Научная статья на тему 'Мониторинг показателей экономической безопасности России в социальной сфере'

Мониторинг показателей экономической безопасности России в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4519
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ УГРОЗ / ЛИНИИ ТРЕНДА / ECONOMIC SECURITY / THREATS OF ECONOMIC SECURITY / INDICATORS AND CRITERION OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / DIAGNOSTICS AND MONITORING OF LEVEL OF THREATS / LINES OF TREND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзых Лариса Александровна

В данной статье проанализировано социально-экономическое состояние России в настоящее время с учетом воздействия негативных факторов - введение санкций США и Евросоюзом в отношении России и принятия правительством антикризисных мер, направленных на поддержание социальной стабильности. Дана оценка Федеральному бюджету на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. как одному из основных регуляторов обеспечения экономической безопасности, предусматривающему утверждение основных характеристик на ближайшие три года, с учетом присоединения Крыма, бюджетных правил, позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы, возможных последствий западных санкций и налогового маневра. Выявлены слабые места действующих на сегодняшний день пороговых значений показателей социально-экономического развития нашего государства. Обусловлена актуальность исследования по определению пороговых значений математическими методами на основе имеющихся официальных статистических наблюдений за последние 15-20 лет в условиях стабильно развивающейся социально-экономической жизни в стране. Проведен мониторинг фактических показателей индикаторов социально-экономического развития в социальной сфере за последние полтора десятилетия на примере среднемесячной начисленной заработной платы, среднедушевых денежных доходов населения, численности населения, коэффициента рождаемости в расчете на одну женщину, индекса потребительских цен. Построены линии тренда, подобраны соответствующие модели уравнений с учетом полученных значений средней ошибки апроксимации, рассчитаны прогнозные показатели до 2018 г. На основе полученных результатов предложена классификация угроз по степени их реального воздействия и оказанных последствий на экономическую безопасность в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF INDICATORS OF THE ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA IN THE SOCIAL SPHERE

In this article the author analyzed the social and economic condition of Russia now taking into account influence of negative factors imposition of sanctions of the USA and the European Union concerning Russia and acceptance by the government of the anti-recessionary measures directed on maintenance of social stability. The author gave the assessment to the Federal budget for 2015 and on planning period 2016 and 2017 as to one of the main regulators of providing economic security providing the approval of the main characteristics for the next three years taking into account accession of the Crimea, the budgetary rules allowing to reduce dependence of execution of account obligations on change of the world prices for energy resources, possible consequences of the western sanctions and tax maneuver. The article revealed weak points of the threshold values of indicators of social and economic development of our state operating today. The author determined relevance of research on determination of threshold values by mathematical methods on the basis of the available official statistical supervision for the last 15-20 years in the conditions of steadily developing social and economic life in the country. The author also carried out monitoring of the actual indicators of indicators of social and economic development in the social sphere for the last one and a half decades on the example of the average monthly added salary, the average per capita monetary income of the population, population size, birth rate coefficient counting on one woman, a consumer price index. In the article the author built lines of a trend, the corresponding models of the equations taking into account the received values of an average error of approximation and calculated expected indicators till 2018. The author offered classification of threats by extent of their real influence and the rendered consequences on economic security in the social sphere on the basis of the received results.

Текст научной работы на тему «Мониторинг показателей экономической безопасности России в социальной сфере»

