Научная статья на тему 'Мониторинг научной жизни антропологического сообщества (2009 г. )'

Мониторинг научной жизни антропологического сообщества (2009 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антропологический форум
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИТОГИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ / АНТРОПОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ФОЛЬКЛОРИСТИКА / ЭТНОЛИНГВИСТИКА / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / RESULTS OF SCIENTIFIC LIFE / ANTHROPOLOGY / ETHNOGRAPHY / FOLKLORE / ETHNOLINGUISTICS / SOCIOLINGUISTICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеевский Михаил Дмитриевич, Амосова Светлана Николаевна, Антропов Николай Павлович, Арутюнов Сергей Александрович, Ахметова Мария Вячеславовна

Материал подводит итоги ежегодного опроса, который журнал «Антропологический форум» проводит с целью мониторинга научной жизни российского антропологического сообщества. Опрос касался итогов исследовательской деятельности за 2009 г. по этнографии, антропологии, фольклористике и этно/социолингвистике (вышедших монографий, сборников статей, опубликованных материалов полевых исследований, словарей и справочных изданий, рецензий и обзоров, учебных пособий, опубликованные дискуссии, конференций), а также наметившихся тенденций в рамках дисциплин антропологического круга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексеевский Михаил Дмитриевич, Амосова Светлана Николаевна, Антропов Николай Павлович, Арутюнов Сергей Александрович, Ахметова Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the academic acivity of anthropological society (2009)

The text gives a summary of the annual questionnaire, which was carried out by Antropologichesky forum with the purpose of monitoring the activity of the Russian anthropological community. The questionnaire considered the results of scientific activity in 2009 in ethnography, anthropology, folklore and ethno-/sociolinguistics (books, collections of articles, published field and archive data, reference books, reviews, manuals, published discussions, conferences, websites), as well as emerging tendencies in the disciplines of the anthropological circle.

Текст научной работы на тему «Мониторинг научной жизни антропологического сообщества (2009 г. )»

Мониторинг научной жизни а нтропологического сообщества (2009 г.)

ОТ РЕДАКЦИИ

Мы публикуем итоги очередного опроса, который проводится ежегодно с целью мониторинга научной жизни российского антропологического сообщества. В этот раз круг вопросов несколько расширился. В соответствии c пожеланиями, высказанными в предыдущих ответах, указаны опубликованные материалы не только полевых, но и архивных исследований, а также введен новый вопрос об этнографических сайтах. В конце мы попросили авторов поделиться своими пожеланиями или предложениями по поводу будущих опросов «Антропологического форума».

Нами получено 33 ответа о научных итогах 2009 г. от российских и иностранных этнографов, фольклористов, славистов. В опросе приняли участие Михаил Алексеевский, Светлана Амосова, Николай Антропов, Сергей Арутюнов, Мария Ахметова, Вадим Баевский, Юрий Березкин, Елена Березо-вич, Инна Веселова, Татьяна Володина, Эльза-Баир Гучинова, Варвара Добровольская, Наталья Дранникова, Елена Иванова, Татьяна Иванова, Татьяна Канева, Катриона

Келли, Ирина Козлова, Валерия Колосова, Наталья Комели-на, Жанна Кормина, Стивен Ловелл, Константин Логинов, Ирина Назарова, Людмила Никонова, Александр Новик, Владимир Попов, Дэвид Рансел, Антон Салмин, Сергей Соколовский, Андрей Топорков, Юрий Шабаев, Юрий Шевченко. Редакция благодарит всех участников опроса.

Ниже публикуется составленный на основании полученных ответов сводный список с комментарием редакции. Как всегда, в скобках указано количество упоминаний той или иной позиции в ответах, если их два и более. Названные в каждой номинации позиции расположены в списке по количеству упоминаний и по алфавиту, а выставки и конференции представлены по хронологии.

Комментарии участников опроса читатель может найти в электронной версии журнала по адресу < http ://anthropologie. kunstkamera.m/files/pdf/013onlme/13_onlme_opros.pdf>. Как и в прошлый раз, при подведении итогов мы не учитывали те названные в ответах работы, которые были опубликованы до 2009 г. или в 2010 г., однако все ответы представлены полностью в электронной версии журнала. Мы также отсылаем к электронной версии тех читателей, кто хочет подробнее узнать о перечисленных в публикуемом ниже списке работах. Некоторые участники опроса дали развернутые комментарии к своим ответам, которые иной раз представляют собой мини-рецензии и будут полезны интересующемуся читателю.

Изначальной идеей нашего опроса было выявить рейтинг публикаций и других событий научной жизни антропологического сообщества, претендующий на объективность. Большая часть наших авторов отвечает на вопросы исходя из того, какие научные работы привлекли внимание, произвели впечатление, запомнились в соответствующем году. Однако, как показал и опыт предыдущих опросов, некоторые авторы пишут о событиях, касающихся только круга их собственных научных интересов или произошедших в их регионе (иногда даже учреждении). Мы не считаем, что это плохо, поскольку позволяет информировать научное сообщество о региональных публикациях, конференциях и пр., менее известных, чем «столичные». (Чего нельзя сказать о ситуации, когда человек указывает только свои публикации.) Однако это ставит вопрос об объективности подводимых итогов и сводного списка (не говоря уже о том, что подавляющее большинство наших авторов естественным образом является и нашими читателями, в результате чего «АФ» часто фигурирует в их ответах).

1? В дальнейшем, стремясь к объективности и к более полному

g сбору региональной информации, мы намерены рассылать

X свои вопросы большему числу научных центров. В данном

£ опросе приняли участие коллеги из Москвы (8), Петербурга (13), Архангельска, Блумингтона (Индиана), Екатеринбурга,

£ Лондона, Минска (2), Оксфорда, Петрозаводска, Саранска,

| Смоленска, Сыктывкара (2). Такая география, естественно,

I определяет «региональную специфику» полученных ответов.

g Редакция журнала также приняла решение не принимать в бу-

о дущем ответы, авторы которых указывают исключительно свои

| (или своего отдела) работы, поскольку это противоречит

Ц основной идее опроса.

S

Л Монографии

| ■ Корепова К.Е. Русские календарные обряды и праздники

g Нижегородского Поволжья. СПб.: Тропа Троянова, 2009. (7)

= ■ Иванова Т.Г. История русской фольклористики ХХ века:

1900 — первая половина 1941 гг. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. (6)

■ Богданов К.А. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. М.: НЛО, 2009. (5)

■ Мороз А.Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М.: ОГИ, 2009. (4)

■ Артемова О.Ю. Колено Исава: охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). М.: Смысл, 2009. (3)

■ Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009. (2)

■ Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. М.: ГРЦРФ, 2009. (2)

■ Новиков Ю.А. Динамика эпического канона. Из текстологических наблюдений над былинами. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского педагогического ун-та, 2009. (2)

■ Rogers D. The Old Faith and the Russian Land: A Historical Ethnography of Ethics in the Urals. Ithaca and London: Cornell University Press, 2009. (Culture and Society after Socialism). (2)

■ Адоньева С.Б. Дух народа и другие духи. СПб.: Амфора, 2009.

