Научная статья на тему 'Мониторинг образа жизни студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья'

Мониторинг образа жизни студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / MONITORING / HEALTH / STUDENTS OF HIGHER / A COMPUTER PROGRAM / A PHYSICAL CONDITION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг образа жизни студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья»

УДК 681.3.069

Л.М. Волкова, В.Ю. Волков

МОНИТОРИНГ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ1

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, уо1коуа1т@Ьк.ги

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем государстве, несмотря, возможно, на их прогрессивный характер, создали множество проблем, оказывающих негативное воздействие на здоровье нации в целом и на студенческую молодежь в частности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, оно отражает биологические и личностные характеристики, социально-экономическое состояние страны, условия образования и т.д.

Вместе с тем в XXI век Россия вступила с грузом довольно сложных демографических проблем. В 2010 году по сравнению с 2001 годом численность населения страны уменьшилась на 1,9%. В последние годы динамика общей заболеваемости населения России является крайне неутешительной, она возросла на 19,2%. Одним из следствий роста показателей заболеваемости стало увеличение численности инвалидов на 19,4%. Все это лишний раз подтверждает необходимость разработки профилактических мероприятий, обусловленных кризисными явлениями в демографическом развитии РФ.

В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:

• проанализировать результаты медицинского осмотра и анкетного опроса по здоровью студентов СПбГПУ;

• разработать технологию компьютерной программы по самооценке физического состояния студента.

Нами проанализированы результаты медицинского осмотра более 80 тыс. студентов, поступивших в СПбГПУ в период с 2002 по 2012 гг. Исследования показали, что численность студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), постоянно растет. Например, если в 2001/2002 учебном году число студентов СМГ составляло 10% от всего контингента 1-го курса, то к 2005/2006 году оно выросло до 16%, а в 2012/2013 году

Volkova L.M., Volkov V.Y. Monitoring life style students with variations in health status.

составило около 21%. В настоящее время в СПбГПУ на специальном отделении занимается около 950 студентов, у каждого студента в среднем обнаружено около 3-4-х серьезных заболеваний.

Как нам представляется, среди основных причин заболеваемости студенческой молодежи является отсутствие необходимой информации и анализа результативности применяемых средств физической культуры, т.е. слабая система оперативного мониторинга как инструмента контроля степени эффективности применяемых решений [2-4].

Мы считаем, задача мониторинга - своевременная оценка и выявление изменений ситуации, оценка этих изменений, прогноз и выработка методических рекомендаций о приоритетных направлениях оптимальной оздоровительной тренировки, о предупреждении и устранении возможных негативных процессов уже в ходе выполнения оздоровительных программ [5]. Между тем, информационная база мониторинга эффективности Госпрограмм обучения по дисциплине «Физическая культура» в настоящее время не достаточно развита, система показателей, на основе которых делается вывод о реализации ее работы в основном включает тесты физической подготовленности студента без учета индивидуальных особенностей занимающихся физической культурой. Поэтому сегодня важным направлением развития образования в вузе является использование высокоэффективных технологий, которые позволят удовлетворить не только потребности студента в получении всесторонних знаний, но и будут способствовать обучению студента самоанализу, поиску эффективных методик для индивидуального саморазвития и самосовершенствования [1].

Особенностью разрабатываемой программы является содержание большого количества оценочных тестов на основе субъективного и объективного методов обследования. Эта программа предназначена для ознакомления студента с богатым арсеналом средств «Физической культуры», повышения его заинтересованности в самостоятельной оценке своих параметров, сравнения со среднестатистическими данными.

Для примера приводим экран программы, где студент может сам, выполняя тест, оценить быстроту своей реакции (рис.).

Быстрота простои и сложной реакции

Простая реакция - это

ответ определенным

движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета). Быстрота простой и сложной

реакции важна н в тайском боксе

Сложная реакция - это

реакция выбора, связанная с подбором нужного ответа из ряда возможных.

Рис. Компьютерная оценка двигательной реакции человека

Программа предусматривает самостоятельный выбор студентами тестов оценки физического состояния по различным параметрам и проводит обобщение показателей, в наибольшей степени характеризующих результат деятельности основных жизненно важных систем организма. В программе запланировано использование видео вставок для демонстрации техники выполнения тестов и функциональных проб.

Внедрение компьютерной программы по самооценке физического состояния студента позволяет:

• обеспечить обучающихся информацией на базе современных отечественных и зарубежных достижений;

• разработать достоверную компьютерную диагностику физического состояния и уровня знаний обучаемых;

• создать мониторинг результативности выполнения индивидуальных заданий обучающихся;

• увеличить объем самостоятельной работы обучающегося, развить навыки и умения по самообразованию и самовоспитанию, в том числе и ведению здо-

рового образа жизни;

• обеспечить разную скорость обучения в зависимости от способностей и возможностей обучаемых;

• оптимизировать структуру учебного процесса (активизировать индивидуализированные формы организации обучения);

• повысить интерес к обучению;

• активизировать учебную деятельность преподавателя и т.д.

Таким образом, мы считаем, что только включение самих студентов в деятельность по саморазвитию и самооценке своего физического состояния позволит получить созидательно активную практику, будет способствовать их творческому и физическому развитию.

Литература:

1.Афанасьева И.Б., Бежанова А.И., Меркулова О.В. Когнитивноориентированные технологии обучения в техническом университете //Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды 7-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2012. Т.7, в 2-х частях. -С.117-119.

2.Виленский М.Я., Волков В.Ю., Волкова Л.М., Давиденко Д.Н. и др. Физическая культура//Учебник: - 2-е изд. - М.: КРОНУС, 2013. - 424 с.

3.Волков В.Ю., Волкова Л.М. Физическая культура// Печатная версия электронного учебника: 3-е изд. - СПб.: СПбГПУ, 2010. - 322 с.

4.Волкова Л.М., Половников П.В. Физическая культура//Курс лекций .- 2-ое изд., испр. и доп. - СПб.: НЕСТОР, 1999. - 146 с.

5.Щеголев В.А. Социально-ориентированные технологии управления физическим воспитанием студентов вузов//Проблемы физической культуры студенческой молодежи на современном этапе. - СПб., 2011. - С. 117-127.

Ключевые слова: мониторинг, здоровье, студенты вузов, компьютерная программа, физическое состояние.

Кеу^о^э: monitoring, health, students of higher, a computer program, a physical condition

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.