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

БОРЗЫХ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В данной статье проанализировано социально-экономическое состояние России в настоящее время с учетом воздействия негативных факторов - введение санкций США и Евросоюзом в отношении России и принятия правительством антикризисных мер, направленных на поддержание социальной стабильности. Дана оценка Федеральному бюджету на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. как одному из основных регуляторов обеспечения экономической безопасности, предусматривающему утверждение основных характеристик на ближайшие три года, с учетом присоединения Крыма, бюджетных правил, позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы, возможных последствий западных санкций и налогового маневра. Выявлены слабые места действующих на сегодняшний день пороговых значений показателей социально-экономического развития нашего государства. Обусловлена актуальность исследования по определению пороговых значений математическими методами на основе имеющихся официальных статистических наблюдений за последние 15-20 лет в условиях стабильно развивающейся социально-экономической жизни в стране. Проведен мониторинг фактических показателей индикаторов социально-экономического развития в социальной сфере за последние полтора десятилетия на примере среднемесячной начисленной заработной платы, среднедушевых денежных доходов населения, численности населения, коэффициента рождаемости в расчете на одну женщину, индекса потребительских цен. Построены линии тренда, подобраны соответствующие модели уравнений с учетом полученных значений средней ошибки апроксимации, рассчитаны прогнозные показатели до 2018 г. На основе полученных результатов предложена классификация угроз по степени их реального воздействия и оказанных последствий на экономическую безопасность в социальной сфере.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, индикаторы и показатели социально-экономического развития, диагностика и мониторинг уровня угроз, линии тренда

Россия сегодня - государство, с которым вынуждено считаться мировое сообщество, несмотря на недовольство некоторых исторически сложившихся стран - мировых лидеров. Все это результат проводимых президентом и правительством многочисленных реформ во всех сферах жизнедеятельности, направленных на обеспечение национальных интересов нашего государства. Однако, ситуация с введением санкций США и Евросоюзом в отношении России требует принятия серьезных, качественных, заведомо дающих положительный результат решений, направленных на предотвращение угроз национальным интересам страны.

Премьер-министр Дмитрий Медведев считает, что в настоящее время ситуация в экономике страны постепенно стабилизируется, но призывает не питать иллюзий - реальность может стать еще жестче, хотя Россия, уверен он, сможет жить и в такой реальности. Предпринятые оперативные антикризисные меры смягчили негативные эффекты,

что можно видеть хотя бы на примере валютного рынка. Однако причин для расслабленности нет, уверен председатель правительства: «Если оценивать ситуацию в целом, то она стабилизируется, но никаких иллюзий быть не должно» [1].

«Государство - коллективный феномен, основу которого составляют территория, население и власть. Именно государство, формулирующее определенные «правила игры» является тем звеном, которое консолидирует, обеспечивает защиту интересов всех и каждого в отдельности. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности, а его экономическая политика становится составным звеном и необходимым элементом рынка. С другой стороны, экономика за счет ресурсов поддерживает «механизмы» государства в исправном состоянии» [2].

Для правительства краеугольным камнем антикризисной работы является смягчение последствий кризиса для россиян, чтобы этот период

граждане прошли максимально безболезненно. Несмотря ни на что социальные обязательства исполняются полностью.

Социальная стабильность - одно из важнейших достижений последнего времени. Антикризисные мероприятия кабинета министров в первую очередь направлены на снижение социальной напряженности и являются фундаментом положительной тенденции вообще для социально-экономического развития.

Одним из основных регуляторов обеспечения экономической безопасности выступает Федеральный бюджет, его формирование на среднесрочную перспективу и полное исполнение. Так, Федеральный бюджет на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг., предусматривает утверждение основных характеристик на ближайшие три года, который учитывает присоединение Крыма, возможные последствия западных санкций и налогового маневра. Федеральный бюджет сформирован с учетом бюджетных правил, позволяющих снизить зависимость исполнения расходных обязательств от изменения мировых цен на энергоресурсы. При этом Федеральный бюджет остается социально-ориентированным, что является очень важным. Государство, несмотря на все трудности, связанные с введением санкций и падением цен на энергоносители, исполняет в полном объеме все свои социальные обязательства.

В 2015 г. на реализацию приоритетных национальных проектов выделено 139,3 млрд руб., госпрограмм - 12,3 трлн руб., федеральных целевых программ - 1,1 трлн руб., на инновационное развитие и модернизацию экономики - 2,3 трлн руб. В федеральном бюджете зарезервировано 60 млрд руб., которые по решениям правительства РФ направляются на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан и оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств [3].

