Выводы. Для строительства жилых пригородов г. Оренбурга были заняты территории сельскохозяйственных угодий и степные пойменные участки. Все эти коттеджные посёлки не соответствуют требованиям к экопроектам с применением альтернативных энергетически эффективных технологий и экологических материалов, оказывающих минимальное влияние на окружающую среду. Следствием изъятия земель сельскохозяйственного назначения для муниципальных нужд является ухудшение качества земель:
— интенсивная хозяйственная деятельность человека приводит к существенному и радикальному изменению почвенного покрова, который в этих условиях представляет собой дискретную природно-техногенную систему;
— наиболее характерным и экологически значимым процессом преобразования почв является химическое загрязнение (интенсивное воздействие автотранспорта);
— трансформация морфологических, физико-химических и биоэкологических свойств почв агроландшафтов, сменивших категорию и переведённых в селитебные ТГС.
Переориентирование земельных комплексов с включением в новую категорию земельно -хозяйственных отношений невозможно без нанесения ущерба их современному состоянию. За счёт роста города и его пригородных комплексов (увеличения доли многоэтажного и усадебного строительства; садово-дачного массива) происходит уменьшение доли земель сельскохозяйственного назначения и перевода их в категорию жилых земель. На локальном уровне структура типов землепользования города формируется преимущественно за счёт монофункциональных единиц — жилищного, промышленного, производственного типов землепользования, которые характеризуются определённой функциональной, архитектурно-планировочной и социальной целостностью.
Литература
1. Ряхов Р.В., Норейка С.Ю. Оценка изменения состояния перспективных степных участков Оренбургской области по данным дистанционного зондирования // Молодые учёные Оренбуржья — науке XXI века: матер. ежегод. обл. науч.-практич. конф. / Издательско-полиграфический комплекс «Университет». Оренбург, 2015. С. 73—74.
2. Чибилёв А.А. Энциклопедия «Оренбуржье». Том 1. Природа. Калуга: «Золотая аллея»; Оренбургское литературное агентство, 2000. 160 с.
Мониторинг озеленённых территорий образовательных учреждений города Оренбурга
А.А. Шайхутдинова, к.т.н., М.Ю. Гарицкая, к.б.н., Я.С. Ивлева, магистрант, ФГБОУ ВО Оренбургский ГУ
Городские зелёные насаждения оказывают благоприятное воздействие на организм человека и среду, защищают инженерные сооружения и открытые территории от сильного ветра и излишней инсоляции, формируют благоприятные микроклиматические условия, защищают от шума и пыли, очищают атмосферный воздух от загрязняющих веществ, выделяемых промышленными предприятиями и транспортными средствами [1].
Градостроительными нормами и правилами предусмотрен определённый состав элементов системы озеленения территорий города:
— зелёные насаждения общего пользования — общегородские и районные парки, сады, насаждения при общественных и административных учреждениях, линейные пешеходные связи (бульвары, скверы и т.п.), а также специализированные парки (ботанические, зоологические, мемориальные, исторические, этнографические и др.);
— озеленённые участки ограниченного пользования — зелёные насаждения на территории детских садов, школ, вузов, научно-исследовательских учреждений, больниц, домов отдыха, промышленных предприятий, а также насаждения жилых микрорайонов и кварталов [2].
Здания образовательных учреждений должны размещаться в селитебной территории, за границей санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражных кооперативов, автомобильных стоянок, автомобильных магистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлёта и посадки воздушного транспорта [3].
Детские сады являются важными объектами обслуживания населения жилых комплексов. Территории детских садов занимают значительную часть в общем балансе озеленения территорий жилого района и микрорайона. Уровень озеленения детских садов по современным нормативам должен составлять 50%.
Озеленение детского сада зелёными насаждениями предусматривает: ряды деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной); группы и одиночные экземпляры деревьев; живые изгороди кустарников; цветники (двулетники, многолетники).
Ряды деревьев с плотной кроной должны размещаться по периметру сада, живая изгородь из кустарников — по внешней границе, по внутренней границе — кустарники в группах. Вокруг площадок должны быть высажены деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев предусмотрены разрывы. Деревья и кустарники размещаются так,
чтобы большая часть площади под озеленением территории площадок в течение дня освещалась солнцем. Цветники должны составлять 1% от общей площади детского сада.
