Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ'

МОНИТОРИНГ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / МОНИТОРИНГ / ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ / ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО / ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУНТОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воробьев В.С., Карелина Е.Л., Репина И.Б.

В рамках реализации национального государственного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» актуальной проблемой является содержание автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, включающее мониторинг автомобильных дорог. Актуальной задачей мониторинга является увеличение межремонтных периодов и сокращение затрат на обследование автомобильных дорог. В статье обращено внимание на участки автомобильных дорог, находящиеся непосредственно в зоне расположения водопропускных труб, и рассмотрен мониторинг несущей способности основной площадки земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб. Предложен показатель оценки несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб, рассчитываемый на основе значений плотности, коэффициента сцепления и угла внутреннего трения, полученных в результате исследования грунтов земляного полотна по инженерно-геологическим элементам. Получены теоретические значения несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб по критериям минимальной погрешности параметров уравнений регрессии, из которых выражены плотность грунта, удельное сопротивление и угол внутреннего трения по максимальному значению коэффициента детерминации. Путем исследования грунта установлены границы изменения влажности в барьерных местах водопропускных труб, на некотором удалении от них, а также коэффициент пористости, плотность; выделены инженерно-геологические элементы. Проверка сходимости экспериментальных и теоретических значений выполнена для экспоненциальной, логарифмической, степенной и прямолинейной зависимостей. Рассчитана абсолютная погрешность. Наименьшая из приведенных относится к прямолинейной и логарифмической зависимостям. Обосновано, что несущая способность земляного полотна автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб может быть определена по расчетным значениям удельного сцепления, угла внутреннего трения, статически связанных с экспериментально определяемым модулем деформации, или по экспериментально установленному удельному сцеплению, расчетным значениям угла внутреннего трения и модулю деформации. Предложенная методика оценки несущей способности земляного полотна значительно снижает затраты на экспериментальные исследования грунтов и позволяет прогнозировать сроки проведения капитального ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Воробьев В.С., Карелина Е.Л., Репина И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE ROADBED MAIN SITE BEARING CAPACITY IN THE AREA OF CULVERTS

As part of the implementation of the national state project Safe and Quality Roads, maintenance of federal, regional, inter-municipal and local roads that includes road monitoring, is an urgent issue. An urgent task of monitoring is to increase the periods between repairs and to reduce the cost of road inspections. The article pays attention to the road sections directly located in the culvert location area and has considered the main road bearing capacity monitoring subgrade site in the culvert location area. The notion of the main roadbed area was introduced that is identical to the accepted top layer of the embankment. The bearing capacity estimation index of the road bed in the area of culverts location is introduced. The estimation index is calculated on the base of density values, coefficient of adhesion and internal friction, received as an investigation result of road bed grounds according to engineering and geological elements. Theoretical values of road bed bearing capacity in the area of culverts location according to the criterion of minimum error of parameters of regression equations, from which the ground density, specific resistance and the angle of internal friction according to the maximum value of determination coefficient have been obtained. Ground investigations established the boundaries of humidity change at the barrier culvert locations, at some distance from the culverts, porosity coefficient, and density and highlighted the engineering geological elements. Verification of experimental and theoretical values convergence was carried out for exponential, logarithmic, power and straightline dependences. The absolute error is calculated. The smallest one is for the linear and logarithmic dependences. It has been grounded that the bearing capacity of a road bed in the culvert location areas can be determined according to the calculated values of the specific coupling, the angle of internal friction statically connected with the experimentally determined deformation modulus or according to the experimentally determined specific coupling and the calculated values of the internal friction angle and the deformation modulus. The proposed method of the earth bed bearing capacity evaluation considerably reduces the costs of experimental investigations of soils and allows predicting the terms of major repairs.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ЗОНЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ»

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 106-113. The Siberian Transport University Bulletin. 2022. No. 4 (63). Р. 106-113.