По мнению В. К. Сенчагова, также важнейшими инструментами по обеспечению экономической безопасности России выступают «диагностика и мониторинг уровня угроз национальным интересам страны в сфере экономики» [4]. Под диагностикой понимается «оценка социально-экономической ситуации в стране с позиции экономической безопасности». При этом «мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности России, - основа всей дальнейшей работы по формированию мер по предотвращению и преодолению этих угроз» [4].

В современной России стоит актуальная задача создания механизма систематического мониторинга для анализа и оценки уровня угроз социально-экономической безопасности: потока доходов и расходов, изменения уровня бедности, демографии, занятости населения, социальной защищенности и др. «В качестве основы системы комплексного мониторинга следует использовать не традиционный интуитивный анализ и экспертные методы, а формализованные алгоритмы на основе математических моделей, с использованием всех доступных, в том числе, предназначенных для спецификации и оценки социально-экономических отношений» [5].

Количество факторов, влияющих на исследуемые процессы, постоянно увеличивается, в связи с их более глубокой дифференциацией. Поэтому уже нельзя полагаться на интуицию, человеческий опыт, которые не в состоянии охватить одновременно все эти факторы. В то же время уровень развития ГГ-технологий и математического аппарата позволяет обрабатывать огромные массивы информации, недоступные ученым предыдущих поколений.

Для анализа безопасности Центром финансово-банковских исследований института экономики РАН предложено использовать 150 показателей, которые называют индикаторами. Существенное отличие индикаторов от других показателей социально-экономического развития состоит в том, что они «количественно отражают угрозы экономической безопасности ...» [4].

В. К. Сенчагов систематизировал предложенные им индикаторы социально-экономического развития следующим образом: сфера реальной экономики; демография; социальная сфера; денежно-финансовая сфера; внешнеэкономическая сфера; сфера региональной экономики; экология; криминальная сфера. По мнению самого В. К. Сенчагова, приведенный перечень индикаторов является примерным и подлежит постоянному уточнению.

В своем исследовании хотелось бы только остановиться на индикаторах социально-экономического развития социальной сферы. К ним относятся: индикаторы динамики денежных доходов населения и его дифференциации по уровню доходов; индикаторы соотношения среднедушевых денежных доходов населения с прожиточным минимумом; индикаторы по заработной плате; индикаторы потребления населения; индикаторы социальной помощи населению; показатели роста розничных цен; индикаторы занятости; индикаторы обеспеченности населения услугами отраслей социальной сферы.

Общепринято считать, что пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение

которых препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности (В. А. Богомолов, Т. Е. Кочергина).

Большинство пороговых значений было определено С. Ю. Глазьевым в 1996 г. на основе совместных оценок групп экспертов. По мнению В. А. Богомолова, в качестве пороговых значений были взяты данные по отдельным развитым странам, а также по самой России в лучшие ее времена.

«История доказывает право на существование методики С. Ю. Глазьева для оценки экономической безопасности всего государства. Признано, что наиболее слабыми местами этой методики является использование завышенных критерий социально-экономической безопасности, возможность компенсирования неудовлетворительного значения какого-либо показателя за счет других показателей [5].

С момента их разработки прошло уже практически двадцать лет. В связи с этим актуальны исследования по определению пороговых значений математическими методами на основе имеющихся официальных статистических наблюдений за последние 15-20 лет в условиях стабильно развивающейся социально-экономической жизни.

Исследования в этом направлении идут в двух направлениях. Первый основан на анализе отдельных индикаторов, которые систематизированы в блоки по сферам (сфера реальной экономики; демография; социальная сфера; денежно-финансовая сфера; внешнеэкономическая сфера и др.). Второй -разработка агрегированных индикаторов и формирование интегральных показателей экономической безопасности [6].

Для расчета пороговых значений на первом этапе необходимо получить прогнозные (ожидаемые) показатели индикаторов социально-экономического развития на основе имеющихся рядов динамики по соответствующему показателю и определить временной период, когда будет достигнуто критическое значение.

