Научная статья на тему 'Мониторинг морфофункционального состояния преподавательского состава кафедры физического воспитания'

Мониторинг морфофункционального состояния преподавательского состава кафедры физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / РЕЗЕРВЫ ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / MORPHOFUNCTIONAL STATE OF TEACHERS / HEALTH RESERVES / HEALTH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстова Татьяна Ивановна, Пономарева Галина Владимировна, Левина Елена Александровна, Трушина Нина Ивановна

До настоящего времени состояние здоровья преподавателей изучено сравнительно мало. Цель работы изучение морфофункционального состояния преподавателей кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ. Объектом исследования являются 20 преподавателей кафедры (9 женщин и 11 мужчин). Методы исследования включали опрос, антропометрию и обследование на программно-аппаратном комплексе «Интегральный показатель здоровья», которое включало цветовой тест Люшера, тест зрительно-моторной реакции, тест пульса (кардиоинтервалометрия) с последующей оценкой результатов. Широко используя физкультурно-оздоровительные технологии для оздоровления студентов, отмечается неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями в индивидуальной деятельности, что свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов.To date, the health status of teachers has been studied relatively little. The purpose of this work is to study the morphofunctional state of teachers of the Department of physical education and health of Ryazan state medical University. The object of the study is 20 teachers of the Department, 9 women and 11 men. The research methods included a survey, anthropometry, and a survey on the hardware and software complex “Integral health indicator", which included a color lusher test, a visual-motor reaction test, and a pulse test (cardiointervalometry) with subsequent evaluation of the results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстова Татьяна Ивановна, Пономарева Галина Владимировна, Левина Елена Александровна, Трушина Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг морфофункционального состояния преподавательского состава кафедры физического воспитания»

УДК 612-07 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10123

Мониторинг морфофункционального состояния преподавательского состава кафедры физического воспитания

Monitoring of the Morphofunctional State of the Teaching Staff Members of the Department of Physical Education

Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,

доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: lfk-doctor@mail.ru

Галина Владимировна ПОНОМАРЕВА,

заведующая кафедрой физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: даИпаШ1рап@таИ.ги

Елена Александровна ЛЕВИНА,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: levlen73@mail.ru

Нина Ивановна ТРУШИНА,

преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: lfk-doctor@mail.ru

Аннотация. До настоящего времени состояние здоровья преподавателей изучено сравнительно мало. Цель работы — изучение морфофункционального состояния преподавателей кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ. Объектом исследования являются 20 преподавателей кафедры (9 женщин и 11 мужчин). Методы исследования включали опрос, антропометрию и обследование на программно-аппаратном комплексе «Интегральный показатель здоровья», которое включало цветовой тест Люшера, тест зрительно-моторной реакции, тест пульса (кар-диоинтервалометрия) с последующей оценкой результатов. Широко используя физкультурно-оздоровительные технологии для оздоровления студентов, отмечается неудовлетворительный уровень владения

Abstract. To date, the health status of teachers has been studied relatively little. The purpose of this work is to study the morphofunctional state of teachers of the Department of physical education and health of Ryazan state medical University. The object of the study is 20 teachers of the Department, 9 women and 11 men. The research methods included a survey, anthropometry, and a survey on the hardware and software complex "Integral health indicator", which included a color lusher test, a visual-motor reaction test, and a pulse test (cardiointervalometry) with subsequent evaluation of the results. Widely using physical culture and health technologies for the improvement of students, there is an unsatisfactory level of knowledge of health-saving technologies in

здоровьесберегающими технологиями в индивидуальной деятельности, что свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов.

Ключевые слова: морфофункциональное состояние преподавателей; резервы здоровья; культура здоровья

Введение

Значимость сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного процесса медицинского вуза вряд ли у кого-либо вызывает сомнение. В процессе обучения в системе высшего образования происходят существенные изменения. Критерии напряженности трудового процесса в целом представляют его как сверхнапряженный по показателям умственных и сенсорных нагрузок. Объем ежедневного рабочего времени преподавателя физической культуры не изучен, не учтен и не отражен в действующем трудовом законодательстве. Известно, что кроме основных занятий по расписанию преподаватели проводят огромное количество всевозможных спортивных мероприятий и соревнований. Установлено, что при умственной работе возникают изменения, снижающие адаптационные способности организма, что повышает риск срыва адаптационных механизмов. По данным исследователей, до настоящего времени состояние здоровья преподавателей изучено сравнительно мало и по самооценке самые низкие уровни положительной оценки состояния здоровья были у медицинских работников и педагогов. Анализ литературных источников показал, что в России состояние здоровья преподавателей вузов нуждается в пристальном внимании. С одной стороны, повысились требования к профессиональной компетентности преподавателей и ответственности за студентов, с другой стороны, имеется недостаточная ответственность за состояние собственного здоровья.

Проведенное нами ранее обследование мор-фофункционального состояния преподавателей кафедры физического воспитания и здоровья РязГМУ служит точкой отсчета в динамике контроля резервов здоровья преподавателей кафедры. За прошедший год состав кафедры пополнился молодыми преподавателями. В связи с этим нам представляется интересным посмотреть, как изменился морфофункциональный портрет кафедры в динамике.

Цель работы — изучение морфофункцио-нального состояния преподавателей кафедры физического воспитания и здоровья.

Объектом исследования являются 20 преподавателей кафедры, из них девять женщин и 11 мужчин.

Методы исследования включали опрос, антропометрию и обследование на программно-ап-

individual activities, which indicates a lack of health culture of teachers.