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

Научная статья УДК 625.7/.8

doi 10.52170/1815-9265_2022_63_106

Мониторинг несущей способности основной площадки земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения

водопропускных труб

Валерий Степанович Воробьев1^, Елена Леонидовна Карелина2, Ирина Борисовна Репина3

1'2'3 Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия

1 decansgd@stu.шн

2 karelinaelena23@mail.ru

3 sgd@stu.ru

Аннотация. В рамках реализации национального государственного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» актуальной проблемой является содержание автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, включающее мониторинг автомобильных дорог. Актуальной задачей мониторинга является увеличение межремонтных периодов и сокращение затрат на обследование автомобильных дорог. В статье обращено внимание на участки автомобильных дорог, находящиеся непосредственно в зоне расположения водопропускных труб, и рассмотрен мониторинг несущей способности основной площадки земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб.

Предложен показатель оценки несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб, рассчитываемый на основе значений плотности, коэффициента сцепления и угла внутреннего трения, полученных в результате исследования грунтов земляного полотна по инженерно-геологическим элементам. Получены теоретические значения несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб по критериям минимальной погрешности параметров уравнений регрессии, из которых выражены плотность грунта, удельное сопротивление и угол внутреннего трения по максимальному значению коэффициента детерминации. Путем исследования грунта установлены границы изменения влажности в барьерных местах водопропускных труб, на некотором удалении от них, а также коэффициент пористости, плотность; выделены инженерно-геологические элементы. Проверка сходимости экспериментальных и теоретических значений выполнена для экспоненциальной, логарифмической, степенной и прямолинейной зависимостей. Рассчитана абсолютная погрешность. Наименьшая из приведенных относится к прямолинейной и логарифмической зависимостям. Обосновано, что несущая способность земляного полотна автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб может быть определена по расчетным значениям удельного сцепления, угла внутреннего трения, статически связанных с экспериментально определяемым модулем деформации, или по экспериментально установленному удельному сцеплению, расчетным значениям угла внутреннего трения и модулю деформации.

Предложенная методика оценки несущей способности земляного полотна значительно снижает затраты на экспериментальные исследования грунтов и позволяет прогнозировать сроки проведения капитального ремонта.

Ключевые слова: автомобильная дорога, мониторинг, водопропускные трубы, земляное полотно, физико-механические характеристики грунтов

Для цитирования: Воробьев В. С., Карелина Е. Л., Репина И. Б. Мониторинг несущей способности основной площадки земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2022. № 4 (63). С. 106-113. DOI 10.52170/1815-9265 2022 63 106.

© Воробьев В. С., Карелина Е. Л., Репина И. Б., 2022

Original article

BUILDING AND ARCHITECTURE

Monitoring of the roadbed main site bearing capacity in the area of culverts

Valery S. Vorobyev1H, Elena L. Karelina2, Irina B. Repina3

1'2'3 Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

1 decansgd@stu.ruH

2 karelinaelena23@mail.ru

3 sgd@stu.ru

Abstract. As part of the implementation of the national state project Safe and Quality Roads, maintenance of federal, regional, inter-municipal and local roads that includes road monitoring, is an urgent issue. An urgent task of monitoring is to increase the periods between repairs and to reduce the cost of road inspections. The article pays attention to the road sections directly located in the culvert location area and has considered the main road bearing capacity monitoring subgrade site in the culvert location area.

The notion of the main roadbed area was introduced that is identical to the accepted top layer of the embankment. The bearing capacity estimation index of the road bed in the area of culverts location is introduced. The estimation index is calculated on the base of density values, coefficient of adhesion and internal friction, received as an investigation result of road bed grounds according to engineering and geological elements. Theoretical values of road bed bearing capacity in the area of culverts location according to the criterion of minimum error of parameters of regression equations, from which the ground density, specific resistance and the angle of internal friction according to the maximum value of determination coefficient have been obtained. Ground investigations established the boundaries of humidity change at the barrier culvert locations, at some distance from the culverts, porosity coefficient, and density and highlighted the engineering geological elements. Verification of experimental and theoretical values convergence was carried out for exponential, logarithmic, power and straight-line dependences. The absolute error is calculated. The smallest one is for the linear and logarithmic dependences. It has been grounded that the bearing capacity of a road bed in the culvert location areas can be determined according to the calculated values of the specific coupling, the angle of internal friction statically connected with the experimentally determined deformation modulus or according to the experimentally determined specific coupling and the calculated values of the internal friction angle and the deformation modulus.