■ Алимов А.И. Лес записей: Китайские авторские сборники X—XIII вв. в очерках и переводах. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. (Orientalia).

■ Бгажноков Б. Антропология морали. Нальчик, 2009.

■ Валодзша Т. Цела чалавека: слова, мiф, рытуал. Мшск: Тэх-налог1я, 2009.

■ Грошева А.В. Латинская земледельческая лексика на индоевропейском фоне. СПб.: Наука, 2009.

■ Ефименко П.С. Обычаи и верования крестьян Архангельской губернии. М.: ОГИ, 2009.

■ Императорская археологическая комиссия (1859—1917): У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия: К 150-летию со дня основания / Науч. ред.-сост. А.Е. Мусин; под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.Н. Носова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009.

■ Козьмин А.В. Сюжетный фонд сказок: структура и система. М.: РГГУ, 2009.

■ Колосова В.Б. Лексика и символика славянской народной ботаники: этнолингвистический аспект. М.: Индрик, 2009.

■ Коровашко А.В. Заговоры и заклинания в русской литературе Х1Х—ХХ веков. М.: Изд-во Кулагиной; 1и1гаёа, 2009.

■ Мещеряков А.Н. Быть японцем. История, поэтика и сценография японского тоталитаризма. М.: Наталис, 2009.

■ Михайлов Е.П., Михайлова Н.С. Музыка северной деревни. Традиционные музыкальные инструменты из фондов Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», Карельского государственного краеведческого музея и частных коллекций. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 2009.

■ Мордва Саратовской области: В 2 ч. Ч. 1: Петровский район / Л.И. Никонова, Л.Н. Щанкина, Т.Н. Охотина, С.А. Ма-халов; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова. Саранск, 2009. (Мордва России).

■ Никитина С.Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект). М.: Ин-т языкознания РАН, 2009.

■ Никонова Л.И. Мордва Западной Сибири: В 2 ч. Ч. 1: Село Калиновка: сибирская история и мордовские традиции / Л.И. Никонова, Л.Н. Щанкина, Ж.В. Шерстобитова; под ред. д-ра ист. наук, проф. В.А. Юрченкова. Саранск, 2009. (Мордва России).

■ Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Роткирх

1? иА. Темкиной. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербур-

§ ге, 2009.

сч

| ■ Орфинский В.П., Гришина И.Е. Традиционный карель-

з ский дом. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009.

VS

£ ■ Пулькин М.В. Православный приход и власть в середине

§ XIX — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Пет-

I розаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2009.

! ■ Ревуненкова Е.В. Сулалат-Ус-Салатин: малайская руко-

ь пись Крузенштерна и ее культурно-историческое значение.

= СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. (Orientalia).

* ■ Тарэлка М., Сынкова I. Адкуль пайшлi щалы: Помнiк рэ-| лiгiйна-палемiчнай лггаратуры з рукапiснай спадчыны татарау £ Вялiкага КнястваЛггоускага. Мiнск: Тэхналопя, 2009.

| ■ Grant B. The Captive and the Gift: Cultural Histories of Sover-

i eignty in Russia and the Caucasus. Ithaca: Cornell University Press,

О

* 2009.

■ Hojdestrand T. Needed by Nobody: Homelessness and Human-ness in Post-Socialist Russia. Ithaca: Cornell University Press, 2009. (Culture and Society after Socialism)

■ Sarotte M.E. 1989: The Struggle to Create Post-Cold War Europe. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2009.

■ Veshje tradicionale shqiptare гё Kosovё / Redaktor E. Berisha. Gjakovё: Gjon Nikola Kazazi, 2009.

■ Zubok V. Zhivago's Children: The Last Russian Intelligentsia. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009.

В ответах отмечены 34 монографии, из них девять книг встречаются более одного раза. В целом в ответах равно представлены антропология и фольклористика, однако среди наиболее упоминаемых преобладают книги, посвященные вопросам фольклора. В тройку лидеров вошли монографии К.Е. Корепо-вой, Т.Г. Ивановой и К.А. Богданова. При этом нужно отметить, что занявшая первую позицию монография К.Е. Корепо-вой «Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья» фактически относится к обеим дисциплинам и включает как этнографический, так и фольклорный материал.

Книги Т.Г. Ивановой и К.А. Богданова посвящены истории фольклористики и фольклорным жанрам, и оба автора обращаются к России XX в.

Из других монографий, отмеченных в ответах более одного раза, только три (О.Ю. Артемовой, А.В. Головнева и D. Rogers) относятся к этнографии / антропологии (соответственно шесть — к фольклористике).

Остальные 25 книг, получившие по одному «голосу», тематически принадлежат к разным направлениям: антропологии современности и классической этнографии, фольклористике, этнолингвистике, конфессиональным и гендерным исследованиям, социальной истории и др. В комментариях к предыдущему опросу мы уже отмечали чрезвычайную широту тематического спектра ответов и писали об отсутствии какой-либо области антропологического круга, способной привлечь внимание представителей других дисциплин. За прошедший год ситуация принципиально не изменилась. Однако в целом можно сказать, что интерес сообщества более тяготеет к исследованиям современности и XX в., а «наиболее привлекательная» для него дисциплина может быть условно обозначена как «фольклористика с элементами антропологии и выраженным интересом к истории».

Сборники статей

■ Категория родства в языке и культуре / Отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2009. (Библиотека Института славяноведения РАН. 16). (3)

■ Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 8—12 сентября 2009 г. / [Под ред. Е.Л. Березович]. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. (3)

■ Интернет и фольклор: Сб. ст. / Сост. А.В. Захаров. М.: ГРЦРФ, 2009. (2)

■ Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2009. (2)

■ Адаптация культуры населения Карелии к особенностям местной природной среды периодов мезолита — Средневековья / Отв. ред. М.Г. Косменко. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. (Гуманитарные исследования. Вып. 4).

■ Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы: Сб. науч. статей памяти проф. Е.А. Костюхина (1938—2006). СПб.: САГА, 2009.

■ Алгебра родства. Вып. 12. СПб.: МАЭ РАН, 2009.

1? я Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная

g культура в Сибири. М.: Восточная литература, 2009.

сч

g я До и после литературы: тексты «наивной словесности» /

i Сост. А.П. Минаева; отв. ред. Е.Е. Жигарина. М.: РГГУ, 2009.

0

£ я История — миф — фольклор в еврейской и славянской

§ культурной традиции. М.: Центр «Сэфер»; Институт славяно-

1 ведения РАН, 2009.