Под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний системы в будущем и сроков достижения этих состояний, а процесс разработки прогнозов называют прогнозированием [7].

Прогнозирования экономических процессов включает следующие этапы:

1) постановка задачи и сбор необходимой информации;

2) первичная обработка исходной информации;

3) определение возможных моделей прогнозирования;

4) оценка параметров рассматриваемых моделей;

5) расчет характеристик моделей;

6) анализ полученных результатов прогноза.

Предварительный анализ временных рядов

экономических показателей заключается в выявлении аномальных значений уровней ряда, которые не соответствует реальным возможностям рассматриваемой экономической системы, а также в определении наличия тренда [8].

Наиболее распространенным приемом для устранения аномальных значений показателей и отсутствия тенденции временного ряда является сглаживание временного ряда. При этом производится замена фактических уровней временного ряда на расчетные, что способствует более четкому проявлению тенденции ряда.

Комплекс аналитических методов выравнивания сводится к выбору конкретных кривых роста и определению их параметров. Под кривой роста понимается некоторая функция, аппроксимирующая заданный динамический ряд.

Разработка прогноза с использованием кривых роста включает следующие этапы:

- выбор одной или нескольких кривых, форма которых соответствует динамике временного ряда;

- оценка параметров выбранных кривых;

- проверка адекватности выбранных кривых прогнозируемому процессу и окончательный выбор кривой;

- расчет точечного и интервального прогнозов.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Практически все предложенные В. К. Сенчаго-вым показатели индикаторов социально-экономического развития нашей страны в социальной сфере входят в состав официальной статистической информации Росстата. Таким образом, на сегодняшний день, фактически имеются данные по показателям индикаторов социально-экономического развития в социальной сфере за два десятилетия.

Проведя анализ имеющихся временных рядов показателей близких по своей сути к индикаторам социально-экономического развития в социальной

сфере, можно сделать вывод в целом о положительной динамике состояния социальной составляющей экономической безопасности.

Так, например, за период с 2000-2013 гг. выявлена положительная динамика снижения индекса потребительских цен, численности безработных в Российской Федерации в среднем за год, численности населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, роста номинальной заработной платы, об-

щего объема социальных выплат, среднего размера назначенных пенсий и др.

Продемонстрируем наглядно динамику некоторых индикаторов социально-экономического развития, построив линии тренда и оценив значение ошибки аппроксимации.

Значение средней ошибки аппроксимации до 15 %, что свидетельствует о хорошо подобранной модели уравнения. Используя полученные уравнения, можно с высокой вероятностью получить прогнозные значения исследуемых индикаторов.

Рис. 1. Среднемесячная начисленная заработная плата в РФ с учетом прогноза до 2018 г.

Рис. 2. Динамика среднедушевых доходов населения в РФ с учетом прогноза до 2018 г.

На представленных графиках продемонстрирована динамика среднемесячной начисленной заработной платы и среднедушевых денежных доходов по годам за последние 15 лет. Как видно из этих рисунков значение средней ошибки аппроксимации не превышает 0,5 %, что свидетельствует об адекватности построенных моделей и достоверности показателей, полученных

Демографической ситуации в нашей стране в последние годы уделяется особое приоритетное внимание. Государство направляет колоссальные финансовые потоки на поддержку материнства и детства, развития семейных ценностей, снижения смертности и повышения продолжительности жизни.

На рисунке 3 показана динамика численности населения РФ в абсолютных величинах за последние 15 лет. Значение средней ошибки

расчетным путем, ожидаемых в 2015-2018 гг. Полученная функция возрастающая, что позволяет сделать вывод о наметившейся положительной динамике роста реальных доходов населения.

С ростом доходов населения прослеживается позитивная тенденция увеличения численности населения, проживающего на территории России.