The proposed method of the earth bed bearing capacity evaluation considerably reduces the costs of experimental investigations of soils and allows predicting the terms of major repairs.

Key words: road, monitoring, culverts, roadbed, physical-mechanical characteristics of soils For citation: Vorobyev V. S., Karelina E. L., Repina I. B. Monitoring of the roadbed main site bearing capacity in the area of culverts. The Siberian Transport University Bulletin. 2022;(63):106-113. (In Russ.). DOI 10.52170/1815-9265 2022 63 106.

Введение

Перевозки грузов автомобильным транспортом играют важную роль в развитии регионов России. С каждым годом возрастают темпы строительства новых и реконструкции действующих автомобильных дорог.

Автомобильная дорога предназначена для обеспечения безопасного движения автотранспорта с заданными нагрузками и скоростями. Назначение автомобильной дороги определяет ее потребительские свойства, оказывающие непосредственное влияние на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта [1-3].

Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [4] предусматривается повышение качества содержания и увеличение протяженности отремонтированных дорог, соответствующих международным

стандартам качества. Реализация данного проекта в установленные сроки возможна при наличии научно обоснованных программ мониторинга автомобильных дорог.

Мониторинг состояния автомобильных дорог до настоящего времени осуществляется при осенне-летних и зимних осмотрах, что не позволяет получать количественные характеристики, на значение которых существенное влияние оказывают параметры физико-механических характеристик земляного полотна. Получение данных характеристик грунтов позволяет прогнозировать состояние автомобильных дорог, особенно в зонах расположения водопропускных труб, что сократит значительные материально-технические и экономические ресурсы для проведения натурных и лабораторных исследований.

Существенное влияние на несущую способность грунта оказывает водно-тепловой режим

земляного полотна согласно исследованиям Н. А. Пузакова [5], В. М. Сиденко [6], А. Я. Ту-лаева [7], Н. Я. Хархуты [8]. Изменение водно-теплового режима земляного полотна вызывает в грунтах сложные физико-химические процессы, влияющие на условия работы дорожных одежд и сокращающие срок их службы.

Разработкой методов исследования и математического моделирования эксплуатации автомобильных дорог занимались В. С. Воробьев [9-11], О. А. Бендер [12], Д. А. Донгак [13], А. И. Ярмолинский [14], G. Morel, M. Okamura [15], T. Schanz [16], H. Seed, F. Tosti [17] и др.

Одной из важнейших автомобильных дорог Новосибирской области является автомобильная дорога регионального значения К-17р Новосибирск - Кочки - Павлодар, обеспечивающая межгосударственное сообщение с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.

Цель исследования - определить величину несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб и сопоставить ее с величиной, полученной теоретическим путем.

Материалы и методы исследования

Исследования несущей способности основной площадки земляного полотна были проведены на 20, 44, 72, 156, 171, 180, 182, 201, 205, 226, 228, 289, 303, 327, 334-м км автодороги К-17р.

В геотехнической лаборатории в соответствии с ГОСТ 5180-2015 [18] и ГОСТ 12248.12020 [19] получены физико-механические характеристики грунтов земляного полотна.

На основании выполненных исследований введен показатель оценки несущей способности земляного полотна автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб. Для расчета несущей способности Ркр принята формула, применяемая на железных дорогах. Несущая способность Ркр принята равной суммарному напряжению с от транспортной нагрузки и веса дорожной одежды:

Ркр = с. (1)

Напряжения в земляном полотне с определяются от расчетной нагрузки автомобиля.