Школа — неотъемлемый элемент жилых комплексов. В озеленении школ зелёные насаждения играют функционально-планировочную роль — объединяют все зоны в единое целое и отделяют площадки друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух, создавая тем самым благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. В общем балансе зелёные насаждения должны занимать не менее 40—50% площади территории.
Ассортимент в озеленении школ должен быть подобран тщательно и по возможности включать в себя интродуценты в целях изучения дендрологической флоры и расширения знаний учеников по биологии в сфере декоративного устройства садов. В рекреационных зонах предусмотрены клумбы из многолетних цветов и открытые газонные участки в разрывах между группами древесной растительности. Виды, представляющие особую ценность, должны быть сосредоточены на коллекционной школьной территории.
Непосредственно у здания школы необходимо предусмотреть одну-две площадки для отдыха старшеклассников и учеников младших классов в течение перемен между уроками, а также полосы газона с незначительными группами из многолетников травянистых культур, кустарников и одиночных экземпляров низких пород деревьев. Древесные породы размещаются на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники — на расстоянии 5 м таким образом, чтобы учебные кабинеты не затенялись. По периметру школьного участка с внутренней части необходимо предусмотреть ряды древесных культур и кустарников полосой в 4—6 м, а с внешней стороны — полосой в 5—10 м. Для более эффективной изоляции используют липу крупнолистную, клён остролистный с живой изгородью из пузыреплодника, боярышника обыкновенного [4].
При озеленении территорий детских садов и школ нельзя использовать древесные культуры и кустарники с ядовитыми плодами, чтобы исключить возможность отравления обучающихся [3].
Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования являются частью планировочной структуры города, организуются в специализированные территориальные комплексы, обособленные от жилой и промышленной застройки. Территории учебных заведений являются строго ограниченного пользования, имеют специальную пропускную систему для въездов автотранспорта и проходные для посетителей.
В состав сети учебных учреждений входят:
— университеты (общего, политехнического, архитектурно-строительного профиля и др.);
— академии (аграрные, лесотехнического и архитектурного профиля);
— институты физической культуры;
— колледжи и техникумы.
Вход в здание необходимо зафиксировать в виде осевой композиции сквера, площадки с декоративными покрытиями из плит, фонтана, скульптуры, цветника. Необходимо предусмотреть кратчайший деловой транзит от остановочного пункта транспорта к образовательному учреждению.
В озеленении территорий высшего учебного заведения у главного здания учебного корпуса предусматривают парадный сквер с учётом архитектуры здания и его окружения. Сосредоточивают деловые транзиты, которые ведут к главному входу в здание. Главный вход в здание чаще всего оформляют с использованием цветников, фонтанов, скульптур. Все здания высшего учебного заведения связывают удобными и кратчайшими дорогами. Ландшафтная организация территорий предусматривает наличие мемориальных зон, содержащих памятные аллеи, исторические посадки, площади учёных (художников и др.), которые работали в институте.
При проектировании любого города пользуются нормами озеленения, которые дифференцируют в зависимости от размера города и климатических условий. Города с населением более 500 тыс. человек относятся к крупнейшим, от 250 до 500 тыс. человек — к крупным, от 100 до 250 тыс. — к большим, от 50 до 100 тыс. — к средним и с населением до 50 тыс. — к малым городам [5].
В настоящее время проблема озеленения стоит во многих населённых пунктах, в частности и в г. Оренбурге. Оренбург основан в 1743 г. и располагается на реке Урале у впадения в неё реки Сакмары. По официальным данным администрации Оренбурга, общая площадь города составляет 374 км2, или 37400 га. Население города на 01.01.2015 г. составляло 561279 чел. [6].
Согласно представленной выше классификации, Оренбург относится к крупнейшим городам.
Озеленение жилой и общественной застройки (озеленённые территории ограниченного пользования) следует проектировать в соответствии с данными таблицы 1.
Материал и методы исследования. В качестве объектов исследования выступали территории четырёх вузов г. Оренбурга (Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбургский государственный педагогический университет), 7 школ (средние общеобразовательные школы № 9, 10, 19, 23, 69 и гимназии № 2 и 4) и 6 детских садов (№ 35, 141, 142, 148, 192, 197) в разных районах г. Оренбурга.