о

ё я Новое литературное обозрение. 2009. № 100. Антропология

£ закрытых обществ.

те

5

Л я Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего вре-

* мени / Отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2009. (Чтения по

0

£ истории и теории культуры. Вып. 57).

те

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 я Павле Ровински и Црна Гора. Уредник Петар ВлаховиЬ. о Подгорица, 2009.

s

se я Проблемы духовной культуры народов Европейского Севе-

ра и Сибири: Сб. статей памяти Юго Юльевича Сурхаско / Ред.

A.П. Конкка. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2009. (Гуманитарные исследования. Вып. 2).

я Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 12: Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры: Сб. науч. ст. / [Сост. М.Д. Алексеевский,

B.Е. Добровольская]. М.: ГРЦРФ, 2009.

я Травма: пункты: Сб. статей / Под ред. С. Ушакина и Е. Тру-биной. М.: НЛО, 2009.

я Традиционная культура в изменяющемся мире: Материалы VIII Международной школы молодого фольклориста и семинара «Пермистика: язык и стиль фольклора». Ижевск, 2009.

я Экспедиционные открытия последних лет: статьи и материалы. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1982— 2006 гг. / Сост. и отв. ред. М.А. Лобанов. СПб.: Дмитрий Була-нин, 2009.

я Ab Imperio. 2009. № 3. (Специальный выпуск "Maison des sciences de l'Homme: науки о человеке в империи").

я Archeologia Abrahamica: исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама / Ред.-сост. Л.А. Беляев. М.: Индрик, 2009.

я Beyond Totalitarianism: Stalinism and Nazism Compared / Ed. by M. Geyer and Sh. Fitzpatrick. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.

■ Conversion after Socialism: Disruptions, Modernisms, and the Technologies of Faith / Ed. by M. Pelkmans. Oxford: Berghahn Books, 2009.

■ Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2009. № 1.

■ PAX SONORIS: история и современность. 2009. Вып. II (IV).

■ Studia etymologica Brunensia 6 / Editorki: Ilona Janysková, Helena Karlíková. Praha: Nakladatelství Lidové noviny, 2009.

В выборе сборников меньше единодушия, чем в выборе монографий, но все же четыре книги упоминаются больше одного раза. Среди них первое место разделили два сборника по этнолингвистике, а второе оказалось за относительно новыми в этнографии и фольклористике темами — Интернет-фольклором и молодежными группировками. При еще большем разбросе тем, чем в выборе монографий, и отсутствии какой-либо «предпочтительной дисциплины» можно отметить разве что интерес к сборникам и тематическим выпускам журналов, посвященным исследованиям современности.

Кроме того, авторами было отмечено появление в 2009 г. двух новых журналов — "Laboratorium" и "PAX SONORIS" — а также сотый (юбилейный) выпуск «Нового литературного обозрения» и третий выпуск "Ab Imperio". Последние два журнала хорошо известны, а «новички», при всех очевидных различиях, судя по стартовым номерам, имеют все шансы уже в ближайшее время войти в эту категорию.

Поскольку в числе сборников некоторые авторы называют тематические выпуски журналов, а в числе статей — их тематические подборки, которые не были учтены в нашем опросе, мы решили в дальнейшем включить те и другие в соответствующие позиции.

Статьи

■ Алексеевский М., Лурье М., Сенькина А. Легенда о памятнике Гоголю в Могилеве-Подольском: опыт комментария к фрагменту локального текста // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 275-312. (4)

■ Лобанов М.А. Народный поэт Елпидифор Барсов // Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы: Сб. науч. статей

t <u Ei

памяти проф. Е.А. Костюхина (1938-2006). СПб.: САГА, 2009. С. 97-103. (3)

я Байбурин А.К. К предыстории советского паспорта (19171932) // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2009. № 2 (64). С. 140-154. (2)

я Топорков А.Л. К 100-летию со дня выхода в свет книги

B. Мансикки "Über russische Zauberformeln mit Berücksichtigung der Blut- und Verrenkungssegen" // Антропологический форум. 2009. № 10. С. 279-296. (2)

я Архипова А. Традиции и новации в анекдотах о Путине // Антропологический форум. 2009. № 10. С. 181-251.

я Белков П. Об использовании геометрического кода в исследованиях по классификационным системам родства // Антропологический форум. 2010. № 12 Online <http://anthropolo-gie.kunstkamera.ru/07/12online/>.

я Головнев А.В. Киноантропология <http://valerytishkov.ru/ engine/documents/document1341.doc>.

я Громов Д.В. Движение «Наши». 2007 год // Молодежные субкультуры Москвы / Сост. Д.В. Громов; отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2009.

C. 115-172.

я Ирзабекова Е. Ранние публикации М. Береговского в контексте научного наследия ученого // Вопросы еврейской истории: Материалы XVI ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаистике. Ч. 2. М., 2009. С. 337349.

я Калезич М. Еще раз об омонимии в фитонимии: Colchicum, Crocus, Gymnadenia, Iris, Orchis, Sternbergia // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 8-12 сентября 2009 г. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2009. С. 112-113.

я Козинцев А.Г. О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 4 (40). С. 125-136.

я Львов А.Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональных категорий // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. С. 73-86.

я Малоха М. Названия хтонических животных в восточнославянской и польской фитонимии // Традиционная культура. 2009. № 3. С. 48-54.

■ Блок статей «Морфология академических конфликтов» // Новое литературное обозрение. 2009. № 96.

■ Неклюдов С. Невольная мифология // История — миф — фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. М.: Центр «Сэфер»; Институт славяноведения РАН, 2009. С. 19— 29.

■ Никонова Л.И. Этнокультурная адаптация мордвы на севере Дальнего Востока // Человек и Север: Антропология, археология, экология: Материалы Всероссийской конференции, г. Тюмень, 24-26 марта 2009 г. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2009. Вып. 1. С. 202-205.

■ Никонова Л.И., Кандрина И.А. Баня в обрядовой жизни у мордвы // Известия Самарского научного центра РАН. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. Т. 112 (28). С. 271-273.

■ Никонова Л.И., Щанкина Л.Н., Захарова Н.К. Диаспора: к вопросу этнических процессов и межэтнической коммуникации мордвы на Украине // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (Серия «Филология. Социальные коммуникации»). Симферополь: Инф.-изд. отдел ТНУ, 2009. Т. 22 (61). 1. С. 430-434.

■ Никонова Л.И. О некоторых миграционных процессах армян, грузин и азербайджанцев в Республике Мордовия: к актуальным вопросам истории // От Античности к Возрождению: Материалы VIII Дзагуровских чтений: Сб. трудов кафедры Истории стран Европы и Америки. Махачкала, 2009. Вып. 8. С. 66-70.

■ Никонова Л.И. Баня греет, баня лечит // Этносфера: Народы и культуры в зеркале России и мира: Информ.-аналит. и просвет. журнал. 2009. № 8 (131). С. 38-41.