Расчет несущей способности Ркр земляного полотна автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб выполнен по формуле

Р =

1 кр

п(С ctg ф + 0,1ph)

ctg ф + ф — п/2

+ 0,1p h

• 100, (2)

где С - коэффициент сцепления; ф - угол внутреннего трения; р - плотность; h - толщина верхнего слоя насыпи.

Эти значения получены в результате исследований грунтов земляного полотна по всем инженерно-геологическим элементам в зоне водопропускных труб.

Для получения теоретических значений несущей способности основной площадки земляного полотна (верхнего слоя насыпи) автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб по критериям минимальной погрешности и минимальной девиации параметров используем уравнения регрессии, полученные при обработке статистических данных испытаний грунтов для модуля деформации Е, из которых выражены плотность грунта р, удельное сцепление С и угол внутреннего трения ф по максимальному значению коэффициента детерминации.

Для прямолинейной зависимости модуль деформации Е равен:

Е = ар — Ь, (3)

где а, Ь - коэффициенты.

Плотность грунта

Е + Ь

р =-. (4)

а

Для степенной зависимости

Е = (5)

где 5 - коэффициент; k - показатель степени.

Тогда

p=

М

Е к-.

s

(6)

Для логарифмической зависимости

Е = a lnp — е, (7)

отсюда

е(Е + е)

p=

а

(8)

Для экспоненциальной зависимости

Е = аетр, (9)

отсюда

_ ln Е Р mlna

Угол внутреннего трения ф выразим из другой группы уравнений регрессии. Для прямолинейной зависимости Е = аф — Ь

отсюда

Е + Ь

ф =

а

Для степенной зависимости Е = s фк,

отсюда

(11) (12) (13)

ф=

М

Е к-.

s

Для логарифмической зависимости Е = а 1пф — е,

отсюда

е(Е + е) ф =-■

а

Для экспоненциальной зависимости Е = ает(Р,

отсюда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lnE

ф=

(14)

(15)

(16)

(17)

(18)

mina

Удельное сцепление С выражено из третьей группы уравнений регрессии. Для прямолинейной зависимости Е = аС — Ь,

отсюда

Е + Ь

С =

а

Для степенной зависимости Е = sCk,

отсюда

С =

м

Е к-.

s

Для логарифмической зависимости Е = аЫС — е,

отсюда

с = е(Е+_е) а

Для экспоненциальной зависимости Е = аетС, 1пЯ

С =

(19)

(20) (21)

(22)

(23)

(24)

(25)

(26)

т1па

Результаты исследования

По результатам исследования грунта выявлено, что земляное полотно отсыпано суглинком легким твердым, с прослоями полутвердого и супесью твердой, с примесью органических веществ 5-6 %. Влажность грунтов в барьерных местах водопропускных

труб колеблется в интервале 0,04.. .0,32; на некотором удалении от водопропускных труб -0,05.0,26. Коэффициент пористости в барьерных местах водопропускных труб в пределах 0,585.0,938; на некотором удалении от водопропускных труб - 0,582.0,788. Плотность грунтов земляного полотна в барьерных местах водопропускных труб составляет 1,70.1,97 г/см3 на участках, удаленных от водопропускной трубы, и 1,72.1,99 г/см3 на участках вблизи водопропускной трубы. В целом исследуемые грунты неоднородные, с переслоением супесей и суглинков твердых, пластичных и тугопластичных консистенций.

Выделены инженерно-геологические элементы (ИГЭ), сгруппированные по идентичным характеристикам грунта: ИГЭ-1п, ИГЭ-1с, ИГЭ-1р, ИГЭ-2п, ИГЭ-2с, ИГЭ-2р.

На основе полученных физико-механических характеристик произведен расчет несущей способности основной площадки земляного полотна в зонах расположения водопропускных труб для каждого ИГЭ.

Результаты расчета несущей способности земляного полотна в зонах расположения водопропускных труб для ИГЭ-1п на 20, 72 и 156-м км автодороги К-17р приведены в таблице.