Keywords: morphofunctional state of teachers; health reserves; health culture

паратном комплексе «Интегральный показатель здоровья», которое включало цветовой тест Лю-шера, тест зрительно-моторной реакции, тест пульса (кардиоинтервалометрия) с последующей оценкой результатов.

На рис. 1 представлены резервы здоровья сотрудников кафедры РязГМУ. За 100% мы приняли средние показатели на кафедре и сравнили мужские и женские резервы здоровья.

Обследование проводили в январе 2020 г. Средний возраст у мужчин — 43,8 года, у женщин — 58,7 лет, средний возраст сотрудников кафедры — 52,5 года. Самому молодому сотруднику — 28 лет, самому мудрому, принявшему участие в обследовании, — 70 лет. Таким образом, за последний год мужчины помолодели (с 61 года до 43,8 лет в среднем). Самым высоким оказался мужчина — 187 см, самая низкая женщина — 156 см. Самый большой вес у мужчины составил 103 кг, самый маленький вес у женщины — 52 кг. По-прежнему у двух женщин и одного мужчины индекс массы тела был выше значения 25. Самым сильным по показателю динамометрии оказался молодой мужчина — 60 кг. Самыми слабыми — женщины за 60 лет (20 кг). Средний показатель динамометрии у мужчин — 44,2 кг, у женщин — 25,5 кг. В прошлом обследовании средний показатель динамометрии у мужчин составил 43 кг, у женщин — 25 кг.

Самая высокая жизненная емкость легких у молодого преподавателя мужчины — 4700 см3, в прошлом обследовании — 5600 см3, самая низкая — у женщины — 1400 см3, в прошлом — 1900 смЗ. Средние показатели жизненной емкости у мужчин — 3714 см3, ранее — 3900 см3, у женщин — 2250 см3, ранее — 2300 см3. Таким образом, отмечается снижение функциональных резервов преподавателей.

Педагогическая работа может провоцировать развитие профессиональных заболеваний. Неврологические заболевания, согласно статистике, в структуре заболеваний преподавателей преобладают. Функциональные резервы ЦНС, оцененные с помощью теста зрительно-моторной реакции, самые низкие (39%, 31 и 30%) у трех женщин (50 и 60 лет) снизились по сравнению с прошлым обследованием и требуют медикаментозной коррекции. Общие резервы здоровья ниже среднего у всех сотрудников кафедры. Психические резервы низкие только у одного преподавателя. В этом году произошло улучшение психических резервов, возможно, из-за благоприятного климатического состоя-

272

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 2

ния на кафедре. Средние показатели психических резервов у мужчин — 72%, у женщин —76%. Адаптационные резервы тоже приблизительно одинаковые у мужчин и женщин (40,5% — у муж-

Результаты и обсуждение

В обследовании, проведенном на кафедре ранее, лишь у одного сотрудника зарегистрировано перенапряжение регуляторных систем организма, последнее обследование выявило перенапряжение регуляторных систем у всех сотрудников кафедры.

И, наконец, самыми низкими оказались физические резервы преподавателей: 26,8% — у мужчин и 23,2% — у женщин. Широко используя физкультурно-оздоровительные технологии для оздоровления студентов, отметим неудовлетворительный уровень владения здоровьесберега-ющими технологиями в индивидуальной деятельности, что свидетельствует о дефиците культуры здоровья педагогов.

Таким образом, несмотря на «омоложение» кафедры, результаты обследования оказались несколько хуже предыдущих, за исключением психических резервов. Наши исследования подтверждают необходимость пристального внимания за состоянием здоровья преподавателей. Польза подобного обследования в том, что оно позволяет выявить донозологические группы по уровню отдельных показателей здоровья, что имеет значение для своевременной коррекции негативных отклонений. Преподавателям рекомендовано уделять внимание режиму дня, витаминизации организма и занятиям оздоровительной гимнастикой. Некоторым сотрудникам дана рекомендация пройти санаторное лечение.

чин и 38% — у женщин), что ниже среднего. В прошлом обследовании адаптационные резервы были высокими в 100% случаев (более 80%).

Список литературы

1. Толстова Т.И., Прошляков В.Д., Пономарева Г.В. Морфофункциональное состояние преподавательского состава кафедры физического воспитания // Сборник материалов ежегодн. науч. конф. Рязанского медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Рязань, 2016. С. 80—82.

2. Мазикин И.М., Толстова Т.И., Вощинина НЛ. Проблема профессионального долголетия педагогов физической культуры / / Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 203—205.

3. Толстова Т.И., Пономарева Г.В. Динамика морфофункционального состояния преподавательского состава кафедры физического воспитания // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста: Материалы IV Всерос. науч. конф. мол. спец. с междунар. участием. Рязань, 2018. С. 318—320.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов мед. вузов / под ред. В.А. Минаева, Н.И. Вишняковой. 4-е изд. М.: Медпресс-информа, 2006.

5. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагогов: дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2009.

6. Лхмерова С.Г., Ижбулатова ЭЛ. Состояние здоровья и профессиональное долголетие // Вестник Башк. пед. университета. Серия: Педагогика и психология. 2000. № 1. С. 10—16.

X

tu s о а с

200°^

■■ЙЗ 95 96 85 85 95 82 97 97~

Iii I § I

' /

<?-СУ

oSS*

s

F </

/

Показатели

Мужчины Женщины

Рис. 1. Резервы здоровья сотрудников кафедры РязГМУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.