■ Никонова Л.И., Кандрина И.А. Культура повседневного быта как текст и объект гуманитарных исследований: на примере традиций у мордвы // Культура народов Причерноморья. 2009. № 168. Т. 2. С. 136-139.

■ Никонова Л.И. У сварливой жены муж быстрее состарится // Этносфера: Народы и культуры в зеркале России и мира: Информ.-аналит. и просвет. журнал. 2009. № 10 (133). С. 1217.

■ Никонова Л.И., Щанкина Л.Н. Изучение традиционного уклада жизни народов в образовательных учреждениях (на примере мордвы Циркумприбайкальского региона и Респуб-

лики Хакасия) // Образование и глобализация: Материалы III Байкальской международной научной конференции, 1— 4 июля 2009 г.: В 2 ч. Улан-Удэ: изд-во Бурятского госунивер-5 ситета, 2009. Ч. 2. С. 206-209.

з

■ Никонова Л.И., Щанкина Л.Н. Народная медицина мордвы на Дальнем Востоке и Камчатке как экологический фактор в формировании приспособительных реакций человека к окружающей среде // Фундаментальные аспекты компенсаторно-приспособительных процессов: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Шку-рупия. Новосибирск: НГУ, 2009. С. 166-167.

■ Никонова Л.И., Шерстобитова Ж.В. Переселение мордвы в Западную Сибирь: традиции и инновации // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2009. № 2 (12). С. 142-148.

■ Никонова Л.И., Гармаева Т.В. Охраняй прошлое, но знай и новое: народы Центральной Азии в Республике Мордовия // Центр и периферия: культура российской провинции. 2009. № 3. С. 75-81.

■ Никонова Л.И., Фатеева Е.В. Чуваши в Республике Мордовия // Центр и периферия: культура российской провинции. 2009. № 4.

■ Панченко А. А. Поэтика мифа и современная культура // Историческая поэтика и пути изучения и преподавания русской словесности: Исследования и материалы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 7-23.

■ Перевалова Е. Красная колонизация Обского Севера: революционные преобразования и этничность (1917-1930) // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 125-133.

■ Блоки статей «По ту сторону семиотики: наследие московско-тартуской школы» и «Социология 1960-х как культурный феномен» // Новое литературное обозрение. 2009. № 98.

■ Блок статей «Родиться, есть и умереть в СССР» // Неприкосновенный запас. 2009. № 2 (64).

■ Рыжакова С.И. Латышская национальная история // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216-274.

■ Блок статей «"Советская парадигма": идеология и аналитика» // Новое литературное обозрение. 2009. № 97.

■ Успенская Е.Н. К вопросу об экзогамии касты // Этнографическое обозрение. 2009. № 3. С. 3-19.

■ Хаздан Е. Сборник еврейского фольклора к двадцатилетию революции: дань эпохе // Opera musicological: Научный журнал Санкт-Петербургской консерватории. 2009. № 2. С. 78—94.

■ Хаздан Е.В. Неизвестный Береговский: Новые материалы к биографии ученого // PAX SONORIS: История и современность. 2009. Вып. 2. С. 198-207.

■ Христофорова О.Б. Икота: к вопросу о генезисе мифологического персонажа // Живая старина. 2009. № 4. С. 20-23.

■ Штырков С.А. Обличительная этнография эпохи Хрущева: большая идеология и народный обычай (на примере СевероОсетинской АССР) // Неприкосновенный запас: дебаты о политике о культуре. 2009. № 1 (63). С. 147-161.

■ Шабаев Ю.П., Шилов Н.В., Денисенко В.Н. Язык и этнич-ность: дискуссии о языковой политике в регионах проживания финно-угров // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 92105.

■ Badallaj I. Standardi i shqipes në Kosovë // Seminari Ndërkombëtar për Gjuhën, Letërsinë dhe Kulturën Shqiptare: Materialet e punimeve të Seminarit XXVIII Ndërkombëtar për Gjuhën, Letërsinë dhe Kulturën Shqiptare. Prishtinë, 17-28 gusht 2009. No. 27/1 / Lektor Prof. Dr. Fadil Raka. Prishtinë: Universiteti i Prishtinës dhe Universiteti i Tiranës, 2009. F. 17-23.

■ Engelstein L. "A Belgium of Our Own": The Sack of Russian Kalisz, August 1914 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2009. Vol. 10. No. 3. P. 441-474.

■ Istomin K.V., Dwyer M.J. Finding the Way: A Critical Discussion of Anthropological Theories of Human Spatial Orientation with Reference to Reindeer Herders of Northeastern Europe and Western Siberia // Current Anthropology. 2009. Vol. 50. No. 1. P. 29-49.

■ Nikonova L.I. Bath-house (bania) and the traditional method of health maintenance // 16th World Congress of the International Union of Anthropological and Ethnological Sciences. July 27-31, 2009. Kunming, China. Paper Abstracts Vol. 6. Kunming: Chinese Union of Anthropological and Ethnological Sciences, 2009. P. 47 (диск).

■ Shabaev Yu.P. Ethnic ^nUicts in the European North of Russia // Anthropology & Archeology of Eurasia. 2009/2010. Vol. 48. No. 3. P. 31-75.

О рейтинге статей на основании представленного списка трудно составить представление, поскольку здесь ярче всего

з

проявилось влияние субъективных факторов. Из 44-х позиций всего четыре статьи упоминаются больше одного раза. На основании полученных ответов мы снова вынуждены | констатировать, что в нынешнем году не появилось ни одной

яркой статьи, которая привлекла бы внимание антропологического сообщества. При большом тематическом и хронологическом разбросе1 обращает на себя внимание группа статей, посвященных советской эпохе (в том числе два блока в журналах «Неприкосновенный запас» и «Новое литературное обозрение»), а также касающихся тех или иных аспектов государственной идеологии, языковой политики и национальной истории. Кроме того, нужно отметить явное преобладание статей, опубликованных в периодических изданиях. Возможно, это говорит о появлении круга наиболее читаемых сегодня журналов, материалы которых лучше известны антропологическому сообществу, чем статьи, выходящие в сборниках.

Опубликованные материалы полевых и архивных исследований

■ Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Сост. М.Д. Алексеевский, В.А. Комарова, Е.А. Литвин, А.Б. Мороз, Н.В. Петров; под общ. ред. А.Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. (5)

■ Фольклор старообрядцев Литвы: тексты и исследования: В 3 т. Т. 2: Народная мифология. Поверья. Бытовая магия / Изд. подгот. Ю. Новиков. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского педагогического университета, 2009. (4)

■ Иванова А.А., Калуцков В.Н., Фадеева Л.В. Святые места в культурном ландшафте Пинежья (материалы и комментарии). М.: ОГИ, 2009. (2)

■ Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н.В. Дранникова, И.А. Разумова. М.: ОГИ, 2009. (2)

■ Ахметова М. Норма и ее нарушение в «профессиональном тексте» (рассказы об употреблении алкоголя машинистами паровозов) // Антропологический форум. 2010. № 12 Online <http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/12online/>.

