Научная статья на тему 'Мониторинг окружающей среды Красноярского края в показателях устойчивого природопользования'

Мониторинг окружающей среды Красноярского края в показателях устойчивого природопользования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
334
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УСТОЙЧИВОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шапарев Н. Я.

На основе разработанной системы показателей устойчивого природопользования выполнен мониторинг окружающей среды Красноярского края. Анализ земельных, водных, лесных, атмосферно-воздушных, биологических и минеральных ресурсов показал, что край развивается в антиустойчивом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг окружающей среды Красноярского края в показателях устойчивого природопользования»

УДК 502:330.15

Н.Я. Шапарев

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ПОКАЗАТЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

На основе разработанной системы показателей устойчивого природопользования выполнен мониторинг окружающей среды Красноярского края. Анализ земельных, водных, лесных, атмосферно-воздушных, биологических и минеральных ресурсов показал, что край развивается в антиустойчивом направлении.

Ключевые слова: устойчивое природопользование, мониторинг, природные ресурсы, красноярский край.

емельные ресурсы Красноярского края равны 234 млн. га (13.7% территории России). По категориям земель они распределены следующим образом: земли лесного фонда - 65.77%; земли с/х назначения - 16.82%, в т.ч. пашня - 1.3%; земли запаса -12.89%, земли особо охраняемых территорий - 4.06%; земли водного фонда - 0.25%; земли населенных пунктов - 0.13%; земли промышленности - 0.08%. Плотность населения равна 1.3 человека на 1 км2.

Речной сток в Красноярском крае составляет около 630 км3 в среднем по водности год. Это 14% водного стока России. Енисей -крупнейшая река России, занимает пятое место в мире по годовому стоку. Запасы подземных вод оцениваются в 10 км3 и составляют 3% от общероссийских. Хотя региональное водопотребление составляет около 2% от водостока, Красноярский край занимает лидирующие позиции в Сибирском Федеральном округе по объемам водопотребления.

Площадь земель лесного фонда Красноярского края равна 163.7 млн. га (21.5% от площади лесов России). Общая площадь земель покрытых лесом составляет 108.8 млн.га, из которых леса I группы занимают 34.3%, II группы - 1.7%, III группы - 64%. Запасы древесины составляют 11.9 млрд. м3 (14.5% запасов России). Следует отметить, что из формально огромных лесных ресурсов лишь 10-12% представляют коммерческую рыночную ценность. Остальные леса выполняют биосферные функции, а так же могут

использоваться на топливо. Объемы лесозаготовок в крае составляют в настоящее время 12 млн. м3 в год. Красноярский край находится на седьмом месте в России по вывозке древесины и на третьем месте по производству пиломатериалов.

Биологические и лесные недревесные ресурсы Красноярского края составляют: 375 видов птиц (промысловое значение имеют несколько десятков); охотничьи угодья площадью 69 млн. га (наибольшую ценность имеют пушные виды, дикие копытные и бурые медведи); 22 вида рыб в бассейне р. Енисей и 11 видов в бассейне р. Обь, имеющих промысловое значение; около 77.8 тыс. км2 кедровых лесов; 40 видов съедобных грибов, ареалы которых занимают около 10% лесопокрытой территории; дикорастущие ягоды (брусника, черника, клюква, голубика); около 100 видов лекарственных растений. Промысел рыбы в Красноярском крае составляет 1.5 тыс. т.

Комплекс минерального сырья в Красноярском крае включает 83 вида, расположенных в 1300 месторождениях и перспективных проявлениях. Удельный вес Красноярского края в структуре разведанных запасов полезных ископаемых России составляет: уголь -24%, железная руда - 3%, медь - 43%, никель - 71%, кобальт -40%, свинец - 41.7%, сурьма - 55%, серебро - 6%, золото - 13%, платиноиды - 99.9%, нефть - 0.7%, газ - 1.4%. Валовая ценность разведанных запасов минерального сырья в Красноярском крае равна 2.3 трлн. долл. (9% общероссийских). Из них топливноэнергетические - 78.2%, черные и цветные металлы 12%, редкие и благородные металлы - 8.2%.

На основе разработанной системы показателей устойчивого природопользования выполнен мониторинг природных ресурсов, который показал, что Красноярский край развивается в антиустой-чивом направлении.

