видим, что награждаемыми почетными званиями могут быть как творческие коллективы, так и отдельные физические лица. В правовом регулировании наградных отношений указанным законом обнаружена одна особенность, как правило, не свойственная правовому регулированию наградных отношений, - присвоение почетных званий творческим коллективам на определенный срок - три года, а в последующем требуется подтверждение этого статуса по истечении указанного срока. К тому же законодатель не указал, является ли специальное звание Красноярского края «Мастер художественных народных ремесел Красноярского края» краевым почетным званием или нет. Такой подход красноярских законодателей распространился и на учреждение краевого почетного звания «Заслуженный педагог Красноярского края», которое установлено краевым законом «Об образовании в Красноярском крае»54. При этом в краевом наградном законодательстве такие почетные звания не указаны. Здесь мы также отмечаем противоречие (юридические коллизии) в правовом регулировании наградных отношений Красноярского края, т. е. между положениями базового краевого наградного законодательства и базового краевого законодательства, регулирующего отношения в сфере культуры и образования.

В региональном законодательстве встречаются и другие коллизии в правовом регулировании почетных званий по профессии. Например, ст. 14 Закона Ненецкого автономного округа «Об аварийно-спасательных службах Ненецкого автономного округа» учреждено почетное звание «Заслуженный спасатель Ненецкого автономного округа»55, в то время как в ст. 8.1 Закона «О наградах и почетных званиях Ненецкого автономного округа», устанавливающего перечень профессиональных почетных званий, указанное почетное звание

49 О внесении изменений и дополнения в Закон Орловской области «О статусе многодетной семьи в Орловской области и мерах ее социальной поддержки»: Закон Орловской области от 09.02.2004 № З76-ОЗ // Орловская правда. 2004. 11 февраля.

50 О государственной поддержке благотворительной, добровольческой (волонтерской) и меценатской деятельности в Архангельской области: Закон Архангельской области от 17.12.2012 № 594-36-ОЗ (в ред. от 21.12.2020 № 361-22-ОЗ) // Волна. 2012. 25 декабря.

51 О стимулировании меценатской деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области от 28.12.2016 № 489-ЗО // Южноуральская панорама. 2017. 17 января.

52 О благотворительной деятельности в Пермском крае: Закон Пермской области от 09.07.2003 № 882-171 (в ред. от 07.03.2019 № 345-ПК) // Звезда. 2003. 19 июля.

53 О культуре: Закон Красноярского края от 20.06. 2007 № 2-190 (в ред. 09.12.2022 № 4-1366) // Краевой вестник. 2007. 20 июля.

54 Об образовании в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 (в ред. от 12.02.2015 № 8-3112) // Наш Красноярский край. 2014. 16 июля.

55 Об аварийно-спасательных службах Ненецкого автономного округа: Закон Ненецкого автономного округа от 24.10.2007 № 137-ОЗ (в ред. от 29.09.2022 № 347-ОЗ) // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2007. № 12.

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

именуется «Почетный спасатель Ненецкого автономного округа»56. Это очевидное противоречие в наименовании награды в двух нормативных актах разной отраслевой принадлежности нуждается в устранении.

Разумеется, для гармонизации регионального наградного законодательства учрежденные отраслевым региональным законодательством официальные региональные награды необходимо включать в наградную систему субъектов Российской Федерации, закрепив их статус в комплексном региональном наградном законодательстве в соответствии с нормативным актом об их учреждении.

Вывод по первой части исследования. Специфика правового регулирования наградных отношений в субъектах Российской Федерации свидетельствует об отсутствии единообразия в учреждении региональных наград, их иерархии и процедурах награждения ими, что свидетельствует о необходимости систематизации регионального наградного права. Систематизирующим элементом наградного права в субъектах Российской Федерации может выступить принятие их законодательными органами комплексных (базовых) законов о наградах, в которых бы последовательно излагались вопросы учреждения региональных наград, их иерархия, виды, процедуры представления к ним и награждения, а также полномочия региональных органов по реализации этих законов.