апроксимации равно 1,34 %. Полученная функция у = 0,0364х2 - 146,52х + 147429 в промежутке 2010-2018гг. возрастающая, что свидетельствует о наметившейся тенденции прироста населения страны в том числе и в связи с увеличением рождаемости.

Проведем исследование суммарного коэффициента рождаемости России в расчете на одну женщину (рис. 4).

1,5

0,5

- ? - §

r-« гм СП о Я g S 3

U3 2 ■=t ТГ ♦ LП 416 L,502 «d-LTi Ю LT) LП *-T I-T fn rt

l,19i 1,22 1,21 1,3 Гч| on T—1 У = 0,0005x2-R2 = 2,0502x+2020,5 0,9779

1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020

♦ Суммарный коэффициент рождаемости (в расчете на 1 жеництну; -Полиномиальная (Суммарный коэффициент рождаемости (в расчете на 1 женщину}}

гП

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020

♦ Численность населения РФ -Полиномиальная (Численность населения РФ)

Рис. 3. Численность населения РФ с учетом прогноза до 2018 г.

Рис. 4. Суммарный коэффициент рождаемости в Российской Федерации (в расчете на 1 женщину)

с учетом прогноза до 2018 г.

На рисунке 4 представлена линия тренда суммарного коэффициента рождаемости в Российской Федерации в расчете на одну женщину с учетом прогноза до 2018 г. Значение средней

В тоже время показатели индексов потребительских цен на товары и услуги в РФ за период с 2000 по 2013 гг. более чувствительно реагируют на изменения в социально-экономической сфере, происходящие под воздействием внешних и внутренних факторов.

При исследовании статистических показателей индексов потребительских цен значении средней ошибки апроксимации уже составляет 16,6 %. Следовательно, подобранную линию уравнения можно использовать для дальнейших исследований с осторожностью.

Как видно из представленных диаграмм (рис. 14) при благополучном исходе (отсутствие негативных явлений в различных сферах жизнедеятельности) расчетным путем вычисляются значения индикаторов в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что позволяет оценивать динамику социально-экономического положения страны путем определения допустимых интервалов отклонений от безопасных значений с использованием статистических инструментов проверки гипотез (например, критерий Стьюдента, Фишера и др.), с распределением их по классам (уровням) риска.

Угрозы следует классифицировать по степени их реального воздействия и оказанных последствий на экономическую безопасность в социальной сфе-

ошибки апроксимации равно 2,21 %, что также свидетельствует о достоверности полученных прогнозных значений. Так, к 2018 г. суммарный коэффициент рождаемости составит 1,9.

ре. Например, первый класс угроз характеризуется высокой степенью воздействия и серьезными последствиями, предотвращение которых требуют проведения полного комплекса мер; второй класс -средней степенью воздействия и последствиями, предотвращение которых требует частичного проведения комплекса мер; третий класс - низкой степенью воздействия и последствиями, предотвращение которых возможно при проведении превентивных мер.

Моделируя угрозы экономической безопасности, т. е. получая конкретные значения индикаторов экономической безопасности в зависимости от их принадлежности к тому или иному классу (уровню) риска, можно разработать соответствующий план мероприятий по улучшению экономической безопасности в социальной сфере на основе предложенной классификации.

Таким образом, мониторинг и диагностика уровня угроз национальным интересам страны на основе показателей индикаторов социально-экономического развития в социальной сфере является первостепенной задачей в существующих реалиях нашей жизни. При этом полученные результаты служат достойным основанием для разработки стратегий развития на перспективу с сохранением социальной стабильности.

Рис. 5. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации

Литература

1. Замахина Т., Кузьмин В. Реальность без иллюзий // Российская газета. 24.04.2015. URL: http:// www.rg.ru/ printable-/2015/04/22/realnost.html

2. Фирсов И. В. Пути развития механизмов управления в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития российской экономики // Правовое поле современной экономики. 2012. № 10. C. 59.

3. Госдума утвердила федеральный бюджет на 2015-2017 гг. URL: http://tass.ru/ekonomika/1589307

4. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. С. 768, 764, 55.