■ Вярэшч В.Л. Палесы арх^: Лшгвгстычныя, этнаграфiчныя i пстарычныя матэрыялы / Пад навуковай рэдакцый Ф. Клiмчу-ка, Э. Смулковай i А. Энгелькшг. Мшск: Выдавец А.Н. Варак-сш, 2009.

Мы вынуждены не учитывать тему этнографии мордвы и народов Мордовии, представленную многочисленными статьями Л.И. Никоновой, т.к. все они были указаны самим автором.

■ Гаты Заратуштры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009.

■ «Издательства давали половину бюджета партии». Беседа Николая Митрохина с Вадимом Владимировичем Костровым // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и культуре. 2009. № 6 (68). С. 69-82.

■ Крашенинникова Ю. Похороны «по-репному» (о некоторых фактах похоронно-поминальной обрядности северных русских) // Антропологический форум. 2009. № 10. С. 299310.

■ Лингвистическая и этнокультурная ситуация в греческих селах Приазовья: по материалам экспедиций 2001-2004 годов / Отв. редактор М.Л. Кисилиер. СПб.: Алетейя, 2009. (Язык и культура мариупольских греков. Т. 1).

■ Лопатин Г. Господен праздник // Ра1аео81ауюа. XVII. 2009. N0. 2. 8. 193-220.

■ Раздел «Материалы полевых исследований. Экспедиционные дневники» (статьи Х. Рюткеля; К.К. Логинова; П. Лаак-сонена; А.П. Конкка; М.В. Пеньковой, Д.Ю. Ефремовой и А.П. Конкка) // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири: Сб. статей памяти Юго Юльевича Сурхаско / Ред. А.П. Конкка. Петрозаводск: КНЦ РАН, 2009. (Гуманитарные исследования. Вып. 2).

■ Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология. Фольклористика. Лингвистика. Религиоведение. М.: РГГУ, 2009. Вып. 4.

■ Раздел «Пробные карты лексического атласа русских народных говоров. Т. 1: Растительный мир»: Брысина Е.В. Карта ЛСЛ 130: Общее название душистой травы; Колокольцева Т.Н., Кудряшова Р.И. Карта Л 137: Клевер; Кудряшова Р.И., Колокольцева Т.Н. Карта Л 138: Колокольчик; Вендина Т.И. Карта Л 165: Опенок // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 2009. СПб.: Наука, 2009. С. 436478.

■ Страхов А.Б. Полесские фольклорно-этнографические материалы в современных записях. 5. Святочная обрядность // Ра1аео81ауюа. XVII. 2009. N0. 2. 8. 145-192.

■ Хрэстаматыя па беларускай дыялекталоги. Цэнтральная зона. Мшск: Беларуская навука, 2009.

■ Цинский Пекин: картины народной жизни (миньсухуа) / Вступ. ст., пер. с кит. яз. и коммент. И.Ф. Поповой. СПб.: Сла-вия, 2009.

t <u 3е

■ Национальный электронный звуковый депозитарий (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) <http:// www.nezd.ru/>.

■ Сетевые источники «Вконтакте»: «Кунсткамера» <http:// vkontakte.ru/club2406796>; «Этнология» <http://vkontakte.ru/ club258245>; «Новости археологии» <http://vkontakte.ru/ club3073135>; «Скифы — сарматы — аланы» <http://vkontakte. ru/club235644>; «Хазарский Каганат и Волжская Булгария» <http://vkontakte.ru/club1123765>; «Археология Нижнего Поволжья и степей Юго-Восточной Европы» <http://vkontakte. ru/club9029295>; «Кафедра ахеологии» (МГУ) <http://vkontakte. ru/club2860>; «Археология бассейна Десны и Псла» <http:// vkontakte.ru/club1103224>; "Virtual archaeology" <http:// vkontakte.ru/club1932608>; «Кафедра археологии СПбГУ» <http://vkontakte.ru/club2772678>; «Археология.ру» <http:// vkontakte.ru/club14813293> и группы многочисленных кафедр этнографии и археологии прочих российских университетов.

В этом году было названо несколько больше публикаций полевых и архивных материалов, главным образом за счет появившихся указаний Интернет-источников — 17 печатных публикаций, одна электронная и 11 групп социальной сети «Вконтакте». Среди печатных сборников больше публикаций этнографических материалов, но первые позиции по числу «голосов» набрали публикации фольклора — путеводитель «Каргополье» под редакцией А.Б. Мороза, включивший материалы полевых экспедиций фольклорного отдела РГГУ, и второй том «Фольклора старообрядцев Литвы», подготовленного Ю. Новиковым (впрочем, наряду с фольклорными текстами этот том содержит материалы, характеризующие их бытование — например, заговорные практики). Обращает на себя внимание появление в этой номинации электронных публикаций — начавшего работу сайта «Национального электронного звукового депозитария», на котором публикуются коллекции исторических записей языков коренных народов Севера из Фонограммархива Пушкинского Дома, и многочисленных групп «Вконтакте». Материалы, представленные группами «Вконтакте», вряд ли можно (во всяком случае, пока) приравнивать к привычным публикациям. Научные публикации по определению должны удовлетворять некоторым критериям (источники должны быть атрибутированы и т.д.), которым пока не отвечает большинство материалов этих групп (не говоря уже об ограниченном доступе к некоторым из них). Несомненно полезны ссылки на Интернет-источники и распространение информации о событиях, но в таком случае подобные

указания относятся к разделу «Сайты», а не «Материалы» (кстати, там тоже представлены группы «Вконтакте», которые по характеру своей деятельности ничем принципиально не отличаются от перечисленных выше).

Словари и справочные издания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4.: П (Переправа через воду) — С (Сито). М.: Международные отношения, 2009. (8)

■ Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов: К 60-летию Павла Анатольевича Клубкова / [Ред. кол.: А.Ю. Веселова, С.Г. Леонтьева, М.Л. Лурье, К.А. Маслинский, А.А. Сенькина]. СПб.: Ин-т логики, 2009. (2)

■ Приемышева М.Н. Тайные и условные языки в России XIX в.: В 2 ч. СПб.: Нестор-История, 2009. (2)

■ Русские Рязанского края: В 2 т. / Отв. ред. С.А. Иникова. М.: Индрик, 2009. (2)

■ Зайцева Н.Г., Муллонен М.И. Новый русско-вепсский словарь. Петрозаводск: Периодика, 2009.

■ Карелия: Энциклопедия: В 3 т. Т. 2: К—П. Петрозаводск: ПетроПресс, 2009.