I NN INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN N111^

Список литературы

1. Винокуров В. А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2010. 515 с.

2. Кокурина О. Ю. Государственные награды в России: телеологические и аксиологические основания правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2015. 568 с.

3. Дуэль В. М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. 171 с.

4. Винокуров В. А. Государственное наградное право: монография. Москва: Издательство Московского университета, 2014. 608 с.

5. Винокуров В. А. Система государственных наград Российской Федерации: история, современность и перспективы развития: монография. Москва: Изд-во РАНХиГС, 2012. 248 с.

6. Трофимов Е. В. Наградное дело в Российской Федерации: административно-правовое исследование: монография. Санкт-Петербург: Лема, 2013. 352 с.

7. Кокурина О. Ю. Государственные награды в России: вопросы теории и практики. Москва, 2015. 512 с.

8. Щербинина Л. Ф., Юдкин А. В. Законодательство о поощрениях: вопросы теории и практики: монография. Тула: Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации, 2010. 106 с.

9. Кокурина О. Ю. Награды Российской Федерации за труд // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 54-60.

10. Кокурина О. Ю. Государственные награды как правовой механизм стимулирования социальной активности граждан // Вестник Академии права и управления. 2011. № 24. С. 103-110.

11. Романовская О. В. Правовой режим наград Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2019. Т. 7, № 1(25). С. 17-22.

12. Чистяков А. В. Государственные награды как фактор активизации донорского движения в России // Управленческое консультирование. 2021. № 9(153). С. 121-127. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-121-127

13. Кокурина О. Ю. Ведомственные награды как объект нормотворчества федеральных органов исполнительной власти // Инновации в гражданской авиации. 2019. Т. 4, № 2. С. 12-18.

14. Шугрина Е. С. Наградная политика: виды наград для муниципального уровня // Правоприменение. 2020. Т. 4, № 2. С. 85-98.

15. Сердобинцева Е. В. Сфера государственных наград как объект конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2009. № 5(68). С. 112-114.

16. Сердобинцева Е. В. Наградная система Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. № 2. С. 177-181.

56 О наградах и почетных званиях Ненецкого автономного округа: Закон Ненецкого автономного округа от 01.07.2008 № 36-03 (в ред. от 15.06.2020 № 188-ОЗ) // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. 2008. № 29.

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

17. Петров А. Я. Государственные награды по российскому праву // Образование и право. 2020. № 8. С. 84-89.

18. Бубнова И. А. Награды как ценностные императивы государства и общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 3. С. 93-102.

19. Винокуров В. А. Изменения в системе государственных наград Российской Федерации в 2019-2021 годах // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2021. № 5-6 (188-189). С. 52-57.

20. Нигметзянов А. А. К вопросу о понятии конституционной обязанности государства пожаловать награду // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. С. 106-110.

21. Трофимов Е. В. Понятие и особенности наград // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 2. С. 23-67. https:// doi.org/10.7256/2306-0158.2013.2.391

22. Капусткин А. С. Награды публичной власти для вузовских работников // Юридическое образование и наука. 2021. № 6. С. 41-44.

23. Гриб В. В. Общественные (корпоративные) награды в сфере высшего образования как правовое явление: актуальное состояние и перспективы развития // Юридический мир. 2021. № 4. С. 43-46.

24. Винокуров В. А. Система государственных наград Российской Федерации: регламентация последних лет // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 20-24.

25. Государственные награды в области здравоохранения (отечественный и мировой опыт) / И. С. Самохин, Н. С. Ерохова, Л. Ж. Караванова, Е. В. Нагорнова // Вопросы истории. 2022. № 1-1. С. 63-77.

26. Борисов Д. Н. Наградная «система» современного казачества России // Гербовый курьер. 2023. № 1(2). С. 105-109.