Проверку сходимости экспериментальных и теоретических значений выполним следующим образом:

1. Для ИГЭ-1п на 72-м км автодороги К-17р получим следующие зависимости для плотности грунта р:

1) экспоненциальная зависимость:

у = 0,0708е2'4585х;

2) логарифмическая зависимость:

у = 26,043 1п х - 9,2286;

3) степенная зависимость:

у = 0,4237х4-4915;

4) прямолинейная зависимость:

у = 14,297х - 19,678, где у = Е; х = р.

2. Рассчитаем плотность грунта р:

1) для экспоненциальной зависимости:

Е = 0,0708е2'4585р; р = 0,32 г/см3;

2) для логарифмической зависимости:

Е = 26,043 1п р - 9,2286; р = 1,92 г/см3;

3) для степенной зависимости:

Е = 0,4237р44915; р = 17,46 г/см3;

4) для прямолинейной зависимости: Е = 14,297р - 19,678; р = 1,71 г/см3.

Результаты расчета несущей способности Ркр земляного полотна в зонах расположения водопропускных труб для ИГЭ-1п на 72-м км автодороги К-17р

Наименование выработки H, м р, г/см3 ctg ф Ф, град С, кПа Ркр, кПа

Шурф № 1 0,1 1,94 1,732 29,5 20 369

0,7 1,94 1,804 29,3 19 379

Шурф № 2 0,1 1,92 1,881 28,4 18 372

0,7 1,89 1,881 28,0 18 390

Шурф № 3 0,1 1,90 1,804 29,4 19 365

0,7 1,89 1,804 29,1 19 382

1,2 1,85 1,804 29,0 18 373

Шурф № 4 0,1 1,90 1,732 30,5 19 339

0,7 1,86 1,732 30,1 18 338

1,2 1,85 1,732 29,9 17 332

1,7 1,84 1,804 28,8 24 503

Примечание. Н- глубина отбора проб.

3. Сравним расчетные значения рр с экспериментальными рэ и вычислим абсолютную погрешность по формуле

Ар = Рр - рэ. (27)

Получим:

1) для экспоненциальной зависимости:

Ар = 2,257;

2) для логарифмической зависимости:

Ар = 0,024;

3) для степенной зависимости:

Ар = 15,646;

4) для прямолинейной зависимости:

Ар = 0,048.

4. Относительную погрешность вычислим по формуле

Уотнос = (Ар / рэ) ■ 100 %. (28)

Имеем:

1) для экспоненциальной зависимости:

Уотн = 116 %;

2) для логарифмической зависимости:

Уотн = 1 %;

3) для степенной зависимости:

Уотн = 864 %;

4) для прямолинейной зависимости:

Уотн = 3 %.

Наименьшая погрешность получается по прямолинейному и логарифмическому закону.

5. Аналогично вычисляем угол внутреннего трения ф:

1) для экспоненциальной зависимости: E = 1,0604е°,°628ф; ф = 561,19 град;

2) для логарифмической зависимости: Е = 9,6747 1п ф - 25,89; ф = 32,20 град;

3) для степенной зависимости:

Е = 0,0218ф1 6964; ф = 29,07 град;

4) для прямолинейной зависимости: Е = 0,3595ф - 3,783; ф = 23,88 град.

6. Сравним с экспериментальными значениями ф и вычислим абсолютную погрешность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) для экспоненциальной зависимости:

Ар = 529,693;

2) для логарифмической зависимости:

Ар = 0,899;

3) для степенной зависимости:

Ар = 1,466;

4) для прямолинейной зависимости:

Ар = 0,376.

7. Получим относительную погрешность:

1) для экспоненциальной зависимости:

УоТН = 1 682 %;

2) для логарифмической зависимости:

Уотн = 3 %;

3) для степенной зависимости:

Уотн = 5 %;

4) для прямолинейной зависимости:

Уотн = 2 %.

Наименьшая погрешность получается по прямолинейному и логарифмическому закону.