При оценке степени озеленения производили сбор, обработку и анализ материалов дистанционного зондирования и методы ГИС-анализа
1. Расчётные показатели озеленённых участков реконструируемой застройки
Территория (участок) реконструируемого объекта Максимальная площадь озеленения, % от общей площади Минимальная площадь озеленения, м2 на 1 чел.
Придомовая 60 5-7
Детских садов-яслей 50 0,7-1,2
Школ 40 0,9-1,5
Лечебно-оздоровительных учреждений 50 1,2
Культурно-оздоровительных учреждений 60 0,8
Высших учебных заведений 50 0,3
Средних специальных учебных заведений 50 0,2
Профессионально-технических училищ 50 0,3
2. Озеленение территорий вузов, школ и детских садов г. Оренбурга
Общая Площадь Количество чел.
площадь, м2 озеленения, м2 на 01.10. 2016 г.
Вузы
ОГУ 178810 36044 20,16 ~15000 2,40
ОГАУ 231756 63273 27,30 10947 5,78
ОрГМУ 46025 5156 11,20 ~ 8000 0,65
ОГПУ 171285 38500 22,48 5402 7,13
Детские сады
№ 35 21419 4269 19,93 450 9,49
№ 141 21840 6708 30,71 447 15,01
№ 142 17930 6515 36,34 450 14,48
№ 148 25159 10490 41,70 369 28,43
№ 192 15505 6852 44,19 211 32,47
№ 197 10041 3620 36,05 170 21,29
Школы
№ 9 65366 41352 63,26 742 55,73
№ 10 47224 17919 37,94 585 30,63
№ 19 17084 3446 20,17 763 4,52
№ 23 38296 11955 31,22 508 23,53
№ 69 42079 12238 29,08 1316 9,30
Гимназия № 2 18241 2964 16,25 943 3,14
Гимназия № 4 58638 8936 15,24 804 11,11
пространственных данных, сравнение результатов исследования и оценку выполнения требований обустройства жилой застройки селитебной зоны СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» с учётом зелёных насаждений [2, 7].
На начальном этапе выполняли обработку кос-моснимка, полученного с помощью сервиса «Yandex Карты», включая выделение административных районов и нанесение их границ. В программе ArcGIS 10.3 (ArcInfo) были использованы индексированные по цветам спутниковые изображения, на основе которых сформированы полигоны растительности (табл. 2) [7].
Результаты исследования. В результате проведённого исследования получили, что максимальная площадь озеленения территорий вузов города Оренбурга не соответствует установленным требованиям в 50% от общей площади и лежит в интервале 11,20—27,30%. Однако минимальная площадь озеленения находится в пределах нормы (0,3 м2/чел) и составляет 0,65—7,13 м2/чел.
Удельный вес озеленённых территорий детских садов должен быть не менее 50% от общей площади. По данным, представленным в таблице 2,
видно, что данному нормативному значению не соответствуют территории всех исследуемых детских садов № 35, 141, 142, 148, 192, 197, площадь озеленения которых составляет 19,93—44,19% от общей площади. Минимальная площадь озеленения всех исследуемых детских садов находится в пределах нормы (0,7—1,2 м2/чел) и составляет 9,49-32,47 м2/чел.
Удельный вес озеленённых территорий школ должен быть не менее 40% от общей площади. Нормативному значению не соответствуют территории школ № 10, 19, 23, 69 и гимназий № 2 и 4, площадь озеленения которых составляет 15,24-37,94% от общей площади. Максимальная площадь озеленения средней общеобразовательной школы № 9 составляет 63,26% и соответствует норме. Причём минимальная площадь озеленения на одного ученика находится в пределах нормы (0,9-1,5 м2/чел) и составляет 3,14-55,73 м2/чел.
Выводы. Основная задача состоит в рациональном использовании действующих элементов озеленения образовательных учреждений.
Большую роль в озеленении территорий может сыграть отвесное озеленение в виде лиан, кашпо, озеленения лоджий и балконов и т.д. Отвесное
озеленение в районах с жаркими климатическими условиями необходимо располагать на относе от внешних стен с целью обеспечения защиты от солнечных лучей и устройства тенистых проходов вдоль стен зданий.