27. Провалинский Д. И. Награды как форма реализации правовых стимулов // Юридическая мысль. 2015. № 4(90). С. 60-66.

28. Трофимов Е. В. Наградное право (общая часть): электрон. учеб. пособие. Санкт-Петербург: СЗФ РПА Минюста России, 2014. 1186 Кб. 173 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). № гос. регистрации 0321501021.

29. Трофимов Е. В. Наградное право (процессуальная часть): электрон. учеб. пособие. Санкт-Петербург: СЗФ РПА Минюста России, 2014. 1231 Кб. 213 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). № гос. регистрации 0321402138.28.

30. Якушев В. А. Правовое регулирование института наград в полиции России: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2022. 99 с.

31. Якушев В. А. Правовое регулирование института наград в полиции России: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2021. 99 с.

32. Белоцеркович Д. В. Административно-правовое регулирование государственных наград субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 17 с.

33. Нигметзянов А. А. Конституционно-правовые основы наградных отношений в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2019. 214 с.

34. Белоцеркович Д. В., Полянский И. А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование): монография. Хабаровск: Магеллан, 2007. 180 с.

35. Трофимов Е. В. Награды субъектов Российской Федерации (система и правовое регулирование). Хабаровск, 2008. 784 с.

36. Винокуров В. А. Государственные награды субъектов Российской Федерации - атрибут государственности // Юридическая мысль. 2007. № 5. С. 29-35.

37. Белоцеркович Д. В. Формы государственных наград субъектов Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 3(77). С. 160-164.

38. Кокурина О. Ю. Региональные награды в наградном институте Российской Федерации // Армия и общество. 2013. № 5. С. 98-103.

39. Нигметзянов А. А. Государственные награды Республики Татарстан: правовой статус и регулирование // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 2. C. 16-18.

40. Нигметзянов А. А. Почетные грамоты и почетные звания как виды государственных наград республик // Бизнес в законе. 2011. № 3. С. 34-36.

41. Белоцеркович Д. В. Государственные награды субъектов Российской Федерации (система наград и порядок наградного производства) // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2015. № 6(80). С. 158-165.

42. Малый А. Ф., Нигметзянов А. А. Государственная награда как атрибут государственности субъекта федерации // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18, № 5. С. 92-98.

43. Кабанов П. А. Почетная грамота избирательной комиссии субъекта Российской Федерации: ее статус и место в системе ведомственных наград // Избирательное право. 2020. № 2(42). С. 7-15.

44. Винокуров В. А., Маруков А. Ф. Награды высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридическая мысль. 2008. № 1(45). С. 49-64.

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

45. Трофимов Е. В. Государственные награды субъектов Российской Федерации // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 1. С. 1-147. https://doi.Org/10.7256/2305-9699.2013.1.430

46. Трофимов Е. В. Формы государственных наград субъектов Российской Федерации: классификация и тенденции правового регулирования // Право и политика. 2008. № 4. С. 1011-1016.

47. Кабанов П. А. Знаки отличия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как особый вид региональных ведомственных наград: правовое регулирование и вопросы его совершенствования // Избирательное право. 2020. № 1(41). С. 27-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Вязьмитинов М. Н. Собственные награды субъектов Российской Федерации // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России: сборник научных трудов / под ред. С. В. Осипова, Т. В. Петуховой. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2008. С. 30-38.

49. Белоцеркович Д. В. Типология наградных систем субъектов Российской Федерации // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 3. С. 55-60.

50. Сахиева Р. А. Законодательство о государственных наградах Республики Татарстан // Вестник Евразийской академии административных наук. 2018. № 3(44). С. 68-71.

51. Нигметзянов А. А. Развитие наградного законодательства в республиках Российской Федерации // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. 2020. Т. 16. С. 93-106.

52. Трофимов Е. В. Формы государственных наград субъектов Российской Федерации: классификация и тенденции // Право и политика. 2008. № 4. С. 1011-1016.