8. Подставив полученные значения в формулу (1), выразим прогнозируемую несущую способность основной площадки земляного полотна:

как

1) для логарифмической зависимости: Ркр.пр = 329 кПа;

2) для прямолинейной зависимости: Ркр.пр = 381 кПа.

9. Абсолютную погрешность определим

АРкр Ркр.пр — Ркр.э. (29)

Получим:

1) для логарифмической зависимости:

АРкр.пр 39;

2) для прямолинейной зависимости:

АРкр.пр 1.

10. Относительная погрешность составит

Уотн = (АРкр.пр / Ркр.э) ■ 100 %. (30)

Получим:

1) для логарифмической зависимости:

Уотн = 10,7 %;

2) для прямолинейной зависимости:

Уотн = 0,3 %.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Теоретическими исследованиями установлено, что абсолютная погрешность при расчетах несущей способности земляного полотна Ркр автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб составляет 1,000.58,000, а относительная - 0,3. 17 % в 4 % случаев. В остальных 96 % случаев относительная погрешность при расчетах несущей способности земляного полотна Ркр автомобильных дорог в

зонах расположения водопропускных труб составила более 20 %.

При расчетах плотности грунта р в 112 случаях абсолютная погрешность составила 0,084.0,251, а относительная погрешность -0.13 %, а в 104 случаях абсолютная погрешность составила 1,720.81,940, а относительная - более 20 %.

При расчетах угла внутреннего трения ф в 126 случаях абсолютная погрешность составила 0,083.2,883, а относительная - 0.10 %, а в 114 случаях абсолютная погрешность составила 2,494.26 440,125, а относительная -более 20 %.

При расчетах удельного сцепления С в 10 случаях абсолютная погрешность составила 0,000.0,002, а относительная - 0.8 %, а в 98 случаях абсолютная погрешность составила 0,004.814,906, а относительная - более 20 %.

Таким образом, несущая способность земляного полотна автомобильных дорог в зонах расположения водопропускных труб может быть определена по расчетным значениям удельного сцепления Ср, угла внутреннего трения фр, статически связанным с модулем деформации Ер, определяемым экспериментально для заданного ИГЭ, или по экспериментально установленному удельному сцеплению Ср и расчетным значениям угла внутреннего трения фр и модуля деформации Ер, причем наиболее точным является расчет по логарифмической и прямолинейной зависимостям.

Список источников

1. СП 34.13330.2021. Автомобильные дороги : утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 февраля 2021 г. № 53/пр : введен в действие с 10 августа 2021 г. Москва : Стандартинформ, 2021. 128 с.

2. Гатиятуллин М. Х., Исмагилов А. И. Эффективные методы содержания автомобильных дорог // Техника и технология транспорта. 2017. № 2 (3). С. 8.

3. Лазарев Ю. Г., Симонов Д. Л., Новик А. Н. Формирование потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 1 (35). С. 43-47.

4. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 15) / разработан Минтрансом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Росавтодор : федеральное дорожное агентство : [сайт]. URL: https://bkdrf.ru/ (дата обращения: 25.09.2022).

5. Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд / под редакцией И. А. Золотаря, Н. А. Пузакова, В. М. Сиденко. Москва : Транспорт, 1971. 416 с.

6. Сиденко В. М. Расчет и регулирование водно-теплового режима дорожных одежд и земляного полотна. Москва : Автотрансиздат, 1962. 116 с.

7. Строительство автомобильных дорог : [учебник для вузов специальности «Автомобильные дороги»] / Н. Н. Иванов, Н. А. Пузаков, А. Я. Тулаев, Е. П. Андрулионис. Москва : Транспорт, 1969. 2 т.

8. Хархута Н. Я., Васильев Ю. М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. Москва : Транспорт, 1975. 288 с.

9. Концепция повышения эффективности содержания и реконструкции инженерных сооружений автомобильных дорог / В. С. Воробьев, О. А. Бендер, Е. Л. Карелина, К. В. Каталымова // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2018. № 2 (45). С. 11-18.