Хотя Красноярский край и обладает сравнительно богатым природно-ресурсным потенциалом, однако платежи за природные ресурсы не играют значительной роли в формировании бюджета региона. Их доля в совокупных доходах бюджета края за последний период не превышала 8.5 %, причем в последнее время наметилась тенденция к ее снижению. Они состоят из: платежей за пользование недрами - 0.5%, налога на добычу полезных ископаемых - 56.7%, сбора за пользование объектами животного мира -

0.5%, платежей за пользование лесным фондом - 10.3%, земельно-

го налога - 21.5%, платы за негативное воздействие на окружающую среду - 10.5%. Обозначенных поступлений недостаточно даже для финансирования действенной охраны и защиты природных ресурсов, их возобновления и воспроизводства минеральносырьевой базы. Так, например, на охрану, защиту, восстановление лесного фонда Красноярского края и управление им, по нашим оценкам, требуется в полтора раза больше средств, чем платежи за пользование лесным фондом, поступающие в бюджет. Таким образом, действующая система платежей за природные ресурсы, как впрочем, и вся налоговая система, не соответствует целям устойчивого развития ресурсного региона. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения должно заключатся в изменении состава и структуры ресурсных платежей, повышении их роли при одновременном снижении налогов на прибыль и труд.

Для минерально-сырьевого комплекса (невозобновляемые ресурсы) предлагается следующая система платежей.

1. Платежи за пользование недрами. По сути, данный вид платежей представляет собой арендную плату. Поскольку в настоящее время недра в соответствии с законодательством являются государственной собственностью, то передача их в пользование должна осуществляться за плату. Размер данного платежа зависит, главным образом, от площади предоставляемого в пользование участка недр. При этом недропользователь обязан уплачивать данный платеж независимо от результатов его предпринимательской деятельности. Данные платежи должны идти на финансирование социальных программ региона.

2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Данный платеж должен обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы в регионе.

3. Рентный платеж. В идеале данный платеж должен устанавливаться отдельно по каждому месторождению и призван изымать дифференциальную ренту, образуемую на лучших месторождениях и использоваться для формирования фондов будущих поколений и диверсификации экономики сырьевой территории.

4. Экологические налоги и сборы направлены на компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде в результате осуществления добычи минеральных ресурсов и на развитие сетей особо охраняемых и резервных территорий. Сюда относятся различные налоги и платежи за выбросы в атмосферу, сбросы загрязняющих

веществ в воду, размещение отходов и прочие вредное воздействие на окружающую среду. Поскольку основные последствия негативного воздействия на окружающую среду проявляются на территории непосредственного воздействия, большая часть поступлений по данным налогам и сборам должна оставаться в бюджетах региона, и, преимущественно, в местных бюджетах и направляться на ликвидацию экологического ущерба, а также развитие сетей особо охраняемых и резервных территорий.

Для решения этих проблем необходимо закрепить в законодательной базе (законодательстве) следующее: всякий (любой) возобновляемый природный ресурс необходимо воспроизвести в количественном и качественном виде, а для невозобновимого ресурса должна быть воспроизведена новая минерально-сырьевая база, либо рента, получаемая при добыче этого ресурса должна быть инвестирована в равноценный воспроизводимый или человеческий капитал согласно правила Хартвика.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Красноярского краевого фонда науки (проект "09-05-98016 - рсибирьа") и гранта Президента Российской Федерации для ведущих научных школ - НШ 3428.2006.9.

Shaparev N. Ya.

MONITORING OF THE KRASNOYARSK KRAI’S ENVIRONMENT IN SUSTAINABLE NATURE MANAGEMENT INDICATORS

On the basis of the developed system of sustainable nature management indicators, the monitoring of Krasnoyarsk Krai’s environment is made. The analysis of land, forest, atmospheric, biological and mineral resources has shown that Krai develops in unsustainable way.

Key words: sustainable nature management, monitoring, natural resources, krasnoyarsk krai.

— Коротко об авторе ----------------------------------------------

Шапарев Николай Якимович - доктор физико-математических наук, профессор, зав. отделом, Институт вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск, e-mail: shaparev@icm.krasn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.