53. Трофимов Е. В. Характер нормативно-правового регулирования и консолидации наградных систем субъектов Российской Федерации // Юридический мир. 2011. № 11. С. 33-36.

54. Винокуров В. А., Маруков А. Ф. Награды высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Юридическая мысль. 2008. № 1. С. 49-63.

55. Стерхова М. И., Фастовец Л. А. К вопросу об институте почетного гражданства в России // Инновационная наука. 2015. № 8-2(8). С. 126-128.

56. Акуленко И. В. Почетное гражданство в истории Северной Осетии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2016. № 1. С. 11-16.

57. Акуленко И. В. Почетное гражданство в истории Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 31. С. 140-150.

58. Акуленко И. В. Почетное гражданство в истории Москвы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2017. Т. 4, № 3. С. 266-281.

Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill IM

References

1. Vinokurov, V. A. (2010). Constitutional-legal bases of regulating state awards in the Russian Federation: Doctoral (Law) thesis. Moscow. (In Russ.).

2. Kokurina, O. Yu. (2015). State awards in Russia: teleological and axiological bases of legal regulation: Doctoral (Law) thesis. Moscow. (In Russ.).

3. Duehl, V. M. (2005). State awards in the Russian law: problems of theory and practice: PhD (Law) thesis. Moscow. (In Russ.).

4. Vinokurov, V. A. (2014). State award law. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. (In Russ.).

5. Vinokurov, V. A. (2012). System of state awards of the Russian Federation: history, modernity and prospects of development. Moscow: Izd-vo RANKhIGS. (In Russ.).

6. Trofimov, E. V. (2013). Awards institution in the Russian Federation: administrative-legal research. Saint Petersburg: Lema (In Russ.).

7. Kokurina, O. Yu. (2015). State awards in the Russia: issues of theory and practice. Moscow. (In Russ.).

8. Shcherbinina, L. F., & Yudkin, A. V. (2010). Legislation on incentives: issues of theory and practice. Tula: Rossiiskaya pravovaya akad. M-va yustitsii Rossiiskoi Federatsii (In Russ.).

9. Kokurina, O. Yu. (2014). Awards of the Russian Federation for labor. Administrativnoe pravo i protsess, 1, 54-60. (In Russ.).

10. Kokurina, O. Yu. (2011). State awards as a legal mechanism of stimulating social activity of citizens. Vestnik Akademii Prava i Upravleniya, 24, 103-110. (In Russ.).

11. Romanovskaya, O. V. (2019). Legal regime of awards in the Russian Federation. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo, 7(1), 17-22. (In Russ.).

12. Chistyakov, A. V. (2021). State Awards as a Factor of Activation of the Donor Movement in Russia. Administrative Consulting, 9, 121-127. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-121-127

ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................

13. Kokurina, O. Yu. (2019). Departmental awards as an object of law-making of federal executive bodies. Innovatsii v grazhdanskoi aviatsii, 4(2), 12-18. (In Russ.).

14. Shugrina, E. S. (2020). Award policy: types of awards for the municipal authorities. Law Enforcement Review, 4(2), 85-98. (In Russ.).

15. Serdobintseva, E. V. (2009). Sphere of state awards as an object of constitutional-legal regulation. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 5(68), 112-114. (In Russ.).

16. Serdobintseva, E. V. (2010). Awards system of the Russian Federation. Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, 2, 177-181. (In Russ.).

17. Petrov, A. Ya. (2020). State Awards in Russian Law. Education and Law, 8, 84-89. (In Russ.).

18. Bubnova, I. A. (2019). Awards as Value Imperatives of a State and Society. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2. Jazykoznanije, 18(3), 93-102. (In Russ.).

19. Vinokurov, V. A. (2021). Changes in the system of state awards of the Russian Federation in 2019-2021. Representative power - 21st century, 5-6 (188-189), 52-57. (In Russ.).