10. Воробьев В. С., Бендер О. А. Оценка надежности дорожных одежд автомобильных дорог по результатам диагностики // Политранспортные системы : материалы IX Международной научно-технической конференции. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2017. С. 172-176.

11. Статистические модели физико-механических характеристик грунтов автомобильных дорог в зоне расположения водопропускных труб / В. С. Воробьев, Е. Л. Карелина, О. А. Бендер, К. В. Каталымова // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2018. Т. 15, № 4 (62). С. 560-573.

12. Бендер О. А., Верескун В. Д., Воробьев В. С. Агентная модель прогнозирования рисков в системе контроля качества ремонта автомобильных дорог // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 1 (49). С. 103-108.

13. Донгак Д. А. Совершенствование мероприятий по повышению эксплуатационной надежности водопропускных труб на автомобильных дорогах Республики Тыва : специальность 05.23.11 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Донгак Джамиль Айыр-Санааевич. Санкт-Петербург, 2007. 159 с.

14. Герасимова Е. О., Ярмолинский А. И., Светенок В. С. Учет природно-климатических условий при устройстве водопропускных труб в процессе реконструкции автомобильной дороги (на примере участка автомобильной дороги «Раздольное - Хасан» км 49 - км 60) // Новые идеи нового века : материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2018. Т. 3. С. 317-322.

15. Okamura M., Ishihara M., Tamura K. Liquefied soil pressures on vertical walls with adjacent embankments // Soil Dynamics and Earthquake Engineering. 2006. № 26. P. 265-274.

16. Schanz T. Experimental Unsaturated Soil Mechanics. Berlin, 2007. 494 p. (Springer Proceedings in Physics ; vol. 112).

17. GPR analysis of clayey soil behaviour in unsaturated conditions for pavement engineering and geoscience applications / F. Tosti, A. Benedetto, L. B. Ciampoli [et al.] // Near surface geophysics. 2016. № 14. Р. 127-144.

18. ГОСТ 5180-2015. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик : дата введения 2016-04-01 / разработан ОАО «Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве». Москва : Стандартинформ, 2016. 19 c.

19. ГОСТ 12248.1-2020. Грунты. Определение характеристик прочности методом одноплоскостного : дата введения 2021-06-01 / разработан НИИОСП им. Н. М. Герсеванова - АО «НИЦ «Строительство». Москва : Стандартинформ, 2020. 14 с.

References

1. SP 34.13330.2021. Highways: approved by order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation dated February 9, 2021 No. 53/pr: entered into force on August 10, 2021. Moscow: Standartinform; 2021. 128 p. (In Russ.).

2. Gatiyatullin, M. Kh., Ismagilov A. I. Effective methods of highways maintenance. Technique and technology of transport. 2017;2(3):8. (In Russ.).

3. Lazarev Yu. G., Simonov D. L., Novik A. N. Formation of consumer and operational properties of highways. Technical and technological problems of service. 2016;1(35):43-47. (In Russ.).

4. The National Project Safe and High-quality Highways. Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 15 of December 24, 2018). Developed by the Ministry of Transport of Russia pursuant to Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 On National Goals and Strategic Objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024. Rosavtodor: Federal Road Agency: [site]. (In Russ.). URL: https://bkdrf.ru/.

5. Zolotar I. A., Puzakov N. A., Sidenko V. M., ed. Water-thermal regime of the roadbed and road clothes. Moscow: Transport; 1971. 416 p. (In Russ.).

6. Sidenko V. M. Calculation and regulation of the water-thermal regime of road clothes and roadbed. Moscow: Avtotransizdat; 1962. 116 p. (In Russ.).

7. Ivanov N. N., Puzakov N. A., Tulaev A. Ya., Androulionis E. P. Construction of highways: part 1, 2: studies. manual. Moscow: Transport; 1969. 411 p. (In Russ.).