■ Котляр Е.С. Указатель африканских мифологических сюжетов и мотивов. М.: Восточная литература, 2009. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

■ Малый диалектологический атлас балканских языков (Серия лексическая). Т. 3: Животноводство / Под ред. А.Н. Соболева. München: Verlag Otto Sagner; СПб.: Наука, 2009.

■ Многонациональная Республика Коми: Учебное пособие-справочник / Авт.-сост. И.А. Гончаров, Е.Н. Рожкин, Ю.П. Шабаев, О.Ф. Штралер. Сыктывкар: СыктГУ, 2009.

■ Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В.Н. Тенишева. Т 1—6. СПб., 2004— 2009.

■ Традиционная культура Урала: Диалектный этноидеогра-фический словарь русских говоров Среднего Урала / Авт.-сост. О.В. Востриков, В.В. Липина; Свердловский областной Дом фольклора (материалы и проект), кафедра русского языка и общего языкознания Уральского гос. ун-та (материалы). Екатеринбург: Свердловский областной Дом фольклора, 2009 ^D-база].

t <u Ei

■ Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Ч. 3: Словарь хрононимов. Пермь: Пушка, 2009.

■ Fjalor Enciklopedik Shqiptar. Botim i ri. ТЬапё, 2009. Vol. 3.

Среди словарей безусловный лидер — четвертый том «Славянских древностей». Этот проект вообще занимает особое место и не только в этнолингвистике. Для этнографов, фольклористов, историков культуры он давно уже стал богатейшим источником разнообразных сведений о культуре славян. Не случайно выход каждого очередного тома становится событием для всего сообщества. Отмеченный дважды «Краткий иллюстрированный словарь клише и стереотипов» относится к числу изданных в последнее время ярких фестшрифтов («Кирпичики», "Natales grate numeras?" и др.). Действительно, остается лишь сожалеть, что он и в самом деле краткий. Из других отмеченных в ответах словарей нельзя не отметить очередные выпуски материалов Тенишевского архива, Указатель африканских мифологических сюжетов и мотивов Е.С. Котляр, Словарь хрононимов и др.

Этнографические / антропологические сайты

■ Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика <http://www.ruthenia.ru/folklore/>. (3)

■ On-line выпуски «Антропологического форума». (2)

■ Фольклорно-литературное наследие Русского Севера <http://litkarta.karelia.ru>.

■ Тематические научные сообщества на блог-платформе <http://www.livejournal.com> (ru_folklorist, soc_anthrop и др.).

■ Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» <http://epr.iphil.ru/>.

■ Ethnobotanics.ru: российский ресурс по этноботанике и фи-тонимии <http://www.ethnobotanics.pochta.ru/>.

■ EastBordNet <http://www.eastbordnet.org/>.

■ Антропология и смежные науки: Изучение человека, культуры и общества <http://www.etnograf.ru/node/>.

■ Личный сайт академика В.А. Тишкова <http://www.valery-tishkov.ru/>.

■ РГГУ, Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока, Этнологическая экспедиция ЦМБ, Экспедиция 2009 <http://cmb.rsuh.ru/section.html?id=6458>.

■ Кунсткамера <http://www.kunstkamera.ru/>.

■ Электронная библиотека «РусАрх» <http://rusarch.ru/index. htm>.

■ Коллекция: мировая художественная культура <http:// artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13807&ob_no=&pg=4>.

■ Тайное общество хронологии <http://vkontakte.ru/ club9934843> и КСАН: Корпус случайных археологических находок <http://vkontakte.ru/club17818189>.

Сайты отметило гораздо меньшее число участников, чем монографии или статьи, но для первого раза их было выбрано не так уж мало (эта номинация введена в опрос впервые). В самом названии пункта «Этнографические / антропологические сайты», не имевшем никакой расшифровки или подзаголовка, не было определено, идет ли речь о сайтах, которые появились в 2009 г., о сайтах, на которых в 2009 г. были выложены интересные материалы, или просто о полезных и симпатичных сайтах, которыми антропологи и фольклористы пользовались всегда, в том числе и в 2009 г. Соответственно участники опроса понимали эту номинацию по-разному. Так, В.Е. Добровольская не назвала ни одного сайта, потому что в этом году «не удивил никто», а М.Д. Алексеевский поставил на первое место любимый многими Интернет-проект «Фольклор и постфольклор», про который написал: «Можно только пожалеть, что в последние годы данный ресурс обновляется значительно реже, чем раньше». Кроме того, в категорию «сайтов» авторы отнесли самые разные реалии Интернета — как собственно сайты, так и электронные выпуски журналов, блоги и сеть «Вконтакте».

Упоминание в ответах блогов и социальных сетей обращает на себя внимание. И те, и другие имеют функцию обновления, добавления новых материалов, внесения изменений и потому вполне закономерно могут соревноваться по результатам года за первое место у своих читателей. Одним из участников опроса было высказано пожелание ввести отдельную номинацию «Лучший блог», но в этом случае есть вероятность, что блоги будет выбирать в своих ответах еще меньшее число участников, чем сейчас выбирают сайты. Возможно, стоит расширить данную номинацию и назвать ее «Этнографические / антропологические сайты, блоги, группы в социальных сетях».

Учебные пособия

■ Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2009.

t <u Ei

■ Левкиевская Е.Е. В краю домовых и леших: персонажи русских мифов. М.: ОГИ, 2009.

В этой номинации представлены всего две работы (по одному голосу за каждую), причем книга Е.Е. Левкиевской была отмечена как публикация «для детей и юношества», а не традиционный учебник. Кроме того, участники опроса два раза указывали книгу Т.Г. Ивановой, занявшую второе место в номинации «Монографии», как учебное пособие по истории фольклористики. В целом представленная ситуация с учебниками, как и в прошлогоднем опросе, удручает. Ю.П. Шабаев предложил «обсудить тему "Новый российский учебник этнологии: каким ему быть?"» Странным на этом фоне выглядит всего один голос за вышедшее в 2009 г. учебное пособие «Культурная (социальная) антропология»: оно никому не понравилось или его никто не заметил? Никто не упомянул и вышедший в 2009 г. перевод учебника Алана Барнарда: Барнард А. Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей. М.: ИЭА РАН, 2009, возможно, потому что этот широко рекламировавшийся учебник за пределами Москвы малодоступен.

Этнографические выставки

■ «Дулёвские сезоны» (Общественный фонд «Народные художественные промыслы», Москва, 12 февраля — 6 апреля 2009 г.).

■ «Могилевский гостинец» (Государственный Российский Дом народного творчества, Москва, 25 марта — 5 апреля 2009 г.).

■ Виртуальная выставка Кунсткамеры «Дух-предок шамана: Эвенки Забайкалья, XVIII век» <http://www.kunstkamera.ru/ exhibitions/virtualnye_vystavki/duhpredok_shamana/>.