5. Денежкина И. Е., Суздалева Д. А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 3. С. 97.

6. Митяков Е. С., Митяков С. Н. Адаптивный подход к вычислению обобщенного индекса экономической безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.

7. Красс М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов. СПб.: Питер, 2007. С. 402.

8. Грешонков А. М., Меркулова Е. Ю., Степи-чева О. А. Методические аспекты обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 4.

References

1. Zamakhina T., Kuz'min V. Real'nost' bez illyuzij [Reality without illusions] // Rossijskaya gazeta. 24.04.2015. URL: http:// www.rg.ru/ printable-/2015/ 04/22/realnost.html

2. Firsov I. V. Puti razvitiya mekhanizmov upravleni-ya v sisteme obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na sovremennom etape razvitiya ros-sijskoj ekonomiki [Ways of development of mechanisms of management in system of providing economic security of the Russian Federation at the present stage of development of the Russian economy] // Pravovoye pole sovremennoj ekonomiki. 2012. № 10. C. 59.

3. Gosduma utverdila federal'nyj byudzhet na 20152017 gg. [The State Duma approved the federal budget for 2015-2017] URL: http://tass.ru/ekonomika/1589307

4. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: obshchij kurs: uchebnik [Economic security of Russia: general course: study guide] / pod red. V. K. Senchagova. M.: BINOM. Laboratoriya znanij. 2010. S. 768, 764, 55.

5. Denezhkina I. E., Suzdaleva D. A. Sistema poka-zatelej dlya monitoringa ekonomicheskoj bezopasnosti regiona [System of indicators for monitoring of economic security of the region] // Effektivnoye antikrizisnoye up-ravleniye. 2011. № 3. S. 97.

6. Mityakov E. S., Mityakov S. N. Adaptivnyj pod-khod k vychisleniyu obobshchennogo indeksa ekonomicheskoj bezopasnosti [Adaptive approach to calculation of the generalized index of economic security] // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 3.

7. Krass M. S., Chuprynov B. P. Matematika dlya ekonomistov [Mathematics for economists]. SPb.: Piter, 2007. S. 402.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Greshonkov A. M., Merkulova E. Yu., Stepicheva O. A. Metodicheskiye aspekty obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti v prodovol'stvennoj sfere [Methodical aspects of providing economic security in the food sphere] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. T. 10. № 4.

* * *

MONITORING OF INDICATORS OF THE ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA IN THE SOCIAL SPHERE

BORZYKH LARISA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]; [email protected]

In this article the author analyzed the social and economic condition of Russia now taking into account influence of negative factors - imposition of sanctions of the USA and the European Union concerning Russia and acceptance by the government of the anti-recessionary measures directed on maintenance of social stability. The author gave the assessment to the Federal budget for 2015 and on planning period 2016 and 2017 as to one of the main regulators of providing economic security providing the approval of the main characteristics for the next three years taking into account accession of the Crimea, the budgetary rules allowing to reduce dependence of execution of account obligations on change of the world prices for energy resources, possible consequences of the western sanctions and tax maneuver. The article revealed weak points of the threshold values of indicators of social and economic development of our state operating today. The author determined relevance of research on determination of threshold values by mathematical methods on the basis of the available official statistical supervision for the last 15-20 years in the conditions of steadily developing social and economic life in the country. The author also carried out monitoring of the actual indicators of indicators of social and economic development in the social sphere for the last one and a half decades on the example of the average monthly added salary, the average per capita monetary income of the population, population size, birth rate coefficient counting on one woman, a

n. A. EOP3MX

21

consumer price index. In the article the author built lines of a trend, the corresponding models of the equations taking into account the received values of an average error of approximation and calculated expected indicators till 2018. The author offered classification of threats by extent of their real influence and the rendered consequences on economic security in the social sphere on the basis of the received results.

Key words: economic security, threats of economic security, indicators and criterion of social and economic development, diagnostics and monitoring of level of threats, lines of trend.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.