8. Kharkhuta N. Ya., Vasiliev Yu. M. Strength, stability and compaction of soils of the roadbed. Moscow: Transport; 1975. 288 p. (In Russ.).

9. Vorobyev V. S., Bender O. A., Karelina E. L., Katalymova K. V. The concept of increasing the efficiency of maintenance and reconstruction of highways engineering structures. Bulletin of the Siberian Transport University. 2018;(45):11-18. (In Russ.).

10. Vorobyev V. S., Bender O. A. Assessment of the reliability of road coverings of highways according to the results of diagnostics. Polytransport systems materials of the IX International Scientific and Technical Conference. Novosibirsk: Siberian Transport University Publishing House; 2017. P. 172-176. (In Russ.).

11. Vorobyev V. S., Karelina E. L., Bender O. A., Katalymova K. V. Statistical models of physico-mechanical characteristics of highways soils in the area of culverts. Bulletin of the Siberian State Automobile and Highway University. 2018;15(62):560-573. (In Russ.).

12. Bender O. A., Vereskun V. D., Vorobyev V. S. Agent model of risk forecasting in the quality control system of road repair. Bulletin of the Rostov Transport University. 2013;1(49):103-108. (In Russ.).

13. Dongak D. A. Improvement of measures to improve the operational reliability of culverts on the highways of the Republic of Tyva): dissertation for competition scientific degree of Candidate of Engineering: 05.23.11 / Dongak Jamil Ayyr-Sanaaevich. St. Petersburg; 2007. 159 p. (In Russ.).

14. Gerasimova E. O., Yarmolinsky A. I., Svetenok V. S. Consideration of natural and climatic conditions in the construction of culverts during the reconstruction of the highway (on the example of the section of the highway Razdolnoye - Khasan km. 49 - km. 60). New ideas of the new century: materials of the international scientific conference Faculty of Architecture and Design, Pacific National University. 2018;3:317-322. (In Russ.).

15. Okamura M., Ishihara M., Tamura K. Liquefied soil pressures on vertical walls with adjacent embankments. Soil Dynamics and Earthquake Engineering. 2006;(26):265-274.

16. Schanz T. Experimental Unsaturated Soil Mechanics. Berlin; 2007. 494 p. Springer Proceedings in Physics; vol. 112.

17. Tosti F., Benedetto A., Ciampoli L. B., Lambot S., Patriarca C., Slob E. C. GPR analysis of clayey soil behavior in unsaturated conditions for pavement engineering and geoscience applications. Near surface geophysics. 2016;(14):127-144.

18. GOST 5180-2015 Soils. Methods of laboratory determination of physical characteristics. Date of introduction 2016-04-01. Developed by JSC Production and Research Institute for Engineering Surveys in Construction. Moscow: Standartinform; 2016. 21 p. (In Russ.).

19. GOST 12248.1-2020 Soils. Determination of strength characteristics by the single-plane cut method: introduction date 2021-06-01. Developed by NIIOSP named after N. M. Gersevanov - JSC Research Center Construction. Moscow: Standartinform; 2020. 14 p. (In Russ.).

Информация об авторах

В. С. Воробьев - декан факультета «Строительство железных дорог» Сибирского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор.

Е. Л. Карелина - аспирант кафедры «Технология, организация и экономика строительства» Сибирского государственного университета путей сообщения.

И. Б. Репина - доцент кафедры «Технология, организация и экономика строительства» Сибирского государственного университета путей сообщения.

Information about the authors

V. S. Vorobyev - Dean of the Railway Construction Faculty, Siberian Transport University, Doctor of Engineering, Professor.

E. L. Karelina - Postgraduate Student of the Construction Technology, Organization and Economics Department, Siberian Transport University.

I. B. Repina - Associate Professor of the Construction Technology, Organization and Economics Department, Siberian Transport University.

Статья поступила в редакцию 04.10.2022; одобрена после рецензирования 24.10.2022; принята к публикации 25.10.2022.

The article was submitted 04.10.2022; approved after reviewing 24.10.2022; accepted for publication 25.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.