■ Африканское искусство: из собрания Михаила и Леонида Звягиных = African Art. From the Collection of Mikhail and Leonid Zvyagin / Отв. ред. А.Ю. Сиим. СПб.: Изд-во Мариинского театра, 2009.

■ Старая Литва: Выставка в Национальном музее Литвы 17.09.2009 — 30.11.2009. СПб.: Российский этнографический музей; Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009.

На вопрос о выставках пришло гораздо меньше ответов, чем в прошлый раз. Из пяти названных позиций две представляют собой не собственно выставку, а каталог или альбом. Одна из

выставок виртуальная, представленная на сайте Кунсткамеры. Две оставшиеся московские выставки были указаны одним человеком. Означает ли это, что формат традиционной этнографической выставки фактически себя изжил или подавляющее число выставок не ориентировано на профессиональное сообщество и адресуется преимущественно посетителям музеев?

Конференции

■ Русский политический фольклор ХУШ—ХХ вв.: от Петра I до Михаила Горбачева. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург, 30 сентября — 1 октября 2009 г. (5)

■ Фольклор и этнография (К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова). Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, 26-28 ноября 2009 г. (5)

■ «Калевала» в контексте региональной мировой культуры. ИЯЛИ КНЦ РАН, Петрозаводск, 2-4 июня 2009 г. (3)

■ Этнолингвистика. Ономастика. Этимология. ИРЯ РАН, Ин-т славяноведения РАН, УрГУ, Екатеринбург, 8-12 сентября 2009 г. (3)

■ Классический фольклор сегодня. Конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Бориса Николаевича Путилова. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, 14-17 сентября 2009 г. (3)

■ Балканские чтения 10: «Переходы. Перемены. Превращения». Институт славяноведения РАН, Москва, 31 марта — 2 апреля 2009 г. (2)

■ Весенняя школа по фольклористике и культурной антропологии «Фольклор в наше время: традиции, трасформации, новообразования». Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва, Переславль-Залесский, 2-10 мая 2010 г. (2)

■ Славянская традиционная культура и современный мир: Традиционная культура российского города как объект междисциплинарных исследований. ГРЦРФ, Москва, 26-28 мая 2009 г. (2)

■ XVII Лотмановские чтения «Конструкция дозволенного, или Вещи, о которых не...» РГГУ, Москва, 17-19 декабря 2009 г. (2)

■ Национализм и идентичности в Евразии I: Идентичности и традиции. Нью-Колледж, Оксфорд, 22-24 марта 2009 г.

з

■ Исповеди в зеркале: Межконфессиональные отношения в центре Евразии, на примере Волго-Уральского региона (XVIII—XXI вв.). Центр франко-российских исследований

5 в Москве (CEFR, CNRS/MAEE), Нижегородский государ-

ственный лингвистический университет, Нижний Новгород, 26-29 мая 2009 г.

■ XV Конгресс Международного общества исследователей фольклорных нарративов (ISFNR) «Нарративы сквозь пространство и время: трасмиссия и адаптация». Афины, Греция, 21-27 июня 2009 г.

■ VIII Конгресс этнографов и антропологов России. Оренбург, 2-5 июля 2009 г.

■ Российско-французская летняя школа «Жизнетворчество, мистификации и подделки в России и Франции». РГГУ, ИМЛИ РАН, Национальный центр научных исследований Франции, Вологодская область, 13-19 июля 2009 г.

■ Имя, речь и церемония: как создается образ правителя. Институт славяноведения РАН, Москва, 17 сентября 2009 г.

■ Х Международный конгресс по изучению стран Юго-Восточной Европы. Париж, 24-26 сентября 2009 г.

■ Слухи в России XIX—ХХ веков: неформальная коммуникация и «крутые повороты» российской истории. ИНИОН РАН, Москва, 1-2 октября 2009 г.

■ Топография счастья: этнографические карты модерна. Музей-заповедник «Царицыно», издательство «Новое литературное обозрение», Москва, 2-3 октября 2009 г.

■ Круглый стол «Слухи как коммуникативный механизм». Институт славяноведения РАН, Москва, 27 октября 2009 г.

■ Функционализм и трансфер знания в Праге в 1920— 1930-х гг. Этнографические и театральные исследования Петра Богатырева. Университет Париж-3 — Новая Сорбонна, Париж, 17-18 ноября 2009 г.

■ Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой. СПбГУ, Санкт-Петербург, 5 декабря 2009 г. (отмечен доклад А.А. Панченко «Из истории сюжета АТ 2401»).

■ Полевые исследования в религиоведении. МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 7-9 декабря 2009 г.

■ Традиционный фольклор в современных записях. Полевые исследования. СПбГУ, Санкт-Петербург, 19 декабря 2009 г.

Число названных нашими авторами конференций снова выросло, причем появились неоднократные упоминания одних и тех же мероприятий. В числе лидеров — двухдневный семинар Пушкинского Дома «Русский политический фольклор» и конференция МАЭ (Кунсткамеры) «Фольклор и этнография», посвященная 90-летию К.В. Чистова. Не может не радовать, что наряду с петербургскими, московскими и зарубежными конференциями были отмечены научные мероприятия, проходившие в региональных центрах. В частности, более одного голоса получили конференция в Петрозаводске, посвященная «Калевале», и «Этнолингвистика. Ономастика. Этимология» в Екатеринбурге, а также Весенняя школа по фольклористике и культурной антропологии «Фольклор в наше время: традиции, трасформации, новообразования», проводившаяся Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ в Переславле-Залесском. Выросло и число зарубежных конференций, отмеченных авторами: в Оксфорде, Афинах и две в Париже.

Рецензии и обзоры

■ Козинцев А. Наука минус наука [Рец. на: М. Могильнер. Homo imperii. История физической антропологии в России. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 512 с.] // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 429-441. (4)

■ Лурье М. Песенный фольклор как зеркало русской оппозиции [Рец. на: Джекобсон М., Джекобсон Л. Преступление и наказание в русском песенном фольклоре (до 1917 года). М.: Изд-во СГУ, 2006. 504 с.] // Антропологический форум. № 10. 2009. С. 335-342. (3)

■ Топорков А.Л. Риторика фольклористики [Рец. на: Каргин А.С. Прагматика фольклористики: Сб. статей, докладов, эссе. М., 2008] // Новое литературное обозрение. 2009. № 99. С. 345354. (2)

■ Башарин А.С., Лурье М.Л. Русские песни о преступниках и палачах [Рец. на: Джекобсон М., Джекобсон Л. Преступление и наказание в русском песенном фольклоре (до 1917 года). М.: Изд-во СГУ, 2006. 504 с.] // Живая старина. 2009. № 4. С. 63-65.

■ Алексеевский М., Лурье М. Конференция «Традиционная культура российского города как объект междисциплинарных исследований» // Антропологический форум. 2009. № 11 Online <http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/11online/>.