20. Nigmetzyanov, A. A. (2018). To the question of the concept of the constitutional duty of the state to award. Gumanitarnye, sotsial'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki, 8, 106-110. (In Russ.).

21. Trofimov, E. V. (2013). Definition and Special Aspects of Awards. Sociodynamics, 2, 23-67. (In Russ.). https://doi. org/10.7256/2306-0158.2013.2.391

22. Kapustkin, A. S. (2021). Awards of public authorities for university staff. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 6, 41-44. (In Russ.).

23. Grib, V. V. (2021). Public (corporate) awards in the higher education systems as a legal phenomenon: actual status and prospects of development. Yuridicheskii mir, 4, 43-46. (In Russ.).

24. Vinokurov, V. A. (2022). System of state awards of the Russian Federation: regulation of the recent years. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, 5, 20-24. (In Russ.).

25. Samokhin, I. S., Erokhova, N. S., Karavanova, L. Zh., & Nagornova, E. V. (2022). State awards in healthcare (Russian and global experience). Voprosy istorii, 1-1, 63-77. (In Russ.).

26. Borisov, D. N. (2023). Award "system" of the modern Cossacks in Russia. Gerbovyi kur'er, 1(2), 105-109. (In Russ.).

27. Provalinskii, D. I. (2015). Awards as a form of legal incentives implementation. Yuridicheskaya mysl, 4(90), 60-66. (In Russ.).

28. Trofimov, E. V. (2014). Award law (general part): electronic tutorial. Saint Petersburg: SZF RPA Minyusta Rossii, 2014. 1186 Kb. 173 s. 1 ehlektron. opt. disk (CD-ROM). № gos. registratsii 0321501021.

29. Trofimov, E. V. (2014). Award law (procedural part): electronic tutorial. Saint Petersburg: SZF RPA Minyusta Rossii, 2014. 1231 Kb. 213 s. 1 ehlektron. opt. disk (CD-ROM). № gos. registratsii 0321402138.28.

30. Yakushev, V. A. (2022). Legal regulation of the institute of awards in the Russian police: tutorial. Moscow: Yurait. (In Russ.).

31. Yakushev, V. A. (2021). Legal regulation of the institute of awards in the Russian police: tutorial. Moscow: Yurait. (In Russ.).

32. Belotserkovich, D. V. (2007). Administrative-legal regulation of the state awards of the Russian Federation subjects: abstract of a PhD (Law) thesis. Moscow. (In Russ.).

33. Nigmetzyanov, A. A. (2019). Constitutional-legal bases of award relations in the Russian Federation subjects: PhD (Law) thesis. Kazan. (In Russ.).

34. Belotserkovich, D. V., & Polyanskii, I. A. (2007). State awards of the Russian Federation subjects (administrative-legal regulation). Khabarovsk: Magellan. (In Russ.).

35. Trofimov, E. V. (2008). Awards of the Russian Federation subjects (system and legal regulation). Khabarovsk. (In Russ.).

36. Vinokurov, V. A. (2007). State awards of the Russian Federation subjects as an attribute of statehood. Yuridicheskaya mysl, 5, 29-35. (In Russ.).

37. Belotserkovich, D. V. (2015). Forms of state awards of the Russian Federation subjects. Vestnik Khabarovskoi gosudarstvennoi akademii ehkonomiki i prava, 3(77), 160-164. (In Russ.).

38. Kokurina, O. Yu. (2013). Regional awards in the award institution of the Russian Federation. Armiya i obshchestvo, 5, 98-103. (In Russ.).

39. Nigmetzyanov, A. A. (2012). State rewards of the Republic of Tatarstan: legal status and regulation. Gaps in Russian Legislation, 2, 16-18. (In Russ.).

40. Nigmetzyanov, A. A. (2011). Letters of Honor and honorary titles as types of state awards of the republics. Biznes v zakone, 3, 34-36. (In Russ.).