В формировании и сохранении среды жизни большую роль играют сады и оранжереи на крыше, совмещаемые с детскими игровыми площадками и плескательными бассейнами, местами прогулок и отдыха взрослого населения. Данные рекреационные территории, находящиеся на значительном удалении от транспортных потоков и людей, могут использоваться для безопасного отдыха граждан. С целью изоляции от атмосферных осадков и неблагоприятных температурных условий возможно использование трансформируемых светопрозрач-ных покрытий.
Практически каждую строительную конструкцию можно сделать озеленённой в случае устройства на ней выступов для вьющихся травянистых растений, которые высаживаются у оснований стен. Также возможно сделать её в виде чередующихся сквозных, горизонтальных или наклонных проёмов, контактирующих с засыпкой и высадить в них травянистые растения.
Специально сконструированные озеленённые стены позволяют получить экономное расходование материала. Для озеленения внешней поверхности необходимо [3]: устройство проёмов или так называемых карманов на внешней по-
верхности стен с последующим заполнением природным грунтом и высадкой растений; возведение полностью или фрагментарно подпорных стен из габионов; оформление пористых (природоподобных) лицевых поверхностей, заполняемых грунтом; закрепление многослойной удерживающей сеткой на поверхности скального откоса слоя природного или искус -ственного грунта с удобрениями и семенами растений; прикрепление к скальному откосу отдельных сборных железобетонных элементов с последующим заполнением пазух растительным грунтом.
Литература
1. Шайхутдинова А.А., Маркова О. С. Экологические аспекты планировочной структуры города Оренбурга // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (60). С. 186-189.
2. СНиП 2.07.01-89 Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. М., 1999.
3. Шайхутдинова А.А., Ивлева Я.С. Городские зелёные насаждения как элемент системы экологического каркаса // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 4. С. 91-96.
4. Озеленение территории детских садов и школ, средних и высших учебных заведений.[Электронный ресурс]. URL:// http://ozelenitel-stroy.ru/ozelenenie-detskih-sadov-i-shkol.
5. Нормы озеленения. [Электронный ресурс]. URL://http:// flowerlib.ru/books/item/ffl0/s00/z0000008/st006.shtml.
6. Город Оренбург. [Электронный ресурс]. URL://http://www. admin.orenburg.ru/div3624/5655.
7. Степанова И.А. Мониторинг озеленённых территорий города Оренбурга / И.А. Степанова, М.Ю. Гарицкая, К.Р. Тух-таназарова, С.В. Шулаев // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2016. № 4 (60). С. 181-184.
Биогазовая установка как способ решения проблемы утилизации отходов промышленного животноводства
Е.В. Яковлева, к.т.н., О.Я. Набокина, к.т.н., В.Н. Куракина,
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Экологическая безопасность, как и продовольственная, являются одной из основных составляющих политики современного государства, так как она напрямую влияет на здоровье населения и качество жизни. Состояние окружающей природной среды, т.е. среды обитания человека и всех живых и растительных организмов, непосредственно зависит от того, насколько соблюдаются нормы экологического законодательства. В экологически неблагополучных условиях невозможно производить качественное и безопасное для человека продовольствие.
Увеличение сельскохозяйственной деятельности человека, обусловленное тем, что потребности в продовольствии возрастают с каждым годом, вызывает негативные изменения в природе. Ухудшается состояние почвы из-за агротехнических мероприятий, связанных с мелиорацией, применением минеральных удобрений, различных средств химизации, а также внесением навозной массы из
животноводческих помещений. Водоёмы загрязняются животноводческими стоками. Химизация и индустриализация сельхозпроизводства приводит к отравлению атмосферного воздуха.
Крупные животноводческие и птицеводческие комплексы, являющиеся мощным источником загрязнения окружающей среды, представляют особую опасность для природы.
В России ежегодно на комплексах и птицефабриках образуется около 170,0 млн м3 сырого помёта и навозной массы. Плохо хранящиеся сырой помёт и навоз, неочищенные животноводческие стоки создают окружающей среде и населению огромную угрозу. Однако работы по реконструкции старых и строительству новых очистных сооружений, несмотря на всё это, не проводятся как из-за отсутствия финансовых средств, так и нежелания владельцев предприятий. Это является следствием отсутствия жёстких законов и высоких штрафов за загрязнение окружающей среды [1].
В последние годы в Оренбургской области, как и по всей стране, наблюдается ускоренный