1? ■ Кыйва М., Куперьянов А., Везик Л. Знакомьтесь — BERTA:

сл

g База данных по эстонским народным календарным праздни-

Г кам // Живая старина. 2009. № 2. С. 60-62. t

=j ■ Трубина Е. [Рец. на: Tim Ingold. Lines: A Brief History. Oxon

§ and New York: Routledge, 2007. 186 p.] // Антропологический

£ форум. 2009. № 10. С. 343-349.

I ■ Чернецов А.В. «Что было, что будет, чем сердце успокоит-

§ ся...» [Рец. на: Вигзелл Ф. Читая фортуну: гадательные книги

| в России (вторая половина XVIII — XX вв.) М.: ОГИ, 2007.

I 256 с.] // Живая старина. 2009. № 1. С. 60-62.

S

! ■ Ямсков А.Н. [Рец. на: Этнос и нация в условиях глобализа-

о ции: опыт и прецеденты АТР: Материалы Междунар. науч.

конф. III Широкогоровские чтения. Владивосток, 2008] // Эт-

Se нографическое обозрение. № 4. 2009. С. 188-191.

S

5 ■ Woodworth Ch. Where Did the East European Jews Come From:

si An Explosive Debate Erupts from Old Footnotes // Kritika. 2010. Vol. 11. No. 1. P. 107-125.

Несколько увеличившееся, но все равно малое количество названных рецензий (10) заставляет повторить утверждение прошлого года о серьезных проблемах в научной жизни антропологического сообщества. Обращает на себя внимание и существование очень небольшого круга журналов, в которых вышли упомянутые авторами рецензии. Названные больше одного раза рецензии, оказавшиеся на первом, втором и третьем местах, объединяет то, что все они являются в той или иной степени отрицательными и в них остроумно критикуются недостатки рецензируемых работ. Собравшая больше всего голосов рецензия А.Г. Козинцева дважды отмечена и в следующем разделе опроса как первая реплика в полемике по поводу книги М. Могильнер. Выбор этой рецензии показывает, что, когда принципиально разные взгляды на науку обнаруживают точки соприкосновения и сталкиваются, их противостояние вызывает живой интерес у читателей.

Состоявшиеся полемики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Форум о форуме (или о состоянии дискуссионного поля науки) // Антропологический форум. № 10. 2009. С. 7— 178. (6)

■ Поколения в науке // Антропологический форум. № 11. 2009. С. 17-132. (4)

■ Полемика А. Козинцева и Е. Мельниковой по поводу книги М. Могильнер1 (2)

■ Алгебра родства. Вып. 12. СПб.: МАЭ РАН, 2009. — Дискуссия между Г.В. Дзибелем и соавторами А.В. Дыбо и С.В. Кулландой о проблемах реконструкции ностратической системы терминов родства.

■ Головаха-Хикс И.Е. Современная фольклористика: к вопросу о базовой теории и новых методологических подходах в полевой работе // Традиционная культура. 2009. № 2. С. 113— 121; реплики К. Богданова, В. Кляуса, А. Панченко к статье и ответ И.Е. Головахи-Хикс (Там же. С. 121—128).

■ Обсуждение проекта словаря // Антропологический форум. 2009. № 11 Online <http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/ pdf/011online/11_online_12_discussion.pdf>.

■ О политическом измерении социальных наук: между академией и высшей школой // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2009. № 1 (63). С. 33—76.

■ Обсуждение «антропологии закрытого общества» на американском съезде славистов (AAASS) в Бостоне, ноябрь 2009 г.

■ Обсуждение создания литературного языка для Косово на конференциях в Косово, Албании, Италии.

■ Полемики вокруг создания «Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

Судя по ответам, самые интересные полемики в 2009 г. велись в печати. Создается ощущение, что письменные дискуссии стали предпочтительными. Действительно, у этого жанра есть преимущества, среди которых возможность обдумать свою реплику и выразить ее в приемлемой форме. Однако они вряд ли перевешивают достоинства устной дискуссии с ее спонтанностью и эмоциональностью. К сожалению, только три из девяти привлекших внимание полемик можно отнести к их числу.

1 Козинцев А. Наука минус наука // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 429-441; Мельникова Е. От Homo Imperii к антропологии в России и назад // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 442-452.

~ Какие события научной жизни в истекший год произвели на вас

g негативное впечатление?

| Негативное впечатление в 2009 г. на участников опроса произ-

=j вели ряд вышедших книг: Уйти, чтобы остаться. Социолог

VO

§ в поле: Сб. ст. под ред. В. Воронкова и Е. Чикадзе. СПб.: Але-

§ тейя, 2009; Мисюгин В.М. Три брата. СПб.: Наука, 2009;

ä Zubok V. Zhivago's Children: The Last Russian Intelligentsia. Cam-

I bridge, Mass.: Harvard University Press, 2009 — и невыход с нетер-

I пением ожидаемых работ («то, что не вышли несколько книг,

? которых я очень жду»). Книгами не ограничилось. В числе не-

I гативных событий была указана конференция «Славянские

| языки и культуры в современном мире», МГУ, 24—26 марта

IS 2009 г.

3 В этой опции также были названы те события в науке, участни-

! ки которых руководствовались не поиском научной истины,

| а иными мотивами: греческо-македонские распри на междуна-

| родных конференциях, провал диссертации О.В. Горшуновой,

который не имел «никакого отношения к критериям научной принципиальности», и игнорирование белорусских истоков в пограничном фольклоре. Был отмечен и «уход С. Соколовского с поста главного редактора "Этнографического обозрения"». Печалит наших участников «неспособность фольклористического сообщества четко и своевременно отвечать на письма» и «сложности с оперативностью издания статей в сборниках и журналах».

Негативное впечатление произвели также некоторые околонаучные дискуссии (дискуссия вокруг путей реформирования РАН — ее содержание и отсутствие конструктивных итогов) и политические события (беседа В.В. Путина с Юрием Шевчуком). Было упомянуто и печальное событие — смерть А.В. Кулагиной.

Есть ли у вас пожелания или предложения по поводу будущих опросов «Антропологического форума»?

В ответах на этот вопрос участниками было отмечено, что не хватает номинаций «лучший блог», «доклады», «защищенные диссертации», «каталог, музейное описание, альбом». Редакция считает эти предложения заслуживающими внимания и учтет при разработке следующей анкеты.

Было предложено включить в список отмеченных книг и событий издания ближнего зарубежья. В этом случае мы вынуждены ответить, что никаких ограничений не было и нет. И сейчас

участниками опроса отмечаются события и издания не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

Некоторые участники поняли последний вопрос как просьбу предложить тему для дискуссии. Редколлегия благодарит их за предложение тем, которые, возможно, станут основой для рубрики «Форум» в следующих номерах журнала.

Альберт Байбурин Ольга Бойцова Александра Пиир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.