41. Belotserkovich, D. V. (2015). State awards of the Russian Federation subjects (system of awards and order of awarding). Vestnik Khabarovskoi gosudarstvennoi akademii ehkonomiki i prava, 6(80), 158-165. (In Russ.).

42. Maly, A. F., & Nigmetzyanov, A. A. (2018). State Award as an Attribute of Statehood of the Federation Subject. Bulletin of the volga region Institute of Administration, 18(5), 92-98. (In Russ.).

ISSN 2782-2923

43. Kabanov, P. A. (2020). Letter of Honor of an election commission of a Russian Federation subject: its status and place in the system of departmental awards. Избирательное право, 2(42), 7-15. (In Russ.).

44. Vinokurov, V. A., & Marukov, A. F. (2008). Awards of the supreme state authorities of the Russian Federation subjects. Yuridicheskaya mysl, 1(45), 49-64. (In Russ.).

45. Trofimov, E. V. (2013). State awards of Russian regions. Legal Studies, 1, 1-147. (In Russ.). https://doi.org/10.7256/2305-9699.2013.1.430

46. Trofimov, E. V. (2008). Forms of state awards of the Russian Federation subjects: classification and trends of legal regulation. Law and Politics, 4, 1011-1016. (In Russ.).

47. Kabanov, P. A. (2020). Honorary signs of election commissions of the Russian Federation subjects as a special type of regional departmental awards: legal regulation and issues of its improvement. Izbiratelnoe pravo, 1(41), 27-46. (In Russ.).

48. Vyazmitinov, M. N. (2008). Own awards of the Russian Federation subjects. In S. V. Osipov, T. V. Petukhova (Eds.). Issues of social-economic, political and cultural development of Russia: collection of scientific works (pp. 30-38). Ulyanovsk: Ulyanovskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet. (In Russ.).

49. Belotserkovich, D. V. (2015). Types of premium of subjects of the Russian Federation. Scientists notes PNU, 6(3), 55-60. (In Russ.).

50. Sakhieva, R. A. (2018). Legislation on state awards of the Republic of Tatarstan. Herald of the Eurasian Academy of Administrative Sciences, 3(44), 68-71. (In Russ.).

51. Nigmetzyanov, A. A. (2020). Development of award law in the republics of the Russian Federation. Uchenye zapiski Kazanskogo filiala Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya, 16, 93-106. (In Russ.).

52. Trofimov, E. V. (2008). Forms of state awards of the Russian Federation subjects: classification and trends. Law and Politics, 4, 1011-1016. (In Russ.).

53. Trofimov, E. V. (2011). Character of normative-legal regulation and consolidation of award systems of the Russian Federation subjects. Yuridicheskii mir, 11, 33-36. (In Russ.).

54. Vinokurov, V. A., Marukov, A. F. (2008). Awards of the supreme state authorities of the Russian Federation subjects. Yuridicheskaya mysl, 1, 49-63. (In Russ.).

55. Sterkhova, M. I., Fastovets, L. A. (2015). On the institute of honorary citizenship in Russia. Innovatsionnaya nauka, 8-2(8), 126-128. (In Russ.).

56. Akulenko, I. V. (2016). Honorary citizenship in the history of North Ossetia. Bulletin of North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 1, 11-16. (In Russ.).

57. Akulenko, I. V. (2015). Honorary citizenship in the history of Kuzbass. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 31, 140-150. (In Russ.).

58. Akulenko, I. V. (2017). Honorary citizenship in the history of Moscow. RUDN Journal of Public Administration, 4(3), 266-281. (In Russ.).

Конфликт интересов: автор является членом редколлегии журнала Russian Journal of Economics and Law. Статья прошла рецензирование на общих основаниях.

Conflict of Interest: the author is a member of the Editorial Board of the Russian Journal of Economics and Law. The article has been reviewed on the usual terms.

Дата поступления / Received 15.01.2023 Дата принятия в печать / Accepted 21.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.